Предписание №СП/39254/19 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам проведения внеплановой документар... от 14 мая 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Департамент тарифной и ценовой

политики Тюменской области

ул. Республики, 24, г. Тюмень, Тюменская

область, 625003

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 04.04.2019 No 417/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 24.04.2019 No 56), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 No 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 No 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области при установлении предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТЭО»,

УСТАНОВИЛ:

На основании приказа ФАС России от 04.04.2019 No 417/19 «О проведении внеплановой документарной проверки Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области

(далее – Департамент, орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТЭО» (далее – регулируемая организация) на 2019 год.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 No 89-ФЗ

«Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон No 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования No 484) и

Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования No 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 No 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания No 1638/16).

Управлением Росприроднадзора по Тюменской области ООО «ТЭО» выдана лицензия на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности от 22.12.2015 серия <...> No 00171.

Распоряжением Департамента тарифной и ценовой политики Тюменской области от 07.12.2018 No 303/01-21 установлены долгосрочные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТЭО» на 2019 - 2021 годы.

Нормативы накопления ТКО на территории Тюменской области утверждены Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области от 25.12.2018 No 624/01-21. Территориальная схема обращения с отходами в Тюменской области утверждена постановлением Правительства Тюменской области от 09.09.2016 No 392-п.Согласно пункту 18 Правил регулирования No 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в томчисле расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования  и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д)

расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

В соответствии с пунктом 16 Основ ценообразования No 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона No 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «ТЭО», в том числе представленного экспертного заключения Департамента по установлению тарифов для ООО «ТЭО» на 2019 год (далее – Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

Необходимая валовая выручка (далее - НВВ), учтенная органом регулирования при утверждении предельных тарифов для ООО «ТЭО» на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год, составила 2 830 475 тыс. руб.

Основная часть затрат в составе необходимой валовой выручки регионального  оператора приходится на захоронение и обработку ТКО, которые составляют более 43 % от НВВ, расходы на транспортировку составляют 39,8 % от НВВ, собственные расходы регионального оператора ООО «ТЭО» составляют 11,7 % от НВВ, величина сглаживания составляет 5,5 % от НВВ ООО «ТЭО».

1.

Займы и кредиты. Департаментом при расчете НВВ ООО «ТЭО» на 2019 год учитываются

3

2019-54131(5)

расходы на погашение кредитов, необходимых регулируемой организации для

покрытия кассовых разрывов в размере 40

441 тыс. руб.

Вышеуказанные расходы учитываются на основании представленного

ООО

«ТЭО» расчета планируемых кассовых разрывов.

В соответствии с подпунктом (ж

)

пункта 50 Основ ценообразования

No

484

неподконтрольные расходы включают в себя расходы на выплаты по договорам

займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов

по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по ним,

предусмотренных

подпунктом (б) пункта 38

Основ ценообразования No 484, с

учетом положений, предусмотренных

пунктом 11 Основ ценообразования No 484.

Согласно пункту 11 Основ ценообразования No 484 в случае если регулируемая

организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически

обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при

установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов

регулирования, такие расходы (недополученные доходы),

а также расходы,

связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых

на покрытие недостатка средств,

учитываются в соответствии с Методическими

указаниями No 1638 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для

такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой

период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором

указанные

расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и

статистической отчетностью.

Исходя из вышеизложенного, расходы на займы и кредиты на покрытие

недостатка средств (кассовых разрывов) должны быть подтверждены фактическими

данными согласно бухгалтерской и статистической отчетности, следовательно,

расчет планируемых кассовых разрывов не может являться экономическим

подтверждением учтенных расходов.

В этой связи, сумма средств в размере 40 441 ты.

р

уб. подлежит исключению

из состава НВВ ООО «ТЭО» 2019 года.

2. Сглаживание.

