Предписание №СП/57564/24 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по тарифам Приморского края об устране... от 2 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

25 июня 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края, проведенной в соответствии с поручением ФАС России от 14.12.2023 № МШ/106265/23 на основании приказа Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1, в том числе акт проверки Приморского УФАС России от 09.02.2024 № 1 (далее — Акт проверки), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Агентством по тарифам Приморского края при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год.

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 № 190‑ФЗ «О теплоснабжении» (далее — Закон о теплоснабжении), Основами ценообразования в сфере теплоснабжения и Правилами регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования № 1075 и Правила регулирования № 1075), Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее — Методические указания № 760-э).

В соответствии с приказом Приморского УФАС России от 10.01.2024 № 1 «О проведении внеплановой документарной проверки Агентства по тарифам Приморского края» проверка проводилась в отношении расходов на топливо, учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) для краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» (далее – КГУП «Примтеплоэнерго») на 2024 год.

Постановлением Агентства по тарифам Приморского края (далее – Орган регулирования, Агентство) от 20 декабря 2023 года № 71/15 установлены тарифы на тепловую энергию (мощность) для потребителей КГУП «Примтеплоэнерго» на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы.

ФАС России проанализированы материалы тарифного дела КГУП «Примтеплоэнерго» на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Заключение экспертной группы Агентства по тарифам Приморского края по расчету тарифов на тепловую энергию на долгосрочный период регулирования 2024-2028 годы для потребителей КГУП «Примтеплоэнерго» (далее – Экспертное заключение на 2024 год).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требования к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Все, что компания уплатила сверх данной цены, не может быть признано экономически обоснованными расходами и включено в тариф на тепловую энергию.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

 

2. Расходы на топливо

Расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 4 846 032,62 тыс. руб.

Расходы на топливо на 2024 год заявлены КГУП «Примтеплоэнерго» в размере 4 848 683,95 тыс. руб.

Фактические расходы на топливо за 2022 год составили 7 483 343,93 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое не подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо, определяемая как сумма следующих расходов: плановая расчетная цена на топливо (без учета затрат на доставку (перевозку) и хранение), плановая (расчетная) стоимость доставки (перевозки), плановая (расчетная) стоимость хранения;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 34 (1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 26 Методических указаний № 760-э расходы на топливо j-го источника тепловой энергии при производстве тепловой энергии в k-м виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РТi,j,k, определяются по формуле:

(тыс. руб.), (2)

где:

bi,j,k - удельный расход топлива на отпущенную 1 Гкал тепловой энергии, отпускаемой в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования с коллекторов j-го источника тепловой энергии (далее - удельный расход топлива), определенный в соответствии с нормативом удельного расхода условного топлива на соответствующий расчетный период регулирования, кг у.т./Гкал. Удельный расход топлива может быть дифференцирован по термодинамическим параметрам пара;

ЦТi,j - плановая (расчетная) цена на условное топливо j-го источника тепловой энергии с учетом затрат на его доставку и хранение, определяемая на i-й расчетный период регулирования в соответствии с приложениями 4.4 и 4.5 к Методическим указаниям № 760-э с учетом остатков топлива и структуры используемого топлива, учтенной при расчете удельного расхода топлива, руб./т у.т.;

- плановый (расчетный) объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов j-го источника тепловой энергии в k-том виде теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый в соответствии с пунктами 8 и 9 Методических указаний № 760-э, тыс. Гкал.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

Плановая цена на топливо на 2024 год учтена Органом регулирования в следующих размерах: уголь - 2814,68 руб/тнт, дизельное топливо - 49246,05 руб/тнт, мазут - 17620,78 руб/тнт, природный газ - 8253,06 руб./тыс. м3, сжиженный газ - 33169,50 руб/тнт.

Плановая цена на топливо на 2024 год заявлена КГУП «Примтеплоэнерго» в следующих размерах: уголь - 2814,68 руб/тнт, дизельное топливо - 48794,19 руб/тнт, мазут - 17334,22 руб/тнт, природный газ - 8681,94 руб./тыс. м3, сжиженный газ - 33169,50 руб/тнт.

При установлении тарифов на тепловую энергию для КГУП «Примтеплоэнерго» на 2024 год органом регулирования стоимость топлива определена с учетом анализа фактических показателей КГУП «Примтеплоэнерго» по данным шаблонов ФГИС ЕИАС за 2022 год и 9 месяцев 2023 года:

руб./тнт

Вид топлива

шаблон WARM.TOPL

Предложение

КГУП «ПТЭ»

Учтено

агентством

2022 год

9 мес 2023 г.

