Предписание №СП/41644/24 Предписание в отношении Региональной службы по тарифам Ханты... от 16 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
«8» мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее — Орган регулирования, Служба), проведенной Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре, в том числе акт проверки от 07.02.2024 № 1, составленный по результатам внеплановой документарной проверки (далее - Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Службой при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для СГМУП «Городские тепловые сети» (далее — регулируемая организация, СГМУП «ГТС»),
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).
На основании Федерального закона от 21.12.2021 № 414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановления Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов)», перечня поручений Президента Российской Федерации от 16.10.2023 № Пр-2098 (п. 3), в том числе об усилении контроля за деятельностью региональных органов ценового регулирования по установлению тарифов на теплоснабжение в целях сдерживания их необоснованного роста Инспекцией Ханты-Мансийского УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Службы на предмет соблюдения Службой обязательных требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год для СГМУП «Городские тепловые сети» в части расходов на топливо.
В ходе проведения контрольного мероприятия анализировались документы и материалы (экспертные заключения, протоколы заседания коллегиального органа, решения об установлении цен (тарифов), и т.д.) по установлению цен (тарифов), а также материалы тарифных дел, представленные Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа — Югры, в электронном виде по следующим экспертным заключениям:
- Экспертное заключение по рассмотрению дела № 103-2023 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую СГМУП «ГТС» потребителям на территории г. Сургута на 2024-2028 годы» (далее – Экспертное заключение на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута);
- Экспертное заключение по рассмотрению дела № 104-2023 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую СГМУП «ГТС» потребителям на территории г. Сургута от котельных, расположенных на проспекте Набережный, д. 17, д. 17/1, д. 17/2 на 2024-2028 годы» (далее – Экспертное заключение на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута от котельных, расположенных на проспекте Набережный).
По результатам анализа вышеуказанных документов и материалов ФАС России установлено следующее.
Согласно пункту 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:
1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);
3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.
Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 настоящего документа.
В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:
а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;
б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;
в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:
прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);
цены на природный газ;
предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;
динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).
Согласно Экспертному заключению на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута Органом регулирования при расчете расходов на топливо в части тарифов на территории г. Сургута определена цена газа (поставщик газа ПАО «Сургутнефтегаз», транспортировщик газа – ОАО «Сургутгаз») исходя из:
- цен на газ, установленных в договоре № 63 от 01.12.2022 на поставку газа, заключенном между СГМУП «Городские тепловые сети» и ПАО «Сургутнефтегаз», на 2023 год в размере 4 190 руб./тыс.м3 с 01.07.2023 и показателей Прогноза социально-экономического развития Российской Федерации;
- тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на территории ХМА-Югры, установленного приказом ФСТ России от 14.04.2015
№ 88-э/9 с 01.07.2017 в размерах 519,95 руб./тыс.м3 (от 0,01-0,1 млн. м3), 484,65 руб./тыс.м3 (от 0,1-1 млн. м3), 399 руб./тыс.м3 (от 1-10 млн. м3), 266,47 руб./тыс.м3(от 10-100 млн. м3);
- тарифа на услуги по транспортировке газа по магистральным газопроводам в соответствии с приказом ФСТ России от 21.10.2014 № 231-э/2 в размере 86,41 руб./тыс.м3;
- специальных надбавок к тарифам на услуги транспортировки газа по газораспределительным сетям на территории ХМАО-Югры, установленных приказом РСТ ХМАО-Югры от 17.01.2023 № 3-нп в размере по группам: от 0,1 до 1.0 млн. м3 в размере 162,91 руб./тыс.м3‚ от 1 до 10 млн.м3 в размере 134,36 руб./тыс.м3, от 10 до 100 млн. м3 в размере 89,57 руб./тыс.м3.
Согласно Экспертному заключению на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута Органом регулирования при расчете расходов на топливо в части тарифов на территории г. Сургута определена цена газа (поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Север», транспортировщик газа – ОАО «Сургутгаз») исходя из:
- цены на газ за второе полугодие 2023 года в размере 3 946,51 руб.тыс.м3., определенной в рамках уровней оптовых цен на газ, утвержденных приказами ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 (с 01.12.2022 - 3712,0 руб./тыс.м3 без НДС), с учетом фактической теплоты сгорания топлива (8 087,96 ккал/м3) и показателей Прогноза;
- тарифов на услуги по транспортировке газа в соответствии с приказом ФСТ России от 14.04.2015 № 88-5/9 по группам: от 0,01-0,1 млн. м3 в размере 519.95 руб./тыс.м3, от 0,1 до 1,0 млн. м3 в размере 484,65 руб/тыс.м3‚ от 1 до 10 млн.м3 в размере 399 руб/ тыс.м3, от 10 до 100 млн. м3 в размере 266,47 руб/тыс.м3;
- специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования региональной программы газификации, установленной приказом РСТ Югры от 17.01.2023 №3-нп, в размере по группам: от 0.1 до 1,0 млн. м3 в размере 162,91 руб./тыс.м3‚ от 1 до 10 млн.м3 в размере 134,36 руб./тыс.м3, от 10 до 100 млн. м3 в размере 89.57 руб./тыс.м3.
