Решения по тарифам №СП/54053/19 РЕШЕНИЕ (АО «Тамбовские коммунальные системы») от 26 июня 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ


 

Резолютивная часть решения оглашена «21» июня 2019 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>;

рассмотрев разногласия по заявлению АО «Тамбовские коммунальные системы» (далее — АО «ТКС», регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0638, вх. от 12.03.2019 № 40731/19), возникшие с Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области (далее — УРТ, орган регулирования) по вопросу установления тарифов в сфере водоотведения на 2019 год, в присутствии на заседании Комиссии представителей АО «ТКС»: <...>, <...>; представителей УРТ в режиме видео-конференц связи: <...>, <...>, <...>, <...>, <...>,

УСТАНОВИЛА:

Заявление АО «ТКС» рассмотрено в соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, на основании подпункта (б) пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), форм заявлений и решения о рассмотрении указанных споров, утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Основанием для разногласий между АО «ТКС» и органом регулирования является приказ УРТ от 14.12.2018 № 155-В (в редакции от 25.12.2018 № 208-В) «Об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение». Для АО «ТКС» тарифы на оказываемые услуги водоотведения установлены методом индексации установленных тарифов на 2019-2023 годы (второй долгосрочный период регулирования).

В поданном на рассмотрение в ФАС России заявлении АО «ТКС» указывает на то, что утвержденные УРТ тарифы на 2019 год экономически не обоснованы, в связи с чем просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету в составе необходимой валовой выручки АО «ТКС» 2019 года, а также признать обоснованными натуральные показатели по следующим статьям:

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоотведению в размере 5 926 тыс. руб.

2. Сбытовые расходы гарантирующей организации по водоотведению в размере 3 844,9 тыс. руб.

3. Аренда движимого имущества с правом выкупа по водоотведению в размере 2 138,8 тыс. руб.

4. Расходы на техническое обследование систем водоотведения в размере 488,6 тыс. руб.

5. Недополученные доходы за счет снижения полезного отпуска за 2017 год по водоотведению в размере 9 636,8 тыс. руб.

6. Экономически обоснованные расходы за 2016-2017 гг., не учтенные органом регулирования в тарифах по водоотведению в размере 2 042,6 тыс. руб.

7. Расчетная предпринимательская прибыль по водоотведению в размере 722,1 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленной оспариваемым приказом на 2019 год для АО «ТКС», составляет по водоотведению – 277 312,1 тыс. руб. (объём реализации услуг водоотведения составляет 20 036 тыс. куб. м., тариф на оказываемые услуги водоотведения – 13,84 руб./куб. м.).

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет по водоотведению – 302 112 тыс. руб. (разница составляет 24 800 тыс. руб.).

Тариф, который Заявитель считает экономически обоснованным составляет по водоотведению – 16,46 руб./куб. м., установленный органом регулирования составляет по водоотведению – 13,84 руб./куб. м. (разница составляет 2,62 руб./куб. м.).

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания № 1746).

По результатам проведенного анализа материалов по заявленным статьям разногласий Управление регионального тарифного регулирования ФАС России (далее - Управление) отмечает следующее.

В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования № 406 необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - показатели надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения).

АО «ТКС» осуществляет деятельность на территории города Тамбова, Комсомольского сельсовета Тамбовского района на основании представленных организацией долгосрочные договоры аренды объектов инженерной инфраструктуры (с дополнительными соглашениями), а также долгосрочные договоры аренды недвижимого имущества, заключенные с ОАО «Российские коммунальные системы». В настоящее время ведется работа по оформлению, регистрации имущества для дальнейшей передачи в концессионные соглашения. 

Согласно производственной программе протяженность канализационных сетей АО «ТКС» составляет 519,2 км.

 

1. Расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоотведению в размере 126 029,6 тыс. руб. исходя из применения среднемесячной заработной платы по водоотведению в размере 24 965,67 руб., рассчитанные на основании фактических показателей деятельности предприятия за 10 месяцев 2018 год.

УРТ приняты расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды по водоотведению в размере 120 103,6 тыс. руб. исходя из применения среднемесячной заработной платы по водоотведению в размере 23 789,94 руб. на основании расчета регулируемой организации с учетом снижения текущего премирования ремонтного персонала с 25 % до 21 % по водоотведению и административно-управленческого персонала (далее – АУП) с 25 % до 0 % по водоотведению в связи с ежегодным невыполнением ремонтных работ, утвержденных в производственной программе АО «ТКС».

