Решения по тарифам №СП/55621/19 Решение по вопросу рассмотрения разногласий между ООО Линк Э... от 28 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «06» июня 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между ООО «Линк Электро» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 28.02.2019 № 34548/19) в присутствии на заседании Комиссии <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с положениями Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях» и Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, в ФАС России обратилось ООО «Линк Электро» (далее также - Заявитель, Общество) с заявлением о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее также Орган регулирования, Комитет, ЛенРТК).

Заявление ООО «Линк Электро» рассмотрено ФАС России в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Разногласия рассмотрены ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.12.2018 № 727-п «О внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 декабря 2015 года № 535-П «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области» в отношении Заявителя установлены долгосрочные параметры регулирования на 2019-2023 годы, необходимая валовая выручка (далее – НВВ) и тарифы на услуги по передаче электрической энергии.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым приказом, составляет 64 938,10 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую заявитель считает экономически обоснованной, составляет 83 559,88 тыс. руб. (с учетом суммы разногласий экономически обоснованная величина НВВ составляет 84 237,21 тыс. руб.).

Общая сумма разногласий составляет 19 299,11 тыс. руб. ООО «Линк Электро» заявлены следующие требования дополнительного учета расходов по статьям затрат:

 

Статья разногласий

Требования Заявителя

Учтено органом регулирования

Величина разногласий

1.

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов, тыс. руб., в том числе

44 789,21

30 489,25

14 299,96

1.1.

Расходы на оплату труда, тыс. руб.

41 743,94

25 299,36

-

1.2.

Эффективный уровень операционных (подконтрольных) расходов, тыс. руб.

26 723,46

17 427,65

-

2.

Отчисления на социальные нужды, тыс. руб.

12 690,16

7 691,01

4 999,15

ИТОГО

57 479,37

38 180,26

19 299,11

Тарифное регулирования в отношении ООО «Линк Электро» в 2019 году осуществляется с применением метода долгосрочной индексации НВВ на 2019-2023 годы, 2019 год является первым (базовым) годом долгосрочного периода регулирования.

По результатам анализа представленных сторонами материалов ФАС России отмечает следующее.

1.1. Расходы на оплату труда

ООО «Линк Электро» заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов на оплату труда в 2019 году в размере 41 743,94 тыс. руб.

Органом регулирования расходы на оплату труда на 2019 год приняты в размере 25 299,36 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявитель не оспаривает размер среднемесячной оплаты труда одного работника (в сумме 52 707,00 руб.), утвержденного Комитетом. Разногласия связаны с определением численности промышленно-производственного персонала ООО «Линк Электро».

Согласно п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 (далее – Основы ценообразования № 1178), при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес Органа регулирования и ФАС России были направлены следующие документы:

1. Справка о численности работников ООО «Линк Электро» на 25 февраля 2019 года;

2. Свод начислений и удержаний по ООО «Линк Электро» за ноябрь 2018 года;

3. Сведения Управления Федеральной службы государственной статистики по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о средней заработной плате одного работника в Ленинградской области, начисленной за ноябрь 2018 года;

4. Копии приказов (распоряжений) о приеме работников на работу в 2018 году;

5. Расчет нормативной численности персонала ООО «Линк Электро».

Расчет расходов на оплату труда для ООО «Линк Электро» на 2019 год определен Органом регулирования в сумме 25 299,36 тыс. руб. с учетом численности персонала (администартивно-управленческого и промышленно-производственного персонала) в количестве 40 чел. и среднемесячной заработной платы в размере 52 707,00 руб.

Расчет численности промышленно-производственного персонала (далее – ППП) произведен Органом регулирования в соответствии с Рекомендациями по нормированию труда работников энергетического хозяйства, утвержденными приказом Госстроя России от 03.04.2000 № 68, в соответствии с нормативами численности ППП распределительных электрических сетей, разработанных ОАО «ЦОТэнерго» и утвержденных заместителем Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» от 03.12.2000).

ООО «Линк Электро» заявляет требование о необходимости принятия к учету при расчете фонда оплаты труда на 2019 численности персонала в количестве 66 чел., при этом ООО «Линк Электро» в адрес ФАС России представлен расчет, согласно которому нормативная численность персонала составляет 299 чел.