Согласно Экспертному заключению на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута от котельных, расположенных на проспекте Набережный, Органом регулирования при расчете расходов на топливо в части тарифов г. Сургута от котельных, расположенных на проспекте Набережный, определена цена газа (поставщик газа ООО «Газпром межрегионгаз Север», транспортировщик газа – ОАО «Сургутгаз») исходя из:
- цены на газ за второе полугодие 2023 года в размере 3 943,74 руб.тыс.м3., определенной в рамках уровней оптовых цен на газ, утвержденных приказами ФАС России от 16.11.2022 № 820/22 (с 01.12.2022 - 3712,0 руб./тыс.м3 без НДС), с учетом фактической теплоты сгорания топлива (8 090,4 ккал/м3) и показателей Прогноза;
- тарифов на услуги по транспортировке газа в соответствии с приказом ФСТ России от 14.04.2015 № 88-5/9 в размере 484,65 руб./тыс.м3;
- специальной надбавки к тарифам на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, предназначенной для финансирования региональной программы газификации, установленной приказом РСТ Югры от 17.01.2023 № 3-нп, в размере 162,91 руб./тыс.м3.
В Возражениях Орган регулирования отмечает, что при формировании тарифов для СГМУП «ГТС» на территории г. Сургута на 2024-2028 годы расчет плановой (оптовой) цены на газ по поставщику ООО «Газпром межрегионгаз Север» осуществлялся исходя из фактических цен на газ за 2023 год с учетом применения индексов роста цен на газ с июля 2024 года в размере 11,2% согласно Прогнозу. При расчете использовалась оптовая цена газа в размере 3 712 руб./тыс.м3 без НДС.
ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута, в части тарифов на территории г. Сургута от котельных, расположенных на проспекте Набережный, Возражениях в нарушение пункта 29 Правил № 1075 отсутствуют расчеты конечной цены топлива, принятой при определении расходов по статье затрат «Топливо» в разбивке по составляющим и группам потребления.
В Возражениях Орган регулирования также отмечает, что при определении плановых значений цен на газ РСТ Югры использовались источники информации о ценах на газ (порядке формирования цены), указанные в договорах поставки газа c ПАО «Сургутнефтегаз».
СГ МУП «ГТС» на территории г. Сургута заключены договоры поставки газа от 29.11.2022 № 63-5-64-6502/23, от 01.12.2022 № 63 с единственным поставщиком (ПАО «Сургутнефтегаз») на основании части 5 пункта 11.1 положения о закупке.
Согласно письму Департамента строительства и жилищно-коммунального комплекса Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (исполнительный орган автономного округа, уполномоченный на реализацию единой государственной политики в сфере жилищно-коммунального комплекса, в том числе на обеспечение реализации мероприятий по газификации населенных пунктов) от 20.02.2024 № 42-Исх-2676 перевод населенных пунктов, в которых в настоящее время газоснабжение осуществляется ПАО «НК Роснефть» и ПАО «Сургутнефтегаз», на газоснабжение из ресурсов ООО «Газпром межрегионгаз Север» (газ, добытый ПАО «Газпром» и его аффилированными лицами) не предусмотрен Региональной программой газификации жилищно-коммунального хозяйства, промышленных и иных организаций Ханты-Мансийского автономного округа – Югры до 2030 года, утвержденной распоряжением Правительства автономного округа от 24.12.2021
№ 726-рп.
Регулируемые организации, в отношении которых Инспекцией УФАС России истребовались материалы для проверки, в своей деятельности руководствуются положениями Закона № 223-ФЗ, в соответствии с которым разрабатывается положение о закупках, содержащие в том числе порядок осуществления закупки у единственного поставщика и перечень случаев проведения такой закупки.
Учитывая физико-химические параметры природного газа и сухого отбензиненного газа, его поставка потребителям осуществляется по трубопроводам (магистральным и газораспределительным).
В связи с чем осуществить транспортировку газа от определенного поставщика (собственника) до конкретного потребителя возможно только при наличии технологической возможности.
Таким образом, у Органа регулирования, по его мнению, отсутствовали правовые основания определения плановой цены на газ на уровне рыночной цены по региону при наличии информации о цене на газ (порядке формирования цены) в договорах на поставку газа, заключенных в установленном порядке и имеющих юридическую силу. Снижение плановой цены газа по отношению к экономически обоснованной цене приведет к нарушению основного принципа государственного регулирования тарифов по соблюдению баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей (у организаций возникнут плановые недополученные доходы, что приведет к снижению тарифной базы и невозможности учета недополученных доходов по последующие периоды регулирования с учетом ограничения платы граждан за коммунальные услуги).
ФАС России отмечает, что по смыслу пункта 28 Основ ценообразования
№ 1075, пункта 29 Правил № 1075 при определении плановой (расчетной) цены на топливо необходимо проводить сравнительный анализ цены на газ, установленной на очередной период регулирования для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию (с учетом всех ее составляющих), и цены на газ, установленной в договорах на поставку газа.
ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2024 год в части тарифов на территории г. Сургута отсутствует сравнительный анализ цен на газ по вышеуказанным основаниям.
Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Топливо», учтенные на 2024 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа – Югры нарушившей пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075.
2. Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в срок до 01.07.2024 произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку СГМУП «ГТС» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.
3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки СГМУП «ГТС» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.
4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для СГМУП «ГТС» на 2024 год.
5. Органу исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от СГМУП «ГТС» на 2024 год.
6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
7. Об исполнении настоящего предписания Региональной службе по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решений органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти ХМАО-Югры в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;
- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для СГМУП «ГТС», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|