Предписание №СП/110961/19 Предписание по результатам проверки Управления по тарифам Бр... от 17 декабря 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

Заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Управления государственного регулирования тарифов Брянской области (приказ ФАС России от 04.06.2019720/19, Акт проверки Инспекции ФАС России от 13.09.2019142), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, а также в рамках мониторинга цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными расходами, руководствуясь нормами Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 20.06.2013 № 543, в ходе которых были выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов), допущенные органом исполнительной власти Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ОАО «Чистая планета»,

 

УСТАНОВИЛ:

 

На основании приказа ФАС России от 04.06.2019 № 720/19 «О проведении внеплановой документарной проверки Управления государственного регулирования тарифов Брянской области» проведена внеплановая документарная проверка в отношении установленного Управлением государственного регулирования тарифов Брянской области (далее – Управление, орган регулирования) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами для ОАО «Чистая планета» (далее – регулируемая организация) на 2019 год.

Тарифы в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - ТКО) регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 утверждены Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Основы ценообразования № 484) и Правила регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее - Правила регулирования № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

На конкурсный отбор по зоне деятельности регионального оператора № 1 (районы северной, восточной, южной частей Брянской области) подана единственная заявка от ОАО «Чистая планета» с заявленной приведенной стоимостью 8 077 834 000 руб. Заявка признана конкурсной комиссией соответствующей требованиям, и ОАО «Чистая планета» присвоен статус регионального оператора № 1 (соглашение подписано 28 апреля 2018 года).

На конкурс по зоне регионального оператора № 2 (районы западной части Брянской области) подано 2 заявки: ООО «Спецавтопредприятие» с заявленной приведенной стоимостью 3 051 906 000 руб. и ОАО «Чистая планета» с заявленной приведенной стоимостью 2 995 115 000 руб. Заявки признаны конкурсной комиссией соответствующими требованиям, однако заявленная приведенная стоимость ОАО «Чистая планета» меньше заявленной приведенной стоимости конкурента на 56 791 000 руб., в связи с чем статус регионального оператора № 2 присвоен ОАО «Чистая планета» (соглашение подписано 3 мая 2018 года).

Единый тариф регионального оператора на услугу по обращению с   твердыми коммунальными отходами для ООО «Чистая планета» на территории Брянской области на 2019 год утвержден приказом Управления государственного регулирования тарифов Брянской области от 19.12.2018 № 35/16-тко и составляет по двум зонам деятельности регионального оператора на 2019 год 438,97 руб./м3 (без учета НДС), 526,76 руб./м3 (с учетом НДС).

Расчет единого тарифа и необходимой валовой выручки регионального оператора осуществлен с учетом сведений территориальной схемы обращения с отходами, в том числе твердыми коммунальными отходами, утвержденной постановлением Правительства Брянской области от 19.12.2016 № 642-п (ред. от 13.03.2018) (далее – Территориальная схема № 642-п).

Необходимая валовая выручка (далее – НВВ) установлена Управлением для ОАО «Чистая планета» на 2019 год в размере 1 033 234,18 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 724 218,41 тыс. руб., для зоны № 2 – 309 015,77 тыс. руб.

ФАС России проанализированы представленные органом регулирования материалы тарифного дела, экспертное заключение Управления по расчету предельного единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Брянской области на 2019 год для ОАО «Чистая планета» (далее – экспертное заключение на 2019 год), и в разрезе отдельных статей затрат выявлено следующее.

 

Объем (масса) образующихся ТКО

Органом регулирования принят объем (масса) образующихся ТКО в размере 2 353,79 м3 (412785 тонн).

Согласно пункту 14 Методических указаний № 1638/16 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Объемы образования ТКО по Брянской области отражены в Территориальной схеме № 642-п и составляют 2 477,68 м3 (434 508,254 тонн), что больше учтенной органом регулирования массы образующихся ТКО.

Разница в объемах обусловлена тем, что вывозом ТКО охвачено лишь 95 % образующихся ТКО.

ФАС России отмечает, что в соответствии с письмом Департамента природных ресурсов и экологии Брянской области от 28.09.2018 № 794-ДПРи запланированная Территориальной схемой № 642-п эксплуатация 5-ти полигонов фактически не осуществляется, в связи с чем поток ТКО от источников образования до объектов размещения отходов перераспределен. В приложении к письму представлена информация о том, что всего по области образовано 434 725,92 тонн, из них не охвачено вывозом – 21 633,31 тонн. Следовательно, охваченный вывозом объем ТКО составляет 413 092,61 тонн, что также выше учтенной Управлением массы ТКО.

