Решение №31/67007/20 РЕШЕНИЕ от 5 августа 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ
Резолютивная часть решения оглашена «29» июля 2020 г.
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:
<...>,
рассмотрев разногласия между ООО «ТЭК-Печора» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (рег. от 12.03.2020 № 44855/20) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2020 год для ООО «ТЭК-Печора» в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи <...> управления регулирования цен (тарифов) в производственной сфере Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <...>, <...> отдела регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <...>, <...> отдела анализа в сфере ресурсоснабжения Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <...>, <...> отдела контрольной и административной работы Министерства энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми <...>, <...> ООО «ТЭК-Печора» <...>, <...> ООО «ТЭК-Печора» <...>, <...> ООО «ТЭК-Печора» <...>,
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось с заявлением о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения ООО «ТЭК-Печора» (далее – Заявитель, регулируемая организация).
Заявление ООО «ТЭК-Печора» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.
Спор возник с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (далее – Орган регулирования, Министерство), которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 16.12.2019 № 72/11-Т методом долгосрочной индексации установленных тарифов были установлены тарифы на тепловую энергию для Заявителя на 2020 год долгосрочного периода регулирования 2018-2020 гг.
Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании
пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.
Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом на 2020 год для ООО «ТЭК-Печора», составляет 372 571,72 тыс. руб.
Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 389 832,81 тыс. руб.
Заявитель просит признать экономически обоснованным и подлежащим учету в необходимой валовой выручке при установлении тарифов на тепловую энергию ООО «ТЭК-Печора» на 2020 год размер расходов по следующим статьям затрат:
тыс. руб.
№ |
Статьи затрат |
Принято Министерством |
Заявлено в ФАС России |
Величина разногласий |
1 |
Выпадающие доходы |
8 227,78 |
25 488,87 |
17 261,09 |
|
ИТОГО |
17 261,09 |
1. Статья затрат «Выпадающие доходы».
Величина расходов по данной статье затрат, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 25 488,87 тыс. руб.
Органом регулирования выпадающие доходы учтены в размере 8 227,78 тыс. руб.
Величина спора по статье «Выпадающие доходы» составляет
17 261,09 тыс. руб.
В качестве обоснования по данной статье затрат регулируемая организация представила в ФАС России:
- распоряжение администрации МР «Печора» от 09.06.2017 № 923-р
«О начале отопительного сезона 2016-2017 гг. в МР «Печора»»;
- распоряжение администрации МР «Печора» от 26.08.2016 № 626-р
«О завершении отопительного периода 2016-2017 гг. в МР «Печора»»;
- распоряжение администрации МР «Печора» от 30.08.2017 № 1010-р
«О начале отопительного сезона 2017-2018 гг. в МР «Печора»»;
- распоряжение администрации МР «Печора» от 21.06.2018 № 799-р
«О завершении отопительного периода 2017-2018 гг. в МР «Печора»»;
- расчет затрат, возникших в результате увеличения отопительного периода в 2017, 2018 годах;
- расчет расхода энергоносителей по котельным за 2016, 2017, 2018 гг.
Спор возник в части неучета Органом регулирования недополученных доходов ООО «ТЭК-Печора» за 2017, 2018 гг. при установлении тарифов на 2020 год, образовавшихся в связи с увеличением отопительного периода.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.
Таким образом, расходы регулируемой организации по статье затрат «Выпадающие доходы» за 2017 год могли быть учтены только при тарифном регулировании на 2019 год.
В части недополученных доходов регулируемой организации за 2018 год, неучтенных Министерством при установлении тарифов на 2020 год, ФАС России сообщает следующее.
Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075, Орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.
В соответствии с пунктом 55 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э), необходимая валовая выручка, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, рассчитывается с учетом пунктов 29 - 31 Основ ценообразования № 1075 по формуле 26 Методических указаний № 760-э.
Согласно письменному мнению и Экспертному заключению Органа регулирования на 2020 год при установлении тарифов на 2020 год была проведена корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации, в том числе включающая в себя отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации на основании материалов, представленных ООО «ТЭК-Печора», которая за 2018 год составила 13 940,14 тыс. руб.
Вышеуказанная корректировка Министерством была проведена в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 55 Методических указаний № 760-э.
В адрес ФАС России регулируемой организацией не были представлены расчеты в соответствии с требованиями Методических указаний № 760-э, необходимые обосновывающие материалы, в том числе не представлена бухгалтерская отчетность ООО «ТЭК-Печора» за 2018 год, формы статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2018 год.
Учитывая вышеизложенное, а также отсутствие материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов по статье затрат «Выпадающие доходы», требования Заявителя удовлетворению не подлежат.
На основании анализа представленных ООО «ТЭК-Печора» и Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми в ФАС России обосновывающих материалов Комиссия
РЕШИЛА:
Отказать ООО «ТЭК-Печора» в удовлетворении требований, изложенных в заявлении о разногласиях с Министерством энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и тарифов Республики Коми (рег. от 12.03.2020 № 44855/20) .