Решения по тарифам №СП/33898/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 19 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «16» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев разногласия между АО «Омские распределительные тепловые сети» (далее – АО «Омск РТС», Заявитель, регулируемая организация) (рег. № 31410/19 от 25.02.2019) и Региональной энергетической комиссией Омской области (далее – Орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...>,

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. № б/н от 25.02.2019; рег. № 31410/19 от 25.02.2019) о разногласиях между АО «Омские распределительные тепловые сети» и Региональной энергетической комиссией Омской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли между АО «Омск РТС» и Органом регулирования по приказу Региональной энергетической комиссии Омской области от 20.12.2018 № 641/92 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Омские распределительные тепловые сети» (на 2019-2023 годы). Для АО «Омск РТС» тариф на тепловую энергию установлен методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 гг. (второй долгосрочный период регулирования). Тариф на тепловую энергию на 2019 год установлен в следующих размерах:

- 1 полугодие 2019 года – 1 050,31 руб./Гкал;

- 2 полугодие 2019 года – 1 075,82 руб./Гкал.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2019 год для АО «Омск РТС», составляет 7 651 901,31 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 8 575 201,38 тыс. руб.

Сумма разногласий по величине НВВ составляет 923 300,07 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов) № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Заявитель просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при установлении тарифов на тепловую энергию АО «Омск РТС» на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Величина разногласий между АО «Омск РТС» и РЭК Омской области (тыс. руб.).

п/п

Наименование статьи затрат

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)

1 104 950,38

1 117 856,11

12 905,73

2

Расходы на приобретение тепловой энергии по результатам 2017 года

4 008 797,87

4 027 266,85

18 468,98

 

в том числе, в части покупки объема потерь тепловой энергии

588 311,51

606 780,49

18 468,97

3

Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам

-

37 853,00

37 853,00

4

Выпадающие доходы от подключений объектов заявителей, тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час (плановые на 2019 год)

-

32 076,15

32 076,15

5

Расходы на ремонт основных средств

290 686,31

1 047 613,10

756 926,79

6

Расходы по сомнительным долгам

69 682,58

134 752,00

65 069,42

 

ИТОГО

 

 

923 300,07

 

1. Статья затрат «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)».

АО «Омск РТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)» в размере 1 117 856,11 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 1 104 950,38 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 12 905,73 тыс. руб.

В обоснование своих требований Заявителем представлены следующие обосновывающие документы:

- статистическая отчетность за 2017 год;

- письмо АО «Омск РТС» от 19.10.2018 № 14-24/4162 «О рассмотрении итогов деятельности за 2017 год»;

- распоряжение РЭК Омской области от 18.12.2015 № 01-05/563 об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии АО «Омск РТС» на 2016-2018 годы;

- анализ деятельности регулируемой организации за 2017 год (сметный расчет расходов за 2017 год).

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 долгосрочные тарифы устанавливаются органом регулирования для регулируемой организации в числовом выражении или в виде формул отдельно на каждый год долгосрочного периода регулирования на основании определенных органом регулирования для такой регулируемой организации значений долгосрочных параметров регулирования ее деятельности и иных прогнозных параметров регулирования. Значения долгосрочных параметров регулирования деятельности регулируемой организации, для которой устанавливаются такие тарифы, определяются органом регулирования на весь долгосрочный период регулирования, в течение которого не пересматриваются.

Пункты 55 и 56 Методических указаний № 760-э содержат формулы расчета НВВ, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, одним из показателей которых является

- расходы на топливо при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м году, определяемые исходя из фактических значений параметров расчета тарифов для организации, осуществляющей производство тепловой энергии (мощности), рассчитываемый в соответствии с формулой 29 пункта 56 Методических указаний № 760-э.


где

bi,k - удельный расход топлива в k-том виде теплоносителя, учтенный при установлении тарифов на i-й год, кг у.т./Гкал;

- фактический объем отпуска тепловой энергии в k-м виде теплоносителя, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии в i-м году, тыс. Гкал;

- фактическая цена на условное топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая в i-м году в соответствии с приложением 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.

