Предписание №СП/93356/23 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 9 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

7 ноября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23 (далее – Акт проверки ФАС России), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания
№ 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023) проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год тарифов и первого (базового) года долгосрочного периода регулирования.

Приказом Министерства цифровой экономики и конкуренции Ульяновской области от 25.12.2019 № 06-481 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2020-2024 годы» в отношении общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» (далее – Регулируемая организация,
ООО «Энергосеть») установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 21 818,35 тыс. руб.

НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2023 год утверждена приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) от 22.11.2022 № 97-П
«Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в размере 57 430,59 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2020 и 2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Энергосеть» на 2020-2024 годы по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии ООО «Энергосеть» на 2023 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения в отношении Акта проверки ФАС России от 10.07.2023
№ 73-ИОГВ-17/674исх (рег. от 11.07.2023 № 104806-ЭП/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

 

2. Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года

Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года принят Агентством в размере 21 818,35 тыс. руб., в том числе:

- расходы на сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо в размере 2 180,90 тыс. руб.;

- расходы на работы и услуги производственного характера в размере 927,18 тыс. руб.;

- расходы на оплату труда в размере 17 277,16 тыс. руб.;

- расходы на страхование в размере 15,20 тыс. руб.;

- другие прочие расходы в размере 1 355,73 тыс. руб.;

- подконтрольные расходы из прибыли в размере 62,18 тыс. руб.

В силу пункта 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Учитывая вышеизложенное, базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года подлежит дополнительному экономическому анализу в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178, пунктом 23 Правил № 1178 и пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

 

2.1. Сырье, материалы, запчасти, топливо

Органом регулирования расходы по статье затрат «Сырье, материалы, запчасти, топливо» на 2020 год учтены в размере 2 180,90 тыс. руб., в том числе:

- ГСМ – 442,41 тыс. руб.;

- автозапчасти – 46,8 тыс. руб.;

- электрозащитные средства, инструмент, хозяйственные принадлежности, техническая документация – 748,8 тыс. руб.;

- спецодежда – 846,4 тыс. руб.;

- моторные масла – 96,49 тыс. руб.

Заявка Регулируемой организации составила 753,08 тыс. руб.

Фактические расходы на сырье, материалы, запчасти, топливо за 2018 год составили 1 172,64 тыс. руб.

В Возражениях учет расходов по данной статье затрат с превышением предложения ООО «Энергосеть» обоснован некорректным распределением по статьям затрат, а именно отнесением расходов на эксплуатацию, инструмент, хозинвентарь, автозапчасти, спецодежду и техдокументацию на «Другие прочие расходы».

Органом регулирования расходы на сырье, материалы, запчасти, топливо приняты с существенным превышением фактически сложившихся в 2018 году без обоснования.

В материалах тарифного дела 2020 года не представлены путевые листы, подтверждающие объем ГСМ, принятый в расчет расходов, не приведено обоснование необходимости каждой из совершаемых поездок.

Агентством не отражен анализ признанных экономически обоснованными фактических расходов на автозапчасти, электрозащитные средства, инструмент, хозяйственные принадлежности, техническая документация за 2018 год, примененных для расчета плановых затрат, в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 и пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.2. Расходы на оплату труда

Органом регулирования расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда» на 2020 год учтены в размере 17 277,16 тыс. руб. при заявке Регулируемой организации 24 897,02 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда за 2018 год составили 13 966,99 тыс. руб.

При расчете расходов по данной статье затрат приняты следующие показатели:

Показатели

Единица измерения

2020 год (Регулируемая организация)

2020 год (Агентство)

ЧИСЛЕННОСТЬ

 

 

 

Нормативная численность ППП

чел.

46,00

46,00

Фактическая численность

чел.

39,00

39,00

Численность, принятая для расчёта

чел.

46,00

39,00

СРЕДНЯЯ ЗАРПЛАТА

 

 

 

Тарифная ставка рабочего 1 разряда

руб.

8 640,00

8 643,00

Дефлятор по заработной плате

 

1

1

Тарифная ставка рабочего 1 разряда с учетом дефлятора

руб.

8 640,00

8 643,00

Средняя ступень оплаты труда

 

7,83

7,95

Тарифный коэффициент, соответствующий ступени по оплате труда

 

3,02

2,47

Среднемесячная тарифная ставка ППП

руб.

26 092,80

21 356,93

Выплаты, связанные с режимом работы, с условиями труда 1 работника:

 

 

 

процент выплаты

%

12,50

12,50

сумма выплат

руб.

