Решения по тарифам №СП/106782/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 15 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» декабря 2023 года.

 

Комиссия по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 4, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

<...>:

<...>;

Членов Комиссии ФАС России:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (далее — Заявитель, регулируемая организация, АО «ЦППК») (исх. от 15.08.2023 № 16815-23, вх. от 17.08.2023 рег. № 125104/23) (далее – Заявление), возникший с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (на момент подачи АО «ЦППК» Заявления о досудебном споре в ФАС России функции исполнительного органа в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении осуществлялись Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике, постановлением Правительства Смоленской области от 10.10.2023 № 22 Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике переименован в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, энергетики и тарифной политики Смоленской области), (далее — Министерство, Департамент, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференцсвязи) представителей Министерства в лице <...>, <...>, представителей АО «ЦППК» в лице <...>, <...>, Комиссия ФАС России,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, Комиссией ФАС России рассмотрено заявление (исх. от 15.08.2023 № 16815-23, вх. от 17.08.2023 рег. № 125104/23) (далее – Заявление) о досудебном споре между АО «Центральная пригородная пассажирская компания» и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике по постановлению от 19.05.2023 № 24 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания», которым установлен экономически обоснованный тариф на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в размере 8,34 руб./пасс.-км. (далее – тарифное решение), и установлено следующее.

Утвержденная необходимая валовая выручка (далее – НВВ) для АО «ЦППК» на 2023 год составляет 410 134 тыс. руб., тариф для АО «ЦППК» установлен в размере 8,34 руб./пасс.-км.

АО «ЦППК» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной, в размере 745 090 тыс. руб., также АО «ЦППК» считает экономически обоснованным тариф в размере 15,14 руб. на одного пассажира за один километр.

В поданном заявлении АО «ЦППК» считает, что Департаментом нарушены требования законодательства Российской Федерации при установлении тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на 2023 год, оказываемые АО «ЦППК» на территории Смоленской области, и просит произвести перерасчет экономически обоснованного уровня тарифа на 2023 год, а также учесть в полном размере экономически обоснованные затраты в размере 327 745 тыс. руб., в том числе по следующим статьям:

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении (в части исключения затрат по договору с АО «Черноземье» от 13.06.2019 № 117), в размере 232 тыс. руб.

2. Затраты, связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава (в составе собственных расходов), в размере 19 358 тыс. руб. (отозваны с разногласий).

3. Прочие расходы в размере 1 222 тыс. руб., в том числе расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций в размере 469 тыс. руб.; проценты, уплачиваемые организацией по кредитам, займам, облигациям, рассрочкам платежа в размере 746 тыс. руб.; стоимость банковской гарантии, предоставляемой в ИФНС при возмещении НДС в размере 1 тыс. руб.; членские взносы в размере 5 тыс. руб.; утилизация основных средств в размере 1 тыс. руб.

4. Корректировка НВВ на период регулирования по итогам отчетных периодов 2020-2021 гг. в части экономически обоснованных затрат, не учтенных при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в размере 59 133 тыс. руб., в том числе по итогам 2020 года в размере 29 376 тыс. руб., по итогам 2021 года в размере 29 757 тыс. руб.

5. Корректировка НВВ на период регулирования по итогам отчетных периодов 2020-2021 гг. в части недополученных доходов, возникших ввиду снижения пассажирооборота на сумму 247 800 тыс. руб., в том числе по итогам 2020 года в размере 139 042 тыс. руб., по итогам 2021 года в размере 108 758 тыс. руб.

Тарифы на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении регулируются в соответствии с Федеральным законом от 10.01.2003 № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 17-ФЗ).

Положение о государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок и перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы, сборы и плата в отношении которых регулируются государством, утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2009 года № 643 «О государственном регулировании тарифов, сборов и платы в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок» (далее – Постановление № 643, Положение № 643).

Согласно пункту 19 Положения № 643 Федеральная служба по тарифам утверждает Методические указания (методики) по вопросам государственного регулирования тарифов, сборов и платы, подлежащие применению органами регулирования и субъектами регулирования.

В соответствии с пунктом 5.2.9(32) постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331 «Об утверждении положения о Федеральной антимонопольной службе» (далее – Постановление № 331), на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации принята методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня таких тарифов, сборов и платы за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, и расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении.

Во исполнение пункта 19 Положения № 643, а также пункта 5.2.9(32) Постановления № 331, приказом ФАС России от 5 декабря 2017 года № 1649/17 утверждена Методика расчета экономически обоснованного уровня затрат, учитываемых при формировании экономически обоснованного уровня тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (далее – Методика № 1649/17).

Приказом Минтранса России от 23.10.2018 № 373 утвержден Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок (далее – Порядок разделения № 373, Порядок № 373).

Как следует из положений подпункта «б» пункта 5 Положения № 643, одним из принципов государственного регулирования тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего назначения в пригородном сообщении является установление тарифов, сборов и платы с учетом себестоимости и уровня рентабельности с целью обеспечения безубыточности деятельности субъектов регулирования.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 14 Постановления № 643 для определения размера подлежащих установлению тарифов, сборов, платы и дополнительных целевых надбавок, устанавливаемых в соответствии с пунктом 9(1) Постановления № 643, органом регулирования осуществляется расчет необходимой валовой выручки, при этом учитываются расходы, связанные с выполнением работ (оказанием услуг) субъектами регулирования, в том числе:

расходы по обычным видам деятельности (за исключением начисленной амортизации);

расходы, связанные с приобретением и (или) обслуживанием подвижного состава (включая локомотивный и моторвагонный парк), определяемые в том числе на долгосрочный период регулирования с учетом совокупной стоимости владения на протяжении всего срока службы на уровне, обеспечивающем возврат инвестиций, обслуживание и капитальный ремонт соответствующего парка подвижного состава и инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, необходимой для его эксплуатации, технического обслуживания и ремонта, в случае если такие расходы являются договорными обязательствами субъекта регулирования перед соответствующими хозяйствующими субъектами.

