Решение №СП/32930/23 Решение об отказе в удовлетворении требований, указанных в з... от 27 апреля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «19» апреля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова»
(далее – Заявитель, регулируемая организация) и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (далее – Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя председателя Комитета <...>, начальника юридического отдела Комитета <...>, представителя по доверенности АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» <...>, представителя по доверенности АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» <...>, представителя по доверенности АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» <...>, представителя по доверенности АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533 (далее – Правила № 533), согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике между АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (рег. от 20.12.2022 № 209565/22).

Предметом разногласий является отказ органа регулирования в установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год (уведомление Комитета от 19.10.2022 № ДС-31/5799/2022).

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом ФСТ России от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

По результатам анализа предоставленных сторонами документов ФАС России отмечает следующее.

В отношении Заявителя постановлением Комитета от 11.12.2019 № 3-16/э были установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии с применением метода индексации на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг.

Регулируемая организация обратилась в Комитет с заявлением о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год
от 28.04.2022 № 14/141.

Письмом Комитета от 19.10.2022 № ДС-31/5799/2022 в адрес Заявителя было направлено уведомление об отсутствии оснований для установления тарифов в связи с тем, что Заявитель не соответствует пунктам 1 и 2 Критериев отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.2015 № 184 (далее – Критерии ТСО).

При этом несоответствие пунктам 1 и 2 Критериев ТСО в уведомлении Комитета от 19.10.2022 № ДС-31/5799/2022 не конкретизировано.

По мнению Заявителя, Комитетом в нарушение пунктов 22, 23, 23(1) Правил регулирования № 1178 анализ представленных в рамках тарифного дела документов не проведен, при недостаточности материалов, предусмотренных пунктом
17 Правил регулирования № 1178, проверка хозяйственной деятельности регулируемой организации не осуществлена, дополнительные документы в обоснование соответствия Критериям ТСО не запрошены, экспертное заключение не подготовлено и в адрес Заявителя не направлено.

В соответствии с пунктом 12 Правил регулирования № 1178, пунктом
25 Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, утвержденного приказом ФАС России от 10.03.2022 № 196/22 (далее – Регламент установления тарифов), организации, осуществляющие регулируемую деятельность, до 1 мая года, предшествующего очередному периоду регулирования, представляют в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов предложения (заявление об установлении тарифов и (или) их предельных уровней, подписанное руководителем или иным уполномоченным в соответствии с законодательством Российской Федерации лицом заявителя и заверенное печатью заявителя (при наличии печати), с прилагаемыми обосновывающими материалами (подлинники или заверенные заявителем копии) об установлении тарифов и (или) предельных уровней тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, покупателям на розничных рынках на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, за исключением электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, и на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям.

Пунктом 24 Правил регулирования № 1178, а также пунктом 6 Регламента установления тарифов предусмотрено, что основанием для установления (пересмотра), а также продолжения действия установленной цены (тарифа) на услуги по передаче электрической энергии в отношении юридического лица, владеющего на праве собственности или на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, является его соответствие критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Критериями ТСО являются, в том числе, следующие:

1. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования трансформаторными и иными подстанциями с установленными силовыми трансформаторами (автотрансформаторами), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, сумма номинальных мощностей которых составляет на 2023 год не менее 15 МВА.

2. Владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок не менее долгосрочного периода регулирования линиями электропередачи (воздушными и (или) кабельными), расположенными и используемыми для осуществления регулируемой деятельности в административных границах субъекта Российской Федерации, непосредственно соединенными с трансформаторными и иными подстанциями, указанными в пункте 1 Критериев ТСО, не менее 2 проектных номинальных классов напряжения: 110 кВ и выше, 35 кВ, 1 - 20 кВ, ниже 1 кВ - трехфазных участков линий электропередачи, сумма протяженностей которых по трассе составляет на 2023 год не менее 20 км.

Пунктом 17 Правил регулирования № 1178 установлено, что к заявлениям, направленным в соответствии с пунктами 12, 14 и 16 Правил регулирования № 1178, организации, осуществляющие регулируемую деятельность, и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов прилагают обосновывающие материалы.

