Решение №СП/26852/21 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 6 апреля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «29» марта 2021 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в теплоснабжении № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения между ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» и Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (рег. от 03.03.2021 № 34237-ИП/21) в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи исполнительного директора
ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, директора по экономике ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, директора юридического департамента ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, главного экономиста ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, экономиста ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, ведущего юрисконсульта ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» <...>, начальника Управления по регулированию тарифов Тамбовской области<...>, заместителя начальника Управления по регулированию тарифов Тамбовской области <...>, начальника отдела тарифов теплового комплекса и цен на газ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области <...>, начальника отдела правовой и информационной работы Управления по регулированию тарифов Тамбовской области <...>, главного консультанта отдела платы за подключение и потребления коммунальных услуг Управления по регулированию тарифов Тамбовской области <...>, заместителя начальника отдела тарифов теплового комплекса и цен на газ Управления по регулированию тарифов Тамбовской области <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 34237-ИП/21 от 03.03.2021) о разногласиях между ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» (далее – Заявитель, регулируемая организация, ООО «КИ ТО») и Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее – Управление, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области по приказу от 15.12.2020 № 145-Т «О внесении изменения в приложение
№ 5 к приказу управления по регулированию тарифов Тамбовской области от 02.02.2018 № 10-т «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям и норматива удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии, определении долгосрочных параметров регулирования и установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую обществом с ограниченной ответственностью «Компьюлинк Инфраструктура ТО» потребителям пос. Строитель Тамбовского района, на 2018 – 2021 гг.».

Тарифы на тепловую энергию для ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» устанавливаются с применением метода индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования 2018-2021 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год для Заявителя, составляет 163 094,27 тыс. руб., величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 182 420,86 тыс. руб. (указано с учетом требований по дополнительному учету расходов).

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке на 2021 год расходы по следующим статьям:

 

тыс. руб.

п/п

Статья затрат

Заявитель

Орган регулирования

Величина разногласий

1

Арендная плата (земельные участки)

870,53

247,15

623,38

2

Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования

18 703,21

0,00

18 703,21

2.1.

Арендная плата (земельные участки)

1 080,53

0,00

1 080,53

2.2.

Расходы по сомнительным долгам

16 700,44

0,00

16 700,44

2.3.

Расчетная предпринимательская прибыль

922,25

0,00

922,25

 

ИТОГО

 

 

19 326,59

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» осуществляет регулируемую деятельность на основании концессионного соглашения от 11.12.2017 № 166, заключенного с Цнинским сельсоветом Тамбовского района Тамбовской области (срок действия до 19.11.2041 года).

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» имеет статус единой теплоснабжающей организации в пос. Строитель Тамбовского района согласно постановлению администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 18.06.2018 № 136. 

1. Статья разногласий «Арендная плата (земельные участки)».

Заявитель считает экономически обоснованным размер арендной платы на 2021 год в размере 870,53 тыс. руб.

Органом регулирования учтено 247,15 тыс. руб.

Величина спора составляет 623,38 тыс. руб.

Согласно пункту 73 Основ ценообразования № 1075, величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 57 - 66 Основ ценообразования № 1075 с учетом особенностей, установленных настоящим пунктом.

Величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя, в том числе арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075.

Пунктом 65 Основ ценообразования № 1075 предусмотрено, что расходы на арендную плату считаются неподконтрольными, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации. В остальных случаях расходы на арендную плату включаются в состав операционных расходов.

Согласно пункту 45 Основ ценообразования № 1075, арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

В обоснование данной статьи затрат ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» в адрес ФАС России и Управления были предоставлены следующие документы:

- договоры аренды земельных участков от 01.03.2018 № 1, 2, 3, 4, от 09.01.2019 № 1, от 10.12.2019 № 1, от 15.01.2020 № 1, от 10.02.2020 № 2, заключенные с Администрацией Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области;

- письма Администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 15.12.2020 № 2174, № 2175 о перезаключении договора от 15.01.2020 № 1;

- электронные письма в Управление по Тамбовской области с просьбой перенести затраты по аренде земли из операционных расходов в неподконтрольные расходы от 11.12.2020-14.12.2020.

Регулируемая организация в заявлении отмечает, что при установлении базового уровня операционных расходов на 2018 год долгосрочного периода регулирования 2018-2021 гг. Управлением были включены расходы на аренду земли. При этом, Заявитель считает, что данные расходы должны относиться к неподконтрольным расходам на основании п. 2 Основ ценообразования № 1075, в соответствии с которым «неподконтрольные расходы» - расходы регулируемой организации, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, на величину которых влияют факторы, не зависящие от деятельности регулируемой организации и в отношении которых не устанавливаются требования по снижению расходов.

Органом регулирования расходы на аренду земельных участков учтены в составе НВВ 2021 года в соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075, согласно которому операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

ФАС России отмечает, что пунктом 73 Основ ценообразования № 1075, который применяется при применении метода индексации установленных тарифов, предусмотрено, что расходы на аренду земельных участков включаются в состав операционных расходов (в соответствии с п. 65 Основ ценообразования № 1075).

На основании вышеизложенного, требования ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» по статье «Арендная плата (земельные участки)» удовлетворению не подлежат.

2. Статья разногласий «Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования».

