Решение №СП/55520/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 13 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июля 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе: <...>,

рассмотрев разногласия между филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» (далее – Заявитель, Общество, Севкавказэнерго) и Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (далее – РСТ, Служба, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. директора департамента тарифообразования ПАО «Россети Северный Кавказ» <...>, главного эксперта отдела анализа и контроля департамента тарифообразования ПАО «Россети Северный Кавказ» <...>, руководителя Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания <...>, заместителя руководителя Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания <...>,

УСТАНОВИЛА:

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 01.03.2023 № 30909/23) о споре (разногласиях) между филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» и Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Постановлениями Службы от 29.11.2022 № 90 «Об установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Республики Северная Осетия-Алания», № 92 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и необходимой валовой выручки на долгосрочный период филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», действующего на территории Республики Северная Осетия – Алания, на 2023-2027 годы» в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки на 2023 год.

Величина необходимой валовой выручки для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2023-2027 годы.

Величина необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь (далее – НВВ), установленная оспариваемыми постановлениями, составляет 2 794 563,65 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 3 204 975,35 тыс. руб. (с учетом заявленных требований).

Севкавказэнерго заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2023 год расходов по следующим статьям разногласий (с учетом писем исх. от 12.05.2023 № МР8/ШИ/01/150, рег. от 15.05.2023 № 73024-ЭП/23; исх. от 23.06.2023 № МР8 ЛР/01/370, рег. от 23.06.2023 № 94959-ЭП/23):

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено РСТ

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Аренда зданий и сооружений

0,00

6 622,13

6 622,13

2

Аренда земельных участков

180,00

3 892,22

3 712,22

3

Корректировка НВВ с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов

- 141 634,89

16 590,17

158 225,06

4

Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию

- 2 141,23

41 823,77

43 965,00

5

Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности

112 196,42

290 540,30

178 343,88

6

Расчетная предпринимательская прибыль

128 666,19

148 209,60

19 543,41

 

ИТОГО

 

 

410 411,70

 

Общая сумма разногласий составила 410 411,70 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

1. Статья разногласий «Аренда зданий и сооружений».

Заявитель считает экономически обоснованным размер аренды зданий и сооружений в размере 6 622,13 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составляет 6 622,13 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- пояснительная записка по обоснованию затрат по статье «Аренда зданий и сооружений»;

- расчеты расходов на 2021-2023 гг.;

- анализ счета 60 за 2021 год по договорам № ДГ13-117 от 01.10.2012, № 766/2013 от 08.10.2013;

- УПД по договорам от 01.10.2012 № ДГ13-117, от 08.10.2013 № 766/2013;

- договоры аренды нежилых помещений от 01.10.2012 № ДГ13-117, от 08.10.2013 № 766/2013, от 26.09.2022 № 74;

- ОСВ по счету 20 (аренда помещений Пятигорск) за 2021 год;

- заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2023-2027 гг. филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.04.2022 № МР/СОФ/01/606;

- уточненное предложение об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 гг. и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания по электрическим сетям ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год от 28.10.2022 № МР8/СОФ/01-00/2432;

- решение Верховного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.10.2022 по делу № 3а-17/2022 (3а-83/2021).

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с Заключением об установлении необходимой валовой выручки филиала ПАО «Россети Северного Кавказа» - «Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на 2023 год, а также дополнением к данному заключению (далее – Экспертное заключение на 2023 год), РСТ не учтены расходы по данной статье в связи с отсутствием в материалах дела расчета доли распределения по филиалам.

Договоры аренды нежилых помещений от 01.10.2012 № ДГ13-117, от 08.10.2013 № 766/2013 заключены ПАО «Россети Северный Кавказ» для размещения исполнительного аппарата в г. Пятигорск. Согласно условиям заключенных договоров, договоры подлежат автоматической пролонгации.

По договору аренды от 26.09.2022 № 74 арендуется нежилое помещение для размещения электросетевого оборудования трансформаторной подстанции (ТП-150).