Департаментом при утверждении долгосрочных тарифов для ООО «ТЭО»

применяется механизм сглаживания начиная с первого года долгосрочного периода

регулирования в сторону увеличения на 156 043 тыс. руб. на 2019 год «в целях

ограничения роста тарифов по годам долгосрочного пер

иода регулирования».

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования No 484 при принятии

решения об установлении долгосрочных тарифов органы регулирования тарифов в

целях сглаживания их роста, обусловленного установлением тарифов с календарной

разбивкой по полугодиям в соответствии с

пунктом 7

Основ ценообразования No 484,

4

2019-54131(5)

могут перераспределять необходимую валовую выручку регулируемой организации

по годам первого и (или) последующих долгосрочных периодов регулирования.

В каждом году долгосрочного периода регулирования (нескольких

долгосрочных периодов регулирования) необходимая валовая выручка, рассчитанная

с учетом ее перераспределения, осуществляемого в целях сглаживания роста

тарифов, может отличаться от необходимой валовой выручки, рассчитанной без

учета такого перераспределения, не более чем на 12 процентов.

Таким образом, ввиду того, что Основами ценообразования No 484

предусмотрена цель, для которой применяется механизм сглаживания, а органом

регулирования в свою очередь экономическое обоснование необходимости

увеличения НВВ ООО «ТЭО» начиная с первого года долгосрочного периода

регулирования не отражен, Департаменту необходимо отразить соответствующий

анализ, подтверждающий целесообразность применения механизма сглаживания, в

экспертном заключении.

3.

Плата за негативное воздействие на окружающую среду.

В соответствии с пунктом 43(1) Основ ценообразования No 484 расходы на

плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых

коммунальных отходов определяются исходя из установленных Правительством

Российской Федерации

ставок

платы за негативное воздействие на окружающую

среду с учетом применяемых к ним коэффициентов и расчетного объема и (или)

массы размещения твердых коммунальных отходов по классам опасности.

Органом регулирования при расчете тарифов операторов по захоронению

учитывались ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду при

размещении твердых коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные),

утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018

No 758 (далее – Ставки платы за негативное воздействие на окружающую среду) на

2019 год в размере 194,5 руб./т, закрепленные в редакции No 1 от 29.06.2018.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.2018 No 758

«О

ставках платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещении

твердых коммунальных отходов

IV

класса опасности (малоопасные) и внесении

изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации

» (в редакции

постановления Правительства Российской Федерации от 16.02.2019 No 156 «О

внесении изменений в ставки платы за негативное воздействие на окружающую

среду при размещении твердых коммунальных отходов

IV

класса опасности

(малоопасные)

») ставки платы за негативное воздействие утверждены на 2019 год в

размере 95 руб./т., то есть снижены более чем в 2 раза.

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской

Федерации от 13.04.2019 No 446 «О внесении изменений в постановление

5

2019-54131(5)

Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484» Правительство

Российской Федерации постановляет

р

екомендовать органам исполнительной власти

субъектов Российской Федерации, осуществляющим государственное регулирование

тарифов, либо органам местного самоуправления, осуществляющим регулирование

тарифов в случае передачи им соответствующих полномочий законом субъекта

Российской Федерации, в 3-месячный срок привести решения об установлении

предельных тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами в

соответствие с настоящим постановлением с учето

м постановления Правительства

Российской Федерации от 16 февраля 2019 г. No 156 «О внесении изменений в ставки

платы за негативное воздействие на окружающую среду при размещен

ии твердых

коммунальных отходов IV класса опасности (малоопасные)».

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным и

экономически обоснованным пересчитать расходы операторов по захоронению в

соответствии с актуальными Ставками платы за негативное воздействие на

окружающую среду и соответственно исключить полученную разницу из состава

единого тарифа регионального оператора по обращению с ТКО ООО

«ТЭО».

4. Налог на прибыль.

Органом регулирования при утверждении тарифа на захоронение ООО «ТЭО»

расчет налога на прибыль производился от нормативной прибыли регулируемой

организации, в том числе исходя из расходов на уплату процентов по

кредиту.

