Письмо №31/61140/22 РЕШЕНИЕ о частичном удовлетворении требований ПАО "Юнипро" (... от 27 июня 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF







Региональная служба по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры


628011, Ханты-Мансийский автономный округ-Югра, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 104

rst@admhmao.ru


ПАО «Юнипро»


123317, г. Москва, Пресненская набережная, д. 10, блок В, 23 этаж info@unipro.energy


Ханты-Мансийское УФАС России


628002, г. Ханты-Мансийск, ул. Мира, д. 27

to86@fas.gov.ru



РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «23» июня 2022 года.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председательствующего - Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Потаповой В.С. - начальника отдела рассмотрения жалоб, досудебного урегулирования тарифных споров и разногласий в сфере ЖКХ и железнодорожных перевозок Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России;

Евграфовой И.В. - советника отдела методологии инфраструктурных секторов Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ПАО «Юнипро» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 25.02.2022 № 20-187, вх. от 28.02.2022 рег. № 31621/22) (далее – Заявление), возникший с Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – орган регулирования, РСТ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей РСТ, в лице Власова А.В., Семенихиной Л.Г., представителей ПАО «Юнипро» Гребенниковой Д.А., Заитовой Н.А., Коропец Н.В., Медведева Д.А., а также представителя Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Багдасаряна Г.А.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 25.02.2022 № 20-187, вх. от 28.02.2022 рег. № 31621/22) о досудебном споре (разногласиях) между ПАО «Юнипро» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (далее – орган регулирования, РСТ) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере питьевого водоснабжения на 2022 год.

Тариф на оказываемые услуги водоснабжения для ПАО «Юнипро» установлен РСТ с применением метода индексации на период 2018-2022 гг. приказом РСТ от 07.12.2017 № 160-нп «Об установлении тарифов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения для организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и водоотведение».

Разногласия между ПАО «Юнипро» и органом регулирования возникли по приказу РСТ от 02.12.2021 № 92-нп «О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

Тариф на оказываемые услуги питьевого водоснабжения для ПАО «Юнипро» на 2022 год установлен органом регулирования в размере 47,04 руб./куб.м. (без НДС).

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым решением на 2022 год для ПАО «Юнипро», составляет 2 164,48 тыс. руб., объем отпуска услуг утвержден в размере 46,01 тыс. куб. м.

В направленном в ФАС России заявлении ПАО «Юнипро» указывает на необходимость учета расходов по статье «Расходы на приобретение электрической энергии» на уровне 568,0 тыс. руб., расходов по статье «Налог на имущество организации» в размере 284,33 тыс. руб., расходов по статье «Амортизация» в размере 494,40 тыс. руб., расходов по статье «Корректировка НВВ» в размере 1 059,72 тыс. руб., расходов по статье «Недополученные доходы/расходы прошлых периодов» в размере 994,39 тыс. руб., а также расходов по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 158,28 тыс. руб.

В свою очередь органом регулирования при принятии рассматриваемого тарифного решения на 2022 год учтены в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» расходы по статье «Налог на имущество организаций» в размере 88,50 тыс. руб., расходы по статье «Амортизация» в размере 154,00 тыс. руб., расходы по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» в размере 103,07 тыс. руб.

Необходимо отметить то, что органом регулирования не учитывались в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год расходы по статьям «Расходы на приобретение электрической энергии», «Корректировка НВВ», «Недополученные доходы/расходы прошлых периодов».

Таким образом, сумма разногласий составляет 3 213,15 тыс. руб., при этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в направленном в ФАС России заявлении ПАО «Юнипро» не оспаривает учтенный органом регулирования показатель объема отпуска услуг.

Тарифы на услуги водоснабжения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования № 406), а также Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э). Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Пунктом 24 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Пунктом 26 Правил регулирования тарифов № 406 установлено, что экспертное заключение органа регулирования тарифов составляется в соответствии с типовой формой экспертного заключения органа регулирования тарифов, утвержденной федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, которое предусматривает следующую структуру экспертного заключения органа регулирования тарифов:

а) основные положения;

б) результаты экспертизы технико-экономических показателей хозяйственной деятельности регулируемой организации;

в) предложение уполномоченного эксперта (уполномоченных экспертов) по установлению тарифов.

По результатам проведенного анализа представленных сторонами материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях) Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Расходы на приобретение электрической энергии.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 79 Основ ценообразования № 406 к долгосрочным параметрам регулирования тарифов, определяемым на долгосрочный период регулирования при установлении тарифов с использованием метода индексации, относится в том числе показатели энергосбережения и энергетической эффективности (уровень потерь воды, удельный расход электрической энергии).

