Решение №СП/54290/23 Решение об отказе в удовлетворении требований по заявлению о... от 10 июля 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть оглашена «05» июля 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Группа Компаний «Чистый город» (далее – ООО «ГК «Чистый город», Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 16.02.2023 № 17/07, вх. от 21.02.2023 рег. № 27177/23), возникший с Региональной службой по тарифам Ростовской области (далее – орган регулирования, РСТ) по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видеоконференц-связи) представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, <...>, <...>, представителей Заявителя в лице <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 27.02.2023 № 381-ЧГ/Рост, вх. от 27.02.2023 № 29078/23) (далее – Заявление) о досудебном споре (разногласиях) между ООО «ГК «Чистый город» и РСТ Ростовской области по вопросу установленного тарифа на услуги регионального оператора для ООО «ГК «Чистый город» на 2023 год.

Тариф на оказываемые услуги регионального оператора для ООО «ГК «Чистый город» установлен органом регулирования постановлением РСТ от 28.11.2022 № 69/134 «Об установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твёрдыми коммунальными отходами ООО «ГК «Чистый город» (ИНН 3435085647) в зоне деятельности Мясниковского межмуниципального экологического отходоперерабатывающего комплекса на 2023-2027 годы».

Предельный единый тариф на услугу регионального оператора ООО «ГК «Чистый город» 2023 года установлен органом регулирования в размере 697,64 руб./ куб.м., заявлен регулируемой организацией на разногласия в ФАС России в размере 1 028,84 руб./ куб.м.

Утверждённая необходимая валовая выручка (далее – НВВ) регионального оператора ООО «ГК «Чистый город» на 2023 год составляет 3 188 898,49 тыс. руб., заявленная НВВ - 4 702 582,46 тыс. руб., разница – 1 513 683,97 тыс. руб.

В поданном на разногласия в ФАС России заявлении ООО «ГК «Чистый город» оспариваются расходы, подлежащие дополнительному учёту в составе НВВ в общей сумме в размере 1 513 683,97 тыс. руб. по следующим статьям затрат в следующих размерах: Корректировка НВВ регионального оператора за 2021 год (отклонение составляет 125 960,11 тыс. руб., органом регулирования принято «– 469 390,56 тыс. руб.», регулируемой организацией заявлено «– 343 430,45 тыс. руб.», а именно по фактическим расходам за 2021 год в части расходов на оплату труда производственного персонала отклонение составляет 37 465,76 тыс. руб. (принято - 184 901,35 тыс. руб., заявлено – 222 367,11 тыс. руб.), административно-управленческого персонала отклонение составляет 9 471,94 тыс. руб. (принято - 55 584,13 тыс. руб., заявлено – 65 056,07 тыс. руб.), лизинговые платежи отклонение составляет 1 773,59 тыс. руб. (принято - 0,0 тыс. руб., заявлено – 1 773,59 тыс. руб.), транспортирование собственными силами отклонение составляет 71 251,33 тыс. руб. (принято – 1 116 270,8 тыс. руб., заявлено – 1 187 522,13 тыс. руб.), рпп – отклонение составляет 5 998,1 тыс. руб. (принято – 60 435,14 тыс. руб., заявлено – 66 433,24 тыс. руб.)), плановые расходы на сбор и транспортирование ТКО в 2023 году отклонение составляет 1 364 376,51 тыс. руб. (принято – 2 265 299,39 тыс. руб., заявлено – 3 629 675,9 тыс. руб.), плановые расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в 2023 году (взаимозависимые) отклонение составляет 23 347,35 тыс. руб. (принято – 23 212,87 тыс. руб., заявлено – 46 560,22 тыс. руб.).

Государственное регулирование цен (тарифов) в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Методические указания № 1638/16).

По результатам анализа экспертного заключения РЭК и материалов тарифного дела по расчету предельного единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «ГК «Чистый город» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2022 (2023) год ФАС России выявлены следующие обстоятельства дела.

1) Корректировка НВВ регионального оператора за 2021 год.

Отклонение по заявленной регулируемой организацией корректировке НВВ регионального оператора за 2021 год составило 125 960,11 тыс. руб., органом регулирования величина корректировки НВВ за 2021 год принята в размере «– 469 390,56 тыс. руб.», регулируемой организацией заявлена в размере «– 343 430,45 тыс. руб.», (а именно по фактическим расходам за 2021 год в части расходов на оплату труда производственного персонала, административно-управленческого персонала, лизинговые платежи, транспортирование собственными силами, расчётная предпринимательская прибыль).

