Решение №СП/49105/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 22 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между ОАО «Иркутская электросетевая компания» (далее – ОАО «ИЭСК», Заявитель, регулируемая организация) и Службой по тарифам Иркутской области (далее – Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора по регулируемой деятельности ООО «Эн+ Девелопмент» <...>, директора по экономике и финансам ОАО «Иркутская электросетевая компания» <...>, начальника отдела тарифов и транспорта электроэнергии ОАО «Иркутская электросетевая компания» <...>, руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, заместителя руководителя Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника контрольно-правового управления Службы по тарифам Иркутской области <...>, начальника отдела регулирования цен (тарифов) и контроля в электроэнергетике в управлении регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике Службы по тарифам Иркутской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации
от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ОАО «Иркутская электросетевая компания» и Службой по тарифам Иркутской области (рег.
от 09.03.2023 № 34584/23).

Приказом Службы по тарифам Иркутской области от 29.11.2022 № 79-684-спр «Об установлении единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Иркутской области на 2023-2027 годы» в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

Тарифы в отношении Заявителя установлены методом индексации установленных тарифов на период 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная Службой, составляет 21 126 290,2 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 23 622 027,1 тыс. руб.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий:

п/п

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Проценты по кредитам банка

865 776,0

340 856,3

524 919,7

2

Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии

8 067 760,0

6 096 942,8

1 970 817,2

Итого по статьям

 

 

2 495 736,9

Общая сумма разногласий составила 2 495 736,9 тыс. руб.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Проценты по кредитам банка».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на обслуживание заемных средств в сумме 865 776,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в размере 340 856,3 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 524 919,7 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- бюджет движения денежных средств ОАО «ИЭСК» 2020-2022 гг.;

- карточка счета 51 за январь 2022 года – август 2022 года;

- кредитный портфель 2022-2023 гг. в разрезе кредитных договоров;

- кредитный портфель за 2022 год в разрезе кредитных договоров с учетом факта 10 месяцев 2022 года;

- кредитные договоры от 07.10.2019 № 0005000-90015-0, от 15.06.2021 № 0005000-10001-0, от 09.09.2021 № 3421-007-2022-ГС, от 09.09.2021 № 3421-008-2022;

- бюджет движения денежных средств за 2021-2023 годы (факт 2021-2022 гг. без помесячной разбивки) (не был представлен в орган регулирования);

- кредитный портфель за 2023 год в разрезе кредитных договоров (не был представлен в орган регулирования).

На основании пункта 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Согласно статье 256 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ), в состав внереализационных расходов, не связанных с производством и реализацией, включаются обоснованные затраты на осуществление деятельности, непосредственно не связанной с производством и (или) реализацией. При этом расходом признаются проценты по долговым обязательствам любого вида вне зависимости от характера предоставленного кредита или займа (текущего и (или) инвестиционного).

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э установлено, что неподконтрольные расходы, определяемые методом экономически обоснованных расходов, соответственно для базового и i-го года долгосрочного периода регулирования, включают в себя в том числе расходы на возврат и обслуживание долгосрочных заемных средств, в том числе направляемых на финансирование капитальных вложений в соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования
№ 1178.

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 1178 средства
на финансирование капитальных вложений, направляемых на развитие производства, определяются с учетом амортизационных отчислений и сумм долгосрочных заемных средств, а также условий их возврата. При этом регулирующие органы обязаны учитывать расходы, связанные с возвратом
и обслуживанием долгосрочных заемных средств, направляемых на финансирование капитальных вложений, начиная с даты поступления средств на реализацию проекта, а также обеспечить учет таких расходов при расчете регулируемых цен (тарифов) на последующие расчетные периоды регулирования в течение всего согласованного срока окупаемости проекта.

Органом регулирования проценты по кредитам банка учтены в сумме 340 856,3 тыс. руб. и состоят из:

- процентов на обслуживание заемных средств на реализацию инвестиционной программы в сумме 298 409,3 тыс. руб., определенных исходя из заемных средств в размере 3 141 150 тыс. руб. (в соответствии с инвестиционной программой
ОАО «ИЭСК» на 2023 год, утвержденной приказом Минэнерго России от 31.10.2022 № 13@) и ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации в размере 7,5 %, увеличенной на 2 процентных пункта;

- процентов на обслуживание заемных средств, необходимых для осуществления операционной деятельности, в сумме 42 447 тыс. руб., определенных исходя из фактических данных регулируемой организацией за 2021 год (отчет
о финансовых результатах за 2021 год).

Заявитель не согласен с учтенными органом регулирования расходами и отмечает, что расходы в сумме 340 856,3 тыс. руб. не покрывают заявленные расходы на 2023 год даже на обслуживание накопленного объема текущих заемных средств. Фактический кредитный портфель на 31.12.2022 составил 5 200 113 тыс. руб., что выше фактического кредитного портфеля на 31.12.2021 на 1 228 489 тыс. руб. Плановый размер кредитного портфеля на 31.12.2023 составит 11 290 863 тыс. руб. Фактическое начисление процентов по кредитам (только по операционной деятельности) за 2022 год составило 448 496 тыс. руб., план начисления процентов по кредитам 2023 года по операционной деятельности – 654 711 тыс. руб., с учетом заемных источников финансирования мероприятий по инвестиционной программе – 865 776 тыс. руб.

