Письмо №31/60956/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 10 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF






ООО «Барнаульская сетевая компания»


656015, г. Барнаул, ул. Деповская, д. 19


bsk22@bsk22.ru


Управление Алтайского края по государственному регулированию

цен и тарифов


656038, г. Барнаул, ул. Молодежная, д. 1


priem@tarif.alregn.ru


Для сведения:

Алтайское краевое УФАС России


656056, г. Барнаул,

ул. Пролетарская, д. 65


to22@fas.gov.ru




РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «05» июля 2024 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: Председательствующего - заместителя председателя Комиссии:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии:

Cтепаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Пальянова М.Н. - начальника отдела тарифного регулирования электросетевого комплекса и формирования баланса электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела административной апелляции и методологии Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ООО «Барнаульская сетевая компания»
(далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация, ООО «БСК») и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (далее – Управление, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи представителя по доверенности ООО «Барнаульская сетевая компания» Беломестных О.Г., представителя по доверенности ООО «Барнаульская сетевая компания» Ждановой О.Д., временно исполняющего обязанности заместителя начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Шестакова Е.Б., временно исполняющего обязанности заместителя начальника Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Горшковой М.В., начальника отдела тарифного регулирования в энергетике Управления Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов Скворцовой Ю.Е., главного специалиста-эксперта аналитического отдела Алтайского краевого УФАС России Овсянниковой Г.Ю.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 19.02.2024 № 27304/24) о споре (разногласиях) между ООО «Барнаульская сетевая компания» и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Управления от 30.11.2023 № 284 «О внесении изменений в решение Управления алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов от 27.12.2019 № 588» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов ООО «Барнаульская сетевая компания» с филиалом ПАО «Россети Сибирь» - «Алтайэнерго», ООО «Энергия-Транзит», ООО «Заринская сетевая компания» на 2024 год.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ) для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годы.

Величина НВВ, установленная Управлением без учета оплаты потерь, составляет 701 485,88 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 1 799 717,43 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Алтайского края установлены на предельном максимальном уровне тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Общество заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено органом регулирования

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Аренда производственного комплекса (аренда помещений)

16 651,93

22 011,93

5 360,00

2

Амортизация основных средств и нематериальных активов

125 623,36

144 165,21

18 541,85

3

Экономия расходов на оплату потерь

0,00

342 148,4

342 148,40

4

Корректировка НВВ по п. 7 Основ ценообразования (экономия расходов на оплату потерь, учтенная в предыдущих периодах регулирования)

- 320 517,63

0,00

320 517,63

5

Корректировка НВВ в целях сглаживания роста тарифов

135 730,00

547 393,67

411 663,67


ИТОГО



1 098 231,55


Баланс электрической энергии и мощности (отпуск в сеть, млн. кВтч)

1 493,64

1 484,15

-9,49

63 137,08


Общая сумма разногласий составила 1 098 231,55 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2).

    1. Статья разногласий «Аренда производственного комплекса (аренда помещений)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 22 011,93 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 16 651,93 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 5 360,00 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- договор от 06.04.2021 № 559 с АО «Барнаулэнергосервис» по аренде недвижимого имущества по ул. Крупской, 171 с дополнительным соглашением, счетами-фактуры и актами;

- договор от 01.04.2021 № 101/17 с АО «Барнаульская горэлектросеть» по субаренде административного здания по ул. Ползунова, 50 с дополнительным соглашением, счетами-фактуры и актами;

- договор от 01.04.2021 № 227 с АО «АлтайНИИГипрозем»;

- договор от 19.07.2021 № 2/3К/2021 с АО «Барнаульская горэлектрсоеть» по аренде административного здания по ул. Деповская, д. 19 с дополнительными соглашениями, счетами-фактуры и актами;

- договор от 20.12.2022 № 2/3К/2022 с ООО «Ремонтно-строительная компания» по аренде административного здания по ул. Ленина, д. 119а с дополнительным соглашением и счетами-фактуры;

- справка о составе аренды Деповская;

- справка о составе аренды Ленина;

- расчеты аренды производственного комплекса автотранспортных средств, фактические данные за 2022 год, прогноз на 2024 год;

- пояснительные записка к расчету аренды;

- детализация помещений в рамках запроса дополнительной информации от 30.06.2023 № 41-11/ИЗ/2433.

При установлении тарифов в сфере электроэнергетики в соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, – исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Регулируемая организация не согласна с утвержденным органом регулирования размером арендой платы на 2024 год в части аренды производственного комплекса ввиду достаточного экономического обоснования расходов по данной статье затрат при подаче тарифной заявки регулируемой организации.

По мнению органа регулирования, по части договоров аренды помещений регулируемой организацией не представлено достаточного экономического обоснования для учета заявленной ООО «БСК» суммы.

Договор аренды нежилых помещений от 19.07.2021 № 2/3к/2021 (далее – договор № 2/3к/2021):

Договор заключен с АО «БГЭС», предметом договора являются объекты недвижимости по адресу: г. Барнаул, ул. Деповская 19, для использования нежилых помещений в качестве административных помещений. В соответствии с Приложением 1 к договору арендуемая площадь составляет 615,36 кв. м.

Срок действия договора 11 месяцев. В случае, если за 30 дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит об обратном, договор считается продленным на прежних условиях на неопределенный срок.

В соответствии с пунктом 4.1 договора: «За пользование объектами, начиная с момента подписания Договора Сторонами, Арендатор уплачивает Арендодателю ежемесячную арендную плату в размере 264 604,8 руб. в том числе НДС 20%. Размер арендной платы определяется как произведение арендуемой площади, указанной в Приложении 1, и стоимости 1 кв. м площади, 430 руб./кв. м».

Согласно дополнительному соглашению от 27.03.2023 № 3 пункт 4.1 изложен в следующей редакции: «За пользование объектами Арендатор ежемесячно уплачивает Арендодателю постоянную часть арендной платы в сумме 199 760,00 руб. в том числе НДС 20%. Размер постоянной арендной платы определяется как произведение арендуемой площади - 454 кв. м и стоимости 1 кв. м площади - 440 руб./кв. м». Сумма переменной части арендной платы определяется ежемесячно на основании счетов ресурсоснабжающих организаций пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением счетов ресурсоснабжающих организаций.

