Предписание №СП/31832/20 Предписание по итогам проведения выездной проверки РЭК Кеме... от 15 апреля 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Региональной энергетической комиссии Кемеровской области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 18.06.2019 № 779/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 23.08.2019 № 123), в ходе которой были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее - РЭК Кемеровской области, орган регулирования) при установлении тарифов на тепловую энергию (мощность) для АО «Кемеровская генерация» на 2017, 2018 и 2019 годы, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Региональной энергетической комиссией Кемеровской области были установлены тарифы на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кемеровская генерация» (далее – регулируемая организация) на 2017, 2018, 2019 годы.

Станции АО «Кемеровская генерация» (Кемеровская ГРЭС и Кемеровская ТЭЦ) работают в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии.

Регулируемая организация осуществляет производство и реализацию тепловой энергии в воде и в паре, а также производство и реализацию теплоносителя: химочищенной воды (в воде) и химобессоленой воды (в паре).

Тарифы для ОАО «Кемеровская генерация» установлены методом индексации установленных тарифов на долгосрочный период регулирования:

- 2016-2018 гг. – первый долгосрочный период регулирования;

- 2019-2023 гг. - второй долгосрочный период регулирования.

В соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила регулирования № 1075), экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Представленные Экспертные заключения органа регулирования на 2016-2018 гг. и 2019 год не содержат полный постатейный анализ учитываемых расходов в нарушение пункта 29 Правил регулирования № 1075.

2016-2018 гг.

1. Тариф на тепловую энергию

Сырье и материалы.

Кемеровская ГРЭС

Расходы на приобретение сырья и материалов учтены органом регулирования на 2016 год в размере 25 009 тыс. руб. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 год были предложены в размере 34 737 тыс. руб., что больше утвержденного уровня на 12 745 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

Расходы на приобретение сырья и материалов учтены органом регулирования на 2016 год в размере 9 728 тыс. руб. Регулируемой организацией указанные расходы на 2016 год были предложены в размере 13 229 тыс. руб., что больше утвержденного уровня на 3 501 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов на сырье и материалы органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. В экспертном заключении на второй период регулирования (2019-2023 гг.) указан более подробный анализ факта и структуры затрат.»

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования представлены расчеты потребностей в товарно-материальных ценностях (ТМЦ) на 2016 год (ГСМ, инструменты, спецодежда, химреагенты и др.), а также договоры на поставку сырья и материалов, спецификации и счет-фактуры для подтверждения цены.

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2014 года. Согласно Экспертному заключению, органом регулирования расходы на приобретение сырья и материалов определены с использованием расчетов потребности регулируемой организации в ГСМ, химреагентах и спецодежде, а также фактических цен, указанных в спецификациях и счет-фактурах с применением прогнозного индекса ИПЦ в размере 1,026, индекса-дефлятора для производства нефтепродуктов в размере 1,008.

На основании Экспертного заключения органа регулирования невозможно сделать вывод о структуре базового уровня затрат 2016 года.

Таким образом, расходы по статье «Сырье и материалы», утвержденные органом регулирования на 2016 год не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату труда.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 125 355 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 184 801 тыс. руб.), т.е. на 59 446 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Регулируемой организацией на 2016 год численность заявлена в размере - 316 человек, средняя заработная плата - 48 734,44 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 250 человек (по факту 9 месяцев 2015 года), средняя заработная плата – 41 785,07 руб./чел. (на основании факта 9 мес.2015 года с индексом ИПЦ - 1,044).

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 81 732 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 119 850 тыс. руб.), т.е. на 38 118 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Регулируемой организацией на 2016 год численность заявлена в размере - 215 человек, средняя заработная плата – 46 453,49 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 163 человек (по факту 9 месяцев 2015 года), средняя заработная плата – 41 785,07 руб./чел. (на основании факта 9 мес.2015 года с индексом ИПЦ - 1,044).

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению.»