В соответствии с пунктом 5 Методики № 1649/17 определение экономически обоснованного уровня тарифов, в отношении работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, осуществляется в соответствии с пунктами 10 - 27 Методики № 1649/17, на основе экономически обоснованного уровня затрат на такие перевозки, исчисленных согласно Главам II и III, в том числе на комплексные услуги по обеспечению перевозок, с учетом методологических особенностей Главы IV. Расчеты осуществляются органами регулирования не чаще 1 (одного) раза в календарный год (за исключением случаев изменения финансово-экономических и объемных показателей деятельности субъектов регулирования в связи с осуществлением мероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемического благополучия населения на территории Российской Федерации и предотвращение распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих).

Пунктом 7 Методики № 1649/17 установлено, что экономически обоснованный уровень тарифов за услуги субъектов естественных монополий в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении устанавливается в расчете на единицу работы на период регулирования с учетом обеспечения безубыточной деятельности перевозчика и реализации его инвестиционной программы.

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Затраты, связанные с оплатой услуг сторонних организаций для выполнения железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении.

АО «ЦППК» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 232 тыс. руб. Департаментом данные расходы не учтены в полном объеме.

Регулируемая организация указывает на то, расчет затрат по использованию арендуемых основных средств и затрат на ремонты (ТО, ТР, КР) арендованного подвижного состава определены органом регулирования на основании договоров с ОАО «РЖД» от 30.12.2022 № 206/ЦДМВ, № 184/ЦДМВ, однако, расходы по договору с АО «Черноземье» от 13.06.2019 № 117 полностью исключены органом регулирования.

Также АО «ЦППК» отмечает, что в адрес органа регулирования было представлено экономическое обоснование в виде копии договора с дополнительным соглашением от 13.06.2019 № 117, а также пояснительная записка по затратам на аренду подвижного состава в 2023 году письмом от 09.02.2023 № 2475-23.

В качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС Росси обосновывающие материалы в виде пояснительной записки по затратам АО «ЦППК» на аренду подвижного состава в 2023 году; пояснительная записка к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Смоленской области, осуществляемые АО «ЦППК» в 2023 году.

В соответствии с пунктом 37 Методики № 1649/17 размер экономически обоснованных затрат, учитываемых при формировании тарифов на услуги, оказываемые перевозчиками, в сфере железнодорожных перевозок пассажиров в пригородном сообщении в субъектах Российской Федерации, выполняется на основе расчетных и обосновывающих материалов, представленных субъектами регулирования в регулирующий орган на электронном и бумажном носителях.

Орган регулирования отмечает, что письмом от 09.02.2023 № 2475-23 АО «ЦППК» представлены копии договоров, заключенных с ОАО «РЖД» № 206/ЦДМВ, № 184/ЦДМВ.

Также орган регулирования отмечает, что согласно учету положений, установленных приказом Федеральной антимонопольной службы от 08.08.2018 № 1109/18 «Об утверждении методики расчета ставок платы за услуги по аренде железнодорожного подвижного состава, управлению им, его эксплуатации, техническому обслуживанию и ремонту, оказываемые организациям в сфере перевозок пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении и фиксированных ставок платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом» (далее – Приказ № 1109/18), при определении данных расходов на услуги, оказываемые ОАО «РЖД», применены фиксированные ставки платы за услуги, связанные с арендой подвижного состава, оказываемые организацией, владеющей подвижным составом, утвержденные Приказом № 1109/18, проиндексированные на величины индексов потребительских цен, установленные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации, в том числе на 2023 год – 105,97 минус 0,1 процентный пункт.

Распределение расходов на Смоленскую область определены органом регулирования на основании объемных показателей работы перевозчика, прогнозируемых на период регулирования, в детализации по видам и сериям подвижного состава, по формуле, предусмотренной пунктом 36 и Таблицей № 3.3 приложения к Методике № 1649/17.

Таким образом, доля Смоленской области по показателю «вагоно-км» ЭПС арендованный 6000 в рамках договора аренды с экипажем» составляет 0,7914 % (2 106 360 ваг-км/266 143 911 ваг-км). Орган регулирования также отмечает, что порядок распределения соответствует абзацу 5 пункту 49.1.5 Методики № 1649/17.

Департамент также отмечает, что согласно представленной АО «ЦППК» информации по объемным показателям работы перевозчика на 2023 год, доля ваг-км работы ЭПС арендованный 6000 в рамках субаренды подвижного состава (ППК Черноземье), относимая на Смоленскую область составляет 0 % (0 ваг-км/268 640 ваг-км).

Таким образом, регулируемая организация формирует расходы на услуги, связанные с арендой подвижного состава, по статьям затрат в разрезе группировки «6000-е кроме МЦД, в рамках аренды подвижного состава с экипажем» исходя из договора с ОАО «РЖД» (исключая расходы в рамках аренды подвижного состава с экипажем свыше 376 нумерации) и АО «Черноземье», при этом АО «ЦППК» применяет иной показатель распределения, не предусмотренный Таблицей № 3.3 и Таблицей № 7 – долю ваг-км работы, относимую на Смоленскую область, в размере 0,7906 %. Таким образом, расходы, связанные с арендой подвижного состава необоснованно увеличены АО «ЦППК», в связи с чем орган регулирования не усматривает оснований для включения данных затрат в состав НВВ регулируемой организации.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в адрес ФАС России АО «ЦППК» не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие заявленные расходы, в том числе отсутствует договор с АО «Черноземье» от 13.06.2019 № 117 с дополнительным соглашением на 477 листах. В условиях отсутствия надлежащего документарного обоснования со стороны регулируемой организации, экономическая обоснованность заявленных АО «ЦППК» требований в указанной части не подтверждена. Также, учитывая, что заявленные АО «ЦППК» разногласия связаны с перераспределением затрат между субъектами РФ, которые не предусмотрены Методикой № 1649/17, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «ЦППК» требований в указанной части.

