Предписание №СП/92939/21 ПРЕДПИСАНИЕ от 1 ноября 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель    руководителя    Федеральной    антимонопольной     службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 28.08.2020 № 797/20, Акт проверки ФАС России от 26.10.2020 № 79/20), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в результате чего были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» на 2016-2018, 2019-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 28.08.2020 № 797/20 «О проведении плановой выездной документарной проверки Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области» проведена плановая выездная догументарная проверка Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее – Управление, орган регулирования) в отношении установленных тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Коммунальные системы БАМа (далее — АО «КСБ», регулируемая организация) на 2016-2018, 2019-2023 гг.

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.27.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Закон о теплоснабжении № 190-ФЗ), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, а также Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075, Правила № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания № 760-э).

АО «Коммунальные системы БАМа» осуществляет эксплуатацию и обслуживание собственных объектов коммунальной инфраструктуры в поселениях Тындинского и Селемджинского районов.

В отношении регулируемой организации были установлены методом индексации тарифы на тепловую энергию на 2016 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования – 2016-2018 гг.; также установлены тарифы на тепловую энергию на 2019 год и произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования – 2019-2023 гг.

Необходимая валовая выручка регулируемой организации на 2016-2020 годы определена органом регулирования в следующих размерах:

 

2016

2017

2018

2019

2020

Тындинский и Зейский районы

690651,75

731110,34

750109,61

776030,49

791336,28

Тындинский

53793,81

56 364,7

57475,61

59815,99

61530,05

 

район         (п. Восточный)

 

 

 

 

 

Селемджинск ий район

154735,55

162056,64

166346,27

173832,57

178779,74

Рассмотрев экспертное заключение по делу № 030-16/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 г., вырабатываемую котельными АО

«Коммунальные системы БАМа» (п. Февральск, с. Иса Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 028-16/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 гг., вырабатываемую котельными АО «Коммунальные системы БАМа» (п. Восточный Тындинский район); экспертное заключение по делу

№ 027-16/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2016-2018 гг., вырабатываемую котельными АО «Коммунальные системы БАМа» (с. Усть- Нюкжа,п. Аносовский, п. Беленький, п. Дипкун, п. Кувыкта, п. Ларба, п. Лопча, п. Маревый, п. Могот, п. Муртыгит, п. Олекма, п. Тутаул, п. Хорогочи, п. Чильчи, п. Юктали Тындинского района, п. Верхнезейский, п. Дугда, п. Огорон, п. Тунгала Зейского района, электрокотельная п. Лопча Тындинского района); экспертные заключения по корректировке установленных тарифов на 2017-2018 годы; экспертное заключение по делу № 011-19/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2019-2023 гг., вырабатываемую котельными АО «Коммунальные системы БАМа» (п. Февральск, с. Иса Селемджинский район); экспертное заключение по делу № 013-19/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2019-2023 гг., вырабатываемую котельными АО «Коммунальные системы БАМа» (п. Восточный Тындинский район); экспертное заключение по делу № 012-19/т об установлении тарифа на тепловую энергию на 2019-2023 г., вырабатываемую котельными АО «Коммунальные системы БАМа» (с. Усть-Нюкжа,п. Аносовский, п. Беленький, п. Дипкун, п. Кувыкта, п. Ларба, п. Лопча, п. Маревый, п. Могот, п. Муртыгит, п. Олекма, п. Тутаул, п. Хорогочи, п. Чильчи, п.Юктали Тындинского района, п. Верхнезейский, п. Дугда, п. Огорон, п. Тунгала Зейского района, электрокотельная п. Лопча Тындинского района); экспертные заключения по корректировке установленных тарифов на 2020 год, а также материалы тарифных дел, ФАС России выявлено следующее.

          1. Базовый уровень операционных расходов (2016 год, 2019 год)

Расходы на сырье и материалы.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

34231,38

37939,82

Тындинский      район      (п. Восточный)

1830,19

1974,63

Селемджинский район

3548,78

3968,85

Как следует из экспертных заключений органа регулирования 2016 года, расходы на сырье и материалы по Тындинскому району (п. Восточный), Тындинскому и Зейскому районам определены исходя из расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2015 год, с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность).

В составе расходов на сырье и материалы учтены материалы, используемые при осуществлении капитального и текущего ремонтов тепловых сетей и котельных указанным выше способом.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования 2019 года, расходы  на   сырье   и   материалы  по   Тындинскому  району   (п.   Восточный), Тындинскому и Зейскому районам определены исходя из расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2018 год, с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность).    В составе расходов на сырье и материалы учтены материалы, используемые при осуществлении капитального и текущего ремонтов тепловых сетей и котельных указанным выше способом.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

 

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему

году).

Согласно  пункту   29  Основ   ценообразования №   1075  при   определении

обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными         информационно-аналитическими         организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен,

 

подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования не представлена расшифровка принятых расходов, не представлен анализ экономической обоснованности фактически понесенных затрат, первичной и бухгалтерской документации в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 29 Правил № 1075.

