Предписание №СП/39113/24 ПРЕДПИСАНИЕ Управлению энергетики и тарифов Липецкой области... от 7 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

23 апреля 2024 г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки в отношении Управления энергетики и тарифов Липецкой области, в том числе Акт проверки Липецкого УФАС России от 09.02.2024 № ДШ/756/24, а также возражения в отношении Акта проверки, проведенной Липецким УФАС России на основании приказа Липецкого УФАС России от 10.01.2024 № 3/24, в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в части определения достоверности и экономической обоснованности расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на 2024 год, допущенные Управлением энергетики и тарифов Липецкой области (далее – Управление) при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» на 2024 год,

 

УСТАНОВИЛА:

Государственное регулирование тарифов в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон 190-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере теплоснабжения устанавливается Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Основы ценообразования № 1075).

Правила регулирования тарифов в сфере теплоснабжения также утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760).

В рамках исполнения своих полномочий Управлением энергетики и тарифов Липецкой области (далее также – Орган регулирования, Управление) в отношении АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» (далее также – Общество, регулируемая организация) постановлением Управления энергетики и тарифов Липецкой области от 15.12.2023 № 65/14 «О тарифах на тепловую энергию и долгосрочных параметрах регулирования АО «Квадра» (ИНН 6829012680) на территории Липецкой области на 2024-2028 годы» были утверждены тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024 год АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» и представлены в таблице:

 

с 01.01.2024-30.06.2024

с 01.07.2024 по 31.12.2024

СЦТ

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС)

Население (с НДС)

Для потребителей, в случае отсутствия дифференциации тарифов по схеме подключения (без НДС)

Население (с НДС)

СЦТ г. Липецка

2 212,39

2 430,48

2 378,32

2 669,88

СЦТ г. Ельца

2 224,64

2 669,57

2 443,77

2 932,52

СЦТ г. Грязи

2 071,72

-

2 259,78

-

СЦТ г. Данкова

2 135,54

2 562,65

2 345,89

2 815,07

На основании поручения ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23, приказа Липецкого УФАС России от 10.01.2024 № 3/24 «О проведении внеплановой документарной проверки Управления энергетики и тарифов Липецкой области» в период с 15 января 2024 года по 9 февраля 2024 года Липецким УФАС России была проведена внеплановая документарная проверка в отношении Управления энергетики и тарифов Липецкой области.

Задачей проведенной проверки являлась проверка обоснованности расходов на топливо при установлении тарифов в сфере теплоснабжения.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, а также экспертное заключение Управления энергетики и тарифов Липецкой области на 2024 год, возражения Органа регулирования от 05.03.2024 № 48-583И48/07/-936 (далее – Возражения), а также пояснения, направленные Управлением энергетики и тарифов Липецкой области письмами от 17.01.2024 № 48-90И48/07/-194, от 01.02.2024 № 48-315И48/07/-446 (далее – Пояснения), и установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 и пунктом 16 Регламента открытия дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и отмене регулирования тарифов в сфере теплоснабжения, утвержденного приказом ФСТ России от 07.06.2013 № 163, экспертное заключение, помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций, должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

По результатам анализа экспертного заключения Управления и материалов тарифного дела на 2024 год ФАС России установлено следующее.

1. Полезный отпуск тепловой энергии на 2024 год

Органом регулирования полезный отпуск тепловой энергии на 2024 год учтен в размере 2 825,92 тыс. Гкал.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 1075 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) на расчетный период регулирования, определенного в соответствии со схемой теплоснабжения, а в случае отсутствия такой схемы теплоснабжения - на основании программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования. При отсутствии схемы теплоснабжения либо программы комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры муниципального образования или при отсутствии в указанных документах информации об объемах полезного отпуска тепловой энергии расчетный объем полезного отпуска тепловой энергии определяется органом регулирования в соответствии с методическими указаниями и с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года. Расчет цен (тарифов) осуществляется органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 760-э.

В соответствии с пунктом 9.1 Методических указаний № 760-э фактический полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последний отчетный год.

Динамика полезного отпуска тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей, определяется органом регулирования на основании анализа статистической отчетности регулируемой организации, осуществляющей отпуск тепловой энергии для нужд отопления и горячего водоснабжения населению и приравненным к нему категориям потребителей, содержащей сведения об объемах полезного отпуска тепловой энергии для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению и приравненным к нему категориям потребителей за последние 3 года.

Согласно Возражениям полезный отпуск тепловой энергии за три предыдущих года (2020-2022 гг.) определен на основании предоставленных филиалом АО «Квадра» - «Липецкая генерация» форм статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2020 год, 2021 год, 2022 год (стр. 341-361 том 2 тарифной заявки) без учета объемов полезного отпуска тепловой энергии по ценам, определяемым по соглашению сторон, и полезного отпуска тепловой энергии по проданным и выведенным из аренды источникам на территории города Ельца, Грязинского, Данковского, Лебедянского и Липецкого муниципальных районов Липецкой области.

