Предписание №СП/105272/23 ПРЕДПИСАНИЕ Региональной энергетической комиссии Кузбасса об... от 12 декабря 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

8 декабря 2023 г.                                                                                   г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Региональной энергетической комиссией Кузбасса обязательных требований, в том числе отчет о наблюдении за соблюдением обязательных требований от 09.10.2023
№ 31-26404-С/23 (далее – Отчет о наблюдении), а также возражения в отношении Отчета о наблюдении (далее – Возражения), направленные письмом от 20.11.2023
№ М-6-1/3681-01 (рег. от 21.11.2023 № 181826-ЭП/23), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – РЭК Кузбасса, Орган регулирования) при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» (далее – Регулируемая организация, ООО «ЕвразЭнергоТранс») на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания
№ 20-э/2), Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания № 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

ФАС России проведено наблюдение за соблюдением РЭК Кузбасса обязательных требований при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям ООО «ЕвразЭнергоТранс» на 2023 год и первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования, по результатам которого составлен Отчет о наблюдении.

Основанием для проведения наблюдения за соблюдением Органом регулирования обязательных требований стало письмо Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 03.03.2023 № 73/1-15-2023/Ид3181-23 (рег. от 03.03.2023 № 32018-М/23) о запросе специалистов ФАС России с целью оказания прокуратуре Кемеровской области содействия в проведении анализа затрат ресурсоснабжающих организаций Кемеровской области, учтенных Региональной энергетической комиссией Кузбасса при установлении цен (тарифов) в сфере электроэнергетики на 2023 год.

Приказом РЭК Кузбасса от 31.12.2016 № 753 в отношении Регулируемой организации установлены долгосрочные параметры регулирования на 2020-2024 годы, в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 492,321 млн. руб., а также необходимая валовая выручка без учета оплаты потерь (далее – НВВ) на 2023 год в размере 1 561 444,96 тыс. руб.

Метод регулирования – метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.

ФАС России проанализированы представленные прокуратурой Кемеровской области – Кузбасса в письме от 01.08.2023 № 7-52/5675-23-2032000 (рег. от 01.08.2023 № 116155-ЭП/23) материалы тарифных дел 2020 и 2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение Региональной энергетической комиссии Кемеровской области по материалам, представленным ООО «ЕвразЭнергоТранс» для определения величины НВВ и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительском рынок на 2020 год» (далее – Экспертное заключение на 2020 год), и Экспертное заключение по материалам, представленным ООО «ЕвразЭнергоТранс» (ИНН 4217084632) для определения величины необходимой валовой выручки и уровня тарифов на услуги по передаче электрической энергии на потребительский рынок на 2023 год (далее — Экспертное заключение на 2023 год), а также Возражения.

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертным заключениям

В силу пункта 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за 2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов.

Органом регулирования при расчете НВВ регулируемых организаций не представлена информация о порядке определения долей отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии».

При определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

 

2. Расчет количества условных единиц

Расчет условных единиц для распределения общей суммы тарифной выручки по классам напряжения необходимо проводить в соответствии с таблицами № П2.1 и № П2.2 приложения 2 Методических указаний № 20-э/2, таблицами № 1, 2 Методических указаний по учету степени загрузки объектов электросетевого хозяйства при формировании тарифов и (или) их предельных минимальных и (или) максимальных уровней на услуги по передаче электрической энергии, утвержденных приказом ФСТ России от 24.12.2014 № 2390-э (далее – Методические указания № 2390-э). Кроме того, при определении значений условных единиц Органу регулирования необходимо руководствоваться примечаниями к указанным таблицам.

ФАС России отмечает, что в материалах тарифных дел 2020 и 2023 годов, Экспертных заключениях на 2020 и 2023 годы и Возражениях по
ООО «ЕвразЭнергоТранс» не представлен полный перечень документов, в соответствии с которым Органом регулирования определено плановое и фактическое количество условных единиц Регулируемой организации, на основании которого рассчитаны тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2020 и 2023 годы. Также не представлены схемы подстанций, ТП, КТП, МТП и РП, поопорные схемы BЛ и схемы KЛ. В связи с этим не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятого и фактического количества условных единиц.

Также ФАС России указывает на то, что обоснование заявленного количества электросетевого оборудования, состава и типов выключателей в соответствии с представленными договорами аренды электросетевого имущества (дополнительными соглашениями, актами приема-передачи) в Экспертных заключениях на 2020 и 2023 годы отсутствует.