Как следует из возражений на Акт проверки, в связи с тем, что по Тындинскому, Зейскому районам и п.Восточный регулируемой организацией не представлено экономическое обоснование планируемых расходов на 2016 год, 2019 год (не представлен перечень материалов, расчет потребности материалов, договоры, заключенные по результатам конкурсов, подтверждающие цены на материалы, а также не представлено экономическое обоснование фактически понесенных расходов (расшифровки к оборотно-сальдовым ведомостям с указанием перечня фактически израсходованных материалов и их количества, счета-фактуры, договоры, заключенные по результатам конкурсов, подтверждающие цены на материалы), плановая сумма расходов на сырье и материалы определена исходя из экономически обоснованных расходов, принятых при формировании тарифов в 2015 году и 2018 году соответственно, с учетом индексов цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность).

ФАС России отмечает, что при формировании базового уровня операционных расходов индексация плановых затрат законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не предусмотрена в качестве одного из способов расчета. Индексация может быть применена к фактически понесенным расходам за предыдущий полный расчетный период при условии проведения надлежащего анализа экономической обоснованности фактических расходов в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в части расходов на ремонт ФАС России отмечает, что исходя из экспертных заключений не представляется возможным определить состав расходов на ремонт, ввиду полного отсутствия анализа со стороны органа регулирования, предусмотренног пунктом 29 Правил № 1075.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на

 

ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Как следует из возражений на Акт проверки, в связи с тем, что по Тындинскому, Зейскому районам и п.Восточный на 2016 год, по Селемджинскому району на 2019 год, по Тындинскому и Зейскому району на 2019 год регулируемой организацией не представлено экономическое обоснование планируемых расходов (не представлены план-график проведения ремонтов, дефектные ведомости, акты обследования объектов, локальные сметы, ремонтная программа на долгосрочный период), а также не представлено экономическое обоснование фактически понесенных расходов (акты выполненных работ, выполнение плана-графика ремонтов), плановая сумма расходов определена исходя из экономически обоснованных расходов, принятых при формирования тарифов в 2015 году и 2018 году соответственно, с учетом индексов цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность).

ФАС России отмечает, что экономически обоснованный объем ремонтных работ должен подтверждаться локальными сметными расчетами, дефектными ведомостями, расчетами потребности материалов на текущий и капитальный ремонты, графиками планово-предупредительных ремонтов, договорами подряда и другими материалами.

В экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности ремонтных расходов, не представлены ссылки на обосновывающие материалы, представленные организацией, отсутствует их анализ, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что анализ расходов по данной подстатье должен производиться регулирующим органом в том числе в соответствии с ремонтной программой регулируемой организации на весь долгосрочный период, дефектными ведомостями, а также регламентными сроками производимых ремонтных работ.

При этом в случае если организацией не представлена долгосрочная ремонтная программа на предстоящий долгосрочный период регулирования, то заявляемые организацией расходы на основании плана только на один год должны быть распределены органом регулирования в равных долях на весь долгосрочный период.

Кроме того, индексация плановых затрат взамен фактических противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (индексации подлежат фактические понесенные расходы за предыдущий полный расчетный период при условии анализа экономической обоснованности сложившегося факта в соответствии с пунктом 29 Основ

 

ценообразования № 1075).

В части расходов на капитальный ремонт ФАС России считает необходимым отметить, что сроки проведения ремонтов тепловых сетей установлены Правилами технической эксплуатации тепловых энергоустановок, утвержденными приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 24.03.2003 № 115 «Об утверждении Правил технической эксплуатации тепловых энергоустановок» (далее – Правила № 115). В соответствии с пунктом 6.2.42 Правил № 115 капитальный ремонт тепловых сетей проводится 1 раз в 5 лет. В этой связи организация должна разрабатывать долгосрочные графики проведения ремонтов в отношении всех участков тепловых сетей.

Кроме того, в соответствии с пунктом 6.2.63 Правил № 115 ремонт тепловых сетей производится в соответствии с утвержденным графиком (планом) на основе результатов анализа выявленных дефектов, повреждений, периодических осмотров, испытаний, диагностики и ежегодных испытаний на прочность и плотность.

Учитывая вышеизложенные нормы, затраты на ремонт основных средств должны учитываться на основании утвержденной долгосрочной программы ремонтов, подтвержденной дефектными ведомостями, актами осмотров, предписаний Ростехнадзора и пр., с учетом периодичности и необходимости проведения ремонтов, а также с учетом пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Также ФАС России отмечает, что учет расходов на капитальный ремонт исходя из фактических расходов организации за предыдущий период регулирования законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не предусмотрен.

Вместе с тем вне зависимости от метода регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде, орган регулирования при установлении базового уровня операционных расходов на первый год нового долгосрочного периода обязан провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, в том числе расходов на ремонт, понесенных в текущем долгосрочном периоде регулирования, и принять меры, предусмотренные пунктом 50 Основ ценообразования № 1075, а также при наличии результатов контрольных мероприятий соответствующим образом учесть эти результаты. Информации о проведении анализа обоснованности расходов регулируемой организации в экспертных заключениях органа регулирования не содержится.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были

 

утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому анализу в части расходов 2019 года, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на оплату труда.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский и Зейский

261 375,57 (210 960,08 –

285 956,33 (232 111,54 –

районы

ППП, 47 565,07 — АУП,

ППП, 51 574,36 — АУП, 3

 

2 850,42 - РП)

165,42 - РП)

Тындинский  район  (п.