В соответствии с пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с ТКО величина корректировки необходимой валовой выручки (далее - НВВ) регионального оператора рассчитывается в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16.

Разногласия по данной статье, по мнению регулируемой организации, заключаются «в учете органом регулирования недостоверных данных в показателях, участвующих в формуле (52) Методических указаний № 1638/16», в частности по перечисленным выше статьям затрат.

Размер корректировки необходимой валовой выручки регионального оператора по итогам 2021 года по данным органа регулирования составил «- 469 390,56 тыс. руб.».

С целью минимизации последствий тарифного регулирования в 2024-2027 гг. и обеспечения непрерывной работы предприятия в 2023 году органом регулирования принято решение о перераспределении корректировки НВВ регионального оператора по итогам 2021 года в следующем объеме: на 2023 год в размере - 382 122,68 тыс. руб.; на 2024 год в размере - 87 267,88 тыс. руб.

1.1) Фонд оплаты труда основного производственного персонала за 2021 год. Отклонение по указанной статье составляет 37 465,76 тыс. руб. (органом регулирования принято - 184 901,35 тыс. руб., заявлено – 222 367,11 тыс. руб.). В заявлении региональным оператором оспаривается численность, разногласия по величине средней заработной плате отсутствуют, средняя заработная плата принята органом регулирования на уровне заявленной. Так по численности основного производственного персонала необходимо отметить, что в рамках тарифной заявки региональным оператором заявлено 321,75 ед. персонала, органом регулирования принята в размере 264 ед. персонала исходя из расчета по проекту нормативного документа (проект приказа Минприроды Об утверждении типовых норм труда и нормативов численности работников в сфере обращения с ТКО) но с учетом особенностей осуществления деятельности предприятия (органом регулирования дополнительно учтена численность логистов и контролеров) (неучтенная органом регулирования разница по численности персонала составила 57,75 ед.).

Заявитель аргументирует позицию разногласий исходя из того, что расчет выполнен органом регулирования в соответствии с не вступившим в силу нормативно-правовым актом. В качестве обосновывающих материалов региональным оператором предоставлены карточки счета, расшифровка численности, статистическая отчетность за январь-июнь 2022 года, пояснительная записка.

Как указывает орган регулирования, в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов). Таким образом, учет фактических расходов исключительно на основании данных предприятия, без проведения экспертизы их обоснованности, в рамках тарифного регулирования невозможен.

РСТ отмечает, что пояснительная записка регулируемой организации относится к статье расходов «Расходы на заключение и обслуживание договоров с собственниками ТКО и операторами по обращению с ТКО» и не содержит обоснования потребности всех групп штатных работников. Статистическая отчетность по форме П-4 за 2022 год не может быть учтена при анализе штата на транспортирование в 2021 году в силу несопоставимости данных. Статистическая отчетность П-4 за 2021 год в материалах дела не представлена. Исходя из вышеизложенного РСТ проводился анализ статистической отчетности по форме ПМ за 2021 год в целом по предприятию.

При анализе затрат орган регулирования руководствовался проектом нормативного документа (проектом приказа Минприроды РФ «Об утверждении типовых норм труда и нормативов численности работников в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая региональных операторов по обращению с ТКО»), а также учитывал особенности осуществления деятельности предприятия (в качестве примера — органом регулирования учтена дополнительная численность логистов и контролеров по причине отсутствия утвержденных нормативных документов, регламентирующих расчетную нормативную численность региональных операторов в области обращения с ТКО.

Так РСТ принят уровень фактической численности на уровне 264 ед. (заявлено предприятием 321,75 ед.) за счет пересмотра потребности в численности групп общего руководства, материально- технического снабжения и хозяйственного обслуживания, водителей, ремонтного и прочего производственного персонала. Уровень среднемесячной заработной платы производственного персонала принят РСТ по заявке предприятия, фактический размер страховых отчислений рассчитан на основании данных предприятия (карточки счета 20.01).

