Решение №СП/52686/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС России;

Заместителя председателя Комиссии:

<...>

Членов Комиссии:

<...>

<...>

<...>

<...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация, филиал) и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (далее – РЭК Тверской области, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Центр» <...>, заместителя директора по экономике и финансам филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» <...>, начальника управления регулирования в сфере электроэнергетики Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 28.02.2023 № 29670/23).

Приказом Главного управления «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области от 28.11.2022 № 498-нп «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии, оказываемые на территории Тверской области потребителям, на 2023 год» в отношении Заявителя установлены единые тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК Тверской области, составляет 6 783 216,59 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 9 434 082,37 тыс. руб.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии для Заявителя установлены методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 гг.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Ремонт основных средств

1 077 774,47

271 032,26

806 742,21

2

Расходы на оплату труда

1 903 914,48

1 680 892,06

223 022,42

3

Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ; средства коллективной защиты

161 865,97

45 123,96

116 742,01

4

Управленческие расходы

112 719,35

20 824,48

91 894,87

5

Расходы на обслуживание инвестиционных кредитов на 2023 год

400 587,09

288 315,94

112 271,15

6

Отчисления на социальные нужды

578 790,00

510 991,19

67 798,81

7

Амортизация основных средств

1 031 057,07

896 370,06

134 687,01

8

Расчетная предпринимательская прибыль

488 145,09

0,00

488 145,09

Итого по статьям

 

 

2 045 774

Общая сумма разногласий составила 2 045 774 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы на ремонт основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на ремонт основных средств в сумме 1 077 774,47 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 271 032,26 тыс. руб.

Сумма разногласий 806 742,21 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- многолетние графики на 2023-2027 гг., годовые графики на 2023 год;

- дефектные ведомости (акты), сметы;

- расчет расходов на материалы и услуг сторонних организаций;

- пояснительные записки по статье;

- письмо филиала ПАО «Россети Центр – «Тверьэнерго» от 22.03.2022
«О согласовании программы ремонтов на 2023-2027 гг.»;

- письмо Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства
от 28.03.2022 № 1711-МЛ о перенаправлении письма Тверьэнерго для рассмотрения в РЭК Тверской области;

- первичные бухгалтерские и иные документы (договоры, реестры договоров, протоколы проведения закупочных процедур, УПД, счета-фактуры, товарные накладные, акты списания израсходованных материалов, оборотно-сальдовые ведомости, платежные поручения, КС-2, КС-3, сметы, счета), подтверждающие закупку материалов и выполнение работ сторонними организациями за 2019-2021 гг.;

- отчет ТОиР за 2021 год.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Органом регулирования расходы на проведение ремонта были приняты исходя из фактических расходов 2021 года, увеличенных на ИПЦ (2022 – 13,9%, 2023 – 6,0%).

Заявитель с расчетом органа регулирования не согласен и отмечает, что затраты на 2023 год были определены по ремонтной программе исходя из технического состояния объектов, соблюдения периодичности проведения ремонта согласно нормативно-технической документации, а также сформированного годового плана-графика проведения ремонтов с детализацией объемов работ. Годовой график ремонтов, а также многолетние графики были приложены к материалам тарифной заявки.

РЭК Тверской области указывает на то, что заявленные филиалом плановые расходы на 2023 год в 4 раза превышают среднюю величину фактически произведенных расходов (254 396,52 тыс. руб.) за три расчетных периода.

Заявляемые расходы на ремонт основных средств можно разделить на три основных блока:

1. Расчистка просек – 457 329,42 тыс. руб. (осуществляется подрядным способом), в том числе расчистка просек ВЛ 35-110 кВ 4359,43 га на сумму 246 743,46 тыс. руб., расчистка просек ВЛ 0,4-10 кВ 3720,6 га на сумму
210 585,96 тыс. руб.

Фактические расходы филиала на оплату услуг подрядных организаций по расчистке просек составили: 2019 год – 29 893,82 тыс. руб., 2020 год – 40 804,15 тыс. руб., 2021 год – 38 796,41 тыс. руб.