ООО «Линк Электро» заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2019 год расходов по статье затрат «Расходы на оплату труда» в сумме 16 444,58 тыс. руб., исходя из фактической численности персонала Общества с учетом доукомплектования штата для обеспечения безопасной эксплуатации оборудования в соответствии с Правилами технической эксплуатации электрических станций и сетей Российской Федерации в количестве 66 чел. и среднемесячной оплате труда одного работника в сумме 52 707,00 руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии со справкой ООО «Линк Электро» средняя численность работников ООО «Линк Электро» за ноябрь 2018 года составляет 56 чел.

Увеличение заявленной численности работников Заявителя обусловлено, в том числе, приростом обслуживаемого электросетевого оборудования ООО «Линк Электро».

Дополнительно ФАС России отмечает, что Заявителем в адрес ФАС России не были направлены статистические формы № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», подтверждающие фактическую численность работников за январь-декабрь 2017 года.

В соответствии с п. 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФАС России от 17.02.2012 № 98-э (также далее – Методические указания № 98-э), уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) устанавливается регулирующими органами в соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 98-э методом экономически обоснованных расходов. При установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования произвести расчет экономически обоснованного размера расходов на оплату труда для ООО «Линк Электро», исходя из величины фактической численности персонала за 2017 год с учетом рассчитанной нормативной численности персонала по оборудованию принятому на обслуживание в течение 2018 года.

Таким образом, расходы по данной статье подлежат учету в составе НВВ с учетом положения пункта 26 Основ ценообразования, а также формы таблицы № П1.16 приложения № 1 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2.

1.2. Эффективный уровень операционных (подконтрольных) расходов

ООО «Линк Электро» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины эффективного уровня операционных (подконтрольных) расходов (далее - ОПР) на 2019 год в размере 26 723,46 тыс. руб.

Органом регулирования данный показатель принят в размере 17 427,65 тыс. руб.

В соответствии с п. 10 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее — Методические указания № 421-э), величина эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов в целях расчета ОПР территориальных сетевых организаций (далее – ТСО) для расчета долгосрочных параметров регулирования ТСО рассчитывается на основании расчета коэффициента изменения рейтинга  эффективности по формуле 10 Методических указаний № 421-э.

В случае, если , то величина эффективного уровня ОПР определяется по формуле 13:

где:

m - год, предшествующий периоду регулирования;

- значение индекса эффективности ОПР ТСО n;

- значение фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов ТСО n в году m — 1;

, - индекс потребительских цен в соответствии с одобренным прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на год m и год m + 1;

- индекс изменения количества активов, установленный на год m при расчете долгосрочных тарифов, определяемый как:

- индекс изменения количества активов, установленный на год m + 1 при расчете долгосрочных тарифов, определяемый как:

 

где:

- количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности в году m, определяется органами регулирования исходя из количества условных единиц, относящихся к активам, на последнюю отчетную дату года m - 1, и объектам электросетевого хозяйства, использование которых при осуществлении производственной деятельности планируется начать в период с последней отчетной даты m - 1 года до окончания года m, в том числе вводимым в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой;

- количество условных единиц, относящихся к активам, необходимым для осуществления регулируемой деятельности в году m + 1;

- коэффициент эластичности операционных, подконтрольных расходов по количеству активов;

Коэффициент эластичности операционных, подконтрольных расходов по количеству активов для ООО «Линк Электро» установлен Комитетом приказом от 29.12.2018 № 727-п в размере 0,75.

Заявитель указывает в заявлении, что расчет величины эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов произведен Органом регулирования не в соответствии с формулами, предусмотренными Методическими указаниями № 421-э. В частности, при расчете индекса изменения количества активов (формула 13 Методических указаний № 421-э) Комитетом не учтен коэффициент эластичности операционных, подконтрольных расходов по количеству активов в размере 0,75, следовательно, индекс изменения количества активов на 2019 год равен 0,561763.

Согласно Экспертному заключению индекс изменения количества активов на 2019 год Органом регулирования принят в размере 0,749017.

