Решение №СП/46988/23 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «07» июня 2023 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Сибирская тепловая компания»
(далее – ООО «СТК», Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – орган регулирования, РЭК Кузбасса) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи директора
ООО «Сибирская тепловая компания» <...>, председателя Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, начальника отдела информационной безопасности и цифровизации Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, эксперта Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>, эксперта Региональной энергетической комиссии Кузбасса <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров
и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление о споре (разногласиях) между ООО «Сибирская тепловая компания»
и Региональной энергетической комиссией Кузбасса по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Постановлением РЭК Кузбасса от 29.12.2022 № 1021 «Об установлении долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов ООО «Сибирская тепловая компания» на услуги по передаче тепловой энергии, реализуемой
на потребительском рынке Березовского городского округа, на 2022 - 2025 годы»
в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2022-2025 годы.

Для Заявителя тарифы на услуги по передаче тепловой энергии установлены методом индексации установленных тарифов на 2022-2025 гг.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная РЭК Кузбасса, составляет 13 277,91 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 31 768,04 тыс. руб. с учетом заявленных требований по величине НВВ 2022 года.

ООО «СТК» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе НВВ при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии на 2022 год расходы по следующим статьям:

 

Наименование статьи

Заявлено в ФАС России, тыс. руб.

Утверждено органом регулирования, тыс. руб.

Величина разногласий по статье, тыс. руб.

 

 

А

В

С=А-В

1

Расходы на электрическую энергию

1 727,18

1 050,27

676,91

2

Расходы на ремонт основных средств

3 076,64

1 588,92

1 487,72

3

Расходы на оплату труда

9 108,00

949,71

8 158,29

4

Отчисления на социальные нужды

2 732,40

284,91

2 447,49

5

Арендные платежи

5 460,00

0,00

5 460,00

6

Приобретение компьютеров и оргтехники

259,72

0,00

259,72

Итого по статьям

 

 

18 490,13

 

Общая сумма разногласий составила 18 490,13 тыс. руб.

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее — Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

Рассмотрев представленные сторонами обосновывающие материалы, ФАС России отмечает следующее.

1. Статья разногласий «Расходы на электрическую энергию».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на электрическую энергию в сумме 1 727,18 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя
в размере 1 050,27 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 676,91 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- приказ РЭК Кузбасса от 24.11.2022 № 474 «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя
по тепловым сетям ООО «Сибирская тепловая компания»;

- счет-фактура от 01.12.2022 № 401 по оплате потребленной электроэнергии
за ноябрь 2022 года.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии
и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расход электроэнергии как расчетный показатель утверждается в том числе
в соответствии с приказом Минэнерго России от 30.12.2008 № 325 «Об утверждении порядка определения нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя».

Согласно приказу РЭК Кузбасса от 24.11.2022 № 474 «Об утверждении нормативов технологических потерь при передаче тепловой энергии, теплоносителя по тепловым сетям ООО «Сибирская тепловая компания» расход электроэнергии утвержден в размере 263 511 кВт*ч.

РЭК Кузбасса объем потребления электрической энергии определен исходя из фактических расходов 2021 года в размере 174 578 кВт*ч, что является нарушением пункта 38 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, требования Заявителя по учету расхода электроэнергии
в размере 263 511 кВт*ч являются экономически обоснованными.

Цена на электроэнергию определена органом регулирования на уровне
6,016 руб./кВт*ч как средневзвешенная исходя из представленных счет-фактур
за 2021 год с учетом индекса роста цен на электроэнергию в размере 104,5.

Заявитель отмечает, что цена на электроэнергию в соответствии со счет-фактурой от 01.12.2022 № 401 по оплате потребленной электроэнергии за ноябрь 2022 года составляет 6,529 руб./ кВт*ч.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации
на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год
и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1075 при определении обоснованности фактических значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы)
для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы)
на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках,
в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

г) рыночные цены, сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, информация о которых предоставляется независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

ФАС России отмечает, что органом регулирования проведен анализ фактических цен на электроэнергию за 2021 год, что соответствует пункту 29 Основ ценообразования № 1075, и результаты анализа проиндексированы на индекс роста цен на электроэнергию, что также соответствует пункту 28 Основ ценообразования № 1075.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на электрическую энергию» подлежат частичному удовлетворению. Экономически обоснованные расходы по данной статье составляют 1 585,28 тыс. руб. (263 511*6,016). Дополнительному учету подлежат средства в размере 535,01 тыс. руб.

2. Статья разногласий «Расходы на ремонт основных средств».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на ремонт основных средств в сумме 3 076,64 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя
в размере 1 588,92 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 1 487,72 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- договор от 26.10.2022 № 1-Р на выполнение работ по ремонту ПНС-4
и тепловых сетей с ООО «Трастэнерго»;

- график ремонта оборудования и тепловых сетей;

- размещение ремонтных работ на госзакупках;

- дефектный акт на ПНС-4;

- сметный расчет на текущий ремонт.