Таким образом, по мнению ОАО «ИЭСК», не учет плановых экономически обоснованных расходов положениями Основ ценообразования № 1178 не предусмотрен.

ФАС России отмечает, что расходы на обслуживание заемных средств (проценты за кредит) по операционной деятельности на 2023 год могут быть учтены исходя из фактических расходов 2021 года при подтверждении дефицита денежных средств в соответствии с помесячными кассовыми разрывами за соответствующий период на основании фактических экономически обоснованных расходов и доходов по регулируемому виду деятельности, которые не были представлены ни в орган регулирования, ни в ФАС России.

Кроме того, в составе НВВ ОАО «ИЭСК» на 2023 год учтена расчетная предпринимательская прибыль в сумме 1 006 013,8 тыс. руб.

Дополнительно ФАС России отмечает, что фактически понесенные расходы
за 2022 год могут быть учтены органом регулирования при тарифном регулировании на 2024 год в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае подтверждения их экономической обоснованности, равно как и фактически уплаченные проценты за 2023 год могут быть учтены при регулировании
на 2025 год.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Проценты по кредитам банка» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии в сумме 8 067 760 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ регулируемой организации в размере 6 096 942,8 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 970 817,2 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- копия договора энергоснабжения (на покупку потерь) с ООО «Иркутская энергосбытовая компания» на территории Иркутской области от 12.03.2008
№ 20001;

- расчет экономически обоснованных расходов на покупку электрической энергии для компенсации потерь в сетях ОАО «ИЭСК» на 2023 год;

- актуализированные прогнозы НП «Совет рынка» свободных (нерегулируемых) цен на электрическую энергию (мощность) на 2023 год
по субъектам Российской Федерации и исходные данные для построения прогнозов от 01.11.2022;

- тарифы на услуги, оказываемые ОАО «ЦФР» участникам оптового рынка электроэнергии, со ссылкой на источник.

Согласно пункту 81 Основ ценообразования № 1178, стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых
в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных
для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации
на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

Органом регулирования цена покупки потерь электрической энергии определена на уровне 1 817,182 руб./МВт.ч. исходя из максимальной возможной выручки в 2023 году в размере 9 074 530,2 тыс. руб., рассчитанной исходя
из предельной максимальной ставки технологического расхода (потерь) и объема потерь электрической энергии в сетях всех ТСО в соответствии со Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России на 2023 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, в размере 4 993,737 млн. кВт.ч.

Максимальная возможная выручка в 2023 году рассчитана Службой с учетом роста ставок на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергией на 109 % с учетом постановления Правительства Российской Федерации
от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов)
с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации».

Примененный Службой подход к расчету расходов на покупку потерь электрической энергии на 2023 год одинаков в отношении всех ТСО Иркутской области.

ФАС России отмечает, что расчет цены покупки потерь, произведенный органом регулирования, не соответствует пункту 81 Основ ценообразования № 1178.

Заявитель считает экономически обоснованной цену покупки потерь в размере 2 404,58 руб./МВт.ч.

Цена покупки потерь должна быть определена исходя из общих объемов потерь электрической энергии по Иркутской области в соответствии со Сводным прогнозным балансом производства и поставок электрической энергии в рамках Единой энергетической системы России на 2023 год, утвержденным приказом ФАС России от 27.10.2022 № 767/22-ДСП, в размере 4 994,668 млн. кВт.ч, средневзвешенной цены в одноставочном выражении в размере 2 298,18 руб./МВт.ч, с учетом сбытовой надбавки ГП в размере 149,45 руб./МВт.ч, тарифа на услуги коммерческого оператора, оказываемые АО «АТС», АО «ЦФР», АО «СО ЕЭС», в размере 4,256 руб./МВт.ч.

По предварительному расчету ФАС России цена покупки потерь составляет 2 454,021 руб./МВт.ч, расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2023 год - 8 233 640 тыс. руб.

Таким образом, требования Заявителя по статье разногласий «Расходы на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет цены покупки потерь и расходов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на 2023 год в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 и мотивировочной частью настоящего решения.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ОАО «Иркутская электросетевая компания» и Службой по тарифам Иркутской области,
Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Службу по тарифам Иркутской области нарушившей пункт
81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов)
в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ОАО «Иркутская электросетевая компания», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики со Службой по тарифам Иркутской области (рег. от 09.03.2023 № 34584/23).

3. Органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок
до 01.08.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей)
в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, на основании мотивировочной части настоящего решения, указав,
на основании каких документов принималось решение, по статье затрат
«Расходы
на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии».

4. Органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики включить в необходимую валовую выручку ОАО «Иркутская электросетевая компания» экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 настоящего решения,
не позднее установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии
для ОАО «Иркутская электросетевая компания» на 2025 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Иркутской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, на которых принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) для
ОАО «Иркутская электросетевая компания» тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, указанных в заявлении о разногласиях ОАО «Иркутская электросетевая компания».

 

Связанные организации

ОАО "Иркутская электросетевая компания"
ИНН 3812122706, ОГРН 1093850013762
Служба по тарифам Иркутской области
ИНН 3808023928, ОГРН 1033801025092
Иркутское УФАСРоссии
ИНН 3811020966, ОГРН 1033801033155