Решение №31/62410/24 Решение о частичном удовлетворении требований, указанных в з... от 15 июля 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «10» июля 2024 г.

 

Комиссией Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председательствующего — заместителя председателя Комиссия:

<...>;

Членов Комиссии:

<...>;

<...>;

<...>;

<...>,

рассмотрев разногласия между ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» (далее также Заявитель, регулируемая организация, общество, ООО «ВЭС-СНТ») и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (далее — Комитет, орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи начальника отдела бизнес-планирования и тарифообразования ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» <...>., председателя Комитета <...>, первого заместителя председателя Комитета <...>, заместителя председателя Комитета <...>, начальника отдела регулирования тарифов в топливно-энергетическом комплексе Комитета <...>, директора ГКУ ВО «Экспертный центр» <...>, начальника отдела контроля монополистической деятельности и торговли Волгоградского УФАС России <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 25.03.2024 № 48453/24) о споре (разногласиях) между ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области по вопросу установления цен (тарифов) в сфере электроэнергетики.

Постановлением Комитета от 27.12.2023 № 53/13 «О внесении изменений в приказ комитета тарифного регулирования Волгоградской области от 28 ноября 2022 г. № 45/16 «Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023-2027 годы» в отношении Заявителя установлены индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями на 2024 год.

Тарифы на услуги по передаче электрической энергии в отношении ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» устанавливаются с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки долгосрочного периода регулирования 2020-2024 гг.

Величина необходимой валовой выручки без учета оплаты потерь (далее – НВВ), установленная органом регулирования на 2024 год, составляет 200 044,17 тыс. руб.

Величина НВВ, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 353 368,44 тыс. руб.

Регулируемая организация заявляет требование о дополнительном учете в НВВ на 2024 год расходов по следующим статьям разногласий:

тыс. руб.

Наименование статьи затрат

Утверждено Комитетом

Заявлено в ФАС России

Величина разногласий

1

Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии

15 383,31

30 892,35

15 509,04

2

Выпадающие доходы от льготного ТП на 2024 год

0,00

15 714,18

15 714,18

3

Расходы на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ

6 419,87

97 395,74

90 975,87

4

Плата за аренду площади (офисной и складской)

1 392,99

12 961,97

11 568,98

5

Подконтрольные расходы на 2024 год

105 071,70

124 627,90

19 556,20

 

ИТОГО

 

 

153 324,27

 

Общая сумма разногласий составляет 153 324,27 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование тарифов на услуги по передаче электрической энергии осуществляется Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1075), а также Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2 (далее – Методические указания № 20-э/2).

  1. Статья разногласий «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 30 892,35 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 15 383,31 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 15 509,04 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

В обоснование заявленных требований Заявителем в адрес ФАС России были направлены следующие материалы:

1. Таблица П1.30 «Сведения о фактическом отпуске электрической энергии в сеть за 2022 год» Методических указаний № 20-э/2;

2. Отчет о фактическом исполнении программы энергосбережения за 2022 год.

В соответствии с пунктом 34(1) Основ ценообразования № 1178 экономия расходов на оплату потерь электрической энергии, полученная сетевой организацией при осуществлении деятельности по передаче электрической энергии в результате проведения мероприятий по сокращению объема используемых энергетических ресурсов, сохраняется в составе необходимой валовой выручки в расходах на содержание электрических сетей и (или) расходах на оплату нормативных потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в течение 10 лет с начала периода регулирования, следующего за периодом, в котором указанная экономия была достигнута, при условии, что такие мероприятия не финансировались и не будут финансироваться за счет бюджетных средств.

Пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что размер экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной в году j-2, подлежащий сохранению в необходимой валовой выручке сетевой организации
(), определяется по формуле:

 

где:

- уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, установленный регулирующим органом на долгосрочный период регулирования, являющийся долгосрочным параметром регулирования сетевой организации, определенный в соответствии с пунктом 40(1) Основ ценообразования № 1178 в процентах величины суммарного отпуска в сеть сетевой организации для года j-2;

Wос j-2 - фактическая величина суммарного отпуска электрической энергии в сеть сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

Пф j-2 - величина фактических потерь электрической энергии в сетях сетевой организации в году j-2 (тыс. кВт·ч);

ЦПj-2 - фактически сложившаяся за год j-2 средневзвешенная цена покупки электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям (руб./кВт·ч).

