Предписание №СП/38504/20 Предписание Управлению Липецкой области в отношении Липецкэн... от 7 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 02.12.2019 № 176), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные органом исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики (далее — орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» на 2017-2019 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, орган регулирования) от 30.12.2016 № 49 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2017 год» установлены долгосрочные параметры регулирования для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» (далее – Липецкэнерго) и тарифы на услуги по передаче электрической энергии долгосрочного периода регулирования 2017-2021 годов с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 27.12.2017 № 52/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2018 год» скорректирована необходимая валовая выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2018 год для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго».

Постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 25.12.2018 № 52/4 «О единых (котловых) тарифах на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2019 год» скорректирована необходимая валовая выручки и тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2019 год для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго».

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) Липецкэнерго, установленная Управлением, составила: на 2017 г. – 5 925,257 млн. руб., на 2018 г. – 5 958,337 млн. руб., на 2019 г. – 6 039,324 млн. руб.

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2) .

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел за 2017, 2018 и 2019 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение Управления энергетики и тарифов Липецкой области по делу № 06-02/04 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2017 год (далее – Экспертное заключение на 2017 год), Экспертное заключение Управления энергетики и тарифов Липецкой области по делу № 06-02/03 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2018 год (далее – Экспертное заключение на 2018 год), Экспертное заключение Управления энергетики и тарифов Липецкой области по делу № 06-02/01 об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2019 год (далее – Экспертное заключение на 2019 год) и по результатам установлено следующее.

1. Базовый уровень подконтрольных расходов 2017 года.

Базовый уровень подконтрольных расходов Липецкэнерго на 2017 год установлен в размере 1 576,278 млн. руб.

Величина подконтрольных расходов на 2018 год определена органом регулирования в размере 1 610,240 млн. руб.

Величина подконтрольных расходов на 2019 год определена органом регулирования в размере 1 654,792 млн. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 базовый уровень подконтрольных расходов определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов. При этом базовый уровень подконтрольных расходов устанавливается как сумма доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с применением метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с положениями Методических указаний № 98-э, и доли базового уровня подконтрольных расходов, рассчитанного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой.

Кроме того, пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Исходя из информации, отраженной в Экспертном заключении на 2017 год следует, что орган регулирования не произвел соответствующий анализ расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, что является нарушением пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с Экспертным заключением на 2017 год по ряду статей затрат выявлено превышение учтенных органом регулирования величин, над заявленными Липецкэнерго, в том числе:

- прочие материалы (пломбы…): заявлено – 0,00 тыс. руб., учтено – 1 154,17 тыс. руб. (отклонение 1 154,17 тыс. руб.);

- услуги подрядчиков по тех. обслуж. автотранспорта: заявлено – 3 656,45 тыс. руб., учтено – 4 656,0 тыс. руб. (отклонение 999,55 тыс. руб.);

- услуги по ремонту средств связи, СВТ, пр.сервер.оборудования: заявлено – 775,48 тыс. руб., учтено – 3 044,25 тыс. руб. (отклонение 2 268,77 тыс. руб.);

- экспертиза ГПМ (лифты, грузоподъемники): заявлено – 1 172,40 тыс. руб., учтено – 1 569,60 тыс. руб. (отклонение 397,2 тыс. руб.);

- утилизация отходов: заявлено – 201,21 тыс. руб., учтено – 245,27 тыс. руб. (отклонение 44,06 тыс. руб.);

- интернет: заявлено – 355,49 тыс. руб., учтено – 1 319,04 тыс. руб. (отклонение 963,55 тыс. руб.);

- почтово-телеграфные расходы: заявлено – 172,31 тыс. руб., учтено – 323,46 тыс. руб. (отклонение 151,15 тыс. руб.);

- прочие услуги пожарной охраны: заявлено – 300,37 тыс. руб., учтено – 1 008,04 тыс. руб. (отклонение 707,67 тыс. руб.);

