Предписание №СП/55166/24 ПРЕДПИСАНИЕ РЭК Кузбасса об устранении нарушений, допущенных... от 25 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

21 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее также — РЭК Кузбасса, Орган регулирования), проведенной Кемеровским УФАС России на основании приказа Кемеровского УФАС России от 29.12.2023 № 81/23, в том числе акт проверки Кемеровского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки (письмо исх. от 11.03.2024
№ М-6-1/827-01, рег. от 12.03.2024 № 2720-ЭП/24), в ходе которой выявлены нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Региональной энергетической комиссии Кузбасса при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» (далее также – ООО «ЭнергоТранзит», Регулируемая организация) на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования
№ 1075 и Правила регулирования № 1075
соответственно), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кузбасса в отношении ООО «ЭнергоТранзит» постановлением от 19.12.2023 № 654 были установлены следующие виды тарифов в сфере теплоснабжения:

- тарифы на тепловую энергию, реализуемую с коллекторов источника;

- тарифы на тепловую энергию, поставляемую теплоснабжающим, теплосетевым организациям, приобретающим тепловую энергию с целью компенсации потерь тепловой энергии.

В рамках проведения внеплановой документарной проверки РЭК Кузбасса были проанализированы материалы тарифного дела ООО «ЭнергоТранзит», в том числе Экспертное заключение Региональной энергетической комиссии Кузбасса по материалам, представленным ООО «ЭнергоТранзит» для установления долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, отпускаемую с коллекторов источника, химически очищенную воду и умягченную подпиточную воду на 2024-2028 года, а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

Основным топливом для котлов служит природный газ. Резервным топливом является уголь и мазут.

1. Расходы на топливо

ООО «ЭнергоТранзит» по статье расходы на топливо заявлено 1 186 423 тыс. руб.

Органом регулирования учтены расходы на топливо в размере 1 095 131 тыс. руб.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В пункте 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Стоимость мазута РЭК Кузбасса принята в размере 31277,88 руб./т по цене договора от 01.09.2023 № КОР-191-23/Р-244-23, заключенного по результатам торгов с ООО «Развитие», действующего до 31.12.2023, с учетом индекса-дефлятора на 2024 год.

Стоимость угля принята по договору от 01.09.2023 № КОР-192-23/Р-245-23, заключенному по результатам торгов с ООО «Развитие», действующему до 31.12.2023, в размере 4 578 руб./т с учетом индекса-дефлятора на 2024 год.

При этом стоимость услуг по грузоперевозкам отдельно не выделена.

ФАС России отмечает, что наличие у Регулируемой организации договора, заключенного без проведения конкурентных торгов при наличии объективных на то причин, обязывает Орган регулирования использовать другие источники цен в соответствии с Основами ценообразования № 1075. Цена по заключенному без проведения конкурентных торгов договору должна быть оценена Органом регулирования на основании проведения анализа рыночных цен.

РЭК Кузбасса в нарушении пункта 28 Основ ценообразования № 1075 приняты цены на поставку угля и мазута по договорам, заключенным с единственным поставщиком, в отсутствие анализа рыночных цен на указанные виды топлива. В связи с этим учтенные Органом регулирования цены угля и мазута не являются экономически обоснованными.

Из Экспертного заключения РЭК Кузбасса следует, что в расчет цены природного газа взяты предельные максимальные значения оптовой цены (5 437 руб./куб. м и 6 046 руб./куб. м на I и II полугодия 2024 года соответственно) при предельных минимальных (5 336 руб./куб. м и 5 934 руб./куб. м на I и II полугодия 2024 года соответственно).

Органом регулирования не проведен анализ договора на приобретение природного газа в части предусмотренной им цены, а также не представлены пояснения по вопросу применения приказа ФАС России от 28.11.2023 № 906/23, в том числе в части соответствия/несоответствия Регулируемой организации критериям пункта 15(1) Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 28, 34, 34(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013
№ 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов на топливо, включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит», по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов), принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Кемеровской области — Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов), на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения в отношении общества с ограниченной ответственностью «ЭнергоТранзит», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799