Предписание №СП/57416/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее также – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – Орган регулирования), в том числе акт проверки Якутского УФАС России от 09.02.2024 № 3/24 (далее – Акт проверки), а также возражения в отношении Акта проверки, направленные письмом от 26.02.2024 № 23/04ю-437 (рег. от 28.02.2024 № 2355-ЭП/24) (далее – Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении тарифов на тепловую энергию в отношении публичного акционерного общества «Якутскэнерго» (далее также – ПАО «Якутскэнерго») на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ
«О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Якутского УФАС России от 09.01.2024 № 3/24
«О проведении внеплановой документарной проверки Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия)» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год.

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год для
ПАО «Якутскэнерго» утверждены постановлениями Государственного комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 20.12.2023 № 202 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов на тепловую энергию, поставляемую ПАО «Якутскэнерго» потребителям Республики Саха (Якутия), на 2024-2028 годы», от 20.12.2023 № 236 «Об установлении долгосрочных тарифов и долгосрочных параметров регулирования тарифов на производство тепловой энергии (мощности) на коллекторах источника тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии (мощности) станциями ПАО «Якутскэнерго» на 2024-2028 годы».

В рамках проведения внеплановой документарной проверки были проанализированы материалы тарифного дела ПАО «Якутскэнерго» 2024 года в разрезе расходов на топливо, в том числе Экспертное заключение по результатам проведения экспертизы материалов ПАО «Якутскэнерго» по установлению долгосрочных тарифов на тепловую энергию (мощность), ранее установленных на долгосрочный период 2024-2028 годы по Центральному и Западному энергорайонам (далее – Экспертное заключение), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

2. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере
2 094 396,73 тыс. руб., в том числе газ природный – 2 093 220,08 тыс. руб., дизельное топливо на производство – 1 176,65 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены ПАО «Якутскэнерго» в размере
2 088 487,28 тыс. руб. (газ – 2 087 310,61 тыс. руб., дизельное топливо – 1 176,66 тыс. рублей.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 1 603 034,67 тыс. руб.

Основным видом топлива ПАО «Якутскэнерго» для выработки тепловой энергии является природный газ. Дизельное топливо расходуется при проведении опробования оборудования под нагрузкой перед осенне-зимним периодом.

В Экспертном заключении и Возражениях Органом регулирования не даны пояснения по вопросу существенного роста расходов на 2024 год относительно фактически сложившихся в 2022 году.

На основании данных, представленных Органом регулирования, проведен анализ соответствия расчетов пункту 26 Методических указаний № 760-э при формировании статьи затрат «Расход топлива».

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В силу пункта 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются в соответствии с формулой 2 пункта 26 Методических указаний № 760-э.

На основании изложенного, экономически обоснованный уровень расходов на природный газ на плановый период складывается из произведения конечной стоимости природного газа (исходя из оптовой цены на газ, платы за снабженческо-сбытовые услуги, тарифов на услуги по транспортировке газа и специальной надбавки к тарифам на транспортировку газа ГРО) и объемов природного газа (по полугодиям), с учетом корректировки в случае отклонения фактической объемной теплоты сгорания от 7900 ккал/м3 (33080 кДж/м3).

Согласно Экспертному заключению расходы на топливо (природный газ) по теплоисточникам составили:

Наименование теплоисточника

Расходы на топливо на производство тепловой энергии на 2024 год (тыс. руб.)

ЯГРЭС

808 272,45

ЯГРЭС Новая

542 155,38

ЯТЭЦ+котельные

742 792,25

Итого

2 093 220,08

2.1. Плановая (расчетная) цена на природный газ

Органом регулирования в Экспертном заключении не отражен анализ фактически сложившейся цены природного газа в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

Тариф на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям, плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа

Органом регулирования тариф на услуги по транспортировке природного газа по газораспределительным сетям и плата за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа, приняты на II полугодие 2024 года не в соответствии с приказами ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 и от 31.10.2022 № 775/22 соответственно (проиндексированы на 11,2% относительно I полугодия).

Учитывая вышеизложенное, плановая (расчетная) цена на природный газ на 2024 год подлежит дополнительному экономическому анализу, а производные от нее расходы – пересчету с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

3. Запасы дизельного топлива

В соответствии с подпунктом «б» пункта 47 Основ ценообразования № 1075 к внереализационным расходам, включаемым в необходимую валовую выручку, относятся расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей.

Нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, – для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) исполнительными органами субъектов Российской Федерации – для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Плановая (расчетная) цена на резервное топливо определяется в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что создание нормативных запасов топлива впервые предполагает его хранение до момента использования (с учетом гарантийных сроков хранения). Учет нормативных запасов топлива на последующие периоды регулирования должен уменьшаться на нормативный запас топлива, учтенный в предыдущем расчетном периоде (в случае неподтверждения его использования регулируемой организацией).

В Экспертном заключении анализ экономической обоснованности учтенных Органом регулирования расходов, связанных с нормативным запасом топлива, в соответствии с вышеизложенными нормами законодательства не представлен.

Приказом Минэнерго России от 09.11.2023 № 1021 утверждены нормативы запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более на 2024 год в следующих размерах:

№ п/п

ТЭС/Очередь оборудования

ТЭС

Норматив

Топливо

Январь 2024 г.

Февраль 2024 г.

Март 2024 г.

Апрель 2024 г.

Май 2024 г.

Июнь 2024 г.

Июль 2024 г.

Август 2024 г.

Сентябрь 2024 г.

Октябрь 2024 г.

Ноябрь 2024 г.

Декабрь 2024 г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

103

Публичное акционерное общество «Якутскэнерго» (ПАО «Якутскэнерго»)

103.1

ДЭС ЗЭС Якутскэнерго

НЭЗТ

Дизельное

топливо

0,365

0,326

1,116

1,106

0,804

0,800

0,795

0,792

0,779

0,771

0,394

0,221

103.2

ДЭС ЦЭС Якутскэнерго

НЭЗТ

Дизельное

топливо

1,126

1,093

3,688

2,605

1,872

1,837

1,753

1,637

1,561

1,202

0,459

0,337

103.3

Якутская ГРЭС

НАЗТ

Дизельное

топливо

5,213

5,213

5,213

5,213

5,213

4,344

4,344

4,344

5,213

5,213

5,213

5,213

103.4

Якутская ГРЭС Новая

НАЗТ

Дизельное

топливо

3,427

3,427

3,427

3,427

3,427

2,856

2,856

2,856

3,427

3,427

4,284

3,427

Согласно Экспертному заключению расходы на дизельное топливо по теплоисточникам составили:

Наименование теплоисточника

Расходы на дизельное топливо на производство тепловой энергии на 2024 год (тыс. руб.)

ЯГРЭС

94,01

ЯГРЭС Новая

959,90

ЯТЭЦ+котельные

122,74

Итого

1 176,65

В соответствии с информацией, представленной в Экспертном заключении, средняя цена на дизельное топливо Органом регулирования принята в размере
41 263,56 руб./т.н.т. на основании представленных договоров и фактически сложившихся цен на текущий год с учетом индексации на прогнозный индекс цен на топливо (ИПЦ) – 104,7%.

Вместе с тем согласно Возражениям Орган регулирования утвердил расходы на дизельное топливо на основании предложения ПАО «Якутскэнерго». Фактические цены и фактические расходы 2022 года по дизельному топливу сложились выше, чем утверждено на 2024 год. Цены на дизельное топливо по представленным договорам были выше заявленной цены на 2024 год.

Учитывая непоследовательность доводов Органа регулирования по вопросу учета расходов, связанных с созданием нормативных запасов топлива, ФАС России не представляется возможным установить, каким именно образом сложились расходы по данной статье затрат.

Органом регулирования учтенная цена на дизельное топливо не проанализирована в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, анализ формирования, использования ПАО «Якутскэнерго» и остатка нормативных запасов топлива в предыдущих периодах регулирования не отражен.

Учитывая вышеизложенное, расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим положения пунктов 28, 29, 34, 34(1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Исполнительному органу Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку публичного акционерного общества «Якутскэнерго», и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета (неучета) представленных регулируемой организаций расчетов и документов) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, исключив выявленные неподтвержденные экономически необоснованные расходы из состава необходимой валовой выручки публичного акционерного общества «Якутскэнерго» по статьям затрат:

- «Расходы на топливо» на 2024 год;

- «Плановая (расчетная) цена на природный газ»;

- «Запасы дизельного топлива» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки публичного акционерного общества «Якутскэнерго» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения в отношении публичного акционерного общества «Якутскэнерго» на 2024 год.

5. Исполнительному органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от публичного акционерного общества «Якутскэнерго» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанного в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения исполнительного органа Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления исполнительного органа Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на услуги в сфере теплоснабжения публичного акционерного общества «Якутскэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153