Поскольку предприятием не представлено обоснование фактической численности персонала (расчёты и первичные обосновывающие документы отсутствуют), Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ГК «Чистый город» требований относительно дополнительного учета средств в размере 37,4 млн. руб. по статье фонд оплаты труда основного производственного персонала по фактическим данным за 2021 год в рамках заявленной корректировки НВВ.

1.2) Фонд оплаты труда административно-управленческого персонала за 2021 год. Отклонение по указанной статье составляет 9 471,94 тыс. руб. (органом регулирования принято - 55 584,13 тыс. руб., заявлено – 65 056,07 тыс. руб.). В заявлении региональным оператором оспаривается численность, разногласия по величине средней заработной плате отсутствуют, средняя заработная плата принята РСТ на уровне заявленной. По численности административно-управленческого персонала необходимо отметить, что в рамках тарифной заявки региональным оператором заявлено 99,67 ед. персонала, органом регулирования численность персонала принята в размере 89,27 ед. исходя из расчета по проекту нормативного документа (проект приказа Минприроды Об утверждении типовых норм труда и нормативов численности работников в сфере обращения с ТКО) (неучтенная органом регулирования разница по численности указанного персонала составила 10,4 ед.).

Заявитель аргументирует позицию разногласий исходя из того, что расчет выполнен органом регулирования в соответствии с не вступившим в силу нормативно-правовым актом. В качестве обосновывающих материалов региональным оператором предоставлены карточки счета, расшифровка численности, статистическая отчетность за январь-июнь 2022 года, пояснительная записка.

Орган регулирования отмечает, что в соответствии с пунктом 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит в том числе анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов). Таким образом, учет фактических расходов исключительно на основании данных предприятия, без проведения экспертизы их обоснованности, в рамках тарифного регулирования невозможен.

Необходимо отметить, что статистическая отчетность по форме П-4 за 2022 год не может быть учтена при анализе штата на транспортирование в 2021 году в силу несопоставимости данных. Статистическая отчетность П-4 за 2021 год в материалах дела не представлена. Исходя из изложенного РСТ проводился анализ статистической отчетности по форме ПМ за 2021 год в целом по предприятию.

При проведении экспертизы органом регулирования были учтены пояснения, представленные предприятием, и положения проекта приказа Минприроды РФ «Об утверждении типовых норм труда и нормативов численности работников в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, включая региональных операторов по обращению с ТКО». Исчерпывающий перечень документов в рамках обоснования численности персонала, относящегося к общему руководству, организации труда и заработной платы, технико-экономическому планированию, комплектованию и подготовке кадров, общему делопроизводству не представлен предприятием в рамках регулирования тарифов. Ввиду отсутствия утвержденной нормативной базы для определения экономической обоснованности штатной численности и отсутствия каких-либо расчетных и аналитических данных, представленных предприятием, по данным категориям штата показатели численности определены РСТ на основании проекта нормативного документа.

РСТ принят уровень фактической численности персонала в размере 89,27 ед. от заявленной предприятием в размере 99,67 ед. исходя из пересмотра потребности в численности. Уровень среднемесячной заработной платы персонала принят РСТ на основании данных статистической отчетности по форме ПМ за 2021 год, фактический размер страховых отчислений рассчитан на основании данных предприятия (карточки счета 20.01).

Поскольку предприятием не представлено обоснование фактической численности персонала (расчёты и первичные обосновывающие документы отсутствуют), Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ГК «Чистый город» требований относительно дополнительного учета средств в размере 9,47 млн. руб. по статье фонд оплаты труда административно-управленческого персонала по фактическим данным за 2021 год в рамках заявленной корректировки НВВ.

1.3) Лизинговые платежи в 2021 году (транспортирование собственными силами).

Органом регулирования расходы по лизинговым платежам учтены на уровне 0,0 тыс. руб. Организацией заявлены средства в размере 1 773,59 тыс. руб. В качестве обосновывающих материалов представлены договоры финансовой аренды (лизинга) с ООО «УралБизнесЛизинг» (в т.ч. между ООО «Экоцентр» и ООО «УралБизнесЛизинг» с соглашениями о замене стороны по договору от 09.11.2021).

В соответствии с абзацем 5 пункта 35 Основ ценообразования № 484 экономически обоснованный размер лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения лизингодателю расходов на амортизацию, размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования, налогов на имущество и других обязательных платежей лизингодателя, связанных с владением указанным имуществом, а также дохода лизингодателя, начисляемого в течение срока действия договора лизинга исходя из остаточной стоимости объекта и ставки процента, указанной в заключенном договоре, но не превышающей ключевую ставку Центрального банка Российской Федерации, действующую на дату заключения договора лизинга, увеличенную на 4 процентных пункта.