В соответствии с нормами постановления Правительства Российской Федерации от 28.02.2014 № 184, пункта 4.2.6 Правил устройства электроустановок, утвержденных приказом Минэнерго России от 20.06.2003 № 242, трансформаторная подстанция обладает признаками недвижимости, однако не имеет самостоятельного значения при отсутствии в ней движимой вещи (трансформатора). Трансформаторная подстанция - это сооружение, предназначенное для выполнения функций электроснабжения, следовательно, демонтаж оборудования, находящегося в нем, приведет к прекращению подачи электроэнергии.

Таким образом, в соответствии с требованиями пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 экономически обоснованные расходы на аренду помещения для размещения электросетевого оборудования трансформаторной подстанции определяются исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Бухгалтерские документы, подтверждающие начисление собственном амортизации, уплату налогов и других обязательных платежей Заявителем не представлены.

В составе обосновывающих материалов Севкавказэнерго было представлено Положение об учетной политике ПАО «Россети Северный Кавказ» для целей бухгалтерского учета на 2022 год, утвержденная приказом от 30.12.2021 № 594
(с учетом изменений, утвержденных приказом от 14.07.2022 № 319).

ФАС России отмечает, что Заявителем учетная политика на 2023 год в адрес ФАС России и РСТ представлена не была.

В соответствии с пунктом 3.20.10 «Общехозяйственные затраты (бухгалтерский учет)» затраты, связанные с обслуживанием и управлением деятельности Общества в целом, ведется на счете 26 «Общехозяйственные расходы» в разрезе подразделений и статей затрат. В конце месяца данные затраты распределяются на счет 20 «Основное производство» по номенклатуре «Услуги ЕИО» и на счет 26 «Общехозяйственные расходы» филиалов по номенклатурной группе «Передача электроэнергии» пропорционально необходимой валовой выручке по передаче электроэнергии между филиалами, входящими в состав ПАО «Россети Северный Кавказ».

Доля НВВ для распределения затрат исполнительного аппарата ПАО «Россети Северного Кавказа», относимая на филиал на 2023 год, составляет 9,54% согласно расчету, подписанному начальником департамента экономики ПАО «Россети Северный Кавказ» А.О. Дайкер.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Заявитель осуществляет следующие виды деятельности «Передача электрической энергии», «Технологическое присоединение», «Прочие виды деятельности», при этом все расходы на содержание исполнительного аппарата относятся на один вид деятельности «Передача электрической энергии».

Севкавказэнерго не представлены документы, подтверждающие заключение договоров аренды по результатам торгов, а также иные обоснования в соответствии с требованиями пункта 29 Основ ценообразования № 1178. Также не представлены обосновывающие документы, на основании которых определялась доля для распределения затрат исполнительного аппарата ПАО «Россети Северного Кавказа».

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Аренда зданий и сооружений» являются экономически необоснованными и не подлежат удовлетворению.

2. Статья разногласий «Аренда земельных участков».

Заявитель считает экономически обоснованным размер аренды земельных участков в размере 3 892,22 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 180,00 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 3 712,22 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- пояснительная записка по статье «Арендная плата за земельные участки»;

- расчет планируемой арендной платы за земельные участки в 2023 году;

- оборотно-сальдовая ведомость по статье «Аренда земельных участков»
за 2021 год;

- копии договоров аренды земельных участков;

- заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2023-2027 гг. филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.04.2022 № МР/СОФ/01/606;

- уточненное предложение об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 гг. и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания по электрическим сетям ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год от 28.10.2022 № МР8/СОФ/01-00/2432;

- решение Верховного суда Республики Северная Осетия – Алания от 05.10.2022 по делу № 3а-17/2022 (3а-83/2021);

- апелляционное определение от 28.02.2023 по делу № 66а-194/2023.

Заявитель отмечает, что к материалам тарифного дела на 2023 год приложен расчет на основании 255 заключенных договоров аренды земельных участков
и одного, планируемого к заключению в 2022 году.

Земельные участки переданы Обществу по договорам аренды для размещения производственных объектов недвижимости, задействованных в осуществлении регулируемого вида деятельности по передаче электрической энергии.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год РСТ расходы
на аренду земельных участков не приняты в полном объеме, так как
к обосновывающим документам Заявителем не были представлены акты оказанных услуг, универсальный передаточный документ, счет-фактуры, счета на оплату, платежные поручения, акты сверки взаиморасчетов. Органом регулирования включены расходы по 9 договорам с актуальными сроками и 3 договорам
с пролонгацией.