Уровень потерь на долгосрочный период регулирования 2020-2024 гг. для ООО «ВЭС-СНТ» установлен приказом Комитета от 24.12.2019 № 45/5 «Об установлении необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2020 - 2024 годы и долгосрочных параметров регулирования для ООО «ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ-СНТ» в размере 14,91 %.

Сведения о фактическом отпуске электрической энергии в сеть за 2022 год (95 355,011 тыс. кВт·ч) и фактических потерях электрической энергии (5 539,513 тыс. кВт·ч) приняты в соответствии с таблицей № П1.30 Методических указаний № 20-э/2.

Фактически сложившаяся средневзвешенная цена покупки электрической энергии за 2022 год принята Комитетом в размере 3,55988 руб./кВт·ч и не оспаривается ООО «ВЭС-СНТ».

На основании представленных исходных данных величина экономии расходов на оплату потерь электрической энергии, полученной 2022 году, подлежащая сохранению в необходимой валовой выручке составляет:

ΔЭП2022= max (0; 14,91 % × 95 355,011 - 5 539,513) × 3,55988 = 30 892,35 тыс. руб.

Согласно отзыву органа регулирования на заявление о разногласиях, в соответствии с отчетом о достижении целевых и прочих показателей по программе энергосбережения суммарный технологический эффект в 2022 году от реализации мероприятий, направленных на снижение потерь, составляет 169,860 тыс. кВт*ч с числовым значением экономии 604,7016 тыс. руб.

Расчет экономии произведен Комитетом следующим образом:

- рассчитана экономия в собственных сетях ООО «ВЭС-СНТ» без учета консолидированного электросетевого комплекса (ООО «ВЭС» и ООО «ТрансЭл»). Общее поступление электроэнергии в сеть в размере 95 355,011 тыс. кВт*ч снижено на поступление в консолидированные сети и также соответственно снижены фактические потери за 2022 год (5 539,513 тыс. кВт*ч);

- отдельно рассчитана экономия в сетях консолидированного имущества (ООО «ВЭС» и ООО «ТрансЭл») с учетом балансовых показателей по данным электрическим сетям, а также долгосрочных параметров регулирования, утвержденных для данных ТСО.

Заявитель в заявлении также отмечает, что электросетевые активы организаций, лишившихся статуса сетевой организации, консолидированы обществом не в полном объеме.

ФАС России отмечает, что для подтверждения наличия экономии расходов на оплату потерь электрической энергии регулируемыми организациями должны быть представлены программа энегосбережения и отчет об ее исполнении. В случае наличия в данной программе мероприятий, направленных на снижение технических потерь непосредственно в электрических сетях, экономия расходов на оплату потерь электрической энергии рассчитывается по формулам Основ ценообразования № 1178.

В соответствии с пунктом 34(3) Основ ценообразования № 1178 расчет экономии расходов на оплату потерь электрической энергии производится с использованием суммарных фактических балансовых показателей (отпуск в сеть и объем потерь) того года, в котором реализованы мероприятия. Соответственно, расчет экономии расходов на оплату потерь по отдельным элементам сети не предусмотрен пунктами 34(1), 34(3) Основ ценообразования № 1178.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 15 509,04 тыс. руб. (30 892,35 – 15 383,31).

  1. Статья разногласий «Выпадающие доходы от льготного ТП на 2024 год».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 15 714,18 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации не учтены.