2. Затраты, связанные с ремонтом железнодорожного подвижного состава (в составе собственных расходов).

АО «ЦППК» заявляет о необходимости учета расходов на уровне 58 518 тыс. руб., органом регулирования указанные расходы приняты в размере 39 160 тыс. руб., в связи с чем регулируемая организация заявляет размер неучтенных органом регулирования расходов в размере 19 358 тыс. руб.

На заседании Комиссии по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов), а также иных вопросов о нарушениях законодательства о государственном регулировании цен (тарифов) № 4 от 14.12.2023 указанная статья затрат отозвана АО «ЦППК» с разногласий.

3. Прочие расходы.

АО «ЦППК» заявляет о необходимости учета прочих расходов на уровне 4 229 тыс. руб., органом регулирования указанные расходы учтены в размере 3 007 тыс. руб., в связи с чем регулируемая организация заявляет размер неучтенных органом регулирования расходов в размере 1 222 тыс. руб.

Заявленные АО «ЦППК» расходы представлены в таблице.

Статья затрат

Заявлено АО «ЦППК»

Учтено РЭК

Отклонение

 

Прочие расходы, в том числе, тыс. руб.:

4 229

3007

- 1 222

3.1

Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций, тыс. руб.

1 266

797

 

- 469

3.2

Проценты, уплачиваемые организацией по кредитам, займам, облигациям, рассрочкам платежа, тыс. руб.

2 953

1 522

- 746

проценты по заемным средствам, привлеченным для финансирования текущих расходов

1 431

685

- 746

проценты по облигациям

1 522

1 522

0

3.3

Стоимость банковской гарантии, тыс. руб.

1

0,00

- 1

3.4

Членские взносы, тыс. руб.

5

0,00

- 5

3.5

Утилизация ОС, тыс. руб.

4

3

- 1

АО «ЦППК» отмечает, что подход органа регулирования при расчете прочих затрат не соответствует положениям пункта 49.11 Методики № 1649/17, предусматривающий учет заявленных АО «ЦППК» расходов в составе экономически обоснованных затрат.

Регулируемая организация отмечает, что в соответствии с пунктом 49.11. Методики № 1649/17 прочие расходы рассчитывались регулируемой организацией по статьям расходов исходя из: прогнозируемых объемов и направлений использования кредитных ресурсов и прогнозируемого размера ставок по кредитам; прогноза поступления платной выручки в детализации по каналам оплаты и действующих ставок на услуги инкассации, перерасчета наличных денежных средств и эквайринга, а также иных факторов, влияющих на динамику изменения прочих расходов. Данные вносятся в Таблицу № 11 приложения к Методике № 1649/17.

Орган регулирования указывает на то, что согласно пункту 49.6.6.3. Методики № 1649/17 расходы, относящиеся к прочим расходам и оказываемые сторонними организациями, за исключением расходов, указанных в пунктах 49.6.6.1 и 49.6.6.2 Методики № 1649/17, принимаются к учету в соответствии с заключенными договорами (при их наличии) и с учетом индекса потребительских цен (ИПЦ) в среднем за год. В случае превышения указанных индексов компанией пригородных пассажирских перевозок представляется дополнительное обоснование роста планируемых затрат.

При этом, пунктом 49.14. Методики № 1649/17 предусмотрено, в случае отклонения более чем на 10% рассчитанных в соответствии с подпунктом 49.6 Методики № 1649/17 расходов текущего периода от ожидаемого уровня данных расходов в текущем периоде, определенного с учетом имеющихся на момент расчета экономически обоснованных затрат отчетных данных о расходах субъекта регулирования, для расчета ожидаемых на текущий период расходов субъектом регулирования представляется дополнительное обоснование изменения расходов по конкретным составляющим затрат (элементам затрат), обусловивших данное отклонение.

Таким образом, органом регулирования рассчитаны «Прочие затраты» на основании фактических данных за 2021 год, с применением индексов инфляции ИПЦ, однако расходы по статьям «Стоимость банковской гарантии», «Членские взносы» исключены органом регулирования, в связи с тем, что данные затраты не связаны напрямую с осуществлением регулируемой деятельности, не являются экономически обоснованными и не могут «перекладываться» на потребителей услуг.

3.1 Расходы, связанные с оплатой услуг кредитных организаций.

Комиссия ФАС России отмечает, что в направленном в адрес ФАС России заявлении на досудебный спор (разногласия) отсутствуют пояснения относительно необходимости учета заявленных расходов. В связи с чем, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для рассмотрения и удовлетворения заявленных АО «ЦППК» требований по данной статье затрат.

3.2 Проценты, уплачиваемые организацией по кредитам, займам, облигациям, рассрочкам платежа.

Регулируемая организация отмечает, что в течение 2023 года АО «ЦППК» продолжает привлечение и использование кредитных ресурсов. Кредитные ресурсы необходимы регулируемой организации ввиду недостаточности объёма поступающей выручки от продажи проездных документов для полного покрытия расходов по операционной деятельности в связи с госрегулированием тарифов для населения (то есть в связи с несвоевременным возмещением разницы между льготным тарифом для населения и выделенными субсидиями по экономически обоснованному тарифу). Регулируемая организация отмечает, что основная сумма субсидий на компенсацию потерь в доходах в связи с госрегулированием тарифов, а именно – субсидии по ЦТУ, поступает позже отчетного периода, по статистике – в конце 4-го квартала года регулирования.

В связи с чем, для компенсации временно возникающих в первые 10-11 месяцев кассовых разрывов необходимо привлечение краткосрочных кредитов до момента получения субсидий. Кредитные средства направляются на текущие расходы, в том числе: выплату заработной платы и зарплатных налогов и социальных отчислений; оплату ОАО «РЖД» за аренду подвижного состава; оплату поставщикам и подрядчикам за товары, работы и услуги.