- статбюллетень: заявлено – 16,00 тыс. руб., учтено – 17,98 тыс. руб. (отклонение 1,98 тыс. руб.);

- обслуживание Консультант плюс: заявлено – 979,12 тыс. руб., учтено – 982,45 тыс. руб. (отклонение 3,33 тыс. руб.);

- системные по программе инновационного развития (НИОКР): заявлено – 39,95 тыс. руб., учтено – 76,36 тыс. руб. (отклонение 36,41 тыс. руб.);

- проведение специальной оценки условий труда, аттестация РМ: заявлено – 883,85 тыс. руб., учтено – 1 051,20 тыс. руб. (отклонение 167,35 тыс. руб.);

- т/о приборов учета тепла: заявлено – 53,91 тыс. руб., учтено – 60,84 тыс. руб. (отклонение 6,93 тыс. руб.);

- техосмотр и регистрация: заявлено – 298,67 тыс. руб., учтено – 401,34 тыс. руб. (отклонение 102,67 тыс. руб.);

- проезд по платным дорогам: заявлено – 24,14 тыс. руб., учтено – 25,07 тыс. руб. (отклонение 0,93 тыс. руб.);

- прочие: заявлено – 0,00 тыс. руб., учтено – 240,80 тыс. руб. (отклонение 240,80 тыс. руб.);

- электроэнергия на хоз.нужды: заявлено – 34 715,93 тыс. руб., учтено – 38 292,51 тыс. руб. (отклонение 3 576,58 тыс. руб.).

Обоснования роста данных затрат относительно заявки Липецкэнерго в Экспертном заключении на 2017 год не содержится.

По статье «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)» в Экспертном заключении на 2017 год не представлен анализ, в том числе с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178.

По подстатье «Прочие расходы на связь» статьи «Услуги связи» в размере 791,49 тыс. руб. не представлены расшифровка и анализ в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1178.

Управлением не отражен в Экспертном заключении на 2017 год анализ и необходимость несения затрат по подстатье «Системные услуги (перераспределение производственных расходов)» статьи «Расходы на информационные и консультационные услуги» в размере 70,64 тыс. руб.

По статье «Содержание АУП» в размере 48 000,63 тыс. руб. Экспертное заключение на 2017 год не содержит анализ необходимости несения данных расходов, в том числе на предмет отсутствия дублирующих функций, а также не представлен сравнительный расчет данных расходов, в случае выполнения отдельных функций собственным персоналом организации. Не представлен постатейный анализ с учетом требований пункта 29 Основ ценообразования № 1178 и анализа фактических показателей за последний отчетный период регулирования. Также отсутствует согласование размера расходов на содержание АУП, подлежащих учету в НВВ регулируемых организаций, между органами исполнительной власти субъектов РФ в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на территории которых осуществляет деятельность ПАО «МРСК Центра».

Таким образом, расходы по статьям «Прочие материалы (пломбы…)», «Услуги подрядчиков по тех. обслуж. автотранспорта», «Услуги по ремонту средств связи, СВТ, пр.сервер.оборудования», «Экспертиза ГПМ (лифты, грузоподъемники)», «Утилизация отходов», «Интернет», «Почтово-телеграфные расходы», «Прочие услуги пожарной охраны», «Статбюллетень», «Обслуживание Консультант плюс», «Системные по программе инновационного развития (НИОКР)», «Проведение специальной оценки условий труда, аттестация РМ», «Т/о приборов учета тепла», «Техосмотр и регистрация», «Проезд по платным дорогам», «Прочие», «Электроэнергия на хоз.нужды», затраты по статье «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)», по подстатье «Прочие расходы на связь» статьи «Услуги связи», по статье «Содержание АУП», по подстатье «Системные услуги (перераспределение производственных расходов)» статьи «Расходы на информационные и консультационные услуги» на 2017 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Соответствующий анализ с отображение документов и материалов, на основании которых принималось решение, должен быть отражен органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго.