Расходы по договорам аренды земельных участков были предметом судебного разбирательства между Севкавказэнерго и органом регулирования по вопросу обоснованности установления НВВ Общества на 2021 год. Решением Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2022 по делу № 3а-17/2022
(3а-83/2021) и Апелляционным определением от 28.02.2023 по делу № 66а-194/2023 подтверждена обоснованность учета расходов по договорам аренды земельных участков в НВВ Общества.

В соответствии с мотивировочной частью решения Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2022 по делу № 3а-17/2022
(3а-83/2021) и пунктом 2 статьи 621 Гражданского кодекса Российской Федерации если арендатор продолжает пользоваться имуществом после истечения срока договора при отсутствии возражений со стороны арендодателя, договор считается возобновленным на тех же условиях на неопределенный срок. Возражений
со стороны арендодателя земельных участков по договорам аренды земельных участков с истекшими сроками действия в адрес ПАО «Россети Северный Кавказ» не поступало. ПАО «Россети Северный Кавказ» продолжает пользоваться имуществом и своевременно оплачивает арендную плату по договорам аренды, что подтверждено представленным в составе обосновывающих материалов данными бухгалтерского учета.

На основании вышеизложенного, требования Севкавказэнерго по статье «Аренда земельных участков» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет расходов на основании мотивировочной части настоящего решения, решения Верховного суда Республики Северная Осетия-Алания от 05.12.2022 по делу № 3а-17/2022 (3а-83/2021) и Апелляционного определения от 28.02.2023 по делу № 66а-194/2023, соответствующий расчет отразив в экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования
№ 1178.

3. Статья разногласий «Корректировка НВВ с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки НВВ
с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов в размере 16 590,17 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.).

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере (-) 141 634,89 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 158 225,06 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2023-2027 гг. филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.04.2022 № МР/СОФ/01/606;

- уточненное предложение об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 гг. и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания по электрическим сетям ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год от 28.10.2022
№ МР8/СОФ/01-00/2432;

- заключение экспертной группы об установлении долгосрочных параметров регулирования филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на осуществление деятельности по передаче электрической энергии на период
2018-2022 годов (далее – Экспертное заключение на 2018 год);

- апелляционное определение Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2019 № 22-АПА19-3.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой
на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178.
По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться
с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Пунктом 11 Методических указаний № 98-э предусмотрено, что корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов определяется по формуле (5):

(5).

 

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год данная корректировка по формуле (5) Методических указаний № 98-э составила 27 317,29 тыс. руб.
(с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.), Севкавказэнерго корректировка заявлена
в размере 16 590,17 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.), что превышает расчет органа регулирования на 10 727,12 тыс. руб.

В приложении № 3.1 к протоколу РСТ от 29.11.2022 № 90 (далее – Протокол
№ 90) размер корректировки составил «- 141 634,89 тыс. руб.». Расчет корректировки, указанной в протоколе отсутствует.

На стр. 18 и 20 Протокола № 90 указано, что органом регулирования исключено превышение фактических расходов на оплату труда над величиной, установленной РСТ на 2018-2021 гг.

По мнению Заявителя, экономически обоснованная величина подконтрольных расходов не была учтена органом регулирования при установлении НВВ Севкавказэнерго на 2018-2021 годы. Выпадающие доходы Общества за 2018-2020 годы, связанные с неисполнением органом регулирования судебных решений в части пересмотра базового уровня подконтрольных расходов, были частично учтены
РСТ в НВВ Общества только в 2022 году.

Базовый уровень подконтрольных расходов 2018 года был утвержден постановлением РСТ РСО-Алания от 28.02.2018 № 6 в размере 778 571,43 тыс. руб., в том числе расходы на оплату труда - 605 038,91 тыс. руб. (стр. 35-36 Экспертного заключения на 2018 год).

Заявитель отмечает, что величина базового уровня подконтрольных расходов, установленная РСТ постановлением от 28.02.2018 № 6 на период 2018-2022 годов, была предметом судебного разбирательства. Решением Верховного суда Республики Северная Осетия — Алания от 10.07.2019 постановление РСТ от 28.02.2018
№ 6 было признано недействующим.

