Письмо №СП/85618/20 Предписание по результатам выявленных нарушений, допущенных ... от 2 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ, орган регулирования, Служба, РСТ Нижегородской области), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 12.06.2019 № 1206/19 (с изм. от 07.10.2019 № 1310/19), акт проверки Инспекции ФАС России от 25.11.2019 № 174) в части установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» (далее — регулируемая организация) на 2019 год,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 12.09.2019 № 1206/19 «О проведении внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области» проведена внеплановая выездная проверка в отношении установленного Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» (далее – региональный оператор) 2019 года.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

По результатам конкурсного отбора регионального оператора, проведенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ООО «СИТИЛЮКС 52», г. Нижний Новгород, является победителем конкурсного отбора регионального оператора по зоне деятельности № 3 (Богородская).

Деятельность по обращению с ТКО на территории Нижегородской области осуществляется организацией на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности № 3), заключенного 12 марта 2018 года с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.

Согласно пункту 1.4 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является зона деятельности № 3 (Богородская кластерная зона), установленная разделом 9.2 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 № 752. В состав зоны обслуживания Богородской кластерной зоны входят:

- Богородский муниципальный район Нижегородской области;

- Павловский муниципальный район Нижегородской области;

- Сосновский муниципальный район Нижегородской области;

- Вачский муниципальный район Нижегородской области.

Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2018 № 56/23 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Ситилюкс 52» (ИНН 5258122475), г. Нижний Новгород, единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности № 3» методом экономически обоснованных расходов утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год в размере 549,32 руб./куб. м без НДС.

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации на 2019 год составила 345 937,992 тыс. руб.

По результатам анализа отдельных статей затрат, включенных в состав НВВ регионального оператора, ФАС России выявлено следующее.

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.

Органом регулирования учтены расходы на оплату труда в сумме 23 289,82 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 40 человек и среднемесячной заработной платы в сумме 37 237,5 руб./чел./мес.

В обоснование расходов на оплату труда региональным оператором были представлены следующие документы: штатное расписание, утвержденное приказом директора от 01.03.2018, на период с 01.03.2018 на 74 человека;·штатное расписание, утвержденное приказом директора от 01.10.2018 № 2, на период с 01.10.2018 на 81 человек; положение об оплате труда сотрудников предприятия, утвержденное директором 01.03.2018; пояснительная записка по расчету заработной платы и налогов; приказ Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы, при определении расходов на оплату труда, включаемых в состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.

При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18.

В ответ на акт проверки Инспекции ФАС России от 25.11.2019 № 174 орган регулирования отметил, что регулируемой организацией не осуществляется дифференциация персонала в разрезе тарифных разрядов и действующее штатное расписание не содержит информации о применяемых тарифных ставках рабочих, в том числе первого разряда, в связи с чем затраты на фонд оплаты труда работников ООО «СИТИЛЮКС 52» определялись органом регулирования с учетом должностных окладов, содержащихся в штатном расписании.

Таким образом, на момент принятия тарифного решения в части расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на 2019 год РСТ Нижегородской области не проводился анализ экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией затрат в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16.

Расчет среднемесячной оплаты труда, выполненный в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18, также не был представлен органом регулирования в адрес ФАС России.

ФАС России обращает внимание на то, что согласно данным государственной статистики за 2017 год в Нижегородской области фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составила 26 440,2 руб./мес.

В связи с вышеизложенным, с учетом актуальных на момент принятия тарифного решения индексов роста потребительских цен (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), среднемесячная оплата труда на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Нижегородской области, приведенная к 2019 году, составляла 28 403,2 руб./мес./чел. при принятых органом регулирования - 37 237,5 руб./мес./чел., что указывает на признаки завышения данных расходов в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

Вместе с тем, согласно данным государственной статистики за 2019 год в Нижегородской области фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составила 27 595 руб./мес.

На основании вышеизложенного, учтенные органом регулирования расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на 2019 год не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными в части учтенной среднемесячной оплаты труда, в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат на основании расчета среднемесячной оплаты труда в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16, с учетом непревышения фактической среднемесячной оплаты труда, сложившейся в Нижегородской области в 2019 году в размере 27 595 руб./мес., исключив по результатам проведенного анализа экономически необоснованные расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды 2019 года из состава НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020-2021 годы.

2. Расходы оператора по обращению и захоронению с ТКО.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.

Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.

Органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» 2019 года учтены расходы, связанные с обращением и захоронением ТКО на полигонах оператора по захоронению ООО «ОРБ Нижний», в размере 162 237,116 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в случае изменения, снижения НВВ и соответственно тарифов оператора по захоронению и обработке ТКО, утвержденных органом регулирования для ООО «ОРБ НИЖНИЙ» на 2019 год, РСТ необходимо произвести перерасчет данных расходов регионального оператора с учетом пункта 22 Основ ценообразования № 484.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную службу по тарифам Нижегородской области нарушившей положения пунктов 16, 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункта 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52».

      1. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

        - произвести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки ООО «СИТИЛЮКС 52» 2019 года, с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов, исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала» 2019 года из состава необходимой валовой выручки ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020-2021 годы, отразив результаты анализа в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484;

      1. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Нижегородской области произвести перерасчет НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» с учетом результатов изменения НВВ и соответственно тарифов на захоронение и обработку ТКО согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 и пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания.

      2. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Нижегородской области в срок до 01.12.2020 (включительно) исключить из состава необходимых валовых выручек ООО «СИТИЛЮКС 52» 2020-2021 гг. иные расходы 2019 года, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания.

      3. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 (включительно) пересмотреть необходимую валовую выручку и тариф ООО «СИТИЛЮКС 52» с учетом пунктов 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания.

      4. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 во исполнение пунктов 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания ввести в действие экономически обоснованный тариф на оказываемую услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020 год.

      5. Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами исключить при установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год оставшуюся сумму экономически необоснованных расходов, не исключенных из состава необходимой валовой выручки и тарифа на оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» 2020 года во исполнение пунктов 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания.

      6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

  • экспертных заключений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52».

    1.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Нижегородской области
ИНН 5260172603, ОГРН 1065260098760
Нижегородское УФАС России.
ИНН 5260041262, ОГРН 1025203042710