Вместе с тем ФАС России отмечает, что информации о перераспределении ТКО от источников образования отходов до объектов их размещения в Территориальной схеме № 642-п не содержится, при этом Территориальная схема № 642-п является единственным предусмотренным законодательством в области обращения с ТКО документом, содержащим информацию об объемах образования ТКО.

Таким образом, использование в качестве источника определения объема ТКО письма органа государственной власти субъекта РФ противоречит законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО.

ФАС России считает необходимым отметить, что согласно пункту 86 Методических указаний № 1638/18 при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами орган регулирования тарифов учитывает количество отходов и определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Таким образом, в случае изменений направлений транспортирования отходов такие изменения должны учитываться органом регулирования при установлении тарифа на последующие годы деятельности регионального оператора в соответствии с территориальной схемой.

 

Расходы на транспортирование ТКО

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 672 501,47 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 456 304,66 тыс. руб., для зоны № 2 – 216 196,81 тыс. руб.

Как следует из экспертного заключения органа регулирования на 2019 год, расходы сформированы по данной статье затрат исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию ТКО в соответствии с договорами с транспортировщиками ТКО, при этом средняя стоимость транспортирования ТКО по зоне № 1 составляет 268,81 руб./м3, по зоне № 2 – 329,43 руб./м3. Как следует из материалов тарифного дела, региональным оператором проводились аукционы с транспортировщиками ТКО: в зоне № 1 – 22 лота, в зоне № 2 – 14 лотов. По результатам аукционов договоры сформированы на 1-е полугодие 2019 года. Объем собираемых отходов определен согласно Территориальной схеме № 642-п.

Согласно пункту 90 Основ ценообразования № 484 в расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов включаются расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, предусмотренных схемой потоков твердых коммунальных отходов, содержащейся в территориальной схеме, в том числе от мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, до объектов размещения твердых коммунальных отходов, включенных в соответствии с пунктом 8 статьи 29.1 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» в перечень объектов размещения твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации, а также от указанных объектов до объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с подпунктом «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует, в том числе, экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов.

В соответствии с пунктом 12 Основ ценообразования № 484 при установлении тарифов из необходимой валовой выручки исключаются:

а) экономически не обоснованные доходы прошлых периодов регулирования, включая доходы, полученные с нарушением требований законодательства Российской Федерации при установлении и применении регулируемых тарифов, в том числе выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора);

б) расходы, связанные с приобретением регулируемой организацией товаров (работ, услуг), используемых при осуществлении регулируемых видов деятельности, по завышенным ценам и в завышенных объемах, выявленные при осуществлении государственного контроля (надзора) и (или) анализа уровня расходов (затрат) в отношении других регулируемых организаций, осуществляющих аналогичные виды деятельности в сопоставимых условиях.

Таким образом, при рассмотрении предложения регионального оператора об установлении тарифа орган регулирования должен провести экспертизу представленных в составе предложения документов и материалов, в том числе проанализировать ранее действовавшие цены на услуги по транспортированию ТКО, а также провести сравнительный анализ с другими организациями, осуществляющими деятельность в данной сфере в сопоставимых условиях.

Анализ стоимости транспортирования ТКО органом регулирования не проводился.

Таким образом, расходы на транспортирование ТКО подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Расходы на сырье и материалы

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 8 275 тыс. руб. при заявленных — 9 938,36 тыс. руб.

Для зоны № 1 расходы составляют 5 105 тыс. руб., для зоны № 2 – 3 170 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 40 Основ ценообразования № 484 расходы регулируемой организации на приобретение сырья и материалов, используемых для производственных нужд, а также на их хранение рассчитываются как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, являющихся произведением плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически обоснованных объемов потребления сырья и материалов.

В составе расходов по данной статье учтены затраты на приобретение контейнеров для раздельного сбора ТКО за счет внебюджетных источников в соответствии с постановлением Правительства Брянской области от 13.03.2018 № 101-п «Об утверждении региональной программы «Обращение с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Брянской области на 2019 – 2027 годы» (далее – региональная программа № 101-п).

В соответствии с региональной программой № 101-п к внебюджетным источникам, привлекаемым для финансирования мероприятий региональной программы, относятся собственные средства предприятий, эксплуатирующих в настоящее время на территории Брянской области объекты размещения ТКО, а также средства лиц, планируемых к привлечению для создания межмуниципальных объектов инфраструктуры обращения с ТКО (полигонов ТКО, межмуниципальных мусоросортировочных комплексов, межмуниципальных мусороперегрузочных станций).

Органом регулирования учтены данные затраты в составе НВВ регионального оператора в полном соответствии с объемом внебюджетных источников за 3 года в сумме 24 825 тыс. руб. и равномерно распределены на каждый год, при этом обоснований отнесения всей суммы на регионального оператора (осуществляющего также захоронение ТКО) не представлено.