Новым нормативным правовым актом, изданным РСТ во исполнение судебного решения, постановлением от 18.11.2022 № 48 были утверждены долгосрочные параметры регулирования деятельности филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2018-2022 годы. Расходы на оплату труда увеличены на 47 095,17 тыс. руб., базовый уровень подконтрольных расходов – на 112 798,56 тыс. руб. и составили 891 370,00 тыс. руб. Выпадающие доходы за период 2018-2020 гг., связанные с пересмотром величины базового уровня подконтрольных расходов по решению суда, составили 435 532,92 тыс. руб. и учтены в НВВ регулируемой организации на 2022 год.

Без учета ИПЦ недосбор выручки на оплату труда за 2018-2021 гг. составляет 188 380,68 тыс. руб., что больше величины, исключенной Службой в размере 141 634,89 тыс. руб.

Органом регулирования не был произведен анализ расходов за каждый год
и не определены причины отклонения фактических расходов на оплату труда
над величиной, учтенной при установлении НВВ Общества на соответствующий год. Также РСТ не были учтены факторы, влияющие на величину расходов, такие как, изменение фактической численности за долгосрочный период регулирования
от учтенной при установлении базового уровня подконтрольных расходов, изменение способов выполнения ремонтных работ (замена подрядного способа
на выполнение большего объема работ собственными силами (хоз.способом)), отклонение процента фактических компенсационных выплат, предусмотренных трудовым законодательством и внутренними локальными нормативными актами
ПАО «Россети Северный Кавказ», экономия достигнутая по иным статьям подконтрольных расходов и являющаяся следствием эффективности деятельности персонала и оптимизации расходов. Также РСТ не были проанализированы и учтены статистические данные о величине среднемесячной заработной платы
за соответствующий период по виду деятельности передача и распределение электрической энергии.

ФАС России отмечает, что данное превышение не было учтено
при установлении плановых тарифов на услуги по передаче электрической энергии, таким образом не могло быть покрыто за счет регулируемого вида деятельности. Исключение Службой данного превышения является нарушением пункта 7 Основ ценообразования № 1178, которым предусмотрено, что при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность. К экономически необоснованным расходам организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, относятся в том числе выявленные на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности за год и иных материалов:

расходы организаций, осуществляющих регулируемую деятельность,
в предыдущем периоде регулирования, не связанные с осуществлением регулируемой деятельности этих организаций и покрытые за счет поступлений
от регулируемой деятельности.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Корректировка НВВ с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 158 225,06 тыс. руб. (16 590,17 тыс. руб. –
(-141 634,89 тыс. руб.)).

4. Статья разногласий «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки НВВ
с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию в размере
41 823,77 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.).

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере (-) 2 141,23 тыс. руб. (с учетом ИПЦ
на 2022 и 2023 гг.).

Сумма разногласий составляет 43 965,00 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2023-2027 гг. филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.04.2022 № МР/СОФ/01/606;

- уточненное предложение об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 гг. и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания по электрическим сетям ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год от 28.10.2022
№ МР8/СОФ/01-00/2432;

- постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2020 № 68;

- постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 14.12.2018 № 34/1;

- протокол Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2020 № 68.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию определяется по формуле (8):

 

 

где

- фактический объем отпуска электрической энергии в сеть территориальной сетевой организации, определяемый регулирующими органами
в (i-2)-том году долгосрочного периода регулирования (1 606,69 млн. кВтч. – разногласия отсутствуют);

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, к которому относится год (i-2), в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 (17,34% - разногласия отсутствуют);

ЦПi-2 - прогнозная цена покупки потерь электрической энергии в сетях
(с учетом мощности) в году i-2, учтенная при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям (1 913,67 руб./МВтч – разногласия отсутствуют);

- средневзвешенная фактическая цена покупки потерь электрической энергии в сетях (с учетом мощности) в году i-2;

- величина фактических потерь электрической энергии в сетях в году i-2 (316,90 млн. кВтч – разногласия отсутствуют).

Разногласия по расчету корректировки НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию возникли в части средневзвешенной фактической цены покупки потерь электрической энергии за 2021 год. Заявитель указывает величину в размере 2 038,31 руб./МВтч, Службой данный показатель принят в размере 1 906,72 руб./МВтч.

