Предписание №СП/15323/21 Предписание Региональной тарифной комиссии Ставропольского к... от 2 марта 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной тарифной комиссии Ставропольского края, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 04.03.2020 № 222/20, Акт проверки ФАС России от 14.05.2020 № 52), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для открытого акционерного общества «Пятигорские электрические сети» на 2018-2020 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 04.03.2020 № 222/20 проверка проводилась в отношении установленных тарифов в сфере электроэнергетики на 2018-2020 годы, в том числе первого (базового) года долгосрочных периодов регулирования регулируемой организации.

В рамках исполнения своих полномочий Региональной тарифной комиссии Ставропольского края (также далее – РТК, Орган регулирования) были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии для открытого акционерного общества «Пятигорские электрические сети» (также далее — ОАО «ПЭС», Общество) на 2018, 2019 и 2020 годы.

Постановлением РТК от 24.12.2014 № 69/2 «О внесении изменений в постановление региональной тарифной комиссии Ставропольского края от 31 мая 2012 г. № 34/10 «О государственном регулировании тарифов в отношении сетевых организаций Ставропольского края» для ОАО «ПЭС» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2015-2019 годы.

Постановлением РТК от 24.12.2019 № 74/3 для ОАО «ПЭС» установлены долгосрочные параметры регулирования и НВВ на 2020-2024 годы.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «ПЭС» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

НВВ на содержание для Общества, установленная РТК, составила на 2018 год – 405 873,92 тыс. руб., на 2019 год – 393 300,26 тыс. руб., на 2020 год – 428 836,50 тыс. руб., при этом 2018 и 2019 годы являются четвертым и пятым годами долгосрочного периода регулирования 2015-2019 годов соответственно, 2020 год — первый год долгосрочного периода регулирования 2020-2024 годов.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2015, 2018, 2019, 2020 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе:

- Заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края по делу об установлении размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2015 год (далее — Экспертное заключение на 2015 год);

- Заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края по делу об установлении размера платы за услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2018 год (далее — Экспертное заключение на 2018 год);

- Заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2019 год (далее — Экспертное заключение на 2019 год);

- Заключение экспертов региональной тарифной комиссии Ставропольского края по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2020 год (далее — Экспертное заключение на 2020 год);

- Возражения на акт проверки от 14.05.2020 № 52, направленные РТК письмом от 19.06.2020 № 01-09/1545 (рег. от 25.06.2020 № 109858/20) (далее — Возражения).

По результатам анализа вышеуказанных материалов ФАС России установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2015 год.

ФАС России проанализировала Экспертное заключение на 2015 год.

Величина базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год определена Органом регулирования в размере 162 107,99 тыс. руб. (126 413,64 + 35 694,35), где 126 413,64 тыс. руб. – доля базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода долгосрочной индексации НВВ, 35 694,35 тыс. руб. – доля базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов.

При определении величины базового уровня подконтрольных расходов РТК руководствовалась письмом ФСТ России от 21.11.2014 № ЕП-12858/12 и проектом Методических указаний по определению базового уровня подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов.

Доля базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов 35 694,35 тыс. руб. определена как 0,2 * 178 471,76 тыс. руб., где 0,2 – доля эффективного уровня подконтрольных расходов в составе базового уровня подконтрольных расходов, принятая Органом регулирования. В связи с отсутствием законодательного закрепления долей эффективного уровня подконтрольных расходов и уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода долгосрочной индексации НВВ на момент установления тарифов на услуги по передаче электрической энергии для Общества на 2015 год, Орган регулирования вправе самостоятельно определить данные показатели. Вместе с тем, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2015 год не представлено пояснений и обоснований по принятой величине эффективного уровня подконтрольных расходов на 2015 год - 178 471,76 тыс. руб. Инспекция ФАС России отмечает, что при определении эффективного уровня подконтрольных расходов фактическая величина подконтрольных расходов на последний истекший год должна приниматься Органами регулирования после произведенного анализа экономической обоснованности в соответствии, в том числе, с положениями п. 5 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с направленными Возражениями РТК отмечается, что величина эффективного уровня подконтрольных расходов определена в соответствии с проектом Методических указаний по определению базового уровня подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов по формуле, соответствующей формуле 11 Методических указаний № 421-э, исходя из следующих показателей:

0,1318 - значение рейтинга эффективности компании, Rn за 2013 год;

2 % - значение индекса эффективности подконтрольных расходов;

-1,48 % - коэффициент изменения рейтинга эффективности;

146 516,14 тыс. руб. - фактические операционные (подконтрольные) расходы за 2013 год;

7,4 % - индекс потребительских цен на 2014 год;

6,7 % - индекс потребительских цен на 2015 год;

8,95 % - индекс изменения количества активов на 2014 год;

1,56 % - индекс изменения количества активов на 2015 год.