В заявлении о разногласиях Заявитель указывает, что необходимый ежегодный с 2023-2027 гг. объем расчистки просек был определен в соответствии с требуемой периодичностью, необходимостью поддержания просек в нормативном состоянии,
а также в соответствии со сценарными условиями приказа ПАО «МРСК Центра»
от 28.06.2021 № 272-ЦА (приложение № 20 «Об оценке протяженности ВЛ, проходящих по древесно-кустарниковым и лесным насаждениям»).

Филиал также отмечает, что недофинансированность программы эксплуатации, технического обслуживания и ремонта также является основной причиной невозможности содержания просек ВЛ в нормативном безлесном состоянии, которых в филиале насчитывается 38,2 тыс. га площади. Согласно научно-исследовательской работе, завершенной ПАО «Россети» в 2019 году, на тему «Изучение скорости прироста основных видов лесообразующих древесных пород
в зависимости от климатических зон и состоянии почвы в местах прохождения трасс, действующих ВЛ с созданием региональных карт периодичности расчистки просек ВЛ и выдачей рекомендаций по способу выполнения работ», максимально допустимый цикл проведения расчистки просек на территории Тверского региона составляет 5 лет, что говорит о необходимости ежегодной расчистки 7,6 тыс. га просек ВЛ.

При этом в филиале реализуются масштабные мероприятия по снижению аварийности и повышению надежности электроснабжения потребителей в регионе
с привлечением персонала и средств других филиалов ПАО «Россети Центр».
В 2018 году были проведены учения с привлечением 20 филиалов ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье», выполнено 12 770 га расчистки просек ВЛ 6-110 кВ, 1 103 га расширения просек ВЛ 35-110 кВ; в 2019 году реализована программа по приведению в нормативное техническое состояние электрических сетей филиала с привлечением 20 филиалов ПАО «Россети Центр»
и ПАО «Россети Центр и Приволжье»; в 2021 году проведены учения с привлечением 17 филиалов ПАО «Россети Центр» и ПАО «Россети Центр и Приволжье», выполнено 11 300 га расчистки просек ВЛ 6-10 кВ.

По данному виду работ в орган регулирования и ФАС России представлена сводная таблица (приложение 2 плана-графика ремонтов), в которой указано диспетчерское наименование ВЛ, протяженность, площадь, подлежащая расчистке и стоимость расчистки, рассчитанная исходя из стоимости расчистки 1 га - 56,6 тыс. руб.

Дополнительно в ФАС России представлена динамика затрат на техническое обслуживание и ремонт, не подтвержденная обосновывающими документами и не представленная в орган регулирования.

Фактическая реализация расчистки просек с привлечением других филиалов не подтверждена документально. Экономическое обоснование планируемых объемов расчистки просек отсутствует, договоры, заключенные по результатам проведения торгов, в орган регулирования и ФАС России не представлены.

2. Материалы на ремонт – 452 796,56 тыс. руб. (хозяйственный способ).

Фактические расходы филиала на материалы на ремонт составили: 2019 год – 132 143,02 тыс. руб., 2020 год – 184 583,08 тыс. руб., 2021 год – 107 760,52 тыс. руб.

В качестве обосновывающих документов Заявителем в орган регулирования и ФАС России представлена сводная таблица материалов на ремонт в разрезе каждого материала с указанием планируемого расхода, единичной расценки и затрат.

РЭК Тверской области запросами от 28.07.2022 № 1554-КР и от 05.10.2022 № 2029-КР было указано на необходимость предоставления обоснования плановых расходов, с приложением расчета количественной потребности в материалах и цены товара за 1 единицу.

Указанные материалы в орган регулирования представлены не были.

Экономическое обоснование планируемых материалов на ремонт отсутствует.

3. Ремонты подрядным способом – 167 656,44 тыс. руб., в том числе ремонт производственных ЗиС в сумме 45 896,95 тыс. руб. и обслуживание устройств РЗА ПС 35-110 кВ, РП (ТП) 6-10 кВ в сумме 47 773,34 тыс. руб.