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования № 406 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями № 1746 с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Утвержденный органом регулирования фонд оплаты труда (далее – ФОТ) на 2019 год превышает фактически сложившийся за 2017 год с учетом приведения к его 2019 году путём увеличения на индексы потребительских цен, предусмотренные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации.

Так, в сфере водоотведения фонд оплаты труда по основному производственному персоналу принят органом регулирования на уровне, предложенном АО «ТКС», с ростом к фактическому ФОТ в 2017 году на 33,0 %, по ремонтному персоналу принят с ростом 110 % к фактическому ФОТ за 2017 год, фонд оплаты труда административно-управленческого персонала составляет 14 486,04 тыс. руб., при этом штатная численность АУП увеличена на 116 %.

Одновременно АО «ТКС» приводит в подтверждение заявленных доводов размер среднемесячной заработной платы по городу Тамбову за январь-сентябрь 2018 года согласно информации Федеральной службы государственной статистики в размере 30 512,4 руб., в том числе в сфере водоснабжения и водоотведения в размере 26 268 руб.

Однако, согласно официальным данным федеральной службы государственной статистики по Тамбовской области среднемесячная заработная плата за полный 2018 год в сфере водоотведения составляет 22 373,3 тыс. руб., с учетом приведения её к 2019 году путём увеличения на индекс потребительских цен в размере 104,6 % (2019/2018), предусмотренный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, составляет 23 402,47 руб., что ниже утвержденной органом регулирования на 387,47 руб. по водоотведению.

Стоит также отметить, что в расчете АО «ТКС» средней заработной платы АУП указана тарифная ставка рабочего 1-го разряда как конечная сумма размера средней заработной платы без последовательного расчета согласно Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017-2019 гг.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России отказывает в удовлетворении требований АО «ТКС» по статьям «Фонд оплаты труда» и «Отчисления на социальные нужды».

 

2. Сбытовые расходы гарантирующей организации.

АО «ТКС» заявлены сбытовые расходы гарантирующей организации по водоотведению в размере 3 844,9 тыс. руб. в размере 2 % от необходимой валовой выручки 2017 года, относимой на население.

УРТ сбытовые расходы гарантирующей организации по водоотведению не учтены в связи с тем, что в статистической отчетности № 22-ЖКХ за 2017 год в разделе 2 отражена дебиторская задолженность по водоотведению в размере 63 214 тыс. руб., при этом дебиторская задолженность по населению и исполнителям коммунальных услуг, в т.ч. безнадежная к взысканию, по строкам 22-25 не отражена.

Согласно пункту 42 Основ ценообразования № 406 сбытовые расходы гарантирующих организаций определяются в соответствии с Методическими указаниями № 1746, и включают в себя в том числе расходы по сомнительным долгам (дебиторской задолженности) в размере не более 2 процентов необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население (абонентов, предоставляющих коммунальные услуги в сфере водоснабжения и водоотведения населению) за предыдущий период регулирования.

В соответствии с пунктом 1 статьи 266 Части 2 Налогового кодекса Российской Федерации под сомнительным долгом признается любая задолженность перед налогоплательщиком, возникшая в связи с реализацией товаров, выполнением работ, оказанием услуг, в случае, если эта задолженность не погашена в сроки, установленные договором, и не обеспечена залогом, поручительством, банковской гарантией.

Комиссия ФАС России считает подход органа регулирования по расчету сбытовых расходов по сомнительным долгам противоречащим тарифному законодательствую Российской Федерации в сфере водоотведения, так как отражение дебиторской задолженности в статистической форме № 22-ЖКХ не является обязательным требованием к подтверждению сбытовых расходов по сомнительным долгам в рамках тарифного регулирования.

Вместе с тем, регулируемой организацией в качестве обоснования предоставлены, в том числе за 2016-2017 гг.:

- реестры лицевых счетов с дебиторской задолженностью, списанной за баланс на основании актов о невозможности взыскания;

- решения суда о невозможности взыскания задолженности;

- акты инвентаризации дебиторской задолженности;

- приказы о списании безнадёжной задолженности, невозможной к взысканию;

- расчёт расходов на резерв по сомнительным долгам;

- приказ о создании резерва по сомнительным долгам.

Также Комиссия ФАС России отмечает, что АО «ТКС» в 2016 году списано дебиторской задолженности по водоотведению в размере 1 617 тыс. руб., в 2017 году списано дебиторской задолженности по водоотведению - 623 тыс. руб.