Пунктом 20 Методических указаний № 1746-э установлено, что расходы регулируемой организации на приобретаемую электрическую энергию (мощность) определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности) на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), (Приложение 2.1.2 к Методическим указаниям № 1746-э). Объемы приобретаемой электрической энергии (мощности) определяются с учетом показателей надежности, качества, энергетической эффективности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, определенных в установленном порядке.

В необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Согласно положениям пунктов 64, 76 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

В соответствии с пунктом 33 Основ ценообразования № 406 (в ред. от 23.11.2021, действовавшей на момент принятия тарифного решения), долгосрочные тарифы устанавливаются методом доходности инвестированного капитала и методом индексации на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов. Указанные параметры не подлежат пересмотру в течение долгосрочного периода регулирования, за исключением случаев их пересмотра по следующим основаниям:

а) вступившее в законную силу решение суда, предусматривающее необходимость пересмотра долгосрочных параметров регулирования тарифов;

б) решение федерального органа регулирования тарифов, принятое по итогам рассмотрения разногласий или рассмотрения в досудебном порядке споров;

в) решение федерального органа регулирования тарифов об отмене решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее - региональный орган регулирования тарифов) об утверждении тарифов, принятое с нарушением законодательства Российской Федерации (предписания);

г) решение регионального органа регулирования тарифов об отмене противоречащего законодательству Российской Федерации решения органа местного самоуправления об установлении тарифов;

д) исполнение предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, предусмотренного пунктом 59 Основ формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 г. № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации»;

е) решение регионального органа регулирования тарифов в отношении организаций, которые в течение текущего периода регулирования приобрели (реализовали) объекты централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и (или) получили права владения и (или) пользования такими системами и (или) объектами на основании концессионного соглашения, договора аренды;

ж) решение регионального органа регулирования тарифов, принятое в связи с изменением в течение периода регулирования системы налогообложения регулируемой организации.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации:

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

В рамках тарифной кампании 2022 года регулируемой организацией представлены в адрес органа регулирования следующие обосновывающие материалы:

- Форма 3. Расчет расхода электроэнергии.

- Форма 10. Расходы на электрическую энергию.

- Расчет планируемых расходов на покупную электрическую энергию по договору от 01.12.2011 № 125.

- Договор энергоснабжения от 01.12.2011 № 125.

- Учетная политика в части бухгалтерского учета.

- Приказ от 25.03.2021 № 207 «О распределении затрат по прочим видам деятельности».

Как было указано ранее, регулируемая организация обращает внимание на необходимость учета расходов по статье «Расходы на электрическую энергию» в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год в размере 568,00 тыс. руб.

Согласно отзыву органа регулирования на Заявление, направленному в адрес ФАС России письмом (исх. от 14.03.2022 № 24-Исх-866, вх. от 15.03.2022 рег. № 44055-ЭП/22) (далее – Отзыв), РСТ обращает внимание на то, что ПАО «Юнипро» не заявлялись расходы на приобретение электрической энергии и долгосрочные параметры регулирования тарифов (далее – ДПР) в части удельного расхода электрической энергии в рамках тарифной кампании 2018 года (первый год долгосрочного периода регулирования), в связи с чем органом регулирования не был установлен удельный расход электрической энергии на долгосрочный период регулирования 2018-2022 гг.

ПАО «Юнипро» в Заявлении в обоснование вышеуказанных требований указывает на то, что отсутствие утвержденного долгосрочного параметра регулирования тарифов (удельного расхода электрической энергии) не является основанием для отказа во включении в состав НВВ 2022 года расходов на электрическую энергию.

Также Комиссия ФАС России дополнительно обращает внимание на то, что согласно реестру документов, предоставляемых ПАО «Юнипро» в адрес РСТ в рамках тарифной кампании 2022 года, ПАО «Юнипро» представлялась учетная политика в части бухгалтерского учета, а также приказ от 25.03.2021 № 207 «О распределении затрат по прочим видам деятельности».

Согласно Отзыву РСТ основная доля произведенной воды используется на основные виды деятельности – производство электрической и тепловой энергии и мощности.

ПАО «Юнипро» представлен баланс водоснабжения, согласно которому фактическая доля реализации услуг питьевого водоснабжения за 2020 год составляет 9,94 %, доля реализации услуг питьевого водоснабжения на 2022 год запланирована на уровне 10,76 %.

