Предписание №СП/40212/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ГУП «Жилищно-коммунальное хозяйство РС(Я)» (далее - регулируемая организация, региональный оператор, ГУП «ЖКХ РС(Я)») на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 17.12.2019 217 (ред. от 16.05.2022) и от 17.11.2022 223 (ред. от 29.09.2023) установлены (скорректированы) предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022, 2023 гг. на территории Арктической зоны Республика Саха (Якутия).

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифов на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «ЖКХ РС(Я)» Якутии» на 2023 год, а также возражений на Отчет, установлено следующее.

Тарифы регионального оператора ГУП «ЖКХ РС(Я)» установлены дифференцировано по следующим муниципальным районам: Абыйский улус (район), Аллаиховский улус (район), Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район), Булунский улус (район), Верхнеколымский улус (район), Верхоянский улус (район), Жиганский национальный эвенкийский (район), Момский улус (район), Нижнеколымский улус (район), Оленекский эвенкийский национальный (район), Среднеколымский улус (район), Усть-Янский улус (район), Эвено-Бытантайский национальный улус (район):

 

№ п/п

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

1.1

Муниципальный район «Абыйский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 411,56

5 677,894

1.2

Муниципальный район «Аллаиховский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 566,96

6 317,276

1.3

Муниципальный район «Анабарский национальный (долгано-эвенкийский) улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 308,17

9 399,909

1.4

Муниципальный район «Булунский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 350,15

12 300,780

1.5

Муниципальный район «Верхнеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 261,73

7 815,853

1.6

Муниципальный район «Верхоянский (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 210,45

12 781,597

1.7

Муниципальный район «Жиганский национальный эвенкийский (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 264,15

8 498,403

1.8

Муниципальный район «Момский (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 481,68

6 719,001

1.9

Муниципальный район «Нижнеколымский (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 136,29

10 383,899

1.10

Муниципальный район «Оленекский эвенкийский национальный (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 267,25

12 971,749

1.11

Муниципальный район «Среднеколымский улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 366,55

26 688,041

1.12

Муниципальный район «Усть-Янский (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 143,09

7 504,286

1.13

Муниципальный район «Эвено-Бытантайский национальный улус (район)» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

1 152,52

4 140,338

 

Согласно экспертному заключению на 2023 год органом регулирования учтены положительные корректировки за 2020-2021 гг. в размере (+ 9 215,532) тыс. руб. и (+ 12 897,968) тыс. руб. соответственно.

При этом в экспертном заключении отсутствуют сведения о принятых расходах в составе фактической НВВ за 2020-2021 гг. в разрезе статей и подстатей затрат, в том числе отсутствуют сведения, на основании каких обосновывающих документов были приняты ГКЦ РС (Я) указанные фактические расходы. Отсутствуют величины товарной выручки за 2020-2021 гг.

Кроме того, в отношении региональных операторов в прошлых периодах регулирования выделялись субсидии по обеспечению деятельности по оказанию коммунальной услуги населению по обращению с ТКО, обеспечивающих достижение целей, показателей и результатов федерального проекта «Комплексная система обращения с твердыми коммунальными отходами» национального проекта «Экология».

При этом, в экспертном заключении ГКЦ РС (Я) не отражена информация о наличии таких субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности, в экспертном заключении отсутствует информация об отражении выделенных ранее бюджетных средств на взаимозачет НВВ ГУП «ЖКХ РС(Я)».

В этой связи со стороны органа регулирования в указанной части требовались дополнительные пояснения.

В возражениях на Отчет орган регулирования отмечает, что у ГУП «ЖКХ РС(Я)» за 2020 год сложилась положительная корректировка НВВ в размере (+) 25,1 млн. руб. Указанная сумма корректировки НВВ 2020 года была уменьшена на сумму фактически полученной в 2020 году субсидии из федерального бюджета в размере 7,1 млн. руб.

В единых тарифах ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2022 год была учтена положительная корректировка НВВ в сумме (+) 8,8 млн. руб. с учетом исключения субсидии. По состоянию на 01.01.2023 года оставшаяся положительная сумма корректировки НВВ составила (+) 9,2 млн. руб.

В тарифе на 2023 год учтено следующее: остаток корректировки НВВ за 2020 год (+) 9,2 млн. руб., часть положительной корректировки НВВ за 2021 год (+) 12,8 млн. руб. (общая сумма положительной корректировки за 2021 год по расчетам ГКЦ РС(Я) составила (+) 23 169,941 тыс. руб.).

Однако в представленных органом регулирования возражениях на Отчет отсутствуют обоснования расчета фактического размера НВВ и выручки для расчета корректировки НВВ.

Иных сведений возражения органа регулирования не содержат. Также не отражена требуемая информация о наличии субсидий и результатах направления выделенных средств на регулируемый вид деятельности в 2021 году.

Кроме того, согласно экспертному заключению на 2023 год корректировка фактической НВВ за 2021 год проводилась путем сравнения товарной выручки за 2021 год и утвержденной НВВ на 2021 год, что не предусмотрено положениями пункта 92 Методических указаний № 1638/16 и могло привести к экономически необоснованному учету средств за 2021 год.

Также в имеющихся в распоряжении ФАС России обосновывающих материалах отсутствует информация и анализ ГКЦ РС(Я) по формированию дохода выставленных платежей за оказанные услуги, собираемой/начисленной от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО в 2020-2021 гг.

Таким образом, экономическая обоснованность проведенной органом регулирования корректировки результатов деятельности ГУП «ЖКХ РС(Я)» не подтверждена.

На основании вышеизложенного, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировок НВВ регионального оператора, учтенных в составе НВВ на 2023 год по результатам деятельности, а именно экономического обоснования принятой расходной и доходной части, в том числе в части формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО, подтверждения фактов формирования недополученных доходов по независимым от организации причинам, а также провести дополнительный анализ экономической обоснованности расходов за 2021 год, источником финансирования которых могут являться средства Субсидии, на предмет недопущения фактов двойного учета средств.

По итогам вышеуказанного анализа в случае отсутствия обосновывающих документов, а также надлежащего экономического обоснования, органу регулирования необходимо исключить экономически необоснованные денежные средства из состава НВВ регионального оператора ГУП «ЖКХ РС(Я)», отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания.

При этом орган регулирования не лишен права запросить необходимые обосновывающие материалы у компетентных органов исполнительной власти, а также у регионального оператора для подтверждения сведений и информации, направляемой в ФАС России.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484, пункт 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ГУП «ЖКХ РС(Я)» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- произвести дополнительный анализ корректировки НВВ (экономической обоснованности расходов и (или) недополученных доходов) на 2023 год по фактическим данным, в том числе в части финансирования деятельности регионального оператора за счет выделенных субсидий, исключив факты двойного учета средств, исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания, по итогам которого определить и исключить из состава НВВ регионального оператора величину экономически необоснованных средств, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ГУП «ЖКХ РС(Я)» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ГУП «ЖКХ РС(Я)» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153
Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770