Уведомление №СП/100629/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам плановой выездной проверки Регион... от 18 ноября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF


 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (приказ ФАС России от 04.03.2020 № 222/20, Акт проверки Инспекции ФАС России от 14.05.2020 № 52), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Установление тарифов для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» (далее – регулируемая организация) на оказываемые услуги питьевого водоснабжения и водоотведения производилось Региональной тарифной комиссией Ставропольского края (далее - орган регулирования, РТК) до 2016 года методом экономически обоснованных затрат. В конце 2015 года при установлении тарифов в качестве метода был применен долгосрочный метод - метод индексации, которым были рассчитаны тарифы на долгосрочный период 2016-2018 гг. (3-ех летний период).

В соответствии с требованиям законодательства Российской Федерации, указывающими на необходимость ежегодно производить корректировку тарифов, установленных методом индексации, начиная со второго года долгосрочного периода регулирования, органом регулирования была произведена корректировка долгосрочных тарифов соответственно на 2017 и 2018 годы. Впоследствии для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» органом регулирования в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации установлены тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на второй долгосрочный период регулирования на 2019-2023 гг. (5-ти летний период).

Постановлением от 26.11.2015 № 58/3 в отношении ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» Региональной тарифной комиссией Ставропольского края утверждены долгосрочные параметры регулирования и тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2016-2018 гг. Постановлениями от 15.12.2016 № 47/1 и от 14.12.2017 № 60/1 органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2017 и 2018 годы соответственно. Постановлением от 14.12.2018 № 56/2 для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» утверждены тарифы и долгосрочные параметры регулирования на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2019-2023 гг. Постановлением от 12.12.2019 № 70/1 органом регулирования скорректированы тарифы на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2020 год.

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов (далее – Правила регулирования тарифов № 406) утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406.

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

Регламент установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утвержден приказом ФСТ России от 16.07.2014 № 1154-э, (далее — Регламент № 1154-э).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 406 долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении долгосрочного метода регулирования - метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Пунктом 74 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

При этом пунктом 58 Основ ценообразования № 406 установлено, что текущие расходы регулируемой организации включают в себя операционные расходы, неподконтрольные расходы и расходы на приобретение электрической энергии и топлива.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

Кроме того, согласно пункту 25 Правил регулирования № 406 орган регулирования тарифов проводит экспертизу предложений об установлении тарифов в части обоснованности расходов, учтенных при расчете тарифов, корректности определения параметров расчета тарифов и отражает ее результаты в своем экспертном заключении.

В соответствии с пунктом 26 Правил регулирования № 406 и пунктом 16 Регламента № 1154-э экспертное заключение должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска товаров, работ, услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования тарифов принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» за период с 2019 по 2023 гг. на услуги питьевого водоснабжения и водоотведения в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, и по результатам анализа установлено следующее.

Амортизационные отчисления основных средств.

Согласно пункту 77 Основ ценообразования № 406 величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

В соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете. Переоценка основных средств и нематериальных активов, осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитывается при условии, что средства в виде амортизационных отчислений, получаемые в результате учета переоценки, являются источником финансирования инвестиционной программы регулируемой организации. В случае, если по итогам исполнения инвестиционной программы указанные расходы не были осуществлены, они исключаются из расчета тарифов в очередном периоде регулирования.

При этом Приложением 2.3 к Методическим указаниям № 1746-э утверждена форма учета амортизационных отчислений, содержащая данные по первоначальной стоимости амортизируемых объектов на начало и конец периода, движению основных средств, среднегодовой стоимости амортизируемого имущества, переоценке, перечню объектов, средней норме амортизационных отчислений, сумме амортизационных отчислений.

Данная форма является основным сводным расчётом амортизационных отчислений, который ежегодно предоставляется регулируемой организацией в РТК в том числе в разрезе производственно-технических подразделений. Далее ежегодно ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» предоставляется информация: справки о выбывших и вновь принятых в эксплуатацию основных средств за отчетный базовый год; сведения о недвижимом имуществе, не используемом в производственных целях предприятия на конец отчетного года.

Вместе с тем из Экспертных заключений на 2019 - 2023 гг. ФАС России не представляется возможным определить сроки полезного использования по перечню объектов, на которые рассчитывались амортизационные отчисления на 2019 -2020 гг.

В этой связи, Инспекцией ФАС России в акте проверки от 14.05.2020 № 52 указано на необходимость предоставления РТК дополнительных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность учтенных расходов на амортизационные отчисления в составе необходимой валовой выручки (далее - НВВ) ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2019-2020 гг., в том числе Приложение 2.3 к Методическим указаниям № 1746-э, инвентарные карточки объектов основных средств, амортизационные ведомости, акты вводов объектов в эксплуатацию и иные документы, послужившие основанием для учета вышеуказанных средств.

В направленных РТК в адрес ФАС России письмом от 19.06.2020 № 01-09/1545 возражениях на акт проверки от 14.05.2020 № 52 орган регулирования указывает на то, что расходы на амортизационные отчисления определялись органом регулирования на 2019-2023 гг. на основании представленных регулируемой организацией амортизационных ведомостей, первичных документов бухгалтерского учёта, за исключением объектов, созданных за счет бюджетных средств.

В обоснование учтенных сумм по амортизационным отчислениям РТК направлены в адрес ФАС России амортизационные ведомости в разрезе подразделений за 2019-2020 гг., а также Приложение 2.3 к Методическим указаниям № 1746-э по каждому подразделению.

При этом органом регулирования не были представлены инвентарные карточки учета объектов основных средств, а также иные документы, содержащие информацию о сроках полезного использования, учтенных РТК для амортизируемых объектов, а также об амортизационных группах, присвоенных объектам.

В соответствии с пунктом 1 статьи 258 Налогового Кодекса Российской Федерации амортизируемое имущество распределяется по амортизационным группам в соответствии со сроками его полезного использования. Сроком полезного использования признается период, в течение которого объект основных средств служит для выполнения целей деятельности налогоплательщика. Срок полезного использования определяется налогоплательщиком самостоятельно на дату ввода в эксплуатацию объекта амортизируемого имущества с учетом Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 (далее – Классификатор основных средств № 1).

ФАС России отмечает, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором основных средств № 1.

Таким образом, оценить экономическую обоснованность учтенных органом регулирования расходов на амортизационные отчисления для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2019-2020 гг. не представляется возможным, в связи с чем РТК необходимо провести дополнительный анализ учтенных расходов на амортизационные отчисления в части принятых сроков полезного использования амортизируемого имущества на предмет их соответствия максимальным срокам полезного использования, закрепленным в Классификаторе основных средств № 1, исключив, в случае выявления, экономически необоснованные расходы за 2019-2020 гг. из состава НВВ ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения.

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Региональной тарифной комиссией Ставропольского края нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь подпунктом, 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края нарушившей пункты 16, 24, 77 Основ ценообразования № 406, пункт 26 Правил регулирования тарифов № 406, пункт 28 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на 2019-2020 гг.

2. В срок до 20.12.2020 (включительно) органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные при установлении тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал»:

- провести дополнительный анализ расходов по статье «Амортизационные отчисления основных средств», учтённых Региональной тарифной комиссией Ставропольского края в составе необходимых валовых выручек ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении (корректировке) тарифов на 2019-2020 гг. в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, по итогам которого исключить из состава необходимых валовых выручек ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» в сфере водоснабжения и водоотведения экономически необоснованные средства в случае отсутствия надлежащего обоснования согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406, отразив подробный расчет и анализ в экспертном заключении в соответствии с пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406.

3. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения исключить из состава необходимых валовых выручек ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» иные расходы, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению в соответствии с пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406, отразив результаты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения при установлении (корректировке) тарифов ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения на 2021 год учесть требования, предусмотренные пунктами 2 и 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятых во исполнение настоящего предписания;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на которых принимались решения во исполнение настоящего предписания;

- экспертных заключений по делу об установлении (корректировке) тарифов на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения для ГУП СК «Ставрополькрайводоканал» с приложениями смет (калькуляций) по расчетам необходимых валовых выручек с указанием всех статей затрат, входящих в состав НВВ и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel, а также иных имеющихся расчетов в формате Excel, выполненных органом регулирования при формировании НВВ регулируемой организации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

     

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575