Заявленная ПАО «Юнипро» сумма расходов в размере 568,00 тыс. руб. (5 280,98 тыс. руб. * 0,1076) получена регулируемой организацией исходя из планируемых общих расходов на электрическую энергию на 2022 год в размере 5 280,98 тыс. руб. (фактические расходы на приобретение электрической энергии за 2020 год в размере 4 817,49 тыс. руб., увеличенные на темпы роста цен на электрическую энергию на 2021-2022 гг. в размерах 1,047 и 1,047) с учетом доли планируемой к реализации питьевой воды от общего объема произведенной питьевой воды в 2022 году в размере 10,76 % (подтверждена балансом водоснабжения).

При этом Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что планируемые расходы на электрическую энергию на 2022 год в размере 5 280,98 тыс. руб. сформированы ПАО «Юнипро» с учетом некорректных (завышенных) темпов роста цен на электрическую энергию.

Так, согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации, индекс роста цен на электрическую энергию на 2021 год составляет 1,034, на 2022 год составляет 1,035.

Комиссия ФАС России справочно обращает внимание на то, что ПАО «Юнипро» (ранее в 2018 году) не оспаривалось ни в ФАС России, ни в судебном порядке тарифное решение, принятое на долгосрочный период при формировании РСТ базового уровня операционных расходов и иных долгосрочных параметров регулирования тарифов.

Таким образом, показатель удельного расхода электрической энергии не оспаривался регулируемой организацией с 2018 по 2022 годы.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что приложенные ПАО «Юнипро» к Заявлению обосновывающие материалы не содержат оснований для пересмотра долгосрочного параметра регулирования тарифа в части удельного расхода электрической энергии, предусмотренных подпунктами «а» - «ж» пункта 33 Основ ценообразования № 406.

Согласно пункту 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

В соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования № 406 расходы на приобретение электрической энергии (мощности) включаются в необходимую валовую выручку в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию (мощность) в расчете на объем поданной воды (принятых сточных вод) и объем используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

При изменении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) величина, на которую изменились расходы на электрическую энергию (мощность), учитывается при установлении тарифов на очередной период регулирования в составе неподконтрольных расходов.

При снижении удельного расхода электрической энергии и объема используемой мощности средства, сэкономленные в результате уменьшения указанных расходов при условии выполнения производственной программы в полном объеме, не исключаются при расчете тарифов регулируемой организации в течение 5 лет, начиная от года, следующего за годом, в течение которого была получена экономия указанных средств.

Плановые (расчетные) цены на электрическую энергию (мощность) определяются на основе информации, предусмотренной пунктом 22 Основ ценообразования № 406.

Принимая во внимание отсутствие установленного долгосрочного параметра регулирования тарифов – удельного потребления электрической энергии на 2018-2022 гг., то есть параметра, на основании которого в соответствии с пунктами 64, 76 Основ ценообразования № 406 рассчитываются расходы по статье «Расходы на электрическую энергию» на очередной период регулирования, а также ввиду того, что ранее регулируемой организацией не заявлялся и не оспаривался ни в ФАС России, ни в судебном порядке параметр удельного потребления электрической энергии, ПАО «Юнипро» отказано в удовлетворении требований в части расходов по статье «Расходы на электрическую энергию».

2. Амортизация.

Регулируемая организация в Заявлении указывает на необходимость учета расходов по статье «Амортизация» в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год на уровне 494,40 тыс. руб., в свою очередь органом регулирования учтены расходы на амортизацию в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2022 год с учетом ограничения платы граждан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 в размере 154,00 тыс. руб., что на 340,4 тыс. руб. меньше заявленных ПАО «Юнипро» расходов по статье «Амортизация».

Согласно пункту 43 Основ ценообразования № 406 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

В соответствии с пунктом 77 Основ ценообразования № 406 величина расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования в соответствии с методическими указаниями с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 43 Основ ценообразования № 406.

Согласно Отзыву РСТ, а также Выписке из протокола № 61 и экспертному заключению об установлении тарифа на оказываемые услуги водоснабжения для ПАО «Юнипро» на 2022 год, органом регулирования признаны экономически обоснованными расходы на 2022 год по статье «Амортизация» в размере 494,40 тыс. руб., однако в целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, РСТ учтены лишь 154,00 тыс. руб., оставшаяся сумма планируется к учету в последующих периодах регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

При этом в Заявлении ПАО «Юнипро» указывает на то, что ограничение роста платы граждан по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 не является основанием для неучета расходов в состав необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро».

Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 12.10.2017 № 19-АПГ17-4 превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве обоснования для исключения из НВВ экономически обоснованных расходов и доходов регулируемой организации не предусмотрено Основами ценообразования № 406, при этом необходимо отметить, что настоящим Заявлением не оспаривается размер признанных органом регулирования экономически обоснованных расходов по статье «Амортизация», суть досудебного спора (разногласий) по рассматриваемой статье затрат заключается лишь в несогласии регулируемой организации с подходом РСТ о частичном учете экономически обоснованных расходов в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год с последующим учетом экономически обоснованных расходов в последующих годах тарифного регулирования, примененным органом регулирования в целях непревышения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

Также важно отметить, что обосновывающие документы, представленные ПАО «Юнипро» в приложении к Заявлению, в условиях непредставления в адрес ФАС России инвентарных карточек учета объектов основных средств (по форме ОС-6), амортизационных ведомостей, первичных документов, подтверждающих первоначальную стоимость основных средств, изменение стоимости основных средств, срок службы, дату, когда эти изменения происходили и вводились объекты, амортизационную группу, а также фиксирующие проведение переоценки основных средств с выделением объектов, непосредственно участвующих в технологическом процессе, и факт предоставления указанных документов в орган регулирования, не содержат сведений, необходимых для подтверждения экономической обоснованности суммы амортизационных отчислений.

Таким образом, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что, исходя из приложенных к Заявлению регулируемой организацией материалов не представляется возможным оценить расходы на амортизационные отчисления в заявленном размере на уровне 494,40 тыс. руб., в том числе признанные РСТ экономически обоснованными, на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования провести дополнительный анализ представленных ПАО «Юнипро» дополнительных обосновывающих материалов по статье «Амортизация» с учетом доводов, отраженных в настоящем пункте, определив величину экономически обоснованных средств в указанной части.

3. Налог на имущество.

Регулируемая организация в Заявлении указывает на необходимость учета расходов по статье «Налог на имущество» в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год в размере 284,33 тыс. руб., органом регулирования учтены расходы в размере 88,50 тыс. руб. (сумма разногласий – 195,83 тыс. руб.).

Важно отметить, что согласно Отзыву РСТ органом регулирования признаны экономически обоснованные расходы в размере 284,33 тыс. руб., однако в тарифе на 2022 год учтены расходы в размере 88,50 тыс. руб., а оставшиеся расходы в сумме 195,83 тыс. руб. не учтены РСТ в силу ограничения платы граждан на основании постановления Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 «О формировании индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (далее – постановление Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400).

При этом в выписке из протокола заседания правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.12.2021 № 61 (далее – Выписка из протокола № 61) и в экспертном заключении об установлении тарифа на водоснабжение для ПАО «Юнипро» на 2022 год РСТ указано, что вышеуказанные расходы в размере 195,83 тыс. руб. будут учтены органом регулирования в последующие годы регулирования при условии подтверждения факта бухгалтерской отчетностью в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, а также пунктом 12 Методических указаний № 1746-э, в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

При этом в Заявлении ПАО «Юнипро» указывает на то, что ограничение роста платы граждан по постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 не является основанием для неучета расходов в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро».

Статьей 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях (далее - предельные индексы), утвержденных высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

Комиссия ФАС России отмечает, что в соответствии с апелляционным определением Верховного суда Российской Федерации от 12.10.2017 № 19-АПГ17-4 превышение предельного индекса размера платы граждан за коммунальные услуги в качестве обоснования для исключения из НВВ экономически обоснованных расходов и доходов регулируемой организации не предусмотрено Основами ценообразования № 406, при этом необходимо отметить, что настоящим Заявлением не оспаривается размер признанных органом регулирования экономически обоснованных расходов по статье «Налог на имущество», суть досудебного спора (разногласий) по рассматриваемой статье затрат заключается лишь в несогласии регулируемой организации с подходом РСТ о частичном учете экономически обоснованных расходов в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год с последующим учетом экономически обоснованных расходов в последующих годах тарифного регулирования, примененным органом регулирования в целях непревышения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

Согласно подпункту «б» пункту 65 Основ ценообразования № 406 неподконтрольные расходы включают расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Необходимо отметить то, что представленный ПАО «Юнипро» расчет налога на имущества не подтверждён обосновывающими материалами, представленными ПАО «Юнипро» в приложении к Заявлению.

Кроме того, регулируемой организацией представлена бухгалтерская справка от 05.03.2021 по счету 43.04.00 на сумму 142,007 тыс. руб. по факту исчисленного налога на имущество по реализованной питьевой воде за 2020 год. Указанная величина значительно отличается от заявленной ПАО «Юнипро» в рамках досудебного урегулирования споров (разногласий) в размере 284,33 тыс. руб.