ФАС России отмечает, что РТК были применены индексы потребительских цен не в соответствии с актуальным прогнозом социально-экономического развития Российской федерации.

Расчет показателей значения рейтинга эффективности, коэффициента изменения рейтинга эффективности, индексов изменения количества активов на 2014 и 2015 годы не представлено.

Также в направленных возражениях, РТК поясняет, что анализ фактических расходов Общества за 2013 год, принятых к учету Органом регулирования отражен в Приложениях 1.1 к Возражениям.

Приложение 1.1 к Возражениям не содержит анализ документов Общества, подтверждающих фактическую величину расходов за 2013 год, в результатах расчетов учтены не все статьи подконтрольных расходов Общества. Необходимо отметить, что согласно данным, отраженным в таблице, величина установленных подконтрольных расходов на 2013 год составляет 132 540,90 тыс. руб., экономически обоснованная величина фактических подконтрольных расходов 146 516,14 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что все без исключения методы установления тарифов на долгосрочный период регулирования (далее - ДПР) не предусматривают для электросетевых организаций возможности превышения фактических операционных (подконтрольных) расходов (далее - ОПР) над величиной ОПР, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с законодательством. При этом законодательством, действующим в области ценообразования, регламентированы действия органов регулирования, направленные на сохранение экономии указанных расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организаций, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов. Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17.

На основании вышеизложенного величина эффективного уровня подконтрольных расходов на 2015 год определена РТК неверно и подлежит дополнительному экономическому обоснованию. Органу регулирования также необходимо отразить анализ документов, подтверждающих фактические расходы Общества за 2013 год, провести анализ экономической обоснованности данных расходов.

В соответствии с п. 11 Методических указаний № 98-э уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путём проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

Органу регулирования необходимо, в том числе, обращать внимание на характер несения расходов – единовременный или периодический. Единовременные расходы необходимо учитывать равными долями на каждый год долгосрочного периода регулирования.

В соответствии с п. 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2015 год в нарушение п. 23 Правил № 1178 не содержит:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

При определении базового уровня подконтрольных расходов на 2015 год РТК допущено нарушение п. 11 Методических указаний № 98-э, а именно, доля подконтрольных расходов в размере (126 413,64 тыс. руб.) определена не методом экономически обоснованных расходов (затрат).

ФАС России не представляется возможным установить экономическую обоснованность величины принятого РТК базового уровня подконтрольных расходов ОАО «ПЭС» на 2015 год в сумме 162 107,99 тыс. руб., а также подконтрольных расходов, учтенных РТК при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2018 и 2019 годы в размерах 190 624,62 тыс. руб. и 199 888,94 тыс. руб. соответственно в расшифровке по статьям и подстатьям затрат.

На основании вышеизложенного, принятые РТК расходы по статьям «Вспомогательные материалы», «Топливо на технологические цели», «Канцелярские, хозяйственные расходы», «Работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату труда», «Услуги связи», «Вневедомственная охрана объектов», «Коммунальные услуги», «Информационное и программное обеспечение», «Аудиторские услуги», «Расходы на сертификацию электрической энергии», «Технический осмотр автомобилей», «Услуги банков», «Дезинфекция помещений», «Расходы на командировки», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда», «Расходы на страхование», «Другие подконтрольные расходы», «Материальное поощрение и выплаты социального характера» подлежат экономическому обоснованию с расшифровкой статей расходов по подстатьям.

Представленные Возражения также не содержат необходимого анализа и расчетов.

Также ФАС России отмечает, что расходы по статье «Расходы на СМИ» не подлежат учету в НВВ регулируемых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

РТК представлен расчет расходов на оплату труда на 2015 год.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Численность персонала, принятая для расчета (351 чел.), ставки премирования определены РТК без анализа и пояснений.

