Решения по тарифам №СП/33063/19 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 22 апреля 2019 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

 

 

 

 

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «05» апреля 2019 г.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<...>

рассмотрев разногласия между ООО «А-Энерго» (далее – Заявитель, регулируемая организация) (рег. №19933/19 от 06.02.2019) и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (далее – Орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в присутствии на заседании Комиссии <...>,

 

УСТАНОВИЛА

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.05.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, а также на основании подпункта «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. № 19933/19 от 06.02.2019) о разногласиях между ООО «А-Энерго» и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.

Разногласия возникли с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, которой в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения постановлением от 30.11.2018 № 412 внесены изменения в постановление от 14.07.2017 № 105 «Об установлении ООО «А-Энерго» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Мариинска, на 2017-2020 годы», в части 2019 года. Тарифы для ООО «А-Энерго» установлены методом долгосрочной индексации тарифов на 2017-2020 годы.

Величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым постановлением на 2019 год для ООО «А-Энерго», составляет 127 298,23 тыс. руб. Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 143 054,70 тыс. руб.

Величина разногласий, заявленных ООО «А-Энерго» в ФАС России, составляет 15 756,47,07 тыс. руб.

Государственное регулирование цен на тепловую энергию осуществляется Федеральным законом от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» (далее – Федеральный закон № 190-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 «О ценообразовании в сфере теплоснабжения», которым утверждены Основы ценообразования в сфере теплоснабжения (далее – Основы ценообразования № 1075) и Правила регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (далее – Правила регулирования цен (тарифов) № 1075), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 13.07.2013 № 760-э (далее – Методические указания № 760-э).

ООО «А-Энерго» осуществляет теплоснабжение на основании Концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения № 1 от 03.07.2017, заключенного с Управлением по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения, срок действия которого до 02.07.2022.

ООО «А-Энерго» просит признать экономически обоснованными и подлежащими учету в составе необходимой валовой выручки при корректировке долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию на 2019 год расходы по статьям затрат, представленным в таблице 1:

Таблица 1. Статьи разногласий между Заявителем и Органом регулирования и величина расходов по ним, тыс. руб.

п/п

Статьи разногласий

Орган регулирования

Заявитель

Величина разногласий

1

Корректировка с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа

- 3 756,47

-

3 756,47

2

Инвестиционная программа

-

12 000,00

12 000,00

3

Применение индекса роста цен на тепловую энергию с 1 июля 2019 г.

0,0%

4,0%

4,0%

 

ИТОГО

 

 

15 756,47

 

1. Статья «Корректировка с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа».

Органом регулирования при корректировке долгосрочных тарифов 2019 года была рассчитана НВВ на 2019 год с учетом отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2017 год, в результате чего, НВВ на 2019 год была сокращена на 3 756,47 тыс. руб.

Заявитель не согласен с применением и учётом данной корректировки, т.к. по его мнению фактические показатели отражают результаты деятельности регулируемой организации не за полный календарный год, а лишь с 03.07.2017.

Органом регулирования проведена корректировка НВВ в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, согласно которому размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки НВВ по результатам (i-2)-го года;

НВВi-2 - фактическая величина НВВ в (i-2)-м году, определяемая на
основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг);

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX Методических указаний № 1075 на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Из пояснений РЭК Кемеровской области следует, Заявитель осуществлял регулируемую деятельность в течение всего 2017 года. Так, постановлением РЭК Кемеровской области от 31.10.2016 № 218 для ООО «А-Энерго» был установлен тариф на тепловую энергию на 2016-2017 гг. с 01.11.2016 по 30.06.2017 в размере 2 676,90 руб./Гкал методом экономически обоснованных расходов (до заключения концессионного соглашения).

Таким образом, при расчете корректировки НВВ на 2019 год ООО «А-Энерго» органом регулирования применена указанная формула с учетом выручки за весь календарный год, в том числе в расчете на первое полугодие используется тариф на тепловую энергию в размере 2 676,90 тыс. руб.

Согласно приложению 6 концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения от 03.07.2017 № 1 объём полезного отпуска тепловой энергии определен сторонами на весь срок действия концессионного соглашения в размере 42,390 тыс. Гкал. Фактический объем полезного отпуска в 2017 году составил 42,104 тыс. Гкал.

Фактическая величина НВВ в 2017 году определена органом регулирования на основании представленной статистической и бухгалтерской отчетности регулируемой организации в размере 113 837,76 тыс. руб. в следующем порядке:

- расходы на топливно-энергетические ресурсы приняты в соответствии с фактическим полезным отпуском тепловой энергии,

- операционные расходы, являющиеся долгосрочным параметром регулирования, учтены на базовом уровне,

- неподконтрольные расходы приняты на уровне, подтвержденном Заявителем документально и имеющем экономическую обоснованность.

Соответствующий анализ отражен в Экспертном заключении органа регулирования, Заявителем разногласия по размеру фактической НВВ за 2017 год в ФАС России не заявлены.

ФАС России отмечает наличие арифметической ошибки в расчете органом регулирования товарной выручки за 2017 год. Так, РЭК Кемеровской области принял указанный показатель в размере 117 334,62 тыс. руб., по расчету ФАС России товарная выручка Заявителя за 2017 год составила 117 847,66 тыс. руб.

