Предписание №СП/49434/23 ПРЕДПИСАНИЕ КТР Волгоградской области об устранении нарушени... от 23 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

15 июня 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области, в том числе акт проверки ФАС России от 31.03.2022 № 33/22 (далее — Акт проверки), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.02.2022 № 143/22, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области при установлении тарифов в отношении ООО «ЛУКОЙЛ-Волгограднефтепереработка» на 2020-2022 годы,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В рамках исполнения своих полномочий Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее также – Орган регулирования, Комитет) в отношении ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» (далее также – Общество, регулируемая организация, ТСО): были установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) на коллекторах источников тепловой энергии системы теплоснабжения ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2020 год, а также произведена корректировка установленных тарифов на тепловую энергию (мощность) долгосрочного периода регулирования – 2020-2024 гг., установлены тарифы на производство теплоносителя на 2020 год, а также произведена корректировка установленных тарифов на производство теплоносителя долгосрочного периода регулирования – 2020-2024 гг.

Вид деятельности/тариф

Показатели

 

2020*

2021

2022

Выработка тепловой энергии

НВВ, тыс. руб.

1965569,41

2001595,48

2 283 983,00

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

300 058,87

 

 

Метод установления тарифов

Долгосрочная индексация

Корректировка

Корректировка

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 11.12.2019 № 41/16

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 02.12.2020 № 43/7
 

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 08.12.2021 № 37/1
 

Экспертное заключение об установлении тарифов (Наличие/реквизиты)

В наличии

В наличии

В наличии

Размер установленных тарифов (руб./Гкал,) с 01.07.

643,22

696,62

717,27

 

Вид деятельности/тариф

Показатели

 

2020*

2021

2022

Производство теплоносителя в горячей воде

НВВ, тыс.руб.

62374,12

54158,47

56081

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

7 525,70

 

 

Метод установления тарифов

Долгосрочная индексация

Корректировка

Корректировка

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 11.12.2019 № 41/17

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 02.12.2020 № 43/8
 

 

Приказ КТР Волгоградской обл. от 08.12.2021 № 37/2

Экспертное заключение об установлении тарифов (Наличие/реквизиты)

В наличии

В наличии

В наличии

Размер установленных тарифов (руб./м3,) с 01.07.

26,89

30,03

29,63

В рамках проведения плановой выездной проверки Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области на основании приказа ФАС России от 24.02.2022 № 143/22 «О проведении плановой выездной документарной проверки Комитета тарифного регулирования Волгоградской области» ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел об установлении тарифов на тепловую энергию, на производство теплоносителя в горячей воде для ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2020-2022 гг. по перечисленным выше постановлениям, а также Экспертные заключения Комитета на 2020-2022 годы, возражения Органа регулирования на Акт проверки ФАС России от 31.03.2021 № 33/22 (исх. от 04.05.2022 № 31-01-16/1406; вх. от 11.05.2022 № 65274/22) (далее – Возражения) и по результатам установлено следующее.

 

1. Требования к экспертным заключениям

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 (в редакции действующей до 25.11.2021) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Согласно пункту 29 правил № 1075 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений Правил № 1075 в Экспертных заключениях Комитета на 2020-2022 гг. отсутствует следующая информация:

- по статьям расходов в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. не отражен анализ учитываемых расходов и выводы экспертов относительно их экономической обоснованности, порядка учета, а также причины (по отдельным статьям) отклонений от заявленных организацией расходов;

- в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствует сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой валовой выручки по отношению к предыдущему периоду регулирования;

- в Экспертном заключении на 2022 год отсутствует анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям в полном объеме.

 

2. Полезный отпуск

Производство тепловой энергии (с коллектора) 2020 г. – 2 175,41 тыс. Гкал;

Теплоноситель (вода) 2020 г. – 2 408,34 тыс. м³;

Производство тепловой энергии (с коллектора) 2021 г. – 2 096,11 тыс. Гкал;

Теплоноситель (вода) 2021 г. – 1 995,79 тыс. м³;

Производство тепловой энергии (с коллектора) 2022 г. – 2 245,1 тыс. Гкал;

Теплоноситель (вода) 2022 г. – 1 932,60 тыс. м³.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 гг. объемы полезного отпуска в части производства тепловой энергии (с коллектора)
ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2020-2022 гг. приняты Комитетом в соответствии со сводными прогнозными балансами производства и поставок электрической энергии в рамках ЕЭС России по Волгоградской области, утвержденными соответствующими приказами ФАС России.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2022 гг. объемы полезного отпуска в части производства теплоносителя на 2020-2022 гг. приняты Комитетом с учетом объемов полезного отпуска тепловой энергии, принятым согласно утвержденным сводным прогнозным балансам производства и поставок электрической энергии в рамках ЕЭС России по Волгоградской области, утвержденным соответствующими приказами ФАС России.

