Предписание №СП/92269/23 Предписание Министерству промышленности, экономического разв... от 7 ноября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

31 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы плановой выездной документарной проверки Министерства промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 13.01.2023 № 8/23, Акт проверки ФАС России от 14.02.2023 № 3/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики, допущенные Министерством промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл (далее — Министерство, орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» (далее — регулируемая организация) на 2021-2023 гг.,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35- ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

Приказом Министерства от 26.12.2019 № 213т в отношении МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов на 2020 год в размере 204,637 млн. руб.

Приказом Министерства от 26.12.2019 № 211т установлена необходимая валовая выручка (далее — НВВ) регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2020 год в размере 347 664,21 тыс. руб., на 2021 год в размере 381 087,05 тыс. руб., на 2022 год в размере 369 737,38 тыс. руб., на 2023 год в размере 382 563,10 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел на 2020, 2021, 2022, 2023 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по формированию необходимой валовой выручки и расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2020-2024 годы, установленных на основе долгосрочных параметров регулирования (далее – Экспертное заключение на 2020 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2021 год, установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы (далее – Экспертное заключение на 2021 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2022 год, установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение по корректировке необходимой валовой выручки и расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2023 год, установленных на основе долгосрочных параметров регулирования на 2020-2024 годы (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения на Акт проверки ФАС России от 30.03.2023 № 018-2516 (рег. от 05.04.2023 № 50404/23) (далее – Возражения на Акт проверки).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

1. Подконтрольные расходы

    1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов определен органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов в размере 204 636,98 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 205 450,59 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере 202 738,55 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

где:

- базовый уровень ОПР ТСО n в году m + 1;

- значение эффективного уровня ОПР ТСО n в году m + 1, рассчитываемого в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э;

- уровень ОПР, рассчитанный органом регулирования для ТСО n в году m + 1 в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ.

В соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э

 

 

где среди прочего

- значение фактических экономически обоснованных операционных, подконтрольных расходов ТСО n в году m - 1, сформированное в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 14 Методических указаний № 421-э.

Орган регулирования при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов на 2020 год применяет значение фактических подконтрольных расходов за 2018 год, представленное регулируемой организацией, в размере 198 369,69 тыс. руб. При этом в Экспертном заключении на 2020 год Министерство проводит анализ экономической обоснованности фактических подконтрольных расходов по подстатьям затрат, по итогам которого фактические подконтрольные расходы за 2018 год составили 154 905,35 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов органу регулирования необходимо применять в расчет значения фактических ОПР с учетом положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Возражения Министерства в данной части отсутствуют.

С учетом фактических экономически обоснованных расходов за 2018 год, в размере 154 905,35 тыс. руб., эффективный уровень подконтрольных расходов составляет 161 126,127 тыс. руб.

Таким образом, базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года должен составить:

0,3*161 126,127+0,7*205 450,59=192 153,25 тыс. руб.

Исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года подлежат расходы в сумме 12 483,73 тыс. руб.

1.2. Показатели надежности и качества

В Экспертном заключении на 2020 год представлена таблица (приложение № 12 к Экспертному заключению), в которой отражены утвержденные показатели надежности и качества на 2020-2024 годы.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год не представлен расчет показателей надежности и качества в соответствии с положениями Методических указаний по расчету уровня надежности и качества поставляемых товаров и оказываемых услуг для организации по управлению единой национальной (общероссийской) электрической сетью и территориальных сетевых организаций, утвержденных приказом Минэнерго России от 29.11.2016 № 1256 (далее — Методические указания № 1256).

На основании вышеизложенного, показатели надежности и качества на долгосрочный период регулирования 2020-2024 годов определены Министерством без достаточного экономического обоснования. Органу регулирования необходимо отразить расчет показателей надежности и качества со ссылками на представленные регулируемой организацией документы, произведенный в соответствии с Методическими указаниями № 1256.

    1. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2020 год органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 205 450,59 тыс. руб.

1.3.1 Материальные затраты

Материальные затраты определены органом регулирования на 2020 год в размере 16 390,24 тыс. руб.

Материальные затраты заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 18 202,60 тыс. руб.