В качестве аргументации заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде пояснительной записки, направленной в адрес органа регулирования; пояснительной записки о суммах расходов на выплату процентов по заемным средствам, банковской гарантии, расчетно-кассовому обслуживанию, инкассации и эквайринга в периоде регулирования 2023 года, а также приложение 7.1 к пояснительной записке в формате Excel. Также дополнительным письмом от 03.11.2023 № 23353-23 в адрес ФАС России представлены кредитные договоры, заключенные с ПАО АКБ «Абсолют Банк», АО «АЛЬФА-БАНК», ПАО «Совкомбанк» и ПАО «Сбербанк», расчеты в формате Excel «Подтверждение целевого использования привлеченных денежных средств», «Отчет о движении денежных средств».

Орган регулирования отмечает, что на основании положений Методики № 1649/17 рост расходов по данным статьям затрат определяется обоснованным относительно 2021 года с учетом применения индексов инфляции ИПЦ (113,9 % и 106 %). Однако, увеличение данных расходов на иные субъекты, вызванные недофинансированием, органом регулирования признаны необоснованными.

Также Департаментом приняты расходы по статье «Проценты по облигациям» в связи с необходимостью привлечения финансирования для компенсации временно возникающих кассовых разрывов на заявленном АО «ЦППК» уровне в размере 1 522 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ЦППК» не представлено экономическое обоснование заявленных требований, в расчете кассовых разрывов отсутствует подробная расшифровка расходов по операционной деятельности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов в течение текущего года регулирования.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ЦППК» не представлено экономическое обоснование целевого обозначения и документарного подтверждения необходимости привлечения заемных средств, в расчетах кассовых разрывов отсутствует указание доходов и экономически обоснованных расходов по видам деятельности, информация о направлении и использовании средств, привлеченных за счет выпуска облигаций с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения требований АО «ЦППК» в указанной части.

3.3 Банковская гарантия, предоставляемая в ИФНС при возмещении НДС.

Регулируемая организация отмечает, что комиссионное вознаграждение по договору банковской гарантии представляет собой плату за обязательство банка, в соответствии с которым он в дальнейшем должен будет перечислить определенную сумму бенефициару.

Департамент указывает на то, что расходы исключены в полном объеме ввиду того, что данные затраты напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности и не могут перекладываться на потребителей услуг, а также в связи с тем, что данные расходы не являются обязательными для включения в состав НВВ регулируемой организации в соответствии с законодательством РФ.

Комиссия ФАС России отмечает, что в качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде пояснительной записки по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год; пояснительная записка по вопросу о суммах расходов на выплату процентов по заемным средствам, банковскую гарантию, РКО, инкассацию и эквайринг в периоде регулирования 2023 года. Необходимо отметить, что иные обосновывающие документы, направленные АО «ЦППК» в адрес ФАС России, отсутствуют.

На основании проведенного анализа Комиссия ФАС России отмечает, что в представленной АО «ЦППК» пояснительной записке по вопросу о суммах расходов на выплату процентов по заемным средствам, банковскую гарантию, РКО, инкассацию и эквайринг в периоде регулирования 2023 года указано, что в плановом 2023 году АО «ЦППК» продолжит использование банковских гарантий для возмещения НДС из бюджета РФ. При этом, в пояснительной записке указана сумма комиссионного вознаграждения на плановый 2023 год по всем субъектам деятельности АО «ЦППК» в размере 654,8 тыс. руб., без разделения размера расходов, приходящихся на Смоленскую область.

Необходимо отметить, что АО «ЦППК» не представлены обосновывающие материалы, подтверждающие целесообразность включения данных расходов в регулируемый тариф. Кроме того, в материалах, представленных на досудебное урегулирование тарифного спора, отсутствует подписанный договор банковской гарантии на 2023 год, подтверждающий экономическую обоснованность заявленных требований. На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения требований АО «ЦППК» в указанной части.

3.4 Членские взносы.

Регулируемая организация отмечает, что в связи с осуществлением основной деятельности АО «ЦППК» является членом ряда ассоциаций, связанных со сферой пригородных железнодорожных перевозок, в связи с чем производит выплату членских взносов.

АО «ЦППК» отмечает, что обоснование заявленных требований было представлено в виде пояснительных записок в адрес Департамента письмом от 09.02.2023 № 2475-23.

Департамент указывает на то, что расходы на членские взносы исключены органом регулирования в полном объеме ввиду того, что данные затраты напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности и не могут перекладываться на потребителей услуг, а также в связи с тем, что данные расходы не являются обязательными для включения в состав НВВ регулируемой организации в соответствии с законодательством РФ.

Комиссия ФАС России отмечает, что в качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде пояснительной записки, по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год; пояснительная записка по расходам на членские взносы 2021 – 2023 гг.

На основании проведенного анализа Комиссия ФАС России отмечает, что в пояснительной записке по расходам на членские взносы 2021-2023 гг. указано, что размер членских взносов определяется соглашениями с соответствующими организациями. Также в таблице 1 пояснительной записки по расходам на членские взносы за 2021-2023 гг. указана сумма сформированных расходов на 2023 год по всем субъектам деятельности АО «ЦППК» в размере 2 036 тыс. руб. без разделения размера расходов, приходящихся на Смоленскую область.

Комиссия ФАС России также отмечает, что расходы на уплату членских взносов напрямую не связаны с осуществлением регулируемой деятельности, не предусмотрены пунктом 49.11. Методики № 1649/17, в связи с чем не являются обязательными для включения в необходимую валовую выручку регулируемой организации расходами. Таким образом, данные расходы не могут «перекладываться» на потребителей услуг.

Комиссия ФАС России полагает довод органа регулирования об отсутствии необходимости включения данных средств в состав НВВ обоснованным, поскольку указанные расходы не связаны с регулируемым видом деятельности. Комиссия ФАС России отмечает, что данные расходы являются избыточными и могут осуществляться регулируемой организацией за счет запланированного уровня прибыли.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения требований АО «ЦППК» в указанной части.