Локальные нормативные акты, устанавливающие периодичность работ по ремонту и сведения о проведении предыдущих капитальных ремонтов, свидетельствующие о необходимости проведения очередного ремонта в отношении определенных объектов, либо документальное подтверждение необходимости выполнения данных работ во внеочередном порядке, в материалах тарифного дела отсутствуют.

Представленные дефектные акты на определение объема работ не содержат подписей должностных лиц – членов комиссии. Не представлен акт обследования объектов. Все объекты в соответствии с дефектными актами имеют идентичные дефекты и требуют проведения одних и тех же работ. Локальные сметы по зданиями ПС и ЗТП идентичны как по объему работ и материалов, так и по стоимости. Стоимость услуг и материалов, учтенных в смете, не подтверждена документально.

В ФАС России дополнительно были представлены доработанные и актуализированные дефектные акты и локальные сметы на ремонт ПС и зданий ЗТП, а также подписанные локальные сметные расчеты по обслуживанию устройств РЗА ПС 35-110 кВ, РП (ТП) 6-10 кВ, не имеющиеся в распоряжении органа регулирования.

В этой связи экономическое обоснование планируемых ремонтов подрядным способом отсутствует.

При этом ФАС России отмечает, что на протяжении последних лет наблюдается систематический дисбаланс в тарифно-балансовых решениях ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», обусловленный следующими причинами:

- принятые Администрацией Тверской области решения о «заморозке» тарифов в 2019-2021 гг;

- не учет в полном объеме экономически обоснованной НВВ филиала. По итогам рассмотрения в 2021-2022 гг. споров по тарифным решениям в ФАС России подлежащая компенсации задолженность по НВВ за прошлые периоды регулирования составляет 3,2 млрд. руб.

ФАС России считает обоснованным проводить индексацию средних фактических расходов на ремонт за предыдущий долгосрочный период регулирования, т.е. за 2018-2021 гг., а не только за 2021 год.

Фактические расходы на ремонт составили: 333 133,31 тыс. руб. в 2018 году, 200 540,9 тыс. руб. в 2019 году, 345 263,57 тыс. руб. в 2020 году, 217 385,11 тыс. руб. в 2021 году. Средние расходы на проведение ремонта составляют 296 363,4 тыс. руб. (в ценах 2021 года). Также дополнительно РЭК Тверской области в составе расходов на ремонт были учтены расходы на ГСМ на ремонт в сумме 8 574,52 тыс. руб. (Заявителем не оспаривается).

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на ремонт основных средств» подлежат частичному удовлетворению.

Экономически обоснованный размер расходов на ремонт на 2023 год должен составлять 366 385,9 тыс. руб. (8 574,52 + (296 363,4*1,139*1,06).

Дополнительному учету подлежат средства в размере 95 353,7 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Расходы на оплату труда».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на оплату труда в сумме 1 903 914,48 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 1 680 892,06 тыс. руб.

Сумма разногласий 223 022,42 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расходов на оплату труда по филиалу на 2023-2027 годы (в составе письма от 08.11.2022 № МР1-ТВ/4-1/7346);

- структура фонда оплаты труда по категориям за 2021 год и на 2023 год;

- расчет тарифного коэффициента (максимальный, минимальный, средний в соответствии со штатным расписанием);

- отраслевое тарифное соглашение на 2022-2024 гг. с уведомлением о регистрации;

- письмо ФАС России от 07.06.2022 № ВК/55143/22 в адрес органов регулирования;

- информационное письмо РАЭЛ от 11.07.2022 № 269/02/2022;

- пояснительная записка расчета ФОТ;

- коллективный договор на 2022-2024 гг.;

- расчет нормативной численности;

- положения об оплате труда, о материальной помощи, об улучшении жилищных условий, о премировании, о материальной помощи пенсионерам, о путевках, о порядке привлечения работников к сверхурочным работам, о выплате АВР, о дополнительной поддержке пенсионеров-руководителей, о вознаграждении за выслугу лет, о дополнительном материальном стимулировании, о представлении работников к наградам;

- трехстороннее соглашение о развитии социального партнерства;

- выписка из штатного расписания;

- оборотно-сальдовая ведомость счета 70 за 2021 год;

- динамика расходов на оплату труда 2019-2021 гг.;

- форма № П-4 за 2021 год.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Расчет фонда оплаты труда осуществляется по форме таблицы № П1.16 в Приложении № 1 Методических указаний № 20-э/2.

