Решения по тарифам №ЦА/88532/20 Решение об установлении нового срока исполнения предписания ... от 12 октября 2020 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

Решение об установлении нового срока исполнения предписания ФАС России от 08.11.2019 № СП/97598/19

 

По результатам мониторинга цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, проведенного ФАС России в отношении установленного Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее — орган регулирования, Служба) тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения для МП КХ «Водоканал» г. о. Калининград (далее — регулируемая организация), ФАС России было выдано предписание от 08.11.2019 № СП/97598/19 (далее — Предписание ФАС России), согласно которому было предписано:

1. Признать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области нарушившей положения Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункт 15, 16, 38, 39 43, 51, 65 Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406, при утверждении тарифов на водоснабжение и водоотведение в отношении МП КХ «Водоканал» на 2016-2018 гг.

2. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 20.12.2019 (включительно) устранить нарушения, допущенные Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области при установлении тарифов на 2016-2018 гг. на водоснабжение и водоотведение для МП КХ «Водоканал», а именно:

- исключить из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоснабжение и водоотведение 2020 года излишне полученные доходы на выполнение инвестиционных программ в доли от поступления средств от источника финансирования тариф на технологическое присоединение;

- провести анализ расходов на эксплуатацию объекта «Очистные сооружения, г. Калининград», учтенных органом регулирования в необходимой валовой выручке на водоотведение за 2015-2018 гг. в размере 381 971,98 тыс. руб., и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные и фактически не подтвержденные расходы из состава необходимой валовой выручки МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года;

- определить размер амортизационных отчислений по объектам, созданным в рамках реализации инвестиционных программ за счет бюджетных средств целевого финансирования и исключить данную величину (не являющуюся источником финансирования утвержденной приказом службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области от 30.11.2015 № 177-01в/15 (ред. от 29.11.2017) инвестиционной программы МП КХ «Водоканал» на 2016-2018 гг.) излишне учтенных органом регулирования расходов за период с 2015 по 2018 гг., соответственно, из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоотведение на 2020 год и на водоснабжение 2020 года;

- исключить из состава необходимой валовой выручки по водоотведению МП КХ «Водоканал» 2020 года 1 869,20 тыс. руб. по факту неисполнения мероприятий по текущему ремонту по результатам деятельности в 2014 году;

- провести анализ фактических расходов МП КХ «Водоканал» на ремонтные работы в 2015 году в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части настоящего предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение на 2020 год, соответственно;

- провести анализ расходов МП КХ «Водоканал» на уплату налогов на имущество за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части настоящего предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение 2020 года, соответственно;

- провести анализ расходов МП КХ «Водоканал» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части настоящего предписания и исключить выявленные по результатам анализа экономически необоснованные доходы МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение 2020 года, соответственно.

3. Органу исполнительной власти в области государственного регулирования цен (тарифов) Калининградской области исключить из состава необходимой валовой выручки МП КХ «Водоканал» иные расходы, размер которых зависит от расходов, подлежащих исключению, указанного в пункте 2 резолютивной части настоящего предписания, согласно пункту 16 Основ ценообразования № 406.

4. В срок до 20.12.2019 (включительно) органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения принять и ввести в действие решение о корректировке тарифов на водоснабжение и водоотведение для
МП КХ «Водоканал» (в том числе базового уровня операционных расходов), утверждённых Службой по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области на 2019-2021 годы) с учетом исполнения требований, предусмотренных пунктами 2 — 3 резолютивной части настоящего предписания.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 2 - 4 резолютивной части настоящего предписания решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

  • решения органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, принятие которых предписано пунктами 2 — 4 резолютивной части настоящего предписания;

  • протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения, на котором принимались вышеуказанные решения;

- экспертные заключения органа исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения по корректировке тарифов на питьевую воду и водоотведение для МП КХ «Водоканал» на 2020 год.

Органом регулирования в рамках исполнения пунктов 2 и 3 резолютивной части Предписания ФАС России проведен некорректный анализ экономической обоснованности включения в состав НВВ МП КХ «Водоканал» расходов за 2015 — 2018 гг., а также не исключены предписанные к исключению расходы.

 

Тарифы на услуги водоснабжения и водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила № 406).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746).

 

1. Инвестиционные программы.

Предписанием ФАС России указано на исключение из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоснабжение и водоотведение 2020 года излишне полученных доходов на выполнение инвестиционных программ в доли от поступления средств от источника финансирования тарифа на технологическое присоединение.

В мотивировочной части Предписания ФАС России указан размер излишне полученных средств на выполнение инвестиционных программ в доли от источника финансирования «тариф на технологическое присоединение» в сумме 13 588,45 тыс. руб.

При этом Службой в нарушение пункта 2 резолютивной части Предписания ФАС России не произведено исключение излишне полученных доходов на выполнение инвестиционных программ в доли от поступления средств от источника финансирования тариф на технологическое присоединение.