17 992,11 (15 540,01 –

20   408,07   (17   964,43   –

Восточный)

ППП, 1 734,1 — АУП,

ППП,  1   944,95 —  АУП,

 

718,0 - РП)

498,69 - РП)

Селемджинский район

47 474,53 (37 944,82 –

52 211 (41 510,97 – ППП,

 

ППП, 9 153,74 — АУП,

10 499,86 — АУП, 200,88 -

 

375,97 - РП)

РП)

В экспертных заключениях органа регулирования на 2016 год отражено, что расходы на оплату труда всех категорий персонала определены исходя из фонда оплаты труда, принятого при установлении тарифов на 2015 год, с учетом прогноза социально-экономического развития (ИПЦ на второе полугодие 2016 года составляло 107,4 %), и нормативной численности персонала.

В экспертных заключениях органа регулирования на 2019 год отражено, что расходы на оплату труда производственного и ремонтного персонала учтены исходя из фактически сложившейся заработной платы за 2017 год с применением соответствующих индексов и среднегодовой численности. При этом расходы на оплату труда административно-управленческого персонала определены органом регулирования исходя из нормативного фонда заработной платы, учтенного в тарифе на 2018 год, с применением ИПЦ на 2019 год (по Тындинскому и Зейскому району).

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении

 

расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Обосновывающими плановые расходы на 2016 год и 2019 год АО «КСБ» в тарифных делах были представлены следующие документы:

  • на 2016 год отдельно по Тындинскому, Зейскому, Селемджинскому районам, п. Восточный Тындинского района: штатное расписание ИТР, рабочих специальностей котельной на 2016 год, расчет нормативной численности по профессиям, расчет среднего разряда оплаты труда, расчет коэффициента невыходов;
  • на 2019 год отдельно по Тындинскому и Зейскому районам, Селемджинскому району, п. Восточный Тындинского района: штатное расписание ИТР, рабочих специальностей котельной на 2019 год, расчет нормативной численности по профессиям, расчет среднего разряда оплаты труда, расчет коэффициента невыходов;
  • распределение фактических за 2017 год, ожидаемых на 2018 год, плановых на 2019 год общехозяйственных затрат по всем видам услуг и на услугу теплоснабжение.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016, 2019 годы не отражен анализ фактической численности персонала за предыдущие расчетные периоды регулирования, в том числе с учетом формы статистической отчетности № П-4, что является нарушением пункта 42 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил регулирования № 1075. Обоснование учета расходов на 2016 год, а также значения фактической численности за 2014 год со ссылками на обосновывающие документы также отсутствуют и в возражениях на Акт проверки.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Также в экспертных заключениях органа регулирования не отражен анализ нормативной численности административно-управленческого персонала в соответствии с приказом Госстроя России от 12 октября 1999 года № 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих

 

коммунальных теплоэнергетических предприятий», а также не отражен анализ нормативной численности производственного персонала в соответствии с приказом Госстроя от 22.03.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников энергетического хозяйства».

Дополнительно к вышеизложенному ФАС России отмечает, что, как следует из возражений на Акт проверки, при формировании расходов на оплату труда промышленно-производственного персонала на 2019 год численность персонала учтена в следующих размерах:

 

Тындинский район

Селемджинский район

п. Восточный

Факт 2017

467

87

41,5

Норматив

490,8

87

41,5

План 2019

484,8

87

40

Обоснования учета численности выше фактической органом регулирования не представлено, в том числе с учетом расчета нормативной численности персонала, приходящейся на объекты, которые были введены (выведены) в течение 2018 года.

Кроме того, в возражениях на Акт проверки также не представлено обоснование учтенной численности ремонтного персонала на 2019 год с учетом фактической численности за 2017 год.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Арендная плата.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский

14,2

155

 

районы

 

 

Тындинский      район      (п. Восточный)

19,5

13,3

Селемджинский район

40,1

31,8

В экспертном заключении органа регулирования (Тындинский и Зейский районы) на 2016 год отражено, что арендная плата на 2016 год учтена исходя из расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2015 год, с учетом индекса цен производителей, составляющим 106,2 %.

В экспертных заключениях органа регулирования по Тындинскому району (п. Восточный) и Селемджинскому району отражена ученная сумма без обоснования способа учета и ссылок на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

В экспертных заключениях органа регулирования на 2019 год по всем районам отражено, что расходы на арендную плату административных зданий учтены органом регулирования на уровне величины амортизационных отчислений.

Необходимо отметить, что исходя из экспертных заключений органа регулирования на 2016 и 2019 годы не представляется возможным определить какая арендная плата учитывается: на производственные объекты или на непроизводственные объекты.