Фактические материальные затраты за 2018 год составили 15 214,81 тыс. руб.

1.3.1.1. Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо определены органом регулирования на 2020 год в размере 14 989,60 тыс. руб.

Расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 16 890,5 тыс. руб.

Фактические расходы на сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо за 2018 год составили 13 916,0 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат учтены органом регулирования на 2020 год в соответствии с пунктом 31 Основ ценообразования на основании экспертной оценки исходя из среднего значения фактических расходов за 3 предшествующих года с пересчетом расходов в сопоставимые условия с учетом данных о сложившихся индексах, размещенных на официальном сайте Минэкономразвития России по виду экономической деятельности «Промышленность».

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» Министерством не отражен анализ экономической обоснованности фактических расходов регулируемой организацией за 2016-2018 гг. с учетом периодичности и необходимости проведения работ по капитальному ремонту в соответствии с регламентирующими документами исходя из дефектных ведомостей, сформированных по результатам составления актов осмотров.

Также органом регулирования не проведен анализ на предмет двойного учета расходов по статье «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» и расходов, учтенных на мероприятия инвестиционной программы, утвержденной приказом от 08.10.2019 № 243.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

      1. Расходы на оплату труда

Расходы на оплату труда определены органом регулирования на 2020 год в размере 179 561,33 тыс. руб. исходя из:

- численности персонала – 428 чел.;

- среднегодовой минимальной месячной тарифной ставки (далее – ММТС) на 2020 год – 10 612 руб. (ММТС на 01.01.2019 в размере 10 303 руб. с учетом ИПЦ 103,0 %);

- средней ступени по оплате труда в размере 5,60, принятой по предложению регулируемой организации;

- тарифного коэффициента – 1,696, принятого по предложению регулируемой организации;

- выплат, связанных с режимом работы – 12,5%;

- текущего премирования – 30%;

- вознаграждения за выслугу лет – 15%;

- выплат по итогам года – 33%;

- среднемесячной заработной платы на одного сотрудника – 34 961,32 руб.

Расходы на оплату труда заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 230 348,70 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату труда за 2018 год составили 130 524,5 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

а) Минимальная месячная тарифная ставка

Органом регулирования ММТС на 2020 год учтена в соответствии с отраслевым тарифным соглашением в жилищно-коммунальном хозяйстве на 2017-2019 годы (далее – ОТС в ЖКХ) в размере 10 612 руб.

ФАС России считает обоснованным и соответствующим общим принципам регулирования тарифов в электроэнергетике применение к территориальной сетевой организации профильного отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике (далее – ОТС в электроэнергетике) и рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, подготовленным ОАО «ЦОТэнерго» (далее – Рекомендации).

Само по себе наличие отдельного отраслевого соглашения в электроэнергетике свидетельствует о необходимости при экспертной оценке применять профильный акт, который устанавливает порядок определения расходов на оплату труда с учетом особенностей в конкретной сфере деятельности.

Согласно пункту 8.4 Отраслевого тарифного соглашения в электроэнергетике Российской Федерации на 2019-2021 годы (далее – ОТС) расходы (средства), направляемые на оплату труда, рассчитываются исходя из численности работников списочного состава и числа вакантных рабочих мест (но не выше нормативной численности) с учетом нормативной численности на вновь вводимые объекты, размера минимальной месячной тарифной ставки и среднего тарифного коэффициента по организации.

Таким образом, минимальная месячная тарифная ставка установлена органом регулирования не в соответствии с ОТС в электроэнергетике.

б) Тарифный коэффициент

Средний тарифный коэффициент принят органом регулирования в размере 1,696.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год расчет тарифного коэффициента в соответствии с положениями Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго», не представлен.

В Возражениях представлен расчет тарифного коэффициента, выполненный на общее количество сотрудников организации по всем видам деятельности в количестве 1 753,7 человек (из них 1 368,25 человек — рабочие, 385,45 - специалисты). Расчет среднего тарифного коэффициента по категории «специалисты» отсутствует.