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ
на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или
на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

Заявитель отмечает, что органом регулирования неверно классифицирована часть расходов на ремонт (ремонт кровли и наружной теплосети) как капитальный ремонт. По мнению Заявителя, расходы относятся к текущему ремонту и должны быть учтены в заявленном размере, поскольку для обоснования мероприятий достаточно включение мероприятий по текущему ремонту в график ремонта.

ФАС России отмечает, что РЭК Кузбасса были исключены мероприятия
по монтажу ограждения территории объекта и на пожарное оснащение объекта, так как данные мероприятия являются капитальными вложениями и должны реализовываться в соответствии с утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой.

В части исключения мероприятий по ремонту кровли, стоимости насосов
и частотного преобразователя, по замене вентилей и клапанов до 20 мм, а также мероприятий по разделу «Наружные теплосети» орган регулирования отмечает, что в представленных в РЭК Кузбасса дефектных ведомостях указанные мероприятия отсутствуют.

Исключение вышеуказанных расходов законодательству в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения
не противоречит.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на ремонт основных средств» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

3. Статья разногласий «Расходы на оплату труда».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов на оплату труда в сумме 9 108 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя
в размере 949,71 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 8 158,29 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлено штатное расписание от 14.09.2022 на 17 штатных единиц.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями,
и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Регулируемая организация заявляет к учету численность персонала
в количестве 17 человек, из них 3 человека по категории «производственный персонал» и 14 человек по категории «управленческий персонал».

Размер учтенной органом регулирования среднемесячной заработной платы Заявителем не оспаривается.

Расчет численности произведен Заявителем в соответствии с приказом Госстроя России от 22.03.1999 № 65 «Об утверждении рекомендаций
по нормированию труда работников энергетического хозяйства» (далее – Рекомендации № 65) и в соответствии с приказом Госстроя России от 12.10.1999
№ 74 «Об утверждении нормативов численности руководителей, специалистов и служащих коммунальных теплоэнергетических предприятий» (далее – Рекомендации № 74).

Органом регулирования принята численность персонала в количестве
2-х человек на основании данных из открытых источников «Сервис проверки контрагентов».

ФАС России отмечает, что использованный РЭК Кузбасса источник определения численности не относится к официальным статистическим документам.

Учитывая, что ООО «СТК» в 2021 году находилось в процедуре банкротства, постановлением РЭК Кузбасса от 30.08.2022 № 234 были отменены тарифы
на услуги по передаче электрической энергии для ООО «СТК» с 01.09.2022 как несоответствующей критериям отнесения к теплосетевым организациям, и в конце 2022 года регулируемая организация обратилась за установлением тарифа как вновь регулируемая, ФАС России считает обоснованным использовать нормативную численность персонала, определенную в соответствии с Рекомендациями № 65
и Рекомендациями № 74.

При этом в части производственного персонала в количестве 3-х человек ФАС России отмечает, что ПНС-4 работает в автоматическом режиме, техническим обслуживанием, диспетчерским управлением, ремонтом ПНС-4 и тепловых сетей занимается сторонняя организация ООО «ТрастЭнерго» по договорам от 26.10.2022 № 1-Р и от 26.10.2022 № 1-ТО.

В части административного персонала ФАС России отмечает следующее.

В соответствии с Рекомендациями № 74 в случае, если числовые значения факторов значительно отличаются от предельных интервалов, то нормативную численность рекомендуется определять методом интерполяции.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Расходы на оплату труда» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо произвести расчет численности персонала в соответствии с Рекомендациями № 65, Рекомендациями № 74 и мотивировочной частью настоящего решения, а также пересмотреть расходы по статье «Расходы на оплату труда» базового уровня операционных расходов 2022 года.

4. Статья разногласий «Отчисления на социальные нужды».

Заявитель считает экономически обоснованным размер отчислений
на социальные нужды в сумме 2 732,4 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в составе НВВ Заявителя
в размере 284,91 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 2 447,49 тыс. руб.

Разногласия по проценту отчислений ООО «СТК» не заявлены.

Учитывая, что статья расходов «Отчисления на социальные нужды» является производной от статьи расходов «Расходы на оплату труда», требования Заявителя по данной статье подлежат частичному удовлетворению.

Органу регулирования необходимо пересмотреть расходы по отчислениям на социальные нужды по результатам пересмотра статьи затрат «Расходы на оплату труда».

5. Статья разногласий «Арендные платежи».