3 261,60

2 669,62

Текущее премирование:

 

 

 

процент выплаты

%

52,00

52,00

сумма выплат

руб.

15 264,29

12 493,80

Выплаты по итогам года:

 

 

 

процент выплаты

%

1,86

1,86

сумма выплат

руб.

484,61

396,65

ИТОГО среднемесячная оплата труда на 1 работника

руб.

45 103,30

36 917,00

Количество месяцев в периоде регулирования

 

12,00

12,00

ИТОГО средства на оплату труда ППП

тыс. руб.

24 897,02

17 277,16

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно Единому реестру субъектов малого и среднего предпринимательства (rmsp.nalog.ru) ООО «Энергосеть» является малым предприятием.

В соответствии с пунктом 1.1 приказа Росстата от 23.01.2019 № 22
«Об утверждении Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения № ПМ «Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия» (далее – Указания), форму федерального статистического наблюдения № ПМ предоставляют юридические лица, являющиеся малыми предприятиями в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». Согласно Разделу 2 Указаний, показатели средней численности работников должны быть рассчитаны в соответствии с подпунктами 2.2.1 – 2.2.11 Указаний.

В материалах тарифного дела форма № ПМ Регулируемой организацией не представлена, в связи с чем у ФАС России отсутствует возможность определить обоснованность учтенной численности – 39 человек.

Органом регулирования не представлен расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго», в разрезе должностей.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год и Возражениях не отражен анализ фактических данных о среднемесячной оплате труда 1 работника и процентах выплат, а также анализ средней заработной платы в регионе по соответствующему виду деятельности за 2018 год.

В составе тарифного дела 2020 года документы, подтверждающие указанные фактические данные, отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

2.3. Другие прочие расходы

Органом регулирования расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» на 2020 год учтены в размере 1 355,73 тыс. руб., в том числе:

- услуги связи – 77,20 тыс. руб.;

- охрана – 204,00 тыс. руб.;

- информационные услуги – 71,14 тыс. руб.;

- аудиторские услуги – 110,00 тыс. руб.;

- обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности – 159,33 тыс. руб.;

- командировки – 11,63 тыс. руб.;

- подготовка кадров – 24,22 тыс. руб.;

- мебель – 296,00 тыс. руб.;

- офисная техника – 174,67 тыс. руб.;

- канцтовары – 150,66 тыс. руб.;

- содержание автотранспорта – 72,91 тыс. руб.;

- прочие – 3,97 тыс. руб.

Заявка Регулируемой организации составила 4 855,79 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2018 год составили 1 815,55 тыс. руб.

Согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются в том числе расходы на оплату работ (услуг) производственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам с организациями на проведение регламентных работ, расходы на оплату работ (услуг) непроизводственного характера, выполняемых (оказываемых) по договорам, заключенным с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных и иных услуг, определяемые на основании пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

В материалах тарифного дела 2020 года отсутствуют первичные бухгалтерские и платежные документы Регулируемой организации, подтверждающие фактически понесенные в 2018 году расходы.

Согласно Возражениям Агентством экономически обоснованными фактически понесенными в 2018 году расходами на мебель признаны 27,63 тыс. руб. Вместе с тем в базовом уровне подконтрольных расходов 2020 года учтены 296,00 тыс. руб., как указано Органом регулирования, в связи с увеличением штата.

ФАС России отмечает, что указанный подход к определению затрат не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178. Агентству при учете расходов в составе базового уровня подконтрольных расходов необходимо проводить анализ фактических затрат в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э, а также принимать во внимание характер их несения. В случае единовременного характера расходы подлежат включению в состав базового уровня подконтрольных расходов в соответствующей доле.

Аналогичные замечания остались у ФАС России к учету затрат на офисную технику (фактические расходы за 2018 год – 20,67 тыс. руб.) и канцтовары (0,00 соответственно).

В составе подстатьи «Прочие» статьи затрат «Другие прочие расходы» Органом регулирования учтена госпошлина – обязательная плата в связи с внесением изменений в учредительные документы и регистрацией автомобилей.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы по подстатье «Прочие» статьи затрат «Другие прочие» подлежат учету в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

Учитывая вышеизложенное, расходы по подстатье затрат «Прочие» в размере 3,97 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. В остальной части расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Неподконтрольные расходы на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 24 289,42 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 36 335,30 тыс. руб.

Фактические неподконтрольные расходы за 2021 год составили 14 718,48 тыс. руб.

