Предписание №СП/30074/23 Предписание об устранении нарушений требований законодател... от 19 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Статс - секретарь - заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее — Комитет, орган регулирования), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 26.10.2022764/22, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.12.202250/22), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами (далее - ТКО), допущенные органом исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Хабавтотранс ДВ» (далее - региональный оператор) и тарифа для оператора по захоронению твердых коммунальных отходов АО «Спецавтохозяйство по санитарной очистке г. Хабаровск» (далее – АО «Спецавтохозяйство», регулируемая организация, оператор по захоронению ТКО) на 2022 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

В соответствии с протоколом рассмотрения заявки на участие в конкурсном отборе регионального оператора по обращению с ТКО на территории Хабаровского края в Зоне деятельности № 1 от 08.10.2021 № б/н заключено Соглашение об организации деятельности № 1 между Министерством ЖКХ Хабаровского края и ООО «Хабавтотранс ДВ» от 19.10.2021 (далее – Соглашение).

Постановлением от 07.04.2022 № 11/1 Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края (далее – орган регулирования, Комитет) установлен единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ» на территории Хабаровского края в зоне деятельности № 1: городской округ «Город Хабаровск» и муниципальный район им. Лазо, на 2022 год.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ) регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» учтена органом регулирования на второе полугодие 2022 года в размере 677 667,85 тыс. руб. (1 355 335,7 тыс. руб. из расчета на год). Тариф на услуги регионального оператора по обращению с ТКО для ООО «Хабавтотранс ДВ» утверждён с 01.06.2022 по 31.12.2022 в размере 779,71 руб. за куб. м (6 607,69 тыс. руб. за тонну). Постановлением Губернатора Хабаровского края от 22.07.2022 № 73 установлены льготные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с ТКО, оказываемую ООО «Хабавтотранс ДВ» на 2022 год, для населения, проживающего в многоквартирных домах, – 602,041 руб. за 1 куб. м., в индивидуальных жилых домах – 485,44 руб. за 1 куб. м. В составе НВВ регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» учтены расходы оператора по захоронению ТКО АО «Спецавтохозяйство».

Федеральной службой по надзору в сфере природопользования АО «Спецавтохозяйство» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 28.04.2017 серия 27 № 00282.

Тариф на захоронение твердых коммунальных отходов для потребителей АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год утвержден постановлением Комитета по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края от 18.11.2020 № 35/5 с 01.01.2022 по 31.12.2022 в размере 898,24 руб. за тонну (без учета НДС).

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2022 № 2053 «Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» орган регулирования установил тариф на захоронение ТКО для потребителей АО «Спецавтохозяйство» с 01.12.2022 по 31.12.2022 г. в размере 825,17 руб. за тонну (без учета НДС).

Органом регулирования при расчете тарифа на 2022 год учтен размер необходимой валовой выручки оператора по захоронению ТКО в размере 173 265,21 тыс. руб., масса ТКО, поступающая на полигон в районе им. Лазо для захоронения, принята в размере 192,895 тыс. тонн, в том числе по г. Хабаровску — 183,0 тыс. тонн, по району им. Лазо — 9,9 тыс. тонн.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка в области обращения с ТКО определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 17 Основ ценообразования № 484 при определении НВВ учитываются расходы регулируемых организаций на реализацию предусмотренных инвестиционными и производственными программами регулируемых организаций мероприятий в размерах, обеспечивающих достижение плановых значений показателей эффективности.

Пунктом 8 Правил регулирования № 484 установлен перечень обосновывающих материалов регулируемой организации для установления предельных тарифов в области обращения с ТКО, включающий копию утвержденной в установленном порядке производственной программы либо проект производственной программы с содержащимся в нем расчетом финансовых потребностей на реализацию производственной программы с обоснованием этих потребностей и расшифровкой затрат, включенных в нее, по видам деятельности.

Пунктом 17 Правил регулирования № 484 предусмотрено, что орган регулирования проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит: а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг; б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации; в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях; г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов; д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В свою очередь в представленных экспертных заключениях по установлению тарифа для регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» и тарифа на захоронение ТКО для АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год органом регулирования в нарушение положений Правил регулирования № 484 не отражен комплексный анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) с приложением расчетов экономически обоснованных расходов в разрезе статей затрат.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Хабавтотранс ДВ» и АО «Спецавтохозяйство», в том числе представленных Комитетом по ценам и тарифам экспертных заключений по установлению предельного единого тарифа для регионального оператора и тарифа на захоронение ТКО для АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год, установлено следующее.

1. НВВ регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» на 2022 год.