В Экспертном заключении на 2017 год, а также в письменных пояснениях на Акт проверки ФАС России от 02.12.2019 № 176 (письмо исх. от 14.01.2020 № 448/06/-062; далее – Письменные пояснения) Управлением не отражена необходимость несения затрат по статье «Представительские расходы» в размере 175,65 тыс. руб.

Данные расходы не являются обязательными для осуществления регулируемого вида деятельности.

Таким образом, расходы по статье «Представительские расходы» в размере 175,65 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов Липецкэнерго на 2017 год и, соответственно, из состава подконтрольных расходов 2018-2021 гг. с учетом коэффициента индексации.

2. Неподконтрольные расходы на 2017, 2018, 2019 гг.

Величина неподконтрольных расходов, принятая Управлением Липецкой области, на 2017 год составила 4 725 577,13 тыс. руб., на 2018 год – 4 276 258,3 тыс. руб., на 2019 год – 4 402 658,72 тыс. руб.

В соответствии с Экспертным заключением на 2017 год по ряду статей затрат выявлено превышение учтенных органом регулирования величин, над заявленными Липецкэнерго, в том числе:

- прочие налоги и сборы: заявлено – 28 815 тыс. руб., учтено – 37 501,44 тыс. руб. (отклонение 8 686,44 тыс. руб.);

- экологические платежи: не заявлено, учтено – 428,58 тыс. руб. (отклонение 428,58 тыс. руб.);

- энергоаудит: не заявлено, учтено – 10 903,08 тыс. руб. (отклонение 10 903,08 тыс. руб.);

- резерв по сомнительным долгам: не заявлено, учтено – 217 890 тыс. руб. (отклонение 217 890 тыс. руб.).

Обоснования роста данных затрат относительно заявки Липецкэнерго в Экспертном заключении на 2017 год не содержится.

В соответствии с Экспертным заключением на 2018 год по ряду статей затрат выявлено превышение учтенных органом регулирования величин, над заявленными Липецкэнерго, в том числе:

- налог на имущество: заявлено – 232 130,77 тыс. руб., учтено – 239 075,56 тыс. руб. (отклонение 6 944,79 тыс. руб.);

- прочие налоги и сборы: заявлено – 26 899,40 тыс. руб., учтено – 26 918,52 тыс. руб. (отклонение 19,12 тыс. руб.);

- госпошлина за радиочастотный спектр: заявлено – 635,04 тыс. руб., учтено – 669,06 тыс. руб. (отклонение 34,02 тыс. руб.);

- налог на прибыль: заявлено – 89 947,69 тыс. руб., учтено – 112 392,15 тыс. руб. (отклонение 22 444,46 тыс. руб.).

Обоснования роста данных затрат относительно заявки Липецкэнерго в Экспертном заключении на 2018 год не содержится.

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год по ряду статей затрат выявлено превышение учтенных органом регулирования величин, над заявленными Липецкэнерго, в том числе:

- аренда земли: заявлено – 8 680,05 тыс. руб., учтено – 8 744,64 тыс. руб. (отклонение 64,59 тыс. руб.);

- налог на имущество: заявлено – 263 709,30 тыс. руб., учтено – 275 626,07 тыс. руб. (отклонение 11 916,77 тыс. руб.);

- плата за автомобильные дороги: не заявлено, учтено – 87,34 тыс. руб. (отклонение 87,34 тыс. руб.);

- госпошлина за радиочастотный спектр: заявлено – 669,06 тыс. руб., учтено – 1 005,48 тыс. руб. (отклонение 336,42 тыс. руб.);

- расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств: заявлено – 350 259,56 тыс. руб., учтено – 376 609,82 тыс. руб. (отклонение 26 350,26 тыс. руб.).

Обоснования роста данных затрат относительно заявки Липецкэнерго в Экспертном заключении на 2019 год не содержится.