Предприятием не был представлен расчет в соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 в части дохода лизингодателя.

Расходы на амортизацию и налоги по транспортным средствам, находящимся в лизинге в 2021 году, учтены РСТ в экономически обоснованном размере в соответствующих статьях расходов.

Необходимо отметить, что у РСТ отсутствовала возможность определить экономически обоснованный уровень дохода лизингодателя по следующим причинам: отсутствие расчета предприятия в отношении дохода лизингодателя; отсутствие в договоре лизинга ставки процента; недостаточность сведений об остаточной стоимости объектов.

При этом в условиях того, что фактические лизинговые платежи не являются подтверждением их экономической обоснованности, поскольку в материалах тарифных дел отсутствовал расчет предприятия в отношении дохода лизингодателя, отсутствовала в договоре лизинга ставка процента, а также не представлены сведения об остаточной стоимости объектов, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований относительно дополнительного учета средств в размере 1,77 млн. руб.

1.4) Расходы на транспортирование ТКО собственными силами в 2021 году. (применение коэффициента в размере 0,94 к фактическим данным по транспортированию ТКО за 2021 год).

ООО «ГК «Чистый город» в заявлении о разногласиях указывает на то, что орган регулирования необоснованно применяет при расчете фактических затрат на транспортирование в 2021 году коэффициент, не предусмотренный Основами ценообразования № 484 и Методическими указаниями № 1638/16.

Коэффициент корректировки расходов на транспортирование в размере «0,94», рассчитанный РСТ, применен к подстатьям «Расходы на топливо и ГСМ», «Расходы на сырье и материалы для текущего технического обслуживания», «Ремонтные расходы и расходы на техническое обслуживание (за исключением оплаты труда, сырья и материалов)», «Амортизация транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО», «Расходы на арендную плату и лизинговые платежи в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования ТКО». Прочие производственные расходы определены органом регулирования в объеме, не более 5 % от суммы расходов, указанных в подпунктах 1-6 расчета расходов на транспортирование ТКО в соответствии с пунктом 90(1) Основ ценообразования № 484.

Коэффициент, применяемый РСТ, в размере «0,94» является отношением экономически обоснованного количества транспортных средств (135) к фактическому количеству транспортных средств, заявленному предприятием (143,75). Необходимость использования органом регулирования расчетного коэффициента к статьям расходов, входящих в состав расходов на транспортирование ТКО собственными силами, обусловлено непредставлением предприятием расчётов и первичных документов в полном объеме, что не позволило РСТ провести анализ эффективности использования техники.

Учитывая вышеизложенное Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ГК «Чистый город» требований в указанной части.

1.5) Расчётная предпринимательская прибыль за 2021 год.

В условиях того, что величина РПП является взаимозависимой от заявленных на разногласия по факту 2021 года статей затрат, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных со стороны регулируемой организации требований в указанной части.

2) Расходы на сбор и транспортирование ТКО в 2023 году.

По плановым расходам на сбор и транспортирование ТКО в 2023 году отклонение составляет 1 364 376,51 тыс. руб. (принято органом регулирования – 2 265 299,39 тыс. руб., заявлено – 3 629 675,9 тыс. руб.).

Разногласия по данной статье затрат заключаются в не учёте органом регулирования расходов на вывоз (транспортирование) ТКО с площадки временного накопления отходов по следующим основаниям.

В соответствии с Разделом 7 Территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и экологи Ростовской области от 26.08.2016 № П-34 (далее - Территориальная схема), на территории Мясниковского МЭОК в 2021 году предусмотрено транспортирование накопленных с мая 2020 по июнь 2021 года ТКО с ПВН (Мясниковский р-н, х. Веселый) на новый полигон захоронения ТКО (Мясниковский МЭОК) с момента ввода его в эксплуатацию. Разделом 8 Территориальной схемы перспективной схемой потоков предусмотрено транспортирование накопленных с 2019 по май 2020 года ТКО на ПВН (г. Ростов- на-Дону) на новый полигон захоронения ТКО (Мясниковский МЭОК).