ФАС России отмечает, что тарифный коэффициент является составляющей системы оплаты труда, основанной на дифференциации заработной платы работников различных категорий, поэтому при определении коэффициента необходимо отталкиваться от уровня квалификации специалистов и сложности выполняемого ими объема работы. Тарифный коэффициент показывает, что оплата труда двух работников, выполняющих работу по одной и той же специальности (профессии) на одном и том же предприятии, может значительно различаться и причина этого в уровне квалификации работников, ввиду чего тарифные коэффициенты устанавливаются в зависимости от квалификации работника.

Ссылки на документы, обосновывающие принятые органом регулирования тарифные коэффициенты, в Экспертном заключении и Возражениях на Акт проверки не представлены.

Таким образом, расходы по статье «Расходы на оплату труда» подлежат дополнительному экономическому анализу в соответствии с вышеизложенным с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

1.3.3. Оплата работ и услуг сторонних организаций

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций определены органом регулирования на 2020 год в размере 3 980,80 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат:

- расходы на услуги связи – 533,62 тыс. руб.;

- расходы на услуги вневедомственной охраны и коммунального хозяйства – 2 849,40 тыс. руб., в том числе на вневедомственную охрану – 11,6 тыс. руб., на коммунальные услуги – 2 837,8 тыс. руб.;

- расходы на юридические и информационные услуги – 225,30 тыс. руб.;

- расходы на аудиторские и консультационные услуги – 22,00 тыс. руб.;

- транспортные услуги – 350,48 тыс. руб.;

Расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 4 126,30 тыс. руб.

Фактические расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций за 2018 год составили 3 967,60 тыс. руб.

Министерством расходы на услуги связи учтены в размере 533,62 тыс. руб., при заявленных регулируемой организацией в размере 525,3 тыс. руб., расходы на юридические и информационные расходы в размере 225,3 тыс. руб., при заявленных Регулируемой организацией в размере 224,70 тыс. руб.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

В этой связи расходы в размере 8,32 тыс. руб. по подстатье затрат «Расходы на услуги связи» и 0,6 тыс. руб. по подстатье затрат «Расходы на юридические и информационные услуги» подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на услуги коммунального хозяйства по данным раздельного учета за 2018 год в размере 2 849,40 тыс. руб. с ростом 104,0% к уровню фактических расходов за 2018 год.

В соответствии с Экспертным заключением на 2020 год в 2018 году в соответствии с данными раздельного учета и учетной политикой предприятия расходы сложились в следующих размерах: 1 339,4 тыс. рублей - отопление, 954,9 тыс. рублей - электроэнергия на хознужды, 131,9 тыс. рублей - водоснабжение, водоотведение, 302,6 тыс. рублей - услуги управляющей компании «Городок» (здание ОСТЭЭ).

Согласно пункту 2 Основ ценообразования № 1178 к подконтрольным расходам относятся расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, необходимо учитывать в составе неподконтрольных расходов с учетом разъяснений Президиума Федеральной антимонопольной службы от 21.03.2022 № 2.

В этой связи затраты по статье «Расходы на услуги коммунального хозяйства» подлежат учету в составе неподконтрольных расходов регулируемой организации (кроме услуг управляющей организации) в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

По подстатье затрат «Транспортные расходы» в материалах тарифного дела не в полном объеме представлены документы, подтверждающие обоснованность фактических затрат за 2018 год, а также не проведен анализ экономической обоснованности расходов в соответствии с пунктами 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с вышеизложенным. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.4. Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности определены органом регулирования на 2020 год в размере 901,00 тыс. руб., в том числе по следующим статьям затрат:

- расходы на спецодежду, обувь, средства защиты и плановые медицинские осмотры в размере 858,2 тыс. руб.;

- расходы на психологическое обследование в размере 42,8 тыс. руб.

Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 4 032,40 тыс. руб.

Фактические расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности за 2018 год составили 994,5 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по подстатье затрат «Расходы на спецодежду, обувь, средства защиты и плановые медицинские осмотры» Министерством не отражен анализ экономической обоснованности фактических и принятых расходов и представленной регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.5. Расходы на страхование

Расходы на страхование определены органом регулирования на 2020 год в размере 226,95 тыс. руб.

Расходы на страхование заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 220,10 тыс. руб.