В соответствии с материалами тарифного дела, Организацией предлагается учесть полезный отпуск тепловой энергии с коллекторов Волгоградской ТЭЦ-2 на 2020-2022 гг. в следующих объемах:

- на 2020 год в размере 2 175,410 тыс. Гкал, где: горячая вода – 789,2 тыс. Гкал; пар от 2,5 до 7,0 кг/см2 – 70,777 тыс. Гкал; пар от 7,0 до 13,0 кг/см2 – 1 311,614 тыс. Гкал; пар свыше 13,0 кг/см2 - 3,785 тыс. Гкал;

- на 2021 год в размере 2 175,410 тыс. Гкал, где: горячая вода – 737,74 тыс. Гкал; пар от 7,0 до 13,0 кг/см2 – 62,7 тыс. Гкал; пар свыше 13,0 кг/см2 – 1 293,6 тыс. Гкал; острый и редуцированный пар – 2,04 тыс. Гкал;

- на 2022 год в размере 2 245,1 тыс. Гкал, где: горячая вода – 732,7 тыс. Гкал; пар от 7,0 до 13,0 кг/см2 – 42,04 тыс. Гкал; пар свыше 13,0 кг/см2 – 1 469,46 тыс. Гкал; острый и редуцированный пар – 2,04 тыс. Гкал.

ФАС России отмечает, что в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», Основами ценообразования № 1075 к регулируемым ценам (тарифам) на товары и услуги в сфере теплоснабжения производство пара не относится.

Так, в соответствии с пунктами 5(1), 5(2) Основ ценообразования № 1075 цены на тепловую энергию (мощность), поставляемую с использованием теплоносителя в виде пара, определяются соглашением сторон.

Учитывая отсутствие в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. в части производства тепловой энергии (с коллектора) обоснования объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности) с коллекторов Волгоградской ТЭЦ-2, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075, Органу регулирования необходимо отразить данное обоснование, в том числе с учетом исключения объемов выработки тепловой энергии в виде пара в соответствии с пунктами 5(1), 5(2) Основ ценообразования № 1075.

Также ФАС России отмечает, что в части тарифов на производство теплоносителя в Экспертных заключениях Органа регулирования на 2020-2022 гг. отсутствует обоснование объемов полезного отпуска, предусмотренное пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, учтенные Комитетом размеры полезного отпуска с коллекторов Волгоградской ТЭЦ-2 на 2020-2022 гг. в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя подлежат дополнительному обоснованию.

 

3. Операционные расходы (базовый период)

Органом регулирования операционные расходы учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации на 2020 год в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) – 300 058,87 тыс. руб.;

- теплоноситель (вода) – 7 525,70 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

В соответствии с пунктом 58 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы включают в себя:

а) расходы на приобретение сырья и материалов;

б) расходы на ремонт основных средств;

в) расходы на оплату труда;

г) расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями;

д) расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, коммунальных услуг, юридических, информационных, аудиторских и консультационных услуг и других работ и услуг;

е) расходы на служебные командировки;

ж) расходы на обучение персонала;

з) лизинговый платеж, арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом;

и) определяемые в соответствии с методическими указаниями другие расходы, не относящиеся к неподконтрольным расходам, за исключением амортизации основных средств и нематериальных активов и расходов на погашение и обслуживание заемных средств.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Таким образом, при определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться указанными положениями Основ ценообразования № 1075, а также Методических указаний № 760-э.

В нарушение вышеуказанных пунктов Органом регулирования не проводится анализ фактических данных за весь прошедший долгосрочный период регулирования, имеющихся на момент принятия решения, при формировании нового базового уровня операционных расходов.

 

3.1. Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации на 2020 год в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) –
300 058,87 тыс. руб. (предложение организации – 352 520,40 тыс. руб.);

- теплоноситель (вода) 2020 г. – 7 525,70 тыс. руб. (предложение организации – 9 323,17 тыс. руб.).