Сумма разногласий составила 15 714,18 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

1. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 26.04.2023 № 855/23 с приложением описи документов и расчета выпадающих доходов;

2. Расчет СТС и подтверждающие материалы к нему;

3. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 27.10.2023 № 2757/23 с приложением описи документов и материалов, в части размера выпадающих доходов от льготного технологического присоединения;

4. Заявление об установлении СТС и размера выпадающих доходов от льготного технологического присоединения (письмо от 31.10.2023 № 2784-23);

5. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 16.11.2023 № 2919-23 с приложением описи документов и уточненного расчета выпадающих доходов;

6. Особое мнение ООО «ВЭС-СНТ» к заседанию коллегии КТР от 06.12.2023, от 26.12.2023, от 27.12.2023.

В соответствии с пунктом 87 Основ ценообразования № 1178 регулирующий орган в своем решении по утверждению платы за технологическое присоединение отражает расходы сетевой организации, связанные с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, не включаемые в плату за технологическое присоединение. Размер указанных расходов включается в тариф на услуги по передаче электрической энергии в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 или 38 Основ ценообразования № 1178, начиная с периода регулирования, на который утверждается плата за технологическое присоединение, и отражается регулирующим органом в решении по утверждению цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии.

Согласно примечаниям к Приложениям № 1, № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденным приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее – Методические указания № 215-э/1), для расчета плановых показателей на следующий период регулирования используются значения стандартизированных тарифных ставок, утвержденных органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.

Плановые значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) (столбец 10) определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактических средних данных за три предыдущих года - за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года - за предыдущий год), но не ниже документально подтвержденной величины объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности), определенной на основании заявок на технологическое присоединение, поданных на следующий период регулирования. Сетевые организации указывают в виде примечания к представляемой в регулирующий орган таблице информацию о фактических параметрах за каждый год трехлетнего периода, которые были использованы для расчета планового значения объема максимальной мощности, длины линий и количества точек учета электрической энергии (мощности) на следующий период регулирования.

В своем заявлении общество отмечает, что приказом от 28.12.2023 № 54/1 «Об установлении стандартизированных тарифных ставок и льготных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2024 год» Комитетом размер выпадающих доходов ООО «ВЭС-СНТ» от технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей на 2024 год утвержден в размере 15 714,18 тыс. руб., в том числе до 15 кВт – 11 721,86 тыс. руб., до 150 кВт – 3 992,32 тыс. руб., что соответствует расчету общества, представленного в КТР в составе особого мнения (письмо от 05.12.2023 № 3098/23).

ООО «ВЭС-СНТ» не оспаривает размер выпадающих доходов от технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей на 2024 год в размере 15 714,18 тыс. руб., указанный в приказе Комитета от 28.12.2023 № 54/1. ООО «ВЭС-СНТ» просит ФАС России предписать Комитету произвести учет данной суммы в НВВ на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год.

Орган регулирования в отзыве на заявление о разногласиях отмечает, что на момент формирования и утверждения НВВ ООО «ВЭС-СНТ» на 2024 год стандартизированные тарифные ставки платы за технологическое присоединение на 2024 год утверждены не были. В связи с чем, не представляется возможным определить экономически обоснованную величину плановых выпадающих доходов по ТПП, подлежащую учету в НВВ на 2024 год. По итогам деятельности регулируемой организации за 2024 год выпадающие доходы по ТПП будут учтены в НВВ на 2026 год.

ФАС России отмечает, что постановление об утверждении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2024 год для общества принято 27.12.2023 г., приказ об установлении стандартизированных тарифных ставок и льготных ставок для определения размера платы за технологическое присоединение к электрическим сетям территориальных сетевых организаций Волгоградской области на 2024 год – 28.12.2023 г., таким образом при утверждении тарифов для Заявителя Комитет обладал информацией о размере плановых выпадающих доходов по ТПП на 2024 год.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Выпадающие доходы от льготного ТП на 2024 год» подлежат удовлетворению. Дополнительному учету подлежат средства в размере 15 714,18 тыс. руб.