Орган регулирования аргументирует позицию по неучёту расходов на транспортирование от ПВН до объекта по захоронению ТКО следующим.

Согласно статье 1 Закона № 89-ФЗ под объектом размещения отходов понимаются специально оборудованные сооружения, предназначенные для размещения отходов (полигон, шламохранилище, в том числе шламовый амбар, хвостохранилище, отвал горных пород и другое) и включающие в себя объекты хранения отходов и объекты захоронения отходов.

Пунктом 7 статьи 12 Закона № 89-ФЗ запрещено размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование ТКО включаются расходы на транспортирование ТКО, предусмотренные схемой потоков ТКО, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления ТКО, определенных договором на оказание услуг по обращению с ТКО, до объектов, используемых для обработки, обезвреживания и размещения ТКО, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Закона № 89-ФЗ в перечень объектов размещения ТКО на территории субъекта Российской Федерации, а также от объектов, используемых для обработки ТКО, до объектов, используемых для энергетической утилизации ТКО.

Объекты ПВН в Мясниковском районе (Ростовская область, Мясниковский район, Недвиговское сельское поселение, 2,8 км от западной окраины х. Веселый, КД: 61:25:0600801:371) и ПВН в г. Ростов-на-Дону (г. Ростов-на-Дону, Советский район, Северо-Западная промзона, продолжение пер. 1-й Машиностроительный) не внесены в государственный реестр объектов размещения отходов, то есть в соответствии с положениями Федерального закона № 89-ФЗ не являются объектами размещения ТКО. Данные объекты не являются площадками накопления ТКО, определенными договором на оказание услуг по обращению с ТКО, объектами обработки ТКО. Следовательно, по мнению органа регулирования, законодательно не предусмотрена возможность учета расходов на транспортирование отходов с ПВН (Мясниковский район) на полигон захоронения ТКО (Мясниковский МЭОК) в составе необходимой валовой выручки регионального оператора на транспортирование ТКО.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора отмечает следующее.

Согласно части 10 статьи 24.6 Федерального закона № 89 -ФЗ операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональные операторы обязаны соблюдать схему потоков твердых коммунальных отходов, предусмотренную территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, на территории которого такие операторы осуществляют свою деятельность. Операторы по обращению с твердыми коммунальными отходами, владеющие объектами обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов, данные о месте нахождения которых включены в территориальную схему обращения с отходами, обязаны принимать твердые коммунальные отходы, образовавшиеся на территории субъекта Российской Федерации и поступившие из других субъектов Российской Федерации с учетом соглашения, заключенного между субъектами Российской Федерации, только на основании заключенных с региональными операторами договоров об осуществлении регулируемых видов деятельности в области обращения с твердыми коммунальными отходами и не вправе отказываться от заключения таких договоров.

В соответствии с требованиями к территориальным схемам обращения с отходами, установленными статьей 13.3 Федерального закона 89-ФЗ, территориальная схема содержит, в том числе схему потоков отходов от источников их образования до объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов, объектов размещения отходов, включенных в государственный реестр объектов размещения отходов.

Под накоплением отходов понимается складирование отходов на срок не более чем одиннадцать месяцев в целях их дальнейших обработки, утилизации обезвреживания, размещения, при этом под местом накопления понимается в том числе «контейнерная площадка» как место, предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно положениям Федерального закона № 89-ФЗ под транспортированием отходов понимается перемещение отходов с помощью транспортных средств вне границ земельного участка, находящегося в собственности юридического лица или индивидуального предпринимателя либо предоставленного им на иных правах.

Правила обращения с твердыми коммунальными отходами, включая порядок осуществления сбора, транспортирования, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 (далее – Правила обращения с отходами с ТКО).

В соответствии с Правилами обращения с ТКО под «вывозом твердых коммунальных отходов» понимается транспортирование ТКО от мест их накопления и сбора до объектов, используемых для обработки, утилизации, обезвреживания, захоронения ТКО.

Таким образом, расчет расходов па транспортирование ТКО осуществляется в соответствии со схемой потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами субъекта Российской Федерации, и если места «временного накопления», перегрузочные площадки предусмотрены такой схемой, то расходы на транспортирование ТКО от указанных объектов до мест обращения с отходами (объекты обработки, обезвреживания или захоронения отходов) необходимо учитывать в необходимой валовой выручке регионального оператора при должном экономическом обосновании.