Разногласия возникли в части применения среднего тарифного коэффициента. Органом регулирования в расчете расходов на оплату труда применены тарифные коэффициенты в размере 1,46 по категории «рабочие» и 2,05 по категории «РСС» (средний 1,83) исходя из фактических данных 2021 года.

Филиал считает обоснованным использовать тарифные коэффициенты в размере 1,7 по категории «рабочие» и 2,51 по категории «РСС» (средний 2,07).

Расчет тарифных коэффициентов, произведенный в соответствии с Рекомендациями о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, утвержденными Объединением работодателей электроэнергетики и Всероссийским электропрофсоюзом 14 ноября 2005 года, а также в соответствии со штатным расписанием от 01.09.2022, был направлен Заявителем в РЭК Тверской области в составе дополнительных материалов письмами от 17.10.2022 № 4187, от 08.11.2022 № МР1-ТВ/4-1/7346.

ФАС России отмечает, что органом регулирования не была дана оценка представленным материалам и расчетам. Кроме того, при анализе расчета органа регулирования ФАС России также выявлено, что расчет среднемесячной тарифной ставки произведен неверно (20 124,68 руб. вместо 20 151,96 руб.).

Заявитель отмечает, что тарифные коэффициенты, рассчитанные по максимальному уровню каждой ступени оплаты труда, где средний 2,61, не рассматриваются и не заявляются, поскольку превышают тарифные коэффициенты, определенные по штатному расписанию (средний 2,4). В этой связи заявляются тарифные коэффициенты, рассчитанные по минимальному уровню каждой ступени оплаты труда (средний 2,07).

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на оплату труда» подлежат удовлетворению.

Заработная плата, учтенная органом регулирования на 2023 год, составляет 49 280,31 руб./чел., что ниже средней номинальной начисленной заработной платы по виду деятельности «Обеспечение электрической энергии» по Тверской области
в 2021 году, составляющей 55 225 рублей в месяц (с учетом ИПЦ - 66 675 руб./мес.).

Экономически обоснованный размер расходов по данной статье составляет 1 903 914,48 тыс. руб. (не превышает предложение регулируемой организации, опубликованное на официальном сайте в соответствии с пунктом 12 Правил регулирования № 1178, в размере 2 657 961,67 тыс. руб.). Средняя заработная плата работников принята ФАС России на уровне 55 818,86 руб./чел./мес., что не превышает среднюю номинальную начисленную заработную плату по Тверской области на 2023 год с учетом ИПЦ.

Дополнительному учету подлежат расходы в сумме 223 022,42 тыс. руб.

3. Статья разногласий «Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ; средства коллективной защиты».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье в сумме 161 865,97 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 45 123,96 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 116 742,01 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет расходов по статье «Спецодежда и СИЗ» на долгосрочный период 2023 2027 гг.;

- расшифровка «Расчет расходов по статье «Спецодежда и СИЗ» на долгосрочный период 2023-2027 гг.;

- пояснительная записка по статье;

- первичные бухгалтерские и иные документы (договоры, реестры договоров, протоколы проведения закупочных процедур, УПД, счета-фактуры, товарные накладные), подтверждающие закупку материалов за 2019-2021 гг.

Расходы по данной статье определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования расходы по данной статье были определены исходя из среднего значения фактических расходов за три расчетных периода 2019-2021 гг., увеличенных на ИПЦ (2022 – 13,9 %, 2023 – 6,0%).

РЭК Тверской области указывает на то, что заявленные филиалом плановые расходы на 2023 год значительно превышают среднюю величину фактически произведенных расходов (34 625,15 тыс. руб.) за три расчетных периода.

Органом регулирования отмечено, что в материалы тарифного дела филиалом не был представлен расчет количественной потребности в приобретении спецодежды и средств защиты. В этой связи РЭК Тверской области запросами от 28.07.2022 № 1554-КР и от 05.10.2022 № 2029-КР было указано на необходимость предоставления обоснования плановых расходов, с приложением расчета количественной потребности в спецодежде и средствах защиты и цены товара за 1 единицу.