Вместе с тем ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484 расходы на приобретение контейнеров и бункеров и их содержание определяются в размере, не превышающем 1 процента необходимой валовой выручки регионального оператора на очередной период регулирования.

Расходы на контейнеры составили 0,8%, для зоны № 1 – 0,7 %, для зоны № 2 – 1,02 %.

Превышение 1 % по второй зоне регионального оператора является нарушением пункта 90 Основ ценообразования № 484.

Таким образом, органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по данной статье затрат в соответствии с пунктом 90 Основ ценообразования № 484, а также с учетом заявленных региональным оператором расходов и анализа обоснованности обеспеченности контейнерами в учтенном количестве, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из состава НВВ регионального оператора.

 

Расходы на оплату труда службы эксплуатации и организации (коммерческая служба) и отчисления на социальные нужды

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 33 606,27 тыс. руб. на заявленном организацией уровне, в том числе для зоны № 1 – 27 020,38 тыс. руб., для зоны № 2 – 6 585,88 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Исходя из прямого толкования вышеуказанной нормы, при определении расходов на оплату труда, включаемых в состав НВВ, плановый размер фонда оплаты труда определяется на очередной период тарифного регулирования исходя из совокупного анализа вышеприведенных данных для принятия расходов на экономически обоснованном уровне.

При этом в соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/18.

Расходы на оплату труда службы эксплуатации и коммерческого отдела учтены органом регулирования на заявленном организацией уровне в количестве 68 человек для зоны № 1 и 18 человек для зоны № 2.

Данные затраты учтены органом регулирования в полном объеме согласно заявке регионального оператора, при этом органом регулирования приняты данные расходы как экономически обоснованные на основании представленного регулируемой организацией штатного расписания регионального оператора и пояснительной записки.

Прочие данные, поименованные в пункте 42 Основ ценообразования 484, в том числе расчет размера фонда оплаты труда в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям 1638/18, не были проанализированы Управлением при принятии тарифного решения.

При этом ФАС России отмечает, что общая численность службы эксплуатации составляет 46 человек, коммерческого отдела – 23 человека, обособленного подразделения – 18 человек. Согласно представленному проекту штатного расписания, в службе эксплуатации и организации перевозок учтены 8 контролеров по вывозу ТКО, 26 контролеров по вывозу ТКО по МО, в составе обособленного подразделения 7 контролеров по вывозу ТКО, т.е. всего в количестве 41 человек. При этом заработная плата контролера в службе эксплуатации составляет 25 200 руб. (по МО 19 600 руб.), а в составе обособленного подразделения – 22 400 руб., что требует дополнительного экономического обоснования.

В отношении размера среднемесячной заработной платы ФАС России отмечает, что органом регулирования не проведен соответствующий анализ, предусмотренный пунктом 42 Основ ценообразования № 484.

 Из вышеизложенного также следует, что органом регулирования не проведен анализ нормативной численности сотрудников ОАО «Чистая планета» в соответствии с Рекомендациями по определению численности работников, занятых расчетом, учетом и приемом платежей от населения за жилищно-коммунальные услуги, утвержденными приказом Госстроя от 15.08.2000 № 182, а также Рекомендациями по нормированию труда руководителей, специалистов и служащих многоотраслевых предприятий жилищно-коммунального хозяйства Центра муниципальной экономики и права.

В связи с вышеизложенным, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому обоснованию.

 

Расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье затрат в сумме 13 829,03 тыс. руб. и включают в себя:

1) Затраты на мобильные телефоны для управленческих нужд (сотрудники + АУП) в сумме 270,00 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 210 тыс. руб., для зоны № 2 – 60 тыс. руб.).

В соответствии с пунктом 32 Основ ценообразования № 484 в состав административных расходов входят, в том числе, расходы на оплату товаров, работ и (или) услуг, поставляемых и (или) выполняемых по договорам сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями, включая расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие расходы в экономически обоснованном размере, определенном в соответствии с методическими указаниями.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует расшифровка учтенных расходов, отсутствует документальное подтверждение покупки мобильных телефонов, а также их количество и стоимость, что является нарушением пункта 18 Правил № 484.

Вместе с тем экономически обоснованными расходами, подлежащими включению в состав НВВ регулируемой организации в соответствии с законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, являются расходы на оплату услуг связи (учтены в составе рассматриваемой статьи в сумме 1 416,35 тыс. руб.), а не на приобретение мобильных телефонов.

Таким образом, расходы по рассматриваемой подстатье подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в полном объеме.