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2014 год и 9 месяцев 2015 года,

- штатное расписание;

- коллективный договор на 2013-2015 гг.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования в размере 27 347 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 59 583 тыс. руб.), т.е. на 32 236 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2014 год составили 28 670 тыс. руб. Перерасход по сравнению с утвержденным значением составил 24 288 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования в размере 19 665 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 40 148 тыс. руб.), т.е. на 20 483 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2014 год составили 19 001 тыс. руб. Перерасход по сравнению с утвержденным значением составил 8 563 тыс. руб.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги автотранспорта;

- технический аудит, диагностика, экспертиза, проверка приборов;

- услуги по техническому обслуживанию основных средств;

- природоохранные и экологические мероприятия;

- прочие работы и услуги для производства (экспертиза НУР топлива запасов топлива, утилизация опасных отходов и др.).

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 282 417 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 247 954 тыс. руб.), т.е. на 34 463 тыс. руб. выше предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2014 год составили 112 373 тыс. руб. Перерасход по сравнению с утвержденным значением составил 15 598 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2016 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 89 652 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 74 200 тыс. руб.), т.е. на 15 452 тыс. руб. выше предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2014 год составили 61 869 тыс. руб. Экономия по сравнению с утвержденным значением составила 5 347 тыс. руб.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

Экспертное заключение на 2016 год не содержит анализ фактических расходов 2014 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги провайдеров и прочие услуги связи;

- коммунальные услуги;

- оказание услуг по охране объектов ВОХР;

- услуги охраны МВД;

- услуги по техническому обслуживанию основных средств;

- услуги пожарной охраны за пожарную сигнализацию;

- приобретение технической литературы и технической информации;

- представительские расходы;

- расходы на услуги по управлению, выполнению функций ЕИО;

- расходы на услуги по независимой оценке имущества;

- услуги программного обеспечения;

- расходы на услуги, связанные с гражданской обороной;

- услуги геодезической и гидрометеорологической служб;

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- расходы на медицинские и санитарные мероприятия;

- консультационные услуги;

- услуги вагонного дела;

- аудиторские услуги;

- прочие услуги.

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на страхование.

Экспертные заключения не содержат анализ документов, а также фактических расходов.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на страхование органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Экспертное заключение содержит постатейную расшифровку принятых затрат, с указанием подтверждающих документов, на основании которых принималось решение

В обоснование расходов в орган регулирования представлены договоры страхования, плисы и расчеты затрат на страхование.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- страхование ОПО;

- страхование сотрудников от несчастного случая на производстве;

- коллективное добровольное медицинское страхование;

- обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

При этом, на основании представленной в Экспертном заключении расшифровки, не представляется возможным определить включение или не включение тех или иных затрат, заявленных регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на страхование», утвержденные органом регулирования на 2017-2019 годы, не имеют достаточного экономического обоснования.

2. Тарифы на теплоноситель (химочищенную воду, химобессоленную воду)

Сырье и материалы.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов на сырье и материалы органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. В экспертном заключении на второй период регулирования (2019-2023 гг.) указан более подробный анализ факта и структуры затрат.»

Экспертные заключения на 2016 год не содержат анализ документов и материалов, а также фактических расходов 2014 года.

На основании Экспертного заключения органа регулирования невозможно сделать вывод о структуре базового уровня затрат 2016 года.

Таким образом, расходы по статье «Сырье и материалы», утвержденные органом регулирования на 2016 год, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату труда.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению.»

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2014 год и 9 месяцев 2015 года,

- штатное расписание;

- коллективный договор на 2013-2015 гг.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

В соответствии с экспертными заключениями, расходы на 2016 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2014 и 2015 годы, фактических расходов за 2014 год и 9 месяцев 2015 года).

Экспертные заключения на 2016 год не содержат анализ фактических расходов 2014 года. Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертные заключения органа регулирования не содержат постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

Орган регулирования принимал решение о включении данных расходов, проанализировав представленные обосновывающие документы (договоры и счет-фактуры за 2014 и 2015 годы, фактические расходы за 2014 и 9 месяцев 2015 года).

Экспертные заключения на 2016 год не содержат анализ фактических расходов 2014 года. Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертные заключения органа регулирования не содержат постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

Таким образом, расходы по статье «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями» на 2016 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

2019

3. Тариф на тепловую энергию

Расходы на оплату труда.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 112 941 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 196 494 тыс. руб.), т.е. на 83 553 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации в связи со снижением принятой численности.

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- расчеты в виде Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э;

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2017 год,

- штатное расписание;

- коллективный договор.

