Предписание №СП/94580/22 Предписание по итогам плановой документарной проверки Комите... от 13 октября 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

г. Москва

 

Статс-секретарь – заместитель руководителя Федеральной антимонопольной службы С.А. Пузыревский, рассмотрев материалы плановой выездной проверки Комитета по тарифам Республики Алтай, проведенной ФАС России (приказ ФАС России от 24.09.2021 № 1024/21, Акт проверки ФАС России от 29.11.2021 № 132/21), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, допущенные органом исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при установлении тарифов для ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» с. Майма на 2016 год, а также корректировке установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2016-2026 гг., тарифов на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» с. Кызыл-Осек на 2017 год, корректировке установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг., тарифов на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» г. Горно-Алтайск на 2019 год, а также корректировке долгосрочного периода регулирования 2019-2021 гг.,

 

УСТАНОВИЛ:

 

В рамках исполнения своих полномочий Комитетом по тарифам Республики Алтай (далее – Орган регулирования, Комитет) для ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» (далее – Общество, регулируемая организация):

- были установлены тарифы на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» с. Майма на 2016 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2016-2026 гг. (базовый уровень расходов пересмотрен с 2019 года по решению суда по делу № 3а-2-2020);

- были установлены тарифы на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» с. Кызыл-Осек на 2017 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2017-2021 гг. (базовый уровень расходов пересмотрен с 2019 года по решению суда по делу № 3а-2-2020);

- были установлены тарифы на тепловую энергию для ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» г. Горно-Алтайск на 2019 год, а также произведена корректировка установленных тарифов долгосрочного периода регулирования 2019-2021 гг.

 

Вид деятельности/тариф

Показатели

 

 

Годы

2016

2017

2018*

2019

2020

2021

ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» ТС с. Майма

НВВ, тыс.руб.

47152,87

111810,23

129027,70

1) 129693,93;

2) 126253,09

127203,22

94817,68

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

17076,96

 

34765,2

1) 34765,2

2)26133,68

 

 

 

 

 

2) 4270,32

 

 

Метод установления тарифов

индексация

индексация

индексация

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

31.10.2016 г. № 42/1

31.10.2016 г. № 42/1

20.12.2017 г. № 51/8

1)19.12.2018 г. № 50/1; 2)06.11.2020 №30/1

20.12.2019 г. № 32/18

18.12.2020 №41/14

Размер установленных тарифов (руб./Гкал, руб./кВт ч, руб./м3)

3474,58

3474,58; 3613,57

3613,57; 3742,47

1) 3742,47; 3935,78

2) 3590,92

3617,95; 3617,95

3617,95; 4789,68

 

 

 

 

 

 

 

 

ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» ТС с. Кызыл-Озек

НВВ, тыс.руб.

 

7903,769

9956,96

1) 9772,05

2) 9679,42

7965,38

9332,17

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

 

1693,8

1470,0

 

 

 

Метод установления тарифов

 

индексация

индексация

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

 

01.02.2017 № 4/3

20.12.2017 г. № 51/8

1)19.12.2018 г. № 50/1; 2)06.11.2020 №30/1

20.12.2019 г. № 32/18

18.12.2020 №41/14

Размер установленных тарифов (руб./Гкал, руб./кВт ч, руб./м3)

 

2688,53; 4143,53

4120,13

1) 4043,62

2) 4005,29

3296,03

3296,03; 4716,76

 

ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» ТС г. Горно-Алтайск

НВВ, тыс.руб.

 

 

 

5501,28

5520,0

6539,99

Базовый уровень операционных (подконтрольных) расходов

 

 

 

1314,97

 

 

Метод установления тарифов

 

 

 

индексация

индексация

индексация

НПА об установлении тарифов (реквизиты)

 

 

 

19.12.2018 г. № 50/4

20.11.2019 г. №25/8

16.12.2020 г. № 40/29

Размер установленных тарифов (руб./Гкал, руб./кВт ч, руб./м3)

 

 

 

2299,27; 2411,69

2352,21

2352,21; 3438,82

 

В соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 (в редакции действующей до 25.11.2021) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования.

Согласно пункту 29 правил № 1075 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2021 № 2033) экспертное заключение органа регулирования помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

а) анализ экономической обоснованности расходов по статьям затрат и обоснование объемов полезного отпуска тепловой энергии (мощности);

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемых организаций;

в) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

г) анализ соответствия собственника или иного законного владельца тепловых сетей критериям отнесения к теплосетевым организациям.

Вместе с тем в нарушение вышеуказанных положений Правил № 1075 и Регламента в экспертных заключениях Комитета отсутствует следующая информация:

- по статьям расходов не представлены пояснения экспертов относительно их экономической обоснованности, порядка учета, а также пояснения (по отдельным статьям) относительно отклонений от заявленных организацией расходов, отсутствует анализ отклонений от заявленных регулируемой организацией;

- в экспертных заключениях об установлении тарифов на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 годы отсутствуют указания на экономические параметры, учтенные при установлении тарифов и фактически сложившиеся за предшествующие расчетные периоды регулирования.

- в тексте экспертного заключения регулирующим органом не исследовались причины отклонения (при наличии) фактических расходов над плановыми, отклонения (при наличии) плановых и фактических величин полезного отпуска энергии.

ФАС России были проанализированы материалы тарифных дел за 2016, 2017, 2018, 2019, 2020 и 2021 годы в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, Экспертные заключения Комитета по тарифам Республики Алтай на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 годы, а также возражения Органа регулирования на Акт проверки ФАС России.

Для сведения ФАС России отмечает, что в 2018-2019 гг. Органом регулирования были пересмотрены базовые уровни операционных расходов в части тарифов на тепловую энергию в с. Майма, в с. Кызыл-Озек.

Вместе с тем, в соответствии с пунктом 75 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов.