3.5 Утилизация основных средств.

Регулируемая организация отмечает, что в связи с большим количеством разнообразных технических средств в АО «ЦППК» возникает потребность в утилизации вышедшего из строя оборудования без возможности ремонта, а также морально устаревшего оборудования.

АО «ЦППК» отмечает, что расчет и подробное описание данных затрат было представлено в пояснительной записке по расходам на утилизацию основных средств, направленной в адрес Департамента письмом от 29.02.2023 № 2475-23.

В качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде пояснительной записки, по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год; пояснительная записка по расходам на утилизацию основных средств.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пункту 49.11. Методики № 1649/17 данные по ожидаемым на текущий год прочим расходам вносятся в Таблицу № 11 приложения к Методике № 1649/17. Необходимо отметить, что Таблица № 11 приложения к Методике № 1649/17 включает в себя расходы на реализацию и списание основных средств.

Принимая во внимание отсутствие в составе тарифной заявки обосновывающих документов, содержащих конкретизацию сведений по расходам на утилизацию основных средств в 2023 году, учитывая, что дополнительно представленные АО «ЦППК» на разногласия документы отсутствовали в материалах тарифного дела в рамках установления тарифов, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «ЦППК» требований в указанной части. Одновременно Комиссия ФАС России отмечает, что, учитывая положения пункта 49.11. Методики № 1649/17, в случае надлежащего обоснования регулируемой организацией расходов на утилизацию основных средств, органом регулирования данные расходы подлежат оценке и учету в последующих периодах регулирования с учетом фактических данных за предыдущие периоды регулирования согласно требованиям Методики № 1649/17, в том числе согласно пункту 40 Методики № 1649/17.

4. Корректировка НВВ на период регулирования по итогам отчетных периодов 2020-2021 гг. в части экономически обоснованных затрат, не учтенных при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.

АО «ЦППК» в рамках рассмотрения досудебного спора заявлена корректировка НВВ по итогам отчетных периодов регулирования за 2020-2021 гг. в размере 59 133 тыс. руб. (за 2020 год в размере 29 376 тыс. руб., за 2021 год в размере 29 757 тыс. руб.). Департаментом исключена заявленная регулируемой организацией корректировка НВВ в полном объеме.

АО «ЦППК» отмечает, что при расчете корректировки НВВ на сумму неучтенных затрат за 2020-2021 годы органом регулирования применен подход, в результате которого не учитываются фактические затраты регулируемой организации по Смоленской области в полном объеме. Также подход Департамента не соответствует пунктам 46, 47 Методики № 1649/17. Таким образом, понесенные экономически обоснованные затраты, не учтенные органом регулирования за 2020-2021 гг., подлежат учету при установлении тарифов на следующий период регулирования (2023 год) в соответствии с пунктом 46 Методики № 1649/17.

При этом, регулируемая организация указывает на то, в адрес органа регулирования письмом от 04.04.2023 № 6380-23 направлена пояснительная записка по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год. Пояснительная записка содержит описание каждой статьи затрат по которым сложилось отклонение. Обосновывающие материалы, подтверждающие фактические затраты за 2021 год, представлены в адрес органа регулирования в материалах на тарифное регулирование 2023 года.

Орган регулирования отмечает, что при расчете неучтенных затрат АО «ЦППК» применяет формулу «доходы минус расходы», считая все расходы экономически обоснованными. Письмом от 04.04.2023 № 6380-23 АО «ЦППК» представлена пояснительная записка по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год.

Согласно пункту 19 Методики № 1649/17 при отражении субъектом регулирования в отчетной документации затрат в объеме, превышающем ранее учтенный при тарифном регулировании, их признание осуществляется с позиции экономической обоснованности, а также подконтрольности субъекту регулирования. При подтверждении регулирующим органом субъекта Российской Федерации целесообразности проведения указанных затрат, объем НВВ планового периода увеличивается на соответствующую сумму.

Согласно пункту 40 Методики № 1649/17 оценка обоснованности затрат субъекта регулирования проводится за период, не превышающий три года, предшествующих текущему, а в случае установления тарифов на долгосрочный период, не более срока такого периода, а при наличии инвестиционной программы - не более срока необходимого для ее реализации.

В соответствии с пунктом 46 Методики № 1649/17 в случае если субъект регулирования в течение периода регулирования понес экономически обоснованные затраты, не учтенные при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования, в том числе затраты, связанные с объективным и незапланированным ростом цен на продукцию (работы, услуги), потребляемую в течение периода регулирования, такие затраты (включая затраты, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, которые учитываются по ставке процента, определенной соглашением сторон по долговым обязательствам, но не более ставки, установленной в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации) учитываются при установлении регулируемых тарифов (цен) на период регулирования.

Согласно пункту 47 Методики № 1649/17 основным методом для расчетов является метод экономически обоснованных затрат. При этом экономически обоснованные затраты определяются: в отчетном периоде - на основе документально подтвержденных данных о расходах перевозчика в отчетном году; в текущем периоде и на период регулирования - на основе прогноза расходов (затрат) перевозчиков на базе отчетного периода методом индексации и с учетом планируемых расходов перевозчика на основе документально подтвержденных данных о расходах (при наличии таких обоснований).

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в заявлении АО «ЦППК», направленном в адрес ФАС России на досудебное урегулирование тарифного спора, не представлены пояснения регулируемой организации по статье «Корректировка НВВ по итогам 2020-2021 гг. в части экономически обоснованных, но не учтенных затрат», в том числе отсутствует разбивка по подстатьям затрат и разделение размера расходов по подстатьям затрат.