Органом регулирования расчет расходов на оплату труда выполнен на основании положений ОТС в ЖКХ, при этом средний тарифный коэффициент принят РТК без расчета.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее – ОТС в электроэнергетике) и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Само по себе наличие отдельного отраслевого соглашения в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении расчет затрат на оплату труда согласно таблице П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Таким образом, расходы на оплату труда подлежат дополнительному обоснованию с учетом вышеуказанных замечаний ФАС России.

В связи с тем, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда», Органу регулирования необходимо также пересмотреть расходы по данной статье на 2015-2019 годы с учетом произведенного расчета по статье «Расходы на оплату труда», а также фактического процента отчислений в соответствующие фонды Российской Федерации.

2. Базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год.

ФАС России отмечает, что все без исключения методы установления тарифов на ДПР не предусматривают для электросетевых организаций возможности превышения фактических ОПР над величиной ОПР, установленной на соответствующий год ДПР в соответствии с законодательством. При этом законодательством, действующим в области ценообразования, регламентированы действия органов регулирования, направленные на сохранение экономии указанных расходов, которая непосредственно обусловлена реальным и объективным повышением эффективности работы организаций, которое нашло свое выражение в превышении темпов повышения эффективности (снижения) расходов по отношению к показателям, предусмотренным при установлении тарифов. Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17.

Руководствуясь вышеуказанной позицией ФАС России, Органу регулирования необходимо определить и исключить величину превышения фактических расходов над плановыми за 2015-2018 годы.

ФАС России отмечает, что в нарушение п. 23 Правил № 1178 по всем статьям подконтрольных расходов РТК не представлен анализ экономической обоснованности расходов, первичной, бухгалтерской и иной представленной Обществом документации.

 На основании вышеизложенного, принятые РТК расходы по статьям  «Вспомогательные материалы», «Топливо на технологические цели», «Работы и услуги производственного характера», «Расходы на оплату труда», «Ремонт основных фондов», «Услуги связи», «Расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства», «Расходы на юридические и информационные услуги», «Расходы на аудиторские и консультационные услуги», «Прочие услуги сторонних организаций», «Расходы на командировки и представительские», «Расходы на подготовку кадров», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности и мер по ТБ»,  «Расходы на страхование», «Подконтрольные расходы из прибыли» требуют дополнительного экономического обоснования с расшифровкой статей расходов по подстатьям.

РТК представлен расчет расходов на оплату труда на 2020 год.

В соответствии с п. 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Численность персонала, принятая для расчета (355 чел.), ставки премирования определены РТК без анализа и пояснений.

Органом регулирования расчет расходов на оплату труда выполнен на основании положений ОТС в ЖКХ, при этом средний тарифный коэффициент принят РТК без расчета.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее – ОТС в электроэнергетике) и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго».

Само по себе наличие отдельного отраслевого соглашения в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Органу регулирования необходимо отразить в Экспертном заключении расчет затрат на оплату труда согласно таблице П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

На основании вышеизложенного, расходы на оплату труда подлежат дополнительному обоснованию с учетом вышеуказанных замечаний ФАС России.

В связи с тем, что статья затрат «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи «Расходы на оплату труда», Органу регулирования необходимо также пересмотреть расходы по данной статье на 2020 год с учетом произведенного расчета по статье «Расходы на оплату труда», а также фактического процента отчислений в соответствующие фонды Российской Федерации.

Также ФАС России отмечает, что расходы по статье «Расходы на СМИ» в составе прочих услуг сторонних организаций не подлежат учету в НВВ регулируемых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии.

3. Неподконтрольные расходы.

3.1. Налог на прибыль.

Затраты по данной статье учтены Органом регулирования в сумме 11 168,02 тыс. руб., 12 073,15 тыс. руб., 13 035,00 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

РТК данные расходы определены в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации по налоговой ставке 20 процентов исходя из налогооблагаемой базы (сумма подконтрольных расходов из прибыли (социальные налоги), прибыли на капитальные вложения и других налогов.

В соответствии с п. 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

РТК необходимо произвести расчет налога на прибыль в соответствии с положениями п. 5, 20 Основ ценообразования № 1178.

3.2. Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (в соответствии с п. 87 Основ ценообразования).

Затраты по данной статье учтены Органом регулирования в сумме 8 247,08 тыс. руб., 3 703,58 тыс. руб., 10 901,56 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

РТК данные затраты приняты в соответствии с постановлениями РТК «Об установлении стандартизированных тарифных ставок, ставок за единицу максимальной мощности и формул для расчета размера платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства территориальных сетевых организаций Ставропольского края на 2018-2020 годы.