Заявитель считает экономически обоснованным размер арендной платы
в сумме 5 460,0 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составила 5 460,00 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены следующие материалы:

- калькуляция стоимости аренды имущества на 2019 год;

- ведомость начисления амортизации основных средств теплового комплекса за период с 01.01.2022 по 30.06.2022;

- инвентарные карточки учета основных средств;

- договор аренды тепловых сетей и повысительной насосной станции (далее – ПНС) от 01.10.2019 № 02-ТС с дополнительным соглашением от 30.09.2022;

- книга расходов ИП <...> за 2021 год.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата
и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов
в экономически обоснованном размере.

Требования Заявителя заключаются в неправомерном неучете РЭК Кузбасса расходов на арендную плату по договору аренды тепловых сетей (7 ед.) и ПНС
(1 ед.) от 01.10.2019 № 02-ТС при условии, что арендодателем по договору аренды выступает ИП <...>, которым в соответствии с требованиями законодательства начисляется амортизация основных средств. В качестве подтверждения стоимости основных средств были представлены инвентарные карточки основных средств.

Как следует из отзыва органа регулирования на заявление о разногласиях, РЭК Кузбасса не была учтена арендная плата по договору аренды тепловых сетей и ПНС от 01.10.2019 № 02-ТС ввиду того, что в соответствии с инвентарными карточками основных средств первоначальная стоимость на дату принятия к бухгалтерскому учету 01.08.2019 отражена в размере 1 тыс. руб. по каждому из 8 объектов. При этом восстановительная стоимость по результатам переоценки указана в инвентарных карточках в общем размере 57 534 100,0 тыс. руб.

Переоценка имущества была выполнена частнопрактикующим оценщиком (заказчик ИП Чайковская Т.Г.) и отражена в отчете от 02.07.2021 № 01-06-21ап
«Об определении рыночной стоимости права требования годовой арендной платы
за использование наружных тепловых сетей в количестве семи единиц
и повысительной насосной станции».

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 результаты переоценки основных средств и нематериальных активов учитываются органом регулирования только в той части, в какой соответствующие амортизационные отчисления являются источником финансирования капитальных вложений
в соответствии с инвестиционной программой регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что величина амортизации должна определяться
на основании первоначальной стоимости арендуемых основных средств, подтвержденной данными документов бухгалтерского учета арендодателя (карточка учета основных средств), без учета переоценки в отсутствие утвержденной
в установленном порядке инвестиционной программы.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Арендные платежи» являются экономически необоснованными и удовлетворению не подлежат.

6. Статья разногласий «Приобретение компьютеров и оргтехники».

Заявитель считает экономически обоснованным размер расходов
на приобретение компьютеров и оргтехники в сумме 259,72 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ Заявителя не учтены.

Сумма разногласий составляет 259,72 тыс. руб.

В обоснование данной статьи затрат ООО «СТК» в адрес ФАС России и органа регулирования представлены принтскрины о стоимости предполагаемых к покупке компьютеров и МФУ.

Данные расходы определяются в соответствии с пунктами 28, 29 Основ ценообразования № 1075.

РЭК Кузбасса расходы не учтены, так как кроме представленных принтскринов (по одному на каждый вид техники) организацией не представлено других пояснений к обоснованному выбору и необходимости приобретения техники для ведения деятельности предприятия.

ФАС России отмечает, что действия органа регулирования пунктам
28, 29 Основ ценообразования № 1075 не противоречат.

Таким образом, требования Заявителя по статье «Приобретение компьютеров и оргтехники» удовлетворению не подлежат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между
ООО «Сибирская тепловая компания» и Региональной энергетической комиссией Кузбасса,
Комиссия:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей пункты 38, 42 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Сибирская тепловая компания», указанные в заявлении о разногласиях в сфере теплоснабжения с Региональной энергетической комиссией Кузбасса (рег. от 22.02.2023 № 27340-ЭП/23).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету
при установлении тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для
ООО «Сибирская тепловая компания» на 2022 год расходы по статье затрат
«Расходы на электрическую энергию» в сумме 1 585,28 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 535,01 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок
до 01.08.2023 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов и материалов принималось решение
по статьям затрат «Расходы на оплату труда», «Отчисления на социальные нужды» на 2022 год.

5. Органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения пересмотреть долгосрочный параметр регулирования «Базовый уровень операционных расходов» на основании пункта 4 резолютивной части настоящего решения, а также необходимую валовую выручку ООО «Сибирская тепловая компания» и тарифы на услуги по передаче тепловой энергии на 2023 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 резолютивной части настоящего решения, и обеспечив их введение в действие с 01.08.2023.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3-5 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса
в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области - Кузбасса в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам установления (пересмотра) тарифов на услуги по передаче тепловой энергии для ООО «Сибирская тепловая компания».

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Сибирская тепловая компания».

 

Связанные организации

ООО "СТК"
ИНН 4250009980, ОГРН 1154250016315
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799