ФАС России выполнил расчёт размера корректировки НВВ ООО «А-Энерго» по результатам 2017 года в соответствии с формулой 22 Методических указаний № 760-Э, который представлен в таблице 2.

Таблица 2. Расчет размера корректировки НВВ ООО «А-Энерго» по результатам 2017 года, выполненный ФАС России.

п/п

Наименование показателя

Ед. изм.

2017 год (факт)

1 полугодие 2017 г. (факт)

2 полугодие 2017 г. (факт)

1

Полезный отпуск тепловой энергии

Гкал

42 103,99

22 904,57

19 199,42

2

Доля полезного отпуска, распределенного по полугодиям

 

 

0,544

0,456

3

Утвержденный тариф на тепловую энергию

руб./Гкал

 

2 676,90

2 944,59

4

Товарная выручка

тыс. руб.

117 847,66

61 313,24

56 534,42

5

НВВ фактическая

тыс. руб.

113 837,76

 

 

6

Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года

тыс. руб.

- 4 009,90

 

 

7

Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года с учетом индексов инфляции, утвержденных Минэкономразвития от 01.10.2018 (1,027 и 1,046)

тыс. руб.

- 4 307,61

 

 

8

Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года, учтенный органом регулирования

тыс. руб.

- 3 756,47

 

 

9

Размер корректировки НВВ по результатам 2017 года, подлежащий дополнительному учету

тыс. руб.

- 551,14

 

 

 

На основании вышеизложенного, при корректировке долгосрочных тарифов 2019 года для ООО «А-Энерго» с учетом отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2017 год, из НВВ на 2019 год подлежат исключению средства в размере 4 307,61 тыс. руб., т.е. дополнительному исключению подлежит 551,14 тыс. руб.

Требования ООО «А-Энерго» по статье «Корректировка с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа» не подлежат удовлетворению.

 

2. Статья «Инвестиционная программа».

ООО «А-Энерго» заявляет к учету в НВВ на тепловую энергию на реализацию мероприятий инвестиционной программы средства в размере 12 000,00 тыс. руб.

Органом регулирования расходы по данной статье не учтены.

Органом регулирования Кемеровской области постановлением от 14.07.2017 № 104 утверждена инвестиционная программа для ООО «А-Энерго» на потребительском рынке г. Мариинска на 2018-2022 гг. (далее – инвестиционная программа).

При утверждении инвестиционной программы орган регулирования отмечал, что мероприятия не соответствуют действующей схеме теплоснабжения г. Мариинска, актуализированной на 2018 год постановлением Администрации Мариинского городского поселения № 157-П от 29.03.2017. Вместе с тем, РЭК Кемеровской области приняла во внимание письмо управления по имуществу и жизнеобеспечению Мариинского городского поселения от 20.04.2017 № 485 о том, что мероприятия инвестиционной программы будут внесены в схему теплоснабжения г. Мариинска после заключения концессионного соглашения.

Концессионное соглашение было заключено Заявителем 03.07.2017, однако мероприятия, предусмотренные инвестиционной программой, не были своевременно внесены в схему теплоснабжения г. Мариинска. Постановление Администрации Мариинского городского поселения № 545-П о внесении изменений в схему теплоснабжения Мариинского городского поселения на период 2014-2019 годы с перспективой до 2030 года, включающее мероприятия инвестиционной программы ООО «А-Энерго», датировано 29.11.2018 (т. е. накануне утверждения оспариваемого постановления РЭК Кемеровской области).

Согласно пункту 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Орган регулирования включил в нормативную прибыль Заявителя только расходы на выплаты, предусмотренные коллективным договором, в размере 256,05 тыс. руб.

Абзацем 4 пункта 74 Основ ценообразования № 1075 установлено, что при определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Инвестиционной программой ООО «А-Энерго» на 2019 год предусмотрены расходы за счет собственных средств из прибыли в размере 12 296,61 тыс. руб. Использование заемных средств не предусмотрено.

Приложение 4 концессионного соглашения от 03.07.2017 № 1 в отношении объектов теплоснабжения содержит перечень мероприятий по техническому перевооружению, реконструкции муниципального имущества, передаваемого по концессионному соглашению, согласно которому на 2019 год запланированы расходы на реализацию мероприятий в размере 14 510 тыс. руб.

Нормативный уровень прибыли на 2019 год в соответствии с приложением 5 концессионного соглашения установлен в размере 11,72%. Этот же уровень установлен и постановлением РЭК Кемеровской области от 14.07.2017 № 105 «Об установлении ООО «А-Энерго» долгосрочных параметров регулирования и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Мариинска, на 2017 - 2022 годы».

Органом регулирования в экспертном заключении расчетный нормативный уровень прибыли, соответствующий 11,72%, определён в размере 14 732,02 тыс. руб. В тоже время, в нормативную прибыль Заявителя на 2019 год РЭК Кемеровской области включил только расходы на выплаты, предусмотренные коллективным договором, в размере 256,05 тыс. руб., что соответствует 0,2%.