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 341 человек, средняя заработная плата - 48 019 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 196 человек (исходя из общей численности по факту 2017 года), средняя заработная плата – 48 019 руб./чел. (на уровне предложения регулируемой организации).

Фактические расходы Кемеровской ГРЭС по данной статье за 2017 год составили 110 734 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда учтены органом регулирования в размере 97 020 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 130 699 тыс. руб.), т.е. на 33 679 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации в связи со снижением принятой численности.

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- расчеты в виде Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э;

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2017 год,

- штатное расписание;

- коллективный договор.

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 240 человек, средняя заработная плата – 45 382 руб./чел.

Органом регулирования численность по производству тепла учтена в размере 178 человек (исходя из общей численности по факту 2017 года и % распределения затрат между электрической и тепловой энергией), средняя заработная плата – 45 382 руб./чел. (на уровне предложения регулируемой организации).

Фактические расходы Кемеровской ГРЭС по данной статье за 2017 год составили 100 933 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению».

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2019 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

«Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования в размере 29 372 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 48 269 тыс. руб.).

Фактические расходы за 2017 год составили 45 720 тыс. руб.

Орган регулирования, рассмотрев все обосновывающие материалы (договоры и счета-фактуры за 2016-2018 годы, фактические расходы за 2017 год), принял в расчете НВВ расходы на услуги производственного характера в размере 29 372 тыс. руб. на основании значений из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов, с учетом ИПЦ (2018 - 1,027, 2019 - 1,046) и % распределения затрат между производством тепловой и электричкой энергии.

Расходы в размере 18 897 тыс. руб. не включены в НВВ на основании анализа представленных обосновывающих документов.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними, организациями учтены органом регулирования в размере 16 023 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 27 413 тыс. руб.).

Фактические расходы за 2017 год составили 24 377 тыс. руб.

Орган регулирования, рассмотрев все обосновывающие материалы (договоры и счета-фактуры за 2016-2018 годы, фактические расходы за 2017 год), принял в расчете НВВ расходы на услуги производственного характера в размере 16 023 тыс. руб. на основании значений из представленных регулируемой организацией обосновывающих материалов, с учетом ИПЦ (2018 - 1,027, 2019 - 1,046) и % распределения затрат между производством тепловой и электричкой энергии.

Расходы в размере 11 390 тыс. руб. не включены в НВВ на основании анализа представленных обосновывающих документов.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных работ и услуг производственного характера. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера» на 2019 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

«Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 136 956 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 143 037 тыс. руб.), т.е. на 6 081 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2017 год составили 137 559 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, учтены органом регулирования в размере 62 946 тыс. руб. (заявлено регулируемой организацией – 117 143 тыс. руб.), т.е. на 54 197 тыс. руб. ниже предложения регулируемой организации.

Фактические расходы за 2017 год составили 76 537 тыс. руб.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Информация о необходимости работ указана в нормативных документах и пояснительных записках к договорам. В экспертном заключении указано наличие обосновывающих документов в графе "Обоснование". Организацией все договоры представлены с закупочной документацией, а также Стандарт "Закупки товаров, работ услуг…" соответствующий положениям 223-ФЗ».

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ фактических расходов 2017 года. В соответствии с экспертным заключением, расходы на 2019 год приняты органом регулирования на основании обосновывающих материалов (договоров и счетов-фактур за 2016-2018 годы, фактических расходов за 2017 год). Также, при расчете были учтены цены по договорам либо фактические значения за 2017 год с учетом индексов ИПЦ (2017 - 1,027, 2019 - 1,046) и % распределения затрат между производством тепловой и электрической энергии.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- услуги провайдеров и прочие услуги связи;

- расходы на транспортные услуги;

- коммунальные услуги;

- услуги пожарной охраны за пожарную сигнализацию;

- оказание услуг по охране объектов ВОХР;

- услуги охраны МВД;

- аудиторские услуги.

- приобретение технической литературы и технической информации;

- консультационные, юридические и нотариальные услуги;

- представительские расходы;

- расходы на услуги по управлению, выполнению функций ЕИО;

- расходы на услуги почтовой и курьерской службы

- расходы на услуги по независимой оценке имущества;

- услуги программного обеспечения;

- услуги геодезической и гидрометеорологической служб;

- расходы по охране труда и технике безопасности;

- прочие услуги.