Органом регулирования расходы на топливо по анализу факта 2017 года приняты в размере 1 104 950,38 тыс. руб. Это фактические расходы за 2017 год по данным бухгалтерского учета, относимые на регулируемый вид деятельности теплоснабжение по статье затрат «Расходы на топливо», в соответствии с Актом проверки органом государственного контроля (надзора) юридического лица № 04-02/64-1-5 от 06.06.2018 (далее – Акт проверки).

Заявителем расходы на топливо при производстве тепловой энергии в 2017 году рассчитаны в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э по формуле 29. В своем расчете для определения показателей, используемых в формуле 29, регулируемая организация использовала следующие данные:

- удельный расход условного топлива (УРУТ) в размере 156,6 кг/Гкал на основании распоряжения РЭК Омской области от 18.12.2015 № 01-05/563 об утверждении нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии АО «Омск РТС» на 2016-2018 годы;

- фактический объем отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии в размере 1 989,60 тыс. Гкал в соответствии с формой № 1-ТЕП за 2017 год;

- фактическая цена на условное топливо в размере 3 588,75 руб./т.у.т., рассчитанная Заявителем исходя из фактического расхода топлива за 2017 год в соответствии с формой № 1-ТЕП за 2017 год (307 891,00 т.у.т.) и фактических расходов на топливо в 2017 г. по данным бухгалтерского учета (1 104 950,40 тыс. руб.).

ФАС России, проведя анализ представленных документов, резюмировал указанные показатели, в таблице 2.

Таблица 2. Разногласия по статье «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)».

п/п

Наименование показателя

Орган регулирования

Заявитель

Объем разногласий

1

УРУТ, кг/Гкал

154,79

156,60

1,81

2

фактический объем отпуска тепловой энергии от источников тепловой энергии в 2017 г., тыс. Гкал

1 989,07

1 989,07

 

3

фактическая цена на условное топливо с учетом затрат на его доставку и хранение, руб./т у.т.

3 588,77

3 588,75

 

4

фактические расходы на топливо в 2017 г., тыс. руб.

1 104 950,40

1 117 856,11

12 905,71

5

фактический расход топлива в 2017 г., т.у.т.

307 891,00

307 891,00

 

 

Исходя из указанных норм определения фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (пункт 51 Основ ценообразования № 1075 и пункты 55 и 56 Методических указаний № 760-э), экономически обоснованный размер расходов на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года АО «Омск РТС» на 2019 год составляет 1 117 856,11 тыс. руб.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть расходы по статье «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)» с учетом требований пунктов 55 и 56 Методических указаний № 760-э, и учесть их в составе НВВ на 2019 год в размере 1 117 856,11 тыс. руб.

Следовательно, требования АО «Омск РТС» по статье «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере, заявленном АО «Омск РТС», в сумме 12 905,73 тыс. руб.

2. Статья затрат «Расходы на приобретение тепловой энергии по результатам 2017 года (в части покупки объема потерь тепловой энергии)».

АО «Омск РТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы на покупку тепловой энергии по результатам 2017 года» в размере 4 027 266,85 тыс. руб. (в том числе, в части покупки объема потерь тепловой энергии – в размере 606 780,5 тыс. руб.).

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 4 008 797,87 тыс. руб. (в том числе, в части покупки объема потерь тепловой энергии – в размере 588 311,5 тыс. руб.).

Объем разногласий составляет 18 468,98 тыс. руб.

Пункты 55 и 56 Методических указаний № 760-э содержат формулы расчета НВВ, определяемой на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, одним из показателей которых является

- расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии, холодной воды, теплоносителя в i-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов по формуле 30 пункта 56 Методических указаний № 760-э.