Согласно дополнительному соглашению № 3 к договору аренды № 2/ЗК-2021 постоянная ежемесячная арендная плата с 01.01.2023 составляет 440 руб. за 1 кв. м в месяц, в том числе НДС 20%. Таким образом, цена за 1 кв. м площади без НДС составляет 366,67 руб.

Арендуемая площадь в части передачи электрической энергии в соответствии с представленными расчетами регулируемой организации составляет 357,9 кв. м.

Орган регулирования при расчетах также учитывает вышеуказанную площадь помещений.

В соответствии с представленной сметой по договорам аренды регулируемая организация по договору № 2/3к/2021 считает экономически обоснованными расходы в размере 2 091,79 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данному договору приняты в размере 1 574,76 тыс. руб.

Исходя из положений договора 2/3к/2021 с учетом арендуемой площади 357,9 кв. м и цены 366,67 руб. за 1 кв. м, сумма по договору на 2024 год должна составить 1 574,76 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя в части договора
2/3к/2021 удовлетворению не подлежат.

Договор аренды от 06.04.2021 № 559 с АО «Барнаулэнергосервис» (далее – договор № 559):

Предметом договора являются объекты недвижимости, расположенные по адресу: г. Барнаул, ул. Крупской, 171, для использования в качестве административных и производственно-хозяйственных помещений, общей площадью 7 806,7 кв. м. Срок действия устанавливается с момента заключения договора на 11 месяцев. В соответствии с пунктом 2.2 договора в случае, если за 30 дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит об обратном, договор считается продленным на неопределенный срок.

Арендная плата в соответствии с пунктом 3 договора включает плату за пользование земельным участком, на котором расположены Объекты, а также стоимость коммунальных услуг.

В соответствии с дополнительным соглашением от 27.03.2023 № 1 к договору № 559 постоянная ежемесячная арендная плата с 01.01.2023 составляет 167 руб. за 1 кв. м в месяц, в том числе НДС 20%.

Таким образом, цена за 1 кв. м площади без НДС составляет 139,17 руб. Постоянная часть арендной платы может меняться не чаще одного раза в год по состоянию на первое число следующего года, в пределах утвержденного индекса дефлятора. Переменная часть арендной платы включает в себя компенсацию затрат на потребленные Арендатором коммунальных ресурсов, определяется ежемесячно на основании счетов ресурсоснабжающих организаций пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением счетов ресурсоснабжающих организаций.

Управлением расходы по договору № 559 на 2024 год учтены в тарифе в размере 9 256,2 тыс. руб. при заявке регулируемой организации в размере
13 322 тыс. руб.

Исходя из положений договора № 559, с учетом арендуемой площади
7 806,7 кв. м и цены 139,17 руб. за 1 кв. м, сумма по договору на 2024 год должна составить 13 037,5 тыс. руб.

В соответствии с долей распределения расходов на регулируемый вид деятельности в размере 0,98, учитываемый органом регулирования и не оспариваемый регулируемой организацией, расходы составят 12 776,7 тыс. руб.

При этом, при расчете расходов по данному договору Управлением исключены расходы в части столовых, бытовых и подсобных помещений, общей площадью 390,8 кв. м, 3 кабинетов общей площадью 68,6 кв. м, а также мастерской площадью 14,9 кв. м, кабинетов (помещений для проведения проверки знаний электротехнического персонала, учебные классы) общей площадью 122,5 кв. м, саун общей площадью 16,5 кв. м.

Вместе с тем в материалах, представленных в адрес ФАС России, отсутствует расчет площадей в части кабинетов, раздевалок исходя из штатных единиц и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

Кроме того, необходимость учета аренды саун, нескольких столовых, а также учебных классов регулируемой организацией не представлена.

В соответствии с пояснениями органа регулирования в 2022 году ООО «БСК» увеличили арендуемые площади, заключив договор аренды нежилых помещений от 20.12.2022 № 2/ЗК/2022 в административном здании по ул. Ленина, 119а, для использования их в качестве административных и производственно-хозяйственных помещений.

Согласно информации, представленной органом регулирования, из пояснений ООО «БСК» в рамках тарифной заявки следует, что персонал 2-ого сетевого района с закрепленной за ним техникой переведен с 20.12.2022 из арендуемых помещений по адресу: г. Барнаул, ул. Крупской № 171 в помещения, арендуемые по адресу: г. Барнаул, ул. Ленина, 119а.

Из пояснений ООО «БСК» также следует, что в результате переезда части персонала, освободившиеся площади по адресу: г. Барнаул, ул. Крупской № 171, частично заняты структурным подразделением «Служба АИИС», в связи с увеличением количества штатных единиц, а также частично оставшимся персоналом.

При этом ООО «БСК» первичных учетных документов, подтверждающих данную информацию (актуализированное штатное расписание, приказы о внесении изменений в действующее штатное расписание) в Управление не представлены.

Также вышеуказанные документы не представлены в адрес ФАС России.

Обосновывающие материалы в части необходимости аренды дополнительных площадей для размещенного персонала в адрес ФАС России и Управления не представлены.

Учитывая вышеизложенное, Управлением при расчете расходов по данному договору на 2024 год размер арендуемой площади по адресу: г. Барнаул,
ул. Крупской, 171 принят в размере 5 673,7 кв. м за вычетом площади, принятой по договору аренды помещений для размещения персонала от 20.12.2022 № 2/ЗК/2022 с ООО «Ремонтно-строительная компания», а также необоснованных площадей по договору № 559.

При этом, исходя из стоимости 1 кв. м – 139,17 руб. по договору № 559, площади аренды – 5 673,7 кв. м, доли отнесения на регулируемый вид деятельности – 0,9769, расходы на аренду по договору № 559 на 2024 год должны составить
9 256 тыс. руб.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя в части договора № 559 удовлетворению не подлежат.