Таким образом, расходы по статьям «Прочие налоги и сборы» на 2017 год, «Экологические платежи» на 2017 год, «Энергоаудит» на 2017 год, «Налог на имущество» на 2018 год, «Прочие налоги и сборы» на 2018 год, «Госпошлина за радиочастотный спектр» на 2018 год, «Налог на прибыль» на 2018 год, «Аренда земли» на 2019 год, «Налог на имущество» на 2019 год, «Плата за автомобильные дороги» на 2019 год, «Госпошлина за радиочастотный спектр» на 2019 год, «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств» на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Соответствующий анализ с отображение документов и материалов, на основании которых принималось решение, должен быть отражен органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы: акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17; справки к вышеуказанным актам (приложение к форме № ИНВ-17); сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации; ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства Финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49; протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации; акты о проведении инвентаризации долгов на основании судебных решений; акты о признании дебиторской задолженности безнадежной в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; перечень (реестр) потребителей услуг, по которым истек установленный срок исковой давности с указанием лицевых счетов, номеров договоров, сумм задолженностей по отчетным датам; акты государственного органа, подтверждающие прекращение обязательства вследствие невозможности его исполнения; постановления об окончании исполнительного производства и возвращении взыскателю исполнительного документа, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 007, 51, 62, 63, 91, 91.2 с расшифровкой указанных сумм и другие документы.

В связи с тем, что в обоснование расходов по статье «Резерв по сомнительным долгам» на 2017 год в размере 217 890 тыс. руб. Липецкэнерго в Управление были предоставлены обосновывающие материалы не полном объеме, данные затраты подлежат исключению из НВВ Липецкэнерго.

2.1. Статья «Арендные платежи»

Величина затрат по статье «Арендные платежи» принята Управлением на 2017 год в размере 38 751,66 тыс. руб., на 2018 год – 27 031,62 тыс. руб., на 2019 год – 26 345,47 тыс. руб. в соответствии с заключенными филиалом договорами.

Расчет арендной платы за владение и (или) пользование имуществом осуществляется в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которым расходы на аренду определяются регулирующим органом исходя из величины амортизации и налога на имущество, относящихся к арендуемому имуществу. При этом лизинговые платежи могут рассматриваться регулирующими органами только в качестве источника финансирования инвестиционных программ в соответствии с пунктами 34 и 38 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел, не содержатся документы, подтверждающие экономическое обоснование величины данных расходов, а именно документы, подтверждающие факт начисления арендодателем амортизации и других обязательных платежей, предусмотренных законодательством Российской Федерации собственником имущества в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 (инвентарные карточки, оборотно-сальдовые ведомости, амортизационные ведомости, налоговые декларации и пр.).

Экспертные заключения на 2017, 2018, 2019 гг. не содержат расчет расходов на аренду объектов электросетевого хозяйства, зданий, помещений, сооружений и прочего имущества в соответствии с требованиями Основ ценообразования № 1178.

При расчете расходов на аренду автотранспорта на 2017 год в нарушение пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 Управлением включены расходы на техобслуживание автотранспорта, комплект шин (зимние), запчасти, ремонт, мойку (3% от стоимости).

В материалах дела, а также в Экспертных заключениях на 2017, 2018, 2019 гг. не представлен расчет расходов по аренде земли со ссылками на решения органа государственной власти Липецкой области, органов местного самоуправления об установлении размера арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности.

В Письменных пояснениях Управлением был представлен расчет арендной платы за пользование земельными участками со ссылками на решения Советов депутатов муниципальных районов, решения городских Советов депутатов, приказ Минэкономразвития России, постановление Правительства Российской Федерации, постановление Администрации района, постановление администрации Липецкой области, решение Управления имущественных и земельных отношений Липецкой области на 2017 год в размере 12 226,71 тыс. руб., на 2018 год в размере 8 517,23 тыс. руб., на 2019 год в размере 7 767,32 тыс. руб.  