В случае учета арендной платы на производственные объекты арендная плата должна быть рассчитана в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 и исключена из состава операционных раходов.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата включается в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016 год информация об учете в составе НВВ регулируемой организации исключительно обязательных платежей в соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 отсутствует.

Кроме того, ФАС России не удается определить структуру обязательных платежей ввиду отсутствия расчетов на 2016, 2019 год, а также ссылок в экспертных

 

заключениях органа регулирования на обосновывающие величину амортизационных отчислений и налога на имущество документы (в возражениях на Акт проверки также не представлены).

Вместе с тем определение расходов на арендную плату путем индексации ранее установленных расходов противоречит пункту 45 Основ ценообразования № 1075 и не свидетельствует об экономической обоснованности учтенных указанным способом расходов.

В возражениях на Акт проверки отражено, что арендная плата административных зданий принята в базовом периоде Управлением в экономически обоснованном размере в части коммунальных платежей (электроэнергия, отопление, водоснабжение, водоотведение). При этом конкретных значений и документального подтверждения органом регулирования не представлено.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье в части 2019 года подлежат дополнительному экономическому обоснованию с учетом вышеизложенного, а при отсутствии обоснования с документальным подтверждением - исключению из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на обучение персонала.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

795,5

91,04

Тындинский      район      (п. Восточный)

7,4

6,6

Селемджинский район

126,97

31,8

Согласно экспертному заключению органа регулирования (Тындинский район, п. Восточный) на 2016 год расходы на обучение персонала определены органом регулирования исходя их расходов, учтенных при формировании тарифов на

 

тепловую энергию на 2015 год, с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность) – 106,2 %.

В экспертном заключении органа регулирования по Тындинскому и Зейскому районам отражена учтенная сумма без обоснования способа учета затрат, а также ссылок на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Согласно экспертным заключениям органа регулирования на 2019 год расходы на обучение персонала учтены исходя из фактических расходов на 2017 год с учетом индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016, 2019 годы отсутствует перечень документов, на основании которых органом регулирования определена учтенная сумма затрат, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

Как следует из возражений на Акт проверки, обосновывающими расходы на 2016 год АО «КСБ» в тарифных делах были представлены следующие документы:

  • план обучения работников ОАО «Коммунальные системы БАМа» на 2016

год;

  • договор от 11.11.2011 № 3 о социальном партнерстве в сфере подготовки

квалифицированных рабочих;

  • договор от 01.10.2013 № 5 на оказание платных образовательных услуг;
  • сметы расходов на обучение по профессиям машинист (кочегар), электросварщик ручной сварки, огнеупорщик, стропальщик, электромантер, токарь.

При этом анализ представленных организацией документов в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не представлен, в связи с чем оценить экономическую обоснованность учтенных расходов ФАС России не удается.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Вместе с тем отсутствует обоснование использования индекса цен производителей (промышленность) вместо индекса потребительских цен.

Кроме того, заявляемые организацией расходы на основании плана только на один год должны быть распределены органом регулирования в равных долях на весь долгосрочный период. Информации об указанном распределении в экспертных заключениях и возражениях на Акт проверки не содержится (в том числе с учетом законодательно закрепленной периодичности обучения).

 

На 2019 год в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ фактических расходов на обучение персонала, исходя из которых определялись плановые расходы на 2019 год, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Также в возражениях на Акт проверки отражено, что в экспертном заключении на 2016 год по п. Восточный по данной статье ошибочно прописаны расходы на обучение персонала. Управлением не приняты в расчет и не включены в необходимую валовую выручку расходы на обучение персонала в связи с отсутствием предложения от организации и подтверждающих документов.

ФАС России отмечает, что включение расходов подтверждается как экспертным заключением, так и сметой учтенных расходов, что требует дополнительного экономического обоснования.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями (услуги автомобильного транспорта).

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

10991

8687,12

Тындинский      район      (п. Восточный)

721,7

713

Селемджинский район

2116,94

2000,67

Согласно экспертному заключению органа регулирования (Тындинский и Зейский районы) на 2016 год расходы по данной статье определены органом

 

регулирования на уровне предложения организации. При этом экспертное заключение органа регулирования не содержит обоснования способа учета затрат, а также ссылок на обосновывающие документы и их анализ, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

В экспертных заключениях органа регулирования (Тындинский район, п. Восточный, Селемджинский район) расходы на услуги автомобильного транспорта отражены только в смете, анализа экономической обоснованности со ссылками на обосновывающие документы экспертные заключения не содержат, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Вместе с тем представленные сметы расходов не соответствуют экспертным заключениям в части структуры статей затрат, в связи с чем ФАС России не удается определить составляющие статей затрат и их экономическую обоснованность.