Однако, необходимо отметить, что в качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы в виде: пояснительной записки к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Смоленской области, осуществляемые АО «ЦППК» в 2023 году; письмо от 04.04.2023 № 6380-23 с пояснительной запиской по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год. Кроме того, необходимо отметить, что в адрес ФАС России письмом от 03.11.2023 № 23353-23 АО «ЦППК» представлен комплект обосновывающих документов по оспариваемым на разногласиях в ФАС России статьям затрат 2021 года, в том числе представлена смета заявленных АО «ЦППК» требований в формате Excel.

Таким образом, необходимо отметить, что с целью выявления заявленных АО «ЦППК» требований, Комиссией ФАС России проведен анализ обосновывающих материалов (пояснительная записка по корректировки НВВ и смета требований АО «ЦППК» в формате Excel), представленных АО «ЦППК» в адрес ФАС России.

Необходимо отметить, что в отношении корректировки НВВ по итогам 2020 года АО «ЦППК» не представлена пояснительная записка по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2020 год, не учтенных в составе ЭОУТ в адрес ФАС России. Кроме того, в адрес ФАС России не представлен комплект обосновывающих документов по оспариваемым на разногласиях в ФАС России статьям затрат 2020 года. Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в ФАС России отсутствуют пояснения АО «ЦППК» и расшифровки по блокам затрат и подстатьям затрат в рамках заявленной корректировки за 2020 год. Таким образом, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «ЦППК» требований в указанной части.

В отношении корректировки НВВ по итогам отчетного 2021 года Комиссия ФАС России отмечает, что согласно пояснительной записке АО «ЦППК» по анализу корректировки НВВ по Смоленской области на 2023 год на величину фактических экономически обоснованных затрат за 2021 год, не учтенных в составе ЭОУТ на 2021 год (далее – Пояснительная записка по анализу корректировки НВВ за 2021 год), размер неучтенных органом регулирования затрат за 2021 год и подлежащих учету составляет 29 757 тыс. руб., определенный как разница между фактическими экономически обоснованными за 2021 год в размере 374 300 тыс. руб. и учтенными органом регулирования в составе ЭОУТ при тарифном регулирования на 2021 год в размере 344 544 тыс. руб.

В пояснительной записке по анализу корректировки НВВ за 2021 год, предоставленной АО «ЦППК» в рамках тарифной компании, отражены расходы по следующим блокам затрат: «Расходы по блоку затрат, связанных с эксплуатацией железнодорожного подвижного состава» в размере 18 928 тыс. руб. (Лизинговые платежи за рельсовые автобусы - 10 375 тыс. руб., Затраты на работу рельсовых автобусов - 5 949 тыс. руб., Услуги по транспортной безопасности рельсовых автобусов РА-3 – собственные - 2 459 тыс. руб., Уборка рельсовых автобусов и дезинфекция от COVID-19 РА-3 – собственные – 43 тыс. руб.); «Расходы по блоку затрат, связанных с ремонтом железнодорожного подвижного состава» в размере 14 936 тыс. руб. (Текущий ремонт и техническое обслуживание арендованного подвижного состава в депо - 4 156 тыс. руб., внеплановый ремонт арендованного подвижного состава - 1 492 тыс. руб., ремонты и обслуживание собственных рельсовых автобусов - 7 252 тыс. руб., приемка арендованных рельсовых автобусов по техническому и санитарно-гигиеническому состоянию – 1 844 тыс. руб.), «Расходы в блоке затрат, связанных с содержанием и обслуживанием пассажирских обустройств» в размере 1 080 тыс. руб.; «Расходы в блоке затрат, связанных с продажей проездных документов (билетов)» в размере 4 734 тыс. руб.; «Общехозяйственные расходы (ОХР)» в размере 3 372 тыс. руб. (ДМС – 20,88 тыс. руб., расходы PR и рекламу - 185 тыс. руб., консультационные услуги - 546 тыс. руб., услуги по присвоению рейтинговой оценки - 4 тыс. руб., юридические услуги - 4 тыс. руб., расходы, предусмотренные коллективным договором - 122 тыс. руб., услуги по организации участия в выставочных мероприятиях и конференциях - 66 тыс. руб., амортизационные отчисления – 1 349 тыс. руб.); «Прочие расходы» в размере 1 986 тыс. руб. (проценты по заемным средствам, привлеченным для финансирования текущих расходов, в размере 689 тыс. руб., проценты по облигациям, в размере 1 351 тыс. руб., стоимость банковской гарантии, предоставляемой в ИФНС при возмещении НДС - 8 тыс. руб., членские взносы – 5 тыс. руб., списание основных средств – 40 тыс. руб., утилизация основных средств – 3 тыс. руб.).

Комиссия ФАС России обращает внимание на выявленные несоответствия, так, заявленная АО «ЦППК» в адрес ФАС сумма разногласий в размере 29 757 тыс. руб. по статье «Корректировка НВВ по итогам отчетного 2021 года», не может рассматриваться как экономически обоснованная ввиду выявленных несоответствий по суммам затрат, представленным в пояснительной записке (расходы по блокам затрат составляют 45 036 тыс. руб.). При этом, на странице 10 Пояснительной записки по анализу корректировки НВВ за 2021 год сумма заявленных АО «ЦППК» к учету расходов в блоке затрат, связанных с продажей проездных документов (билетов) составляет 4 734 тыс. руб., однако на странице 12 указано, что фактические расходы за 2021 год увеличились на 3 901 тыс. руб. (отсутствуют пояснения по формированию затрат в размере 4 734 тыс. руб.).

Таким образом, в ФАС России отсутствуют пояснения АО «ЦППК» и расшифровка по блокам затрат и подстатьям затрат, а также заявленной сумме корректировки НВВ по итогам отчетного 2021 года в размере 29 757 тыс. руб.