В отзыве на заявление о разногласиях орган регулирования отмечает, что указанные материалы в орган регулирования представлены не были.

Филиал отмечает, что в ответ на запрос органа регулирования письмом от 17.10.2022 № МЗ1-ТВ/4-1/1/6700 были представлены подробные расчеты по нормам выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам филиала с расшифровкой потребности в количестве спецодежды и СИЗ на 2023 год в разрезе профессий и номенклатуры закупаемых материалов, стоимостью единицы и суммой расходов всего и по каждой позиции номенклатуры. Также в расчетах приведен объем закупки в 2021 году с информацией о том, что ранее специальной одежды и СИЗ было закуплено критически мало. Кроме того, срок носки большинства изделий не более 12-24 месяцев и в 2023 году он подошел к концу.

ФАС России отмечает, что в представленных расчетах приведены нормы выдачи на 1 человека в соответствии с нормативными актами, а также перечень профессий, которым требуется выдача специальной одежды и СИЗ, при этом расчет количественной потребности в соответствии с действующим штатным расписанием не представлен, документы, обосновывающие стоимость 1 единицы товара, отсутствуют.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Специальная одежда, специальная обувь и другие СИЗ; средства коллективной защиты» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

4. Статья разногласий «Управленческие расходы».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов по данной статье в сумме 112 719,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в размере 20 824,48 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 91 894,87 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- смета расходов исполнительного аппарата по факту 2021 года, ожидаемому 2022 году и планируемому 2023 году с выделением доли, приходящейся на филиал
и на вид деятельности услуги по передаче электрической энергии;

- пояснительная записка;

- первичные бухгалтерские и иные документы (договоры, реестры договоров, протоколы проведения закупочных процедур, УПД, счета-фактуры, товарные накладные) за 2021 год;

- расчет нормативной численности персонала исполнительного аппарата;

- форма по расчету фонда оплаты труда исполнительного аппарата (форма 1.16);

- приказ об установлении базового должностного оклада и индексации расходов исполнительного аппарата;

- ИТ-бюджет;

- расчет затрат на аренду офисных помещений и лизинг;

- расчет расходов корпоративного управления;

- расчет амортизации имущества исполнительного аппарата.

Регулируемая организация заявляет требование об учете следующих статей затрат:

1

Управленческие расходы, в том числе:

112 719,35

20 824,48

91 894,87

1.1

Материальные затраты

1 298,17

0,00

1 298,17

1.2

Работы и услуги производственного характера

1 787,73

0,00

1 787,73

1.3

Расходы на оплату труда

65 375,65

11 188,99

54 186,66

1.4

Расходы на услуги вневедомственной охраны

363,86

0,00

363,86

1.5

Расходы на услуги коммунального хозяйства

826,99

0,00

826,99

1.6

Расходы на информационные услуги (вкл. расходы на ПО)

2 167,2

0,00

2 167,2

1.7

Расходы на аудиторские услуги

350,6

0,00

350,6

1.8

Транспортные услуги

34,74

0,00

34,74

1.9

Прочие услуги сторонних организаций

12 495,1

0,00

12 495,1

1.10

Расходы на командировки и представительские

1 285,58

0,00

1 285,58

1.11

Расходы на подготовку кадров

90,57

0,00

90,57

1.12

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

552,05

0,00

552,05

1.13

Теплоэнергия

92,88

0,00

92,88

1.14

Плата за аренду имущества и лизинг

5 769,11

5 057,93

711,18

1.15

Налоги

16,61

0,00

16,61

1.16

Отчисления на социальные нужды

14 840,27

2 512,74

12 327,53

1.17

Прочие расходы из прибыли

3 307,43

0,00

3 307,43

1.18

Услуги связи

976,64

976,64

0,00

1.19

Амортизация ОС и НМА

1 088,18

1 088,18

0,00

Органом регулирования учитываются в составе управленческих расходов затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, расходы на оплату связи, амортизационные отчисления (в том числе в части транспорта), плата за аренду имущества и лизинг.