  1. Статья разногласий «Расходы на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 97 395,74 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 6 419,87 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 90 975,87 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

1. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 26.04.2023 № 855/23 с приложением описи документов и материалов, в части затрат на реализацию положений 522- ФЗ;

2. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 27.10.2023 № 2757/23 с приложением описи документов и материалов, в части уточненных затрат на реализацию положений 522-ФЗ.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э необходимая валовая выручка в части содержания электрических сетей на базовый (первый) и i-й год долгосрочного периода регулирования без учета расчетной предпринимательской прибыли сетевой организации включает в себя, в том числе планируемые на период регулирования, соответствующий году i, расходы, признанные регулирующим органом экономически обоснованными, на выполнение, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике», обязанностей сетевой организации по обеспечению коммерческого учета электрической энергии (мощности), не относящиеся к капитальным вложениям, определяемые до завершения долгосрочного периода регулирования, на который базовый уровень подконтрольных расходов устанавливался до вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 7 марта 2020 г. № 246 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу установления регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации».

Базовый уровень подконтрольных расходов для ООО «ВЭС-СНТ» установлен приказом Комитета от 24.12.2019 № 45/5, таким образом расходы на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) подлежат учету в составе неподконтрольных расходов.

Заявитель отмечает, что разногласия по данной статье обусловлены принятием Комитетом планового количества приборов учета на 2024 год не в соответствии с заявкой ООО «ВЭС-СНТ».

Необходимо отметить, что у ООО «ВЭС-СНТ» и Комитета отсутствуют разногласия по примененной цене установки приборов учета на 2024 год.

В рамках исполнения обязанностей ООО «ВЭС-СНТ» по обеспечению коммерческого учета электрической энергии в 2024 году в составе уточненного заявления, направленного письмом от 27.10.2023 № 2757/23, представлена разработанная Комитетом форма 522-фз версия 2.1.xlsm «Расчет фактических и плановых затрат, понесенных в рамках реализации программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ», согласно которой плановая величина расходов на установку приборов учета составляет 97 395,74 тыс. руб., исходя из количества 6 309 шт. приборов учета.

Вышеуказанная форма предусматривает предоставление информации, подтверждающей факт реализации программы (акты замены (ввода) прибора учета, ввода установленного ПКУЭ в качестве коммерческого для расчета, стоимость работ), а также план организации на следующий год регулирования. Так, листы «План» и «ДПР» предусматривает заполнение плановых данных на 2024 год (данные потребителя, место установки и тип существующего прибора, основание его замены, плановые затраты, источник финансирования и т.д.).

Существенный рост относительно первоначального плана на 2024 год (письмо от 26.04.2023 № 855/23) и факта 2023 года вызван ростом объектов электросетевого хозяйства, обслуживаемых обществом и массовым переходом членов СНТ на индивидуальные лицевые счета с гарантирующим поставщиком.

Кроме того, в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2022 № 40-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях дополнен частью 13 следующего содержания: «13. Невыполнение гарантирующими поставщиками электрической энергии, сетевыми организациями обязанности по осуществлению приобретения, установки, замены, допуска в эксплуатацию приборов учета электрической энергии в случаях, предусмотренных законодательством об электроэнергетике, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.».

Органом регулирования приняты расходы на основании фактических данных за 2022 год, в том числе 1ф ПКУЭ – 370 шт. (цена – 14 458,54 руб.), 3ф ПКУЭ – 53 шт. (цена – 20 192,70 руб.).

Заявитель предлагает учесть 1ф ПКУЭ – 5 879 шт. (цена – 14 458,54 руб.), 3ф ПКУЭ – 430 шт. (цена – 20 192,70 руб.).

Итого сумма расходов по данной статье затрат составит 93 684,64 тыс. руб.

Органом регулирования не представлены замечания/возражения к предоставленной ООО «ВЭС-СНТ» и разработанной Комитетом форме 522-фз версия 2.1.xlsm «Расчет фактических и плановых затрат, понесенных в рамках реализации программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ». Неучет расходов на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) в объеме 6 309 шт. приборов учета орган регулирования обосновывает только существенным ростом планируемого к установке количества ПКУЭ. Иных доводов Комитетом не представлено. Также отсутствует информация со стороны органа регулирования о неполном либо недостоверном представленном ООО «ВЭС-СНТ» комплекте обосновывающих документов, расчетов.