 

2. Выплаты по договорам займа и кредитным договорам.

Предписанием ФАС России указано о проведении анализа расходов МП КХ «Водоканал» на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения с учетом мотивировочной части настоящего предписания и исключении выявленных по результатам анализа экономически необоснованных доходов МП КХ «Водоканал» по данной статье из состава необходимых валовых выручек МП КХ «Водоканал» на водоотведение 2020 года и на водоснабжение и водоотведение 2020 года, соответственно.

В соответствии с пунктом 39 Основ ценообразования № 406 при расчете тарифа методом экономически обоснованных расходов в составе производственных расходов учитываются, в том числе расходы на уплату процентов по займам и кредитам, не учитываемые при определении налогооблагаемой базы налога на прибыль.

Пунктом 76 Основ ценообразования № 406 предусмотрено, что аналогичная величина на расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за исключением средств на возврат займов и кредитов, процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 78 Основ ценообразования № 406 (на средства на возврат займов и кредитов, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы), с учетом положений, предусмотренных пунктом 15 Основ ценообразования № 406, учитывается в составе неподконтрольных расходов при формировании необходимой валовой выручки методом индексации.

В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования № 406 расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере, рассчитанном исходя из ставки процента, равной ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения таких средств (заключения договора займа, кредитного договора), увеличенной в 1,5 раза, но не менее 4 процентных пунктов.

По решению органа регулирования тарифов для регулируемых организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек, указанная ставка процента может быть с учетом региональных особенностей определена в размере ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на дату привлечения заемных средств, увеличенной более чем в 1,5 раза, но в размере не менее 4 процентных пунктов.

На основании вышеизложенного при условии того, что регулируемой организацией привлекаются кредитные средства на покрытие кассовых разрывов из-за образования недополученных доходов, с целью качественного и своевременного выполнения возложенных на регулируемую организацию обязательств, а также недопущения нарушений трудового законодательства Российской Федерации, необходимо представлять расчет формирования сумм кассовых разрывов помесячно с учетом суммы поступлений денежных средств на начало периода, платежей дебиторов, платежей поставщиков, расходной части ресурсоснабжающей компании с целью обоснования возникновения кассовых разрывов и необходимости в кредитовании предприятия на эти цели.

Службой в нарушение пункта 2 резолютивной части Предписания ФАС России не произведено исключение расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам в связи с некорректным анализом выплат по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и проценты по ним, за период с 2014 по 2018 гг. в сфере водоснабжения и водоотведения.

Регулируемой организацией представлен некорректный расчет формирования сумм кассовых разрывов, содержащий сведения без разделения по видам деятельности и в годовом выражении (без расшифровки помесячно). Также в обоснование представлена бухгалтерская отчетность о движении денежных средств (кассовый разрыв по операционной деятельности) в котором, в том числе учитываются такие расходы как аренда спортзала, членские взносы, корпоративные расходы, представительские расходы, благотворительность, консультационные услуги, оплата государственной пошлины за подачу иска по взысканию. Указанные расходы не могут являться обоснованными и необходимыми в целях осуществления регулируемых видов деятельности.

 

Согласно подпункту 5.3.2.3 пункта 5.3 Положения о Федеральной антимонопольной службы, утверждённого постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 № 331, на основании федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и в порядке, установленном ими, ФАС России выдает (направляет) предписания, обязательные для исполнения юридическими и физическими лицами, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, законодательством о рекламе, законодательством о государственном оборонном заказе, законодательством об электроэнергетике, законодательством о государственном регулировании тарифов и законодательством о естественных монополиях.

В этой связи, ввиду неисполнения Службой предписания ФАС России от 08.11.2019 № СП/97598/19, в отношении руководителя Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области Бобровой О.А. определением от 13.08.2020 № 31/69671/20 возбуждено дело об административном правонарушении № 31/04/19.5-23/2020 по части 5 статьи 19.5 КоАП РФ.

По результатам заседания Комиссии ФАС России о рассмотрении отчетов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об исполнении решений (предписаний) от 02.10.2020 приняты следующие решения:

1. Признать Службу по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области не исполнившей требования Предписания ФАС России от 08.11.2019 № СП/97598/19.

2. Органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.12.2020 исполнить предписание ФАС России от 08.11.2019 № СП/97598/19, исключив экономически необоснованные расходы МП КХ «Водоканал» г.о. Калининград из состава необходимой валовой выручки регулируемой организации на 2020 год в соответствии с мотивировочной частью предписания от 08.11.2019 № СП/97598/19.

3. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Калининградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней с даты принятия вышеуказанного решения проинформировать надлежащим образом Федеральную антимонопольную службу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А.Г. Цыганов

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

УФАС Калининградской области
ИНН 3905011090, ОГРН 1023901001552
Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области
ИНН 3905031762, ОГРН 1023900773192
Прокуратура Калининградской области
ИНН 3906028635, ОГРН 1023901020582