Согласно п. 87 Основ ценообразования № 1178, в размер платы за технологическое присоединение включаются средства для компенсации расходов сетевой организации на выполнение организационно-технических мероприятий, связанных с осуществлением технологического присоединения, указанных в подпунктах «а» и «д» - «ж» пункта 18 Правил технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее - Правила технологического присоединения) (за исключением расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств, плата за которые устанавливается в соответствии с настоящим документом в размере не более 550 рублей), и расходов на строительство объектов электросетевого хозяйства - от существующих объектов электросетевого хозяйства до присоединяемых энергопринимающих устройств и (или) объектов электроэнергетики.

Сетевая организация рассчитывает размер указанных выпадающих доходов в соответствии с методическими указаниями по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям.

ФАС России отмечает, что экспертные заключения на 2018-2020 годы не содержат расчет и анализ экономической обоснованности фактических затрат по данной статье в нарушение п. 23 Правил № 1178, а также информации о перечне представленных обосновывающих документах Общества.

Возражения также не содержат подробного расчета принятых расходов по статье.

Таким образом, расходы по статье «Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (в соответствии с п. 87 Основ ценообразования)» на 2018-2020 годы, учтенные Органом регулирования, подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.3. Амортизация.

Затраты по данной статье учтены Органом регулирования в сумме 68 970,0 тыс. руб., 72 280,00 тыс. руб., 76 500,00 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

Расходы на амортизацию на 2018-2020 годы определены РТК в соответствии с приказами Министерства энергетики, промышленности и связи Ставропольского края об утверждении инвестиционной программы ОАО «ПЭС».

Порядок учета расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) предусмотрен пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Инспекция ФАС России отмечает, что экспертные заключения Управления на 2018-2020 годы не содержат пообъектного расчета амортизационных отчислений в соответствии в нарушение п. 27 Основ ценообразования № 1178.

Необходимо отметить, что в случае, если по данным бухгалтерского учета регулируемой организацией начисляется по основному средству меньший объем амортизации, чем в соответствии с требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178, к учету необходимо принимать размер амортизации в соответствии с данными бухгалтерского учета.

Также Инспекция ФАС России отмечает, что при расчете фактических значений расходов по статье «Амортизация ОС» необходимо также руководствоваться требованиями п. 27 Основ ценообразования № 1178.

Представленные Возражения содержат отчеты о начисленной амортизации за 2018 и 2019 годы. Необходимого расчета в соответствии с положениями п. 27 Основ ценооб­разования РТК не представлено.

На основании вышеизложенного, расходы по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов» подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.4. Корректировки НВВ.

Органом регулирования учтены корректировки НВВ, рассчитанные в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э на 2018-2020 годы.

В соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 33 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в экспертных заключениях на 2018-2020 годы не проведен анализ исходных данных для расчета вышеуказанных корректировок (плановых и фактических показателей), не представлен расчет произведенных корректировок. Не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировки в указанном размере.

В представленных РТК возражениях представлены в табличном виде результаты расчета корректировок и исходные данные для расчета, без отражения необходимого анализа.

На основании вышеизложенного, учтенные суммы корректировок на 2018, 2019 и 2020 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.5. Расходы на оплату потерь электрической энергии.

Расходы на оплату электроэнергии, в целях компенсации потерь учтены в размере 185 742,35 тыс. руб., 213 326,77 тыс. руб., 243 973,58 тыс. руб. на 2018, 2019 и 2020 годы соответственно.

Уровень потерь электрической энергии является долгосрочным параметром регулирования и определяется в соответствии с п. 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Экспертные заключения РТК на 2015 и 2020 годы не содержит расчет уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в соответствии с требованиями п. 40 (1) Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы на оплату потерь электрической энергии на 2015-2020 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

3.6. Совмещение деятельности по передаче и сбыту электрической энергии.

Постановлениями РТК на 2018-2020 год в отношении ОАО «ПЭС» установлены, в том числе, сбытовые надбавки гарантирующего поставщика.

ФАС России отмечает, что в соответствии со статьей 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 36-ФЗ юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а также аффилированным лицам в границах одной ценовой зоны оптового рынка запрещается совмещать деятельность по передаче электрической энергии и (или) оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с деятельностью по производству и (или) купле-продаже электрической энергии.