Фактические расходы на страхование за 2018 год составили 211,6 тыс. руб.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

В этой связи расходы в сумме 6,85 тыс. руб. подлежат исключению из состава базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

Также ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по данной подстатье затрат Министерством не отражен анализ экономической обоснованности фактических и принятых расходов и представленной регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.6. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены органом регулирования на 2020 год в размере 234,45 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 219,90 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2018 год составили 216,2 тыс. руб.

Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы на канцтовары, компьютерное обслуживание техники, заправка картриджей и прочие.

Расходы по данной статье затрат рассчитаны исходя из фактических затрат за 2018 год с учетом ИПЦ.

В целях соблюдения баланса интересов потребителей и регулируемой организации орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат. Обоснование величины расходов выше заявленной регулируемой организацией также не отражено.

В этой связи расходы в размере 14,55 тыс. руб. подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года.

Также ФАС России сообщает, что в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Другие прочие расходы» Министерством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

1.3.7. Подконтрольные расходы из прибыли

Подконтрольные расходы из прибыли определены органом регулирования на 2020 год в размере 4 104,42 тыс. руб.

Подконтрольные расходы из прибыли заявлены регулируемой организацией на 2020 год в размере 31 167,70 тыс. руб.

Фактические подконтрольные расходы из прибыли расходы за 2018 год составили 47 228,1 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на льготы, компенсации и прочие выплаты по коллективному договору, расходы на услуги банков, денежные выплаты социального характера.

1.3.7.1. Денежные выплаты социального характера

Расходы на денежные выплаты социального характера определены органом регулирования на 2020 год в размере 136,64 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье затрат учтены в соответствии с пунктом 6.7 Раздела IV. Гарантии и льготы Коллективного договора, где указаны случаи, при которых работникам оказывается материальная помощь за счет работодателя.

ФАС России отмечает, что в Экспертном заключении на 2020 год органом регулирования не отражен перечень случаев, на которые учтены расходы по данной подстатье затрат, а также значения расходов, учтенные органом регулирования по данному перечню.

В Возражениях на Акт проверки орган регулирования указывает, что учтены выплаты работникам на социальную защиту, предусмотренные ОТС в ЖКХ РФ и соответствующие положениям Коллективного договора по социальной защите работников (раздел IV приложение 5; раздел VI; приложения 1-4):

на погребение умерших работников; близких родственников работников (супруга(и), детей, родителей) ветеранов предприятия, на выплату материальной помощи при уходе работника в ежегодный основной оплачиваемый отпуск, при увольнении работника по собственному желанию после установления трудовой пенсии по старости (с учетом стажа работы и периода увольнения после наступления пенсионного возраста); при рождении ребенка - не менее минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда; при регистрации брака (если брак регистрируется впервые) - не менее минимальной месячной тарифной ставки рабочего первого разряда; при увольнении работника в связи с призывом на военную службу в Вооруженные Силы Российской Федерации; выплата единовременного вознаграждения работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий.

В подтверждение сумм выплат регулируемой организацией представлены выборки по анализу счета 91.02 за 2019 год, счета 91.02 за 2020 год, счета 91.02 за 2021 год.

ФАС России отмечает, что выплаты единовременного вознаграждения работникам, удостоенным отраслевых наград и почетных званий, являются избыточными и не являются по своей сути компенсацией или льготой. В связи с чем данные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

В остальной части органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ денежных выплат социального характера на предмет непревышения фактических затрат над минимальной месячной тарифной ставкой в соответствии с ОТС в электроэнергетике. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2. Неподконтрольные расходы на 2021-2023 гг.

Неподконтрольные расходы определены органом регулирования на 2021 год в размере 194 371,50 тыс. руб., на 2022 год в размере 186 193,61 тыс. руб., на 2023 год в размере 188 154,16 тыс. руб.

Неподконтрольные расходы заявлены регулируемой организацией на 2021 год в размере 186 380,50 тыс. руб., на 2022 год в размере 203 212,20 тыс. руб., на 2023 год в размере 193 609,05 тыс. руб.

2.1. Отчисления на социальные нужды (ЕСН)

Расходы на отчисления на социальные нужды (ЕСН) определены органом регулирования на 2021 год в размере 55 286,46 тыс. руб., на 2022 год в размере 57 388,97 тыс. руб., на 2023 год в размере 58 145,65 тыс. руб.