Заявитель отмечает, что в действиях органа регулирования наблюдается противоречие, поскольку при включении вышеуказанных затрат иные сопутствующие расходы, связанные с обслуживанием и эксплуатацией здания и транспортных средств, не включаются в состав НВВ филиала необоснованно.

Среди функций, выполнение которых централизованно на уровне исполнительного аппарата на 90 %, выделены функции в части бухгалтерского и налогового учета и отчетности, в том числе формирование положения об учетной политике организации, функции в части реализации конкурентной политики и закупочной деятельности, а также в части реализации инвестиционной деятельности.

В этой связи ФАС России считает целесообразным учитывать в составе НВВ регулируемой организации расходы, связанные с оплатой труда персонала, выполняющего функции, влияющие на качество осуществления регулируемой деятельности филиала; расходы, являющиеся постоянными и связанными с обслуживанием и эксплуатацией помещения, в котором размещен персонал; обязательные платежи, подлежащие уплате в бюджет (налоги, отчисления на социальные нужды); иные расходы, несение которых оказывает экономический эффект на деятельность филиала.

1) «Материальные затраты», «Расходы на услуги коммунального хозяйства», «Работы и услуги производственного характера (ремонт и обслуживание)», «Расходы на услуги вневедомственной охраны», «Расходы на информационные услуги (вкл. расходы на ПО)», «Расходы на аудиторские услуги», «Транспортные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций», «Расходы на командировки и представительские», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности», «Расходы на услуги банков», «Теплоэнергия», «Налоги».

В экспертном заключении органа регулирования не отражена оценка представленных Заявителем материалов, в том числе не указаны причины неучета расходов по каждой подстатье затрат. Так, в материалы тарифного дела были представлены договоры, а также информация о проведении закупочных процедур, что соответствует пункту 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, требования Заявителя по данным подстатьям затрат подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности затрат с учетом вышеизложенного, отразив его в экспертном заключении органа регулирования в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178, и включить расходы в состав НВВ Заявителя в экономически обоснованном размере.

2) Прочие расходы из прибыли.

В состав данной подстатьи Заявителем включены:

- расходы, связанные с «корпоративным управлением» (выплата вознаграждений членам Совета директоров, ревизионной комиссии и комитетов, расходы на проведение ежегодного собрания акционеров);

- эмиссия и обслуживание ценных бумаг (обслуживание ЦБ, эмиссия акций, переоценка, реестр, консультации);

- расходы «Услуги рейтинговых агентств»;

- расходы на добровольные членские взносы в общественные и иные некоммерческие организации.

ФАС России отмечает, что учет вышеуказанных расходов Основами ценообразования № 1178 не предусмотрен.

Таким образом, требования Заявителя по данной подстатье затрат удовлетворению не подлежат.

3) Расходы на оплату труда.

Органом регулирования численность исполнительного аппарата принята в количестве 324 человек в соответствии с формой статистической отчетности № П-4 за 2021 год по г. Москва.

Филиал заявляет к учету численность исполнительного аппарата в количестве 435 человек, определенную в том числе в соответствии с формой статистической отчетности № П-4 за 2021 год по регионам присутствия.

Заявителем отмечено, что часть персонала размещена в зонах деятельности ПАО «Россети Центр» (Белгородэнерго, Брянскэнерго, Курскэнерго, Липецкэнерго, Орелэнерго, Смоленскэнерго, Тверьэнерго, Ярэнерго, а также на территории Ивановской и Нижегородской областей).

ФАС России отмечает, что обоснование дополнительной численности исполнительного аппарата по регионам присутствия Заявителем не представлено, анализ на предмет отсутствия дублирования функций, выполняемых заявленным исполнительным аппаратом и административным персоналом на местах, не представлен. Также не представлена информация об учете расходов на оплату труда административного персонала в соответствующих филиалах с целью исключения двойного учета одних и тех же затрат.

Также филиал заявляет требование об учете средней заработной платы исполнительного аппарата в размере 245,57 тыс. руб., поскольку в соответствии с требованиями отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике оплата труда высших менеджеров и работников аппарата управления определяется соответствующими органами управления организаций.