Таким образом, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что, исходя из приложенных регулируемой организацией к Заявлению материалов ФАС России не представляется возможным оценить расходы по налогу на имущество в заявленном размере, в том числе признанные РСТ экономически обоснованными, на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, Комиссия ФАС России считает целесообразным предписать органу регулирования провести дополнительный анализ представленных ПАО «Юнипро» дополнительных обосновывающих материалов по статье «Налог на имущество» с учетом доводов, отраженных в настоящем пункте, определив величину экономически обоснованных средств в указанной части.

4. Корректировка НВВ.

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1746-э необходимая валовая выручка, определяемая на i-2-й год на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, установленная с применением метода индексации, рассчитывается с учетом пунктов 22 - 23 Основ ценообразования № 406 по формуле:

где:

- операционные расходы, в i-2 году, определенные исходя из уточненных параметров расчета тарифов (индексов) в соответствии с формулой (40) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- фактические документально подтвержденные неподконтрольные расходы в (i-2)-м году, определяемые с учетом пунктов 22, 29, 49, 51 - 60 и 88 Методических указаний № 1746-э;

- расходы на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды в (i-2)-м году, определенные исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываемые в соответствии с формулой (40.1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- расходы на амортизацию в (i-2)-м году, определенные исходя из фактического состава имущества в (i-2)-м году в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина нормативной прибыли в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 86 Методический указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э исходя из скорректированных расходов, тыс. руб.;

- фактический возврат инвестированного капитала в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 72 Методических указаний № 1746-э с использованием значений полной величины инвестированного капитала, рассчитанной с учетом фактических значений доходности долгосрочных государственных обязательств, тыс. руб.;

- фактический доход на инвестированный капитал в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 74 Методических указаний № 1746-э с использованием значений базы инвестированного капитала, рассчитанной с учетом фактических значений доходности долгосрочных государственных обязательств, и нормативной величины чистого оборотного капитала, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки на год i долгосрочного периода регулирования, связанная с изменением доходности долгосрочных государственных обязательств, рассчитанная в соответствии с формулой (37) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

, , , - показатели, утвержденные и учтенные органом регулирования в i-2 году, тыс. руб.

Пунктом 91 Методических указаний № 1746-э указано на то, что размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (33) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

где:

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с формулой (38) Методических указаний № 1746-э;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VII Методических указаний № 1746-э на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Регулируемая организация в Заявлении просит признать обоснованным размер корректировки необходимой валовой выручки по итогам 2020 года в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год в размере 1 059,72 тыс. руб.

Необходимо отметить, что, согласно Заявлению, регулируемая организация в составе корректировки 2020 года оспаривает статьи затрат, связанные с расходами на электрическую энергию, расходами на расчетную предпринимательскую прибыль за 2020 год, а также оспаривает подходы РСТ по определению корректировки (индексация корректировки) по факту 2020 года.

В свою очередь, согласно Отзыву РСТ, Выписке из протокола № 61 и экспертному заключению на 2022 год, органом регулирования признаны обоснованными расходы по корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2020 года в размере 256,7 тыс. руб., при этом указанные расходы не были учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год, поскольку расходы по корректировке необходимой валовой выручки по итогам 2020 года планируется РСТ к учету при установлении тарифов на питьевое водоснабжение для ПАО «Юнипро» на последующие периоды регулирования, что предусмотрено положениями пункта 15 Основ ценообразования № 406.

При этом регулируемая организация в Заявлении обращает внимание на то, что органом регулирования при проведении корректировки необходимой валовой выручки 2020 года не учитывались расходы на приобретение электрической энергии за 2020 год, и, как следствие, размер расчетной предпринимательской прибыли, рассчитанный органом регулирования, также подлежит перерасчету.

4.1. Индексация корректировки необходимой валовой выручки.

Регулируемая организация в Заявлении обращает внимание на необходимость индексации величины корректировки необходимой валовой выручки по факту 2020 год на индексы потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2021 год и 2022 год.

Пунктом 90 Методический указаний № 1746-э предусмотрено, что в целях корректировки долгосрочного тарифа, установленного с применением метода индексации, орган регулирования тарифов ежегодно уточняет необходимую валовую выручку регулируемой организации на следующий i-й год долгосрочного периода регулирования (начиная со второго года долгосрочного периода регулирования) с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров регулирования тарифов, учитываемых при расчете тарифов (за исключением долгосрочных параметров регулирования тарифов), от их плановых значений.

Корректировка необходимой валовой выручки осуществляется по формуле (32).