При этом органом регулирования в НВВ в части оказываемых услуг водоотведения на 2016-2017 гг. не учитывались сбытовые расходы по сомнительным долгам.

На основании вышеизложенного требования Заявителя по статье «Сбытовые расходы по сомнительным долгам» признаны обоснованными на заявленном АО «ТСК» уровне, а именно в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население за 2017 год.

 

3. Аренда движимого имущества с правом выкупа.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов по аренде движимого имущества по водоотведению в размере 2 790 тыс. руб. на основании суммы договоров аренды от 02.05.2017 № 116-2017/05-002 и от 17.09.2018 № 116-2018/09-049, распределенной между регулируемыми видами деятельности равными пропорциями.

УРТ учтены расходы на аренду движимого имущества по водоотведению в размере 651,2 тыс. руб. в связи с тем, что вышеуказанные договоры заключены с аффилированным лицом ООО «РКС-Инжиниринг», не предоставлены протоколы проведения конкурсных процедур, а акты приема-передачи представлены без указания даты.

При этом УРТ при установлении тарифов на 2018 год учитывались расходы на аренду движимого имущества по водоснабжению в размере 1 462 тыс. руб.

ООО «РКС-Холдинг», АО «РКС-Менеджмент», ООО «РКС-Инжиниринг» являются по отношению к АО «ТКС» аффилированными лицами (входят в состав группы лиц, к которой принадлежит АО «Тамбовские коммунальные системы» (п. 1 ст. 9 ФЗ № 135 Федерального закона «О защите конкуренции»).

АО «ТКС» и АО «РКС-Менеджмент» входят в одну группу лиц по основанию осуществления АО «РКС-Менеджмент» функций единоличного исполнительного органа АО «ТКС».

АО «ТКС» осуществляет закупки товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», в том числе с опубликованием закупок на сайте www.zakupki.gov.ru.

Согласно пкнкту 2.1.2. договора аренды от 02.05.2017 № 116-2017/05-002 года акт приема-передачи транспортного средства является неотъемлемой частью Договора. Таким образом, его необходимо рассматривать в совокупности с договором и руководствоваться датой заключения договора.

В соответствии с подпунктом (в) пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования № 406 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке):

а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива;

темпы роста цен на электрическую энергию;

темпы роста заработной платы;

г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях;

д) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся в соответствующем субъекте Российской Федерации, сведения о которых предоставляются независимыми специализированными информационно-аналитическими организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах;

е) рыночные цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

ж) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.

На основании вышеизложенного, в условии необходимости привлечения транспортных средств, в том числе с целью выполнения непосредственных производственных функций для эффективного функционирования (в том числе выполнения ремонтных работ), требования АО «ТКС» по статье «Аренда движимого имущества» признаны обоснованными.

 

4. Расходы на техническое обследование систем водоотведения.

АО «ТКС» заявляет об учете расходов на техническое обследование систем водоотведения на 2019 год в размере 488,6 тыс. руб. на основании фактических расходов, понесенных по договору подряда на выполнение работ по обследованию объектов водоснабжения и водоотведению от 02.11.2016 № 116-2016/11-032 с ООО «РКС-Инжиниринг» на общую сумму в соответствии с актом сдачи-приемки выполненных работ в размере 5 450,87 тыс. руб. с учетом приведения указанной суммы к 2019 году путём увеличения на индекс потребительских цен, предусмотренный  Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации, с последующим распределением суммы на 5 лет до 2023 года, в том числе между регулируемыми видами деятельности.

УРТ не приняты расходы на техническое обследование систем водоотведения как экономически обоснованные и документально подтвержденные, так как данное обследование сетей не проводилось на предмет технического состояния и аварийности, а была произведена инвентаризация всех существующих объектов системы водоотведения, в том числе бесхозяйственных сетей.

Согласно пункту 6 статьи 37 Федерального закона № 416-ФЗ обязательное техническое обследование проводится не реже чем один раз в пять лет (один раз в течение долгосрочного периода регулирования). Организация, осуществляющая горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, обязана проводить техническое обследование при разработке плана снижения сбросов, программы повышения экологической эффективности, плана мероприятий по охране окружающей среды, плана мероприятий по приведению качества питьевой воды, горячей воды в соответствие с установленными требованиями, а также при принятии в эксплуатацию бесхозяйных объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с положениями настоящего Федерального закона.