В экспертном заключении органа регулирования отражено, что НВВ регионального оператора на 2022 год была рассчитана Комитетом в размере 1 437 889,05 тыс. руб., что превышает прогнозную НВВ, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе региональных операторов победителя такого конкурсного отбора на соответствующий год в размере 1 355 335,7 тыс. руб., на 82 553,35 тыс. руб.

Согласно имеющейся информации, представленной Министерством ЖКХ Хабаровского края письмом исх. от 29.11.2022 № 18984 (вх. от 29.11.2022 № 196138-ЭП/22), приведенная стоимость услуги регионального оператора по Зоне деятельности № 1 рассчитана Комитетом по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края.

Необходимо отметить, что в соответствии с представленной Комитетом сметой (калькуляцией затрат) НВВ принята органом регулирования на основании начальной максимальной цены контракта в размере 1 355 335,7 тыс. руб., что подтверждается решением Хабаровского краевого суда от 03.08.2022 по делу № 3а-203/2022. НВВ регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» по итогам апелляционного определения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 27.01.2023 № 66а-48/2023, вступившего в законную силу, признана экономически обоснованной.

В соответствии с пунктом 84 Методических указаний № 1638/16 НВВ регионального оператора на год i не может превышать прогнозную необходимую валовую выручку регионального оператора по организации деятельности по обращению с ТКО отходами, содержащуюся в заявке на участие в конкурсном отборе на соответствующий год.

На основании анализа учтенных органом регулирования расходов для ООО «Хабавтотранс ДВ» в разрезе статей затрат ФАС России сделан вывод о том, что основная часть расходов регионального оператора приходится на транспортные расходы, которые составили 65,58 %. Удельный вес расходов операторов по захоронению ТКО – 20,26 %, собственных расходов регионального оператора – 14,16 %.

Дополнительным Соглашением об организации деятельности регионального оператора по Зоне деятельности № 1 между Министерством ЖКХ Хабаровского края от 04.04.2022 внесены изменения в Соглашение об организации деятельности по обращению с ТКО от 19.10.2021 в части изменения срока начала деятельности Регионального оператора с 01.05.2022 на 01.07.2022.

Необходимо отметить, что НВВ, учтенная органом регулирования при утверждении предельных тарифов для ООО «Хабавтотранс ДВ» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, рассчитана исходя из затрат на полугодие в размере 677 667,85 тыс. руб. (1 355 335,7 тыс. руб. на год) и массы ТКО также исходя из полугодового значения 2022 года в размере 102,5575 тыс. тонн (205,115 тыс. тонн в год).

Следует отметить, что по итогам рассмотрения ФАС России возражений на акт проверки (от 02.12.2022 № 50/22), направленных органом регулирования (исх. от 27.12.2022 № 3-2-5-6582; вх. от 27.12.2022 №214064-М/22), Комитет указывает на то, что НВВ регионального оператора на 2022 год рассчитана в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484, и включает: расходы на сбор и транспортирование ТКО, рассчитанные в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования №484; расходы на обработку и захоронение ТКО, рассчитанные по тарифам, установленным Комитетом для организаций, осуществляющих данные виды деятельности; собственные расходы регионального оператора, принятые из расчета 13,0 % от расходов на сбор, транспортирование и операторов по обработке и захоронению ТКО; расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в размере, не превышающем 1,0 % от НВВ и расходы, связанные с предоставлением безотзывной банковской гарантии в размере, не превышающем 2,0 % от НВВ.

Комитет обращает внимание на то, что на момент предоставления регулируемой организацией расчетов отсутствовали какие-либо данные по собственным расходам, отнесенным на деятельность регионального оператора, в связи с чем органом регулирования был проведен опрос по другим регионам, в которых уже оказывалась деятельность региональными операторами, на основании которого средний процент собственных расходов регионального оператора в НВВ составил в среднем 10,0 – 15,0 %. На основании имеющихся сведений Комитетом рассчитана приведенная стоимость регионального оператора в соответствии пунктами 96 и 97 Методических указаний №1638/16 по формуле 55. Однако указанный Комитетом расчет не представлен в адрес ФАС России.

Необходимо отметить, что органом регулирования в адрес ФАС России не представлена расшифровка и обоснование формирования приведенной стоимости НВВ регионального оператора по обращению ТКО в размере, учтенном при формировании максимального значения приведенной стоимости услуги регионального оператора учтенной при расчете предельного единого тарифа для регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» на 2022 год. Расчет приведенной стоимости услуги регионального оператора представлен Комитетом в ФАС России в форме таблицы в формате Ехсеl без обосновывающих и подтверждающих документов.

В соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования при определении расчетных значений расходов, учитываемых в составе НВВ регионального оператора, каждая статья расходов подлежит экономическому обоснованию и подтверждению на соответствие требованиям Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, в том числе и расходы, являвшиеся критерием проведенных конкурсных отборов (торгов).

При этом ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования № 484 НВВ определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности. Поскольку органом регулирования не представлена полная расшифровка расходов, учтенных при формировании начальной максимальной цены контракта, в том числе собственных расходов регионального оператора в разрезе подстатей затрат, ФАС России не представляется возможным установить экономическую обоснованность расходов.

Исходя из вышеизложенного органу регулирования необходимо отразить в экспертном заключении регионального оператора подробный (постатейный) расчет размера расходов (в том числе собственных расходов), учтенных в составе прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» по 2022 году, согласно требованиям Правил регулирования № 484.

2. Резерв на оплату отпусков в составе статьи «Общеэксплуатационные расходы» НВВ АО «Спецавтохозяйство».

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 и пункту 26 Методических указаний № 1638/16 размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы при определении расходов на оплату труда, включаемых органом регулированияв состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.

При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18.

В составе статьи «Общеэксплуатационные расходы» на 2021 - 2022 гг. органом регулирования учтены расходы по фонду оплаты труда с отчислениями на социальные нужды цехового персонала и административно-управленческого персонала. В свою очередь распределение данных расходов осуществляется в соответствии с учетной политикой регулируемой организации, исходя из отнесения на услугу по захоронению ТКО доли в размере 29 % от общей суммы общеэксплуатационных расходов.

Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края в составе статьи «Общеэксплуатационные расходы» на 2021 - 2022 годы (базовый уровень операционных расходов 2021 - 2025 гг.) учтены расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды, а также резерв по отпускам.

С учетом положений законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в составе операционных расходов не предусмотрен учет отдельных расходов на создание резерва по отпускам, в том числе социальные выплаты от резерва на отпуск.

Кроме того, в действующих НПА в части тарифного законодательства Российской Федерации в сфере обращения с ТКО отдельный учет резерва по отпускам в регулируемых тарифах не предусмотрен.

Согласно статье 115 Трудового законодательства Российской Федерации ежегодный оплачиваемый отпуск составляет 28 дней. При этом фонд оплаты труда определен и учтен органом регулирования в составе необходимой валовой выручки АО «Спецавтохозяйство» из расчета 12 месяцев (с учетом периода ежегодно оплачиваемого отпуска), а не 11 месяцев. Таким образом, расходы на отпуск, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации, учтены органом регулирования в составе НВВ регулируемой организации в составе фонда оплаты труда.

Аналогичные требования подробно отражены в предписании от 21.12.2022 № СП/114435/22 об устранении допущенных нарушений при установлении тарифов для АО «Спецавтохозяйство» на 2021 — 2023 гг. об устранении допущенных нарушений при установлении тарифов для АО «Спецавтохозяйство»

Резюмируя вышеизложенное, в целях недопущения необоснованного учета затрат в тарифе на захоронение ТКО на 2021 - 2022 гг. органу регулирования Хабаровского края необходимо устранить допущенные нарушения, выявленные по итогам проведенной внеплановой документарной проверки, исключив необоснованные расходы из состава НВВ.

3. Амортизационные отчисления.

Подпунктом «д» пункта 29 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы на амортизацию учитываются в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктами 34 и 53 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно абзацу 3 пункта 34 Основ ценообразования № 484 при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяются органами регулирования тарифов в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее — Классификатор основных средств № 1).

Амортизация по объектам основных средств, построенным за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, не учитывается для целей тарифного регулирования, за исключением случаев, когда соответствующие амортизационные отчисления по указанным объектам являются источником финансирования капитальных вложений в соответствии с утвержденной инвестиционной программой регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика.

Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификатора основных средств № 1.

Таким образом, ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

По результатам анализа представленных органом регулирования данных ФАС России не представлялось возможным оценить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования затрат на амортизационные отчисления, в связи с чем Комитету по ценам необходимо было представить дополнительные материалы, подтверждающие обоснованность учтенных средств, что было отражено в Акте проверки Инспекции ФАС России от 02.12.202250/22. Также органу регулирования необходимо было предоставить разъяснения по учету расходов по статье «Амортизационные отчисления» в размере, превышающем заявленные организацией требования по данной статье затрат.

Согласно представленному экспертному заключению Комитета по ценам на 2022 год расходы по данной статье затрат учтены в тарифе на уровне 2021 года в размере 32 938,8 тыс. руб. Необходимо отметить, что регулируемой организацией на 2022 год заявлены расходы по данной статье затрат в размере 22 919,83 тыс. руб., отклонение по данной статье затрат составило 10 018,97 тыс. руб.