где:

- необходимая валовая выручка на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая с использованием уточненных значений прогнозных параметров регулирования, а также с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, тыс. руб.;

- скорректированная величина операционных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая исходя из актуальных значений параметров расчета тарифов (прогнозных показателей, определенных в подпункте «в» пункта 16 Методических указаний № 1746-э) в соответствии с формулой (39) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина уровня неподконтрольных расходов на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктами 49 и 88 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с формулой (39.1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина нормативной прибыли на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина амортизации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 28 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина расчетной предпринимательской прибыли гарантирующей организации на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина возврата инвестированного капитала на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 72 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- скорректированная величина дохода на инвестированный капитал на год i долгосрочного периода регулирования, определяемая в соответствии с пунктом 74 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина отклонения показателя ввода объектов системы водоснабжения и (или) водоотведения в эксплуатацию и изменения инвестиционной программы, рассчитанная в соответствии с формулой (35) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объектов концессионного соглашения, по эксплуатации объектов по договору аренды централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности, по реализации инвестиционной программы, производственной программы при недостижении регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности и качества объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, рассчитанная в соответствии с формулой (36) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- величина изменения необходимой валовой выручки в году i, проводимого в целях сглаживания, определенная при корректировке тарифа на каждый год долгосрочного периода регулирования, где i1 - последний год долгосрочного периода регулирования, i0 - первый год долгосрочного периода регулирования, рассчитанная в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.;

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, а также осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, определяемая в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э, тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что формулами (32) и (33) Методических указаний № 1746-э в редакции от 08.10.2020 на 2022 год, действовавшей на момент принятия РСТ тарифного решения на 2022 год, не предусмотрено применение ИПЦ к показателю размера корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования, в связи с чем подход РСТ в части неприменения ИПЦ при расчете корректировки необходимой валовой выручки за 2020 год (размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам деятельности прошлых периодов регулирования) не противоречит Методическим указаниям 1746-э.

Таким образом Комиссия ФАС России отмечает, что требования ПАО «Юнипро» о необходимости применения ИПЦ к величине корректировки за 2020 год не подлежат удовлетворению.

4.2. Расходы на электрическую энергию в рамках корректировки необходимой валовой выручки.

Согласно Заявлению ПАО «Юнипро» указывает на необходимость учета фактических расходов на электрическую энергию в рамках корректировки 2020 года в размере 460,57 тыс. руб.

В обоснование указанных затрат в адрес ФАС России в приложении к Заявлению регулируемой организацией представлен анализ счета 20.05 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020, согласно которому расходы на покупную электрическую энергию на производственные и хозяйственные нужды составили 460,57 тыс. руб.

Согласно Отзыву органа регулирования при корректировке НВВ 2020 года РСТ не были учтены расходы на электрическую энергию ввиду отсутствия установленного удельного потребления электрической энергии.

Комиссия ФАС России отмечает, в рамках подтверждения фактических расходов на покупку электрической энергии, понесенных ПАО «Юнипро» за 2020 год, в ФАС России представлены обосновывающие материалы, а именно расчеты расходов на электрическую энергию, выполненные ПАО «Юнипро», акты снятия показаний приборов учета электрической энергии (январь-декабрь 2020 года), счета-фактуры за январь-декабрь 2020 года, анализом счета 20.05 за период с 01.01.2020 по 31.12.2020.

Однако, согласно реестру документов, предоставленных ПАО «Юнипро» в адрес РСТ в рамках тарифной кампании 2022 года, акты снятия показаний приборов учета электрической энергии (январь-декабрь 2020 года), счета-фактуры за январь-декабрь 2020 года не направлялись в адрес РСТ на момент установления (корректировки) тарифов на 2022 год.

ФАС России обращает внимание на то, что расходы на приобретение электрической энергии в (i-2)-м году, определяются исходя из фактических значений параметров расчета тарифов, рассчитываемых в соответствии с формулами (40.1) и (40.2) Методических указаний № 1746-э.

где:

- удельное потребление электрической энергии в (i-2)-м году, установленное на соответствующий год, тыс. кВтч/куб. м;

- фактический объем поданной воды (принятых сточных вод) в i-2 году, тыс. куб. м;

- фактическая (расчетная) цена на электрическую энергию, определяемая в i-2 году, руб./кВт час.

В связи с отсутствием утвержденного долгосрочного параметра регулирования тарифов – удельного потребления электрической энергии на 2018-2022 гг., не представляется возможным определить параметр фактических расходов на электрическую энергию за 2020 год в соответствии с формулой (40.2) Методических указаний № 1746-э.

Учитывая вышеизложенное, ПАО «Юнипро» отказано в удовлетворении требований в части расходов по статье «Расходы на электрическую энергию» в рамках корректировки НВВ по итогам 2020 года.