Органом регулирования средняя заработная плата определена на уровне 58 689,28 руб., равном учтенному при формировании фонда оплаты труда филиала «Тверьэнерго» по категории «руководители, специалисты и служащие».

ФАС России отмечает, что подход органа регулирования Основам ценообразования № 1178 не противоречит.

Таким образом, требования Заявителя по данной подстатье затрат удовлетворению не подлежат.

4) Отчисления на социальные нужды.

Учитывая, что данная подстатья расходов является производной от подстатьи расходов «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по данной подстатье удовлетворению не подлежат.

5) Плата за аренду имущества и лизинг.

Разногласия возникли в части нежилых помещений, арендуемых для размещения персонала на других территориях присутствия филиала (г. Белгород, г. Нижний Новгород, г. Иваново).

Договоры аренды заключены соответствующими филиалами и частично используются для размещения персонала ИА ПАО «Россети Центр».

Необходимость размещения персонала исполнительного аппарата на вышеуказанных территориях заявителем не подтверждена, договоры аренды в ФАС России не представлены, информация об их заключении в результате проведения торгов отсутствует. Также не представлена информация об учете расходов на аренду офисов в соответствующих филиалах с целью исключения двойного учета одних и тех же затрат.

Таким образом, требования Заявителя по данной подстатье затрат удовлетворению не подлежат.

5. Статья разногласий «Расходы на обслуживание инвестиционных кредитов на 2023 год».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на обслуживание инвестиционных кредитов в сумме 400 587,09 тыс. руб.

Органом регулирования учтены проценты по инвестиционным кредитам в сумме 288 315,94 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 112 271,15 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- реестры кредитных договоров филиала (раздельно по операционной и инвестиционной деятельности);

- кредитные договоры, заключенные с целью финансирования деятельности филиала;

- протоколы заседаний конкурсной комиссии по проведению закупок финансовых услуг;

- справка о начисленных и уплаченных процентах по кредитным договорам на операционную и инвестиционную деятельность за 2019-2023 гг.;

- информация о величине задолженности по кредитам и займам;

- справка о величине задолженности, приходящейся на филиал;

- справка об объемах погашения заемных средств;

- справка об объемах привлечения заемных средств;

- банковский ордер;

- платежное поручение;

- бюджет движения денежных средств за 2021 год;

- пояснительная записка по расходам на обслуживание заемных средств, в том числе:

а) дебиторская задолженность по видам деятельности за 2008-2021 гг.;

б) справки о балансе денежных расчетов филиала с учетом кассовых разрывов за 2008-2021 гг. в помесячной разбивке;

в) руководство «Сегментный учет кредитов и займов»;

г) оборотно-сальдовая ведомость «Проценты по кредитам за 2021 год»;

д) расчет процентов 2022-2023 гг.;

е) справка по обслуживанию заемных средств.

На основании пункта 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно статье 256 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 средства на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Заявитель не согласен с неучетом РЭК Тверской области расходов на обслуживание инвестиционных кредитов.

РЭК Тверской области указывает на то обстоятельство, что филиалом расчет процентов производится в том числе по договорам, которые планируются к заключению:

- дата привлечения 17.08.2023 на сумму 413,98 млн. руб.;

- дата привлечения 30.11.2022 на сумму 915,0 млн. руб.;

- дата привлечения 17.10.2023 на сумму 413,98 млн. руб. (филиалом к учету данный кредит не заявлялся).

ФАС России отмечает, что неучет расходов на обслуживание инвестиционных кредитов противоречит пункту 32 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, требования Заявителя в данной части подлежат удовлетворению.

С учетом требования пункта 32 Основ ценообразования № 1178 об учете расходов, связанных с возвратом и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, расходы должны составлять 400 587,09 тыс. руб.

Дополнительному учету подлежат средства в сумме 112 271,15 тыс. руб.

6. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает экономически обоснованным размер отчислений
на социальные нужды в сумме 578 790,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в сумме 510 991,19 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 67 798,81 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 09.04.2021 (0,4 %);

- уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний от 23.03.2022 (0,4 %).