В соответствии с подпунктом (в) пункта 39 Основ ценообразования № 406 в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату регулируемыми организациями выполняемых сторонними организациями работ и (или) услуг, связанных с эксплуатацией централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Также по результатам данного технического обследования сетей водоотведения выявлено наличие более 63 % бесхозяйственных сетей.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 406 при расчете необходимой валовой выручки регулируемой организации учитываются расходы на эксплуатацию переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

Выявление бесхозяйственных сетей по результатам технологического обследования является неотъемлемой частью эксплуатации переданных в установленном порядке регулируемой организации бесхозяйных объектов централизованных систем водоотведения.

На основании вышеизложенного, учитывая необходимость в соответствии с Федеральным законом № 416 проведение технологического обследования не реже чем один раз в пять лет, требования АО «ТКС» в части увеличения расходов на техническое обследование систем водоотведения, исходя из распределения заявленной суммы равными долями на 5 лет между регулируемыми видами деятельности признаны обоснованными в полном объеме.

 

5. Недополученные доходы за счет снижения полезного отпуска услуг водоотведения за 2017 год.

АО «ТКС» заявляет о необходимости учета недополученных доходов за счет снижения фактического объема принятых от потребителей сточных вод в 2017 году (19 830,734 тыс. куб. м.) от утвержденного органом регулирования на 2017 год (20 584,2 тыс. куб. м.) в размере 9 636,8 тыс. руб.

УРТ не учитывает недополученные доходы за 2017 год и считает, что обоснования снижения полезного отпуска потребителям за 2017 год и необходимости компенсации недополученных доходов за 2017 год регулируемой организацией представлены не были, в связи с представленными АО «ТКС» реестрами потребителей за 2015, 2016 и 2017 годы, согласно которым количество потребителей ежегодно увеличивается: 2015 год – 2 360 абонента, 2016 год – 2 407 абонента, 2017 год – 2 495 абонента.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

ФАС России отмечает, что расчет недополученных доходов за счет снижения фактического объема принятых от потребителей сточных вод подтверждается статистической отчетностью № 1-канализация и № 22-ЖКХ. Увеличение количества потребителей на основании реестра не может свидетельствовать об увеличении потреблении услуг, а разница в фактическом и плановом потреблении услуг могла сложится в связи с завышением планового размера объема принятых от потребителей сточных вод.

Справочно также отмечаем, что экономия по электроэнергии в сфере водоотведения АО «ТКС» за 2017 год отсутствует.

На основании вышеизложенного, требования АО «ТКС» в части недополученных доходов за счет снижения полезного отпуска услуг за 2017 год признаны обоснованными.

 

6. Экономически обоснованные расходы, не учтённые органом регулирования за 2016-2017 гг.

АО «ТКС» заявляет о необходимости учета экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования при установлении тарифов в 2016-2017 годах в размере 2 042,6 тыс. руб. по водоотведению (аренда движимого имущества за 2017 год в размере 756,3 тыс. руб., техническое обследование сетей за 2016 год в размере 1 286,3 тыс. руб.).

УРТ не учтены вышеуказанные расходы за 2016-2017 гг. в связи с тем, что договоры заключены с аффилированными лицами ООО «РКС-Инжиниринг» или ОАО «РКС-Менеджмент», не предоставлены протоколы проведения конкурсных процедур, платежные поручения, подтверждающие факт оплаты по представленным договорам и акты приема-передачи представлены без указания даты.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с Методическими указаниями № 1746 органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Из положений Основ ценообразования № 406 следует, что недополученные доходы, экономически обоснованные расходы могут быть заявлены регулируемой организацией для учета в составе НВВ на год, следующий за годом, когда данные расходы должны быть подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Таким образом, регулируемая организация имеет в полном мере возможность заявить расходы 2016 года при установлении тарифов на 2018 год, поскольку расходы 2016 года подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью в 2017 году и заявлены в орган регулирования при установлении тарифов на 2018 год (в конце 2017 года). При этом органом регулирования в течение трех лет указанные расходы учитываются и распределяются в составе НВВ самостоятельно, что прямо указано в пункте 15 Основ ценообразования № 406 и пункте 12 Методических указаний № 1746.

Поскольку АО «ТКС» в 2018 году имело возможность заявить указанные расходы, однако не обратилось в ФАС России на разногласия по возмещению фактически понесенных расходов за 2016 год (а также не оспаривало решение в судебном порядке), Заявителю отказано в удовлетворении заявленных требований в части возмещения расходов, понесенных в 2016 году.