где

Vi,z- объем потребления z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя, учтенный при установлении тарифов в i-м году;

- фактический объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в i-м году, тыс. Гкал;

QПОi - объем полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), учтенный при установлении тарифов на i-й год, тыс. Гкал;

ЦРфi,z - фактическая стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса (за исключением топлива), холодной воды, теплоносителя в i-м году, руб.

Органом регулирования расходы на покупку тепловой энергии по анализу факта 2017 года приняты в размере 4 008 797,87 тыс. руб. Это фактические расходы за 2017 год по данным бухгалтерского учета, относимые на регулируемый вид деятельности теплоснабжение по статье затрат «Расходы на тепловую энергию», в соответствии с Актом проверки.

Заявителем расходы на приобретение прочих энергетических ресурсов, в том числе потерь тепловой энергии в 2017 году, рассчитаны в соответствии с пунктом 56 Методических указаний № 760-э по формуле 30. В своем расчете для определения показателей, используемых в формуле 30, регулируемая организация использовала следующие данные:

- объем потерь тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов в 2017 году в размере 909 474 Гкал (на основании приказа РЭК Омской области от 18.12.2015 № 810/79 «Об установлении тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Омск РТС» на 2016-2018 годы);

- фактический объем отпуска тепловой энергии в размере 7 255,42 тыс. Гкал (ФАС России отмечает, что в соответствии с формой № 1-ТЕП за 2017 год фактический объем отпуска тепловой энергии составил 7 252,331 тыс. Гкал);

- объем полезного отпуска тепловой энергии, учтенный при установлении тарифов на 2017 год – в размере 7 204,963 тыс. Гкал (выписка из протокола заседания правления РЭК Омской области от 19.12.2016 № 71);

- фактическая цена покупки потерь тепловой энергии в размере 648,87 руб./Гкал, рассчитанная Заявителем исходя из фактических расходов на покупную тепловую энергию за 2017 год в соответствии с Актом проверки (4 008 797,9 тыс. руб.) и фактически полученной тепловой энергии со стороны за 2017 год в соответствии с формой № 1-ТЕП за 2017 год (6 182 576 Гкал).

ФАС России, проведя анализ представленных документов, резюмировал указанные показатели в таблице 3.

 

 

 

Таблица 3. Разногласия по статье «Расходы на приобретение тепловой энергии по результатам 2017 года (в части объема потерь тепловой энергии)».

п/п

Наименование показателя

Орган регулирования

Заявитель

ФАС России

1

Потери тепловой энергии, утвержденные приказом РЭК Омской области от 18.12.2015 №810/79, Гкал

909 474,10

931 502,00

931 502,00

2

Фактический объем отпуска тепловой энергии в 2017 году, тыс. Гкал

7 252,33

7 255,42

7 252,33

3

Объем полезного отпуска тепловой энергии в 2017 году, утвержденный органом регулирования, тыс. Гкал

7 204,96

7 204,96

7 204,96

4

Фактическая цена покупки единицы энергетического ресурса, руб.

646,87

646,87

646,87

5

Расходы на приобретение потерь тепловой энергии тыс. руб.

588 311,51

606 780,49

606 522,15

6

Расходы на покупную тепловую энергию, тыс. руб.

4 008 797,87

4 027 266,85

4 027 008,51

 

Исходя из указанных норм определения фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных (пункт 51 Основ ценообразования № 1075 и пункты 55 и 56 Методических указаний № 760-э), экономически обоснованный размер расходов на приобретение потерь тепловой энергии в 2017 году составил 606 522,15 тыс. руб. (т. е. расходы на покупную тепловую энергию по результатам 2017 года АО «Омск РТС» составляют 4 027 008,51 тыс. руб.).

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть расходы по статье «Расходы на покупку тепловой энергии по результатам 2017 года (в части объема потерь тепловой энергии)» с учетом требований пунктов 55 и 56 Методических указаний № 760-э и учесть их в составе НВВ на 2019 год в размере 606 522,15 тыс. руб.

Следовательно, требования АО «Омск РТС» по статье «Расходы на покупку тепловой энергии по результатам 2017 года (в части в части объема потерь тепловой энергии)» подлежат частичному удовлетворению. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 18 210,64 тыс. руб.