В связи с тем, что расходы на оплату труда приняты без достаточного экономического обоснования, данная статья затрат также не имеет достаточного экономического обоснования.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.2. Плата за аренду имущества

Плата за аренду имущества определена органом регулирования на 2021 год в размере 910,8 тыс. руб., на 2022 год в размере 1 106,80 тыс. руб., на 2023 год в размере 1 363,53 тыс. руб. (на уровне заявки регулируемой организации на каждый год).

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Кроме того, экономически обоснованная величина амортизации определяется в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 годы арендная плата по договору с Комитетом по управлению имущества г. Йошкар-Олы от 28.09.2005 № 4092 (далее – договор № 4092) по расчету регулируемой организации составила за 2019 год - 239,91 тыс. руб., за 2020 год – 191,46 тыс. руб., за 2021 год – 170,12 тыс. руб.

Министерством размер платы по договору принят по расчету Регулируемой организации, так как фактически начисленная сумма арендной платы ниже рассчитанной в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178, при этом указанный расчет не представлен.

Кроме того, имущество, находящееся в государственной и муниципальной собственности, закрепляется за государственными и муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение. Остальное имущество, а также средства соответствующего бюджета, составляют государственную или муниципальную казну.

Начисление амортизации по объектам основных средств, переданных в аренду, производится арендодателем.

Единый порядок ведения бухгалтерского учета органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными (муниципальными) учреждениями Российской Федерации установлен Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В соответствии с пунктом 94 Инструкции № 157н по объектам нефинансовых активов с даты их включения в состав государственной (муниципальной) казны амортизация не начисляется, если иное не установлено нормативным правовым актом финансового органа публично-правового образования, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну.

Согласно пункту 96 Инструкции № 157н аналитический учет по счетам «Амортизация недвижимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация движимого имущества в составе имущества казны», «Амортизация нематериальных активов в составе имущества казны» не ведется, если иное не предусмотрено правовым актом по бюджетному учету казны.

Исходя из вышеизложенного, расходы на арендную плату муниципального имущества, находящегося в казне муниципального образования, при отсутствии разбивки арендной платы в разрезе обязательных платежей, нормативного правового акта финансового органа публично-правового образования в части начисления амортизации, в собственности которого находится имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не подлежат учету в составе НВВ регулируемых организаций.

Кроме того, по правилам бюджетного учета имущество, составляющее государственную (муниципальную) казну, не относится к основным средствам. Оно отражается на балансовом счете «Нефинансовые активы имущества казны». В связи с этим имущество казны не облагается налогом.

Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в соответствии с вышеизложенным.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 годы плата за аренду земли учтена органом регулирования по фактическим начислениям за аренду земли по объектам электросетевого хозяйства за 2019-2021 годы регулируемой организации исходя из площади земельных участков (м2), кадастровой стоимости (р/м2), коэффициента инфляции.

Расходы на аренду земли определяются в соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178, а также Земельным кодексом Российской Федерации (далее — ЗК РФ).

Размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации (ст.39.7 ЗК РФ).

Размер арендной платы по договору аренды земельного участка, находящегося в государственной (муниципальной) собственности, определяется согласно порядку, который установлен уполномоченным органом на основании соответствующего федерального закона, вступившего в силу к моменту заключения договора, даже если в момент заключения договора такой порядок еще не был установлен.

ФАС России отмечает, что Экспертные заключения на 2021-2023 гг. не содержат расчет и анализ экономической обоснованности затрат, первичной и бухгалтерской документации с отражением части расходов, относящейся на регулируемый вид деятельности в соответствии с учетной политикой, положениями Основ ценообразования № 1178 и ЗК РФ.

Кроме того, индексация расходов на аренду земельных участков, объектов электросетевого хозяйства по договорам не предусмотрена положениями Основ ценообразования № 1178.

Также в материалах тарифного дела не представлены договоры аренды земельных участков с Комитетом по управлению имущества г. Йошкар-Олы, Администрацией муниципального образования Звениговского района, Министерством государственного имущества РМЭ, в соответствии с которыми органом регулирования учтены расходы по данной подстатье затрат.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

2.3. Расходы на обслуживание заемных средств

Расходы на обслуживание заемных средств определены органом регулирования на 2021 год в размере 3 121,92 тыс. руб., на 2022 год в размере 1 249,21 тыс. руб., на 2023 год в размере 409,54 тыс. руб.