В возражениях на Акт проверки органом регулирования отражен перечень представленных организацией документов:

  • оборотно – сальдовые ведомости по сч. 20 «Основное производство» за 2014 год отдельно по Тындинскому, Зейскому, Селемджинскому районам, п. Восточный Тындинского района;
  • договор поставки нефтепродуктов от 23.12.2010 № 75 с ООО «ИВАС», счет- фактура от 30.12.2014 № 914, договор купли-продажи нефтепродуктов от 13.12.2010 с ООО «Тындинская нефтяная компания», счет-фактура от 31.01.2015 № 7п-0000016;

-договор поставки нефтепродуктов от 20.02.2014 № 34 с ООО «Топливная компания «Февральск»;

  • договор от 23.10.2014 № 14П/7 об обеспечении нефтепродуктами, счет- фактура от 31.12.2014 № 7П-00000608;
  • сводный анализ расчета потребности количества топлива (бензин марки А- 80) для автомобильной техники, работающей на шасси, на 2016 год;
  • сводный анализ расчета потребности количества топлива (дизельное топливо

«Л» («З»)) для автотракторной техники, техники, работающей на шасси, на 2016 год. При этом анализ представленных организацией документов в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не представлен, в связи с чем оценить экономическую обоснованность учтенных

расходов ФАС России не удается.

Согласно экспертным заключениям органа регулирования на 2019 год расходы по рассматриваемой статье затрат определены исходя из фактических расходов 2017 года с учетом индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования

 

отсутствует анализ экономической обоснованности расходов на услуги автомобильного транспорта, не отражена производственная необходимость несения данных расходов, не представлены ссылки на обосновывающие материалы, договоры и (или) документы, подтверждающие фактические расходы на данные услуги, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

В возражениях на Акт проверки органом регулирования отражен перечень представленных организацией документов:

  • оборотно – сальдовые ведомости по сч. 20 «Основное производство» за 2017 год отдельно по Тындинскому, Зейскому районам;
  • оборотно – сальдовые ведомости по сч. 20 «Основное производство» за 2017 год по Селемджинскому району;
  • оборотно – сальдовые ведомости по сч. 20 «Основное производство» за 2017 год по п. Восточный Тындинского района;
  • договор поставки нефтепродуктов (бензин) «ННК-Амурнефтепродукт» № 178/02, договор поставки нефтепродуктов (дизтопливо) № 314 с ООО «ИГВАС», счет-фактура, товарные накладные;
  • расчет потребности ГСМ на транспорт котельных Тындинского и Зейского районов;
  • расчет потребности ГСМ на транспорт котельных Селемджинского района;
  • расчет потребности ГСМ на транспорт котельных п. Восточный Тындинского и района.

При этом анализ представленных организацией документов в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 органом регулирования не представлен, в связи с чем оценить экономическую обоснованность учтенных расходов ФАС России не удается.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

 

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

15330,9

18274,74

Тындинский      район      (п. Восточный)

30,3

307,15

Селемджинский район

2618,88

2000,67

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2016 год, расходы по рассматриваемой статье затрат определены исходя из расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2015 год, с учетом индекса цен производителей, составляющим 106,2 %, и включают в себя расходы на оплату услуг связи и на оплату других работ и услуг.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2019 год, расходы по рассматриваемой статье затрат включают в себя расходы на оплату услуг связи и на оплату других работ и услуг, часть которых определена путем индексации фактических расходов за 2017 год, другая часть - исходя из расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2018 год, с учетом индекса потребительских цен.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам, заключенным со сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг, которые определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг).

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат, не представлена их расшифровка, также отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат взамен фактических

 

противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения (индексации подлежат фактические понесенные расходы за предыдущий полный расчетный период при условии анализа экономической обоснованности сложившегося факта).

В возражениях на Акт проверки отражен перечень представленных организацией документов, при этом их анализ в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075 отсутствует, в связи с чем оценить экономическую обоснованность учтенных расходов ФАС России не удается.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Другие расходы, связанные с производством и (или) реализацией продукции.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

6873,4

7237,75

Тындинский      район      (п. Восточный)

403,08

442,83

Селемджинский район

65,5

3068,59

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2016 год, в составе расходов учтены затраты на канцелярские товары и другие прочие расходы, определенные исходя из расходов, учтенных в тарифе на 2015 год, с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность).

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2019 год, в составе расходов учтены затраты на буртовку угля, определенные исходя из фактических расходов регулируемой организации в 2017 году, с учетом индекса

 

потребительских цен (Тындинский район, п. Восточный), и исходя из расходов, учтенных в тарифе на 2018 год (Селемджинский район).

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат, не представлена их расшифровка, также отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

В возражениях на Акт проверки указанный анализ также отсутствует.

Вместе с тем индексация плановых затрат противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Кроме того, в экспертных заключениях органа регулирования отсутствуют расшифровки расходов в части подтверждения отсутствия двойного учета затрат (канцелярские товары, услуги автомобильного транспорта) в составе других статей затрат базового уровня операционных расходов (при этом смета расходов с описанием статей расходов в экспертных заключениях не совпадает, что затрудняет определить структуру учтенных расходов).

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Расходы на служебные командировки.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2016 год

2019 год

Тындинский      и      Зейский районы

551,9

3637,48

 

Тындинский      район      (п. Восточный)

3,83

163,7

Селемджинский район

385,6

423,79

Согласно экспертному заключению органа регулирования (Тындинский район, п. Восточный) на 2016 год расходы служебные командировки определены органом регулирования исходя их расходов, учтенных при формировании тарифов на тепловую энергию на 2015 год, с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности (промышленность) – 106,2 %.