Как было отмечено выше, территориальной схемой обращения с отходами, утвержденной постановлением Министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34 «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами Ростовской области», в редакции постановления Министерства природных ресурсов от 18.11.2022 № П-19 «О внесении изменения в постановление министерства природных ресурсов и экологии Ростовской области от 26.08.2016 № П-34», предусмотрена Схема потоков отходов от источников их образования до планируемых объектов обработки, утилизации, обезвреживания отходов и объектов размещения отходов в случае ввода в эксплуатацию (запуска) объектов и включения их в Государственный реестр объектов размещения отходов, в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 89-ФЗ (далее - Перспективная схема потоков).

Перспективной схемой потоков предусмотрено транспортирование ТКО, накопленных за период с 2019 по май 2020 года на площадке по адресу г. Ростов-на-Дону, Советский район, Северо-Западная промзона, продолжение пер. 1-й Машиностроительный на объект размещения отходов Полигон (Ростовский Экотехнопарк Мясниковский МЭОК) по адресу Ростовская область, Мясниковский район, в 3,5 км от х. Веселый. Земельный участок с кадастровым номером 61:25:06 0 0 801:371. Количество транспортируемых отходов составляет до 1 080 750 тонн.

Необходимо отметить, что объект Полигон (Ростовский Экотехнопарк Мясниковский МЭОК) введен в эксплуатацию в 2021 году.

Одновременно орган регулирования ссылается на позицию, отраженную в представлении Прокуратуры Ростовской области № 7-13/45-2020 от 18.05.2020 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО при осуществлении полномочий и контрольно-надзорных функций в данной сфере, указывающее на то, что в расходы на транспортирование ТКО с территорий Ростовской области не могли быть включены расходы на транспортирование ТКО на временные площадки накопления, поскольку такие площадки согласно положениям Федерального закона № 89-ФЗ не являются объектами размещения отходов.

В конкретном рассматриваемом на разногласиях в ФАС России случае органом регулирования не учтены расходы на транспортирование ТКО с площадок временного захоронения отходов до объектов захоронения ТКО.

Стоит отметить, что важным фактором в указанном деле является наличие решения Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону по делу № 2-61/2021 от 04 марта 2021 г., согласно которому суд обязал ООО «Группа компаний «Чистый город» вывезти отходы производства и потребления, складированные на площадке временного накопления, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 61:44:0070108:5, площадью 4,9 га, в течение 39 месяцев со дня вступления решения суда в силу. Решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону вступило в силу 28 июня 2021 г., таким образом датой исполнения судебного решения является 28 сентября 2024 г.

В указанном судебном решении фигурирует объём накопленных на ПВН отходов в размере 5 982,92 тыс. куб.м., стороны/участники спора: инициатор - Ростовский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределённого круга лиц к ООО «Группа компаний «Чистый город» об обязании освободить земельный участок от складированных с нарушением законодательства отходов производства и потребления.

Одновременно ФАС России отмечает, что с 2021 по 2023 гг. органом регулирования в расчёте тарифа регионального оператора учтены расходы по захоронению накопленного ТКО, в том числе учитывающие объемы ТКО в размере 6 619,77 тыс. куб.м. Указанное свидетельствует о том, что органом регулирования признается факт того, что указанные объёмы ТКО подлежат захоронению, но сам факт процесса по вывозу указанных объёмов ТКО при расчете расходов на транспортирование ТКО не учитывается.

Поскольку расчет расходов на транспортирование ТКО осуществляется строго в соответствии со схемой потоков отходов, предусмотренной территориальной схемой обращения с отходами субъекта РФ, в том случае, когда места «временного накопления» (хранения), перегрузочные площадки предусмотрены такой схемой, то расходы на транспортирование ТКО от указанных объектов до мест обращения с отходами (объекты обработки, обезвреживания или захоронения отходов) учитываются в необходимой валовой выручке регионального оператора при должном экономическом обосновании (справочно позиция отражена в письмах от 09.09.2020 № ВК/78027/20, от 26.11.2021 № ВК/1000798/21).

По расчету регулируемой организации планируется вывезти весь объем накопленного ТКО в 2023 году, объём которого составляет 6 619,77 тыс. куб.м. Согласно параметрам расчёта органа регулирования 37,9 км. – расстояние второго плеча (согласно Экспертному заключению 2021 года).