3.  Статья затрат «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам».

Величина разногласий по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» составляет 37 853 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования № 1075 величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 и включает величину амортизации основных средств и расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом б) пункта 74 Основ ценообразования № 1075. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

Согласно заявлению АО «Омск РТС» привлечение кредитов и займов осуществлялось с целью покрытия кассового разрыва, вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению в рамках поставки АО «Омск РТС» тепловой энергии потребителям, отнесенным к категории «Население».

На территории города Омска расчет за коммунальную услугу по отоплению производится равномерно в течение календарного года.

Заявителем в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы:

- кредитное соглашения и договоры займа;

- расчет процентов по кредитам АО «Омск РТС» на кассовый разрыв, связанный с оплатой населением за тепловую энергию в месяц в размере 1/12 суммы за год (на 2019 год);

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 91.02 за январь – октябрь 2018 года.

ФАС России отмечает, что во всех представленных Заявителем кредитных соглашениях и договорах займа целевым назначением кредитов является финансирование финансово-хозяйственной деятельности заемщика, в том числе:

- для покрытия недостатков средств, вызванного за осуществление расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года;

- на выплаты по капитальным вложениям;

- на приобретение материалов;

- на проведение ремонтов и другой операционной деятельности;

- на рефинансирование действующих кредитов и займов;

- на формирование запасов топлива.

Из представленной Заявителем оборотно-сальдовой ведомости по счету 91.02 за январь – октябрь 2018 года не представляется возможным определить величину затрат по уплате процентов по кредиту для покрытия недостатков средств за счет осуществления расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года.

В представленном регулируемой организацией расчете процентов по кредитам АО «Омск РТС» на кассовый разрыв, связанный с оплатой населением за тепловую энергию в месяц в размере 1/12 суммы за год (на 2019 год), ожидаемые поступления от населения определены в размере 11 533 895 тыс. руб. Подтверждения и обоснования данного расчета Заявителем не представлены. При этом согласно форме № 22-ЖКХ за 2017 год сумма доходов от реализации услуг по основному виду деятельности АО «Омск РТС» по населению составила 5 228 009,5 тыс. руб.

Из пояснений органа реагирования следует, что Заявитель при подаче тарифного предложения на 2019 год не заявлял затраты по статье «Расходы на выплаты по кредитам и займам и кредитным договорам, включая проценты по ним» по факту 2017 года.

В соответствии с пунктом 13 Основ ценообразования № 1075 в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года, учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные расходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

Указанные экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для регулируемой организации регулируемых цен (тарифов) в расчетном периоде регулирования, подлежат учету органом регулирования при установлении и корректировке долгосрочных тарифов в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, согласно пунктам 63, 73 Основ ценообразования №1075.

Таким образом, расходы, связанные с результатами деятельности АО «Омск РТС», возникшие в 2019 году, будут относиться к расчетному периоду регулирования на 2021 год и могут быть заявлены регулируемой организацией при условии их экономической обоснованности и соответствующего подтверждения.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам» не подлежат удовлетворению.

4. Статья затрат «Выпадающие доходы от подключений объектов заявителей, тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час».

АО «Омск РТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Выпадающие доходы от подключений объектов заявителей, тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час» в размере 32 076,15 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье исключены в полном объеме.

Заявителем в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы:

- учетная политика, утвержденная приказом генерального директора АО «Омск РТС» от 29.12.2017 № 547;

- методика МТ-082-3 «Формирование себестоимости произведенной и реализованной продукции, работ, услуг, расходов, связанных с продажей товаров», утвержденная приказом генерального директора АО «Омск РТС» от 15.03.2018 № 115;

- расчет компенсации расходов, связанных с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, за 2015-2019 гг.;

- оборотно-сальдовая ведомость по счету 08.03 за январь – ноябрь 2018 года.