Договор аренды от 20.12.2022 № 2/ЗК/2022 с ООО «Ремонтно-строительная компания» (далее – договор № 2/ЗК/2022):

Предметом договора являются помещения по адресу: г, Барнаул, ул. Ленина, 119а для использования в качестве административных и производственно-хозяйственных помещений, общей площадью 1 603,2 кв. м. Срок действия устанавливается с момента заключения договора на 11 месяцев. В соответствии с пунктом 2.2 договора в случае, если за 30 дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит об обратном, договор считается продленным на неопределенный срок.

Арендная плата в соответствии с пунктом 3 договора включает плату за пользование земельным участком, на котором расположены объекты, а также стоимость коммунальных услуг.

Ежемесячная арендная плата составляет 625 248 рублей, в т. ч. НДС 20%. Размер арендной платы определяется как произведение арендуемой площади, указанной в Приложениях 1 и 2 к договору, и стоимости 1 кв. м площади –
390 рублей.

Арендуемая площадь в соответствии с договором составляет 1 603,2 кв. м.

Согласно дополнительному соглашению от 27.03.2023 № 1 к договору аренды нежилого помещения № 2/3К/2022 постоянная ежемесячная арендная плата с 01.01.2023 составляет 593 184 руб. за 1 кв. м в месяц, в том числе НДС 20%. Таким образом, цена за 1 кв. м площади без НДС составляет 308,33 руб. Постоянная часть арендной платы может меняться не чаще одного раза в год по состоянию на первое число следующего года, в пределах утвержденного индекса дефлятора. Переменная часть арендной платы включает в себя компенсацию затрат на потребленные Арендатором коммунальные ресурсы, определяется ежемесячно на основании счетов ресурсоснабжающих организаций пропорционально занимаемой Арендатором площади и оплачивается на основании счета, выставляемого Арендодателем с приложением счетов ресурсоснабжающих организаций.

Управлением расходы по договору № 2/ЗК/2022 на 2024 год учтены в тарифе в размере 5 627,78 тыс. руб., при заявке регулируемой организации в размере
6 210,64 тыс. руб.

Исходя из положений договора № 2/ЗК/2022, с учетом арендуемой площади 1 603,7 кв. м и цены 308,33 руб. за 1 кв. м, сумма по договору на 2024 год должна составить 5 933,6 тыс. руб.

В соответствии с долей распределения расходов на регулируемый вид деятельности в размере 0,98, учитываемый органом регулирования и не оспариваемый регулируемой организацией, расходы составят 5 814,9 тыс. руб.

При этом, при расчете расходов по данному договору Управлением исключены расходы по аренде дополнительных площадей по адресу: пр. Ленина, 119а в размере 58,3 кв. м поскольку данные площади не относятся к осуществлению регулируемого вида деятельности, такие как: столовые (комнаты приема пищи), подсобные помещения (помещения общего пользования).

В соответствии с пояснениями регулируемой организации арендуемые площади необходимы для размещение рабочих кабинетов, мастерских, бытовых помещений, раздевалок, душевых для персонала производственного подразделения (2 сетевой район). Гаражный бокс для размещения автотранспортных средств, складских помещений для хранения аварийного запаса ТМЦ, пункта обслуживания потребителей.

Вместе с тем в материалах, представленных в адрес ФАС России, отсутствует расчет площадей в части кабинетов, раздевалок исходя из штатных единиц и постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 «Об утверждении санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда».

Кроме того, исходя из пояснений регулируемой организации не представляется возможным определить необходимость арендуемых площадей, а также каким персоналом используются.

Ввиду отсутствия пояснений и необходимых обосновывающих материалов со стороны регулируемой организации, заявленные требования в части данного договора аренды удовлетворению не подлежат.

Договор субаренды от 01.04.2021 № 101/17 с АО «Барнаульская горэлектросеть» (далее – договор № 101/17):

Предметом договора является часть здания общей площадью 41,2 кв. м. по адресу: г. Барнаул, ул. Ползунова, 50 (1 этаж). Арендуемое помещение необходимо для использования под административно-управленческое помещение (размещение структурных подразделений Общества).

Договор заключен сроком на 11 месяцев с 01.04.2021 по 28.02.2022. Если за 30 дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит об обратном, договор считается расторгнутым.

Ежемесячная арендная плата 20 600 рублей с НДС 20 % (3 433,33 руб.).

По вышеуказанному договору арендуются два нежилых помещения общей площадью 41,2 кв. м.

В соответствии с дополнительным соглашением от 10.08.2022 № 1 к договору субаренды нежилого помещения № 101/17 п. 2.3 договора изложен в следующей редакции: «В случае если за 30 рабочих дней до окончания срока аренды ни одна из сторон не заявит об обратном, договор считается продленным на неопределенный срок», дополнительное соглашение распространяет свое действие с 01.03.2022.

Органом регулирования расходы в части договора № 101/17 в НВВ регулируемой организации на 2024 год учтены в размере 193,19 тыс. руб. при заявке регулируемой организации в размере 215,68 тыс. руб.

Исходя из положений договора № 101/17 с учетом арендуемой площади
41,2 кв. м и цены 416 руб. за 1 кв. м, сумма по договору на 2024 год должна составить 206,0 тыс. руб.

В соответствии с долей распределения расходов на регулируемый вид деятельности в размере 0,98, учитываемый органом регулирования и не оспариваемый регулируемой организацией, расходы составят 201,9 тыс. руб.

Вместе с тем, исходя из заявления регулируемой организации не представляется возможным определить назначение арендуемых площадей.

Учитывая вышеизложенное, заявленные регулируемой организацией требования в части договора № 101/17 удовлетворению не подлежат.

Договор аренды от 01.11.2015 б/н с ООО «Малл Инвест» (далее – договор с ООО «Малл Инвест»):

Материалы в части заявляемых разногласий по договору с ООО «Малл Инвест» в адрес ФАС России не представлены.

Учитывая вышеизложенное, заявленные регулируемой организацией требования в части договора с ООО «Малл Инвест» удовлетворению не подлежат.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Аренда производственного комплекса (аренда помещений)» удовлетворению не подлежат.

