Решение №СП/52690/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 4 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «28» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» (далее – Заявитель) и Службой по тарифам Иркутской области (далее – Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» <...>, директора по регулируемой деятельности ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» <...>, заместителя директора по экономике и финансам ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» <...>, начальника отдела правовой экспертизы ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника отдела регулирования цен (тарифов) и контроля в электроэнергетике в управлении регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 28.02.2023 № 29667-ЭП/23) о споре (разногласиях) между ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и Службой по тарифам Иркутской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Спор возник по приказу Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-675-спр «Об установлении сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков на территории Иркутской области», которым в отношении Заявителя установлены сбытовые надбавки гарантирующего поставщика на 2023 год.

Величина НВВ, установленная Органом регулирования, составляет
4 268 708,5 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 4 697 215,5 тыс. руб.

ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» осуществляет функции гарантирующего поставщика на территории Иркутской области
за исключением зон деятельности АО «Витимэнерго», ООО «Русэнергосбыт»
на основании постановления Службы по тарифам Иркутской области от 17.12.2007 № 46-П, приказа Службы по тарифам Иркутской области от 29.12.2009 № 140-спр.

ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» заявляет требование о дополнительном учете в составе НВВ на 2023 год расходов по следующей статье затрат:

№ п/п

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Заявлено в

орган регулирования, тыс. руб.

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

1

 

А

В

С

С-А

 

Расходы на уплату процентов по заемным средствам

200 000

861 303

628 507

428 507

 

Итого НВВ

4 268 708,5

6 619 390

4 697 215,5

428 507

Сумма разногласий составляет 428 507 тыс. руб.

Государственное регулирование сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании
в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178), Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов)
в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков
с использованием метода сравнения аналогов, утвержденными приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 № 1554/17
(далее – Методические указания № 1554/17).

По результатам анализа направленных сторонами материалов ФАС России сообщает следующее.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

- расчеты эталонной выручки ООО «Иркутская Энергосбытовая компания»
на 2023 год по группам потребителей;

- размер ставки рефинансирования/ключевой ставки в базовом периоде (таблица 5);

- выручка гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» в базовый период (2022 год).

В соответствии с пунктом 65(2) Основ ценообразования № 1178 к переменным компонентам эталона затрат относятся, в том числе расходы на обслуживание кредитов, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны покупателей (потребителей) электрической энергии (мощности), включающие в том числе просроченную задолженность предыдущих лет, учитываемые исходя из процентной ставки, не превышающей средневзвешенной ключевой ставки, рассчитанной на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки на базовый период регулирования, увеличенной на 4 процентных пункта (при этом в качестве достаточного размера оборотного капитала используется величина не более одной двенадцатой части валовой выручки от продажи электрической энергии каждой группы потребителей за базовый период регулирования).

Расходы на оплату процентов по заемным средствам определяются
в соответствии с п. 23, 40, 51 Методических указаний № 1554/17.

Согласно Методическим указаниям № 1554/17 расходы на уплату процентов по заемным средствам (%Заемi) в году (i) определяются как произведение переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы на обслуживание заемных средств (V%), и планируемой валовой выручки ГП от продажи электрической энергии на базовый период регулирования с учетом НДС (ТВi-1).

Пунктами 25, 43, 54 Методических указаний № 1554/17 определены формулы расчета переменного компонента эталона затрат, отражающего расходы
на обслуживание заемных средств, необходимых для поддержания достаточного размера оборотного капитала при просрочке платежей со стороны потребителей (покупателей) электрической энергии (мощности) (относящихся к населению, прочим потребителям и сетевым организациям соответственно), в том числе
с учетом просроченной задолженности предыдущих лет (V%). Компонентом расчета показателя (V%) является, в том числе доля ОС ((не более 1/12) валовой выручки
от продажи электрической энергии, используемая для определения величины достаточного оборотного капитала, устанавливаемая в размере, заявляемом ГП).

На момент утверждения сбытовых надбавок ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» средневзвешенная ключевая ставка, рассчитанная на основании установленных Центральным банком Российской Федерации значений ключевой ставки, на базовый период регулирования (2022 год) составила 10,61780805 %.