Согласно пункту 174 Методических указаний № 760-э теплоснабжающая (теплосетевая) организация в соответствии с приложением 7.9 к Методическим указаниям № 760-э рассчитывает объемы средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч, и не включаемых в состав платы за подключение. Указанные расчеты представляются в орган регулирования, который в решении об утверждении тарифов отражает размер экономически обоснованной платы за подключение и соответствующие выпадающие доходы теплоснабжающей (теплосетевой) организации от подключения указанных объектов заявителей, размер которых включается в тарифы на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифы на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение.

При подаче тарифной заявки в орган регулирования АО «Омск РТС» были поданы выпадающие доходы от подключений до 0,1 Гкал/час за 2015-2017 годы и прогноз на 2018-2019 годы. Органом регулирования расходы по данной статье были исключены в полном объеме по причине отсутствия раздельного бухгалтерского учета, предусмотренного пунктами 10 и 11 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что АО «Омск РТС» заявляются на разногласия плановые расходы на 2019 год, связанные с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час.

Из пояснений органа регулирования следует, что регулируемой организацией документы, подтверждавшие ведение раздельного бухгалтерского учета (оборотно-сальдовая ведомость по счету 08.03 за январь – ноябрь 2018 года), были представлены за день до окончания экспертизы. Также РЭК Омской области отмечает, что АО «Омск РТС» вправе заявить фактически сложившиеся выпадающие доходы за 2018 год к включению в НВВ на 2020 год в случае предоставления в орган регулирования надлежаще оформленных документов.

Определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 304-КГ15-18016 пункт 174 Методических указаний № 760-э истолковывается следующим образом: расчет объема средств для компенсации расходов на выполнение мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час, представляется регулируемой организацией не при подаче заявления об установлении платы за подключение, а при подаче заявления об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифов на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение.

Таким образом, плановые расходы АО «Омск РТС» на 2019 год, связанные с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час, формируются регулируемой организацией при подаче заявления об установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) и (или) тарифов на передачу тепловой энергии в том же расчетном периоде регулирования, на который утверждается плата за подключение, т.е. на 2019 год.

В соответствии с представленным Заявителем расчетом расходов, связанных с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/ч на 2018-2019 годы, указанные расходы включают следующие мероприятия по строительству (реконструкции) тепловых сетей:

- строительство подающего трубопровода диаметром 1 000 мм Центрального луча на участке от Омской ТЭЦ-3 до ТК-III-В-33/1Омских тепловых сетей;

- строительство второй очереди теплотрассы «Релеро».

Согласно пункту 109 Основ ценообразования № 1075 при отсутствии технической возможности подключения к системе теплоснабжения плата за подключение устанавливается в индивидуальном порядке.

Кроме того, орган регулирования в своих пояснениях ссылается на правила подключения (технологического присоединения) к системам теплоснабжения, включая правила недискриминационного доступа к услугам по подключению (технологическому присоединению) к системам теплоснабжения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 05.07.2018 № 787, в соответствии с которыми плата за подключение при отсутствии технической возможности устанавливается в индивидуальном порядке.

Указанные нормы подтверждаются пунктами 9 и 11 статьи 14 Федерального закона № 190-ФЗ.

Тем не менее, перечисленные выше нормы в отличие от Методических указаний № 760-э не содержат дифференциацию по величине подключаемой тепловой нагрузки. Таким образом, при определении расходов, связанных с выполнением мероприятий, подлежащих осуществлению в ходе подключения объектов заявителей, тепловая нагрузка которых дифференцирована (не превышает 0,1 Гкал/час), следует руководствоваться требованиями пункта 174 Методических указаний № 760-э, что также подтверждается определением Верховного Суда Российской Федерации от 21.01.2016 № 304-КГ15-18016.

В связи с вышеизложенным, ФАС России считает целесообразным обязать орган регулирования пересмотреть плановые расходы АО «Омск РТС» на 2019 год, связанные с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час, с учетом требований пункта 174 Методических указаний № 760-э, и учесть их в составе НВВ на 2019 год в размере 32 076,15 тыс. руб.