Органом регулирования не проведен анализ на предмет соответствия учета электросетевого оборудования номенклатуре, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2, Методических указаний № 2390-э, наличия двойного учета/дублирования оборудования, в том числе масляных выключателей 1-20 кВ, выключателей нагрузки 1-20 кВ, наличия электросетевого оборудования, не участвующего в процессе оказания услуг по передаче электрической энергии.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить обоснование принятых и фактических условных единиц Регулируемой организации в соответствии с номенклатурой, предусмотренной положениями Методических указаний № 20-э/2 и Методических указаний № 2390-э, а также провести дополнительный анализ обосновывающих материалов (документов)
ООО «ЕвразЭнергоТранс».

Условные единицы электрооборудования, мощность, полезный отпуск электрической энергии и необходимая валовая выручка в динамике за 2021-2023 гг. приняты Органом регулирования как экономически обоснованные в следующих размерах:

Показатели

2021

2022

2023

1

Условные единицы, у. е.

18 400,05

18 400,05

18 408

2

Мощность, МВт

352

384

193

3

Полезный отпуск,

млн. кВт*ч

2 588

2 404

1 939

4

НВВ, млн. руб.

1 151,97

1 241,2

1 561,45

Необходимо отметить, что при росте условных единиц электрооборудования, необходимой валовой выручки Регулируемой организации на 2023 год мощность существенно снижается, а также снижается полезный отпуск электрической энергии. Вместе с тем, в Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования анализ и обоснование вышеуказанного не представлены.

Кроме того, в описи прилагаемых материалов для формирования НВВ на 2023 год по ООО «ЕвразЭнергоТранс» документы, принятые в обоснование учтенных на 2023 год условных единиц, отсутствуют.

Таким образом, не представляется возможным определить экономическую обоснованность принятых на 2023 год у. е., технологическую обоснованность установки Регулируемой организацией объектов электросетевого хозяйства в заявленном количестве.

Таким образом, Органу регулирования необходимо представить обоснование роста условных единиц электрооборудования, необходимой валовой выручки Регулируемой организации на 2023 год при существенном снижении мощности, а также полезного отпуска электрической энергии.

 

3. Подконтрольные расходы

Базовый уровень подконтрольных расходов установлен РЭК Кемеровской области на 2020 год размере 492 321 тыс. руб.

 

3.1. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год

Согласно Экспертному заключению на 2020 год базовый уровень подконтрольных расходов определен Органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов в размере 491 035,06 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 359 873,29 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере 131 161,77 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

Исходя из Экспертного заключения на 2020 год не представляется возможным определить, каким образом рассчитан эффективный уровень подконтрольных расходов, ввиду отсутствия анализа и расчетов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э и пунктом 23 Правил № 1178.

ФАС России отмечает, что при расчете эффективного уровня подконтрольных расходов Органу регулирования необходимо применять в расчет значения фактических операционных расходов с учетом положений пункта 7 Основ ценообразования № 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2. Базовый уровень подконтрольных расходов 2020 года по методу экономически обоснованных расходов (затрат)

 

3.2.1. Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо

Учтено — 19 192,72 тыс. руб.

Заявлено – 20 330,22 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 15 905,35 тыс. руб.

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на содержание транспорта, материалы по ГСМ, приобретение запчастей, расходные материалы и ремонт оргтехники, расходы на охрану труда ГО и ЧС, товарно-материальные ценности стоимостью менее 40 тыс. руб., хозяйственные расходы, канцелярские принадлежности, затраты на полиграфию, вспомогательные материалы (материалы для АИИС КУЭ, вспомогательные материалы промышленного характера).

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 1178 расходы на сырье и материалы, используемые для производственных и хозяйственных нужд, рассчитываются на основании цен, определяемых в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год не отражены анализ экономической обоснованности и расчет учтенных по данной статье затрат расходов в соответствии с требованиями пунктов 24, 29 Основ ценообразования, а также пункта 23 Правил
№ 1178.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2.2. Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)

Учтено — 97 753,88 тыс. руб.

Заявлено – 108 108,62 тыс. руб.

Факт за 2018 год — 146 915,31 тыс. руб. (заявлен Регулируемой организацией – 81 246,62 тыс. руб.).

По данной статье затрат Органом регулирования учтены расходы на техническое обслуживание электросетевого комплекса, услуги по охране труда и ПБ, услуги по техническому контролю, услуги по обслуживанию АИИС, услуги транспорта для производственных нужд, хозяйственно-бытовое обслуживание, техническое обслуживание и диагностику кондиционеров, расчистка охранных зон ВЛ и территории ПС от ДКР, установление охранных зон ВЛ и ПС, аттестацию рабочих мест, техническую литературу, ИТ-услуги.