уголь

2623,11

2936,97

2 814,68

2 814,68

дизельное топливо

52696,37

56163,51

48 794,19

49 246,05

мазут

31753,26

22798,34

17 334,22

17 620,78

Природный газ

7341,19

8 269,09

8 681,94

8 253,06

сжиженный газ

52 418,30

33 731,10

33 169,50

33 169,50

 

Из экспертного заключения и материалов дела следует, что цена на соответствующие виды топлива определена:

уголь в соответствии с представленными КГУП «Примтеплоэнерго» договорами на поставку:

  • бурого угля марки 1 ВПК от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-РУ-22/883С и № ПР22/880С;

  • бурого угля марки 1БОМСШ от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-РУ-22/882С;

  • бурого угля марки 1БР от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-РУ-22/881С;

  • бурого угля марки 2БР от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-22/876С;

  • бурого угля марки 2БПКО от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-22/877С;

  • каменного угля марки ДР от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-22/868С;

  • каменного угля марки ДПК от 19 декабря 2022 года № ПРИМ-22/869С;

  • бурого угля марки ЗБОМ от 22 декабря 2022 года № 295/РР53-22/ЗП,

с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год, на плановый период 2025 и 2026 годов и информации КГУП «Примтеплоэнерго» о замещении привозных дорогостоящих углей на местные Новошахтинские угли;

мазут - на основании анализа стоимости мазута, сложившейся на Санкт- Петербургской Международной Товарно-сырьевой Бирже с учетом индексов Минэкономразвития России с учетом показателей прогноза социально- экономического развития Российской Федерации на 2024 год, на плановый период 2025 и 2026 годов дизельное топливо - на основании анализа фактических затрат за предшествующие периоды регулирования, согласно отчетным данным организации, с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год, на плановый период 2025 и 2026 годов и договора на поставку нефтепродуктов от 17 февраля 2023 года № 9/0053-23А;

природный газ - в соответствии с приказами ФАС России от 28 ноября 2023 года № 909/23, от 16 ноября 2022 года № 828/22, от 31 октября 2022 года № 775/22, с учетом постановления агентства по тарифам Приморского края от 08.12.2023 № 66/8 и договора поставки газа от 29 сентября 2023 года № 89П-4- 0022/24;

сжиженный газ - на основании представленного договора на поставку углеводородного газа от 12 января 2023 года № 298/0053-22ЭА с учетом показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2024 год, на плановый период 2025 и 2026 годов.

Согласно пункту 5 части 1 статьи 3 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» общим принципом организации отношений в сфере теплоснабжения является в том числе соблюдение баланса экономических интересов теплоснабжающих организаций и интересов потребителей.

Вместе с тем обоснование учета цены дизельного топлива и цены мазута выше заявленной Регулируемой организацией в Экспертном заключении на 2024 год не отражено.

Таким образом, расходы на топливо на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию. В случае отсутствия обоснования учета расходов выше заявленных регулируемой организацией, расходы подлежат исключению из состава НВВ Регулируемой организации.

Также в Экспертном заключении на 2024 год анализ экономической обоснованности расходов на топливо на 2024 год в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075 не отражен.

Кроме того, в Экспертном заключении на 2024 год указаны договоры поставки в 2023 году бурых углей 1БПК, 1БР, 2БР, 2БПКО, 3БОМ, 1 БОМСШ и каменных углей ДПК, ДР, контракты на поставку нефтепродуктов, природного и сжиженного газа, счет-фактуры (УПД), однако не отражена информация о проведении торгов, в результате которых заключены договоры поставки топлива.

Также в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует расчет и обоснование расхода натурального топлива.

Учитывая вышеизложенное, расходы на топливо, в том числе плановая (расчетная) цена на топливо, на 2024 год подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания. Выявленные экономически необоснованные расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по тарифам Приморского края нарушившим положения пунктов 28, 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункта 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год.

2. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть величину необходимой валовой выручки краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных Приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок не позднее 01.08.2024 пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год, исключив выявленные (неподтверждённые) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год.

5. Исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.08.2024 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифов на тепловую энергию в отношении единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания исполнительному органу Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления исполнительного органа Приморского края в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов в сфере теплоснабжения для краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Приморское УФАС России
ИНН 2540017193, ОГРН 1022502277170
Агентство по тарифам Приморского края
ИНН 2540069025, ОГРН 1022502269790