4.3. Применение плановой величины необходимой валовой выручки вместо фактической величины необходимой валовой выручки в рамках корректировки.

ПАО «Юнипро» в Заявлении указывает на то, что РСТ при проведении корректировки необходимой валовой выручки 2020 года использовалась плановая величина необходимой валовой выручки 2020 года вместо фактической величины необходимой валовой выручки за 2020 год.

Относительно вышеуказанного довода ФАС России обращает внимание на то, что согласно расчету корректировки необходимой валовой выручки за 2020 год, выполненному РСТ, органом регулирования при расчете величины корректировки в соответствии с формулой (33) Методических указаний № 1746-э применялась величина фактической необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2020 год в размере 2 095,26 тыс. руб., отличная от плановой величины необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» 2020 года в размере 2 043,90 тыс. руб.

Необходимо отметить, что в составе обосновывающих материалов, представленных ПАО «Юнипро» в рамках досудебного урегулирования споров (разногласий) в адрес ФАС России, отсутствуют документы и расчеты, подтверждающие размер фактических расходов за 2020 год, предложенных Заявителем.

Учитывая вышеуказанные обстоятельства, доводы ПАО «Юнипро» о некорректности применения плановой величины необходимой валовой выручки 2020 года взамен величины фактической необходимой валовой выручки 2020 года не нашли своего подтверждения.

Справочно Комиссия ФАС России отмечает, что размер товарной выручки за 2020 год, принятый к учету РСТ в рамках корректировки 2020 года в размере 1 838,52 тыс. руб., соответствует величине товарной выручки, применяемой ПАО «Юнипро» в расчете размера корректировки необходимой валовой выручки на 2020 год, следовательно, разногласия в указанной части отсутствуют.

4.4. Расчетная предпринимательская прибыль в рамках корректировки необходимой валовой выручки.

В соответствии с пунктом 86(1) Методических указаний № 1746-э расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406.

С учетом отсутствия оснований для пересмотра величины текущих расходов по итогам 2020 года согласно доводам, отраженным в подпунктах 4.1-4.3 настоящего решения, ПАО «Юнипро» отказано в удовлетворении требований в части необходимости применения перерасчета расходов на расчетную предпринимательскую прибыль за 2020 год.

5. Недополученные доходы/расходы прошлых периодов.

В Заявлении ПАО «Юнипро» указывает на необходимость учета недополученных доходов/расходов за 2018-2019 гг в составе необходимой валовой выручки на 2022 год в размере 994,39 тыс. руб., из них за 2018 год в размере 553,48 тыс. руб., за 2019 год в размере 440,91 тыс. руб.

Также ПАО «Юнипро» в Заявлении обращает внимание на то, что в соответствии с пунктами 15 Основ ценообразования № 406 и 12 Методических указаний № 1746-э экономически обоснованные расходы, понесенные регулируемой организацией в 2018 году, не могут быть учтены в более поздние периоды регулирования (позднее 2022 года), что подтверждается соответствующей судебной практикой (Апелляционное определение Верховного суда Российской Федерации от 12.10.2017 № 19-АПГ17-4).

Таким образом, вышеуказанные расходы по мнению регулируемой организации подлежат включению в состав необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год.

Согласно Отзыву органа регулирования, направленному в адрес Федеральной антимонопольной службой, РСТ признаны экономически обоснованными расходы, понесенные ПАО «Юнипро», но не учтенные в составе необходимой валовой выручки за 2018 год в размере 471,82 тыс. руб., за 2019 год – 396,91 тыс. руб. без учета индекса изменения коммунальных услуг на последующие периоды регулирования.

В целях соблюдения требований законодательства Российской Федерации, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, вышеуказанные расходы планируются органом регулирования к учету при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования на 2023-2027 гг.

Относительно размера расходов, определенных органом регулирования в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, а также пунктом 12 Методических указаний № 1746-э, ФАС России сделан вывод о том, что разногласия между ПАО «Юнипро» и РСТ заключаются лишь в применении (неприменении) индексации недополученных доходов/расходов за 2018 год и за 2019 год, а также в несогласии регулируемой организации с подходом РСТ о неучете вышеуказанных экономически обоснованных расходов в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год с последующим учетом экономически обоснованных расходов в последующих годах тарифного регулирования, примененным органом регулирования в целях непревышения предельного индекса изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что индексация недополученных доходов/расходов, определенных в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, пунктом 12 Методических указаний № 1746-э, не предусмотрена Основами ценообразования № 406, а также Методическими указаниями № 1746-э.