В Экспертном заключении на 2020 год РЭК Кузбасса не отражен анализ проведения торгов при заключении принятых в обоснование договоров Регулируемой организации, также отсутствуют ссылки на обосновывающие материалы, на основании которых РЭК Кузбасса были учтены расходы.

Кроме того, отсутствуют ссылки на нормативные правовые акты, на основании которых учтены расходы по включенным в состав данной статьи затрат подстатьям.

Расходы на техническое обслуживание электросетевого комплекса, услуги по техническому контролю, техническое обслуживание и диагностику кондиционеров, покупку технической литературы приняты Органом регулирования в отсутствие анализа периодичности их несения. ФАС России отмечает, что расходы, носящие единоразовый характер, включаются в состав подконтрольных расходов равными долями в течение всего долгосрочного периода регулирования.

Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год не представлено экономическое обоснование необходимости включения расходов на услуги транспорта для производственных нужд в размере 2 823,23 тыс. руб., в том числе с учетом ежегодной индексации. Кроме того, отсутствуют ссылки на договор, на основании которого учитывались данные расходы.

Также Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы на ИТ-услуги в размере 2 640,39 тыс. руб.

Вместе с тем, учитывая отсутствие в Экспертном заключении на 2020 год анализа, предусмотренного пунктом 23 Правил регулирования № 1178, а также отсутствие обосновывающих материалов, не представляется возможным определить отсутствие дублирования расходов на услуги ИТ-специалистов в данной статье затрат и в статье затрат «Расходы на оплату труда».

Необходимо отметить, что Органом регулирования фактические расходы по данной статье затрат признаются выше фактических расходов, заявленных Регулируемой организацией, на 65 668,7 тыс. руб. в отсутствие экономического обоснования и отражения анализа фактических расходов Регулируемой организации в Экспертном заключении на 2020 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2.3. Расходы на оплату труда

Учтено – 194 921,37 тыс. руб.

Заявлено – 195 491,45 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 179 045,35 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 26 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют размер фонда оплаты труда с учетом отраслевых тарифных соглашений, заключенных соответствующими организациями, и фактического объема фонда оплаты труда и фактической численности работников в последнем расчетном периоде регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 11 Методических указаний № 98-э при установлении базового уровня подконтрольных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем периоде регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

Согласно Экспертному заключению на 2020 год Органом регулирования расходы по рассматриваемой статье затрат рассчитаны исходя из фактически сложившейся величины расходов на оплату труда за 2018 год с учетом индексов дефляторов в соответствии с прогнозом социально-экономического развития.

Вместе с тем, при определении расходов по данной статье затрат Органом регулирования принимаются к учету фактические расходы за 2018 год, заявленные Регулируемой организацией в размере 180 748,85 тыс. руб., при этом фактические расходы за 2018 год, признанные экономически обоснованными Органом регулирования, составили 179 045,35 тыс. руб.

Таким образом, расходы по данной статье затрат, исходя из расчета Органа регулирования, должны составить 192 715,46 тыс. руб. (= 179 045,35 тыс. руб.* 1,045 (ИПЦ 2019 года) * 1,03 (ИПЦ 2020 года)), что на 2 205,9 тыс. руб. меньше учтенной РЭК Кемеровской области величины.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не представлен расчет расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, обоснование учтенных величин выплат, связанных с режимом работы, текущего премирования, вознаграждения за выслугу лет, выплат по итогам года, а также не проведен анализ экономической обоснованности фактических ставок премирования за 2018 год с учетом положений ОТС и Рекомендаций о едином порядке оплаты труда по тарифным ставкам (должностным окладам) работников электроэнергетики, разработанными ОАО «ЦОТэнерго».

Также необходимо отметить, что при определении плановой величины расходов на оплату труда на 2020 год РЭК Кемеровской области не представлен расчет в соответствии с формой П1.16 Методических указаний № 20-э/2.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2.4. Прочие расходы

В данную статью затрат Органом регулирования на 2020 год включены расходы в следующих объемах:

- «Ремонт основных средств» – 169 813,3 тыс. руб.;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций» – 23 6396 тыс. руб.;

- «Расходы на командировки и представительские» – 912,07 тыс. руб.;

- «Расходы на подготовку кадров» – 978,32 тыс. руб.;

- «Расходы на страхование» – 321,73 тыс. руб.;

- «Другие прочие расходы» – 6 102,42 тыс. руб.