При этом по решению Верховного Суда Российской Федерации от 18.09.2019 по делу № 52-АПА19-4 Органом регулирования были пересмотрены долгосрочные параметры регулирования для регулируемой организации в части тарифов на тепловую энергию муниципального образования «Майминский район» и пересмотрены с 2019 года, в том числе базовый уровень операционных расходов.

Приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 06.11.2020 № 30/1 с 2019 года принято решение о корректировке долгосрочных параметров регулирования тарифов и долгосрочных тарифов на тепловую энергию, поставляемую регулируемой организацией, на 2019 год на основании долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера на концессионному соглашению в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Майминский район» от 12.08.2016 № 1.

В соответствии с пунктом 99 Правил № 1075 к заявлению об изменении долгосрочных параметров регулирования прилагаются следующие документы и материалы:

а) концессионное соглашение, заключенное в отношении объектов теплоснабжения, либо заверенная в установленном порядке его копия;

б) документ, подтверждающий согласие сторон концессионного соглашения, заключенного в отношении объектов теплоснабжения, на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий заключенного концессионного соглашения, с указанием новых значений долгосрочных параметров регулирования;

в) документ, подтверждающий полномочия лица, подавшего заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования, на подачу заявления об изменении долгосрочных параметров регулирования и прилагаемых к нему документов и материалов.

Согласно пункту 102 Правил № 1075 лицо, подавшее заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования, вправе повторно представить в орган регулирования заявление об изменении долгосрочных параметров регулирования с доработанными документами и материалами, соответствующее положениям пункта 99 Правил № 1075.

В соответствии с пунктами 103-104 Правил № 1075 в случае соответствия заявления об изменении долгосрочных параметров регулирования и прилагаемых к нему документов и материалов положениям пункта 99 настоящих Правил орган регулирования рассматривает его в течение не более 15 календарных дней со дня регистрации.

Орган регулирования дает предварительное согласие на изменение долгосрочных параметров регулирования при наличии:

а) копии решения суда или копии предписания федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, заверенных в установленном порядке, с указанием размеров изменения долгосрочных параметров регулирования. При этом предлагаемые в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования значения долгосрочных параметров регулирования должны соответствовать значениям долгосрочных параметров регулирования, определенным в соответствии с указанным решением суда или предписанием федерального органа исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов;

б) заверенной в установленном порядке копии акта технического обследования объектов теплоснабжения, являющихся объектами концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, проведенного в первый долгосрочный период регулирования с даты заключения концессионного соглашения, с указанием информации, подтверждающей, что фактические значения показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве долгосрочных параметров регулирования, выше соответствующих фактических значений показателей потерь и удельного потребления энергетических ресурсов на единицу объема полезного отпуска тепловой энергии (мощности) и (или) теплоносителя, указанных в конкурсной документации. При этом предлагаемые в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования значения показателей энергосбережения и энергетической эффективности должны быть не выше фактических значений показателей энергосбережения и энергетической эффективности, определенных техническим обследованием;

в) заверенной в установленном порядке копии инвестиционной программы концессионера. При этом сумма амортизации и прибыли, рассчитанная на период реализации инвестиционной программы исходя из нормативного уровня прибыли, указанного в заявлении об изменении долгосрочных параметров регулирования, не должна превышать сумму расходов инвестиционной программы (на период ее реализации), финансируемых за счет средств концессионера.

Комитетом дано предварительное согласие на изменение значений долгосрочных параметров регулирования, установленных в качестве условий концессионного соглашения от 12.08.2016 № 1 в отношении объектов теплоснабжения муниципального образования «Маминский район».

При установлении и корректировке тарифов на 2016, 2017, 2018, 2019, 2020, 2021 гг. допущены следующие нарушения, допущенные Комитетом.

 

Операционные (подконтрольные) расходы (базовый период).

Принято на 2019 год – 30 403,99 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 2 634,25 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 1 314,98 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 операционные расходы регулируемой организации устанавливаются на каждый год долгосрочного периода регулирования путем индексации базового уровня операционных расходов. При индексации применяются индекс потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году), определенный в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант), индекс эффективности операционных расходов и индекс изменения количества активов. При установлении тарифов на годы, не вошедшие в плановый период прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, применяется индекс потребительских цен, установленный на последний год этого планового периода.

Базовый уровень операционных расходов определяется в соответствии с Правилами установления долгосрочных параметров регулирования.

Органом регулирования операционные расходы при установлении на 2016 год рассчитаны в соответствии с пунктами 36 и 37 Методических указаний № 760-э.

В соответствии с пунктом 37 Методических указаний № 760-э при установлении базового уровня операционных расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования, и результаты проведения контрольных мероприятий.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

Таким образом, при определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться Основами ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 51 Основ ценообразования № 1075 для регулируемых организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, долгосрочные тарифы устанавливаются на основе значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера или арендатора, предусмотренных конкурсной документацией и согласованных органом регулирования в порядке, установленном Правилами регулирования цен (тарифов), а также значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера (арендатора), указанных в конкурсном предложении концессионера (арендатора) на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, и значений долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, предусмотренных концессионным соглашением, заключенным без проведения конкурса с лицами, у которых права владения и пользования имуществом, являющимся объектом концессионного соглашения, возникли на основании договоров аренды в соответствии с положениями статьи 51 Федерального закона «О концессионных соглашениях», либо в случае заключения концессионного соглашения с лицом, выступившим с инициативой заключения концессионного соглашения.

В соответствии с пунктом 59 Основ ценообразования № 1075 базовый уровень операционных расходов относится к долгосрочным параметрам регулирования.

При этом в соответствии с пунктом 3 статьи 40 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» возмещение недополученных доходов, экономически обоснованных расходов концессионера, подлежащих возмещению за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, в том числе в случае принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, в области государственного регулирования тарифов решения об изменении долгосрочных тарифов и (или) необходимой валовой выручки концессионера, рассчитанных на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера и предусмотренных концессионным соглашением в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, и (или) долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, и (или) решения об установлении тарифов концессионера на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, отличных от долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера, установленных либо согласованных органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов субъекта Российской Федерации, участвующего в концессионном соглашении, в соответствии с настоящим Федеральным законом. Согласование долгосрочных параметров регулирования деятельности концессионера осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Необходимо отметить, что в части базового уровня операционных расходов по Майминскому району (с. Майма и с. Кызыл-Осек) Органом регулирования была проведена индексация плановых расходов, принятых на предыдущий период регулирования, что противоречит действующему законодательству.