В 2022 году пункт 17 Правил регулирования № 1178 был дополнен подпунктом 18, в соответствии с которым к заявлению должны быть приложены сведения, подтверждающие, что собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, либо, что собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая (планирующая оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному обществу, а также документы, подтверждающие право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства, для целей подтверждения соответствия организации пунктам 1 и 2 Критериев ТСО.

Комитетом в ходе рассмотрения заявления о корректировке тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год было установлено, что Заявителем в нарушение подпункта 18 пункта 17 Правил регулирования № 1178 не были представлены обязательные документы, прилагаемые к заявлению об установлении тарифов, а именно документы, подтверждающие право собственности на указанные объекты электросетевого хозяйства, для целей подтверждения соответствия организации пунктам 1 и 2 Критериев ТСО.

В качестве правоустанавливающих документов регулируемой организацией была представлена копия Плана приватизации от 25.01.1994, утвержденного постановлением Госкомитета Республики Татарстан по управлению госимуществом от 16.03.1994 № 30 (далее – План приватизации), с приложением расчетов оценочной стоимости основных фондов АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова».

Комитетом в отзыве на заявление о разногласиях отмечено, что перечень имущества, представленный в качестве приложений к Плану приватизации, не свидетельствует о том, что указанные в пояснительной записке к расчетам объекты используются и принадлежат Заявителю на праве собственности. План приватизации конкретизации относительно объектов электросетевого хозяйства не содержит, удостоверение БТИ не представлено, запись в ЕГРН отсутствует.

Таким образом, Комитетом несоответствие регулируемой организации Критериям ТСО было выявлено в связи с отсутствием обязательных к представлению документов, прилагаемых к заявлению об установлении тарифов в соответствии с подпунктом 18 пункта 17 Правил регулирования № 1178.

ФАС России отмечает следующее.

1. Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2022 № 807 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» внесены изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2015 года № 184 «Об отнесении владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям».

В частности, указанное постановление было дополнено пунктом 2(2), которым установлено, что при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 Критериев, не учитываются, в том числе, объекты электросетевого хозяйства, которыми юридическое лицо владеет на основании договора аренды, договора финансовой аренды (лизинга), договора безвозмездного пользования, договора доверительного управления имуществом (за исключением случаев, если такие объекты электросетевого хозяйства переданы по указанным договорам юридическому лицу, права акционера которого или собственника имущества которого осуществляют Российская Федерация в лице Министерства обороны Российской Федерации и (или) подведомственные Министерству обороны Российской Федерации организации, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства является основным или дочерним (зависимым) обществом по отношению к организации, оказывающей (планирующей оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, а также если собственник объектов электросетевого хозяйства и организация, оказывающая (планирующая оказывать) услуги по передаче электрической энергии с использованием указанных объектов электросетевого хозяйства, являются дочерними (зависимыми) обществами по отношению к одному и тому же основному обществу).

Исходя из вышеизложенного следует, что необходимость дополнения пункта 17 Правил регулирования № 1178 подпунктом 18 была вызвана изменениями в Критерии ТСО в части учета объектов электросетевого хозяйства, находящихся в аренде у организации, являющейся основной или дочерней по отношению к организации, оказывающей услуги по передаче электрической энергии.

Вышесказанное отношение к Заявителю не имеет, следовательно, отказ органа регулирования в связи с непредставлением документов по подпункту 18 пункта 17 Правил регулирования № 1178 неправомерен.

2. В соответствии с подпунктом 13 пункта 17 Правил регулирования № 1178 к материалам, прилагаемым к заявлению об установлении тарифов, относятся документы, подтверждающие осуществление (фактическое или планируемое) регулируемой деятельности, - документы, подтверждающие право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов, используемых для осуществления деятельности, и договоры на осуществление регулируемой деятельности (при реорганизации юридического лица - передаточные акты).