Таким образом, по статьям «Арендные платежи» на 2017-2019 годы подлежат исключению расходы на 2017 год в размере 26 524,95 тыс. руб., на 2018 год в размере 18 514,39 тыс. руб., на 2019 год в размере 18 578,15 тыс. руб. Расчет и анализ расходов на арендную плату за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на 2017, 2018, 2019 гг. должны быть отражены органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178.

2.2. Статья «Налог на прибыль»

Величина затрат по статье «Налог на прибыль» принята Управлением на 2017 год в размере 91 773,04 тыс. руб., на 2018 год – 112 392,15 тыс. руб., на 2019 год – 98 136,24 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» за 2015 год сумма налога по всем видам деятельности подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации составила 83 490,202 тыс. руб., что меньше величины, учтенной Управлением на 2017 год на 8 282,84 тыс. руб.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» за 2016 год сумма налога по всем видам деятельности подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации составила 104 231,608 тыс. руб., что меньше величины, учтенной Управлением на 2017 год на 8 160,54 тыс. руб.

Согласно налоговой декларации по налогу на прибыль филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» за 2017 год сумма налога по всем видам деятельности подлежащая уплате в бюджет субъекта Российской Федерации составила 113 434,06 тыс. руб. Каким образом данная величина распределяется между видами деятельности в Экспертном заключении на 2019 год не представлено.

Таким образом, затраты по статьям «Налог на прибыль» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Соответствующий анализ с отображение документов и материалов, на основании которых принималось решение, должен быть отражен органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго.

2.3. Статья «Амортизация основных средств»

Величина затрат по статье «Амортизация основных средств» принята Управлением на 2017 год в размере 1 230 086,30 тыс. руб., на 2018 год – 1 316 225,73 тыс. руб., на 2019 год – 1 354 722,92 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Согласно Экспертному заключению на 2017 год и приложению 1.2.10 к заключению, Экспертному заключению на 2018 год и приложению 1.13 к заключению, Экспертному заключению на 2019 год и приложению 1.12 к заключению, амортизация учтена органом регулирования с учетом данных инвестиционной программы по планируемому вводу основных средств в 2017-2019 гг., что является нарушением пункта 27 Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с Письменными пояснениями Управления расходы на амортизацию в полном объеме являются источником финансирования инвестиционной программы Липецкэнерго на 2017-2019 гг. Излишне включенные расходы по статье «Амортизация основных средств» были исключены органом регулирования при расчете корректировки НВВ за 2017 год в части неисполнения инвестиционной программы в размере 202 084 тыс. руб., при расчете корректировки НВВ за 2018 год в размере 9 376,54 тыс. руб.

Таким образом, затраты по статье «Амортизация основных средств» на 2019 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Амортизация по плановым вводам основных средств в 2019 году подлежит исключению из НВВ Липецкэнерго.

2.4. Статья «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств»

Величина затрат по статье «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств» принята Управлением на 2017 год в размере 370 793,29 тыс. руб., на 2018 год – 350 814,00 тыс. руб., на 2019 год – 376 609,82 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2017, 2018, 2019 годы расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств приняты исходя из ранее заключенных договоров кредитования и планируемого дополнительного привлечения заемных средств исходя из роста и структуры дебиторской задолженности потребителей услуг по передаче электрической энергии (приложения 1.2.11 к Экспертным заключениям на 2017, 2018 гг., приложение 1.12 к Экспертному заключению на 2019 год).

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2017, 2018, 2019 годы не представлены экономическая обоснованность и необходимость привлечения кредитных средств, в том числе помесячный расчет кассовых разрывов с постатейным отображением экономически обоснованных расходов, а также доходов по регулируемому виду деятельности, не представляется возможным определить величину расходов на обслуживание заемных средств, являющихся источником инвестиционной программы Липецкэнерго на 2017, 2018, 2019 годы и включенных Управлением в НВВ регулируемой организации.