При определении базового уровня операционных расходов Органу регулирования необходимо руководствоваться Основами ценообразования № 1075, при этом также анализировать показатели концессионного соглашения.

Учитывая вышеизложенные факты, определение операционных расходов по муниципальным образованиям вышеуказанным способом не имеет экономического обоснования, в связи с чем расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому обоснованию, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, а в случае необходимости, пересмотру.

 

Расходы на ремонт основных средств.

Принято на 2019 год – 1 740,48 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 150,8 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 0 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

В соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов регулируемой организации на проведение ремонтных работ используются расчетные цены и обоснованные мероприятия по проведению ремонтных работ на производственных объектах, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании в соответствии с методическими указаниями.

В Экспертных заключениях на 2019 год отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, а также причины учета/неучета представленных регулируемой организацией расчетов и материалов.

Кроме того, не представлен анализ расходов в соответствии с требованиями пункта 28 Основ ценообразования № 1075, а также в нарушение пункта 37 Методических указаний № 760-э не представлен анализ обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в последнем году предыдущего долгосрочного периода регулирования.

В Экспертных заключениях Органа регулирования на 2019 год по статье «Ремонт основных средств» отсутствуют перечень материалов, подтверждающих экономическую обоснованность, таких как техническое задание на ремонты, план ремонтов на очередной год, предписание Ростехнадзора, коммерческие предложения (или проекты договоров с организациями, с которыми планируется заключать договоры на плановый ремонт по итогам проведения торгов, план закупок).

Информация об анализе указанных материалов в Экспертных заключениях на 2019 год также отсутствует, в связи с чем не представляется возможным определить обоснованность принятых/непринятых Органом регулирования расходов по статье затрат «Ремонт основных средств».

В материалах тарифных дел отсутствует долгосрочная ремонтная программа регулируемой организации, установленная в установленном порядке.

ФАС России отмечает, что Органу регулирования при расчете расходов по данной статье затрат необходимо проводить анализ фактических расходов регулируемой организации, понесенных в последнем отчетном периоде регулирования, для 2019 года последним отчетным периодом регулирования является 2017 год.

Отсутствует информация, на основании каких договоров были учтены расходы по данной статье затрат и были ли вышеуказанные договоры заключены на основании торгов.

В свою очередь, расходы на ремонт основных средств должны быть определены в соответствии с пунктом 41 Основ ценообразования № 1075.

Кроме того, в части тарифа на тепловую энергию по г. Горно-Алтайск Органом регулирования расходы по данной статье затрат не учитываются, вместе с тем основания неучета расходов по данной статье затрат в Экспертном заключении отсутствуют.

Вместе с тем, Органом регулирования не проведен анализ расходов по данной статье затрат за 2016-2017 гг. (первоначальные базовые периоды).

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на ремонт основных средств», учтенные Комитетом в составе базовых уровней операционных расходов ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2019 год подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки .

 

Расходы на оплату труда.

Принято на 2019 год – 22 031,8 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 1 908,87 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 1 092,65 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 1075 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, регулирующие органы определяют в соответствии с методическими указаниями размер фонда оплаты труда согласно отраслевым тарифным соглашениям, коллективным договорам, заключенным соответствующими организациями, и фактическому объему фонда оплаты труда за последний расчетный период регулирования, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Как следует из материалов, представленных Органом регулирования, одним из основных видов деятельности по Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности является 40.30.1 «Производство пара и горячей воды (тепловой энергии)».

В материалах тарифных дел ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» отсутствует письменный отказ присоединиться к Отраслевому тарифному соглашению в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации (далее - ОТС в ЖКХ) в соответствии со статьей 48 Трудового кодекса Российской Федерации, на ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» распространяется действие ОТС в ЖКХ.

Учитывая вышеизложенное, при определении фонда оплаты труда Органу регулирования необходимо руководствоваться ОТС в ЖКХ.

Анализ расходов, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, Органом регулирования проведен не был.

Органом регулирования в адрес ФАС России не представлены расчет нормативной численности, тарифных ставок, надбавок, приказы о премировании, расчеты тарифного коэффициента, данные фактических размеров доплат и надбавок компенсационного и стимулирующего характера за условия труда, и другие обосновывающие документы.

Согласно возражениям Органа регулирования, Комитетом были проанализированы формы статистической отчетности № МП «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия». При этом, анализ, проведенный Органом регулирования, не отражен в Экспертных заключениях.

На основании вышеизложенного, затраты по статье «Расходы на оплату труда», учтенные Комитетом в составе базовых уровней операционных расходов ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2019 год, подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки.

 

Неподконтрольные расходы.

 

В соответствии с пунктом 62 Основ ценообразования № 1075 неподконтрольные расходы включают в себя:

а) расходы на оплату услуг, оказываемых организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;

б) расходы на уплату налогов, сборов и других обязательных платежей, включая плату за выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды негативного воздействия на окружающую среду в пределах установленных нормативов и (или) лимитов, а также расходы на обязательное страхование;

в) концессионную плату;

г) арендную плату с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 45 настоящего документа;

д) расходы по сомнительным долгам, предусмотренные подпунктом «а» пункта 47 настоящего документа;

е) отчисления на социальные нужды.