    2. Статья разногласий «Амортизация основных средств и нематериальных активов».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 144 165,21 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 125 623,36 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 18 541,85 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет разногласий по амортизации;

- пояснительная записка по расчету амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов на 2024 год;

- расчет амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальным активам за 2022 год, а также на плановый период 2023-2024 гг. с поэлементной разбивкой (по годам);

- анализ счета 02.01 «Амортизация ОС» за 2022 г.;

- анализ счета 20.01 по статье «Амортизация ОС» за 2022 г.;

- анализ счета 23 по статье «Амортизация ОС» за 2022 г.;

- анализ счета 01 по статье «Основные средства» за 2022 г.;

- перечень документов, представленных в качестве подтверждения ввода за 2022 год;

- отчет о проведении переоценки в 2022 году;

- отчет об исполнении инвестиционной программы за 2022 год;

- анализ счета 26 по статье «Амортизация ОС» за 2022 г.;

- анализ счета 04.01 «Нематериальные активы» за 2022 г.;

- анализ счета 05 «Амортизация НМА» за 2022 г.;

- анализ счета 26 по статье «Амортизация НМА» за 2022 г.;

- формы ОС-6 по объектам, введенным в 2022 году (часть 1, часть 2);

- формы ОС-3 по объектам, реконструированным в 2022 году (часть 1, часть 2, часть 3);

- договор об оказании услуг по оценке объектов основных средств;

- дополнительное соглашение от 05.10.2022 к договору от 19.09.2022
№ 1/ЗК/2022;

- отчет об оценке № 3161;

- письмо от 06.10.2023 № 00-1929 о направлении уточненной информации по статье «Амортизация основных средств и нематериальных активов»;

- отчет о проведении оценки ПС Кристалл № 2972/2023;

- акт о продлении срока полезного использования ПС Кристалл;

- формы ОС-6 по объектам основных средств, по которым были уточнены инвентарные номера;

- пояснительная записка по уточненному расчету амортизационных отчислений по объектам основных средств и нематериальных активов на 2024 год;

- информация по объектам, указанным в сравнительно расчете отклонений по амортизационным отчислениям на 2024 год.

Подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено включение расходов на амортизацию в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной переоценки.

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

По мнению регулируемой организации, орган регулирования принимает некорректные максимальные сроки полезного использования к объектам основных средств, в отношении которых была произведена переоценка основных средств по состоянию на 30.11.2022 в связи с реконструкцией. Кроме того, по мнению ООО «БСК», органом регулирования необоснованно не учтены расходы на амортизацию нематериальных активов.

В соответствии с отзывом Управления некоторые объекты основных средств, заявленные на разногласия, полностью самортизированы, по части объектов органом регулирования применялись максимальные сроки полезного использования с учетом коэффициента переоценки основных средств. Амортизационные отчисления в части нематериальных активов не учтены Управлением в составе данной статьи затрат в целях исключения двойного учета расходов в составе операционных расходов и неподконтрольных расходов.

Согласно отзыву органа регулирования, на плановый период 2024 года размер амортизационных отчислений рассчитан Управлением на основании представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов за 2022 год с учетом актов ввода в эксплуатацию основных средств на объекты, введенные в эксплуатацию в 2022 году, а также с учетом выбытия самортизированных основных средств, в размере 125 821,06 тыс. руб., в том числе с учетом доли распределения на регулируемый вид деятельности «Передача электроэнергии по распределительным сетям» - 125 623,36 тыс. руб.

Исходя из представленных регулируемой организацией расчетов в адрес ФАС России, сумма разногласий в размере 18 541,85 тыс. руб. сложилась по следующим объектам:

тыс. руб.

п/п

Наименование объекта ОС/НМА

Заявлено регулируемой организацией в ФАС России

Принято органом регулирования на 2024 год

Сумма разногласий

1

Объекты после переоценки:




1.1

ПС Кристалл

14 585,0

3 038,54

11 456,46

1.2

Реконструированные в 2022 году ОС

17 022,02

11 253,8

5 768,22

2

Объекты НМА

1 227,18

0

1 227,18

3

ИТОГО

18 451,86

Объекты после переоценки, реконструкции/модернизации

В соответствии с заявлением регулируемой организации органом регулирования при расчете амортизационных отчислений в отношении ПС «Кристалл» необоснованно применяются максимальные сроки полезного использования, так как ПС Кристалл, приобретенная в 2006 году, была реконструирована и переоценена в 2023 году.

В соответствии с представленной инвентарной карточкой дата принятия к бухгалтерскому учету объекта – 30.09.2006, амортизационная группа – 10 (свыше 30 лет), срок полезного использования при принятии к учету определен ООО «БСК» как 264 месяца.

ООО «БСК» произвело модернизацию ПС «Кристалл» 31.12.2007 на сумму
6 264 004,25 руб., 31.12.2016 на сумму 60 686 928,2 руб., 31.08.2017 на сумму
746 149,57 руб.

Кроме того, в соответствии с отчетом от 30.09.2023 № 2972/09.23, представленным в адрес ФАС России и в адрес органа регулирования в рамках тарифной заявки, регулируемой организацией была произведена переоценка объекта ПС «Кристалл», рыночная стоимость объекта по состоянию на 30.09.2023 составила 72 925,0 тыс. руб.

Согласно акту о результатах проведенной инвентаризации ОС электросетевого хозяйства ООО «БСК», действующий с октября 2023 года пересмотренный срок полезного использования объекта ПС «Кристалл» составляет 60 месяцев.

В соответствии с положениями бухгалтерского законодательства и Учетной политикой Заявителя при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после модернизации (реконструкции) определяется исходя из стоимости активов, определенной на основании остаточной стоимости основного средства (с учетом ее увеличения на сумму расходов на модернизацию), и оставшегося срока его полезного использования (с учетом увеличения этого срока после модернизации).

При этом, согласно представленным расчетам органа регулирования, при расчете амортизационных отчислений на 2024 году по объекту ПС «Кристалл» Управлением после модернизации объекта применяется максимальный срок полезного использования с учетом результатов переоценки на 30.09.2023 и коэффициентом переоценки 1,39 (отношение остаточной стоимости на 30.09.2023 к справедливой стоимости на 30.09.2023).