В экспертном заключении органа регулирования по Тындинскому и Зейскому районам отражена учтенная сумма без обоснования способа учета затрат, а также ссылок на обосновывающие документы, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

Согласно экспертным заключениям органа регулирования на 2019 год расходы на командировки учтены исходя из фактических расходов на 2017 год с учетом индекса потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в экспертных заключениях органа регулирования на 2016, 2019 годы отсутствует перечень документов, на основании которых органом регулирования определена учтенная сумма затрат. Вместе с тем в экспертных заключениях органа регулирования не отражен анализ размера суточных, стоимости проживания, количества дней командировок и их продолжительности, стоимости проезда к месту командировки и других составляющих, в том числе с учетом положений коллективного договора.

ФАС России отмечает, что индексация плановых затрат противоречит действующему законодательству в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения.

Как следует из возражений на Акт проверки, расходы на командировки включены в состав НВВ при установлении тарифов с учетом анализа фактически понесенных расходов за предшествующий период регулирования, а также анализа обоснованности планируемых командировочных расходов, учитывая, что административный персонал, ремонтные мастерские расположены в г. Тында, а объекты теплоснабжения в отдаленных поселках БАМа Зейского, Селемджинского и Тындинского районов, чем и обусловлена необходимость командировок. Основной объем командировочных расходов приходится на командировки производственного инженерно-технического персонала и ремонтного персонала. Количество дней командировок, цель командировки, место командировки отражаются в приказе руководителя предприятия.

 

При этом документальное подтверждение обоснования необходимости командировок отсутствует, приказы руководителя, на которые ссылается орган регулирования, также не представлены.

В соответствии с письмом органа регулирования от 27.10.2021 № 05-02-2766 данные, подтверждающие фактические расходы по данной статье затрат за 2014- 2015 гг. отсутствуют, так как срок хранения данных тарифных дел истек и они были утилизированы (акты утилизации документов были представлены в ходе проведения проверки). В связи с этим провести дополнительный анализ обоснования фактических расходов в отчетном году (2014), предшествующем первому базовому периоду (2016 г.) не представляется возможным.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2019 год подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

          1. Операционные (подконтрольные) расходы (корректировки 2017, 2018, 2020 гг.).

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Вместе с тем, согласно пункту 49 Методических указаний № 760-э скорректированные операционные (подконтрольные) расходы в 2018 году, определяемые в целях корректировки долгосрочного тарифа в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 осуществляется по формуле (10) с применением уточненных значений индекса потребительских цен в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации и индекса изменения количества активов.

Так, формулой   10   предусмотрено,   что   операционные   (подконтрольные)

расходы рассчитываются следующим образом:

 

 

При этом при применении данной формулы операционные расходы последующих годов долгосрочных периодов регулирования (после базового года) также должны быть пересчитаны с учетом корректных значений индексов потребительских цен на последующие годы долгосрочных периодов регулирования (после базового года) в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, как того требует пункт 49 Методических указаний

№ 760-э.

ФАС России отмечает, что, учитывая необходимость проведения дополнительного анализа и представления дополнительного экономического обоснования операционных расходов, учтенных в базовом периоде регулирования – 2019 год, Управлению также необходимо провести дополнительный анализ расходов, учитываемых при корректировках. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

          1. Неподконтрольные расходы (2018-2020 годы).

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими

регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по

 

концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Амортизация основных средств и нематериальных активов

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2018 год

2019 год

2020 год

Тындинский и Зейский районы

12400,38

12644,9

13899,5

Тындинский район (п. Восточный)

149,2

149,2

224,3

Селемджинский район

3169,72

2475,4

2484,2

 

Как следует из экспертных заключений органа регулирования, амортизационные отчисления определены исходя из фактических расходов за предыдущие отчетные периоды регулирования.

В возражениях на Акт проверки уточняется, что Управлением расходы на амортизацию основных средств приняты в НВВ по фактическим расходам, подтвержденным бухгалтерской отчетностью, ведомостями начисления амортизационных отчислений с разделением по видам деятельности и территориям.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Экономически обоснованный размер амортизации определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного

 

использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 года № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Из вышеизложенного следует, что со стороны регулируемой организации в регулирующий орган должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 13.10.2003 № 91н «Об утверждении методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств», учет основных средств по объектам ведется бухгалтерской службой с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

ФАС России, отмечает, что экспертные заключения на 2018-2020 годы, а также возражения органа регулирования на Акт проверки не содержат анализ фактических затрат в нарушение пункта 29 Правил № 1075, не представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений, в том числе в соответствии с максимальными сроками полезного полезного использования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2018-2020 годы подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Отчисления на социальные нужды.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2019 год

2020 год

 

Тындинский и Зейский районы

83268,77

88947,59

Тындинский район (п. Восточный)

5182,55

6305,09

Селемджинский район

15209,98

16190,84

Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлена регрессивная ставка платежей при превышении определенного уровня доходов работника по году, в связи с этим размер страховых взносов определяется по фактической ставке этих взносов за полный истекший предыдущий год.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения органа регулирования не содержат принятую величину страховых взносов, органом регулирования не отражен анализ фактической ставки страховых взносов регулируемой организации за 2016-2018 годы, отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, подтверждающие размер фактических страховых взносов, что является нарушением пункта 29 Правил № 1075.