ж) расходы концессионера на осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации права собственности концедента на водопроводные сети и насосные станции, канализационные сети, канализационные насосные станции, тепловые сети в составе объекта концессионного соглашения и (или) в составе иного передаваемого концедентом концессионеру по концессионному соглашению недвижимого имущества, технологически и функционально связанного с объектом концессионного соглашения, принадлежащего концеденту на праве собственности и (или) находящегося во владении и (или) в пользовании государственного или муниципального унитарного предприятия на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, государственного или муниципального бюджетного или автономного учреждения на праве оперативного управления, учредителем которых является концедент, не прошедшего в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, сведения о котором отсутствуют в Едином государственном реестре недвижимости, в размере фактически понесенных расходов на уплату государственной пошлины за совершение соответствующих действий.

Также необходимо отметить, что неподконтрольные расходы Органу регулирования необходимо рассчитывать с учетом положений пункта 28 Основ ценообразования № 1075.

Вместе с тем, Органом регулирования не отражен в Экспертных заключениях Комитета на 2019-2021 гг. анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

 

Отчисления на социальные нужды.

Принято на 2019 год – 6 653,6 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 576,48 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 329,98 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

 

Принято на 2020 год – 6 091,52 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2020 год – 306, 92 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2020 год – 336,48 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

Принято на 2021 год – 5 981,81 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2021 год – 602,91 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2021 год – 345,11 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

Отмечаем, что согласно статье 426 гл. 34 Налогового кодекса Российской Федерации должны применяться следующие тарифы страховых взносов:

1) на обязательное пенсионное страхование - 22,0 %;

2) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - 2,9 %;

3) на обязательное медицинское страхование - 5,1 %.

В связи с необходимость дополнительного анализа и перерасчета затрат по статье «Расходы на оплату труда», расходы по статье «Отчисления на социальные нужды», учтенные на 2019, 2020 и 2021 гг., также требуют пересмотра.

 

Арендная плата и Концессионная плата.

Принято на 2019 год – 1 305,21 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

Принято на 2020 год – 870,14 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

Принято на 2021 год – 345,11 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

Пунктом 39 Методических указаний № 760-э определен перечень неподконтрольных расходов.

В зависимости от применяемого метода регулирования тарифов в сфере теплоснабжения расходы на арендную плату учитываются в составе прочих расходов регулируемой организации, связанных с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, в соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 1075, или включаются в состав неподконтрольных расходов, если договор аренды заключен в отношении производственных объектов регулируемой организации, в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 45 Основ ценообразования № 1075 арендная плата и лизинговый платеж включаются в прочие расходы в размере, не превышающем экономически обоснованный уровень. Экономически обоснованный уровень арендной платы или лизингового платежа определяется органами регулирования исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и землю и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду или лизинг, при этом экономически обоснованный уровень не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора. В случае если договором аренды или договором лизинга предусмотрены расходы регулируемой организации (арендатора, лизингополучателя) на содержание и эксплуатацию полученного в аренду или лизинг имущества, указанные расходы учитываются в составе прочих расходов в экономически обоснованном размере.

Из представленных Экспертных заключений на 2019-2021 гг. неясно, каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какова первоначальная стоимость объектов.

При этом при расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

Исходя из Экспертных заключений регулируемой организаций в части тарифов в г. Горно-Алтайск не было представлено достаточно обосновывающих материалов по данной статье затрат.

Кроме того, исходя из Экспертных заключений Комитета не представляется возможным определить какие объекты включены в части концессионной платы, какие в части арендной платы.

Необходимо отметить, что в представленных материалах тарифного дела регулируемой организации на 2019-2021 гг. акты ввода-вывода из эксплуатации объектов основных средств, инвентарные карточки учета основных средств, расчет амортизационных отчислений в соответствии с Классификатором отсутствуют.

В соответствии с возражениями Комитета на Акт проверки ФАС России с вышеуказанными доводами ФАС России Орган регулирования согласен, в том числе в части отсутствия необходимых обосновывающих материалов.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат подлежат экономическому анализу и обоснованию со стороны Органа регулирования, с отражением соответствующего анализа в Экспертных заключениях, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки

 

Амортизационные отчисления.

Принято на 2019 год – 12 320,47 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 1 677,4 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

 

Принято на 2020 год – 438,52 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2020 год – 65,01 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

 

Принято на 2021 год – 12 321,42 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2021 год – 1 679,69 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек).

 

В соответствии с пунктом 43 Основ ценообразования № 1075 сумма амортизации основных средств регулируемой организации для расчета тарифов определяется в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета.

Расчет амортизационных отчислений в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. отсутствует.

Из представленных Экспертных заключений на 2019-2021 гг. неясно, на основании каких материалов Органом регулирования принимались к учету расходы по данной статье затрат, амортизация какого имущества включена в данную статью затрат, каким образом рассчитана амортизация, какие сроки полезного использования учитывал Орган регулирования, какова первоначальная стоимость учитываемых объектов.

Также из представленных Комитетом Экспертных заключений не следует факт расчета амортизационных отчислений пообъектно и с применением максимальных сроков полезного использования, предусмотренными постановлением Правительства Российской Федерации от 01.01.2002 г. № 1 «О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы». В обосновывающих документах отсутствуют акты ввода-вывода основных средств из эксплуатации, представлен реестр ввода-вывода объектов основных средств.

При этом анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг. отсутствует.

Кроме того, приказом Комитета по тарифам Республики Алтай от 28.10.2016 № 22-ВД утверждена инвестиционная программа в сфере теплоснабжения в отношении ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» на 2016-2026 гг. (редакции от 03.10.2018 № 87-ВД).

В соответствии с вышеуказанной инвестиционной программой амортизационные отчисления также являются финансированием инвестиционной программой.

При этом в качестве финансирования инвестиционной программы амортизационные отчисления определены в размерах:

- на 2019 год – 13 648,68 тыс.руб.;

- на 2020 год – 13 648,68 тыс.руб.;

- на 2021 год – 13 648,68 тыс.руб.

Вместе с тем, в соответствии с Экспертными заключениями на 2020 гг. амортизация, учитываемая как источник финансирования инвестиционных программ, существенно ниже амортизации, направляемой на финансирование инвестиционной программы.

