Письмо №СП/85618/20 Предписание по результатам выявленных нарушений, допущенных ... от 2 октября 2020 г.
Текст документа
Сохранить как PDF
ПРЕДПИСАНИЕ
Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, рассмотрев материалы внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области (далее – РСТ, орган регулирования, Служба, РСТ Нижегородской области), проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 12.06.2019 № 1206/19 (с изм. от 07.10.2019 № 1310/19), акт проверки Инспекции ФАС России от 25.11.2019 № 174) в части установления предельного единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» (далее — регулируемая организация) на 2019 год,
УСТАНОВИЛ:
На основании приказа ФАС России от 12.09.2019 № 1206/19 «О проведении внеплановой выездной проверки Региональной службы по тарифам Нижегородской области» проведена внеплановая выездная проверка в отношении установленного Региональной службой по тарифам Нижегородской области (далее – орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» (далее – региональный оператор) 2019 года.
Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила № 484).
Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).
По результатам конкурсного отбора регионального оператора, проведенного Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области, ООО «СИТИЛЮКС 52», г. Нижний Новгород, является победителем конкурсного отбора регионального оператора по зоне деятельности № 3 (Богородская).
Деятельность по обращению с ТКО на территории Нижегородской области осуществляется организацией на основании Соглашения об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Нижегородской области (зона деятельности № 3), заключенного 12 марта 2018 года с Министерством экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Согласно пункту 1.4 Соглашения зоной деятельности регионального оператора является зона деятельности № 3 (Богородская кластерная зона), установленная разделом 9.2 Территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Нижегородской области, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской области от 08.11.2016 № 752. В состав зоны обслуживания Богородской кластерной зоны входят:
- Богородский муниципальный район Нижегородской области;
- Павловский муниципальный район Нижегородской области;
- Сосновский муниципальный район Нижегородской области;
- Вачский муниципальный район Нижегородской области.
Решением Региональной службы по тарифам Нижегородской области от 20.12.2018 № 56/23 «Об установлении обществу с ограниченной ответственностью «Ситилюкс 52» (ИНН 5258122475), г. Нижний Новгород, единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по зоне деятельности № 3» методом экономически обоснованных расходов утвержден единый тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2019 год в размере 549,32 руб./куб. м без НДС.
Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регулируемой организации на 2019 год составила 345 937,992 тыс. руб.
По результатам анализа отдельных статей затрат, включенных в состав НВВ регионального оператора, ФАС России выявлено следующее.
1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.
Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала.
Органом регулирования учтены расходы на оплату труда в сумме 23 289,82 тыс. руб. исходя из численности персонала в количестве 40 человек и среднемесячной заработной платы в сумме 37 237,5 руб./чел./мес.
В обоснование расходов на оплату труда региональным оператором были представлены следующие документы: штатное расписание, утвержденное приказом директора от 01.03.2018, на период с 01.03.2018 на 74 человека;·штатное расписание, утвержденное приказом директора от 01.10.2018 № 2, на период с 01.10.2018 на 81 человек; положение об оплате труда сотрудников предприятия, утвержденное директором 01.03.2018; пояснительная записка по расчету заработной платы и налогов; приказ Государственного комитета РФ по строительной, архитектурной и жилищной политике от 22.03.1999 № 66 «Об утверждении рекомендаций по нормированию труда работников водопроводно-канализационного хозяйства».
Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 484 размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы, при определении расходов на оплату труда, включаемых в состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.
При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18.
В ответ на акт проверки Инспекции ФАС России от 25.11.2019 № 174 орган регулирования отметил, что регулируемой организацией не осуществляется дифференциация персонала в разрезе тарифных разрядов и действующее штатное расписание не содержит информации о применяемых тарифных ставках рабочих, в том числе первого разряда, в связи с чем затраты на фонд оплаты труда работников ООО «СИТИЛЮКС 52» определялись органом регулирования с учетом должностных окладов, содержащихся в штатном расписании.
Таким образом, на момент принятия тарифного решения в части расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на 2019 год РСТ Нижегородской области не проводился анализ экономической обоснованности заявленных регулируемой организацией затрат в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16.
Расчет среднемесячной оплаты труда, выполненный в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18, также не был представлен органом регулирования в адрес ФАС России.
ФАС России обращает внимание на то, что согласно данным государственной статистики за 2017 год в Нижегородской области фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составила 26 440,2 руб./мес.
