Решение №СП/46985/23 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «ЗлатЭнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (далее – Министерство, Орган регулирования)
по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии
на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи экономиста
ООО «ЗлатЭнерго» <...>, юрисконсульта ООО «ЗлатЭнерго» <...>, первого заместителя Министра тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>, заместителя начальника управления — начальника отдела регулирования тарифов на услуги субъектов естественных монополий Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 22.02.2023 № 27553/23) о споре (разногласиях) между ООО «ЗлатЭнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлением Министерства тарифного регулирования и энергетики Челябинской области от 25.11.2022 № 101/43 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов
с сетевыми организациями, расположенными на территории Челябинской области»
в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии и необходимая валовая выручка на 2023 год.

Тарифное регулирование в отношении ООО «ЗлатЭнерго» осуществляется
с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, 2023 год – первый год долгосрочного периода регулирования 2023-2027 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ; без учета оплаты потерь электроэнергии), установленная оспариваемым постановлением, составляет 71 945,97 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 115 328,92 тыс. руб.

ООО «ЗлатЭнерго» заявляет требование об учете в составе НВВ на 2023 год расходов по статье разногласий «Работы и услуги производственного характера
(в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» в сумме 49 222,91 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации
от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178)
и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с подпунктом 1 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг (определяются в соответствии
с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178).

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 установлено, что
при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России направлены следующие обосновывающие материалы:

1. Копия письма ООО «ЗлатЭнерго» о корректировке тарифной заявки
от 17.11.2022 № 436 (на 1 л.);

2. Копия особого мнения ООО «ЗлатЭнерго» от 22.11.2022 № 445 по проекту постановления (на 3 л.).

По результатам анализа материалов, направленных сторонами спора, ФАС России отмечает следующее.

Статья разногласий «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств».

Заявителем расходы на оплату работ и услуг производственного характера,
в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств, заявлены в размере 49 222,91 тыс. руб. в том числе с учетом следующих статей расходов:

1.1 Материальные затраты в сумме 8 147,00 тыс. руб.

1.2 Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала в сумме 31 499,93 тыс. руб.

1.3. Отчисления на социальные нужды в сумме 9 575,98 тыс. руб.

Органом регулирования в составе статьи затрат «Расходы на оплату работ
и услуг производственного характера, в т. ч. услуги сторонних организаций
по содержанию сетей и распределительных устройств» учтены материальные затраты в размере 5 839,96 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 43 382,95 тыс. руб.

1.1 Материальные затраты

Расходы на материалы для выполнения ремонтных работ в электрических сетях напряжением 0,38-500 кВ определены регулируемой организацией
на нормативном уровне в размере 8 147,00 тыс. руб. в год (без НДС) и рассчитаны
на основании СО 34.10.397-2005.

Органом регулирования материальные затраты в размере 5 839,64 тыс. руб. рассчитаны исходя из экономически обоснованного уровня затрат, установленного Органом регулирования на 2022 год в сумме 5 509,40 тыс. руб. с применением индекса потребительских цен на 2023 год
в размере 6%.

В отзыве Министерство отмечает, что в материалах тарифного дела
ООО «ЗлатЭнерго» представлены только нормативные расчеты, акты осмотра, сметные расчеты, дефектные ведомости без отражения дефектов. Договоры подряда не представлены, также как и не представлены документы, подтверждающие проведение конкурсных процедур на заключение договоров.

Также Орган регулирования отмечает, что расходы на материалы завышены, так как в расчетах применяется индекс для строительства по прочим объектам,
а не индекс на оборудование в отрасли электроэнергетики.

ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России не представлена информация о том, каким способом осуществляется обслуживание объектов электросетевого хозяйства, не представлены договоры, акты выполненных работ, подтверждающие осуществление работ в рамках договоров подряда.

Также Заявителем в адрес ФАС России не представлены документы, подтверждающие необходимость проведения работ в заявленном объеме. Кроме того, не представлены договоры, заключенные по результатам торгов, а также иные документы и обоснования в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

1.2 Фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями,
и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Заявителем расчет фонда оплаты труда производственного персонала произведен на основании следующих показателей:

Показатель

Ед. изм.

Значение

1

Численность

чел.

56

2

Тарифная ставка рабочего 1 разряда с учетом дефлятора

руб.

12 639,00

3

Средняя ступень оплаты труда

 

3

4

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени оплаты труда

 

3,23

5

Средняя тарифная ставка

руб.

40 760,78

6

Выплаты по районному коэффициенту и северные надбавки

 

 

6.1

Процент выплат

%

15

6.2

Сумма выплат

руб.

6 114,12

7

Среднемесячная оплата труда 1 работника

тыс. руб.

46 874,89

 

Всего ФОТ

тыс. руб.

31 499,93

При обосновании размера тарифной ставки рабочего 1 разряда Заявитель ссылается на письмо Общероссийского отраслевого объединения работодателей сферы жизнеобеспечения.

ООО «ЗлатЭнерго» отмечает, что в отсутствие данных о величине фактических расходов по данной статье, подтвержденных годовой и бухгалтерской отчетностью, расчет расходов на работы и услуги производственного характера был выполнен исходя из нормативной численности производственного персонала.

По расчету заявителя, нормативная численность производственного персонала, выполняющего текущий ремонт и обслуживание электрохозяйства, составляет 32,19 ед., при этом, с учетом применения коэффициента районирования (1,18%), коэффициента сложности (1,11%), коэффициента разбросанности (1,12%), коэффициента невыходов (1,18%) численность составила 56 ед.