Кроме того, по иным объектам основных средств, по которым Заявителем была проведена переоценка основных средств в 2022 году (отчет об оценке
от 30.11.2022 № 3161/10.22), Управлением также применен вышеуказанный подход.

Расчеты по амортизации по объектам основных средств, кроме объекта ПС «Кристалл» не представлены, ввиду чего не представляется возможным определить примененные Управлением сроки полезного использования пообъектно.

При этом, согласно отзыву органа регулирования амортизационные отчисления, предусмотренные в тарифах на 2024 год в размере 125 623,36 тыс. руб., направляются в качестве источника финансирования Инвестиционной программы ООО «Барнаульская сетевая компания» на 2020-2024 гг.

Приказом Министерства промышленности и энергетики Алтайского края
от 29.11.2023 № 25/115-ап утверждены изменения на 2023-2024 годы, вносимые в инвестиционную программу ООО «Барнаульская сетевая компания» на 2020-2024 годы.

Тарифные источники финансирования инвестиционной программы ООО «БСК» на 2024 год в виде источника «Амортизация основных средств» определены в размере 125,623 млн. руб. (без НДС), что соответствует размеру амортизационных отчислений, принятых Управлением на 2024 год.

Вместе с тем, в адрес ФАС России не представлена утвержденная в установленном порядке Инвестиционная программа ООО «БСК».

При этом орган регулирования при расчете амортизации повторно применяет максимальный срок полезного использования для определения СПИ с момента реконструкции объектов.

Для расчета амортизации по объектам, на которых произведена реконструкция и/или модернизация, принимать полный максимальный срок полезного использования вместо оставшегося (с учетом увеличения этого срока после модернизации) неправомерно.

Данная позиция также отражена в решении ФАС России от 29.07.2022 № СП/72090/22.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» в части объектов основных средств, на которых произведена реконструкция и/или модернизация подлежат частичному удовлетворению.

    Объекты НМА

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 1178 расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, включают в себя в том числе расходы на амортизацию нематериальных активов (НМА).

Согласно пояснительной записке регулируемой организации, Учетной политикой ООО «БСК» предусмотрен учет в составе НМА исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
В качестве нематериальных активов могут учитываться наряду с исключительными правами неисключительные права на использование результатов интеллектуальной деятельности, а также права на объекты, не являющиеся результатами интеллектуальной деятельности и средствами индивидуализации (лицензии, квоты, сертификаты и т.д.), при условии, что такие объекты единовременно удовлетворяют условиям признания НМА.

Срок полезного использования нематериальных активов регулируемой организацией устанавливается исходя из срока действия патента, свидетельства и из других ограничений сроков использования объектов интеллектуальной собственности в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо, исходя из предполагаемого полезного срока использования НМА, обусловленного соответствующими договорами. По НМА, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы амортизации устанавливаются Обществом самостоятельно в расчете на срок полезного использования не менее 24 мес. При начислении амортизации НМА применяется линейный метод.

Необходимо отметить, что в адрес ФАС России не представлена Учетная политика ООО «БСК».

Согласно представленному расчету регулируемой организации в состав расходов по данной статье затрат на 2024 год включаются расходы на амортизационные отчисления по неисключительному праву на ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса, ПО OfficeStd 2019 SNGL OLV NL Each AP, ПО SkypeforBsnss 2019 SNGL OLV NL Each AP, ПО VisioPro 2019 SNGL OLV NL Each AP, ПО VisioStd 2019 SNGL OLV NL Each AP, ПО WINENTperDVC SNGL UpgrdSAPk OLV NL 3Y AqY1 AP, ПО WinPro 10 a SNGL OLV NL Each Legalization GetGenuine.

Согласно отзыву органа регулирования, в составе операционных расходов ООО «БСК» долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг. в статье затрат «Программное обеспечение и ремонт оргтехники» учтены расходы:

- по договору от 25.04.218 № 124-2018 с ООО «Центр ЛПО» на приобретение программного обеспечения Windows Professional 10 Single OLP NL¶Legalization GetGenuine wCOA и исключительного права на программу для ЭВМ: Office Standard¶2016 Single OLP NL;

- по договору от 01.11.2017 № 299-2017 с ООО «Центр ЛПО» на приобретение неисключительного права на программу для ЭВМ: Kaspersky Endpoint Security для бизнеса-Стандартный Russian Edition;

Таким образом, с целью недопущения двойного учета затрат органом регулирования затраты на амортизацию приобретенного в 2021 году программного обеспечения компании Microsoft, а также приобретенного в 2022 году неисключительного права на ПО Kaspersky Endpoint Security для бизнеса в состав расходов по рассматриваемой статье затрат не включены.

При этом, регулируемой организацией в адрес ФАС России не представлено документального обоснования включения заявленной суммы расходов на амортизацию нематериальных активов.

На основании вышеизложенного, требования ООО «БСК» по статье разногласий «Амортизация основных средств и нематериальных активов» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет амортизационных отчислений в части объектов основных средств, на которых произведена реконструкция и/или модернизация, а также нематериальных активов в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования № 1178. По объектам основных средств, на которых произведена реконструкция и/или модернизация, принять оставшийся срок полезного использования с учетом увеличения этого срока после модернизации на основании данных первичных бухгалтерский документов. В случае выявления экономически обоснованных расходов учесть такие расходы в НВВ ООО «БСК».

    3. Статья разногласий «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 342 148,40 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 342 148,40 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- пояснительная записка по расчету экономии потерь;

- расчет экономии потерь;

- форма 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей за 2021-2022 гг. (в адрес ФАС России представлены только реестры);

- программа энергосбережения 2020-2024 гг.;

- отчет о программе энергосбережения за 2022 год;

- пояснительная записка к отчету об исполнении программы энергосбережения за 2022 год;

- письмо от 20.10.2023 № 02.01БСК-2049 с перечнем прилагаемых материалов;

- предложение (уточненное) о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на 2024 год;

- расчёт корректировки НВ на содержание электрических сетей на 2024 год (уточнение);

- расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178
(
), определяется в течение периода регулирования для года j исходя из данных за год, относящийся к долгосрочному периоду регулирования, который наступил позднее долгосрочного периода регулирования, в который входит 2019 год, и рассчитывается по формуле:

где:

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута;

- размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации.