При этом, Инспекция ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражена информация о необходимости выполнения учтенных иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями. Не представляется возможным сделать вывод на основании чего не приняты те или иные затраты, предложенные регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на выполнение иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями» на 2019 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

Расходы на обязательное страхование.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на страхование органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Экспертное заключение содержит постатейную расшифровку принятых затрат, с указанием подтверждающих документов, на основании которых принималось решение

Экспертное заключение на 2019 год не содержит анализ документов, а также фактических расходов 2017 года.

В обоснование расходов в орган регулирования представлены договоры страхования и полисы.

Инспекция ФАС России отмечает, что Экспертное заключение органа регулирования содержит постатейную расшифровку принятых затрат с указанием представленных подтверждающих документов на основании которых принималось решение:

- страхование ОПО;

- страхование членов СРО;

- коллективное добровольное медицинское страхование;

- ОСАГО.

При этом, на основании представленной в Экспертном заключении расшифровки, не представляется возможным определить обоснованность включения или не включения тех или иных затрат, заявленных регулируемой организацией.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на обязательное страхование» на 2019 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

4. Тариф на теплоноситель (Химочищенную воду)

Расходы на оплату труда.

Кемеровская ГРЭС

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда на производство химочищенной воды учтены органом регулирования в размере 12 603 тыс. руб. (в соответствии с заявкой регулируемой организации).

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 26 человек, средняя заработная плата – 40 394 руб./чел.

Фактические расходы Кемеровской ГРЭС по данной статье за 2017 год составили 15 557 тыс. руб.

Кемеровская ТЭЦ

В соответствии с Экспертным заключением на 2019 год расходы на оплату труда на производство химочищенной воды учтены органом регулирования в размере 6 887 тыс. руб. (в соответствии с заявкой регулируемой организации).

Регулируемой организацией на 2019 год численность заявлена в размере - 12 человек, средняя заработная плата – 47 826 руб./чел.

Фактические расходы Кемеровской ГРЭС по данной статье за 2017 год составили 6 921 тыс. руб.

В возражениях органа регулирования Кемеровской области на Акт проверки ФАС России органом регулирования не представлена расшифровка учтенных затрат с отсылками к обосновывающим документам.

В обосновании учтенных расходов по статье расходы на оплату труда органом регулирования в возражениях на Акт ФАС России указано:

«Орган регулирования рассмотрел документы, фактические данные, расшифровки, обоснования, в экспертном заключении отражены итоговые значения по статье. Предприятие не присоединено к отраслевому тарифному соглашению.»

Инспекция ФАС России отмечает, что в подтверждение фактических расходов по данной статье затрат в орган регулирования были представлены следующие материалы:

- расчеты в виде Приложения 4.9. Методических указаний № 760-э;

- форма №П-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников» за период 2017 год,

- штатное расписание;

- коллективный договор.

При расчете расходов на оплату труда в нарушение пункта 42 Основ ценообразования органом регулирования не был проведен анализ фактической и плановой численности персонала, отсутствует анализ расчета среднемесячной заработной платы с привязкой к отраслевому тарифному соглашению и коллективному договору.

Таким образом, расходы по статье «Оплата труда» на 2019 год, утвержденные органом регулирования, не имеют достаточного экономического обоснования.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 40, 42 и 44 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кемеровская генерация» на 2016- 2018 и 2019 годы.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2020 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2.1. Провести дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кемеровская генерация» на 2016-2018 и 2019 годы (с учетом мотивировочной части настоящего предписания) расходов по следующим статьям затрат:

- «Расходы на приобретение сырья и материалов»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями»;

- «Расходы на оплату иных работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам с организациями»;

- «Расходы на обязательное страхование».

2.2. В срок до 01.07.2020 отразить в экспертных заключениях дополнительный анализ экономической обоснованности включения в состав необходимой валовой выручки тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кемеровская генерация» на 2016-2018 и 2019 годы расходов на основании пункта 2.1. настоящего предписания.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки АО «Кемеровская генерация» на 2020 год и пересмотреть установленные цены (тарифы) на тепловую энергию, теплоноситель на 2020 год в срок до 01.07.2020.

4. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 10 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием; 

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов на тепловую энергию, теплоноситель для АО «Кемеровская генерация», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808