ФАС России отмечает, что коэффициент районирования и коэффициент разбросанности не предусмотрены приказом Госстроя РФ от 03.04.2000 № 68.

Органом регулирования отмечено, что в результате искусственного завышения нормативной численности рабочих путем применения коэффициентов,
не предусмотренных законодательством, ООО «ЗлатЭнерго» увеличивает численность административно-управленческого персонала с 3,675 до 12 ед., при том, что работы регулируемая организация планирует выполнять подрядным способом.

Также Министерством в отзыве отражено, что в материалах тарифного дела Заявителем приложена оборотно-сальдовая ведомость, которая не отражает фактическую численность персонала, что не соответствует положениям пункта
26 Основ ценообразования № 1178.

Министерством фонд оплаты труда промышленно-производственного персонала принят в размере 15 644,92 тыс. руб. и учтен в составе статьи «Расходы
на оплату труда». Численность промышленно-производственного персонала принята в размере 34,46 чел., среднемесячная заработная плата – 37 833,53 руб.

По результатам рассмотрения направленных сторонами спора материалов ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России и Органа регулирования не были представлены данные по форме № П-4 «Сведения о численности
и заработной плате работников», а также иные материалы, подтверждающие фактическую численность персонала за 2022 год, а также не представлен расчет
и обоснования, позволяющие оценить экономическую обоснованность применения ООО «ЗлатЭнерго» в расчете величины тарифного коэффициента (3,23)
и соответствующей средней ступени по оплате труда (3).

1.3 Отчисления на социальные нужды

Расходы на отчисления на социальные нужды в сумме 9 575,98 тыс. руб. рассчитаны ООО «ЗлатЭнерго» исходя из размера страховых взносов
30,4% от фонда оплаты труда промышленно-производственного персонала в размере 31 499,93 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды рассчитаны Министерством исходя
из величины фонда оплаты труда и размера страховых взносов 30,4% в сумме 4 756,06 тыс. руб. Данные расходы были учтены в статье «Отчисления
на социальные нужды».

Таким образом, утвержденная Министерством величина расходов по статье затрат «Расходы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» на 2023 год составляет 28 748,92 тыс. руб., рассчитанная исходя из плановых показателей
2022 года с учетом ИПЦ в размере 6%, а также с учетом изменения количества условных единиц с 3 019,62 у.е. до 3 154,41 у.е. ввиду не предоставления Заявителем в адрес Органа регулирования документов, обосновывающих несение регулируемой организацией экономически обоснованных расходов по регулируемому виду деятельности за 2022 год.

Данное обстоятельство обусловлено тем, что по итогам заседания Правления Министерства, состоявшегося 25.11.2022, было принято решение о переносе из статьи затрат «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)», расходов на оплату труда в статью «Затраты на оплату труда» и расходов на отчисления на социальные нужды в статью «Отчисления на социальные нужды», так как в вышеуказанных статьях уже учтена нормативная численность с учетом индекса потребительских цен в соответствии с Прогнозом Министерства экономического развития Российской Федерации на 2023 год в размере 6%.

Таким образом, расходы по статье «Работы и услуги производственного характера в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей
и распределительных устройств)» (5 839,96 тыс. руб.), по статье «Расходы на оплату труда» (с учетом АУП - 17 568,22 тыс. руб.), по статье «Отчисления на социальные нужды» (с учетом АУП – 5 340,74 тыс. руб.) совокупно составили 28 748,92 тыс. руб.

Дополнительно в отношении количества у.е. ФАС России отмечает следующее.

Письмом от 17.11.2022 № 436 Заявителем в адрес Министерства направлено заявление о корректировке ранее направленной тарифной заявки, согласно которому объем электросетевого хозяйства составляет 3 411,66 у.е.

Министерством принято 3 154,41 у.е.

Разница между учтенным и заявленным в ФАС России количеством условных единиц составляет 257,25 у.е.

Органом регулирования отмечено, что на 2022 год принято количество условных единиц в размере 3 019,62 у.е., которое регулируемой организацией
не оспаривалось.

На 2023 год Министерством приняты только дополнительные условные единицы по договорам, заключенным в 2022 году, в количестве 134,79 у.е.,
с исключением условных единиц по линиям электропередач в размере 5,31 у.е.
по КС-11 от 01.04.2022 № КС-01-04-22, поскольку они являются недвижимым имуществом, не зарегистрированным в установленном законодательством порядке.

По результатам проведенного анализа ФАС России отмечает, что Заявителем
в адрес ФАС России в составе обосновывающих материалов не представлены технические паспорта сооружений (объектов основных средств), свидетельства
о государственной регистрации права собственности объектов недвижимости, документы, подтверждающие материалы опор и т.д., также Заявителем
не представлен расчет, произведенный в соответствии с таблицами № П2.1, № П2.2 Методических указаний № 20-э/2.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» являются экономически необоснованными
и не подлежат удовлетворению.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «ЗлатЭнерго» и Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «ЗлатЭнерго» в удовлетворении требований, указанных
в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Министерством тарифного регулирования и энергетики Челябинской области (рег. от 22.02.2023 № 27553/23).

 

Связанные организации

ООО "ЗлатЭнерго"
ИНН 7404073864, ОГРН 1217400010255
Челябинское УФАС России
ИНН 7453045147, ОГРН 1027403895310
Министерство тарифного регулирования и энергетики Челябинской области
ИНН 7453099449, ОГРН 1037403874903