В Комитет представлена информация о потребителе, месте установки прибора учета, типе существующего прибора учета, основании его замены, необходимая для реализации программа развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Расходы на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ плановых расходов на 2024 год в соответствии с необходимостью выполнения регулируемой организацией требований Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ.

  1. Статья разногласий «Плата за аренду площади (офисной и складской)».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 12 961,97 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 1 392,99 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 11 568,98 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

1. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 26.04.2023 № 855/23 с приложением описи документов и материалов, в части расчет и обоснования аренды помещений;

2. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 18.10.2023 № 2646-23 с приложением соглашения о расторжении договора аренды ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция» и учета корректировки условных единиц (шаблон Динамика у.е.);

3. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 27.10.2023 № 2757/23 с приложением описи документов и материалов, в части корректировки затрат на аренду помещений;

4. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 16.11.23 № 2919-23 с приложением описи документов и материалов, в части корректировки затрат на аренду;

5. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 22.12.2023 № 3282-23 с приложением описи документов и материалов, представленных для подтверждения обоснованности арендуемых площадей.

В соответствии с пп. 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178.

Пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

В соответствии с Экспертным заключением на материалы ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, в том числе по сетям организации, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на 2024 год (далее – Экспертное заключение), Комитетом расходы на аренду рассчитаны исходя из численности сотрудников 35,4 чел. и норматива площади 4,5 м2 на 1 сотрудника. Дополнительно Комитетом учтено 4 м2 на центр обслуживания потребителей. Общая площадь офисных и производственных помещений, учтенных Комитетом, составляет 163,3 м2.

Цена за аренду 1 м2, учтенная Комитетом для определения расходов на аренду офисных и производственных помещений, составляет 0,65 тыс. руб./ м2·мес.

Также Комитетом учтены расходы на аренду парковочных мест исходя из площади 39,75 м2 и цены 0,25 тыс. руб./ м2·мес.

Учтенная Комитетом величина расходов на аренду составляет 1 392,99 тыс. руб. ((35,4 чел. * 4,5 м2/чел.) + 4,0 м2) * 0,65 тыс. руб./ м2·мес * 12 мес. + 39,75 м2 * 0,25*12 мес.

ООО «ВЭС-СНТ» не согласно с показателями, принятыми Комитетом, при расчете расходов на аренду, а именно с принятым количеством сотрудников для расчета нормативной площади.

Для обеспечения нормальной деятельности сетевой организации требуются офисные, производственные, складские, санитарно-бытовые и прочие помещения, а также земельные участки для организации учебного полигона, открытых площадок для складирования/хранения крупногабаритного оборудования и материалов, аварийного запаса, а также стоянки автотранспорта.

ООО «ВЭС-СНТ» является активным участником консолидации электросетевых активов на территории Волгоградской области. В связи с ежегодным увеличением количества обслуживаемого электросетевого оборудования требуется сопоставимое увеличение персонала для обслуживания и производственных мощностей.

В таблице представлены плановые показатели по аренде, учтенные Комитетом при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Наименование

2020 год

2021 год

2022 год

2023 год

2024 год

Объем объектов ЭСХ, у.е.

687,5

1 122,8

1 932,3

3 588,8

4 566,29

Офисные помещения, м2

35,0

53,6

46,6

438,46

163,3

Производственные помещения, м2

104,0

159,1

202,1

Складское помещение, м2

95,0

145,4

92,0

0,0

0,0

Парковка (стоянка), м2

27,0

41,3

50,0

66,96

39,8

Площадь всего, м2

261,0

399,3

390,7

505,4

203,1

Стоимость аренды в год, тыс. руб.

