Предписание №СП/48743/24 Предписание по отчету о наблюдении за слюдением обязательных... от 6 июня 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов) (далее – Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Министерством тарифной политики Красноярского края (далее — Министерство, орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31/101654/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 22.12.2023 № 72/3620 и исх. от 19.01.2024 № 7/132; рег. от 22.01.2024 № 9721-ЭП/23), в ходе которого выявлены нарушения требований законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные Министерством тарифной политики Красноярского края при установлении предельных единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регионального оператора ООО «Рециклинговая компания» (осуществляющего деятельность в трех технологических зонах) на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

Регулирование тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 «О ценообразовании в области обращения с твердыми коммунальными отходами» утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

ООО «Рециклинговая компания» осуществляет деятельность регионального оператора по обращению с ТКО в 3 технологических зонах: Канско-Абанской, Лесосибирской, Рыбинской.

Единый предельный тариф на услугу регионального оператора по обращению с ТКО для потребителей ООО «Рециклинговая компания» утвержден в следующем размере:

- по Канско-Абанской технологической зоне на 2023 год утвержден приказом Министерства тарифной политики от 18.12.2022 № 976-в в размере 1 623,89 руб. куб.м.

- по Лесосибирской технологической зоне на 2023 год утвержден приказом Министерства тарифной политики от 18.12.2022 № 978-в в размере 2 068,97 руб. куб.м.

- по Рыбинской технологической зоне на 2023 год утвержден приказом Министерства тарифной политики от 18.12.2022 № 978 в размере 1 460,27 руб. куб.м.

НВВ, учтенная органом регулирования при утверждении предельного тарифа для ООО «Рециклинговая компания» на 2023 год на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами по 3 технологическим зонам, составила 904 595,22 тыс. руб. в том числе по Канско - Абанской технологической зоне 471 185,52 тыс. руб., по Лесосибирской технологической зоне 230 421,18 тыс. руб., Рыбинской технологической зоне — 202 988,52 тыс. руб.

В соответствии с подпунктом 36 пункта 2 статьи 149 части второй Налогового кодекса Российской Федерации операции по реализации услуг по обращению с ТКО, оказываемые региональным оператором по обращению с ТКО ООО «Рециклинговая компания», освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость при формировании НВВ 2023 года.

Согласно подпункту 1 пункта 2 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации, при приобретении товаров (работ и услуг), освобождаемых от налогообложения НДС, сумма НДС, предъявленная поставщиками товаров (работ, услуг), к вычету не принимается, а включается в стоимость этих товаров (работ, услуг) (информационное письмо Министерства финансов Российской Федерации от 17.10.2019 № 03-07-07/79996).

Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Красноярского края от 23.09.2016 1/451-од (ред. от 13.10.2022, с изм. от 01.03.2023) утверждена территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО), в Красноярском крае (далее — Территориальная схема).

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Рециклинговая компания» на 2023 год, в том числе представленных экспертных заключений экономической обоснованности единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Рециклинговая компания» на 2022 и 2023 годы (далее – Экспертное заключение на 2022 и 2023 год), установлено следующее.

Корректировка НВВ на очередной период регулирования по фактическим данным 2021 года.

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

где:

- корректировка НВВ регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина НВВ регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка НВВ регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка НВВ регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

НВВ регионального оператора на 2023 год определена органом регулирования по Лесосибирской технологической зоне — 230 421,18 тыс. руб., Канско-Абанской технологической зоне в размере 471 185,52 тыс. руб., Рыбинской технологической зоне — 202 988,52 тыс. руб. с учетом результатов корректировки фактической НВВ 2021 года и величины изменения НВВ с учетом реализации механизма сглаживания.

Органом регулирования учтена корректировка фактической НВВ 2021 года по Лесосибирской технологической зоне в размере «+» 34 479,41 тыс. руб. (122 741,00 тыс. руб. - 157 220,41 тыс. руб), по Канско-Абанской технологической зоне — 69 379,73 тыс. руб.

Корректировка фактической НВВ за 2021 год по Рыбинской технологической зоне органом регулирования не проводилась так как, на указанной технологической зоне в 2021 году деятельность осуществлял иной региональный оператор.

В отношении регионального оператора ООО «Рециклинговая компания» орган регулирования указывает на то, что - фактическая величина НВВ в 2021 году составила по Лесосибирской технологической зоне оставил 122 741,00 тыс. руб., - выручка от реализации товаров услуг по регулируемому виду деятельности в 2021 году составила 157 220,41 тыс. руб., таким образом величина корректировки НВВ за 2021 год составила 34 479,41 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что доводы органа регулирования по формированию товарной выручки и корректировки НВВ 2021 года без учета начисленной/собранной платы за оказываемую услугу регионального оператора по обращению с ТКО, а исходя только из фактической транспортируемой массы (объема) ТКО, являются несостоятельными.