Следовательно, требования АО «Омск РТС» по статье «Расходы, связанные с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 32 076,15 тыс. руб.

 

5.  Статья затрат «Расходы на ремонт основных средств».

АО «Омск РТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Ремонт основных средств» в размере 1 047 613,10 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 290 686,31 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 756 926,79 тыс. руб.

В обоснование своей позиции Заявителем представлены в ФАС России следующие документы:

- отчет о ходе выполнения ремонтной программы за 2017 год;

- годовая программа ремонтов по разбивке затрат по технологическим местам АО «Омск РТС» на 2019 год;

- реестр смет на проведение ремонтных работ на 2019 год;

- ведомости объемов работ;

- локальные сметные расчеты на выполнение ремонтных работ;

- документы по анализу выявленных повреждений, акты приемки участков тепловых сетей из текущего или аварийного ремонта, карты-схемы повреждений, технические заключения по инженерной диагностики технического состояния и режима функционирования трубопроводов тепловых сетей.  

РЭК Омской области в своих пояснениях отмечает, что ремонтная программа представлена регулируемой организации только на 2019 год, в связи с чем органу регулирования не представлялось возможным оценить объем ремонта на весь долгосрочный период регулирования.

Кроме того, указанные в заявлении обосновывающие документы не были представлены в орган регулирования в порядке, установленном приказом РЭК Омской области от 15.11.2016 № 34-П.

По мнению органа регулирования предложение Заявителя по значительному увеличению объема ремонтных работ (более чем в 3 раза по отношению к предыдущим периодам регулирования) в связи с повреждениями оборудования необоснованно. Поскольку по данным регулируемой организации фактическое значение (и на плановый период) прекращений подачи тепловой энергии в результате технологических нарушений на теплоисточниках и тепловых сетях равно нулю, РЭК Омской области считает, что при надлежащем исполнении ремонтных программ в течение текущего долгосрочного периода регулирования не может произойти существенного увеличения объема ремонтных работ в первый и последующие годы нового долгосрочного периода регулирования. Кроме того, учтенный при формировании тарифов в предшествующие периоды регулирования ремонтный фонд в полном объеме не осваивался Заявителем.

В связи с указанными пояснениями, расходы на ремонт приняты органом регулирования на основании фактически понесенных Заявителем расходов на ремонтную программу за 2017 год с учетом применения индексов-дефляторов на 2018 и 2019 годы в размере 104,1 и 104,3 соответственно (согласно прогнозу Минэкономразвития России от 20.09.2018).

В свою очередь, АО «Омск РТС» в своем заявлении о разногласиях поясняет, что материалы, обосновывающие затраты, необходимые на ремонт, представлены регулируемой организацией в РЭК Омской области.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 24 Методических указаний № 760-э расходы на ремонт основных средств, осуществляемый хозяйственным способом, включаются в соответствующие составляющие расходов, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности и определяются с учетом требований пункта 32 Методических указаний № 760-э.

Пунктом 32 Методических указаний № 760-э определено, что для расчета расходов, указанных в том числе в пунктах 24 Методических указаний № 760-э, используются материалы в соответствии с перечнем, установленным пунктом 2 приложения 3 к Методическим указаниям № 760-э.

Объем плановых (расчетных) расходов определяется исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг). При определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в соответствии с пунктами 28 - 31 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

Так, регулируемой организацией выполнен расчет расходов по статье «Ремонт основных средств», в соответствии с которым нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей определен Заявителем на основании РД 153-34.0-20.522-99 «Типовая инструкция по периодическому техническому освидетельствованию трубопроводов тепловых сетей в процессе эксплуатации», утвержденной Департаментом стратегии развития и научно-технической политики РАО «ЕЭС России» 09.12.99.