Расходы на обслуживание заемных средств заявлены регулируемой организацией на 2021 год в размере 4 293,10 тыс. руб., на 2022 год в размере 3 243,70 тыс. руб., на 2023 год в размере 409,54 тыс. руб.

В обоснование расходов по данной статье затрат регулируемой организацией представлены: ОСВ по счетам 91, 66, копии договоров с кредитными организациями.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ключевой ставке Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 годы органом регулирования расходы на обслуживание заемных средств учтены в равных долях на регулируемые виды деятельности по передаче электрической энергии и реализации тепловой энергии в целях пополнения оборотных средств регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что оценка экономической обоснованности затрат должна производиться органом регулирования с учетом документального подтверждения возникающих кассовых разрывов по операционной деятельности, для покрытия которых необходимо привлечение заемных денежных средств.

Подтверждением наличия кассовых разрывов должны являться расчеты сумм кассовых разрывов (помесячно) с подробной расшифровкой экономически обоснованных расходов (платежей) в разрезе статей затрат, указанием причин их возникновения, а также с приложением бухгалтерской отчетности, подтверждающей необходимость привлечения и обслуживания операционных кредитов.

Расчеты кассовых разрывов в материалы тарифного дела не представлены.

В Возражениях на Акт проверки орган регулирования ссылается на прогноз движения денежных средств регулируемой организации на 2021-2022 гг.., на 2023 год расчет отсутствует. ФАС России отмечает, что представленный прогноз является документом, в котором отражаются планируемые расходы и доходы на очередной период. Кроме того, прогноз составлен по всем видам деятельности (транспортировка э/эн, т/энергия и ХОВ, транспортировка т/эн, субсидии по НУ), не имеет постатейной разбивки в соответствии с учтенными статьями затрат в составе НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, ввиду отсутствия экономического и документального обоснования дефицита денежных средств, расходы на обслуживание заемных средств на 2021-2023 гг. подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации в сумме 4 780,67 тыс. руб.

3. Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)

Расходы по данной статье затрат определены органом регулирования на 2021 год в размере 4 434,81 тыс. руб., на 2022 год в размере 0 тыс. руб., на 2023 год в размере 0 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат заявлены регулируемой организацией на 2021 год в размере 4 343,49 тыс. руб., на 2022 год в размере 9 945,90 тыс. руб., на 2023 год в размере 0 тыс. руб.

Регулируемой организацией письмом от 03.11.2020 № 9865-04 в составе расходов на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) на 2021 год также заявлены расходы по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности) на 2020 год в связи с тем, что данная обязанность возникла в связи с вступлением в силу с 01.07.2020 требований по обеспечению средствами коммерческого учета электроэнергии за счет сетевой организации, предусмотренных Федеральным законом от 27.12.2018 № 522-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с развитием систем учета электрической энергии (мощности) в Российской Федерации».

Органом регулирования расходы на замену приборов коммерческого учета электрической энергии (мощности) приняты в соответствии со следующей таблицей:

 

 

Оборудование

Материалы

ИТОГО

Расходы по замене приборов учета в 2020 году

987,165

179,292

1 166,457

Расходы по замене приборов учета в 2021 году

1 141,807

316,470

1 458,277

Программное обеспечение Пирамида 2.0

 

 

1500,000

Оборудование сервера

 

 

310,077

ВСЕГО:

 

 

4 434,81

В соответствии с Экспертным заключением на 2021 год органом регулирования цены на приборы учета электрической энергии учтены в соответствии со счетом-фактурой от 27.10.2020 № 3056 без НДС.

Также в Экспертном заключении на 2021 год указано, что предложенные регулируемой организацией цены на приборы учета электрической энергии проанализировано Министерством с учетом информации, полученной из открытых источников в сети Интернет по данным различных поставщиков указанных товаров, и признаны экономически обоснованными.