 

3.2.4.1. Ремонт основных средств

Учтено – 169 813,3 тыс. руб.

Заявлено – 179 009,09 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 95 669,29 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования № 1178 при определении расходов на ремонт основных средств учитываются:

1) нормативы расходов (с учетом их индексации) на ремонт основных средств, утверждаемые соответственно Министерством энергетики Российской Федерации и Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом»;

2) цены, указанные в пункте 29 Основ ценообразования № 1178.

В Экспертном заключении на 2020 год Органом регулирования не отражен анализ учтенных расходов в соответствии с пунктом 25 Основ ценообразования
№ 1178, не представлены реквизиты принятых в обоснование расходов по данной статье затрат документов Регулируемой организации.

Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2020 год не отражен анализ фактических расходов Регулируемой организации за последний отчетный период регулирования – 2018 год.

Также ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует в том числе цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов. Анализ представленных Регулируемой организацией документов на предмет соответствия пункту 29 Основ ценообразования № 1178 в Экспертном заключении на 2020 год не отражен.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.2.4.2 Оплата работ и услуг сторонних организаций

Учтено – 23 639,6 тыс. руб.

Заявлено – 29 864,64 тыс. руб.

Факт за 2018 год – 23 805,71 тыс. руб.

РЭК Кузбасса по данной статье затрат включены расходы на услуги связи, расходы на охрану труда, расходы на приобретение и использование ПО, расходы на бухгалтерские, аудиторские услуги, расходы на транспортные услуги, прочие услуги сторонних организаций.

Исходя из Экспертного заключения на 2020 год не представляется возможным определить экономическую обоснованность учитываемых расходов по данной статье затрат ввиду отсутствия анализа, предусмотренного пунктом 23 Правил регулирования № 1178, в том числе анализа фактических расходов.

Расходы на услуги связи учтены Органом регулирования на уровне выше заявки Регулируемой организации (превышение составляет 594,2 тыс. руб. и подлежит исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года).

Кроме того, Органом регулирования в данную статью затрат включены расходы на добровольное медицинское страхование в размере 125,76 тыс. руб., что противоречит положениям действующего тарифного законодательства в сфере электроэнергетики.

Также необходимость привлечения сторонних организаций для оказания бухгалтерских и аудиторских услуг в Экспертном заключении на 2020 год не отражена.

В части включения в состав подстатьи «Другие прочие расходы» на 2020 год расходов на коммунальные услуги в размере 3 699,64 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 расходы на услуги коммунального хозяйства как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, не относятся к подконтрольным расходам и подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и объемов потребления.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат в сумме 719,96 тыс. руб. (594,2 тыс. руб. + 125,76 тыс. руб.) подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, расходы на коммунальные услуги в размере 3 699,64 тыс. руб. – переносу в состав неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере. В остальной части Органу регулирования необходимо проанализировать учтенные расходы на оплату работ и услуг сторонних организаций на предмет экономической обоснованности и исключить выявленные экономически необоснованные расходы.

 

4. Неподконтрольные расходы на 2023 год

Учтено — 779 109 тыс. руб.

Заявлено — 946 293 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 648 018 тыс. руб.

 

4.1. Плата за аренду имущества и лизинг

Учтено — 41 124 тыс. руб.

Заявлено — 48 807 тыс. руб.

Факт за 2021 год — 42 903 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования
№ 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

В Экспертном заключении на 2023 год не представлены расчеты в разрезе амортизации, налога на имущество и иных обязательных платежей в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1178. Также Органом регулирования не проведен анализ учтенных договоров на предмет проведения при их заключении конкурсных процедур.

В отсутствие анализа того, какое имущество является предметом договоров (движимое или недвижимое), не представляется возможным определить обоснованность учета налога на имущество организаций в составе расходов на аренду объектов электросетевого хозяйства. В соответствии с пунктом 1 статьи 374 Налогового кодекса Российской Федерации движимое имущество не является объектом налогообложения.

ФАС России отмечает, что объекты электросетевого хозяйства (кабельные линии, распределительные подстанции, трансформаторные подстанции и пр.) не могут быть арендованы отдельно от другого электросетевого имущества, представляющего собой имущественный комплекс, необходимый для оказания услуг по передаче электрической энергии.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4.2. Амортизация основных средств

Учтено — 193 485 тыс. руб.

Заявлено — 198 065 тыс. руб.

Факт за 2021 год – 238 203 тыс. руб.