Также в части расходов на аренду движимого имущества органом регулирования указывается на то, что в тарифе 2016 года учтены расходы по аренде по водоотведению в размере 2 608,3 тыс. руб., при этом фактические расходы за 2016 год составили по водоотведению 834 тыс. руб. и за 2017 год по водоотведению - 756,3 тыс. руб.

Таким образом, учитывая распределение расходов на аренду движимых средств между регулируемыми видами деятельности на основании одних договоров, сумма учтенных расходов по аренде движимого имущества за 2016-2017 годы по обоим видам деятельности составляет 4 161,5 тыс. руб. При этом, сумма фактически понесенных расходов за 2016-2017 по аренде движимых средств в общем по регулируемым видам деятельности составила 3 744,4 тыс. руб.

Поскольку сумма учтенных органом регулирования средств по аренде движимых средств за 2016-2017 года превышает сумму фактически понесенных АО «ТКС», Заявителю отказано в удовлетворении требований в части учёта расходов, понесенных за 2016-2017 гг. в части аренды движимых средств.

 

7. Расчетная предпринимательская прибыль.

АО «ТКС» заявляет о перерасчете расчетной предпринимательской прибыли исходя из результатов рассмотрения вышеперечисленных статей затрат, входящих в состав НВВ.

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования № 406 расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования № 406 (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из вышеизложенных доводов в мотивировочной части настоящего решения требования Заявителя частично признаны обоснованными, в связи с чем органу регулирования необходимо пересчитать расчетную предпринимательскую прибыль с учетом перерасчета вышеизложенных статей затрат, входящих в состав НВВ АО «ТКС».

 

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу разногласий между АО «Тамбовские коммунальные системы» и
Управлением по регулированию тарифов Тамбовской области
(исх. от 19.02.2019 № 01-05-0638, вх. от 12.03.2019 № 40731/19), Комиссия ФАС России от 21.06.2019 № 1:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление по регулированию тарифов Тамбовской области нарушившим пункты 15, 22, 24, 28, 39 и 42 Основ ценообразования № 406 при установлении тарифа на водоотведение для АО «ТКС» на 2019 год.

2. Частично удовлетворить требования АО «ТКС» (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0639, вх. от 25.02.2019 № 31321/19; исх. от 19.02.2019 № 01-05-0638, вх. от 12.03.2019 № 40731/19) и предписать органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Тамбовской области пересмотреть тариф АО «ТКС» на оказываемые услуги водоотведения на 2019 год, при этом:

- учесть сбытовые расходы гарантирующей организации в размере 2 % от необходимой валовой выручки, относимой в соответствии с Методическими указаниями № 1746 на население за 2017 год, а именно на уровне 3 844,9 тыс. руб. (дополнительный учет в сумме 3 844,9 тыс. руб.);

- учесть расходы на аренду движимого имущества по водоотведению в размере 2 790 тыс. руб. (дополнительный учет в сумме 2 138,8 тыс. руб.);

- учесть расходы на техническое обследование систем водоотведения в размере 488,6 тыс. руб. (дополнительный учет в размере 488,6 тыс. руб.);

- учесть недополученные доходы за счет снижения полезного отпуска услуг (приема сточных вод) за 2017 год по водоотведению в размере 9 636,8 тыс. руб.

3. Пересмотреть базовый уровень операционных расходов АО «ТКС» по водоотведению на 2019-2023 гг., а также расчетную предпринимательскую прибыль в соответствии с пунктом 2 резолютивной части настоящего решения.

4. Принять и ввести в действие в срок до 01.08.2019 (включительно) решения, указанные в пунктах 2-3 резолютивной части настоящего решения с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований АО «ТКС» (исх. от 19.02.2019 № 01-05-0638, вх. от 12.03.2019 № 40731/19).

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения Тамбовской области в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2-4 резолютивной части настоящего решения решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа регулирования, принятие которого предписано пунктами 3-4 настоящего решения;

- протокола заседания правления Управления по регулированию тарифов Тамбовской области, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по результатам пересмотра тарифов на водоотведение АО «ТКС» на 2019 год.

 

Связанные организации

Управление по регулированию тарифов Тамбовской области
ИНН 6829071170, ОГРН 1106829008274
АО "Тамбовские коммунальные системы"
ИНН 6832041909, ОГРН 1036888185916