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежащий включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута (), определяется по формуле:

где:

N - максимальное значение уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям из значений уровня потерь электрической энергии, являющихся долгосрочными параметрами регулирования, определенными в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 для долгосрочного периода регулирования, к которому относится 2019 год, и следующих за ним долгосрочных периодов регулирования, но не ранее долгосрочного периода регулирования, к которому относится год, предшествующий на 10 лет году j, за который определяется экономия;

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j;

Wос j - прогнозная величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j (тыс. кВт·ч);

ЦПj - прогнозная средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, определяемая в соответствии с пунктом 81 настоящего документа (руб./кВт·ч).

Размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации (), определяется по формуле:

где:

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j-2;

Wос j-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

Пф j-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПj-2 - фактически сложившаяся за год j-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

По мнению регулируемой организации, органом регулирования необоснованно не учтена экономия потерь электрической энергии на 2024 год, поскольку в случае если уровень потерь на планируемый 2024 год (9,28%) ниже уровня потерь, являвшегося долгосрочным параметром регулирования в долгосрочном периоде регулирования, к которому относится 2019 год (14,43% - уровень потерь долгосрочного периоад регулирования 2015-2019 гг.), такая экономия определяется и учитывается в НВВ регулируемой организации.

Таким образом, Заявителем оспаривается невключение Управлением показателя .

При этом в заявлении ООО «БСК» отмечает, что необходимым и достаточным условием сохранения экономии потерь электрической энергии должно быть наличие программы по энергосбережению и повышению энергетической эффективности и отсутствие бюджетных источников финансирования мероприятий, направленных на сокращение потерь электрической энергии, в указанной программе, что подтверждается пунктом 2 разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы № 21, утвержденных протоколом Президиума ФАС России от 21.03.2022 № 2.

Согласно отзыву органа регулирования, экономия потерь электрической энергии на 2024 год по факту 2022 года не учитывается поскольку регулируемая организация по результатам реализации Программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности в 2022 году не достигла цели по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, а также технологических потерь электрической энергии.

По итогам анализа материалов, представленных регулируемой организацией и Управлением установлено следующее.

В соответствии с представленным ООО «БСК» отчетом о достижении целевых и прочих показателей программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 2022 год фактическая величина технологического расхода (потерь) электрической энергии составила 9,81% при плановом показателе величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в соответствии с решением Управления от 27.12.2019 № 587 в размере 9,28% (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.).

Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2022 год предусмотрена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 8,91%.

Вместе с тем, обязательным условием учета экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 является достижение такой экономии.

В отношении заявленных требований по экономии потерь за предыдущий долгосрочный период регулирования 2015-2019 гг. отмечаем, что в адрес ФАС России не представлена программа энергосбережения на 2015-2019 гг., а также отчеты об ее исполнении. Также Заявителем не представлена информация, какие мероприятия выполнялись в 2015-2019 гг. для снижения технических потерь электрической энергии, в том числе об источниках финансирования данных мероприятий.

При этом ФАС России отмечает, что в случае наличия вышеуказанных документов, информации экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, подлежит включению в необходимую валовую выручку сетевой организации до истечения 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута в размере, определенном по формуле пункта 34(3) Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье затрат удовлетворению не подлежат.

    4. Статья разногласий «Корректировка НВВ по п. 7 Основ ценообразования (экономия расходов на оплату потерь, учтенная в предыдущих периодах регулирования)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 0,00 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере (–) 320 517,63 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 320 517,63 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- экспертное заключение по делу № 0143/11/2022;

- экспертное заключение по делу № 0195/11/2023;

- отчет о программе энергосбережения за 2021 год.

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений от регулируемой деятельности;

учтенные при установлении регулируемых цен (тарифов) расходы, фактически не понесенные в периоде регулирования, на который устанавливались регулируемые цены (тарифы) (за исключением случаев учета экономии операционных (подконтрольных) расходов и экономии от снижения технологических потерь электрической энергии в электрических сетях при применении в отношении организации, осуществляющей регулируемую деятельность, метода доходности инвестированного капитала или метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, а также случаев, предусмотренных пунктом 21(1) Основ ценообразования № 1178).

В соответствии с заявлением ООО «БСК» органом регулирования не обоснованно исключены расходы по экономии расходов на оплату потерь, учтенные в 2023 году в рамках проводимой корректировки по пункту 7 Основ ценообразования № 1178.

Согласно отзыву Управления, в рамках данной статьи затрат исключены расходы в размере 320 517,63 тыс. руб., как экономически необоснованные учтенные в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации расходы по экономии расходов на оплату потерь.

В соответствии с представленными материалами при формировании выручки регулируемой организации на 2023 год органом регулирования были учтены расходы в части экономии расходов на оплату потерь электрической энергии в размере 320 517,63 тыс. руб.

При этом, руководствуясь подходами в части неучета расходов по статье затрат «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» об отсутствии подтвержденной экономии в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178, Управление исключило из состава НВВ регулируемой организации 2024 года в рамках проводимой корректировки по пункту 7 Основ ценообразования
№ 1178 ранее учтенные расходы в 2023 году, в том числе 10 679,36 тыс. руб. – экономия за 2021 год; 309 838,27 тыс. руб. – экономия за предыдущий ДПР 2015-2019 гг., итого 320 517,63 тыс. руб.

По итогам анализа ФАС России, выявлено следующее.

В соответствии с представленным ООО «БСК» отчетом о достижении целевых и прочих показателей программ энергосбережения и повышения энергетической эффективности за 2021 год фактическая величина технологического расхода (потерь) электрической энергии составила 9,19% при плановом показателе величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в соответствии с решением Управления от 27.12.2019 № 587 в размере 9,28% (уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.).

Программой энергосбережения и повышения энергетической эффективности на 2021 год предусмотрена величина технологического расхода (потерь) электрической энергии в размере 9,0%.