Плановое распределение (соотношение) объёмных показателей по вывозу накопленного объёма ТКО согласно Экспертному заключению органа регулирования и необходимостью вывоза согласно решению суда и заявки регионального оператора в адрес ФАС России объёмов в размере 6 619,77 тыс. куб.м. составляет 1,823 = (1 714,36 + 6 619,77)/ (1 714,36 + 2 857,2674), где - 1 714,36 тыс. куб.м. объёмы мкр. Левенцовский (до места ПВН, сортировки), 2 857,2674 тыс. куб.м. объёмы хутор Веселый (сразу на полигон Мясниковского МЭОК). Так как заявленные регулируемой организацией объёмы на ПВН в размере 6 619,77 тыс. куб.м. необходимо вывезти согласно решению суда и заявки в адрес ФАС России, соответственно изменение (увеличение объёмных показателей) применяется ко второму плечу от сортировки до объекта захоронения ТКО, а именно 1,823 *37,9 км.= 69,0917 км. Соответственно корректировка расходов на транспортирование дельта t в i+1 году (в 2023 году) по расчёту составляет 1,44 = (44,15+(69,09*0,4))/(44,15+(14,1 *0,4)), где 44,15 км. – расстояние первого плеча – неизменно относительно 2022 и 2023 гг., 14,1 км.– расстояние второго плеча в 2022 году, 69,09 км. – расстояние второго плеча с учётом изменения объёмных показателей по вывозу ТКО с объекта ПВН. Таким образом расходы на транспортирование ТКО составляют 3 262 031,12 тыс. руб. Поскольку органом регулирования учтена сумма средств на транспортирование ТКО на 2023 год в размере 2 265 299,39 тыс. руб. (2 137 074,9 тыс. руб. – плановые затраты органа регулирования на транспортирование 2022 года * ИПЦ в размере 1,06 * дельта t в размере 1,44), соответственно сумма экономически обоснованных, но не учтённых затрат, составила 996 731,73 тыс. руб., что ниже заявки регулируемой организации, указанной в заявлении по данной статье затрат.

Одновременно Комиссия ФАС России отмечает, что в судебном решении объем отходов производства и потребления, складированных на площадке временного накопления, который необходимо вывезти, указан на уровне 5 982,92 тыс. куб.м. ФАС России отмечает, что заявленный регулируемой организацией объём в размере 6 619,76 тыс. куб.м. складывается из объёма ТКО, накопленного на ПВН с 01.01.2019 по 31.03.2020 (5 кварталов) – 5 982,92 тыс. куб.м. и с 01.04.2020 по 14.05.2020 – 636,85 тыс. куб.м., суммарно 6 619,77 тыс. куб.м. Указанный объём отражен в ежеквартальных отчетах в МинЖКХ Ростовской области, а также представлен в адрес органа регулирования.

Учитывая вышеизложенное, а именно наличие направления транспортирования накопленного объема ТКО в схеме потоков действующей территориальной схемы субъекта РФ, обязанность регионального оператора и операторов по транспортированию ТКО строго соблюдать схему потоков, закрепленную в территориальной схеме по обращению с отходами субъекта РФ, наличие вступившего в законную силу решения суда, признание органом регулирования необходимым и обоснованным захоронение объёмных показателей на объектах по захоронению ТКО, отсутствие учета в необходимой валовой выручке регионального оператора обязательного и неотъемлемого этапа в технологическом процессе по обращению с ТКО – расходов на транспортирование вышеуказанных объёмов ТКО, не может быть признано экономически обоснованным.

Одновременно стоит отметить, что пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона № 89-ФЗ также указано, что Порядок формирования и изменения перечня и порядок подготовки заключения, предусмотренного настоящим пунктом, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере охраны окружающей среды. Данные о месте нахождения объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в перечень, вносятся в территориальную схему обращения с отходами соответствующего субъекта Российской Федерации. Соответственно наличие объекта в территориальной схеме является приоритетным.

В расчёте расходов на осуществление регулируемых видов деятельности и необходимой валовой выручки от регулируемой деятельности, направленном в орган регулирования при установлении единых тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО на 2023-2027 годы, осуществляемую ООО «ГК «Чистый город» (Мясниковский МЭОК), регулируемая организация не предусмотрела расходы на транспортирование ТКО, накопленных на ПВН в период с 2019 по 2020 гг. до места захоронения ТКО.