В направленных РТК возражениях отмечается, что Региональная тарифная комиссия Ставропольского края, согласно Положению о региональной тарифной комиссии Ставропольского края, утвержденному постановлением Правительства Ставропольского края от 19 декабря 2011 г. № 495-п, разработанному в соответствии с Типовым положением об органе исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 21 февраля 2011 г. № 97, является органом исполнительной власти Ставропольского края и не имеет организационной связи с ФАС России. Соответственно РТК Ставропольского края в своей деятельности не может подменять ФАС России (его территориальные органы) и выполнять функции за рамками полномочий, предоставленных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области ценового регулирования. Совмещение видов деятельности в электроэнергетике согласно законодательству, действовавшему в период с 2006 года по настоящее время, не является основанием для отказа в установлении регулируемых ценовых ставок. Поэтому в проверяемый период для предприятия устанавливались как тарифы на услуги по передаче электрической энергии, так и сбытовые надбавки гарантирующего поставщика на основании раздельного учета расходов и доходов по указанным видам деятельности.

ФАС России отмечает, что для соблюдения вышеуказанных требований законодательства в результате реорганизации ОАО «Пятигорские электрические сети» путем выделения Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 11 по Ставропольскому краю 30 декабря 2019 г. зарегистрировано акционерное общество «Пятигорскэнерго» (АО «Пятигорскэнерго»), ОГРН 1192651021364, ИНН 2632115218, КПП 263201001. Основным видом деятельности АО «Пятигорскэнерго» является передача электрической энергии.

На 2021 год в отношении ОАО «Пятигорские электрические сети» тарифы на услуги по передаче электрической энергии не устанавливались.

В отношении АО «Пятигорскэнерго» РТК установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год .

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную тарифную комиссию Ставропольского края края нарушившей положения пунктов 5, 20, 26, 27, 40(1) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также положения Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.05.2021 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2015 год расходы в размере 46,64 тыс. руб. по статье «Расходы СМИ».

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2020 года расходы в размере 52,31 тыс. руб. по статье «Расходы СМИ».

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ОАО «Пятигорские электрические сети» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, по следующим статьям затрат (с расшифровкой по подстатьям затрат):

- Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2015 год;

- «Вспомогательные материалы» на 2015 и 2020 годы;

- «Топливо на технологические цели» на 2015 и 2020 годы;

- «Канцелярские, хозяйственные расходы» на 2015 и 2020 годы;

- «Работы и услуги производственного характера» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на оплату труда» на 2015 и 2020 годы;

- «Услуги связи» на 2015 и 2020 годы;

- «Вневедомственная охрана объектов» на 2015 и 2020 годы;

- «Коммунальные услуги» на 2015 и 2020 годы;

- «Информационное и программное обеспечение» на 2015 и 2020 годы;

- «Аудиторские услуги» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на сертификацию электрической энергии» на 2015 и 2020 годы;

- «Технический осмотр автомобилей» на 2015 и 2020 годы;

- «Услуги банков» на 2015 и 2020 годы;

- «Дезинфекция помещений» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на командировки» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на подготовку кадров» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда» на 2015 и 2020 годы;

- «Расходы на страхование» на 2015 и 2020 годы;

- «Другие подконтрольные расходы» на 2015 и 2020 годы;

- «Материальное поощрение и выплаты социального характера» на 2015 и 2020 годы;

- «Отчисления на социальные нужны» на 2015-2020 годы на основании решения по статье «Расходы на оплату труда»;

- «Налог на прибыль» на 2018-2020» годы;

- «Выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям (в соответствии с п. 87 Основ ценообразования)» на 2018-2020 годы;

- «Амортизация» на 2018-2020 годы;

- «Корректировки НВВ» на 2018-2020 годы;

- «Расходы на оплату потерь электрической энергии» на 2015-2020 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ОАО «Пятигорские электрические сети» на 2015 и 2020 годы в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки ОАО «Пятигорские электрические сети» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Пятигорскэнерго», установленной на 2021 год.

5. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Ставропольского края пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ставропольского края на 2021 год с 01.05.2021.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ставропольского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для АО «Пятигорскэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная тарифная комиссия Ставропольского края
ИНН 2635105024, ОГРН 1072635017575