В заявлении регулируемой организации указано, что выручка гарантирующего поставщика на базовый период составила 51 614 549 тыс. руб. с НДС, в том числе:

- население – 9 733 891 тыс. руб.;

- прочие потребители – 30 296 447 тыс. руб.;

- сетевые организации – 11 584 210 тыс. руб.

Таким образом, сумма расходов на уплату процентов по заемным средствам, по мнению Заявителя, должна составить:

51 614 549 /12*(10,6123288+4) % = 628 507 тыс. руб.

Орган регулирования в письменном мнении отмечает, что согласно отчету
о финансовых результатах за 2021 год фактические затраты на уплату процентов,
по данным Заявителя, за 2020-2021 годы составили 1 744,1 тыс. руб. и 3,4 тыс. руб. соответственно. При этом проценты к получению в 2021 году увеличились
по сравнению с 2020 годом с 36 565,0 тыс. руб. до 70 197,0 тыс. руб. (на 92,0%).

Согласно Заявлению ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» отсутствие расходов по кредитам 2020-2022 годов в утвержденном Органом регулирования размере обусловлено использованием ранее накопленных собственных средств
в целях оплаты иных расходов, не покрываемых выручкой текущего периода. Дополнительно Орган регулирования отмечает, что неучет расходов на уплату процентов по заемным средствам был осуществлен Службой в целях сдерживания роста сбытовых надбавок на 2023 год по инициативе регулируемой организации. ФАС России отмечает, что расчет экономически обоснованной доли выручки от продаж электрической энергии, используемой для определения величины достаточного оборотного капитала (ОС), закреплен положениями Методических указаний № 1554/17. При этом анализ и учет фактических показателей
за предыдущий период регулирования не предусмотрен положениями Методических указаний № 1554/17.

Таким образом, требования Заявителя по статье затрат «Расходы на уплату процентов по заемным средствам» подлежат частичному удовлетворению.

Планируемая выручка ГП от продажи электрической энергии на базовый период регулирования по данным Заявителя и органа регулирования составляет:

 

Заявитель

Орган регулирования

Население

9 733 891

8 411 923

Прочие

30 296 447

30 533 150,5

Сетевые организации

11 584 210

10 324 766,2

Итого

51 614 549

49 269 839,7

* Заявителем выручка ГП рассчитана на 2023 год (расчетный период), органом регулирования на 2022 год (базовый период ТВi-1).

Сумма расходов на уплату процентов по заемным средствам составит 49 269 839,7/12*(10,6123288+4) = 599 956 тыс. руб.

Дополнительному учету подлежат расходы в сумме 399 956 тыс. руб.
На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» и Службой по тарифам Иркутской области, Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей пункт
65(2) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункты 25, 43, 54 Методических указаний
по расчету сбытовых надбавок гарантирующих поставщиков с использованием метода сравнения аналогов, утвержденных приказом Федеральной антимонопольной службы от 21.11.2017 № 1554/17.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Иркутская Энергосбытовая компания», указанные в заявлении о разногласиях в электроэнергетике со Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 28.02.2023 № 29667-ЭП/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету
при установлении сбытовых надбавок гарантирующего поставщика для
ООО «Иркутская Энергосбытовая компания» расходы по статье затрат «Расходы
на уплату процентов по заемным средствам» в сумме 599 956 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 399 956 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить
в необходимую валовую выручку экономически обоснованные расходы по статье «Расходы на уплату процентов по заемным средствам», указанные в пункте
3 настоящего решения, и пересмотреть и ввести в действие сбытовые надбавки гарантирующего поставщика для ООО «Иркутская Энергосбытовая компания»
с 01.08.2023.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, указанного в пункте 3 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) сбытовых надбавок гарантирующего поставщика ООО «Иркутская Энергосбытовая компания».

Связанные организации

ООО "Иркутскэнергосбыт"
ИНН 3808166404, ОГРН 1073808009659
Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
Иркутское УФАСРоссии
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155