При этом ФАС России отмечает, что данный анализ Министерством в Экспертном заключении на 2021 год не отражен, в Возражениях на Акт проверки также не представлен.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Вышеуказанные подходы должны также применяться при оценке экономической обоснованности фактических расходов за 2021-2022 гг. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

4. Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы)

2021 год

Выпадающие доходы (расходы) определены органом регулирования в размере (-27 181,83) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 2 021,21 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – (-5 617,00) тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 9 260,49 тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-20 203,51) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-5 751,36) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – 0 тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов за 2018 год – (- 5 530,60) тыс. руб.

2022 год

Выпадающие доходы (расходы) определены органом регулирования в размере (-55 738,38) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 0 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – (-31 954,87) тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов на установку приборов учета –749,41 тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 18 873,59 тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-18 531,93) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – (-14 359,19) тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – 0 тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов за 2018 год – (- 5 740,75) тыс. руб.

2023 год

Выпадающие доходы (расходы) определены органом регулирования в размере (-65 510,16) тыс. руб. исходя из следующих показателей:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – (-757,93) тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов – (-18 115,72) тыс. руб.;

- корректировка фактических расходов на установку приборов учета – (-1 752,94) тыс. руб.;

- корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 0 тыс. руб.;

- корректировка НВВ Регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – (-28 591,11) тыс. руб.;

- корректировка НВВ, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – 0 тыс. руб.;

- корректировка НВВ с учетом показателей надежности и качества – 0 тыс. руб.;

- величина распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов за 2018 год – (-6087,66) тыс. руб.

Порядок расчета тарифов методом долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определен Методическими указаниями № 98-э.

В соответствии с Методическими указаниями № 98-э регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной финансовый год, с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, корректировки планируемых значений параметров расчета тарифов, а также с учетом:

величины распределяемых в целях сглаживания изменения тарифов исключаемых необоснованных доходов и расходов, выявленных в том числе по результатам проверки хозяйственной деятельности регулируемой организации, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, в том числе относящихся к предыдущему долгосрочному периоду регулирования;

результатов деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до начала долгосрочного периода регулирования с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки или до изменения метода регулирования согласно абзацу второму пункта 39 Основ ценообразования № 1178.

Органом регулирования в Экспертных заключениях на 2021-2023 годы не отражен анализ экономической обоснованности фактических данных, использованных при расчете корректировок НВВ в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Также ФАС России отмечает, что в части корректировки неподконтрольных расходов органу регулирования при определении фактических экономически обоснованных расходов необходимо руководствоваться позицией ФАС России, изложенной в настоящем предписании. Также органу регулирования необходимо произвести пересмотр учтенных корректировок с учетом исключения экономически необоснованных расходов в соответствии с настоящим предписанием.

В отношении корректировок необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемого вида деятельности на 2021, 2023 годы ФАС России отмечает, что органом регулирования не отражен расчет фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии в части содержания электрических сетей за 2019, 2021 годы, а также на 2021-2023 годы не указан перечень обосновывающих материалов, представленных регулируемой организацией.

Органом регулирования произведена корректировка фактических расходов на установку приборов учета за 2021 год в размере (- 1 752,94) тыс. руб., исходя из плановых расходов на установку приборов учета в 2021 году в размере 4 434,81 тыс. руб. и фактических расходов, признанных Министерством экономически обоснованными, за 2021 год в размере 2 681,87 тыс. руб. по данным ОСВ по счету 20.02.1 «Эксплуатация и замена приборов учета».

Вместе с тем в соответствии с ОСВ по счету 20.02.1 «Эксплуатация и замена приборов учета» на сумму 2 681,87 тыс. руб. включены расходы на амортизацию, заработную плату ОПР, отчисления с ФОТ ОПР, материалы, метрологию (поверку), общепроизводственные расходы (счет 25), общехозяйственные расходы (счет 26), ремонтный фонд, услуги юридические, информационные, консультационные.

ФАС России отмечает, что органу регулирования необходимо определять фактические экономически обоснованные расходы на установку приборов учета исходя из фактических расходов на материалы и метрологию (поверку), которые определяются в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

При этом органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности представленных регулируемой организацией материалов в нарушение пункта 23 Правил № 1178.

Органом регулирования в состав необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2021-2023 годы включаются расходы на выпадающие доходы, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, по пункту 87 Основ ценообразования № 1178 (далее – выпадающие доходы).