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» заявляет о дополнительном учете по статье «Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования» расходы в размере 18 703,21 тыс. руб., в том числе по подстатьям затрат:

- арендная плата (земельные участки) в размере 1 080,53 тыс. руб.;

- расходы по сомнительным долгам в размере 16 700,44 тыс. руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль в размере 922,25 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э.

Пунктом 52 Методических указаний № 760-э предусмотрено, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний № 760-э;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 760-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, , рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования № 1075 по формуле (пункт 55 Методических указаний № 760-э):

 

(тыс. руб.), (26)

где:

- фактические операционные расходы года (i-2), определенные в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- фактические неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, которые определяются на основании документально подтвержденных имевших место неподконтрольных расходов с учетом требований пунктов 13, 45 Основ ценообразования № 1075, тыс. руб. В данную величину включаются расходы, связанные с изменениями требований законодательства, изменениями состава активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности (без учета расходов, учтенных при определении операционных расходов), и другими изменениями величины неподконтрольных расходов;

- фактическая нормативная прибыль года (i-2), тыс. руб.;

- величина, учитывающая результаты деятельности регулируемой организации до перехода к регулированию цен (тарифов) на основе долгосрочных параметров регулирования, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды, теплоносителя в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по результатам предшествующих расчетных периодов регулирования с учетом пункта 12 Методических указаний № 760-э (за исключением соответствующих сумм, учтенных при формировании показателя ), тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.;

- корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности по результатам года (i-4), учтенная при установлении тарифов на (i-2)-й год, тыс. руб.

В соответствии с заявлением ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» (стр. 11-12) дополнительный учет по данным подстатьям затрат статьи «Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования» регулируемой организацией в адрес Управления не заявлялся.

Управлением уровень фактических операционных расходов (в т.ч. расходов на аренду земельных участков) принят в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э.

Затраты по подстатье «Расходы по сомнительным долгам» определяются в соответствии с пунктом 47 Основ ценообразования № 1075, а также положений Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В соответствии с пунктами 47, 62, 73 Основ ценообразования № 1075 внереализационные расходы, включаемые в необходимую валовую выручку, содержат в том числе расходы по сомнительным долгам, определяемые в отношении единых теплоснабжающих организаций, в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» имеет статус единой теплоснабжающей организации в пос. Строитель Тамбовского района согласно постановлению администрации Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области от 18.06.2018 № 136.

Согласно п. 4 статьи 266 НК РФ резерв по сомнительным долгам используется организацией лишь на покрытие убытков от безнадежных долгов, признанных таковыми в порядке, установленном настоящей статьей.

По подстатье «Расходы по сомнительным долгам» фактические расходы за 2019 год Управлением не приняты, так как документально на момент установления тарифов списание безнадежной задолженности не было подтверждено.

Кроме того, тариф на тепловую энергию был установлен 15.12.2020, акты о списании безнадежных долгов были подписаны 28.12.2020 года и не могли быть предоставлены в Управление.

Расчетная предпринимательская прибыль учтена в размере принятой при установлении тарифов на 2019 год согласно пункту 55 Методических указаний
№ 760-э.

Также на стр. 5-10 заявления указано, что Заявителем в адрес органа регулирования не были предоставлены следующие обосновывающие документы:

- по аренде земли п. Строитель (акты за 2019 год);

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 60.01 по контрагенту Администрация Цнинского сельсовета Тамбовского района Тамбовской области за 2019 год;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 63 п. Строитель за 2019 год;

- расчет предпринимательской прибыли по п. Строитель за 2019 год;

- информация об исполнительных производствах ООО УК Строитель с суммами и периодами;

- решения Арбитражного суда по ООО УК Строитель;

- акты о невозможности взыскания от 28.12.2020, от 29.12.2020;

- постановления об окончании и возвращении исполнительных листов от 28.12.2020, от 29.12.2020;

- бухгалтерские справки по списанию задолженности за счет резерва;

- исполнительные листы по ООО «Юго-Запад».

Согласно п. 13, 15 Правил регулирования № 1075, регулируемая организация до 1 мая года, предшествующего очередному расчетному периоду регулирования, представляет в орган регулирования предложение об установлении цен (тарифов) и заявление о выборе метода регулирования тарифов. Предложение об установлении цен (тарифов) состоит из заявления регулируемой организации об установлении цен (тарифов).

Пунктом 16 Правил регулирования № 1075 предусмотрено, что к заявлению об установлении цен (тарифов) прилагаются, в том числе следующие документы и материалы:

д) расчет расходов и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности в сфере теплоснабжения с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, предлагаемого метода регулирования тарифов, предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, значений удельных переменных расходов, принятых в схеме теплоснабжения, в случае ее утверждения), разработанного в соответствии с методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов.

На основании вышеизложенного, требования ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» по статье «Выпадающие доходы за предыдущие периоды регулирования» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» и Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать ООО «Компьюлинк Инфраструктура ТО» в удовлетворении требований, указанных в заявлении о разногласиях с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (рег. от 03.03.2021 № 34237-ИП/21).

 

Связанные организации

Тамбовское УФАС России
ИНН 6831001163, ОГРН 1026801156172
ООО "Компьюлинк Инфраструктура ТО"
ИНН 6825007199, ОГРН 1176820001291
Управление по регулированию тарифов Тамбовской области
ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274