В возражениях на Акт проверки представлена информация только по 2019 году: по Тындинскому и Зейскому районам величина страховых взносов учтена в размере 29,06 % (на уровне факта 2017 года), по п. Восточный — 28,85 % (на уровне факта 2017 года), по Селемджинскому району — 30,62 %, при этом факт за 2017 год составляет 29,17 %, что требует дополнительного экономического обоснования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2019-2020 годы подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Топливо на технологические нужды.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2018 год

2019 год

2020 год

Тындинский и Зейский районы

199206,98

236287,01

242059,35

Тындинский район (п. Восточный)

17613,47

21099,45

21746,18

Селемджинский район

61693,04

74739,69

0

Вид используемого топлива – уголь.

 

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

  1. удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;
  2. плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;
  3. расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 35 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2018 год, сумма расходов на топливо определена исходя из фактической стоимости 1т угля с ж/д доставкой за 9 месяцев 2017 года с учетом индекса цен производителей по видам экономической деятельности на каменный уголь.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2019 год, сумма расходов на топливо определена по договору от 07.09.2018 № 326, заключенному с ЗАО «Энергетические угли», на период до 30.09.2020. Отражено, что организацией проводились конкурсные процедуры по выбору поставщиков топлива.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования на 2020 год, сумма расходов на топливо определена по договору от 07.09.2018 № 326, заключенному с ЗАО «Энергетические угли», на период до 30.09.2020. Отражено, что организацией проводились конкурсные процедуры по выбору поставщиков топлива.

Удельный расход топлива принят согласно нормативам удельного расхода топлива, утвержденным приказами Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 03.08.2018 № 66-пр/н, от 23.11.2018 № 122-пр/н.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему

году).

ФАС   России   отмечает,   что   согласно   протоколу  рассмотрения   заявок

№                 31806815863-02,               размещенному                по                ссылке: https://zakupki.gov.ru/223/purchase/public/purchase/info/protocols.html? purchaseId=7024457&purchaseMethodType=OK, в связи с подачей для участия в конкурсе  одной   заявки   конкурс  считается   несостоявшимся.   Договор  с   ЗАО

«Энергетические угли» заключен регулируемой организацией как с единственным участником.

ФАС России отмечает, что использование данного договора в качестве источника информации о ценах не соответствует подпункту «б» пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и не может учитываться при формировании экономически обоснованных расходов на топливо.

Органу регулирования необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации за предыдущие периоды регулирования, руководствуясь при этом Основами ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе, рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых

 

площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации, а также рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными         информационно-аналитическими         организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Основ ценообразования № 1075, в экспертных заключениях органа регулирования не отражен, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

В части нормативов удельного расхода топлива ФАС России отмечает, что информации об утвержденных нормативах для котельных на 2020 год в экспертных заключениях органа регулирования не содержится, что требует дополнительного экономического обоснования со стороны органа регулирования (в возражениях на Акт проверки информации также не представлено).

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2018-2020 годы подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Нормативная прибыль.

Органом регулирования учтены в составе НВВ регулируемой организации расходы по данной статье в следующих размерах:

 

2018 год

2019 год

2020 год

Тындинский и Зейский районы

25974,18

8573,8

8783,83

Тындинский район (п. Восточный)

1898,2

928,8

966,02

Селемджинский район

4932,34

1154,48

1197,82

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов

 

бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 настоящего документа;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения органа регулирования не содержат экономического обоснования учтенных расходов, не содержат расшифровок (в том числе учтенных прочих расходов), отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, представленные регулируемой организацией, и их анализ, что является нарушением пункта 29 Правил регулирования № 1075.

В возражениях на Акт проверки отражено, что на 2019-2020 годы учтена прибыль на выплату материальной помощи, на приобретение новогодних подарков детям, оплату 50% санаторно-курортной путевки, оплату билетов на детей 1 раз в 2 года к месту отдыха и обратно.

Вместе с тем наличие в коллективном договоре положений о выплатах социального характера не является безусловным основанием для учета соответствующих расходов в полном объеме в тарифе на тепловую энергию, поскольку названный тариф, в первую очередь, должен являться экономически обоснованным и учитывать не только интересы предприятия, но и интересы потребителей тепловой энергии.

Документы, подтверждающие размер выплат на оплату путевок и билетов не представлены, также отсутствуют документы, устанавливающие количество детей работников, которым должны приобретаться новогодние подарки, в связи с чем расходы на выплаты социального характера подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при его отсутствии — исключению из состава НВВ регулируемой организации.

При этом органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов на оплату билетов на детей 1 раз в 2 года к месту отдыха и обратно и на оплату санаторно-курортной путевка с учетом того, что указанные расходы должны быть учтены в 2019 году в размере, равном 50 % от общей суммы на оплату на

 

билетов (в случае если в 2019 году учтена сумма в полном объеме, 50 % от указанных расходов подлежат исключению из состава НВВ организации 2020 года).