На 2019 год органом регулирования утверждены расходы на нормативную

прибыль в размере 321

331 тыс. руб. из которых 236 578 тыс. руб. составляют

расходы на уплату процентов по кредиту.

Департаментом р

асходы по налогу на прибыль утверждены на 2019 год от всех

затрат, входящих в состав статьи «Нормативная прибыль», в размере 80 333 тыс. руб.

(321

331*0,2/0,8 = 80 333 тыс. руб.), в этой связи часть расходов, учтенных по налогу

на прибыль, утверждены исходя из расходов на уплату процентов по кредиту и

составляют в 2019 году — 59 144,42 тыс. руб. (236 578*0,2/0,8 = 59 144,42 тыс. руб.),

в 2020 году — 47 974,97 тыс. руб., в 2021 году — 45 351,63 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом (б) пункта 50 Основ ценообразования No 484

н

еподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов, сборов и

других обязательных платежей, в том числе расходы на обязательное страхование,

предусмотренные законодательными актами Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса

Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 No 117-ФЗ (далее - НК РФ)

расходы в виде процентов по долговым обязательствам любого вида, в том числе

процентов, начисленных по ценным бумагам и иным обязательствам, выпущенным

(эмитированным) налогоплательщиком включаются в состав внереализационных

6

2019-54131(5)

расходов, не связанных с производством и реализацией, следовательно, должны

уменьшать налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Таким образом, так как в составе НВВ по захоронению 2019 года и

соответственно в НВВ регионального оператора по обращению с ТКО 2019 года

утверждены излишне учтенные расходы по налогу на прибыль исходя из расходов на

уплату процентов по кредиту, Департаменту необходимо исключить из состава НВВ

ООО «ТЭО» 2019 года излишне учтенные расходы по налогу на прибыль в размере

59

144,42 тыс. руб.

5. Нормативная прибыль (в части налога на добавленную стоимость (НДС).

Органом регулирования при утверждении тарифа на захоронение ООО «ТЭО»

учтены расходы по статье «Нормативная прибыль» на основании инвестиционной

программы ООО

«ТЭО» в области обращения с ТКО в Тюменской области на 2017-

2027 годы, утвержденной приказом Департаментом тарифной и ценовой политики

Тюменской области от 07.12.2018 No 166/01-0501 (в последней редакции) (далее —

Инвестиционная программа).

Финансирование мероприятий Инвестиционной программы предусмотрено на

общую сумму 4 922 181,12 тыс. руб. с НДС, из которых: 3 022 132,328 тыс. руб. с

НДС составляют финансовые потребности на реализацию инвестиционной

программы и 1 900 048,8 тыс. руб. с НДС составляет возврат процентов по кредиту.

Согласно Инвестиционной программе строительство мусоросортировочного

завода в г. Тюмени предусмотрено с января 2017 года по декабрь 2018 года на

общую сумму 2

034 665,266 тыс. руб. с НДС.

При этом, в пункте 7 Инвестиционной программы в примечании указано, что

НДС предусмотрен в размере 20 %.

Данная ставка в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 No

303-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о

налогах и сборах» применяется с 01.01.2019.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования No 484 п

ри установлении

тарифов из необходимой валовой выручки исключаются: а) экономически не

обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы,

полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при

установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при

осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с

приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых

при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в

завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля

(надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других

регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в

7

2019-54131(5)

сопоставимых условиях.

Исходя из вышеизложенного, при расчёте привлечения в январе 2019 года

инвестиционного кредита в размере 524 131,29 тыс. руб., органу регулирования

было необходимо исключить учтенную величину НДС в размере 33 911,09 тыс. руб.

и учитывать тело кредита в меньшем объеме 490 220,2 тыс. руб. с учетом

процентной ставки в размере 11,5%.

В этой связи величина расходов по статье «Проценты по кредитам»,

подлежащая включению в состав НВВ при приведении ставки НДС в соответствие с

законодательством Российской Федерации, составит 232 991,87 тыс. руб.