Таким образом, затраты по статьям «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Соответствующий анализ с отображение документов и материалов, на основании которых принималось решение, должен быть отражен органом регулирования в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго. 

3. Корректировка необходимой валовой выручки за 2015, 2016, 2017 гг.

Величина расходов по статье «Корректировка необходимой валовой выручки», принятая Управлением, на 2017 год составила (-) 376 598,62 тыс. руб., на 2018 год - в сумме 71 839,06 тыс. руб., на 2019 год – «-» 18 126,25 тыс. руб.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

ФАС России отмечает, что Органом регулирования не проведен анализ исходных данных для расчета корректировок (плановых и фактических показателей), предусмотренных Методическими указаниями № 98-э с учетом требований пункта 23 Правил регулирования № 1178, также в Экспертных заключениях на 2017-2019 гг. не отражен перечень документов и материалов, на основании которых принято решение об учете корректировок в указанных размерах.

В том числе, плата за аренду имущества и лизинг должна определяться в соответствии с требованиями пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178.

Экономически обоснованная величина налога на прибыль за 2015, 2016, 2017 годы должна определяться в соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178, а также пунктом 2.2. настоящего предписания.

По подстатье «% по кредитам» фактические расходы за 2015 год составили 244 505 тыс. руб., плановые на 2015 год – 319 532 тыс. руб., корректировка составила «-» 75 027 тыс. руб. при этом в Экспертном заключении на 2017 год не представлены экономическая обоснованность и необходимость привлечения кредитных средств, в том числе помесячный расчет кассовых разрывов с постатейным отображением экономически обоснованных расходов, а также доходов по регулируемому виду деятельности.

По подстатье «% по кредитам» фактические расходы за 2016 год составили 300 153 тыс. руб., плановые на 2016 год – 370 234 тыс. руб., корректировка составила «-» 70 081 тыс. руб. при этом в Экспертном заключении на 2018 год не представлены экономическая обоснованность и необходимость привлечения кредитных средств, в том числе помесячный расчет кассовых разрывов с постатейным отображением экономически обоснованных расходов, а также доходов по регулируемому виду деятельности.

По подстатье «% по кредитам» фактические расходы за 2017 год составили 325 412 тыс. руб., плановые на 2016 год – 370 793 тыс. руб., корректировка составила «-» 45 382 тыс. руб. при этом в Экспертном заключении на 2019 год не представлены экономическая обоснованность и необходимость привлечения кредитных средств, в том числе помесячный расчет кассовых разрывов с постатейным отображением экономически обоснованных расходов, а также доходов по регулируемому виду деятельности.

По подстатье «Прочие» корректировки НВВ по неподконтрольным расходам фактические расходы за 2016 год учтены в размере 405 тыс. руб., при этом расшифровка и анализ по данной подстатье затрат в Экспертном заключении на 2018 год не содержатся.

По подстатьям «Прочие налоги и сборы» за 2015-2017 гг. в Экспертных заключениях не представлены расшифровки и анализ в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1178.

Таким образом, корректировки необходимой валовой выручки за 2015, 2016, 2017 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию и отображению в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 в экспертных заключениях. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго.

4. Расходы на покупку потерь электрической энергии на 2017-2019 годы

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» на 2017-2019 гг. в соответствии с постановлением Управления от 30.12.2016 № 49 учтен в размере:

ВН – 3,60%, СН1 – 5,40%, СН2 – 7,84%, НН – 12,76%.