В соответствии с возражениями Комитета на Акт проверки ФАС России амортизация, как источник финансирования инвестиционной программы, в полном объеме соответствует утвержденной инвестиционной программе, что указано в Экспертных заключениях Органа регулирования, что противоречит указанному выше.

На основании вышеизложенного, Комитету необходимо проанализировать данную статью затрат, представив необходимое экономическое обоснование расходов, учитываемых по данной статье затрат, в том числе, представив расчеты амортизационных отчислений и сравнительный анализ расходов, учитываемых в тарифе и амортизационных отчислений, являющихся источником финансирования инвестиционной программы, в случае отсутствия экономического обоснования расходы по данной статье затрат подлежат исключению из необходимой валовой выручки. Вышеуказанный анализ необходимо отразить в Экспертных заключениях Комитета в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Расходы на покупную электрическую энергию.

Принято на 2019 год – 6 592,92 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 770,91 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 402,21 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

 

Принято на 2020 год – 5 727,14 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2020 год – 738,05 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2020 год – 374,72 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

 

Принято на 2021 год – 6 867,14 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2021 год – 796,98 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2021 год – 370,68 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

Расходы на покупную тепловую энергию.

Принято на 2019 год – 32 039,75 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2020 год – 33 000,76 тыс.руб. (с. Майма).

 

Согласно пункту 38 Основ ценообразования № 1075 расходы регулируемой организации на приобретаемые энергетические ресурсы, холодную воду и теплоноситель определяются как сумма произведений расчетных объемов приобретаемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя, включающих потери при производстве и передаче тепловой энергии и теплоносителя, на соответствующие плановые (расчетные) цены.

Расчетные значений расходов (цен) определяются в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 27 Методических указаний № 760-э расходы на приобретение энергетических ресурсов (за исключением топлива), холодной воды и теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, РРi, рассчитываются по формуле:

 

(тыс. руб.), (5)

 

где:

Vi,z - объем потребления z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования, определяемый с учетом фактических значений объема потребления такого энергетического ресурса в предыдущие расчетные периоды регулирования;

ЦРi,z - плановая (расчетная) стоимость покупки единицы z-го энергетического ресурса, холодной воды, теплоносителя в i-м расчетном периоде регулирования.

ФАС России отмечает, что экономическое обоснование примененияудельного расхода электрической энергии в размере, учтенном Комитетом, представлено не было.

Вместе с тем, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на 2019-2021 гг. не представляется возможным определить, на основании каких конкретно документов были приняты объемы электрической энергии при расчете расходов по данной статье затрат.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод о проведении Комитетом анализа счетов-фактур регулируемой организации за последний отчетные периоды регулирования – 2017-2019 гг.

Согласно Экспертным заключениям Органа регулирования на 2019-2020 гг. по муниципальному образованию «Майминский район» ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» приобретает тепловую энергию у ООО «Энерго Алтай» по договору на поставку тепловой энергии и теплоносителя с ООО «Энерго Алтай» от 11.10.2018.

Вместе с тем, исходя из Экспертных заключений Органа регулирования не представляется возможным сделать вывод об экономической обоснованности и целесообразности включения вышеуказанных расходов, ввиду отсутствия в Экспертных заключениях анализа, предусмотренного пунктом 29 Правил № 1075.

Исходя из Экспертных заключений не представляется возможным определить, в каком объеме и на основании каких материалов Органом регулирования учитываются расходы на покупную тепловую энергию по муниципальному образованию «Майминский район» на 2019-2020 гг.

Кроме того, расходы на тепловую энергию на 2021 год в составе необходимой валовой выручки регулируемой организации по муниципальному образованию «Майминский район» не учитываются.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести анализ по рассматриваемым статьям затрат, исходя из представленных ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» материалов, отразив соответствующий анализ в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Расходы на топливо на технологические цели.

Принято на 2019 год – 26 537,99 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2019 год – 3 023,22 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2019 год – 2 120,41 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

 

Принято на 2020 год – 32 621,96 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2020 год – 3 834,7 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2020 год – 2 133,66 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск);

 

Принято на 2021 год – 27 976,38 тыс.руб. (с. Майма);

Принято на 2021 год – 3 069,85 тыс.руб. (с. Кызыл-Озек);

Принято на 2021 год – 2 243,89 тыс.руб. (г. Горно-Алтайск).

 

Согласно пункту 29 Правил № 1075 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе, анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

В соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 1075, на топливо определяются как сумма произведений следующих величин по каждому источнику тепловой энергии:

1) удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии;

2) плановая (расчетная) цена на топливо с учетом затрат на его доставку и хранение;

3) расчетный объем отпуска тепловой энергии, поставляемой с коллекторов источника тепловой энергии.

Согласно пункту 37 Основ ценообразования № 1075 плановая (расчетная) цена на топливо определяется органом регулирования в соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075.

В соответствии с пунктом 28 Основ ценообразования № 1075 при определении плановых (расчетных) значений расходов (цен) орган регулирования использует источники информации о ценах (тарифах) и расходах в следующем порядке:

а) установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) для соответствующей категории потребителей - если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

в) прогнозные показатели и основные параметры, определенные в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, одобренном Правительством Российской Федерации (базовый вариант). На период до одобрения Правительством Российской Федерации прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период используются прогнозные показатели и основные параметры, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, в том числе:

прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году);

цены на природный газ;

предельные темпы роста тарифов и динамика цен (тарифов) на товары (услуги) субъектов естественных монополий и услуги жилищно-коммунального комплекса (в среднем за год к предыдущему году) для соответствующей категории потребителей;

динамика цен (тарифов) на товары (услуги) (в среднем за год к предыдущему году).

Согласно пунктам 35 и 36 Основ ценообразования № 1075 удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии определяется в соответствии с нормативами удельного расхода условного топлива.