Таким образом, подход органа регулирования в части неприменения индексации к расходам, понесенным ПАО «Юнипро», но не учтенным в составе необходимой валовой выручки за 2018 год и за 2019 год, не противоречит Основам ценообразования № 406, Методическим указаниям № 1746-э.

Одновременно Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что в соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406, пунктом 12 Методических указаний № 1746-э, экономически обоснованные расходы, понесенные ПАО «Юнипро» за 2018 год, могут быть учтены не позднее 2022 года, за 2019 год – не позднее 2023 года.

Таким образом, органом регулирования нарушены требования законодательства Российской Федерации в части неучета недополученных расходов/доходов за 2018 год.

В этой связи, органу регулирования необходимо учесть в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год недополученные доходы (расходы) за 2018 год в размере 471,82 тыс. руб., признанные РСТ экономически обоснованными.

Также Комиссия ФАС России дополнительно отмечает, что РСТ необходимо учесть в составе НВВ ПАО «Юнипро» не позднее 2023 года недополученные доходы (расходы) за 2019 год в размере 396,91 тыс. руб., также признанные РСТ экономически обоснованными.

6. Расчетная предпринимательская прибыль.

Согласно пункту 86(1) расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1746-э (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406.

Учитывая выводы, отраженные в настоящем заключении относительно частичного удовлетворения заявленных требований в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год, поскольку расчётная предпринимательская прибыль является взаимозависимым параметром, РСТ необходимо пересчитать расчетную предпринимательскую прибыль и учесть в составе необходимой валовой выручки ПАО «Юнипро» на 2022 год на экономически обоснованном уровне.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ПАО «Юнипро» и РСТ (исх. от 25.02.2022 № 20-187, вх. от 28.02.2022 рег. № 31621/22), Комиссия ФАС России


РЕШИЛА:


1. Признать Региональную службу по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры нарушившей пункты 15, 24, 65, 77, 78(1) Основ ценообразования № 406, пункт 12 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ПАО «Юнипро» на 2022 год приказом Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры от 02.12.2021 № 92-нп «О внесении изменений в некоторые приказы Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между ПАО «Юнипро» и Региональной службой по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (исх. от 25.02.2022 № 20-187, вх. от 28.02.2022 рег. № 31621/22).

3. Предписать органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в срок до 01.08.2022 провести дополнительный расчет (анализ) расходов по статьям «Амортизация», «Налог на имущество», «Недополученные доходы/расходы», «Расчётная предпринимательская прибыль» на основании мотивировочной части настоящего решения и отразить полученные результаты в экспертном заключении согласно пункту 26 Правил регулирования тарифов № 406.

4. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в срок до 01 августа 2022 года пересмотреть необходимую валовую выручку и при необходимости тарифы на оказываемые услуги водоснабжения на 2022 год для ПАО «Юнипро» на основании пункта 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установленного согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

5. Органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на услугу водоснабжения для ПАО «Юнипро» 2022 года во исполнение пунктов 3 и 4 резолютивной части настоящего решения по причине ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении соответствующего тарифа для ПАО «Юнипро» на 2023 год.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решений, предусмотренных пунктами 3-5 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

— протоколов заседаний правления Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

— постановлений о пересмотре (установлении) тарифов на услуги питьевого водоснабжения для ПАО «Юнипро», принятых в рамках исполнения настоящего решения;

— экспертных заключений органа регулирования Региональной службы по тарифам Ханты-Мансийского автономного округа-Югры по результатам анализа (отражения результатов проведённого анализа) и пересмотра (установления) тарифов на услуги питьевого водоснабжения для ПАО «Юнипро», в которых отражены результаты исполнения настоящего решения, с приложением смет (калькуляций) по расчету необходимых валовых выручек с указанием всех входящих в состав НВВ статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифов для ПАО «Юнипро».

7. В остальной части заявленных ПАО «Юнипро» требований по питьевому водоснабжению отказать.



Председательствующий - Заместитель _________________/ А.С. Воронин председателя Комиссии ФАС России

(подпись)


Члены Комиссии ФАС России: _________________/ И.Г. Степаненко


(подпись)

_________________/ В.С. Потапова


(подпись)

_________________/ Т.Л. Новичкова


(подпись)

_________________/ И.В. Евграфова


(подпись)













Исп.Полуэктов Т.Ю.

тел.8(499)755-23-23 вн. 097-179


2022-88004


Связанные организации

Ханты-Мансийское УФАС России
ИНН 8601009316, ОГРН 1028600512093
Региональная служба по тарифам Ханты-мансийского автономного округа-Югры
ИНН 8601028608, ОГРН 1068601010884
ПАО "Юнипро"
ИНН 8602067092, ОГРН 1058602056985