Согласно Экспертным заключениям на 2020 год расходы по данной статье затрат в части производства тепловой энергии (с коллектора), производства теплоносителя рассчитаны Органом регулирования на основании представленного ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» договора возмездного оказания услуг № 570/2016/356/2016 от 31.05.2016 (далее – договор № 570/2016/356/2016 от 31.05.2016), заключенного с ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» на оказание комплексной услуги по эксплуатации Волгоградской ТЭЦ-2, принадлежащей ООО «ЛУКОЙЛ Волгограднефтепереработка» на праве собственности и расположенной по адресу: г. Волгоград, ул. Моцарта, д. 17.

Как отмечает Комитет, договор № 570/2016/356/2016 от 31.05.2016 заключен без проведения конкурсных процедур, так как требования подпункта 13 пункта 4 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» не распространяются на взаимосвязанных юридических лиц. Взаимосвязанные юридические лица определены приложением 2 к Положению о закупке товаров, работ и услуг для нужд ООО «Лукойл-Волгоградэнерго» (стр. 88).

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год затраты приняты с учетом расшифровок статей затрат, ИПЦ 103% на 2020 год в соответствии с прогнозом, утвержденным Минэкономразвития России, данными Волгоградоблстата по итогам 9 месяцев 2019 г. (в части оплаты труда), с учетом представленных данных по фактическим расходам за 2017-2018 год в целом по договору и с учетом выделения затрат на регулируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 103 Методических указаний № 760-э.

Как сообщает Орган регулирования, из состава затрат договора частично исключены затраты по таким статьям, как проведение ремонтных работ и эксплуатация оборудования, оплата труда и отчисления с фонда оплаты труда сотрудников организации, расходы на оплату иных работ и услуг, выполняемых по договорам с организациями и другим статьям, так же учтено перераспределение величины затрат на другие виды деятельности, в соответствии с понижающим коэффициентом переходного периода к распределению удельного расхода условного топлива по физическому методу по регулируемым видам деятельности при производстве тепловой энергии в режиме комбинированной выработки тепловой и электрической энергии Волгоградской ТЭЦ-2

Действие данного договора распределяется на такие виды деятельности Волгоградской ТЭЦ-2, как комбинированная выработка электрической и тепловой энергии, производство теплоносителя в паре и в горячей воде.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2020 год, Возражениях в части производства тепловой энергии (с коллектора), производства теплоносителя отсутствует расшифровка принятых расходов по подстатьям затрат статьи затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями», а также причины отклонений (превышений) от заявленных Организацией расходов.

Согласно приложениям к договору № 570/2016/356/2016 от 31.05.2016 в состав оказываемых услуг по договору входят затраты на фонд оплаты труда и страховые платежи; добровольное страхование персонала; подготовка кадров, повышение квалификации и командировочные; расходы на охрану труда, спецодежду, спецобувь, СИЗ и пр.; материалы на ремонт и эксплуатацию; услуги сторонних подрядных организаций по ремонту ОПФ; услуги стороннего транспорта; услуги по эксплуатации, диагностике, лицензированию, техобслуживанию; расходы на экологию, вывоз и утилизацию твердых промышленных отходов; информационно-вычислительное обслуживание; услуги охраны (пожарной и МВД); расходы на персонал, обслуживание бытовой техники, уборку помещений; накладные расходы; прочие расходы.

В соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) и фактических значений расходов должны использоваться нормы и нормативы, предусмотренные законодательством Российской Федерации о бухгалтерском и налоговом учете и законодательством Российской Федерации в сфере теплоснабжения. При отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использовать в расчетах экспертные оценки, основанные на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых ею для производственных и хозяйственных нужд, определяются как сумма по каждому виду сырья и материалов произведений плановых цен и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов при осуществлении регулируемой деятельности, определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Согласно пункту 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования расходы в части оплаты труда были учтены на основании плановых затрат 2019 года.

ФАС России отмечает, что подход по учету расходов на оплату труда на 2020 год на основании плановых затрат 2019 года (за 9 мес.), примененный Органом регулирования, не предусмотрен действующим законодательством.

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075 расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых со сторонними организациями определяются исходя из плановых (расчетных) значений цен и экономически обоснованных объемов работ (услуг), определяемых в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Кроме того, расходы по данной статье затрат должны также рассчитываться на основании пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

При определении обоснованности фактических значений расходов (цен) необходимо руководствоваться пунктом 29 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в соответствии с положениями пункта 62 Основ ценообразования № 1075 отчисления на социальные нужды (страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда, плата за воздействие на окружающую среду должны учитываться в составе неподконтрольных расходов.

ФАС России отмечает, что при определении расходов, включаемых в базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года (в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя), Органу регулирования необходимо руководствоваться вышеуказанными положениями Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях на 2020 год отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по рассматриваемой статье затрат в полном объеме.

При этом, исходя из Экспертных заключений на 2020 год, Возражений, учетной политики Организации не представляется возможным определить способ пропорционального отнесения расходов по данной статье затрат на отдельные виды деятельности.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат, отразив расшифровку и расчет расходов по статье затрат «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» со ссылками на обосновывающие документы и вышеуказанные положения Основ ценообразования № 1075. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

4. Операционные расходы (корректировки)

Производство тепловой энергии (с коллектора) на 2021 г. – 307 752,38 тыс. руб., на 2022 г. – 317 775,87 тыс. руб.

Теплоноситель (вода) на 2021 г. – 7 718,66 тыс. руб., на 2022 г. – 7 970,06 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Учитывая, что операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов, корректировки операционных расходов в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя, проведенные в 2021-2022 гг., подлежат дополнительному экономическому обоснованию и перерасчету (при необходимости) в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

 

5. Неподконтрольные расходы

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 Основ ценообразования № 1075;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 Основ ценообразования № 1075;

е) страховые взносы на обязательное социальное страхование, выплачиваемые из фонда оплаты труда;

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

 

5.1. Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) на 2020 г. – 17 835,99 тыс. руб., на 2021 г. – 8 525,91 тыс. руб., на 2022 г. – 9 722,06 тыс. руб.;

- теплоноситель (вода) на 2020 г. – 224,71 тыс. руб., на 2021 г. – 97,77 тыс. руб., на 2022 г. – 74,73 тыс. руб. (предложение Организации на 2022 – 71,34 тыс. руб.).

Согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 гг. при расчете тарифов на производство тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя в составе расходов по статье затрат «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» учтены расходы на обязательное страхование, а также иные расходы (налог на имущество).

Согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 гг. при расчете расходов по статье затрат «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя на 2020-2022 гг. Органом регулирования проведен анализ договоров страхования имущества юридических лиц от всех рисков на объект Волгоградская ТЭЦ-2, с учетом долей распределения затрат на регулируемые виды деятельности.

ФАС России отмечает, что в Экспертных заключениях Органа регулирования отсутствует анализ экономической обоснованности учтенных затрат, не отражена их расшифровка, также отсутствуют ссылки на обосновывающие документы, в соответствии с которыми расходы учтены либо не учтены в составе НВВ регулируемой организации, что является нарушением пункта 28 Основ ценообразования № 1075 и пункта 29 Правил № 1075.

Необходимо отметить, что в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по рассматриваемой статье затрат в полном объеме.

В Возражениях вышеуказанный анализ также отсутствует в полном объеме.

Также в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя отсутствует информация о способе распределения затрат на регулируемые виды деятельности при расчете расходов по статье затрат «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей».

Кроме того, согласно Экспертному заключению на 2022 год в части производства теплоносителя Органом регулирования учтены расходы по данной статье затрат в размере 74,73 тыс. руб., при этом, предложение Организации на 2022 год составляет 71,34 тыс. руб.

Вместе с тем, в целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование учета величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020-2022 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

5.2. Амортизация основных средств и нематериальных активов

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) на 2020 г. – 38 097,48 тыс. руб., на 2021 г. – 38 097,48 тыс. руб., на 2022 г. – 44 404,20 тыс. руб.;

- теплоноситель (вода) на 2020 г. – 104,96 тыс. руб., на 2021 г. – 104,96 тыс. руб., на 2022 г. – 101,57 тыс. руб.

Согласно Экспертным заключениям на 2020 год (в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя) расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» рассчитаны Органом регулирования в соответствии с представленным перечнем ОС, с учетом планируемого ввода и выбытия основных фондов, в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета и распределением затрат на регулируемые виды деятельности в соответствии с пунктом 103 Методических указаний № 760-э.

Согласно Экспертному заключению на 2021 год (в части производства тепловой энергии (с коллектора)) расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» рассчитаны Органом регулирования на уровне предыдущего периода регулирования, так как регулируемой организацией не предоставлена программа модернизации, реконструкции основных средств, а также плановых вводов оборудования.

Согласно Экспертному заключению на 2021 год (в части производства теплоносителя) расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» рассчитаны Органом регулирования на основании фактически сложившихся за предыдущий период регулирования амортизационных отчислений, с учетом планируемого ввода и выбытия основных фондов, в соответствии с представленными формами бухгалтерской и статистической отчетности, а также требованиями бухгалтерского и налогового учета.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год (в части производства тепловой энергии (с коллектора)) расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» рассчитаны Органом регулирования с учетом представленных обосновывающих материалов регулируемой организацией, информационно-разъяснительного письма ФАС России от 13.04.2020 № ВК/31031/20, с учетом нормативных правовых актов Российской Федерации, регулирующих отношения в сфере бухгалтерского учета.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год (в части производства теплоносителя) расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» рассчитаны Органом регулирования в соответствии с представленным перечнем ОС, с учетом планируемого ввода и выбытия основных фондов, в соответствии с требованиями бухгалтерского и налогового учета и распределением затрат на регулируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 103 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что расчет амортизационных отчислений в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг., материалах тарифного дела, Возражениях отсутствует в полном объеме.

Кроме того, в материалах тарифных дел на 2020-2022 гг. отсутствуют акты ввода-вывода объектов основных средств, инвентарные карточки.

Из представленных Органом регулирования Экспертных заключений на 2020-2022 гг. не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Кроме того, ФАС России отмечает, что учет амортизационных отчислений на планируемые к введению объекты противоречит положениям Основ ценообразования № 1075.

Анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертных заключениях отсутствует в полном объеме. В Возражениях вышеуказанный анализ также отсутствует в полном объеме.

Таким образом, Органу регулирования необходимо пересчитать расходы на амортизацию на основании пообъектного анализа заявленной величины амортизационных отчислений на 2020-2022 гг. на основании инвентарных карточек основных средств в соответствии с требованиями пункта 43 Основ ценообразования № 1075 и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2020-2022 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

6. Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) на 2020 г. – 18 192,60 тыс. руб., на 2021 г. – 18 116,05 тыс. руб., на 2022 г. – 19 013,72 тыс. руб.;

- теплоноситель (вода) на 2020 г. – 2 959,29 тыс. руб., на 2021 г. –
2 959,29 тыс. руб., на 2022 г. – 2 658,79 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Учитывая, что расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, расходы по данной статье затрат на 2020-2022 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию и перерасчету (при необходимости) в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания.

 

7. Расходы на покупку энергетических ресурсов (вода и стоки на технологические цели)

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) на 2020 г. – 5 260,02 тыс. руб., на 2021 г. – 5 256,70 тыс. руб., на 2022 г. – 5 560,63 тыс. руб.;

- теплоноситель (вода) на 2020 г. – 51 292,18 тыс. руб., на 2021 г. –
43 370,93 тыс. руб., на 2022 г. – 44 981,02 тыс. руб.

Согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 гг. расходы на покупку энергетических ресурсов (вода и стоки на технологические цели) в части производства тепловой энергии (с коллектора), теплоносителя определены Органом регулирования исходя из объемов выработки тепловой энергии, с учетом представленных материалов, а также с учетом регулируемых цен на ресурс.

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значения расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

 

(тыс. руб.), (5)

 

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

Для организаций, осуществляющих деятельность по передаче тепловой энергии, теплоносителя, объем потерь тепловой энергии при передаче определяется с учетом пункта 118 Методических указаний № 760-э.

Стоимость 1 кубического метра воды определяется с учетом положений пункта 149 Методических указаний № 760-э.

ФАС России отмечает, что при расчете расходов на покупку энергетических ресурсов (вода и стоки на технологические цели) Органом регулирования не указано, на основании каких материалов принимаются объемы энергоресурсов в разрезе видов деятельности.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что расходы по данной статье затрат были определены как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Необходимо отметить, что в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по рассматриваемой статье затрат в полном объеме, а также расчет расходов по данной статье затрат в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, ссылки на представленные Организацией обосновывающие документы и материалы.

В Возражениях вышеуказанные расчеты и анализ также отсутствуют в полном объеме.

Таким образом, ввиду отсутствия необходимой информации для подтверждения вышеуказанных расходов, а также анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствия расчета в соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э, расходы по данной статье затрат приняты Органом регулирования в отсутствие достаточного экономического обоснования.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Расходы на покупку энергетических ресурсов (вода и стоки на технологические цели)» на 2020-2022 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

8. Расходы на топливо

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации в следующих размерах:

- производство тепловой энергии (с коллектора) на 2020 г. – 1 586 034,53 тыс. руб., на 2021 г. – 1 623 557,58 тыс. руб., на 2022 г. – 1 887 279,94 тыс. руб.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2020-2021 гг. расходы по данной статье затрат рассчитаны Органом регулирования на основании договоров поставки газа, заключенных между ООО «ЛУКОЙЛ-Волгоградэнерго» и ООО «Газпроммежрегионгаз Волгоград», ООО «ЛУКОЙЛ-ЦУР», учтенных в составе расходов по договору возмездного оказания услуг от 31.05.2016 № 570/2016/256/2016 и дополнительных соглашений к нему.

Как отмечает Комитет, учитывая, что в соответствии с договором возмездного оказания услуг от 31.05.2016 № 570/2016/256/2016 на оказание комплексной услуги по эксплуатации Волгоградской ТЭЦ-2 расходы на топливо включены в состав затрат по указанному договору, Органом регулирования учитывались затраты из данного договора при определении расходов по статье затрат «Расходы на топливо» на 2020-2021 гг.

Согласно Экспертному заключению на 2022 год при расчете расходов по данной статье затрат Органом регулирования в расчет принята стоимость природного газа в соответствии с приказами ФАС России от 13.05.2019 № 583/19; от 05.07.2019 № 919/19; от 27.05.2016 № 681/16, и расчетная прогнозная величина спецнадбавки в рамках программы «догазификации» на 2022 год, соответствующая 1-й группе потребителей в размере 158,5 руб./1000 м3. С учетом индексов-дефляторов, принятых Минэкономразвития РФ на регулируемый период, средняя цена на 2022 год составила 5608,91 руб./1000 м3 (без НДС). Рост затрат составил 8,36 % относительно предыдущего периода регулирования. Учтен рост составляющих конечной цены с 01.07.2022 оптовой цены на 5%; тарифа на транспортировку газа и ПССУ на 4% и спецнадбавку к тарифу на транспортировку газа в размере, планируемом к введению в 2022 году.

В соответствии с пунктами 34, 34(1), 35 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 36 Основ ценообразования № 1075, нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется Органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

ФАС России отмечает, что в составе обосновывающих материалов отсутствуют утвержденные нормативы удельного расхода топлива, утвержденные нормативы запаса топлива, акты приема-передачи топлива (товарно-транспортные накладные), счета-фактуры за отчетный год, данные бухгалтерского учета за отчетный год, план закупок на 2020-2022 гг.

ФАС России отмечает, что согласно пункту 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует, в том числе установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию.

Стоимость газа для теплоснабжающей организации, использующей его в качестве топлива, складывается из оптовой цены на газ, тарифа на транспортировку природного газа, платы за снабженческо-сбытовые услуги и региональной надбавки.

Размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям газа, является предельно максимальным.

Тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям утверждаются на срок не менее 3 и не более 5 лет.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифных решений при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет цены, установленные соответствующими приказами ФАС России в соответствующих размерах, без индексации, за исключением оптовой цены.

ФАС России отмечает, что индексация оптовой цены (с июля по декабрь) может быть произведена Органом регулирования ввиду ежегодной индексации оптовых цен на газ антимонопольным органом. Индексация же тарифов ГРО и ставок ПССУ и ее периодичность проводится ФАС России с учетом различных обстоятельств.

Кроме того, не представляется возможным определить, в каких объемных показателях принимаются расходы по статье затрат «Расходы на топливо», расчеты расходов на топливо в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствуют в полном объеме.

Со стороны Органа регулирования также отсутствует анализ цен на природный газ, сложившихся в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Исходя из Экспертных заключений на 2020-2022 гг., учетной политики Организации не представляется возможным определить способ пропорционального отнесения расходов по данной статье затрат на отдельные виды деятельности.

Кроме того, в Экспертных заключениях также отсутствует анализ фактических объемов и цен на газ за предыдущие отчетные периоды регулирования.