В соответствии с пунктом 1.13 указанного документа нормативный срок службы трубопроводов тепловых сетей принимается по нормам амортизационных отчислений, установленным в действующем документе «О единых нормах амортизационных отчислений на полное восстановление фондов народного хозяйства СССР» (Постановление Совмина СССР от 22.10.1990 г. № 1072). Для стальных трубопроводов тепловых сетей (шифр 30121) эта норма составляет 4 % балансовой стоимости, что соответствует 25 годам эксплуатации. Этот срок должен приниматься проектировщиками при технико-экономических обоснованиях проектов.

На основании РД 153-34.0-20.522-99 нормативный годовой объем капитального ремонта теплотрасс определен АО «Омск РТС» в размере 4% в год от общей протяженности, которая на 01.01.2018 составляет 266,85 тыс. км в двухтрубном исчислении. Таким образом, была сформирована программа ремонтов на 2019 год.

Кроме того, Заявитель отмечает, что в 2018 году на тепловых сетях АО «Омск РТС» зафиксировано 349 повреждений (в том числе 48 из них – в течение отопительного периода), что на 30% больше количества повреждений, произошедших в 2017 году. В свою очередь, дальнейший рост повреждаемости тепловых сетей приведет к увеличению затрат на проведение аварийного ремонта и, следовательно, к снижению темпов капитального ремонта. Все эти факторы в совокупности повлияют на обеспечение надежности работы АО «Омск РТС» и могут привести к неизбежному снижению качества и надежности теплоснабжения потребителей.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

При этом ни экспертное заключение органа регулирования, ни письменные пояснения, представленные в ФАС России, не содержат указанного выше анализа при описании подхода определения размера затрат по статье «Ремонт основных средств».

Таким образом, ФАС России считает необходимым органу регулирования провести анализ расходов Заявителя по статье «Расходы на ремонт основных средств» с учетом пункта 41 Основ ценообразования № 1075 на предмет их экономической обоснованности и включения экономически обоснованных расходов в НВВ АО «Омск РТС» на 2019 год.

6. Статья затрат «Расходы по сомнительным долгам».

АО «Омск РТС» считает экономически обоснованными и подлежащими учету в НВВ на тепловую энергию на 2019 год расходы по статье «Расходы по сомнительным долгам» в размере 134 752,00 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье приняты в размере 69 682,58 тыс. руб.

Величина разногласий составляет 65 069,42 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 47, подпунктом «д» пункта 62, пунктами 71, 73 Основ ценообразования № 1075, пунктом 39 Методических № 760-э при установлении тарифов единой теплоснабжающей организации с применением метода индексации установленных тарифов в необходимой валовой выручке организации (в составе неподконтрольных расходов) учитываются расходы по сомнительным долгам в размере фактической дебиторской задолженности населения, но не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой на население и приравненных к нему категорий потребителей, установленной для регулируемой организации на предыдущий расчетный период регулирования.

Таким образом, плановые расходы по сомнительным долгам для единой теплоснабжающей организации учитываются органом регулирования на каждый i-й год долгосрочного периода регулирования в размере фактической дебиторской задолженности населения за последний отчетный период года i-1, подтвержденной документально, но не более 2 процентов плановой НВВ по населению, установленной на год i-1.

Согласно утвержденной в Минэнерго России схеме теплоснабжения города Омска АО «Омск РТС» наделено статусом единой теплоснабжающей организацией.

Заявителем в ФАС России в качестве обоснования своих требований представлены следующие документы:

- расчет резерва по сомнительным долгам по методике 2% от планируемого объема выручки по населению на 2018 год;

- приказы и протоколы по списанию дебиторской задолженности за 2017 год;

- первичные учетные документы, подтверждающие фактические расходы за 2017 год по статье «Резерв по сомнительным долгам»;

- форма № 22-ЖКХ за 2017 год.

РЭК Омской области в своих пояснениях отмечает, что Заявителем в адрес органа регулирования был представлен расчет резерва по сомнительным долгам на 1 листе, без представления документов, обосновывающих планируемую величину резерва на 2019 год и размер фактической дебиторской задолженности населения по состоянию 01.01.2018.