Необходимо отметить, что исходя из данных, указанных в экспертном заключении по Канско-Абанской технологической зоне, органом регулирования при корректировке НВВ учтены недополученные доходы прошлых периодов регулирования, связанные с пересмотром цены транспортирования ТКО, учтенные в тарифе 2020 года. Данные расходы учтены в соответствии с выводами, изложенными в решении суда по делу № 3А-232/2021015а.

Величина корректировки НВВ за 2021 год по по Канско - Абанской технологической зоне составила 69 379,73 тыс. руб. (242 018,72 тыс. руб. — 172 638, 99 тыс. руб.)

Также в экспертном заключении и в направленных органом регулирования Возражениях в адрес ФАС органом регулирования отражено, что корректировка НВВ регионального оператора определена Министерством в соответствии с формулой 52 и положениями пункта 92 Методики № 1638/16, как разница между - фактическими экономически обоснованными расходами за 2021 год и - полученной выручки от реализации услуг за 2021 год. При этом, фактическая НВВ регионального оператора определена с учетом оценки экономической обоснованности затрат, а выручка от реализации товаров услуг по регулируемому виду деятельности определена исходя из фактического объема (массы) ТКО 2021 года и тарифов, установленных на 2021 год.

Необходимо отметить, что формулой 52 пункта 92 Методических указаний № 1638/16 также предусмотрен показатель - корректировка НВВ регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Пунктом 12 Основ ценообразования № 484 указано, что при установлении тарифов из НВВ исключаются: а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора); б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, в представленных органом регулирования в адрес ФАС России материалах отсутствуют пояснения по формированию фактической товарной выручки 2021 года в учтенной корректировке НВВ, а именно отсутствует информация и анализ по формированию дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/ начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отмечает, что органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ экономической обоснованности корректировки НВВ регионального оператора на 2023 год по результатам деятельности за 2021 год по Канско-Абанской технологической зоне и Лесосибирской технологической зоне, провести дополнительный анализ по расчету за 2021 год, учтенной в корректировке НВВ 2023 года на основании анализа формирования у регионального оператора дохода от выставленных платежей за оказанные услуги, собираемого/начисленного от потребителей/ям на основании фактической бухгалтерской отчетности с учетом установленных тарифов и нормативов накопления ТКО в рамках тарифной компании на 2023 год, по итогам которого, в случае отсутствия обоснований, органу регулирования необходимо произвести корректировку НВВ на 2023 год по факту 2021 года исходя из требований положений Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания. В условиях отсутствия подтверждающих документов исключить экономически необоснованные средства из состава НВВ регионального оператора ООО «Рециклинговая компания» осуществляющего деятельность по Канско-Абанской технологической зоне и Лесосибирской технологической зоне, отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что органу регулирования необходимо пересчитать взаимозависимые статьи затрат, учитывая выводы, отраженные в мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты соответствующего пересчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования № 484.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Признать Министерство тарифной политики Красноярского края нарушившим положения пункта 16 Основ ценообразования № 484 и пункта 92 Методических указаний № 1638/16.

2. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Министерством тарифной политики Красноярского края при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Рециклинговая компания» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

произвести дополнительный анализ корректировки НВВ на 2023 год по фактическим данным за 2021 год исходя из требований Основ ценообразования № 484, Методических указаний № 1638/16, а также мотивировочной части настоящего предписания; в случае отсутствия подтверждающих документов, исключить экономически необоснованные расходы/доходы, в том числе учтённые в НВВ 2023 года из состава ООО «Рециклинговая компания», отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484;

– пересмотреть иные расходы, размер которых зависит от пересматриваемых статей затрат в настоящем предписании, отразив подробный анализ, расчеты и документы в экспертном заключении в соответствии с пунктами 17 и 18 Правил регулирования № 484.

3. Органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованные тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Рециклинговая компания» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

– решений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания;

– протоколов заседаний правлений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались вышеуказанные решения;

– экспертных заключений органа исполнительной власти Красноярского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами по установлению (корректировке) единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Рециклинговая компания».

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Красноярское УФАС России
ИНН 2466009115, ОГРН 1022402675965
Министерство тарифной политики Красноярского края
ИНН 2465184114, ОГРН 1182468043383