Расходы на покупку потерь электрической энергии учтены Управлением на 2017 год в размере 1 292 640,78 тыс. руб., на 2018 год – 1 448 789,72 тыс. руб., на 2019 год – 1 566 673,16 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации в процентах от величины суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определяется по формуле:

, где:

 

i - уровень напряжения;

WОСi - величина отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год по соответствующему уровню напряжения за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям, и объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к шинам трансформаторных подстанций на соответствующем уровне напряжения (тыс. кВт·ч);

WОСсумм - величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации за последний истекший год за вычетом объема переданной электрической энергии потребителям, непосредственно подключенным к объектам единой национальной (общероссийской) электрической сети, переданным в аренду территориальным сетевым организациям (тыс. кВт·ч);

ni - минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям для соответствующей группы территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации, и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации на соответствующем уровне напряжения за последний истекший год.

Пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В нарушение пункта 23 Правил регулирования № 1178 Экспертные заключения на 2017-2019 годы не содержат расчет расходов на покупку потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в том числе в соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 (Экспертное заключение на 2018 год), а также Экспертное заключение на 2017 год не содержит расчет уровня потерь электрической энергии в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, затраты по статьям «Расходы на покупку потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы подлежат дополнительному экономическому обоснованию и отображению в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 в экспертных заключениях. В случае отсутствия необходимого обоснования экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ Липецкэнерго.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области нарушившим положения пунктов 27, 28, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» 2017 года расходы по статье «Представительские расходы» в размере 175,65 тыс. руб. (без учета метода сравнения аналогов).

2.2. Исключить из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» расходы в общем размере 281 507,49 тыс. руб. по статьям затрат:

- «Резерв по сомнительным долгам» на 2017 год в размер 217 890,0 тыс. руб.

- «Арендные платежи» на 2017 год в размере 26 524,95 тыс. руб.;

- «Арендные платежи» на 2018 год в размере 18 514,39 тыс. руб.;

- «Арендные платежи» на 2019 год в размере 18 578,15 тыс. руб.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отобразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета/неучета представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- подконтрольные расходы на 2017 год: «Прочие материалы (пломбы…)», «Услуги подрядчиков по тех. обслуж. автотранспорта», «Услуги по ремонту средств связи, СВТ, пр.сервер.оборудования», «Экспертиза ГПМ (лифты, грузоподъемники)», «Утилизация отходов», «Интернет», «Почтово-телеграфные расходы», «Прочие услуги пожарной охраны», «Статбюллетень», «Обслуживание Консультант плюс», «Системные по программе инновационного развития (НИОКР)», «Проведение специальной оценки условий труда, аттестация РМ», «Т/о приборов учета тепла», «Техосмотр и регистрация», «Проезд по платным дорогам», «Прочие», «Электроэнергия на хоз.нужды», затраты по статье «Работы и услуги производственного характера (в т.ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)», по подстатье «Прочие расходы на связь» статьи «Услуги связи», по статье «Содержание АУП», по подстатье «Системные услуги (перераспределение производственных расходов)» статьи «Расходы на информационные и консультационные услуги»;

- неподконтрольные расходы на 2017 год: «Прочие налоги и сборы», «Экологические платежи», «Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», «Налог на прибыль», «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств»;

- неподконтрольные расходы на 2018 год: «Налог на имущество», «Прочие налоги и сборы», «Госпошлина за радиочастотный спектр», «Налог на прибыль», «Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», «Налог на прибыль», «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств»;

- неподконтрольные расходы на 2019 год: «Налог на имущество», «Плата за автомобильные дороги», «Госпошлина за радиочастотный спектр», «Расходы на обслуживание долгосрочных заемных средств», «Амортизация основных средств», «Арендная плата за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности», «Налог на прибыль»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки за 2015 год»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки за 2016 год»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки за 2017 год»;

- «Расходы на покупку потерь электрической энергии» на 2017-2019 годы.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» на 2017 год в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 №1178, а также величину необходимой валовой выручки ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» на 2017-2020 гг.  в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, а также Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго» 2020 года и пересмотреть установленные индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Липецкой области на 2020 год с 01.07.2020 г.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для филиала ПАО «МРСК Центра» - «Липецкэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

УФАС России по Липецкой области
ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432
Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705