1 087,8

1 899,5

1 884,7

3 335,9

1 392,99

Согласно таблице, в тарифных решениях Комитета до 2024 года учитывался рост площади арендуемых помещений и земельных участков в связи с увеличением количества электросетевых активов, обслуживаемых обществом. На 2024 год Комитетом учтена площадь на 22% меньше, чем в 2020 году (203,1 против 261 м2), при росте условных единиц в 6,6 раз (4 566,29 против 687,5 у.е.).

Следует отметить, что в период с 2022 года по октябрь 2023 года обществом дополнительно использовалась площадь под производственные и складские помещения, а также территория на базе арендуемой ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция». При этом договором не предусмотрено оплаты данных помещений и, следовательно, при установлении тарифов Комитетом не учитывались при определении арендуемых площадей и расходов на арену дополнительных расходов. По решению собственника с 01.10.2023 договор аренды ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция» расторгнут, использование объекта и прилегающей территории прекращено. Сведения о расторжении договора аренды ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция» направлены в Комитет письмом от 18.10.2023 № 2646-23. Аргументация о росте арендуемых площадей в тарифе в связи с расторжением договора аренды ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция» приведены в информации, подтверждающей необходимость аренды помещений (складских, бытовых, производственных и т.д.), направленной в составе письма от 22.12.2023 № 3282-23.

При расчете тарифов на 2024 год снижение условных единиц ввиду расторжения договора аренды ПС 110/6 кВ «Металлоконструкция» Комитетом учтено, при этом проигнорированы доводы ООО «ВЭС-СНТ» о необходимости аренды складских и производственных помещений, а также аренды земли.

Решение Комитета о достаточной площади помещений и земельных участков в размере 203,05 м2 занижает фактическую потребность общества более чем в 10 раз.

Согласно Экспертному заключению для расчета площади арендуемых офисных и производственных помещений Комитет использует среднесписочную численность ООО «ВЭС-СНТ» за 2022 год в размере 35,4 чел., что не соответствует ни фактическим данным на момент принятия тарифных решений, ни штатной, ни нормативной численности. Комитетом проигнорирован рост потребности в площади ввиду увеличения сетевых активов, учтенных на 2024 год, относительно начала 2022 года более чем в 6,6 раза.

Заявитель также оспаривает не принятые органом регулирования в заявленном объеме санитарно-бытовые и иные помещения, учебный полигон, мастерские, складские помещения (в т.ч. открытые площадки), центр обслуживания потребителей, площадь для стоянки (парковки).

Принятая Комитетом цена по договору аренды общество не оспаривает.

В соответствии с пунктом 249 Санитарных правил СП 2.2.3670-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям труда», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.12.2020 № 40 (далее – Правила № 40), площадь на одно постоянное рабочее место пользователей персональных компьютеров на базе электронно-лучевой трубки, должна составлять не менее 6 м2, на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - не менее 4,5 м2.

Пунктами 8.3, 8.21, 22 Правил № 40 предусмотрено, что предприятие должно организовать помещения для приёма пищи и санитарно-бытовые помещения.

В соответствии с пунктом 12 Правил работ с персоналом в организациях электроэнергетики Российской Федерации, утвержденных приказом Минэнерго России от 22.09.2020 № 796 (далее – Приказ № 796), сетевой организацией необходимо обеспечить функционирование помещений для проведения работы с персоналом (технических кабинетов, учебных классов, полигонов, центров (пунктов) тренажерной подготовки).

Согласно пункту 25 приказа Минтруда России от 17.12.2021 № 894 «Об утверждении рекомендаций по размещению работодателем информационных материалов в целях информирования работников об их трудовых правах, включая право на безопасные условия и охрану труда» оценку необходимой площади для кабинета охраны труда рекомендуется производить на основе расчета потребности в обучении по охране труда на календарный год.

Единым стандартам качества обслуживания потребителей сетевыми организациями, утвержденным приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 15.04.2014 № 186 (далее – Приказ № 186), предусмотрены требования к организации центра обслуживания потребителей.