В случае, если регулируемая организация владеет объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды и в составе показателей энергосбережения и энергетической эффективности, установленных в качестве критериев конкурса на право заключения концессионного соглашения или договора аренды, предусмотрен удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, то для регулирования тарифов на тепловую энергию применяется удельный расход топлива на производство 1 Гкал тепловой энергии, указанный в конкурсном предложении концессионера или арендатора на соответствующий год действия концессионного соглашения или договора аренды.

Нормативы удельного расхода условного топлива для каждого расчетного периода регулирования тарифов по используемому регулируемой организацией методу распределения расхода топлива утверждаются:

а) федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, - для источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более;

б) органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации - для источников тепловой энергии, за исключением источников тепловой энергии, функционирующих в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 МВт и более.

Исходя из обосновывающих материалов регулируемой организации в тарифных заявках на 2019-2021 гг. работа котельных осуществляется на природном газе.

Поставщиком природного газа на территории Республики Алтай является ООО «Газпром межрегион Новосибирск».

Вместе с тем, в материалах, представленных в ФАС России, отсутствует договор на поставку природного газа, заключенный между ООО «Газпром межрегион Новосибирск» и ООО «Дабл-ю эй Восток Энерго».

Необходимо отметить, что резервным топливом для выработки тепловой энергии ООО «Дабл-ю Кэй Восток Энерго» является дизельное топливо.

При этом расчет расходов на дизельное топливо в Экспертных заключениях отсутствует.

В возражениях на Акт проверки ФАС России Орган регулирования оспаривает вышеуказанный факт, но в действительности подтверждение расчетов дизельного топлива не представлено.

В Экспертных заключениях Органа регулирования на 2019-2021 гг. отсутствует анализ по данной статье затрат, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075, в том числе отсутствует информация, какие договоры поставки топлива были применены при расчете расходов по данной статье затрат, цены на топливо, объемы топлива.

Таким образом, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат и, в случае необходимости, пересмотреть размер учтенных расходов по данной статье затрат, отразив соответствующий анализ в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертном заключении.

 

Корректировка с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

Согласно пункту 52 Основ ценообразования № 1075 орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с Методическими указаниями № 760-э с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в Методических указаниях № 760-э и включающей в том числе показатель отклонения объема товаров (услуг), реализуемых в ходе осуществления регулируемой деятельности, от объема, учтенного при установлении тарифов для регулируемой организации.

В соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов, рассчитывается по формуле (22) с применением данных за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения.

 

(тыс. руб.), (22)

где:

- размер корректировки необходимой валовой выручки по результатам (i-2)-го года;

- фактическая величина необходимой валовой выручки в (i-2)-м году, определяемая на основе фактических значений параметров расчета тарифов взамен прогнозных, в том числе с учетом фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг), определяемая в соответствии с пунктом 55 настоящих Методических указаний;

ТВi-2 - выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема полезного отпуска соответствующего вида продукции (услуг) в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой IX настоящих Методических указаний на (i-2)-й год, без учета уровня собираемости платежей.

Учитывая вышеизложенные нормы, при утверждении тарифов и проведении корректировок Органом регулирования должны анализироваться данные за последний расчетный период регулирования, по которому имеются фактические значения, то есть за 2017-2019 гг. при корректировке тарифов на 2019-2021 гг. соответственно.

При этом исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на 2019-2021 гг. не представляется сделать вывод о проведении корректировок с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов.

В нарушение пункта 29 Правил № 1075 Комитетом не отражен необходимый анализ в Экспертных заключениях на 2019-2021 гг.

Учитывая вышеизложенные факты, Органу регулирования необходимо провести корректировки с целью учета отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов за 2017-2019 гг., представив необходимое экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы.

Принято на 2019 год – 0 тыс.руб. (с. Майма, с. Кызыл-Озек);

Принято на 2020 год – - 204,5 тыс.руб. (с. Майма, с. Кызыл-Озек);

Принято на 2021 год – 0 тыс.руб. (с. Майма, с. Кызыл-Озек).

 

В соответствии с пунктом 50 Основ ценообразования № 1075 при пересмотре утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы необходимая валовая выручка регулируемой организации на очередной расчетный период регулирования корректируется с учетом изменения объемов финансирования инвестиционной программы за счет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемым ценам (тарифам)

Согласно пунктам 51 и 53 Методических указаний № 760-э необходимая валовая выручка, принимаемая к расчету при установлении тарифов на очередной i-й год долгосрочного периода регулирования, ННВi, определяется в (i-1)-м году с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов по формуле:

 

(тыс. руб.), (21)

 

где:

- плановая необходимая валовая выручка, определенная на i-й год, скорректированная в соответствии с пунктом 49 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- размер корректировки необходимой валовой выручки в i-м году, рассчитываемый в (i-1)-м году на основе данных о фактических значениях параметров расчета тарифов в (i-2)-м году, определяемый в соответствии с пунктом 52 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с неисполнением инвестиционной программы, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 53 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом степени исполнения регулируемой организацией обязательств по созданию и (или) реконструкции объекта концессионного соглашения или по реализации инвестиционной программы в случае недостижения плановых значений показателей надежности объектов теплоснабжения, определяемая на i-й год в соответствии с пунктом 54 Методических указаний № 760-э, тыс. руб.;

- корректировка, учитывающая отклонение фактических показателей энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных плановых (расчетных) показателей и отклонение сроков реализации программы в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности от установленных сроков реализации такой программы, осуществляемая на i-й год в соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования, если в отношении регулируемой организации утверждена программа в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности в соответствии с законодательством Российской Федерации об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, тыс. руб.

В целях установления НВВ на 1-й и 2-й год долгосрочного периода регулирования при расчете показателей , , , учитываются результаты деятельности регулируемой организации соответственно в предпоследнем и последнем годах предшествующего долгосрочного периода регулирования в соответствии с пунктом.