2) Затраты на мебель, оргтехнику (план) в сумме 1 914,4 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 1 547,8, для зоны № 2 - 366,57 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует расшифровка учтенных расходов, отсутствуют расчеты и экономическое обоснование учтенной стоимости мебели и оргтехники, что является нарушением пункта 18 Правил № 484.

В соответствии с пунктом 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста цен на капитальное строительство;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях;

д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

ФАС России отмечает, что при формировании плановых расходов на покупку мебели и оргтехники органом регулирования не проведен анализ, предусмотренный пунктом 14 Основ ценообразования № 484. 

Таким образом, расходы по рассматриваемой подстатье подлежат дополнительному экономическому анализу.

3) Расходы на услуги банка в сумме 2 318,85 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 1 545,56 тыс. руб., для зоны № 2 - 773,29 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует расшифровка учтенных расходов, отсутствуют расчеты и анализ со ссылкой на подтверждающие материалы и документы экономически обоснованных расходов регулируемой организации, что является нарушением пункта 18 Правил № 484.

Вместе с тем документы, отвечающие требованиям пункта 14 Основ ценообразования № 484, подтверждающие экономическую обоснованность расходов на услуги банка, в материалах дела отсутствуют.

Таким образом, расходы по рассматриваемой подстатье подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в полном объеме.

4) Расходы на аудиторские услуги в сумме 409,44 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 316,72 тыс. руб., для зоны № 2 - 92,72 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что обязательный аудит в соответствии с Федеральным законом от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности» проводится в случае, если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества. Вместе с тем в экспертном заключении органа регулирования на 2019 год анализ экономической обоснованности стоимости аудиторских услуг не отражен, отсутствуют расчеты и пояснения относительно распределения затрат по видам деятельности (ОАО «Чистая планета» осуществляет сортировку ТКО, захоронение ТКО, а также торговлю). При этом в материалах тарифного дела договор на оказание аудиторских услуг отсутствует.

Вместе с тем необходимо отметить, что представленный в приложении к возражениям на акт проверки договор на оказание аудиторских услуг от 19.02.2019 № 20/18 не может служить основанием для включения в НВВ регионального оператора на 2019 год расходов, предусмотренных данным договором, поскольку он оформлен и представлен после утверждения тарифов для регионального оператора и к тарифному делу не относится.

Таким образом, расходы по рассматриваемой подстатье подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Лизинг служебного транспорта

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 2 080,94 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 – 1482,14 тыс. руб., для зоны № 2 - 598,8 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Как следует из экспертного заключения, органом регулирования рассчитаны расходы по данной статье исходя из принципа возмещения лизингодателю амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника.

Вместе с тем расходы по данной статье учтены органом регулирования на основании проекта договора.

ФАС России отмечает, что отсутствие на момент утверждения тарифа заключенного договора свидетельствует о невозможности применения подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 и отнесения установленных в таком проекте цен к достоверным сведениям о необходимых затратах организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в полном объеме.

 

Лизинг новой спецтехники

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье затрат в сумме 3 792,51 тыс. руб., в том числе для зоны № 1 - 1 896,26 тыс. руб., для зоны № 2 - 1896,26 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными производственными фондами, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Как следует из экспертного заключения, по данной статье учтены расходы на лизинг мусоровозов для раздельного сбора мусора в количестве 4 единиц, при этом 1 340,94 тыс. руб. приняты на основании действующего договора и 2 451,57 тыс. руб. - на основании проекта договора.

ФАС России отмечает, что отсутствие на момент утверждения тарифа заключенного договора свидетельствует о невозможности применения подпункта «б» пункта 14 Основ ценообразования № 484 и отнесения установленных в таком проекте цен к достоверным сведениям о необходимых затратах организации.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в сумме 2 451,57 тыс. руб.

В части учета затрат в сумме 1 340,94 тыс. руб. по договору от 06.11.2018 № КП41670 в материалах тарифного дела расчеты лизинговых платежей с выделением в структуре платы амортизационных отчислений и иных обязательных платежей отсутствуют, что является нарушением пункта 35 Основ ценообразования № 484.

Таким образом, расходы на лизинг мусоровозов в сумме 1 340,94 тыс. руб. подлежат дополнительному экономическому анализу.

 

Расходы на амортизацию непроизводственных активов

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 3 547,99 тыс. руб. на заявленном организацией уровне, в том числе для зоны № 1 – 2 923,86 тыс. руб., для зоны № 2 -  624,14 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов определяются в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

ФАС России отмечает, что экспертное заключение органа регулирования на 2019 год не содержит анализ экономической обоснованности расходов регулируемой организации по данной статье, в материалах отсутствуют пообъектные расчеты амортизационных отчислений на плановый период регулирования с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2012 № 1, также отсутствует информация о целевом и фактическом использовании амортизационных отчислений.