ФАС России установлено, что в состав НВВ регулируемой организации 2018 года органом регулирования в подстатью «Прибыль на прочие цели» включена расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 71 Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя в том числе расчетную предпринимательскую прибыль регулируемой организации.

Согласно определению, изложенному в пункте 2 Основ ценообразования № 1075, расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации представляет собой величину, учитываемую при определении необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете тарифов с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) или метода индексации установленных тарифов на период регулирования (на каждый год долгосрочного периода регулирования в случае установления тарифов с применением метода индексации), остающаяся в распоряжении регулируемой организации и расходуемая по ее усмотрению.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении на 2018-2020 гг. отсутствует.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье на 2018-2020 гг. подлежат дополнительному экономическому анализу, его отражению в экспертных заключениях органа регулирования и исключению выявленных экономически необоснованных расходов из состава НВВ регулируемой организации.

Расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная

 

предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» не являются долгосрочным параметром регулирования и устанавливаются на каждый год расчетным путем.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на 2018, 2019 и 2020 гг. не представляется возможным определить каким образом и в каких размерах учитывались расходы по данной статье затрат.

Учитывая вышеизложенные факты, а также необходимость пересмотра части затрат, Управлению необходимо дополнительно проанализировать данную статью затрат, представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Объем полезного отпуска тепловой энергии.

Органом регулирования на 2020 год учтен объем полезного отпуска тепловой энергии в следующем размере:

  • Тындинский и Зейский районы – 222 457,47 Гкал/год;
  • Тындинский район, п. Восточный – 13 873,98 Гкал/год;
  • Селемджинский район – 77 674,14 Гкал/год.

Как следует из экспертных заключений органа регулирования, регулируемой организацией заявлено снижение полезного отпуска на 5 % и органом регулирования на основании пункта 22 Основ ценообразования № 1075 определен объем полезного отпуска тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для

 

соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями.

Согласно пункту 22 (1) Основ ценообразования № 1075 расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии указанным категориям потребителей за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей,

 

определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 22 (1) Основ ценообразования

№ 1075, пункта 9.1 Методических указаний № 760-э анализ фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года органом регулирования не проводился и не учитывался при формировании полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год.

В возражениях на Акт проверки орган регулирования указывает на невозможность проведения указанного анализа по причине того, что организацией отчеты по полезному отпуску представлены некорректно (годовые значения не равны сумме по месяцам).

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 20 Правил № 1075 в случае если в ходе анализа представленных регулируемыми организациями предложений об установлении цен (тарифов) возникнет необходимость уточнения предложения об установлении цен (тарифов), орган регулирования запрашивает дополнительные сведения.

Таким образом, орган регулирования вправе запросить дополнительные сведения, необходимые для установления фактических значений полезного отпуска за предыдущие периоды регулирования и влияющие на экономически обоснованный размер тарифа.

В связи с вышеизложенным, объем полезного отпуска тепловой энергии на 2020 год подлежит дополнительному экономическому анализу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Пложения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

  1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области нарушившим положения пунктов 22, 22(1), 28, 29, 40, 41, 42, 43, 45, 74 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт
    1. Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» на 2018-2020 годы.
  2. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении в срок до 20.12.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Коммунальные системы БАМа», и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив (включив) выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО

«Коммунальные системы БАМа», по следующим статьям затрат:

      • «Расходы на сырье и материалы» на 2019 год;
      • «Расходы на оплату труда» на 2019 год;
      • «Расходы на арендную плату» на 2019 год;
      • «Расходы на обучение персонала» на 2019 год;
      • «Расходы  на    оплату   работ   и    услуг   производственного  характера,

выполняемых   по   договорам  со   сторонними   организациями  (услуги автомобильного транспорта)» на 2019 год;

      • «Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с

организациями» на 2019 год;

      • «Другие  расходы,  связанные   с   производством  и   (или)   реализацией

 

продукции» на 2019 год;

      • «Расходы на служебные командировки» на 2019 год;
      • «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2018-2020

годы;

      • «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2020 годы;
      • «Топливо на технологические нужды» на 2018-2020 годы;
      • «Нормативная прибыль» на 2018-2020 годы;
      • «Объем полезного отпуска тепловой энергии» на 2020 год;
      • «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2018-2020 годы.
  1. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «Коммунальные системы БАМа» на 2019 год, а также величину необходимой валовой выручки АО «Коммунальные системы БАМа» на 2018-2020 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящего предписания, отразив соответствующие анализ и расчеты в экспертном заключении на основании пункта 29 Правил № 1075.
  2. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 20.12.2021 принять и ввести в действие решения об установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2022 год в отношении АО «Коммунальные системы БАМа» с учетом исполнения пунктов 2-3 настоящего предписания.
  3. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
  • решений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;
  • протокола заседания правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим

 

предписанием;

  • экспертных заключений по делу об установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Коммунальные системы БАМа», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны