Предписание №СП/38110/20 ПРЕДПИСАНИЕ по результатам выявленных нарушений законодатель... от 7 мая 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ


 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19, акт проверки Инспекции ФАС России от 02.12.2019 № 176), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, рассмотрев материалы, связанные с установлением тарифов на техническое водоснабжение, питьевую воду и водоотведение для ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» на 2019-2023 годы,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 03.10.2019 № 1299/19 «О проведении плановой выездной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области» проведена плановая выездная проверка в отношении установленных тарифов на техническое водоснабжение, питьевое водоснабжение и водоотведение для ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат»

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746-э).

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования 406 долгосрочный период регулирования - период длительностью не менее 5 годовых периодов регулирования (не менее 3 годовых периодов регулирования при первом применении долгосрочных тарифов), на который устанавливаются долгосрочные параметры регулирования тарифов, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 406 при применении долгосрочного метода регулирования - метода индексации регулируемые тарифы устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов, устанавливаемых на срок не менее чем 5 лет, а при первом применении такого метода регулирования тарифов - на срок не менее 3 лет, если иное не установлено федеральным законом.

Тарифы на техническое водоснабжение и питьевую воду для ПАО «Новолипецкий металлургический комбинат» (далее – регулируемая организация, ПАО «НЛМК») установлены Управлением энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление, орган регулирования) методом индексации на 2019-2023 годы. ПАО «НЛМК» работает на общей системе налогообложения.

Тариф на техническое водоснабжение для ПАО «НЛМК» установлен постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 19.12.2018 № 53/9. Объем необходимой валовой выручки (далее - НВВ) на услугу технического водоснабжения на 2019 год для ПАО «НЛМК» принят в размере 2 256 074,44 тыс. руб.

Тариф на питьевую воду для ПАО «НЛМК» установлен постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 19.12.2018 № 53/8. Объем НВВ на услугу питьевого водоснабжения на 2019 год для ПАО «НЛМК» принят в размере 147 820,54 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

В соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов № 406 орган регулирования тарифов отказывает регулируемой организации во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных регулируемой организацией, в случае если экономическая обоснованность таких расходов в соответствии с Основами ценообразования № 406 и Методическими указаниями № 1746-э не подтверждена.

Пунктом 74 Основ ценообразования 406 предусмотрено, что при установлении тарифов с применением метода индексации необходимая валовая выручка регулируемой организации включает в себя текущие расходы, расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов и нормативную прибыль регулируемой организации, а также расчетную предпринимательскую прибыль гарантирующей организации.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ПАО «НЛМК» на 2019 год на услуги технического и питьевого водоснабжения, в том числе представленных экспертных заключений по установлению тарифов (далее –Экспертное заключение), ФАС России установлено следующее.

1.  «Амортизация основных средств» в составе НВВ технического водоснабжения.

Пунктом 43 Основ ценообразования 406 установлено, что расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, учитываемые в необходимой валовой выручке, рассчитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746-э.

Согласно пункту 28 Методических указаний № 1746-э расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов, относимые к объектам централизованной системы водоснабжения и (или) водоотведения, учитываются при установлении тарифов в сфере водоснабжения и (или) водоотведения на очередной период регулирования в размере, определенном в соответствии с законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете.

Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01» утверждены приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26 н (далее – ПБУ 6/01).

Согласно пункту 4 ПБУ 6/01 актив принимается организацией к бухгалтерскому учету в качестве основных средств, если одновременно выполняются следующие условия:

а) объект предназначен для использования в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг, для управленческих нужд организации либо для предоставления организацией за плату во временное владение и пользование или во временное пользование;

б) объект предназначен для использования в течение длительного времени, т.е. срока продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организация не предполагает последующую перепродажу данного объекта;

г) объект способен приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Пунктом 5 ПБУ 6/01 установлено, что активы, в отношении которых выполняются вышеуказанные условия, и стоимостью в пределах лимита, установленного в учетной политике организации, но не более 40 000 рублей за единицу, могут отражаться в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности в составе материально-производственных запасов.

По статье «Амортизация основных средств» Управлением для ПАО «НЛМК» на год были учтены расходы в размере 236 738,44 тыс. руб., что выше размера, предлагаемого регулируемой организацией 126 738,44 тыс. руб. на 110 000 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом «е» пункта 17 Основ ценообразования  № 406 к заявлению об установлении тарифов прилагается расчет расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности с приложением экономического обоснования исходных данных (с указанием применяемых индексов, норм и нормативов расчета, а также метода регулирования тарифов) и предлагаемых значений долгосрочных параметров регулирования, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями  № 1746-э, или значений долгосрочных параметров регулирования тарифов, установленных в концессионном соглашении, заключенном в отношении централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельных объектов таких систем, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Однако в экспертном заключении отсутствует экономическое обоснование учтенного размера амортизационных средств на уровне выше заявленного ПАО «НЛМК». ФАС России также отмечает, что амортизационные отчисления принимаются только по фактически принятым на баланс основным средствам и нематериальным активам.

ФАС России обращает внимание на то, что согласно экспертному заключению по делу № 04-1072/01 амортизационные отчисления определены Управлением на основании амортизационной ведомости согласно Приложению 2.3 Методических указаний № 1746-э, реестра объектов учета, перечня объектов по которым прекращено начисление амортизации. При этом за 2017 год фактически было начислено амортизации на сумму 135 339,10 тыс. руб.

Необходимо отметить, что согласно представленным органом регулирования разъяснениям по данной статье учтена сумма амортизационных отчислений на 2019 год в размере 126 738,44 тыс. руб., что на 6 800,97 тыс. руб. ниже суммы амортизационных отчислений 2017 года.

Отклонение от принятой Управлением и заявленной ПАО «НЛМК» величины средств по данной статье составило 110 000 тыс. руб. Согласно разъяснениям, представленным органом регулирования (исх. от 14.01.2020 № И 48/06/-62), данное отклонение принято Управлением в целях сглаживания тарифов в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 1746-э.

В соответствии с формулой (5) и пунктом 42 Методических указаний № 1746-э величина сглаживания необходимой валовой выручки должна составлять не более 12 % от НВВ.

Величина сглаживания, примененная органом регулирования в расчетном периоде регулирования (i) в течение долгосрочного периода регулирования, сводится к нулю не позднее последнего расчетного периода регулирования текущего долгосрочного периода регулирования

Ввиду вышеуказанных обстоятельств, действия Управления не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными в части принятого размера амортизационных отчислений для ПАО «НЛМК» на 2019 год, так как величина сглаживания НВВ не должна учитываться в составе статьи «Амортизация основных средств», указанная величина сглаживания рассчитывается от итоговой величины необходимой валовой выручки.

Следовательно, органу регулирования необходимо исключить из статьи «Амортизация основных средств» сумму величины сглаживания в размере 110 000 тыс. руб., предоставить обоснование целесообразности применения величины сглаживания на 2019 год в сторону увеличения, а также представить расчет компенсации снижения суммы величины сглаживания на долгосрочный период регулирования 2020 - 2023 годы, отразив сумму величины сглаживания в отдельной статье, в случае отсутствия экономического обоснования - исключить из состава НВВ ПАО «НЛМК» 2020 года.

2. Расходы по статье «Налог на прибыль» в составе НВВ оказываемых услуг технического и питьевого водоснабжения.

Согласно пунктам 38 и 65 Основ ценообразования № 406 в необходимую валовую выручку включаются, в том числе расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей.

Из представленных материалов в ФАС России выявлено, что ПАО «НЛМК» в ходе тарифной кампании заявлена сумма налога на прибыль в составе НВВ услуги технического водоснабжения в размере 28 324,16 тыс. руб., органом регулирования, расходы по данной статье учтены в размере 28 868,49 тыс. руб., что на 544,33 тыс. руб. выше заявленной суммы. 

В составе НВВ сумма налога на прибыль в тарифе на питьевую воду на 2019 год органом регулирования учтена на уровне заявки ПАО «НЛМК» в размере 10 111,90 тыс. руб.

Исходя из экспертного заключения налог на прибыль учтен органом регулирования в размере 20 % от налогооблагаемой базы. При этом в качестве налогооблагаемой базы Управлением учтена сумма нормативной прибыли (на капитальные вложения и социальные выплаты) и расчетной предпринимательской прибыли.

При расчете тарифа на техническую воду в составе НВВ Управлением учтена нормативная прибыль в размере 11 604,92 тыс. руб. При этом, нормативная прибыль предусмотрена только на социальные выплаты работникам и учтена в составе НВВ услуги по техническому водоснабжению на 2019 год в соответствии с коллективным договором ПАО «НЛМК».

При расчете органом регулирования тарифа на питьевую воду на 2019 год размер нормативной прибыли составил 40 447,58 тыс. руб., в том числе капитальные вложения, предусмотренные инвестиционной программой, составляют 39 180,47 тыс. руб., а социальные выплаты, предусмотренные коллективным договором ПАО «НЛМК» в сумме 1 267,11 тыс. руб.

Пунктом 78 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что величина нормативной прибыли регулируемой организации включает: а) величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами; б) средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами, а также проценты по таким займам и кредитам;  в) величину экономически обоснованных расходов на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемых при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

В соответствии с пунктом 78 (1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Постановлением администрации г. Липецка от 19.06.2013 № 1477 ПАО «НЛМК» наделено статусом гарантирующей организации, осуществляющей холодное водоснабжение технической водой на территории муниципального образования город Липецк.

В соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 величина текущих расходов регулируемой организации определяется в соответствии с пунктами 58 - 65 Основ ценообразования № 406 и с учетом того, что неподконтрольные расходы включают в себя помимо расходов, указанных в пункте 65 Основ ценообразования № 406, также расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 настоящего документа, с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406.

В соответствии с подпунктом (2) пункта 49 Методических указаний № 1746–э неподконтрольные расходы включают в себя расходы на уплату налогов и сборов и других обязательных платежей, в том числе обязательного страхования, предусмотренных законодательными актами Российской Федерации, включая плату за негативное воздействие на окружающую среду, в пределах, установленных для регулируемой организации нормативов и (или) лимитов.

Из указанного следует, что налог на прибыль входит в состав расчетной базы по определению расчетной предпринимательской прибыли, в связи с чем, определение Управлением налога на прибыль от расчетной предпринимательской прибыли является некорректным.

Соответственно, налог на прибыль учитывается в составе НВВ в размере 25 % (20%/80%) только от величины расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, без учета расходов на социальные нужды и средств на возврат займов и кредитов.

Исходя из вышеизложенного и руководствуясь пунктами 65, 76, 78, 78(1) Основ ценообразования № 406 ФАС России отмечает, что расчет налога на прибыль от размера РПП и нормативной прибыли, планируемой на социальные выплаты работников, не предусмотрен требованиями законодательства Российской Федерации, в связи с чем ФАС России считает необходимым исключить налог на прибыль из состава НВВ регулируемой организации в сфере технического водоснабжения в размере 28 324,16 тыс. руб., в сфере питьевого водоснабжения  310,78 тыс. руб.

Исключить из состава необходимой валовой выручки ПАО «НЛМК» на 2020 год излишне учтенные органом регулирования расходы по налогу на прибыль, предусмотрев изменения объемов реализации услуг по техническому и питьевому водоснабжению плановых, учтенных органом регулирования на 2019 год, и фактически реализованных ПАО «НЛМК» в 2019 году.

На основании вышеизложенного, учитывая допущенные Управлением энергетики и тарифов Липецкой области нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, руководствуясь подпунктом, 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 331, подпунктом «а» пункта 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области нарушившим пункты 24, 77, 78 Основ ценообразования 406, а также пункт 28 Методических указаний 1746-э, при установлении тарифов на техническую и питьевую воду для ПАО «НЛМК» на 2019-2023 гг.

2. В срок до 01.07.2020 (включительно) органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, допущенные Управлением энергетики и тарифов Липецкой области по постановлениям Управления от 19.12.2018 №№ 53/8, 53/9, а именно:

- исключить из состава статьи «Амортизация основных средств» сумму величины сглаживания в размере 110 000 тыс. руб. в сфере технического водоснабжения;

- провести анализ и представить расчет компенсации снижения суммы величины сглаживания на долгосрочный период регулирования 2020 - 2023 год, учтённой в составе необходимой валовой выручки ПАО «НЛМК» в сфере технического водоснабжения, а также отразить сумму величины сглаживания в отдельной статье затрат;

- исключить из состава необходимой валовой выручки ПАО «НЛМК» на 2020 год излишне учтенные органом регулирования расходы по налогу на прибыль в части оказываемой услуги по техническому водоснабжению и в части оказываемой услуги по питьевому водоснабжению в соответствии с пунктом 2 мотивировочной части.

3. В срок до 01.07.2020 (включительно) органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на оказываемые услуги технического и питьевого водоснабжения, утверждённых Управлением энергетики и тарифов Липецкой области для ПАО «НЛМК» на 2019 год, с учётом требований, предусмотренных пунктами 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Об исполнении пунктов 2-3 резолютивной части настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течении 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2-3 резолютивной части настоящего предписания;

- экспертных заключений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по установлению тарифов на техническую и питьевую воду для ПАО «НЛМК» на 2020 год.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705