Размер корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в i-м году в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, , рассчитывается по формуле:

 

(тыс. руб.), (23)

 

где:

- объем собственных средств на реализацию инвестиционной программы, учтенный при установлении тарифов на (i-j)-й год и включающий амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходы из прибыли и иные собственные средства, определенные инвестиционной программой, тыс. руб.;

- плановый размер финансирования инвестиционной программы, утвержденной в установленном порядке на (i-j)-й год, за счет всех источников финансирования, за исключением платы за подключение к системе теплоснабжения, заемных средств, расходы на погашение и (или) обслуживание которых не учтены при установлении тарифов, а также средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб.;

- объем фактического исполнения инвестиционной программы по объектам в (i-j)-м году по стоимости, определенной в инвестиционной программе соответствующего периода года (i-j) и предшествующих лет, тыс. руб.;

- учтенная при установлении тарифов на (i-1)-й год корректировка необходимой валовой выручки на (i-2)-й год, осуществленная в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за истекший период (i-2)-го года по результатам 9 месяцев, тыс. руб.; может принимать положительное, отрицательное или нулевое значение.

Вместе с тем, в Экспертных заключениях Органа регулирования по с. Майма, с. Кызыл-Озек на 2019 и 2021 гг. отсутствует анализ, предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075.

Отсутствует анализ отчетов об исполнениях инвестиционных программ, представленных регулируемой организацией.

Кроме того, в адрес ФАС России представлены неподписанные отчеты об исполнении инвестиционных программ.

На основании вышеизложенного, Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ расходов по данной статье затрат и провести корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемые в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, представив необходимое экономическое обоснование и анализ в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

 

Нормативная прибыль.

В соответствии с пунктом 74 Основ ценообразования № 1075 величина нормативной прибыли регулируемой организации включает в себя:

а) расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с утвержденными инвестиционными программами, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

б) расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования № 1075;

в) экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

При определении величины нормативной прибыли регулируемой организации расходы на капитальные вложения (инвестиции) на период регулирования рассчитываются с учетом расходов на реализацию мероприятий инвестиционной программы в размере, предусмотренном утвержденной в установленном порядке инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия, с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой.

Величина нормативной прибыли может быть изменена в случае утверждения в установленном порядке новой инвестиционной программы регулируемой организации (принятия в установленном порядке решения о корректировке инвестиционной программы регулируемой организации). Указанные изменения учитываются органом регулирования тарифов при установлении (корректировке) тарифов начиная со следующего периода регулирования (следующего года долгосрочного периода регулирования).

В случае если при установлении долгосрочных тарифов продолжительность первого долгосрочного периода регулирования превышает оставшийся срок действия утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы, величина нормативной прибыли регулируемой организации на годы, следующие за годом окончания срока действия инвестиционной программы, определяется на уровне величины нормативной прибыли регулируемой организации в последний год действия инвестиционной программы.

При этом в случае если инвестиционная программа регулируемой организации на соответствующий год первого долгосрочного периода регулирования не утверждена в установленном порядке, величина нормативной прибыли регулируемой организации, определенная на соответствующий год, подлежит уменьшению на величину расходов на капитальные вложения (инвестиции), учтенных в составе нормативной прибыли в соответствии с абзацем восьмым настоящего пункта.

Вместе с тем, инвестиционная программа для регулируемой организации на 2018 год в установленном порядке в части г. Горно-Алтайска не утверждена.

Величина нормативной прибыли для регулируемых организаций, указанных в подпункте «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075, определяется равной произведению установленного нормативного уровня прибыли и необходимой валовой выручки в текущий расчетный период.

В соответствии с подпунктом «в» пункта 75 Основ ценообразования
№ 1075 к долгосрочным параметрам регулирования, устанавливаемым на долгосрочный период регулирования для формирования тарифов с использованием метода индексации установленных тарифов, относится нормативный уровень прибыли (для организаций, владеющих объектами теплоснабжения, находящимися в государственной или муниципальной собственности, на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г.).

Необходимо отметить, что подпункт «в» пункта 75 Основ ценообразования № 1075 распространял свое действие на все регулируемые организации в сфере теплоснабжения до 24.01.2017.

Таким образом, уровень нормативной прибыли на 2018 год и последующие периоды регулирования определяется расчетным путем.

В соответствии с пунктом 41 Методических указаний № 760-э нормативная прибыль на i-й год, определяется в отношении объектов, находящихся в государственной или муниципальной собственности и эксплуатируемых регулируемой организацией на основании концессионного соглашения или договора аренды, заключенных в соответствии с законодательством Российской Федерации не ранее 1 января 2014 г., в соответствии формулой 12 настоящего пункта.

В иных случаях нормативная прибыль определяется в соответствии с формулой 12.1 пункта 41 Методических указаний № 760-э.

 

, (12)

, (12.1)

где:

- нормативный уровень прибыли, установленный на i-й год в соответствии с настоящим пунктом, %. Нормативный уровень прибыли устанавливается в процентах от необходимой валовой выручки на каждый год долгосрочного периода регулирования с учетом планируемых экономически обоснованных расходов из прибыли, в том числе необходимости в осуществлении инвестиций, предусмотренных инвестиционной программой регулируемой организации, в номинальном выражении после уплаты налога на прибыль;

- величина необходимой валовой выручки регулируемой организации, определенная на i-й год без учета объема плановой (расчетной) прибыли от регулируемого вида деятельности и величины налога на прибыль, тыс. руб.;

- ставка налога на прибыль организаций в i-м году, определенная в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации;

КВi - расходы на капитальные вложения (инвестиции), определяемые в соответствии с инвестиционными программами в размере, предусмотренном утвержденной инвестиционной программой такой организации на соответствующий год ее действия с учетом источников финансирования, определенных инвестиционной программой, за исключением расходов на капитальные вложения (инвестиции), осуществляемых за счет платы за подключение к системе теплоснабжения, сумм амортизации, средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, тыс. руб. В указанную величину также не включаются расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы;

- расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, включаемый в величину нормативной прибыли регулируемой организации, определяется с учетом положения пункта 13 Основ ценообразования, тыс. руб.;

КДi - экономически обоснованные расходы на выплаты, предусмотренные коллективными договорами, не учитываемые при определении налоговой базы налога на прибыль (расходов, относимых на прибыль после налогообложения) в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, тыс. руб.