Отчет об исполнении требований к программам в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности ООО «Барнаульская сетевая компания» за 2021 год содержит технические мероприятия, в том числе такие как замена проводов в воздушных линиях на СИП, отключение в режимах малых нагрузок трансформаторов на подстанциях с двумя и более трансформаторами.

Таким образом, органом регулирования неправомерно исключена экономия расходов на оплату потерь электрической энергии за 2021 год в размере 10 679,36 тыс. руб.

В части экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за предыдущий ДПР 2015-2019 гг. позиция ФАС России отражена в пункте 3 настоящего решения.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по статье затрат «Корректировка НВВ по п. 7 Основ ценообразования (экономия расходов на оплату потерь, учтенная в предыдущих периодах регулирования)» подлежат частичному удовлетворению в части экономии расходов на оплату потерь электрической энергии за 2021 год. Дополнительному учету подлежат средства в размере 10 679,36 тыс. руб.

    5. Статья разногласий «Корректировка НВВ в целях сглаживания роста тарифов».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 547 393,67 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 135 730,0 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 411 663,67 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- экспертное заключение по делу № 0143/1/2021;

- экспертное заключение по делу № 0143/11/2022;

- экспертное заключение по делу № 0195/11/2023.

В целях непревышения предельных максимальных уровней единых (котловых) тарифов, утвержденных ФАС России, Управлением для ООО «БСК» была определена корректировка (сглаживание), которая подлежит учёту в необходимой валовой выручке на 2022 год, в размере (-) 153 958,34 тыс. руб.

В целях непревышения предельных максимальных уровней единых (котловых) тарифов, утвержденных ФАС России, Управлением для ООО «БСК» была определена корректировка (сглаживание), которая подлежит учёту в необходимой валовой выручке на 2023 год, в размере (-) 431 415,83 тыс. руб.

По результатам анализа ФАС России установлено следующее.

В связи с тем, что Управлением в Экспертном заключении на 2023 год не описан график возврата сглаживания, ООО «БСК» заявлены расходы по данной статье затрат на 2024 год в размере 547 393,67 тыс. руб.

При расчете НВВ регулируемой организации на 2024 год в рамках действующего законодательства с учетом требований пункта 7 Основ ценообразования № 1178 Управлением учтена в составе НВВ ООО «БСК» на 2024 год величина возврата ранее произведенного сглаживания на 2022 год с учетом индексов потребительских цен на 2023-2024 гг. в соответствии с «Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов» в размере 135 730 тыс. руб. (119 672,78 тыс. руб. * 1,058 * 1,072).

Ввиду вышеизложенного, регулируемой организацией в адрес ФАС России заявлена сумма 411 663,67 тыс. руб.

Вместе с тем, ООО «БСК» не представлен расчет заявленных в адрес ФАС России расходов по данной статье затрат.

Согласно отзыву органа регулирования в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в целях сглаживания изменения тарифов были исключены средства при утверждении тарифов на 2022 и 2023 гг. из состава НВВ ООО «Барнаульская сетевая компания».

Согласно пункту 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Необходимо отметить, что пункт 7 Основ ценообразования № 1178 распространяет свое действие на сглаживание результатов деятельности за последний отчетный период регулирования, а не плановой необходимой валовой выручки.

При этом, в соответствии с пунктом 3 Правил № 533 основанием для рассмотрения спора является заявление о рассмотрении спора, поданное в федеральный антимонопольный орган в бумажной форме или в форме электронного документа и подписанное заявителем либо уполномоченным им на это лицом в течение 3 месяцев со дня, когда лицо, подающее заявление, узнало или должно было узнать о нарушении своих прав.

Согласно пп. а) пункта 8 Правил № 533 Федеральный антимонопольный орган отказывает в рассмотрении заявления в том числе в случае, если заявление подано по истечении срока, указанного в пункте 3 Правил № 533.

Таким образом, основания для рассмотрения разногласий в части учтенных (исключенных) расходов по данной статье затрат в тарифах 2022 и 2023 гг. отсутствуют.

Учитывая вышеизложенное, в соответствии с пп. а) пункта 8 Правил № 533 ФАС России отказывает регулируемой организации в рассмотрении спора по данной статье затрат.

    6. Баланс электрической энергии и мощности

Заявитель считает экономически обоснованной величину отпуска из сети на 2024 год – 1 484,19 млн. кВтч.

Органом регулирования величина отпуска из сети на 2024 год принята в размере 1 493,635 млн. кВтч.

Величина разногласий составляет (-)9,49 млн. кВтч.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- расчет «Проверка собираемости товарной выручки на 2024 год»;

- форма № 46-ЭЭ (передача) «Сведения об отпуске (передаче) электроэнергии распределительными сетевыми организациями отдельным категориям потребителей» за 2021-2022 гг. (в адрес ФАС России представлены только реестры);

- предложение ООО «БСК» по балансу электрической энергии на 2024 год;

- предложение ООО «БСК» по балансу мощности на 2024 год;

- предложение ООО «БСК» по технологическому расходу электроэнергии (мощности) – потерям в электрических сетях на 2024 год.

По мнению регулируемой организации Управлением допущены искажения баланса электрической энергии и мощности на 2024 год, а именно:

- допущен дисбаланс в распределении объемов полезного отпуска по полугодиям 2024 года. Объемы отпуска прочим потребителям выше аналогичного показателя первого полугодия на 20,4%. Формы № 46-ЭЭ свидетельствуют о равномерности объемов полезного отпуска по полугодиям;

- при формировании сводно-прогнозного баланса Управление учитывает объемы полезного отпуска по одноставочному тарифу. Фактический отпуск по двухставочному тарифу составляет согласно отчетным данным формы № 46-ЭЭ (передача около 40 млн. кВтч/год (или 5 % от соответствующих объемов по одноставочному тарифу)).

В связи с вышеизложенным, по мнению регулируемой организации, у ООО «БСК» образовался недосбор НВВ, подлежащий учету в размере 63 137,08 тыс. руб.

В соответствии с отзывом органа регулирования ООО «БСК» представлены сведения о том, что при плановом значении технологического расхода (потерь) на 2022 год 9,28%, фактическое значение потерь составило 9,81%, что превышает показатель, установленный решением Управления от 27.12.2019 № 587 (9,28%).