Согласно пунктам 1 и 2 Критериев ТСО в целях подтверждения соответствия критериям ТСО регулируемые организации должны направлять в орган регулирования документы, подтверждающие владение на праве собственности и (или) на ином законном основании объектами электросетевого хозяйства, а также документы, подтверждающие их использование в регулируемой деятельности.

Заявителем в качестве правоустанавливающего документа был представлен План приватизации с расчетами оценочной стоимости основных фондов.

Комитет в отзыве на заявление о разногласиях ссылается на нормы Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), а именно на основания приобретения прав собственности в соответствии со статьей 234 ГК РФ, которой регламентирован порядок возникновения прав собственности в силу приобретательной давности, которая не может быть применима по отношению к Заявителю.

ФАС России отмечает, что приобретение права собственности на имущество в результате приватизации является одним из оснований приобретения права собственности производным способом. Спецификой данного способа является действие специального законодательства о приватизации, имеющего приоритет перед нормами ГК РФ (статья 217 ГК РФ).

Акционерное общество «Химический завод им. Л.Я. Карпова» было создано в результате преобразования унитарного предприятия в порядке, предусмотренном законодательством о приватизации.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» государственное и муниципальное имущество отчуждается в собственность физических и (или) юридических лиц исключительно на возмездной основе (за плату либо посредством передачи в государственную или муниципальную собственность акций акционерных обществ, в уставный капитал которых вносится государственное или муниципальное имущество, либо акций, долей в уставном капитале хозяйственных обществ, созданных путем преобразования государственных и муниципальных унитарных предприятий).

Поскольку приватизация производилась путем преобразования государственного предприятия в акционерное общество с последующим отчуждением акций, принадлежащих государству, то план приватизации выступает в данном случае правоустанавливающим документом, подтверждающим переход права собственности на государственное имущество.

В части отсутствия в ЕГРН записей в отношении приватизированного имущества ФАС России отмечает следующее.

Система государственной регистрации прав на недвижимость начала действовать в Российской Федерации в 1998 году на основании Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», который с 2016 года утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».

Согласно статье 4 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» обязательной государственной регистрации подлежат права на недвижимое имущество, правоустанавливающие документы на которое оформлены после введения в действие указанного закона.

В соответствии со статьей 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» указанный закон применяется к правоотношениям, возникшим после дня его вступления в силу.

Согласно статье 69 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» права на объекты недвижимости, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 года
№ 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации в Едином государственном реестре недвижимости. Государственная регистрация таких прав в Едином государственном реестре недвижимости проводится по желанию их обладателей.

Таким образом, поскольку приватизация проходила в 1994 году, т.е. до введения на территории Российской Федерации системы государственной регистрации прав на недвижимость, то наличие государственной регистрации приватизированного имущества Заявителя не является обязательным.

В этой связи владение Заявителем объектами электросетевого хозяйства на основании передачи путем приватизации является основанием для учета таких объектов при определении соответствия владельцев объектов электросетевого хозяйства пунктам 1 и 2 Критериев ТСО.

В части перечня объектов электросетевого хозяйства ФАС России отмечает, что в приложении к Плану приватизации в материалах инвентаризации и оценки стоимости основных средств предприятия представлен перечень объектов электросетевого хозяйства (направлен в орган регулирования письмом от 25.10.2022 № 7/908 в соответствии со сроками, предусмотренными пунктом 12 Правил регулирования № 1178), при этом установить технические характеристики объектов электросетевого хозяйства, необходимые для установления факта соответствия пунктам 1 и 2 Критериев ТСО, не представляется возможным.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова» и Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам,
Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

отказать в удовлетворении требований АО «Химический завод им. Л.Я. Карпова», указанных в заявлении о разногласиях в сфере электроэнергетики с Государственным комитетом Республики Татарстан по тарифам (рег. от 20.12.2022
№ 209565/22).

 

Связанные организации

АО "Химический завод им. Карпова"
ИНН 1627001703, ОГРН 1021601116085
Татарстанское УФАС России
ИНН 1653003714, ОГРН 1021602866405
Государственный комитет Республики Татарстан по тарифам
ИНН 1655200443, ОГРН 1101690053497