Важно отметить, что АО «Спецавтохозяйство» является профессиональным участником в сфере обращения с ТКО, в том числе по услугам, подлежащим государственному регулированию, следовательно, заявленные регулируемой организацией расходы являются достаточными для осуществления регулируемой деятельности, тогда как учет расходов выше заявленных регулируемой организацией ведет к необоснованному росту тарифа.

Кроме того, не подтверждается применение органом регулирования максимальных сроков полезного использования, отраженных в Классификаторе основных средств № 1 согласно Основам ценообразования № 484.

Так, ряд объектов, в том числе подъездная дорога (Лазо, с инвентарным номером 4771), автодороги и транспортные площадки (с инвентарным номером 4773), отнесены к 7 амортизационной группе. При отнесении основных средств к 7 амортизационной группе срок начисления амортизации согласно Классификатору основных средств № 1 составляет от 15 до 20 лет включительно. Органом регулирования и АО «Спецавтохозяйство» расчет амортизации произведен исходя из 15 лет, что не является максимальным сроком в данной амортизационной группе. При этом следует отметить, что ряд объектов (очистные сооружения с инвентарным номером 4779) необходимо отнести к 7 амортизационной группе, для которой максимальный срок полезного использования составляет 20 лет, а не 10 лет (как указанно в инвентарной карточке срок полезного имущества 120 мес.).

ФАС России обращает внимание, что аналогичный подход применен и к начислению амортизации по иным объектам основных фондов (в том числе к автотранспортным средствам).

Органом регулирования в рамках возражений на Акт проверки от 02.12.202250/22 в адрес ФАС России представлены следующие пояснения.

При установлении тарифов на 2023 год для АО «Спецавтохозяйство» в корректировке фактической НВВ за 2021 год Комитетом по ценам учтена сумма амортизации в размере 17 869,6 тыс. руб., рассчитанная исходя из максимального срока использования основных средств, в тарифе на 2023 год – 20 223,6 тыс. руб. исходя из скорректированного факта за 2021 год с учетом амортизационных отчислений по введенным основным средствам в 2023 году.

Необходимо отметить, что в соответствии с Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16 в составе необходимой валовой выручки учитываются амортизационные отчисления только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

В возражениях на Акт проверки от 02.12.202250/22 орган регулирования указывает на то, что амортизационные отчисления, учтенные органом регулирования в составе НВВ АО «Спецавтохозяйство» в 2022 году, будут скорректированы при установлении тарифов на 2024 год при расчете фактической НВВ за 2022 год.

По итогам анализа представленных Комитетом по ценам данных в возражениях на Акт проверки от 02.12.202250/22 (исх. от 27.12.2022 № 3-2-5-6582 и вх. от 27.12.2022 № 214064-М/22, исх. от 21.02.2022 № 2-1-12-607 и исх. от 14.04.2022 № 2-1-12-1477) ФАС России выявлено, что расходы на амортизационные отчисления определены органом регулирования для АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год не в соответствии с максимальными сроками полезного использования, предусмотренными Классификатором основных средств № 1.

В этой связи органу регулирования необходимо провести перерасчет расходов на амортизационные отчисления для АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год исходя из максимальных сроков полезного использования, закрепленных в Классификаторе основных средств № 1, а также корректных амортизационных групп, исключив излишне учтенные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки АО «Спецавтохозяйство».

4. Корректировка фактической НВВ оператора по захоронению АО «Спецавтохозяйство» за 2018 год и 2020 год в рамках тарифной кампании 2022 года.

Согласно пункту 57 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка регулируемой организации и тарифы, установленные с применением метода индексации, ежегодно корректируются с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 484 корректировка тарифов осуществляется по результатам истекшего года в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 1638/16 и включающей следующие показатели: а) отклонение фактического объема (массы) принятых твердых коммунальных отходов от объема (массы), учтенного при установлении тарифов; б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы при установлении тарифов; в) отклонение фактически достигнутого уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован при установлении тарифов; г) ввод и вывод объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, и изменение утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы регулируемой организации; д) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения по эксплуатации объектов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, соглашения о государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве, по договору аренды соответствующих объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы регулируемой организации при не достижении регулируемой организацией показателей эффективности; е) учет расходов, предусмотренных пунктом 11 Основ ценообразования № 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования № 484 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Кроме того, общими положениями, а именно пунктом 12 Основ ценообразования № 484 предусмотрено, что при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Разделом IV Методических указаний № 1638/16 закреплен порядок проведения корректировки НВВ и, соответственно, долгосрочных тарифов.

Согласно подпункту «д» пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования должно содержать расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно экспертному заключению об установлении тарифов на захоронение ТКО на полигоне в районе им. Лазо АО «Спецавтохозяйство» в составе НВВ на 2022 годы учтены расходы по статье «Корректировка отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на предыдущие периоды».

В рамках анализа обосновывающих материалов ФАС России выявлено, что органом регулирования на 2022 год произведен расчет корректировки фактической НВВ за 2018 и 2020 годы с учетом отклонений значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов по формуле 17 Методических указаний № 1638/16.

Размер подлежащих к исключению из НВВ средств за 2018 год по расчету органа регулирования составил (- 64 022,7) тыс. руб. При этом в 2020 году Комитетом исключено 38 000,0 тыс. руб., в 2021 году - 6 000,0 тыс. руб., в 2022 год -5 000,0 тыс. руб., в 2023 г. - 5000,0 тыс. руб. Таким образом, органом регулирования не исключена вся сумма средств за период с 2020 - 2022 г., а распределена до 2025 года. Так органом регулирования запланировано к исключению на 2024 г. — 5 000,0 тыс. руб. и 2025 г. - 5 000,0 тыс. руб.

Также органом регулирования рассчитана величина корректировки НВВ АО «Спецавтохозяйство» по факту 2020 года в размере (-) 58 610,5 тыс. руб. при этом, в экспертном заключении на 2022 год не указаны периоды (годы) ее исключения.

Учитывая вышеизложенное, исходя из требований, закреплённых в Основах ценообразования № 484, органу регулирования необходимо исключить из состава НВВ АО «Спецавтохозяйство» 2023 года оставшуюся сумму корректировки отклонения фактических значений параметров по 2018 году (в размере 10 022,7 тыс. руб.), а также необходимо определить и отразить в экспертном заключении периоды исключения суммы корректировки фактической НВВ по 2020 году (не позднее 2024 года) в размере 58 610,5 тыс. руб.

Следует отметить, что в связи с необходимостью пересмотра и исключения из состава НВВ на 2023 год оператора по захоронению АО «Спецавтохозяйство» расходов, указанных в мотивировочной части настоящего предписания, органу регулирования в соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 484 необходимо пересмотреть взаимозависимые статьи затрат у регионального оператора, в составе которых имеются расходы вышеуказанного оператора.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по ценам и тарифам Хабаровского края нарушившим пункты 12, 15, 16, 34 Основ ценообразования № 484, пункт 18 Правил регулирования № 484.

2. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2023 (включительно) устранить нарушения, допущенные Комитетом по ценам и тарифам Хабаровского края при установлении тарифа на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Спецавтохозяйство», а также тарифа регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ», а именно:

- отразить анализ и расшифровку расчета расходов, учтенных в составе прогнозной необходимой валовой выручки регионального оператора ООО «Хабавтотранс ДВ» на 2022 год, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания;

- исключить экономически необоснованные расходы АО «Спецавтохозяйство» за 2021 - 2022 гг. по резерву на оплату отпускных из состава затрат, при необходимости пересмотрев базовый уровень операционных расходов на 2021 - 2025 гг., согласно мотивировочной части настоящего предписания;

пересчитать расходы на амортизационные отчисления на 2022 год оператора по захоронению твердых коммунальных отходов АО «Спецавтохозяйство» с учетом положений Основ ценообразования № 484 и мотивировочной части настоящего предписания, исключив экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки АО «Спецавтохозяйство» на 2022 год, отразив подробные расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов № 484;

исключить из состава необходимой валовой выручки АО «Спецавтохозяйство» недоисключенную сумму средств по итогам 2018 года в размере 10 022,7 тыс. руб., а также определить и указать в экспертном заключении периоды исключения суммы средств по итогам 2020 года в размере 58 610,5 тыс. руб. согласно мотивировочной части настоящего предписания;

пересмотреть (при необходимости) иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат.

3. Органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.06.2023 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф оператора по захоронению твердых коммунальных отходов АО «Спецавтохозяйство» на 2023 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания, а также произвести перерасчет НВВ регионального оператора с учетом результатов изменения НВВ, и соответственно, тарифа на захоронение ТКО согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 во исполнение резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

решений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания

протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

экспертных заключений органа исполнительной власти Хабаровского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) тарифов на захоронение твердых коммунальных отходов АО «Спецавтохозяйство», а также на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Хабаровский УФАС
ИНН 2721023142, ОГРН 1022700921022
Комитет по ценам и тарифам Правительства Хабаровского края
ИНН 2721091150, ОГРН 1032700297530