Главой V Основ ценообразования № 1178 утвержден порядок формирования сводного прогнозного баланса.

При формировании предложений в сводный прогнозный баланс производства и поставок электрической энергии (мощности) (далее – СПБ) на 2024 год Управлением учитывались фактические показатели, на основании которых в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 определен уровень потерь 9,28% (как минимальное значение из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям и уровня фактических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальной сетевой организации).

Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии при расчете тарифов органом регулирования учтена в соответствии с показателями СПБ, утвержденного приказом ФАС России от 30.06.2023 № 428/23-ДСП (в редакции приказа ФАС России от 12.10.2023 № 727/23-ДСП, от 31.10.2023 № 783/23-ДСП), в размере 152,7881 млн. кВтч.

Объем поступления в сеть на 2024 год принят Управлением на уровне, заявленном Обществом в размере 1 646,42 млн. кВтч. Величина технологического расхода (потерь) электрической энергии учтена в размере, утвержденном в СПБ - 152,7881 млн. кВтч. Отпуск из сети составил 1 493,635 млн. кВтч.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 1178 расчетный объем производства продукции и (или) оказываемых услуг определяется исходя из прогнозного баланса.

С учетом долгосрочного параметра регулирования 9,28% и величины технологического расхода (потерь) электрической энергии в соответствии со СПБ 152,7881 млн. кВтч, отпуск в сеть составит 1 646,42 млн. кВтч.

Таким образом, ФАС России не усматривает нарушений со стороны органа регулирования.

В части доводов регулируемой организации по вопросу недосбора тарифной (котловой) выручки в связи с некорректной структурой распределения объемов полезного отпуска по полугодиям на 2024 год сообщаем следующее.

Согласно пункту 49 Методических указаний № 20-э/2 расчет единых на территории субъекта Российской Федерации тарифов на услуги по передаче электрической энергии, дифференцированных по уровням напряжения, для потребителей услуг по передаче электрической энергии (кроме сетевых организаций) (далее в данном пункте, а также в пунктах 54.1 и 54.2 - потребители), независимо от того, к сетям какой сетевой организации они присоединены, производится на основе НВВ, рассчитанной в соответствии с пунктом 47 Методических указаний № 20-э/2 для каждой сетевой организации, расположенной на территории субъекта Российской Федерации. Указанная НВВ дифференцируется по уровням напряжения в соответствии с пунктом 48 Методических указаний
№ 20-э/2.

Индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, которые территориальные сетевые организации оказывают друг другу, то есть для взаиморасчетов пары сетевых организаций (далее - индивидуальные тарифы), определяются исходя из разности между тарифной выручкой сетевой организации - получателя услуги по передаче электрической энергии, получаемой ею от потребителей электрической энергии на всех уровнях напряжения, и необходимой валовой выручкой (с учетом расходов на оплату нормативных технологических потерь в сетях и средств, получаемых (оплачиваемых) от других сетевых организаций).

В соответствии с отзывом Управления для расчета индивидуальных тарифов и товарной выручки на 2024 год годовая структура полезного отпуска по уровням напряжения для прочих потребителей принята с учетом фактических показателей за 2022 год, согласно статистической отчетности по форме № 46-ээ (передача). Плановый объем для населения принят с учетом утвержденных показателей СПБ и фактических данных по гарантирующим поставщикам.

Вместе с тем, в адрес ФАС России в рамках подачи заявления формы № 46-ээ регулируемой организацией представлены не были.

При этом, по информации органа регулирования, Управлением при формировании балансовых показателей ООО «БСК» на 2024 год были в полном объеме учтены фактические данные ООО «БСК» за предшествующий отчетный период в части годовой структуры балансовых показателей по уровням напряжения. Распределение планового отпуска по группе «прочие потребители» по полугодиям произведено с учетом структуры общего котлового полезного отпуска на 2024 год, учтенного при расчете единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям ТСО Алтайского края.

При этом, со стороны регулируемой организации обоснование применение иного распределения планового отпуска не представлено.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Таким образом, в случае экономического обоснования ООО «БСК» фактически понесенных расходов в 2024 году такие расходы будут учтены органом регулирования при установлении тарифов на 2026 год.

Учитывая вышеизложенное, требования Заявителя по данной статье разногласий удовлетворению не подлежат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Барнаульская электросетевая компания» и Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Отказать ООО «Барнаульская электросетевая компания» в рассмотрении разногласий по статье затрат «Корректировка НВВ в целях сглаживания роста тарифов» в соответствии с пп. а) пункта 8 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533.

2. Признать Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов нарушившим пункты 7, 27, 34(3) Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178.

3. Частично удовлетворить требования ООО «Барнаульская электросетевая компания», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Управлением Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов (рег.
от 19.02.2024 № 27304/24
).

4. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в НВВ ООО «Барнаульская электросетевая компания» расходы по статье «Корректировка НВВ по п. 7 Основ ценообразования (экономия расходов на оплату потерь за 2021 год, учтенная в предыдущих периодах регулирования)» в размере
10 679,36 тыс. руб.

5. Органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике определить величину экономически обоснованных расходов по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, в экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

6. Органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для
ООО «Барнаульская электросетевая компания» на 2025 год включить экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 4, 5 настоящего решения с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

7. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Алтайского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «Барнаульская сетевая компания» тарифов услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

8. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Барнаульская сетевая компания».




Председательствующий - заместитель председателя Комиссии


______________/

(подпись)


А.С. Воронин


Члены Комиссии:


______________/

(подпись)


И.Г. Степаненко



______________/

(подпись)


И.П. Волов



______________/

(подпись)


М.Н. Пальянов



_____________/

(подпись)


Т.Л. Новичкова



2024-84367


Связанные организации

Управление Алтайского края по государственному регулированию цен и тарифов
ИНН 2221177627, ОГРН 1102225002923
Алтайское краевое УФАС России
ИНН 2221022528, ОГРН 1022201518547
ООО "Барнаульская сетевая компания"
ИНН 2221070063, ОГРН 1052201916975