При этом, Департаментом утверждены расходы на оплату процентов по

кредиту в размере 236 577,67 тыс. руб. Таким образом разница, которая подлежит

исключению из состава НВВ ООО «ТЭО» составляет 3 585,80 тыс. руб.

Также излишне учтенные расходы на возврат основного долга в размере

313,97 тыс. руб. и соответственно расходы по налогу на прибыль автоматически

подлежат исключению из состава НВВ ООО «ТЭО», так как напрямую зависят от

расходов по статье «Нормативная прибыль».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3

Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004

No

331,

подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в

области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением

Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 No 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1.

Признать Департамент тарифной и ценовой политики Тюменской

области нарушившим положения Федерального закона от 24.06.1998 No 89-ФЗ «Об

отходах производства и потребления»; пункты 11, 12, 50 Основ ценообразования в

области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 No 484; пункт 4

Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с

твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от

21.11.2016 No 1638/16.

2.

Предписать

органу исполнительной власти Тюменской области в области

государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми

коммунальными отходами

в срок до

01.07.2019

(включительно) устранить

нарушения, допущенные Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской

области при установлении

тарифов на захоронение твёрдых коммунальных отходов

для

ООО «ТЭО» и

на услугу регионального оператора по обращению с твердыми

8

2019-54131(5)

коммунальными отходами для ООО «ТЭО»

, а именно:

-

исключить экономически необоснованные расходы по статьям «Займы и

кредиты», «Налог на прибыль» и «Нормативная прибыль» (в части налога на

добавленную стоимость)

из состава необходимой валовой выручки ООО

«ТЭО»

2019 года с

огласно

пунктам 1, 4 и 5 мотивировочной части настоящего предписания.

3

. Департаменту тарифной и ценовой политики Тюменской области в тарифах

на захоронение ТКО и в тарифе на услугу регионального оператора по обращению с

ТКО ООО «ТЭО» пересчитать иные расходы, размер которых зависит в том числе от

расходов, перерасчет которых предусмотрен пунктом 2 резолютивной части

настоящего предписания.

4

. Органу регулирования отразить подробный расчет и обоснование

применения механизма сглаживания с целью недопущения резкого роста тарифов в

последующих годах долгосрочного периода регулирования ООО «ТЭО» в

экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования No 484.

5.

В срок до

01

.07.2019 (включительно) органу исполнительной власти

Тюменской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в

сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами принять и ввести в действие

решение о пересмотре тарифов н

а

захоронение твёрдых коммунальных отходов,

тарифа на

услугу регионального оператора по обращению с твердыми

коммунальными отходами

и долгосрочных параметров регулирования (базового

уровня операционных расходов)

для ООО «ТЭО» 2019 года

, утверждённых

Департаментом тарифной и ценовой политики Тюменской области

на 2019 год с

учётом требований, предусмотренных пунктами 2 — 4 резолютивной части

настоящего предписания.

6.

Об исполнении настоящего предписания о

ргану исполнительной власти

Тюменской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в

сфере обращения с твёрдыми коммунальными отходами

в течение 10 рабочих дней с

даты принятия указанных в пунктах 2 -

5

резолютивной части настоящего

предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу,

представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения о

ргана исполнительной власти Тюменской области в области

государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твёрдыми

коммунальными отходами

, принятие которых предписаны пунктами 2 - 5

резолютивной части настоящего предписания;

- протоколов заседания правления о

ргана исполнительной власти Тюменской

области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере

обращения с твёрдыми коммунальными отходами

, на котором принимались

вышеуказанные решения;

- экспертные заключения органа исполнительной власти Тюменской области в

9

2019-54131(5)

области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с

твёрдыми коммунальными отходами по установлению тарифов

на

захоронение

твёрдых коммунальных отходов на 2019 год,

на услугу регионального оператора по

обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТЭО» на 2019 год.

С.А. Пузыревский

Связанные организации

Связанные организации не указаны