Федеральной службой государственной регистрации, кадастра и картографии принят приказ от 23.07.2021 № П/0316 (далее – Приказ № П/0316), которым установлены минимально допустимые размеры машино-места 5,3 х 2,5 м.

ФАС России отмечает следующее.

  1. Орган регулирования в отзыве на заявление отмечает, что среднесписочная численность принята в соответствии с формой статистической отчетности за 2022 год МП (микро) «Сведения об основных показателях деятельности микропредприятия».

При этом, Комитетом неправомерно не учтен рост количества у.е. в 2024 году относительно 2022 года. Кроме того, не учтены санитарно-бытовые и иные помещения, предусмотренные Правилами № 40.

  1. В отношении парковочных мест Комитет отмечает, что расчет произведен в соответствии с Приказом № П/0316 с учетом арендуемого количества машино-мест (на 3 транспортных средства, по которым представлены документы, обосновывающие аренду транспортных средств в полном объеме).

При этом, организацией не представлен экономически обоснованный расчет необходимой площади, используемой на арендуемом земельном участке, для стоянки, который бы учитывал реальные габариты транспорта и подъездные пути к месту стоянки.

  1. В отношении аренды земельного участка в целях организации учебного полигона, мастерские, складские помещения Комитет отмечает, что Приказом № 796 допускается проводить работу по поддержанию и повышению профессионального уровня персонала с использованием материальной базы другой организации. Также не представлены регулируемой организацией: рабочая документация для учебного полигона, фотографии, планы; протокол заседания единой закупочной комиссии от 10.11.2023 № 01/23, подтверждение проведение закупки по аренде земельного участка конкурентным способом.

  2. Обоснование учета Комитетом центра обслуживания потребителей в размере 4 м2 – площади зоны ожидания на одного работника, обслуживающего потребителя, в соответствии с требованиями Приказа № 186 не представлено, что является нарушением пункта 23 Правил регулирования № 1178, которым предусмотрено, что экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Плата за аренду площади (офисной и складской)» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести анализ и расчет по данной статье затрат в части принятой площади офисных и производственных помещений (с учетом увеличения количества у.е., а, следовательно, численности персонала), санитарно-бытовых и иных помещений, центра обслуживания потребителей на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующие анализ и расчеты отразить в экспертном заключении.

  1. Статья разногласий «Подконтрольные расходы на 2024 год».

Заявитель считает экономически обоснованными расходы по данной статье затрат в размере 124 627,90 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы в составе НВВ регулируемой организации учтены в размере 105 071,70 тыс. руб.

Сумма разногласий составила 19 556,20 тыс. руб.

В обоснование заявленных требований в адрес ФАС России и органа регулирования были направлены следующие обосновывающие документы:

  1. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 18.10.2023 № 2646-23 с расчетом среднегодового количества условных единиц 2020-2024 гг.;

  2. Письмо ООО «ВЭС-СНТ» от 16.11.2023 № 2919-23 с приложением описи документов и уточненного расчета индексации подконтрольных расходов на 2024 год.

В соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э подконтрольные расходы, учтенные на год i долгосрочного периода регулирования определяются по формулам:

, (9.3),

, (9.4),

, (9.5),

где:

j - номер расчетного года долгосрочного периода регулирования, начиная с года, следующего за годом установления (пересмотра) базового уровня подконтрольных расходов;

ПРi - подконтрольные расходы, учтенные соответственно в году i долгосрочного периода регулирования, (тыс. руб.).

