Предписание №СП/41618/24 Предписание в отношении Комитета по тарифам и ценам Курской ... от 16 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

ПРЕДПИСАНИЕ

 

«8» мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации в области регулирования цен (тарифов), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Комитета по тарифам и ценам Курской области (далее – Орган регулирования, Комитет), проведенной Курским УФАС России (приказ Курского УФАС России от 28.12.2023 № 491/23, Акт проверки Курского УФАС России от 09.02.2024 № МС/467/24), а также возражения в отношении акта проверки (далее - Возражения), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные Комитетом по тарифам и ценам Курской области при установлении тарифов в сфере теплоснабжения на 2024 год в отношении ООО «Теплогенерирующая компания» (далее – регулируемая организация, ООО «ТГК»),

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере теплоснабжения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010
№ 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила № 1075).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э утверждены Методические указания по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Методические указания № 760-э).

Тарифы на тепловую энергию (мощность) на 2024-2028 годы для ООО «Теплогенерирующая компания» утверждены постановлением Комитета по тарифам и ценам Курской области от 16.11.2023 г. № 67.

В отношении ООО «Теплогенерирующая компания» установлены долгосрочные параметры регулирования на 2024-2028 годы с применением метода индексации тарифов.

Необходимая валовая выручка от производства и реализации тепловой энергии ООО «ТГК» потребителям на 2024 год составит 338 038,79 тыс. руб., на 2025-2028 годы НВВ сложится соответственно в следующих размерах 370 553,61 тыс. руб., 403 536,88 руб., 427 013,82 тыс. руб., 448 364,51 тыс. руб.

ФАС России были проанализированы материалы тарифного дела регулируемой организации на 2024 год в разрезе расходов на топливо на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение Комитета по тарифам и ценам Курской области по экономической обоснованности затрат и прибыли, включаемых в тарифы на тепловую энергию, теплоноситель, горячую воду в открытой системе теплоснабжения (горячего водоснабжения), поставляемые потребителям ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024-2028 годы (далее — Экспертное заключение на 2024 год), и установлено следующее.

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 При определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно Экспертному заключению на 2024 год расходы на топливо на 2024 год учтены Органом регулирования в размере 229 985,09 тыс. руб. Расходы на топливо на 2024 год заявлены ООО «Теплогенерирующая компания» в размере 227 299,53 тыс. руб.

Плановая (расчетная) цена на топливо

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на топливо, цены (тарифы) на которое подлежат государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации, определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо (с учетом затрат на его доставку и хранение);

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

В соответствии с пунктом 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с Возражениями Комитета по тарифам и ценам Курской области затраты на газ на 1 полугодие 2024 года определены в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 «а» Основ ценообразования № 1075 и пунктом 3 Основных положений формирования и государственного регулирования цен на газ, тарифов на услуги по его транспортировке, платы за технологическое присоединение газоиспользующего оборудования к газораспределительным сетям на территории Российской Федерации и платы за технологическое присоединение к магистральным газопроводам строящихся и реконструируемых газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от магистральных газопроводов до объектов капитального строительства, и газопроводов, предназначенных для транспортировки газа от месторождений природного газа до магистрального газопровода, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2000 № 1021 (далее – Основные положения цен на газ), исходя из утвержденных ФАС России оптовых цен на газ, тарифов на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям, платы за снабженческо-сбытовые услуги на основании приказов ФАС России от 16.11.2022 № 821/22, от 16.11.2022 № 828/22, от 31.10. 2022 № 775/22 соответственно и специальных надбавок к тарифам на услуги по транспортировке газа согласно постановлению комитета от 08.12.2022 № 96.

На 2 полугодие 2024 года расчет затрат на газ определен в соответствии с подпунктом «в» пункта 28 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения и пунктом 3 Основных положений цен на газ.

ФАС России отмечает, что Экспертное заключение на 2024 год, Возражения Органа регулирования не содержат расчета конечной цены топлива (газ), принятой при расчете расходов по данной статье затрат, перечень документов, ссылок на указанные приказы ФАС России, на основании которых принималось решение Органом регулирования.

Также в Возражениях Комитет по тарифам и ценам Курской области отмечает, что предложение ООО «Теплогенерирующая компания» о величине затрат на топливо (газ) на 2024 год ниже уровня расходов, включенных Комитетом в состав НВВ, и обусловлено тем, что расчет расходов на 2024 год организацией произведен с учетом темпов роста цен на газ согласно проекту Прогноза на уровне 108,0% с 1 июля 2024 года, тогда как в одобренном Прогнозе и в приказах ФАС России рост цен на газ составил 111,2%.

При этом ФАС России отмечает, что Органом регулирования в Экспертном заключении, Возражениях не проведен расчет расходов на топливо в соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1075.

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности по статьям затрат.

В соответствии с Экспертным заключением на 2024 год ФАС России не представляется возможным определить экономическую обоснованность расходов на топливо на 2024 год, поскольку в Экспертном заключении на 2024 год отсутствует анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктами 28, 34(1), 37 Основ ценообразования № 1075, пунктом 29 Правил № 1075.

ФАС России отмечает, что на момент принятия Органом регулирования тарифного решения при расчете цены на газ Органу регулирования необходимо принимать в расчет установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей в соответствии с подпунктом «а» пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Приказом ФАС России от 28.11.2023 № 910/23 утверждены оптовые цены на газ на 2024 год.

Приказом ФАС России от 31.10.2022 № 775/22 (ред. от 21.12.2022) утвержден размер платы за снабженческо-сбытовые услуги, оказываемые потребителям поставщиками газа на 2024 год.

Приказом ФАС России от 16.11.2022 № 828/22 (ред. от 13.09.2023) утверждены тарифы на услуги по транспортировке газа по газораспределительным сетям на 2024 год.

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Топливо», учтенные на 2024 год, подлежат дополнительному экономическому обоснованию в соответствии с мотивировочной частью настоящего предписания, а при условии отсутствия экономического обоснования расходов – исключению из состава НВВ регулируемой организации.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам и ценам Курской области нарушившим положения пунктов 28, 34(1), 37 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российский Федерации от 22.10.2012 № 1075, при установлении тарифов в сфере теплоснабжения для ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024 год.

2. Комитету по тарифам и ценам Курской области устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, а именно произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024 год, и отразить соответствующий анализ в экспертном заключении (с учетом мотивировочной части настоящего предписания с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по статье затрат «Расходы на топливо» на 2024 год.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2024 при необходимости пересмотреть величину необходимой валовой выручки ООО «Теплогенерирующая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, положениями Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 13.06.2013 № 760-э, и настоящим предписанием, исключив выявленные экономически необоснованные расходы из необходимой валовой выручки ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024 год.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы в сфере теплоснабжения для ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024 год.

5. Органу исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 01.07.2024 при необходимости пересмотреть и ввести в действие тарифы на тепловую энергию для единой теплоснабжающей организации, в составе необходимой валовой выручки которой учтены расходы на покупную тепловую энергию от ООО «Теплогенерирующая компания» на 2024 год.

6. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

7. Об исполнении настоящего предписания Комитету по тарифам и ценам Курской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, принятие которых предписано настоящим предписанием;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Курской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в теплоснабжении, на котором принималось решение, предписанное настоящим предписанием;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) цен (тарифов) в теплоснабжении для ООО «Теплогенерирующая компания», в котором отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам и ценам Курской области
ИНН 4632053780, ОГРН 1054639074676
Курское УФАС России
ИНН 4629015760, ОГРН 1024600964123