В связи с вышеизложенным, с учетом актуальных на момент принятия тарифного решения индексов роста потребительских цен (2018 – 102,7 %, 2019 – 104,6 %), среднемесячная оплата труда на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами в Нижегородской области, приведенная к 2019 году, составляла 28 403,2 руб./мес./чел. при принятых органом регулирования - 37 237,5 руб./мес./чел., что указывает на признаки завышения данных расходов в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.
Вместе с тем, согласно данным государственной статистики за 2019 год в Нижегородской области фактическая среднемесячная оплата труда по виду деятельности «Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений» составила 27 595 руб./мес.
На основании вышеизложенного, учтенные органом регулирования расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала на 2019 год не могут быть признаны ФАС России экономически обоснованными в части учтенной среднемесячной оплаты труда, в связи с чем органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат на основании расчета среднемесячной оплаты труда в соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 и пунктом 26 Методических указаний № 1638/16, с учетом непревышения фактической среднемесячной оплаты труда, сложившейся в Нижегородской области в 2019 году в размере 27 595 руб./мес., исключив по результатам проведенного анализа экономически необоснованные расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды 2019 года из состава НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020-2021 годы.
2. Расходы оператора по обращению и захоронению с ТКО.
В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на оплату услуг, оказываемых другими операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами, определяются исходя из тарифов, установленных на товары (работы, услуги) таких операторов органами регулирования тарифов, или цен, определенных по соглашению с такими операторами.
Согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 тарифы регионального оператора подлежат пересмотру при пересмотре тарифов операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами, расходы которых учитываются в составе необходимой валовой выручки регионального оператора.
Органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» 2019 года учтены расходы, связанные с обращением и захоронением ТКО на полигонах оператора по захоронению ООО «ОРБ Нижний», в размере 162 237,116 тыс. руб.
ФАС России отмечает, что в случае изменения, снижения НВВ и соответственно тарифов оператора по захоронению и обработке ТКО, утвержденных органом регулирования для ООО «ОРБ НИЖНИЙ» на 2019 год, РСТ необходимо произвести перерасчет данных расходов регионального оператора с учетом пункта 22 Основ ценообразования № 484.
На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Региональную службу по тарифам Нижегородской области нарушившей положения пунктов 16, 42 Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, пункта 26 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52».
-
-
-
Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:
- произвести дополнительный анализ и расчет расходов, включенных в состав необходимой валовой выручки ООО «СИТИЛЮКС 52» 2019 года, с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, а также причин учета/неучета представленных регулируемой организаций расчетов и документов, исключив выявленные экономически необоснованные расходы по статье затрат «Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала» 2019 года из состава необходимой валовой выручки ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020-2021 годы, отразив результаты анализа в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484;
-
-
-
-
-
Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Нижегородской области произвести перерасчет НВВ регионального оператора ООО «СИТИЛЮКС 52» с учетом результатов изменения НВВ и соответственно тарифов на захоронение и обработку ТКО согласно пункту 22 Основ ценообразования № 484 и пункту 2 мотивировочной части настоящего предписания.
-
Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Нижегородской области в срок до 01.12.2020 (включительно) исключить из состава необходимых валовых выручек ООО «СИТИЛЮКС 52» 2020-2021 гг. иные расходы 2019 года, размер которых напрямую зависит от расходов, подлежащих исключению, указанному в пунктах 2 - 3 резолютивной части настоящего предписания.
-
Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 (включительно) пересмотреть необходимую валовую выручку и тариф ООО «СИТИЛЮКС 52» с учетом пунктов 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания.
-
Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.12.2020 во исполнение пунктов 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания ввести в действие экономически обоснованный тариф на оказываемую услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» на 2020 год.
-
Органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами исключить при установлении тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами на 2021 год оставшуюся сумму экономически необоснованных расходов, не исключенных из состава необходимой валовой выручки и тарифа на оказываемую услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52» 2020 года во исполнение пунктов 2 - 5 резолютивной части настоящего предписания.
-
Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:
-
-
-
решений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 7 резолютивной части настоящего предписания;
-
протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;
-
экспертных заключений органа исполнительной власти Нижегородской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ООО «СИТИЛЮКС 52».
|
|
С.А. Пузыревский |
|
|
|