При расчете выпадающих доходов на 2021-2023 годы органом регулирования также рассчитываются расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/ полученный избыток по фактическим значениям выпадающих доходов за 2019-2021 годы. Таким образом, по расчету Органа регулирования расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов/ полученный избыток с учетом индексов-дефляторов, подлежащие включению/исключению из состава НВВ составили за 2019 год – 4 793,65 тыс. руб., за 2020 год – (-10 378,85) тыс. руб., за 2021 год – (-11 529,84) тыс. руб.

В соответствии с абзацем 14 пункта 87 Основ ценообразования № 1178 в случае если по итогам хозяйственной деятельности прошедшего периода регулирования у сетевой организации появились экономически обоснованные расходы, превышающие объем средств, подлежащих компенсации сетевой организации в указанном периоде регулирования, то регулирующие органы при представлении соответствующих обоснований учитывают эти расходы при установлении регулируемых цен (тарифов) на последующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов, а если по итогам такого периода регулирования выявлены необоснованные расходы или излишне полученные доходы, то орган регулирования принимает решение об их исключении из суммы расходов, учитываемых при установлении тарифов на следующий период регулирования с учетом индексов-дефляторов.

В соответствии с Экспертными заключениями на 2021-2023 гг. ФАС России не представляется возможным сделать вывод об учете/исключении органом регулирования расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов/полученного избытка, в соответствии с абзацем 14 пункта 87 Основ ценообразования № 1178.

Также ФАС России отмечает, что при расчете расходов, связанных с компенсацией незапланированных расходов/полученного избытка, за 2019 год в размере 4 793,65 тыс. руб. органом регулирования применено значение учтенных выпадающих доходов за 2019 год в размере 8 936,98 тыс. руб., при этом в соответствии со сметами расходов за 2021-2023 годы учтенные выпадающие доходы за 2019 год составляют 10 334,43 тыс. руб.

Кроме того, органом регулирования не проведен анализ экономической обоснованности фактических выпадающих доходов/расходов регулируемой организации за 2019-2021 годы, а также не представлен перечень материалов регулируемой организации, в соответствии с которым органом регулирования определены фактические выпадающие доходы/расходы.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл нарушившим положения пунктов 2, 7, 26, 28 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 10 Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на 2021-2023 гг.

2. Органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» 2020 года расходы по статьям затрат:

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год» в сумме 12 483,73 тыс. руб.;

- «Расходы на услуги связи» в сумме 8,32 тыс. руб.;

- «Расходы на юридические и информационные услуги» в сумме 0,6 тыс. руб.;

- «Расходы на страхование» в сумме 6,85 тыс. руб.;

- «Другие прочие расходы» в сумме 14,55 тыс. руб.

2.2. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» 2020 года с последующим включением в состав неподконтрольных расходов расходы по статье затрат «Услуги коммунального хозяйства».

2.3. Исключить из необходимой валовой выручки регулируемой организации расходы по статье затрат «Расходы на обслуживание заемных средств» в сумме 4 780,67 тыс. руб.

2.4. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Показатели надежности и качества» на 2020 год;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструмент, топливо» на 2020 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2020 год;

- «Транспортные расходы» на 2020 год;

- «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности» на 2020 год;

- «Расходы на страхование» на 2020 год;

- «Другие прочие расходы» на 2020 год;

- «Денежные выплаты социального характера» на 2020 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2020-2023 гг.;

- «Плата за аренду имущества» на 2021-2023 гг.;

- «Расходы на выполнение предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона «Об электроэнергетике» обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности)» на 2021 год;

- «Расходы, связанные с компенсацией незапланированных расходов или полученного избытка (выпадающие доходы)» на 2021-2023 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, при тарифном регулировании на 2024-2025 годы.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Республики Марий Эл в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для МУП «Йошкар-Олинская ТЭЦ-1», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Председатель Комиссии ФАС России

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

Связанные организации

Министерство промышленности, экономического развития и торговли Республики Марий Эл
ИНН 1215107796, ОГРН 1061215002188
Марийское УФАС России
ИНН 1215026787, ОГРН 1021200772251