Учитывая вышеизложенное, ввиду отсутствия заявленных требований в рамках установления тарифов на 2023 год Комиссия ФАС России в рамках рассматриваемого спора исходя из анализа материалов тарифного дела 2023 года не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ГК «Чистый город» требований в указанной части.

С учётом необходимости исполнения региональным оператором решения суда указанные расходы могут быть заявлены регулируемой организацией в материалах тарифного дела на 2024 год.

2) Расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров.

Спор возник по причине того, что величина затрат по данной статье является взаимозависимой от оспариваемых в рамках настоящего досудебного спора статей затрат.

Расходы на приобретение контейнеров и бункеров для накопления ТКО и их содержание определены РСТ в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 на основании экспертизы представленных материалов, в том числе фактических расходов регионального оператора по данной статье. Плановые расходы рассчитаны РСТ на основании фактических результатов деятельности за 2021 год с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 годы. В составе расходов учитываются расходы на приобретение и ремонт контейнеров и бункеров, их амортизацию. Плановая величина расходов составила 23 212,87 тыс. руб., что не превышает 1 % от НВВ регионального оператора (0,73%). Плановые расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в 2023 году заявлены в адрес ФАС России в размере 46 560,22 тыс. руб., соответственно отклонение составляет 23 347,35 тыс. руб.

Заявитель аргументирует позицию разногласий следующим. «В связи с определением расходов на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в % от необходимой валовой выручки регионального оператора, ООО «ГК «Чистый город» заявляет о перерасчете данного показателя по результатам рассмотрения взаимозависимых статей затрат».

Необходимо отметить, что величина расходов по данной статье, заявленная предприятием на разногласия в ФАС России, превышает величину расходов, заявленную в орган регулирования на расчетный период.

В соответствии с абзацем вторым пункта 90 Основ ценообразования № 484 расходы на приобретение и содержание контейнеров и бункеров определяются в размере, не превышающем 1 процента НВВ регионального оператора на очередной период регулирования.

Как указывает орган регулирования, согласно расчету предприятия, представленному в рамках рассмотрения тарифного дела, справке о фактическом количестве установленных контейнеров, предприятием планируется замена тары 0,75 куб.м, 1,1 куб.м, 8 куб.м, 18-20 куб.м в размере 11,6 % от общего количества контейнеров. Обоснования процента замены тары регулируемой организацией не представлено. Законодательством Российской Федерации прямо не поименованы лица, которые обязаны приобретать контейнеры и бункеры для их установки в местах накопления ТКО. Контейнеры могут приобретаться, в частности, собственниками земельных участков, органами местного самоуправления, организациями, осуществляющими управление многоквартирными домами, потребителями, региональным оператором. На данном основании РСТ оценивалась экономическая обоснованность заявленных предприятием расходов на приобретение и содержание контейнеров и бункеров в составе расходов регионального оператора.

Вышеуказанная позиция также отражена в представлении Прокуратуры Ростовской области № 7-13/45-2020 от 18.05.2020 об устранении нарушений законодательства в сфере обращения с ТКО при осуществлении полномочий и контрольно-надзорных функций в данной сфере.

Ввиду недостаточности обоснованности плановых расходов со стороны предприятия, РСТ был проведен анализ фактических расходов по данной статье за последние годы. Плановые расходы рассчитаны РСТ на основании фактических результатов деятельности с учетом ИПЦ на 2022 и 2023 годы (13,9% и 6% соответственно), что не противоречит положениям Основ ценообразования № 484, в связи с чем Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ГК «Чистый город» требований в указанной части.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «ГК «Чистый город» и Региональной службой по тарифам Ростовской области (исх. от 27.02.2023 № 381-ЧГ/Рост, вх. от 27.02.2023 № 29078/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

Отказать в удовлетворении требований ООО «ГК «Чистый город», указанных в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Региональной службой по тарифам Ростовской области (исх. от 27.02.2023 № 381-ЧГ/Рост, вх. от 27.02.2023 № 29078/23).

Связанные организации

Региональная служба по тарифам Ростовской области
ИНН 6167051941, ОГРН 1026104157265
ООО "Группа компаний "Чистый город"
ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761