При определении неподконтрольных расходов на очередной период регулирования Органу регулирования надлежит проводить постатейный анализ фактических затрат Регулируемой организации в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178 на предмет их экономической обоснованности.

 

3.1. Аренда

Расходы на аренду на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 9 070,63 тыс. руб., в том числе:

- аренда электросетевого хозяйства – 8 268,27 тыс. руб.;

- аренда прочего имущества – 802,37 тыс. руб.

Расходы на аренду заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 10 765,07 тыс. руб.

Фактические расходы на аренду за 2021 год составили 4 516,16 тыс. руб.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

На основании пункта 2 статьи 609 Гражданского кодекса Российской Федерации договор аренды недвижимого имущества подлежит государственной регистрации, если иное не установлено законом.

Пунктом 2 статьи 651 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды, заключенный на срок не менее года, подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации.

Согласно пункту 7 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 16 февраля 2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона
«О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» при отсутствии государственной регистрации договор аренды недвижимого имущества является незаключенным.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифного дела на 2023 год не представлены документы ООО «Энергосеть», подтверждающие государственную регистрацию договоров аренды недвижимого имущества, заключенных с
МБУ «Стройзаказчик» и ООО «АВИС».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2. Отчисления на социальные нужды

Отчисления на социальные нужды на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 4 957,33 тыс. руб.

Отчисления на социальные нужды заявлены Регулируемой организацией на 2023 год в размере 5 031,71 тыс. руб.

Фактические отчисления на страховые нужды за 2021 год составили 4 275,78 тыс. руб.

Учитывая, что данная статья затрат является производной от расходов на оплату труда, включенных в состав базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, принятого без достаточного экономического обоснования, размер учтенных отчислений на страховые нужды также подлежит дополнительному экономическому анализу.

 

4. Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год

Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год определены Органом регулирования в размере (-) 1 543,90 тыс. руб. исходя из следующих компонентов:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчёта тарифов – (-) 579,98 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра – (-) 518,04 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности в сумме – (-) 269,88 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – (-) 280,80 тыс. руб.;

- корректировка с учетом надежности и качества производимых (реализуемых) товаров (услуг) – 460,74 тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учёта электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям – (-) 11,69 тыс. руб.

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не отражены ссылки на документы (обосновывающие материалы) Регулируемой организации, подтверждающие признанные фактически обоснованными суммы затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178, использованные для расчета корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра.

Расчета корректировки неподконтрольных расходов произведен в том числе по статье затрат «Прочие неподконтрольные расходы», по которой учтены расходы на проценты за пользование кредитом, списание выделенного НДС, штрафы, пени, неустойки, списание просроченной задолженности, тестирование на антитела, медосмотр работников, а также тестирование на COVID-19.

В части расходов за пользование кредитом ФАС России отмечает следующее.

Регулируемой организацией представлено кредитное соглашение от 05.04.2018 № КР/182018-000440, заключенное с Банком ВТБ, с целью кредита – развитие, расширение (срок действия – 84 месяца), а также договор займа от 04.04.2018 № 01-К, заключенный с АНО «Учебно-методический инженерно-технический центр энергетики», заем по которому не является целевым (срок действия – с 03.04.2021).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся, в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности; учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования.

Согласно положениям Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Целевое назначение представленных Регулируемой организацией кредитного соглашения и договора займа не соответствует допустимому для включения в НВВ на содержание (покрытие недостатка средств, возникшего при осуществлении регулируемой деятельности). Как следствие, расходы на уплату процентов за пользование кредитом являются экономически необоснованными и не подлежащими учету в НВВ Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться Органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств, а также с условием проведения анализа кредиторской и дебиторской задолженности, бухгалтерской отчетности о финансовых результатах.

Расчет кассовых разрывов должен производиться строго по регулируемому виду деятельности с указанием определенных в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178 плановых и фактических сумм расходов по статьям затрат, включенным в НВВ, отражением анализа причин возникших кассовых разрывов, приложением обосновывающих их возникновение бухгалтерских документов.

Также отмечаем, что в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования
№ 1178 учет расходов, связанных с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, за исключением направляемых на финансирование капитальных вложений, в плановом порядке не предусмотрен положениями Основ ценообразования № 1178. Указанные расходы подлежат включению в НВВ по результатам анализа фактически понесенных в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы), затрат в составе корректировки неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра (формула 7 Методических указаний № 98-э).