Вместе с тем в представленных расчетах указано, что амортизация начисляется на предметы мебели и техники стоимостью выше 40 тыс. руб. (малоценные позиции мебели и техники учтены единовременно в тарифе). При этом мебель учтена в составе НВВ как запланированная к приобретению.

В соответствии с пунктом 4 статьи 259 Налогового кодекса Российской Федерации начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введён в эксплуатацию.

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств в составе НВВ регулируемой организации учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

В связи с вышеизложенным, расходы на амортизацию непроизводственных активов подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора в полном объеме.

 

Расходы по уплате налогов и сборов

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 717,03 тыс. руб. на страхование транспортных средств, в том числе для зоны № 1 – 421,66 тыс. руб., для зоны № 2 - 295,37 тыс. руб.

Как следует из расчетов, учтены затраты на КАСКО на 10 единиц служебного легкового транспорта по договорам лизинга.

В связи с исключением затрат по статье «Лизинг служебного транспорта», расходы на страхование транспортных средств также подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.

Вместе с тем ФАС России считает необходимым отметить, что учет затрат на добровольное страхование КАСКО в составе необходимой валовой выручки противоречит положениям действующего законодательства. По смыслу пункта 32 Основ ценообразования № 484 в НВВ учитываются только обязательные экономически обоснованные затраты организации, к которым добровольное страхование КАСКО для целей осуществления регулируемой деятельности организации не относится.

 

Расходы на приобретение ГСМ

Управлением учтены в составе НВВ регионального оператора расходы по данной статье в сумме 1 663,36 тыс. руб. исходя из планового количества транспортных средств в лизинг и аренду, при заявленных -  9 938,36 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в экспертном заключении органа регулирования отсутствует расшифровка по данной статье затрат, отсутствуют расчеты с указанием экономически обоснованного объема и принятой цены единицы топлива, что является нарушением пункта 18 Правил № 484.

Таким образом, расходы по рассматриваемой статье подлежат дополнительному экономическому экономическому анализу, в том числе с учетом решения ФАС России по статьям затрат «Лизинг служебного транспорта» и «Лизинг новой спецтехники».

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 30 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Управление государственного регулирования тарифов Брянской области при установлении предельного тарифа на единую услугу регионального оператора ОАО «Чистая планета» нарушившим положения пунктов Основ ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами и пункта 18 Правил регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484.

      1. Органу исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 20.12.2019 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, а именно:

2.1. Исключить из необходимой валовой выручки ОАО «Чистая планета» расходы в общей сумме 11 386,38 тыс. руб. по следующим статьям затрат:

    • «Расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг» в сумме 2 588,85 тыс. руб.;

    • «Лизинг служебного автотранспорта» в сумме 2 080,94 тыс. руб.;

    • «Лизинг новой спецтехники» в сумме 2 451,57 тыс. руб.;

    • «Расходы на амортизацию непроизводственных активов» в сумме 3 547,99 тыс. руб.;

    • «Расходы по уплате налогов и сборов» в сумме 717,03 тыс. руб.

2.2. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ОАО «Чистая планета» по статьям затрат «Расходы на транспортирование ТКО», «Расходы на сырье и материалы», «Расходы на оплату труда службы эксплуатации и организации (коммерческая служба) и отчисления на социальные нужды», «Расходы на оплату услуг связи, вневедомственной охраны, юридических, информационных, аудиторских, консультационных услуг», «Лизинг новой спецтехники», «Расходы на амортизацию непроизводственных активов», «Расходы на приобретение ГСМ», исключив выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ОАО «Чистая планета» с учетом мотивировочной части настоящего предписания.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть величину расчетной предпринимательской прибыли, а также величину необходимой валовой выручки ОАО «Чистая планета» в соответствии с Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами пересмотреть необходимую валовую выручку регионального оператора ОАО «Чистая планета» за 2019 год и учесть результаты при установлении тарифа на единую услугу регионального оператора для ОАО «Чистая планета» на 2020 год.

5. Органу исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами при установлении тарифа на единую услугу регионального оператора ОАО «Чистая планета» необходимо учесть результаты исполнения предписаний в отношении операторов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами с 01.01.2020.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Брянской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении тарифов для ОАО «Чистая планета», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

Связанные организации

Управление государственного регулирования тарифов Брянской области
ИНН 3250068984, ОГРН 1063250035530
Брянское УФАС
ИНН 3234034811, ОГРН 1023202746819