Комиссия ФАС России также отмечает, что согласно экспертному заключению Департамента от 28.04.2023 № 294 органом регулирования исключены расходы по статье «Проценты по облигациям», «Стоимость банковской гарантии», «Членские взносы» в связи с тем, что данные затраты не связаны напрямую с осуществлением регулируемой деятельности, не являются экономически обоснованными и не могут «перекладываться» на потребителей услуг.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что, принимая во внимание отсутствие в ФАС России пояснений АО «ЦППК» и расшифровки по блокам затрат и подстатьям затрат, а также ввиду того, что заявленная АО «ЦППК» сумма корректировки к дополнительному учету и рассматриваемая ФАС России в рамках досудебного спора не может рассматриваться как экономически обоснованная ввиду выявленных несоответствий по заявленным статьям затрат, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных АО «ЦППК» требований.

5. Корректировка НВВ на период регулирования по итогам отчетных периодов 2020-2021 гг. в части недополученных доходов.

АО «ЦППК» в рамках рассмотрения досудебного спора заявлена корректировка НВВ по итогам отчетных периодов регулирования 2020-2021 гг. в части недополученных доходов, возникших ввиду снижения пассажирооборота, в размере 247 800 тыс. руб.

В ФАС России на досудебный спор АО «ЦППК» заявлены недополученные доходы за 2020 год в размере 139 042 тыс. руб., за 2021 год в размере 108 758 тыс. руб. Департаментом отклонение доходов не учтено в полном объеме.

Согласно пункту 49.1.4. Методики № 1649/17 пассажирооборот в разрезе субъектов Российской Федерации определяется с учетом Порядка ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, утверждаемого федеральным органом исполнительной власти в области транспорта, то есть с распределением пассажиро-километровой работы по субъекту следования (с учетом субъекта отправления, субъекта следования и субъекта прибытия и протяженности соответствующих участков с указанием их принадлежности к субъекту Российской Федерации).

Орган регулирования при определении объемных и качественных показателей пассажирских перевозок, влияющих на величину экономически обоснованных затрат и используемых в расчетах, руководствуется Контрактом или официальными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта. В случае отклонения планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным этого периода, орган регулирования учитывает данные изменения при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды.

Согласно пункту 49.1.2. Методики № 1649/17 при возникновении разногласий по объемным показателям перевозок для расчета экономически обоснованных затрат и уровня тарифов, необходимые показатели принимаются органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, ответственным за организацию транспортного обслуживания населения услугами железнодорожного транспорта при согласовании с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере железнодорожного транспорта и с федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.

Регулируемая организация отмечает, что органом регулирования из корректировки НВВ на 2023 год не учтена в полном объеме корректировка на сумму недополученных в 2020-2021 гг. доходов в связи с отклонением фактического значения пассажирооборота по итогам отчетных периодов (2020-2021 гг.) от планового, на основании отсутствия правовых оснований.

Расчет АО «ЦППК» корректировки НВВ на сумму недополученных доходов в связи с отклонением планового значения пассажирооборота на периоды регулирования 2020-2021 гг. и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным данных периодов представлен в таблице:

Наименование

Ед. изм.

2020

2021

1

Плановый пассажирооборот, учтенный РЭК на 2020-2021 гг.

Тыс. пасс.-км

75 500,0

67 500,0

2

Фактический пассажирооборот за 2020-2021 гг.

Тыс. пасс.-км

43 013,44

46 749,52

3

Отклонение планового пассажирооборота от фактического

Тыс. пасс.-км

32 486,56

21 200,48

4

Установленный размер ЭОУТ

Руб./пасс.-км

4,280

5,130

5

Сумма недополученных доходов (п3*п4)

тыс. руб.

139 042,49

108 758,47

АО «ЦППК» указывает на то, что плановый пассажирооборот на территории Смоленской области утвержден заключениями Департамента от 30.04.2020 № 323 и от 30.04.2021 № 341. Фактическое значение пассажирооборота за 2020-2021 гг. согласовано с Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству в рамках ежемесячных отчетов по соглашению о предоставлении субсидии в рамках реализации областной государственной программы «Развитие дорожно-транспортного комплекса Смоленской области» от 11.03.2020 № 25-20/04-С и от 22.10.2020 № 110-21/04-С.

Также регулируемая организация указывает на сложившуюся судебную практику, которая подтверждена Апелляционным определением Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции от 16.08.2022 по делу № 66а-1784/2022.

Орган регулирования отмечает, что в соответствии с абзацем 2 пункта 49.1.4. Методики № 1649/17 прогнозные показатели пассажирооборота на 2020 и 2021 годы были предоставлены органу регулирования Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству.

По мнению органа регулирования, пункт 49.1.4. Методики № 1649/17 не устанавливает порядок расчета недополученных доходов в связи с превышением планового значения пассажирооборота над фактическими показателями.

При этом, в пункте 49.1.2. Методики № 1649/17 указана необходимость согласования с Федеральным агентством железнодорожного транспорта (далее – Росжелдор) и ФАС России вопроса о показателе пассажирооборота при наличии разногласий. Орган регулирования отмечает, что при наличии разногласий АО «ЦППК» с Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по значению показателя пассажирооборота на соответствующий год (2020 и 2021), АО «ЦППК» не инициировало процедуру согласования, предусмотренной пунктом 49.1.2. Методики № 1649/17.

Также орган регулирования отмечает, что при установлении ЭОУТ на 2022 год АО «ЦППК» обратилось в Росжелдор по вопросу рассмотрения разногласий, возникших с Департаментом Смоленской области по транспорту и дорожному хозяйству по объемным показателям перевозок в пригородном сообщении для расчета экономически обоснованных затрат и уровня тарифов на 2022 год. Пунктом 6 протокола № АИ-2 от 14.01.2022 для АО «ЦППК» показатель пассажирооборота согласован Росжелдором и ФАС России в размере 48 130 тыс. пасс-км (со снижением в 1,4 раза относительно величины, принятой в предыдущем периоде регулирования). В связи с чем, органом регулирования учтен показатель в размере 48 130 тыс. пасс-км при установлении ЭОУТ на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области на 2022 год.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что в качестве обоснования заявленных требований АО «ЦППК» представлены в адрес ФАС России обосновывающие материалы: пояснительная записка к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Смоленской области, осуществляемые АО «Центральная ППК» в 2023 году; таблица по форме приложения № 7 Методики № 1649/17. Также дополнительным письмом от 03.11.2023 № 23353-23 в адрес ФАС России представлен договор на транспортное обслуживание на территории Смоленской области в 2021 году (протокол разногласий), соглашение о предоставлении из областного бюджета субсидии, отчеты о недополученных доходах, отчет о выполнении мероприятий (программа по безбилетникам), ОСВ по счету 90.01.