В соответствии с Экспертным заключением на 2023 год фактическая цена потерь определена РСТ на основании нормативных потерь в электрических сетях согласно тарифного меню, что является нарушением формулы (8) пункта
11 Методических указаний № 98-э, в соответствии с которой цена определяется
на основании всего фактического объема потерь электроэнергии.

Кроме того, при приведении величины корректировки к 2023 году (в соответствии с формулой (3) Методических указаний № 98-э) Службой применены индексы потребительских цен на 2022 и 2023 гг. в размере 4,3% и 6,0%, что не соответствует актуальному прогнозу Минэкономразвития России на момент принятия тарифного решения на 2023 год. В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/Д03и данные индексы составляют 13,9% и 6,0% соответственно.

Пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что перед началом каждого года долгосрочного периода регулирования определяются планируемые значения параметров расчета тарифов, в том числе:

индекс потребительских цен, определенный в соответствии с прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации (далее - индекс потребительских цен). В отсутствие одобренного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной год долгосрочного периода регулирования в целях определения подконтрольных расходов применяются значения параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, соответствующие последнему году периода, на который был одобрен указанный прогноз.

На основании вышеизложенного, требования Севкавказэнерго по статье «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен
на электрическую энергию» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет расходов на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий расчет отразив в экспертном заключении на основании пункта 23 Правил регулирования № 1178.

5. Статья разногласий «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности».

Заявитель считает экономически обоснованным размер корректировки НВВ
по доходам от осуществления регулируемой деятельности в размере
290 540,30 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 гг.).

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 112 196,42 тыс. руб. (с учетом ИПЦ на 2022
и 2023 гг.).

Сумма разногласий составила 178 343,88 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

- заявление о размере цен (тарифов), долгосрочных параметров регулирования на услуги по передаче электрической энергии и мощности на 2023-2027 гг. филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» от 29.04.2022 № МР/СОФ/01/606;

- уточненное предложение об установлении долгосрочных параметров регулирования на 2023-2027 гг. и тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Республики Северная Осетия – Алания по электрическим сетям ПАО «Россети Северный Кавказ» на 2023 год от 28.10.2022
№ МР8/СОФ/01-00/2432;

- постановление Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2020 № 68;

- протокол Региональной службы по тарифам Республики Северная Осетия-Алания от 30.12.2020 № 68.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности определяется по формуле (7.1):

(7.1),

где

- необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2 (2 432 581,34 тыс. руб. – разногласия отсутствуют);

- фактический объем выручки за услуги по передаче электрической энергии за год i-2 в части содержания электрических сетей (с учетом фактически недополученной выручки по зависящим от сетевой организации причинам), определяемый исходя из установленных на год i-2 тарифов на услуги по передаче электрической энергии без учета ставки, используемой для целей определения расходов на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, и фактических объемов оказанных услуг.

Разногласия по данной статье возникли в части величины фактического объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год в части содержания электрических сетей.

Заявитель отмечает, что величина фактической выручки за 2021 год
от оказания услуг по передаче электрической энергии, фактических затрат на оплату потерь, расходов на оплату услуг ТСО подтверждены данными раздельного учета за 2021 год.

Фактический объем выручки определен Заявителем как НВВ от оказания услуг по передаче электроэнергии без услуг ТСО в размере 2 679 122,63 тыс. руб.
за исключением расходов на оплату нормативных потерь в размере 566 562,98 тыс. руб. с учетом фактических расходов на покупку энергии для компенсации сверхнормативных потерь в размере 79 376,72 тыс. руб.

Органом регулирования фактический объем выручки определен как выручка по котлу в размере 2 715 006,18 тыс. руб. за исключением плановых расходов
на оплату нормативных потерь в размере 514 703,00 тыс. руб. и с учетом доходов
от сверхнормативных потерь в размере 130 796,21 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что данный подход РСТ не соответствует формуле (7.1) п. 11 Методических указаний № 98-э, расходы на оплату нормативных потерь приняты без расчета по ставке, используемой для целей определения расходов
на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче
по электрическим сетям, и фактического отпуска электрической энергии в сеть.