Таким образом, учтенная на 2021 год сумма процентов по кредиту в размере 357,58 тыс. руб. подлежит исключению из НВВ Регулируемой организации в связи с отсутствием фактически понесенных в 2021 году экономически обоснованных расходов, относимых на деятельность по передаче электрической энергии.

В части принятых как экономически обоснованные фактических расходов на списание выделенного НДС на прочие расходы за 2021 год (установить сумму учтенных на 2021 год расходов не представляется возможным) ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 17 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку регулируемых организаций включаются планируемые на расчетный период регулирования расходы, уменьшающие налоговую базу налога на прибыль организаций (расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг), и внереализационные расходы), и расходы, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (относимые на прибыль после налогообложения).

Расходы на уплату НДС не являются ни расходами, уменьшающими налоговую базу налога на прибыль организаций, ни расходами, не учитываемыми при определении налоговой базы налога на прибыль. Данные расходы не относятся к операционным (подконтрольным) расходам и не могут быть включены в состав базового уровня операционных (подконтрольных) расходов.

Данная позиция доведена до Органа регулирования письмом ФАС России от 20.04.2022 № СП/39316/22 о направлении разъяснений Президиума ФАС России «Об особенностях применения отдельных положений законодательства о государственном регулировании цен (тарифов)».

Агентством корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере 357,58 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации, корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра и корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности – дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

5. Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь

Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 9 994,63 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую в неценовых зонах оптового рынка, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, и на основании цен на электрическую энергию (мощность), установленных для производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков;

для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях отсутствует расчет прогнозной цены покупки потерь в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 в делении по полугодиям 2023 года.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

6. Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год Агентством проанализированы подконтрольные расходы 2021 года ООО «Энергосеть».

Органом регулирования учтены на 2021 год в размере 23 558,44 тыс. руб.

Фактически понесенные затраты за 2021 год ООО «Энергосеть» составили 25 808,91 тыс. руб.

Таким образом, Агентством расходы в размере 2 250,47 тыс. руб. включены в необходимую валовую выручку ООО «Энергосеть» при тарифном регулировании на 2023 год.

ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с письмом ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48197/22 при установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования и при расчете показателя в соответствии с формулами, предусмотренными пунктами 8, 42 Методических указаний № 228-э, и показателя Bi в соответствии с пунктом 11 Методический указаний № 98-э.

В случае выявления превышения фактического уровня расходов по отдельным статьям затрат за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования над установленной на соответствующий год величиной, регулирующим органам следует провести анализ причин возникновения данного превышения и, если оно обусловлено объективными факторами (связанными с изменениями законодательства, существенным изменением рыночных цен, связанным с текущей экономической обстановкой, и др.), то такие расходы подлежат учету в тарифах в экономически обоснованном размере с учетом индекса потребительских цен в следующем порядке:

при формировании базового уровня операционных (подконтрольных) расходов используются имеющиеся данные за текущий период регулирования (9 месяцев) и годовые показатели за каждый год долгосрочного периода регулирования;

расчет показателя и Bi при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первый год очередного долгосрочного периода регулирования выполняется на основании годовых показателей за каждый год долгосрочного периода регулирования, а при установлении (корректировке) тарифов на второй год очередного долгосрочного периода регулирования по результатам анализа годовых значений последнего года предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, превышение фактических подконтрольных расходов над установленной на соответствующий год величиной необходимо учитывать с учетом вышеуказанных положений.

В связи с этим, у Агентства отсутствовали основания для включения в НВВ на 2023 год величины расходов за 2021 год в размере 2 250,47 тыс. руб. тыс. руб.

Таким образом, при установлении тарифов на 2025 год Органу регулирования необходимо провести анализ фактических подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период регулирования (2020-2023 годы.), а также учесть результаты проведенного анализа (с учетом ранее учтенных расходов).

При установлении тарифов на 2026 год Органу регулирования необходимо провести анализ фактических подконтрольных расходов за 2024 год, а также учесть результаты проведенного анализа.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в размере
2 250,47 тыс. руб. подлежат исключению из НВВ Регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 2, 5, 7, 17, 26, 28, 29, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» 2020 года расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» в размере 3,97 тыс. руб.

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» расходы по статьям затрат:

- «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год» в размере 357,58 тыс. руб.;

- «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период» на 2023 год в размере 2 250,47 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года»;

- «Сырье, материалы, запчасти, топливо»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Другие прочие расходы»;

- «Аренда» на 2023 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2023 год;

- «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год» на 2023 год;

- «Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) при тарифном регулировании общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «Энергосеть», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902