ФАС России отмечает, что согласно экспертному заключению, при расчете индекса изменения количества активов для ООО «Линк Электро» на 2019 год, Органом регулирования также допущен ряд технических ошибок (при расчете компонента (1+ИКАm+1): применен индекс изменения количества активов 2018 года (0,00), вместо индекса изменения количества активов 2019 года (0,561763); при расчете компонента (1+ИПЦ2018) применен индекс потребительских цен, утвержденный Минэкономразвития России на 2019 год равный 4,6 %, вместо 2,7 %).

Таким образом, расчет эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов произведен Органом регулирования с нарушением положений Методических указаний № 421-э.

ФАС России считает необходимым предписать Органу регулирования произвести расчет эффективного уровня ОПР с учетом анализа фактического уровня операционных расходов в соответствии с данными раздельного учета доходов и расходов за 2017 год и устранения допущенных нарушений при расчете индекса изменения количества активов.

Вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем долгосрочном периоде регулирования (далее - ДПР) и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня ОПР на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

Данная позиция отражена в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17.

1. Базовый уровень ОПР

ООО «Линк Электро» заявляет требование о признании экономически обоснованной величины базового уровня ОПР на 2019 год в размере 44 789,21 тыс. руб.

Органом регулирования данный показатель принят в размере 30 489,25 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 14 299,96 тыс. руб.

В соответствии с п. 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов определяется в 70 % доле от базового уровня операционных (подконтрольных) расходов, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30 % доле от базового уровня операционных (подконтрольных) расходов для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

В связи с частичным удовлетворением требований по статьям «Расходы на оплату труда» и «Эффективный уровень ОПР», требования Заявителя по статье «Базовый уровень ОПР» подлежит частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо произвести расчет базового уровня ОПР на основании пересчитанного в соответствии с настоящим решением эффективного уровня ОПР и расходов на оплату труда.

Вне зависимости от методов регулирования, который применялся в предшествующем ДПР и который будет применен на следующий ДПР, органы регулирования при установлении базового уровня ОПР на первый год нового ДПР обязаны провести анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в текущем ДПР, и принять меры, предусмотренные пунктом 7 Основ ценообразования № 1178, а также при наличии результатов контрольных мероприятий, соответствующим образом учесть эти результаты.

Данная позиция отражена в письме ФАС России от 19.06.2017 № ИА/41019/17.

2. «Отчисления на социальные нужды».

ООО «Линк Электро» заявляет требование о признании экономически обоснованного размера отчислений на социальные нужды в 2019 году 12 690,1 тыс. руб., исходя из заявленного размера фонда оплаты труда 41 743,94 тыс. руб. с учетом фактически процента отчислений на страховые взносы социального характера 30,4 %.

Расходы на страховые взносы установлены Комитетом в размере 6 497,98 тыс. руб., исходя из установленной величины фонда оплаты труда в размере 21 374,92 тыс. руб. и величины отчислений во внебюджетные фонды 30,4%.

Сумма разногласий составляет 6 192,12 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что Заявителем не оспаривается процент отчисления на страховые взносы социального характера в размере 30,4 %.

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России была направлена копия уведомления Фонда социального страхования Российской Федерации о размере страховых взносов на социальное страхование.

В связи с частичным удовлетворением требований Заявителя по статье «Базовый уровень ОПР», требования Заявителя по статье «Отчисления на социальные нужды» подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо произвести расчет отчислений на социальные нужды в размере 30,4 % от величины фонда оплаты труда, перерасчитанной в соответстии с настоящим решением с учетом применения метода сравнения аналогов.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «Линк Электро» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Линк Электро», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 28.02.2019 № 34548/19).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике произвести расчет расходов (показателей) и отразить в Экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение по статьям:

- «Фонд оплаты труда» в соответствии с требованиями п. 26 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178;

- «Базовый уровень подконтрольных расходов» в соответствии с пунктом 9 Методических указаний по определению базового уровня операционных подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э;

- «Отчисления на социальные нужды».

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 1 августа 2019 года пересмотреть индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии, установленные на 2019 год для  ООО «Линк Электро», а также единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области на основании пункта 3 настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решения об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Линк Электро» на 2019 год письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которого предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «Линк Электро» цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать ООО «Линк Электро» в удовлетворении остальной части требований.

<...>

Связанные организации

Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628