При этом предусмотренный пунктом 29 Правил № 1075 анализ в Экспертных заключениях по данной статье затрат не отражен.

Кроме того, исходя из Экспертных заключений не представляется возможным определить в каком размере учтены расходы по данной статье затрат.

ФАС России отмечает, что при расчете нормативной прибыли на 2018 год и последующие периоды регулирования Органу регулирования необходимо руководствоваться пунктами 74, 75 Основ ценообразования № 1075 и пунктом 41 Методических указаний № 760-э.

Таким образом, Комитету необходимо дополнительно проанализировать статью затрат «Нормативная прибыль», представив необходимое экономическое обоснование, анализ, отразив в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075 в Экспертных заключениях.

 

Налог на прибыль.

Пунктом 48 Основ ценообразования № 1075 определены расходы, не учитываемые в составе налоговой базы по определению налога на прибыль.

Таким образом, налог на прибыль регулируемой организации следует рассчитывать только исходя из величины нормативной прибыли.

Исходя из Экспертных заключений Комитета на 2019-2021 гг. не представляется возможным определить, каким образом Органом регулирования был рассчитан налог на прибыль регулируемой организации.

Вместе с тем, в соответствии с возражениями Комитета Органом регулирования не включались расходы по статье затрат «Налог на прибыль» в необходимую валовую выручку регулируемой организации.

Необходимо отметить, что расходы по статье затрат «Налог на прибыль» не могут превышать размер расходов, учтенных по статье затрат «Нормативная прибыль».

Учитывая вышеизложенное, расходы по статье затрат «Налог на прибыль», учтенные на 2019-2021 гг., подлежат дополнительному экономическому обоснованию, в том числе с учетом статьи 270 Налогового кодекса Российской Федерации, со стороны Органа регулирования. В случае неподтверждения экономической обоснованности расходов по данной статье затрат, такие расходы подлежат исключению из необходимой валовой выручки регулируемой организации.

 

Расчетная предпринимательская прибыль.

В соответствии с пунктом 74(1) Основ ценообразования № 1075 при расчете тарифов с применением метода индексации установленных тарифов расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации устанавливается для такой организации с учетом особенностей, предусмотренных пунктом 48(2) Основ ценообразования № 1075.

Расчетная предпринимательская прибыль регулируемой организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 73 Основ (за исключением расходов на топливо, расходов на приобретение тепловой энергии (теплоносителя) и услуг по передаче тепловой энергии (теплоносителя), расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

Исходя из приведенных норм в случае установления тарифов с применением метода индексации расчетная предпринимательская прибыль устанавливается на каждый год долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, расходы по статье затрат «Расчетная предпринимательская прибыль» не являются долгосрочным параметром регулирования и устанавливаются на каждый год расчетным путем.

Исходя из Экспертных заключений Органа регулирования на 2019-2021 гг. не представляется возможным определить каким образом Комитетом была рассчитана расчетная предпринимательская прибыль.

Учитывая вышеизложенные факты, а также необходимость пересмотра части статей затрат, Комитету необходимо дополнительно проанализировать данную статью затрат, представив экономическое обоснование в соответствии с пунктом 29 Правил № 1075.

На основании вышеизложенного, руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, Положением о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Комитет по тарифам Республики Алтай нарушившим пункты 22, 37, 38, 41, 42, 43, 44, 45, 50, 51, 52, 74(1) Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, пункты 37, 41, 51, 52, 53 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.07.2013 № 760-э, пункт 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

2. Органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

2.1. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» при установлении тарифов на тепловую энергию, анализ отразив в Экспертных заключениях (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение) в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, по следующим статьям затрат:

- «Расходы на ремонт основных средств» на 2019 год;

- «Расходы на оплату труда» на 2019 год;

- «Отчисления на социальные нужды» на 2019-2021 гг.;

- «Арендная плата и Концессионная плата» на 2019-2021 гг.;

- «Амортизационные отчисления» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на покупную электрическую энергию» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на покупную тепловую энергию» на 2019-2021 гг.;

- «Расходы на топливо на технологические цели» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка НВВ с целью учета отклонения фактических значений параметров расчете тарифов от значений, учтенных при установлении тарифов» на 2019-2021 гг.;

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» на 2019-2021 гг.;

- «Нормативная прибыль» на 2019-2021 гг.;

- «Налог на прибыль» на 2019-2021 гг.;

- «Расчетная предпринимательская прибыль» на 2019-2021 гг.

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения при необходимости пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» на 2019 год, а также при необходимости величину необходимой валовой выручки ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» на 2019-2021 гг. в части тарифов на тепловую энергию по с. Кызыл-Осек, г. Горно-Алтайск, в части тарифов на тепловую энергию по с. Майма на 2019-2022 гг., в соответствии с положениями Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075, Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденными приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э, с учетом мотивировочной части настоящего предписания, отразив расчеты в экспертном заключении в соответствии с пунктом 29 Правил регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2012 № 1075.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания, органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения не позднее 20.11.2022 при необходимости исключить, выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) из необходимой валовой выручки ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго» 2022-2023 гг. и при необходимости пересмотреть (установить) тарифы в сфере теплоснабжения на 2022-2023 гг., обеспечив введение в действие с 01.12.2022 в соответствии с Основами ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075.

5. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных настоящим предписанием, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протокола (протоколов) заседания правления органа исполнительной власти Республики Алтай в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, на котором (которых) принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения для ООО «Дабл-ю Кэй восток Энерго», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

 

 

 

 

 

 

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

Связанные организации

Комитет по тарифам Республики Алтай
ИНН 0411087777, ОГРН 1020400756925
Алтайское республиканское УФАС России
ИНН 0411073679, ОГРН 1020400754890