В соответствии с пунктом 40 Методики № 1649/17 оценка обоснованности затрат субъекта регулирования проводится за период, не превышающий три года, предшествующих текущему, а в случае установления тарифов на долгосрочный период, не более срока такого периода, а при наличии инвестиционной программы - не более срока необходимого для ее реализации.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что письмом ФАС России от 17.08.2022 № ПИ/77678/22 на запрос АО «ЦППК» о возможности учета недополученных доходов, сложившихся ввиду снижения натуральных показателей (пассажирооборота) по независимым от регулируемой организации причинам, указано, что орган регулирования при определении объемных и качественных показателей пассажирских перевозок, руководствуется договором на организацию транспортного обслуживания населения или официальными данными органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в сфере транспорта. В случае отклонения планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным этого периода, орган регулирования учитывает данные изменения при рассмотрении размера экономически обоснованного тарифа в последующие периоды, в порядке, предусмотренном Методикой № 1649/17.

Необходимо отметить, что АО «ЦППК» была заявлена корректировка НВВ за 2020 год при подаче заявления об установлении тарифа на плановой 2022 год. Таким образом, АО «ЦППК» отражены заявленные требования на 2022 год в пояснительной записке к расчету ЭОУТ на железнодорожные перевозки в пригородном сообщении по территории Смоленской области, осуществляемые АО «ЦППК» в 2022 году, сумма заявленной корректировки за 2020 год составляет 139 042,49 тыс. руб. (страница 14). Однако, в экспертном заключении органа регулирования от 06.05.2022 № 359 по расчету ЭОУТ на 2022 год не отражен анализ, расчет и доводы органа регулирования по неучету заявленной АО «ЦППК» суммы корректировки в размере 139 042,49 тыс. руб. Таким образом, исходя из представленного экспертного заключения органа регулирования не представляется возможным определить, каким образом органом регулирования учтены/не учтены заявленные АО «ЦППК» недополученные доходы за 2020 год. В этой связи, оценить подход органа регулирования по учету/неучету недополученных доходов за 2020 год не представляется возможным.

В условиях снижения в период пандемии пассажирооборота АО «ЦППК» (динамика снижения представлена), а также ввиду наличия в Методике № 1649/17 пунктов 40, 49.1.4., предполагающих учет недополученных доходов ввиду отклонения планового от фактического пассажирооборота, а также ответа ФАС России от 17.08.2022 № ПИ/77678/22 на запрос АО «ЦППК» о возможности учета недополученных доходов, сложившихся ввиду снижения натуральных показателей (пассажирооборота) по независимым от организации причинам, Комиссия ФАС России приходит к выводу о необходимости проведения органом регулирования дополнительного анализа обосновывающих снижение пассажирооборота документов, по результатам учесть полученное отклонение в качестве возмещения выпадающих/недополученных доходов 2020-2021 гг., связанных со снижением пассажирооборота, при установлении тарифа на 2023 год, подробно отразив анализ в экспертном заключении об установлении тарифов. Одновременно Комиссия ФАС России отмечает, что отклонение планового значения пассажирооборота на период регулирования и фактически сложившегося пассажирооборота по отчетным данным АО «ЦППК» органу регулирования необходимо рассчитать и учесть, предусмотрев недопущение двойного учета средств в рамках регулирования тарифов и анализа выделенных АО «ЦППК» субсидий на возмещение разницы между льготным тарифом для населения и экономически обоснованным тарифом в том периоде, когда указанные выпадающие доходы возникли.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 17-ФЗ, Методики № 1649/17, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между АО «Центральная пригородная пассажирская компания» (АО «ЦППК») и Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике (исх. от 15.08.2023 № 16815-23, вх. от 17.08.2023 рег. № 125104/23), Комиссия ФАС России:

РЕШИЛА:

1. Признать Департамент Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике нарушившим пункт 49.1.4. Методики № 1649/17.

2. Частично удовлетворить требования АО «ЦППК», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Департаментом Смоленской области по энергетике, энергоэффективности, тарифной политике в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении (исх. от 15.08.2023 № 16815-23, вх. от 17.08.2023 рег. № 125104/23).

3. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Смоленской области для АО «ЦППК» в срок до 29.12.2023 необходимо устранить нарушения требований законодательства Российской Федерации, допущенные при утверждении постановления от 19.05.2023 № 24 «Об установлении экономически обоснованного уровня тарифа на перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении Смоленской области для АО «Центральная пригородная пассажирская компания» на 2023 год, а именно:

- провести дополнительный анализ по статье «Корректировка НВВ в части недополученных доходов за 2020-2021 гг.» согласно мотивировочной части настоящего решения, по итогам которого учесть недополученные доходы на экономически обоснованном уровне, отразив подробный анализ в экспертном заключении.

4. Органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Смоленской области в срок до 29.12.2023 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении для АО «ЦППК» на 2023 год в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Смоленской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере услуг по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по перевозке пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований АО «ЦППК», указанных в заявлении (исх. от 15.08.2023 № 16815-23, вх. от 17.08.2023 рег. № 125104/23).

 

Председатель Комиссии ФАС России: _________________/<...>

 

(подпись)

 

 

Заместитель председателя _________________/ <...>

Комиссии ФАС России:

(подпись)

Члены Комиссии ФАС России: _________________/ <...>

(подпись)

_________________/ <...>

(подпись)

 

_________________/ <...>

(подпись)

 

_________________/ <...>

(подпись)

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны