Решение №СП/88322/22 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 23 сентября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение об установлении нового срока исполнения предписания
ФАС России от 13.12.2021 № СП/106090/21

 

Федеральной антимонопольной службой (далее — ФАС России) по результатам рассмотрения отчета Агентства по тарифам и ценам Архангельской области об исполнении предписания ФАС России от 13.12.2021 № СП/106090/21 об устранении нарушений требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) при установлении тарифов на тепловую энергию в горячей воде для АО «Группа «Илим» на 2019-2021 гг., установлено следующее.

В соответствии с резолютивной частью предписания ФАС России от 13.12.2021 № СП/106090/21 (далее — Предписание ФАС России) Агентству по тарифам и ценам Архангельской области (далее — орган регулирования, Агентство) было предписано устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

2. Органу исполнительной власти Архангельской области в области
государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.03.2022 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно:

произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей),
включенных в необходимую валовую выручку АО «Группа «Илим» при
установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в Экспертных
заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых
принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Полезный отпуск» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на приобретение сырья и материалов. Вспомогательные материалы» на 2019 год;

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 год;

- «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера,
выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда производственного персонала» на 2019 год;

- «Цеховые расходы» на 2019 год;

- «Общехозяйственные расходы» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2021 гг.;

- «Затраты на амортизацию основных средств» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на топливо» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на воду на технологические цели» на 2019-2021 гг.;

- «Нормативная прибыль» на 2019-2021 гг.;

- «Налог на прибыль» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений
параметров расчете тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на
2019-2021 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу
исполнительной власти Архангельской области в области государственного
регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть базовый
уровень подконтрольных расходов АО «Группа «Илим» на 2019 год, а также
величину необходимой валовой выручки филиала АО «Группа «Илим» на 2019-2021
гг. в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1075, а также
Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере
теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с
учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в
экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен
(тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства
Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, органу
исполнительной власти Архангельской области в области государственного
регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения исключить, выявленные
(неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из
необходимой валовой выручки 2022 года АО «Группа «Илим» и пересмотреть
установленные тарифы на тепловую энергию на 2022 год, установив с 01.03.2022 в
соответствии с Основами ценообразования № 1075.

По итогам анализа представленных материалов ФАС России установлено следующее.

«Полезный отпуск» на 2019-2021 гг.

В отношении АО «Группа «Илим» нормативы технологических потерь на 2019-2021 гг. не утверждены, при этом нормативы технологических потерь подлежат утверждению на каждый год долгосрочного периода регулирования.

На 2019 год Органом регулирования нормативы технологических потерь принимаются исходя из фактических данных за последний отчетный периоды регулирования.

При этом при расчете полезного отпуска на 2020-2021 гг. Органом регулирования потери принимались в размере 0,0 тыс.Гкал, анализ фактических данных Органом регулирования не проводился.

Кроме того, на 2020-2021 гг. отпуск тепловой энергии с коллекторов Агентством принимается ниже заявки регулируемой организации, что является экономически необоснованным.

Замечание ФАС России относительно необоснованного распределения полезного отпуска между паром и горячей водой Органом регулирования не учтено, обоснование учета полезного отпуска в части теплоносителя «вода» отсутствует.

Кроме того, Орган регулирования признает тот факт, что регулируемой организацией не ведется раздельный учет между осуществляемыми видами деятельности в соответствии с пунктами 11 и 12 Основ ценообразования № 1075.

Учитывая вышеизложенные факты, принимаемый уровень полезного отпуска не может быть признан экономически обоснованным.

«Расходы на приобретение сырья и материалов. Вспомогательные материалы» на 2019 год.

При исполнении Предписания ФАС России Органом регулирования замечания ФАС России в части обоснования учета расходов выше заявки регулируемой организации на 1 797,3 тыс.руб. не представлены, а именно Органом регулирования не проведен дополнительный анализ в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075, что было предусмотрено Предписанием ФАС России.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год

В части расходов по данной статье затрат Агентство отмечает, что данные расходы были ошибочно заложены регулируемой организацией в статью затрат «Ремонт основных средств», ввиду чего были исключены из статьи «Ремонт основных средств» и включены в данную статью затрат.

При этом, дополнительная заявка регулируемой организацией в адрес Органа регулирования в части включения расходов в статью затрат «Расходы на выполнение работ и услуг производственного характера, выполняемых по договорам со сторонними организациями» на 2019 год представлена не была.

Кроме того, в отчетный период регулирования – 2017 год фактических расходов АО «Группа «Илим»» не несло, о чем было указано в первоначальном экспертном заключении Агентства на 2019 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Расходы на оплату труда производственного персонала» на 2019 год

При проведении дополнительного анализа во исполнение Предписания ФАС России Органом регулирования не проводится анализ факта, а именно анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за последний отчетный период регулирования.

Исходя из Экспертного заключения, не представляется возможным определить экономическое обоснование принимаемых расходов, ввиду отсутствия ссылок на обосновывающие материалы, подтверждающие фактические расходы, понесенные регулируемой организацией в последний отчетный период регулирования.

Органом регулирования расходы принимались согласно заявке регулируемой организации на основании штатного расписания, коллективного договора и шаблонов ЕИАС, заполняемых регулируемой организацией.

Вышеуказанный подход не предусмотрен пунктом 42 Основ ценообразования № 1075. Кроме того, анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в Экспертном заключении отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Цеховые расходы» на 2019 год

При проведении дополнительного анализа во исполнение Предписания ФАС России Органом регулирования не проводится анализ фактических данных, а именно анализ форм статистической отчетности № П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» за последний отчетный период регулирования.

Исходя из Экспертного заключения, не представляется возможным определить экономическое обоснование принимаемых расходов, ввиду отсутствия ссылок на обосновывающие материалы, подтверждающие фактические расходы, понесенные регулируемой организацией в последний отчетный период регулирования.

Органом регулирования расходы принимались согласно заявке регулируемой организации на основании штатного расписания, коллективного договора и шаблонов ЕИАС, заполняемых регулируемой организацией.

Вышеуказанный подход не предусмотрен пунктом 42 Основ ценообразования № 1075. Кроме того, анализ, предусмотренный пунктом 29 правил № 1075 в Экспертном заключении отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Общехозяйственные расходы» на 2019 год.

В Экспертном заключении Органа регулирования не отражен анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствует анализ фактических данных регулируемой организации за последний отчетный период, что было указано, как замечание в Предписании ФАС России.

Также в соответствии с предписанием ФАС России Агентству было необходимо исключить возможность двойного учета одних и тех же затрат, что Органом регулирования также не отражено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Отчисления на социальные нужды» на 2019-2021 гг.

Расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» имеют прямую зависимость от расходов на оплату труда.

Учитывая некорректное исполнение Органом регулирования Предписания ФАС России в части статей затрат «Расходы на оплату труда производственного персонала» на 2019 год, «Цеховые расходы» на 2019 год расходы по статье затрат «Отчисления на социальные нужды» также подлежат дополнительному обоснованию.

«Затраты на амортизацию основных средств» на 2019-2021 гг.

В соответствии с Экспертным заключением во исполнение Предписания ФАС России в приложении к Экспертным заключениям Органом регулирования представлены пообъектные расчеты амортизационных отчислений.

При этом, данные расчеты представлены регулируемой организацией в составе тарифных заявок на 2019-2021 гг.

Органом регулирования самостоятельно расчет амортизационных отчислений в соответствии с Классификатором № 1 не проведен. Кроме того, материалы, на основании которых Агентством принимались амортизационные отчисления, не являются достаточными для обоснования понесенных расходов (представлен исключительно расчет амортизации основных средств).

Кроме того, расходы по статье затрат «Затраты на амортизацию основных средств» на 2019-2021 гг. должны быть рассчитаны в соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075, с отражением соответствующего анализа в Экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Учитывая вышеизложенное, Агентством некорректно исполнено Предписание ФАС России, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Расходы на топливо» на 2019-2021 гг.

В соответствии с Экспертными заключениями Органа регулирования и отчетом об исполнении Предписания ФАС России Агентством не проведен предусмотренный Предписанием ФАС России анализ фактических размеров удельных расходов условного топлива в соответствии с пунктом 5 Правил распределения удельного расхода условного топлива при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

При расчете цены на топливо, используемое в целях выработки тепловой энергии АО «Группа «Илим» (газ) Органу регулирования необходимо принимать в расчет цены, установленные соответствующими приказами ФАС России в соответствующих размерах, без индексации.

Индексация оптовой цены (с июля по декабрь) может быть произведена Органом регулирования ввиду ежегодной индексации оптовых цен на газ антимонопольным органом. Индексация тарифов ГРО и ставок ПССУ и ее периодичность проводится ФАС России с учетом различных обстоятельств.

Данный факт был изложен, как замечание Органу регулирования, в Предписании ФАС России. При этом при исполнении Предписания ФАС России учтен не был.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Расходы на воду на технологические цели» на 2019-2021 гг.

Исходя из представленного отчета Органа регулирования во исполнение Предписания ФАС России не представляется возможным определить на основании чего учитывались расходы по данной статье затрат. В соответствии с Экспертными заключениями Агентства на 2020-2021 гг. производство холодной воды АО «Группа «Илим» осуществляет собственными силами, ввиду чего Органом регулирования принимается себестоимость воды.

При этом, в нарушение пункта 27 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.06.2013 № 760-э, Агентством цена на холодную воду принимается выше установленного тарифа на холодную воду для АО «Группа «Илим».

Кроме того, Органом регулирования не проводится анализ рыночной стоимости закупки воды на технологические цели у сторонних организаций.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Налог на прибыль» на 2019-2021 гг.

В соответствии с положениями действующего законодательства налог на прибыль для регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

При этом, при ежегодном учете нормативной прибыли в необходимой валовой выручке регулируемой организации налог на прибыль Агентством не учитывается.

Учитывая вышеизложенное, невключение расходов по данной статье затрат не может быть признано экономически обоснованными.

«Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2019-2021 гг.

При расчете корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктом 52 Основ ценообразования № 1075, а также пунктом 52 Методических указаний № 760-э.

В части корректировок на 2019-2021 гг. Органом регулирования не отражен расчет в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э. Не раскрыты показатели, учитываемые Органом регулирования, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

Кроме того, Агентством не проводится предусмотренная действующим законодательством корректировка на 2021 год, основания непроведения не указываются.

Анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях, представленных во исполнение Предписания ФАС России, отсутствует.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

«Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019-2021 гг.

В соответствии с пунктом 48(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075), расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов объема включаемых в необходимую валовую выручку на очередной период регулирования расходов, указанных в подпунктах 2 - 8 пункта 33 Основ ценообразования № 1075, за исключением расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя).

В Предписании ФАС России отмечалось, что в соответствии с положениями действующего законодательства показатель расчетной предпринимательской прибыль не является долгосрочным параметром регулирования и рассчитывается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Вышеуказанное замечание Агентством учтено не было, и при исполнении Предписания ФАС России показатель расчетной предпринимательской прибыли был учтен как долгосрочный параметр регулирования.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат не могут быть признаны экономически обоснованными.

По итогам анализа отчета об исполнении Предписания ФАС России и Экспертного заключения Управления было выявлено отсутствие анализа фактических расходов регулируемой организации, предусмотренного мотивировочной частью Предписания ФАС России.

На основании вышеизложенного, ФАС России принято решение:

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области неисполнившим предписание ФАС России от 13.12.2021
№ СП/106090/21.

2. Установить новый срок исполнения органом исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения предписания ФАС России от 13.12.2021
№ СП/106090/21 — 20.12.2022, результаты исполнения предписания ФАС России от от 13.12.2021 № СП/106090/21 учесть при установлении тарифов на 2023 год.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, принятие которых предписано решением ФАС России от 13.12.2021
№ СП/106090/21, проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которого предписано предписанием от 13.12.2021 № СП/106090/21 ;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Архангельской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принималось решение, предписанное предписанием от 13.12.2021 № СП/106090/21;

- экспертного заключения по делу об установлении цен (тарифов) на тепловую энергию АО «Группа «Илим», в котором отражен результат исполнения предписания ФАС России от 13.12.2021 № СП/106090/21.

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по тарифам и ценам Архангельской области
ИНН 2901128698, ОГРН 1042900033780
Архангельское УФАС России
ИНН 2901061919, ОГРН 1022900530696