На основании вышеизложенного, расходы по статье затрат «Расходы на топливо» на 2020-2022 гг. подлежат дополнительному экономическому обоснованию, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

 

9. Корректировки НВВ

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях и включающей следующие показатели:

а) отклонение объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации;

б) отклонение фактических значений индекса потребительских цен и других индексов, предусмотренных прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, от значений, которые были использованы органом регулирования при установлении тарифов;

в) отклонение уровня неподконтрольных расходов от уровня неподконтрольных расходов, который был использован органом регулирования при установлении тарифов;

г) отклонение изменения количества и состава производственных объектов регулируемой организации от изменения, учтенного при установлении тарифов;

д) утверждение или изменение в установленном порядке инвестиционной программы, реализация инвестиционной программы (ввод производственных объектов в эксплуатацию);

е) изменение уровня доходности долгосрочных государственных долговых обязательств по сравнению с уровнем, учтенным при расчете необходимой валовой выручки;

ж) степень исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения регулируемой организацией утвержденных плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения;

з) отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

и) отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы - если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности;

к) изменение расхода топлива, относимого на производство тепловой энергии, при изменении метода распределения удельного расхода условного топлива между электрической энергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии.

Положениями Методических указаний № 760-э закреплены формулы корректировок долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования.

Так, в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

 

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

ФАС России отмечает, что согласно Экспертным заключениям на 2020-2022 гг. (в части производства тепловой энергии, производства теплоносителя) Органом регулирования не проводились корректировки, предусмотренные положениями Основ ценообразования № 1075, Методических указаний № 760-э, что противоречит действующему законодательству

Необходимо отметить, что в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг. отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, по рассматриваемой статье затрат в полном объеме.

В Возражениях Орган регулирования отмечает, что в рамках тарифного регулирования, в связи с изменением метода распределения удельного расхода условного топлива между электроэнергией, отпускаемой с шин электростанций, и тепловой энергией, отпускаемой с коллекторов электростанций при комбинированном производстве электрической и тепловой энергии, с учетом решений по итогам совещания в Минэнерго России от 22 сентября 2016 года Организация находилась в переходном периоде (2017-2021 гг.). 2022 год является годом при котором ТЭЦ должна быть переведена на физический метод распределения УРУТ.

Орган регулирования отмечает, что фактически Организация производит учет расходов на тепловую энергию на основании физического метода, начиная с 2016 года, следовательно при перераспределении затрат между электрической и тепловой энергией доля затрат, учтенная на выработку тепловой энергии с коллектора по факту превышает плановую долю затрат, приходящуюся на выработку тепловой энергии, тогда как фактическая доля затрат, приходящаяся на выработку электрической энергии меньше запланированной величины.

Таким образом, по мнению Органа регулирования, проведение корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов на данном этапе некорректна, так как ведет к необоснованной минимизации затрат на выработку электрической энергии и необоснованному увеличению затрат на выработку тепловой энергии в рамках тарифного регулирования.

ФАС России отмечает, что пунктом 52 Основ ценообразования № 1075 установлена императивная обязанность Органа регулирования по проведению ежегодных корректировок долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом. Перечень корректировок, закрепленный пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, является исчерпывающим.

Кроме того, при проведении ежегодных корректировок Органу регулирования необходимо отражать анализ расходов и показателей, принятых к расчету при проведении корректировок, в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Учитывая отсутствие проведения корректировок, а также отражения анализа экономической обоснованности их непроведения в Экспертных заключениях на 2020-2022 гг., Органу регулирования необходимо пересчитать расходы по данной статье затрат на основании вышеуказанных положений Основ ценообразования № 1075, Правил № 1075, Методических указаний № 760-э.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим положения пунктов 5(1), 5(2), 22, 28, 29, 34(1), 35, 37, 38, 40, 41, 42, 43, 44, 52, 58, 59, 62 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положения Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э.

2. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в области теплоснабжения, а также произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» при установлении тарифов в сфере теплоснабжения, в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, отразив в экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат и показателям:

- «Полезный отпуск» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на оплату работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2020-2022 гг.;

- «Операционные (подконтрольные) расходы (корректировки)» на 2020-2022 гг.;

- «Арендная плата» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей» на 2020-2022 гг.;

- «Амортизация основных средств и нематериальных активов» на 2020-2022 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на покупку энергетических ресурсов (вода и стоки на технологические цели)» на 2020-2022 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2020-2022 гг.;

- «Корректировки НВВ» на 2020-2022 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» 2020 года, а также величину необходимой валовой выручки ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2020-2022 гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.10.2023 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2023 год, при необходимости исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», установленной на 2023 год. Органу исполнительной власти Волгоградской области при необходимости исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы), не исключенные из необходимой валовой выручки ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2023 год, при установлении (пересмотре) цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» на 2024 год в соответствии с требованиями законодательства.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Связанные организации

Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596