На стр. 3 Экспертного заключения по делу № 07-1572/1 приведено обоснование определения показателей баланса тепловой энергии регулируемой организации на 2024-2028 годы (в том числе полезного отпуска тепловой энергии) со ссылками на пункты Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э.

Так, при формировании баланса тепловой энергии на 2024-2028 годы экспертами по делу были учтены показатели «Сводного прогнозного баланса производства и поставок электрической энергии (мощности) в рамках Единой энергетической системы России по субъектам Российской Федерации на 2024 год», утвержденного приказом ФАС России от 31.10.2023 № 783/22-ДСП (далее – Сводный прогнозный баланс). В соответствии с показателями Сводного прогнозного баланса отпуск тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии, функционирующего в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной генерирующий мощностью 25 МВт и более - Липецкая ТЭЦ-2, был принят в размере 1 569,85 тыс. Гкал.

Учитывая, что схема теплоснабжения г. Данкова не содержит информацию о полезном отпуске тепловой энергии, а величина полезного отпуска тепловой энергии, указанная в схемах теплоснабжения г. Липецка и г. Ельца, выше фактических величин, формирование объема полезного отпуска осуществлено с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года в размере 2 825,92 тыс. Гкал.

В соответствии с возражениями, с учетом положений Основ ценообразования № 1075 и Методических указаний № 760-э регулятором были проанализированы:

- схемы теплоснабжения муниципальных образований, на территории которых филиал АО «Квадра» - «Липецкая генерация» осуществляет деятельность в сфере теплоснабжения (ссылка на Схему теплоснабжения города Липецка направлена письмом управления от 17.01.2024 исх. № 48-315И48/07/-446 «О предоставлении документов», в соответствии с письмом УФАС по Липецкой области от 15.01.2024 исх. № ДШ/146/24 «Требование о предоставлении документов»);

- информация о полезном отпуске тепловой энергии за три предыдущих года (2020-2022 гг.) на основании предоставленных форм статистического наблюдения № 46-ТЭ (полезный отпуск) «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2020 год, 2021 год, 2022 год (направлены письмом управления от 17.01.2024 исх. № 48-315И48/07/-446 «О предоставлении документов», в соответствии с письмом УФАС по Липецкой области от 15.01.2024 исх. № ДШ/146/24 «Требование о предоставлении документов»);

- информация о договорном потреблении тепловой энергии на основании предоставленного филиалом АО «Квадра» - «Липецкая генерация» (в электронном виде в составе тома 2 тарифной заявки) Реестра договоров поставки тепловой энергии, теплоносителя по регулируемым ценам и ценам, не подлежащим государственному регулированию (не содержалось в письме УФАС по Липецкой области от 15.01.2024 исх. № ДШ/146/24 «Требование о предоставлении документов»).

Схема теплоснабжения г. Данкова не содержит информацию о полезном отпуске тепловой энергии, поставляемой по регулируемым ценам филиалом АО «Квадра» - «Липецкая генерация».

Схема теплоснабжения г. Липецка не содержит информацию о полезном отпуске тепловой энергии, поставляемой по регулируемым ценам филиалом АО «Квадра» - «Липецкая генерация».

Схемой теплоснабжения г. Липецка на 2024 год полезный отпуск тепловой энергии по ЕТО № 1 АО «Квадра» - «Липецкая генерация» определен в размере 2 815,5 тыс. Гкал. Указанная величина полезного отпуска включает в себя отпуск тепловой энергии в виде пара, цена на которую в соответствии с пунктами 5(1), 5(2), 5(5) Основ ценообразования № 1075 с 01.01.2019 не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон. В этой связи использование величины полезного отпуска тепловой энергии, включающей в себя отпуск тепловой энергии по регулируемым ценам и по ценам, определяемым по соглашению сторон, не представляется возможным. Позиция ФАС России об исключении объема тепловой энергии в виде пара отражена в предписании ФАС России от 23.06.2023 № СП/49434/23.

Актуализированной схемой теплоснабжения г. Ельца на 2024 год полезный отпуск тепловой энергии по ЕТО № 1 филиал АО «Квадра» - «Липецкая генерация» определен в размере 331,27 тыс. Гкал. Указанная величина полезного отпуска включает полезный отпуск по всем источникам теплоснабжения (как собственным – Елецкая ТЭЦ, так и арендованным – котельные на территории г. Ельца).