Выручка по виду деятельности «Передача по распределительным сетям» должна приниматься с учетом расходов на оплату услуг ТСО, которые также участвуют в расчете корректировки неподконтрольных расходов исходя
из фактических значений указанного параметра. Для сопоставимости плановой и фактической НВВ на содержание размер плановой необходимой валовой выручки также должен учитываться органом регулирования с учетом расходов на оплату услуг ТСО.

В соответствии с таблицей 1.3, утвержденной приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, выручка за 2021 год составила 2 715 006 тыс. руб. (соответствует расчету Службы).

При этом, при приведении величины корректировки к 2023 году
(в соответствии с формулой (3) Методических указаний № 98-э) Службой применены индексы потребительских цен на 2022 и 2023 гг. в размере 4,3% и 6,0%, что не соответствует актуальному прогнозу Минэкономразвития России на момент принятия тарифного решения на 2023 год. В соответствии с письмом Минэкономразвития России от 28.09.2022 № 36804-ПК/Д03и данные индексы составляют 13,9% и 6,0% соответственно.

На основании вышеизложенного, требования Севкавказэнерго по статье «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет расходов на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий расчет отразив в экспертном заключении на основании пункта
23 Правил регулирования № 1178.

6. Статья разногласий «Расчетная предпринимательская прибыль».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расчетной предпринимательской прибыли в размере 148 209,60 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 128 666,19 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 19 543,41 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации, включаемая в необходимую валовую выручку сетевой организации, определяется в размере 5 процентов необходимой валовой выручки сетевой организации на очередной период регулирования с учетом расходов на оплату потерь на очередной период регулирования за вычетом расходов на оплату услуг по передаче электрической энергии, оказываемых прочими территориальными сетевыми организациями.

По заявлению сетевой организации расчетная предпринимательская прибыль сетевой организации может быть установлена на более низком уровне.

С учетом удовлетворения/частичного удовлетворения требований Заявителя
по статьям разногласий «Аренда земельных участков», «Корректировка НВВ
с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов», «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен
на электрическую энергию», «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности» величина расчетной предпринимательской прибыли подлежит пересчету в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расчетная предпринимательская прибыль» подлежат частичному удовлетворению.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов
по существу разногласий между филиалом ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» и Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания, Комиссия:

РЕШИЛА:

1. Признать Региональную службу по тарифам Республики Северная Осетия-Алания нарушившей пункты 7, 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний
по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э.

2. Частично удовлетворить требования филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго», указанные в заявлении о рассмотрении разногласий в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике
с Региональной службой по тарифам Республики Северная Осетия-Алания (рег.
от 01.03.2023 № 30909/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в НВВ филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» расходы по статье «Корректировка НВВ с учетом изменения планируемых параметров расчета подконтрольных расходов» в размере 158 225,06 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания
в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2023 произвести и отразить анализ и расчет расходов (показателей) в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178,
на основании мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение, по статьям затрат:

- «Аренда земельных участков»;

- «Корректировка НВВ с учетом изменения полезного отпуска и цен
на электрическую энергию»;

- «Корректировка НВВ по доходам от осуществления регулируемой деятельности»;

- «Расчетная предпринимательская прибыль».

5. Органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания
в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике включить в необходимую валовую выручку филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» экономически обоснованные расходы, указанные
в пунктах 3, 4 настоящего решения, при установлении тарифов на услуги
по передаче электрической энергии для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» на 2024 год с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Республики Северная Осетия-Алания в области государственного регулирования цен (тарифов)
в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре)
для филиала ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» тарифов
на услуги по передаче электрической энергии, в которых отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать филиалу ПАО «Россети Северный Кавказ» - «Севкавказэнерго» в удовлетворении остальной части требований.

Связанные организации

ПУБЛИЧНОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО "РОССЕТИ СЕВЕРНЫЙ КАВКАЗ"
ИНН 2632082033, ОГРН 1062632029778
Северо-Осетинское УФАС России
ИНН 1501004390, ОГРН 1021500584148
Региональная служба по тарифам Республики Северная Осетия-Алания
ИНН 1515909328, ОГРН 1061515005166