ПР1 - уровень подконтрольных расходов на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (базовый уровень подконтрольных расходов) (тыс. руб.);

Киндj - коэффициент индексации на год j;

Xj - индекс эффективности подконтрольных расходов, установленный регулирующими органами в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178;

Ij - прогнозное годовое значение индекса потребительских цен, а при наличии известных фактических значений используется фактическое годовое значение индекса потребительских цен;

ИКАj - индекс изменения количества активов, рассчитанный в процентах на год j;

Кэл - коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, в отношении регулируемых организаций, осуществляющих передачу электрической энергии, равный 0,75;

уеj, уеj-1 - среднегодовое (среднее за 12 месяцев) количество условных единиц, относящихся к активам и объектам электросетевого хозяйства, в том числе вводимым в эксплуатацию в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой, определяемое без учета месяца ввода в эксплуатацию, планируемых к эксплуатации в соответствующем году долгосрочного периода регулирования, а при наличии известных фактических значений используется фактическое среднегодовое (среднее за 12 месяцев) количество условных единиц на соответствующий год долгосрочного периода регулирования, который определяется с учетом фактического объема активов и объектов электросетевого хозяйства, участвующих в регулируемой деятельности, без учета месяца ввода в эксплуатацию, в том числе в соответствии с долгосрочной инвестиционной программой.

Среднегодовое (среднее за 12 месяцев) количество условных единиц определяется как частное от деления суммы, полученной в результате сложения количества условных единиц на первое число каждого месяца регулируемого периода (финансового года) и последнее число регулируемого периода, на количество месяцев в году, увеличенное на единицу.

Заявитель оспаривает принятое Комитетом количество у.е. на первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования (2020 год).

Органом регулирования принято фактическое среднегодовое количество условных единиц за 2020 год в размере 847,72 у.е.

ООО «ВЭС-СНТ» считает необходимым учитывать плановое количество у.е., которое было использовано органом регулирования при формировании долгосрочного параметра – базового уровня подконтрольных расходов (ОРЕХ) в размере 687,49 у.е. в связи с тем, что ОРЕХ в течении долгосрочного периода регулирования не пересматривается. В случае консолидации активов в первый год долгосрочного периода регулирования происходит значительное занижение подконтрольных затрат на 1 у.е.

ФАС России отмечает, что органом регулирования расчет подконтрольных расходов на 2024 год произведен в соответствии с требованиями пункта 11 Методических указаний № 98-э.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя по статье «Подконтрольные расходы на 2024 год» удовлетворению не подлежат.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ООО «ВЭС-СНТ» и Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Комитет тарифного регулирования Волгоградской области нарушившим пп. 5 пункта 28, пункты 34(3), 87 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Волгаэнергосеть-СНТ», указанные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике с Комитетом тарифного регулирования Волгоградской области (рег. от 25.03.2024 № 48453/24).

3. Признать экономически обоснованными и подлежащими учету при установлении необходимой валовой выручки и тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» расходы по следующим статьям затрат:

- «Экономия расходов на оплату потерь электрической энергии» в размере 30 892,35 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 15 509,04 тыс. руб.);

- «Выпадающие доходы от льготного ТП на 2024 год» в размере 15 714,18 тыс. руб. (дополнительному учету подлежат средства в размере 15 714,18 тыс. руб.).

4. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.09.2024 определить величину экономически обоснованных расходов по статьям затрат «Расходы на реализацию программы развития системы учета электрической энергии (мощности) во исполнение Федерального закона от 27.12.2018 № 522-ФЗ», «Плата за аренду площади (офисной и складской)» на основании мотивировочной части настоящего решения, соответствующий анализ отразив в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации 29.12.2011 № 1178, в экспертном заключении с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение.

5. Органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» на 2025 год включить экономически обоснованные расходы, указанные в пунктах 3, 4 настоящего решения с учетом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Волгоградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) для ООО «Волгаэнергосеть-СНТ» тарифов услуги по передаче электрической энергии, в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

7. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «Волгаэнергосеть-СНТ».

 

 

Председательствующий - заместитель председателя Комиссии

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

Члены Комиссии:

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

______________/

(подпись)

 

<...>

 

 

_____________/

(подпись)

 

<...>

 

 

 

 

Связанные организации

ООО "ВОЛГАЭНЕРГОСЕТЬ-СНТ"
ИНН 3443139342, ОГРН 1183443006251
Комитет тарифного регулирования Волгоградской области
ИНН 3444134770, ОГРН 1063444056048
Волгоградское УФАС России
ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596