31.05.2023 филиалом АО «Квадра» - «Липецкая генерация» были расторгнуты договоры аренды котельных и тепловых сетей на территории г. Ельца. Данное обстоятельство (в том числе корректировка полезного отпуска тепловой энергии по ЕТО № 1 филиал АО «Квадра» - «Липецкая генерация») будет учтено при актуализации схемы теплоснабжения г. Ельца на 2025 год. Учитывая вышеизложенное, величина полезного отпуска тепловой энергии, указанная в Актуализированной на 2024 год схеме теплоснабжения г. Ельца, является некорректной ввиду того, что с 01.06.2024 на территории г. Ельца филиал АО «Квадра» - «Липецкая генерация» эксплуатирует только Елецкую ТЭЦ.

Полезный отпуск тепловой энергии по г. Липецку, г. Ельцу (без учета полезного отпуска по котельным, выведенным из аренды), г. Данкову (без учета полезного отпуска по котельным, выведенным из аренды) за 2020-2022 гг. составил:

Год

 

г. Липецк

г. Елец

г. Данков

2020 год

Полезный отпуск – всего, тыс. Гкал

2 507,1

141,4

75,9

в том числе – населению, тыс. Гкал

1 920,8

108,5

93,5

2021 год

Полезный отпуск – всего, тыс. Гкал

2 705,0

150,4

76,6

в том числе – населению, тыс. Гкал

2 026,7

113,3

62,3

2022 год

Полезный отпуск – всего, тыс. Гкал

2 578,8

144,5

75,3

в том числе – населению, тыс. Гкал

1 944,0

109,0

61,4

Среднегодовой

Полезный отпуск – всего, тыс. Гкал

2 597,0

145,4

75,9

в том числе – населению, тыс. Гкал

1 963,8

110,3

62,4

Доля отпуска тепловой энергии населению, %

75,6

75,9

82,1

Таким образом, при принятии решения о порядке расчета плановой величины полезного отпуска тепловой энергии экспертами было учтено следующее:

- в схеме теплоснабжения г. Липецка не выделен полезный отпуск тепловой энергии в виде пара, реализация которой не подлежит государственному регулированию и определяется соглашением сторон, а также не выделен полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, доля которого составляет около 76%,

- в схеме теплоснабжения г. Ельца указан полезный отпуск по всем источникам теплоснабжения, а также не выделен полезный отпуск тепловой энергии, реализация которой необходима для оказания коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению населению, доля которого составляет около 76%,

- схема теплоснабжения г. Данкова не содержит информацию о полезном отпуске тепловой энергии.

В силу указанных обстоятельств формирование объема полезного отпуска осуществлено с учетом фактического полезного отпуска тепловой энергии за последний отчетный год и динамики полезного отпуска тепловой энергии за последние 3 года, что соответствует требованиям пунктов 22 и 22(1) Основ ценообразования № 1075 и пунктов 8 и 9.1. Методических указаний и отражено на стр. 3 Экспертного заключения по делу № 07-1572/1.

На стр. 3 экспертного заключения приведена таблица с величиной принятого на 2024 год объема полезного отпуска.

Однако данная таблица содержит в себе только итоговое значение, без подробного расчета полученной величины.

Также в экспертном заключении анализ представленных АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» документов отсутствует, равно как и не указан перечень представленных документов.

Кроме того, в экспертном заключении обоснование в части принятия величины полезного отпуска тепловой энергии по г. Елец и г. Липецк, отличной от величины полезного отпуска, указанной в схемах теплоснабжения г. Липецка и г. Ельца, отсутствует.

Кроме того, экспертное заключение не содержит ссылок на обосновывающие документы, подтверждающие фактические значения 2020-2022 гг., использованные Органом регулирования, в том числе не представлен их анализ в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

Таким образом, экспертное заключение не содержит в себе обоснование принятого на 2024 год объема полезного отпуска, в том числе с учетом динамики, в связи с чем в этой части не соответствует пункту 29 Правил № 1075.

Учитывая вышеизложенное, Органу регулирования необходимо привести экспертное заключение по делу об установлении тарифов на тепловую энергию для филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» в соответствие с пунктом 29 Правил № 1075 путем его дополнения анализом представленных документов и обоснования принятой на 2024 год величины объема полезного отпуска.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:


 

1. Признать Управление энергетики и тарифов Липецкой области нарушившим пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при утверждении тарифов в сфере теплоснабжения для АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» на 2024 год.

2. Органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку АО «Квадра – Генерирующая компания» в лице филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье «Полезный отпуск тепловой энергии» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 при необходимости пересмотреть величину полезного отпуска тепловой энергии филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, а также пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация» на 2024 год.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего предписания Управлению энергетики и тарифов Липецкой области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Липецкой области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для филиала АО «Квадра» – «Липецкая генерация», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Управление энергетики и тарифов Липецкой области
ИНН 4826029850, ОГРН 1034800152705
Липецкое УФАС России
ИНН 4826018513, ОГРН 1024840864432