Согласно подпункту в) пункта 75 Основ ценообразования № 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

В соответствии с абзацем 5 пункта 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

Вопрос нарушения законодательства Администрацией Мариинского городского поселения при утверждении схемы теплоснабжения не входит в полномочия ФАС России и не является темой рассматриваемых разногласий.

Инвестиционная программа ООО «А-Энерго» утверждена в установленном порядке. Несвоевременное внесение мероприятий, предусмотренных инвестиционной программой, в схему теплоснабжения г. Мариинска не может является основанием для исключения из состава нормативной прибыли регулируемой организации расходов на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденной инвестиционной программой и концессионным соглашением.

На основании вышеизложенного, требования ООО «А-Энерго» по включению в состав НВВ на тепловую энергию расходов по статье «Нормативная прибыль» подлежат удовлетворению в соответствии с условиями концессионного соглашения.

 

3. Применение индекса роста цен на тепловую энергию с 01.07.2019.

ООО «А-Энерго» заявляет о необходимости применения индекса роста цен к тарифу на тепловую энергию с 01.07.2019 в размере 4,0%.

Органом регулирования индекс роста цен к тарифу на тепловую энергию с 01.07.2019 не применен.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 1075 тарифы на тепловую энергию (мощность) устанавливаются с календарной разбивкой по полугодиям исходя из непревышения величины указанных тарифов без учета налога на добавленную стоимость в первом полугодии очередного расчетного годового периода регулирования над величиной соответствующих тарифов без учета налога на добавленную стоимость во втором полугодии предшествующего годового периода регулирования по состоянию на 31 декабря.

Из пояснений органа регулирования следует, что при расчете тарифов на тепловую энергию по периодам календарной разбивки на 2019 год, снижение тарифа с 01.07.2019 составило 3,6%, при расчете среднегодового тарифа к действующему, снижение составило 1,65%. В целях недопущения ухудшения финансового состояния регулируемой организации в результате большого снижения тарифа с 01.07.2019 органом регулирования принято решение об установлении единого тарифа на тепловую энергию по периодам календарной разбивки в размере 3 003,02 руб./Гкал (на уровне среднегодового).

Заявитель аргументирует свое требование следующими условиями:

- постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно которым тарифы индексировались 1 раз в год в июле на величину инфляции прошедшего года.

- постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2018 № 1347 «Об особенностях индексации платы граждан за коммунальные услуги в 2019 году» устанавливается двухэтапная индексация тарифов. Для Кемеровской области с 01.01.2019 – 1,7%, с 01.07.2019 – 2,4%.

ФАС России отмечает неточность, содержащуюся в Заявлении ООО «А-Энерго». Индексы изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации и предельно допустимые отклонения по отдельным муниципальным образованиям от величины указанных индексов на 2019 - 2023 годы утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.11.2018. № 2490-р, в соответствии с которыми средний индекс для Кемеровской области составит на первое полугодие 2019 года 1,7%, на второе полугодие – 3%.

Предельный индекс роста платы граждан за коммунальные услуги не предусматривает, что для всего населения муниципального образования произойдет рост платы на максимально установленном уровне. Данный индекс показывает рост платы по максимально неблагоприятному набору услуг в зависимости от тарифов конкретных поставщиков коммунальных услуг и от объемов потребления по конкретным жилым помещениям.

Таким образом, ссылка Заявителя на законодательные акты, ограничивающие плату граждан за коммунальные услуги совокупно по всем видам оказываемых услуг, не корректна.

Следовательно, требования ООО «А-Энерго» применения индекса роста цен к тарифу на тепловую энергию с 01.07.2019 в размере 4,0% не подлежат удовлетворению.

 

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты анализа обосновывающих материалов, представленных ООО «А-Энерго» и Региональной энергетической комиссией Кемеровской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кемеровской области нарушившей пункты 74 и 75 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Частично удовлетворить требования ООО «А-Энерго», указанные в заявлении о разногласиях с Региональной энергетической комиссией Кемеровской области (рег. № 19933/19 от 06.02.2019).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету в необходимой валовой выручке 2019 года расходы по следующим статьям:

- «Корректировка долгосрочных тарифов 2019 года с учетом отклонений фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифа на 2017 год» в размере «- 4 307,61 тыс. руб.», дополнительному исключению подлежит 551,14 тыс. руб.;

- «Нормативная прибыль» в соответствии с условиями концессионного соглашения и настоящим решением.

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в срок до 01.07.2019 (включительно) пересмотреть для ООО «А-Энерго» тарифы на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Мариинска, на 2019 год, на основании пункта 3 настоящего решения с учетом непревышения предельного индекса изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъекту Российской Федерации.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в пунктах 3 и 4 настоящего решения, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписано настоящим решением;

- протокола заседания правления органа исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором принимались решения, предписанные настоящим решением;

- экспертного заключения по результатам пересмотра для ООО «А-Энерго» тарифов на тепловую энергию, реализуемую на потребительском рынке г. Мариинска, на 2019 год.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «А-Энерго».

 <...>

Связанные организации

Региональная энергетическая комиссия Кемеровской области
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
Кемеровское УФАС России
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799