Разногласия по проценту отчислений регулируемой организацией не заявлены.

Учитывая, что статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи расходов «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по данной статье подлежат удовлетворению.

Экономически обоснованный размер расходов по данной статье составляет 578 790,00 тыс. руб.

Дополнительному учету подлежат расходы в сумме 67 798,81 тыс. руб.

7. Статья разногласий «Амортизация основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер амортизации основных средств в сумме 1 031 057,07 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 896 370,06 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 134 687,01 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет амортизационных отчислений на 2022-2023 гг.;

- расчет среднегодовой стоимости основных производственных фондов
по линиям электропередач и подстанциям (форма № П1.17.13) на 2021-2023 годы;

- формы № П1.17, № П1.17.1. Расчет амортизационных отчислений
на восстановление основных производственных фондов на 2021-2023 годы;

- ведомости начисленной амортизации за 2021 год и 7 месяцев 2022 года;

- расчет ввода и выбытия основных средств с учетом ИПР на 2022 и 2023 гг.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы
на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.
При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Заявитель ссылается на экспертное заключение органа регулирования, в котором отражено, что сумма экономически обоснованной амортизации, признанной РЭК Тверской области, составляет 1 031 057,07 тыс. руб., однако учитываются на 2023 год расходы по данной статье в сумме 896 370,06 тыс. руб. по причине ограничения роста тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

При этом в экспертном заключении органа регулирования не отражен период учета невключенной в состав НВВ Заявителя амортизации.

ФАС России отмечает, что положениями Основ ценообразования № 1178 неучет плановых экономически обоснованных расходов не предусмотрен.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Амортизация основных средств» подлежат удовлетворению.

8. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в сумме 488 145,09 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 488 145,09 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

РЭК Тверской области отмечает, что основания для учета расчетной предпринимательской прибыли в составе НВВ регулируемой организации отсутствовали, поскольку на дату принятия тарифного решения на 2023 год изменения в Методические указания № 98-э, вносимые приказом ФАС России
от 04.10.2022 № 703/22, не вступили в законную силу.

ФАС России отмечает, что на дату принятия тарифного решения на 2023 год Основы ценообразования № 1178 содержали положения по учету расчетной предпринимательской прибыли в составе НВВ регулируемых организаций.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо рассчитать экономически обоснованную величину РПП в соответствии с требованиями пункта 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между филиалом ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» и Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Главное управление «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области нарушившим пункты 27, 32, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области (рег. от 28.02.2023 № 29670/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» расходы по статьям затрат:

- «Расходы на ремонт основных средств» в сумме 366 385,9 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 95 353,7 тыс. руб.);

«Расходы на оплату труда» в сумме 1 903 914,48 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 223 022,42 тыс. руб.);

- «Расходы на обслуживание инвестиционных кредитов на 2023 год» в сумме 400 587,09 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 112 271,15 тыс. руб.);

- «Отчисления на социальные нужды» в сумме 578 790,0 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 67 798,81 тыс. руб.);

Совокупному учету подлежат средства в размере 498 446,1 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав, на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат «Управленческие расходы», «Расчетная предпринимательская прибыль».

5. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2023 пересмотреть долгосрочный параметр регулирования «Базовый уровень подконтрольных расходов» на 2023 год на основании пунктов 3, 4 настоящего решения.

6. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике учесть в составе НВВ признанные Главным управлением «Региональная энергетическая комиссия» Тверской области в соответствии с экспертным заключением экономически обоснованными расходы по статье затрат «Амортизация основных средств».

7. Органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4, 5, 6 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

8. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Тверской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для филиала ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

9. Отказать филиалу ПАО «Россети Центр» - «Тверьэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

 

 

Председатель Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

С.А. Пузыревский

 

Заместитель председателя Комиссии

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

___________________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

Связанные организации

ГУ РЭК Тверской области
ИНН 6905066785, ОГРН 1026900585942
Тверское УФАС России
ИНН 6905005800, ОГРН 1036900080722
ПАО "Россети Центр"
ИНН 6901067107, ОГРН 1046900099498