Включение расходов на амортизацию в состав НВВ предусмотрено подпунктом 7 пункта 18 Основ ценообразования № 1178.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы».

Учитывая вышеизложенное, со стороны регулируемой организации в орган регулирования должна быть представлена информация, раскрывающая величину начисляемой собственником амортизации, а также результаты проведенной (ых) переоценки (ок).

Данная информация документально подтверждена может быть только первичными документами бухгалтерского учета, в которых фиксируется первоначальная стоимость имущества, срок полезного использования, определенный на дату ввода объекта основных средств в эксплуатацию, результаты проведенных реконструкций (модернизаций) объекта основных средств, результаты проведенных переоценок.

Учет основных средств по объектам ведется с использованием инвентарных карточек учета основных средств. В инвентарной карточке (инвентарной книге) должны быть приведены: основные данные об объекте основных средств, сроке его полезного использования; способе начисления амортизации; отметка о неначислении амортизации (если имеет место); об индивидуальных особенностях объекта.

В материалах тарифного дела инвентарные карточки, акты ввода/вывода в/из эксплуатацию/эксплуатации не представлены.

Из представленного пообъектного расчета следует, что Органом регулирования учтены в том числе расходы на амортизацию планшетов, ноутбуков, фонтанов и дорожного покрытия. Обоснование их необходимости для оказания услуг по передаче электрической энергии не приведено.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

5. Корректировки НВВ

Учтено – 300 000 тыс. руб., в том числе:

- корректировка подконтрольных расходов — 14 460 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов — 113 980,89 тыс. руб.;

- корректировка с учетом изменения полезного отпуска и цен на электрическую энергию – 42 810,8 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки в части содержания электрических сетей, установленная на год i-2 – 19 609,26 тыс. руб.;

- корректировка инвестиционной программы – (-) 599,51 тыс. руб.;

- выпадающие из экспертного заключения на 2022 г. – 93 818,17 тыс. руб.;

- амортизация – 19 945,86 тыс. руб.

При этом, остаток корректировки в размере 30 939,54 тыс. руб. (330 939,54 – 300 000) перенесен на основании пункта 7 Основ ценообразования № 1178 для включения в последующие периоды регулирования

Органом регулирования при расчете расходов по данной статье затрат применены ИПЦ 2022 года (104,3 %) и ИПЦ 2023 года (106,0 %).

Исходя из представленного Экспертного заключения на 2023 год не представляется возможным определить экономическую обоснованность включения расходов на амортизацию (на основании письма от 27.10.2022 № 1483) отдельно от корректировки неподконтрольных расходов. Кроме того, Органом регулирования в Экспертном заключении на 2023 год не отражен анализ и расчет включенных расходов за 2022 год в данную статью затрат.

В Экспертном заключении на 2023 год Органом регулирования не отражен анализ исходных данных для расчета корректировок НВВ и ссылки на документы (обосновывающие материалы) Регулируемой организации, подтверждающие принятые суммы затрат, в соответствии с пунктом 23 Правил № 1178.

Кроме того, РЭК Кузбасса не отражен анализ исходных данных для расчета фактических показателей и объема выручки за услуги по передаче электрической энергии за 2021 год, использованного при определении корректировки необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности, с указанием ссылок на принятые документы и материалы ООО «ЕвразЭнергоТранс».

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей положения пунктов 2, 5, 7, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 80 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункта 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» расходы по статье затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в размере 719,96 тыс. руб.

2.2. Расходы по статье затрат «Оплата работ и услуг сторонних организаций» в части расходов на коммунальные услуги, учтенные в составе базового уровня подконтрольных расходов 2020 года, подлежат переносу в неподконтрольные расходы в экономически обоснованном размере.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс», на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Расчет количества условных единиц»;

- «Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2020 год»;

- «Сырье, материалы, запасные части, инструменты, топливо»;

- «Работы и услуги производственного характера (в т. ч. услуги сторонних организаций по содержанию сетей и распределительных устройств)»;

- «Расходы на оплату труда»;

- «Ремонт основных фондов»;

- «Оплата работ и услуг сторонних организаций»;

- «Плата за аренду имущества и лизинг» на 2023 год;

- «Амортизация основных средств» на 2023 год;

- «Корректировки НВВ» на 2023 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» 2020 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс» в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике не позднее 01.02.2024 исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс», установленной на 2024 год, с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, а также установить (пересмотреть) индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для общества с ограниченной ответственностью «ЕвразЭнергоТранс», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799