В связи с чем, органом регулирования при установлении тарифов на тепловую энергию был учтен резерв по сомнительным долгам в размере 1,19% от НВВ, относимой на население. Величина 1,19% определена исходя из отношения фактической суммы резерва по сомнительным долгам за 2017 год к сумме фактически начисленной выручки по населению и приравненных к нему потребителей в 2017 году.

При этом ФАС России отмечает, что ни экспертное заключение органа регулирования, ни письменные пояснения, представленные в ФАС России, не содержат анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил регулирования № 1075, при описании подхода определения размера затрат по статье «Расходы по сомнительным долгам».

Представленные Заявителем документы не подтверждают экономическую обоснованность резерва по сомнительным долгам на 2019 год.

В обоснование экономически обоснованных расходов на создание резерва по сомнительным долгам в орган регулирования должны быть представлены следующие документы (в том числе на последнюю отчетную дату):

- акты инвентаризации расчетов с покупателями, поставщиками и прочими дебиторами и кредиторами по форме № ИНВ-17 и справки к ним;

- сличительные ведомости по инвентаризации в соответствии с учетной политикой организации;

- ведомости результатов, выявленных инвентаризацией, по форме в соответствии с Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.06.1995 № 49;

- протоколы работы комиссии по проведению инвентаризации;

- приказы о проведении инвентаризации дебиторской задолженности в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

С учетом вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы по сомнительным долгам» не подлежат удовлетворению.

При этом ФАС России считает необходимым органу регулирования провести анализ расходов заявителя по статье «Расходы по сомнительным долгам» с учетом пункта 47 Основ ценообразования № 1075 на предмет их экономической обоснованности и включения в НВВ АО «Омск РТС» на 2019 год.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных АО «Омские распределительные тепловые сети» и Региональной энергетической комиссией Омской области на разногласия, Комиссия

 

РЕШИЛА

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Омской области нарушившей пункты 51, 41 и 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования АО «Омские распределительные тепловые сети», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Омской области (исх. № б/н от 25.02.2019; рег. № 31410/19 от 25.02.2019).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке 2019 года расходы по следующим статьям:

- «Расходы на топливо при производстве тепловой энергии по результатам 2017 года (в части удельного расхода условного топлива)». Экономически обоснованный размер расходов составляет 1 117 856,11 тыс. руб.  Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 12 905,73 тыс. руб.;

- «Расходы на покупку тепловой энергии по результатам 2017 года (в части объема потерь тепловой энергии)». Экономически обоснованный размер расходов составляет 606 522,15 тыс. руб. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 18 210,64 тыс. руб.;

- «Расходы, связанные с подключением объектов заявителей, подключаемая тепловая нагрузка которых не превышает 0,1 Гкал/час». Экономически обоснованный размер расходов составляет 32 076,15 тыс. руб. Дополнительному учету в составе НВВ на 2019 год подлежат средства в размере 32 076,15 тыс. руб.

Совокупному учету подлежат средства в размере 63 192,52 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) провести анализ расходов на основании документов, имеющихся в материалах тарифного дела, и соответствующий анализ отразить в Экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, с обоснованием причин учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и документов по следующим статьям затрат:

- «Расходы на ремонт основных средств» с учетом пункта 41 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075;

- «Расходы по сомнительным долгам» с учетом пункта 47 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

5. Органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для потребителей АО «Омск РТС» на 2019 год на основании пунктов 3 и 4 настоящего решения.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3, 4 и 5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Омской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на тепловую энергию для потребителей АО «Омск РТС» на 2019 год.

    1. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «Омские распределительные тепловые сети».

<...>

Связанные организации

Омское УФАС России
ИНН 5503023028, ОГРН 1025500755939
АО «Омск РТС»
ИНН 5503249258, ОГРН 1145543013868
Региональная энергетическая комиссия Омской области (РЭК Омской области)
ИНН 5503051635, ОГРН 1025500751418