Решение №СП/47567/23 Решение о частичном удовлетворении требований по заявлению о... от 16 июня 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «14» июня 2023 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами № 7, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

<...>,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «ТрансЭкоСервис» (далее — Заявитель, регулируемая организация) (исх. от 15.02.2023 № 341, вх. от 20.02.2023 рег. № 26289/23), возникший с Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (далее — орган регулирования, Управление) по вопросу установленного тарифа в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации в лице <...>, <...>, представителей органа регулирования в лице <...>, <...>, <...>, представителей ООО «ТрансЭкоСервис» в лице <...>, <...>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 15.02.2023 № 341, вх. от 20.02.2023 рег. № 26289/23) о разногласиях между ООО «ТрансЭкоСервис» и Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области по вопросу установления тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – ТКО) на 2023 год.

Основанием для разногласий между ООО «ТрансЭкоСервис» и органом регулирования послужил приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24.11.2022 № 122-пр/у «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 г. № 167-пр/у».

Величина тарифа в сфере обращения с ТКО, установленная оспариваемым решением, составляет 526,24 руб./куб. м.

Величина тарифа, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 805,91 руб./куб. м.

Размер необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленный оспариваемым решением, составляет 219 158,73 тыс. руб.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет в ФАС России величину НВВ, которую считает экономически обоснованной в размере 247 890,28 тыс. руб.

Таким образом, величина разногласий составила 28 731,55 тыс. руб.

Кроме того, регулируемая организация оспаривает утвержденные органом регулирования натуральные показатели в части объема (массы) ТКО. ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет в ФАС России величину объема (массы) ТКО в размере 325,07 тыс. куб. м. со снижением на 91,39 тыс. куб. м от установленного органом регулирования в 2023 году.

Величина объема (массы) твердых коммунальных отходов, принятая органом регулирования, составляет 416,46 тыс. куб. м.

Заявитель просит признать ФАС России экономически обоснованными и подлежащими дополнительному учету в составе НВВ при установлении тарифов на обращение с ТКО на 2023 год следующие статьи затрат/натуральные показатели:

 

№ п/п

Наименование статьи спора (разногласий), единицы измерения

Величина расходов по статье спора (разногласий) (объем технико-экономических показателей)

Величина спора (разногласий) по статье

утвержденная органом регулирования на расчетный период

заявленная в орган регулирования на расчетный период

заявленная на разногласия в ФАС России

 

 

А

В

С

(С – А) 

Натуральные показатели

1

Объем (масса) ТКО, тыс. куб. м

 

416,46

 

307,59

 

325,07

 

91,39

Количественные показатели

2

Расходы на сбор и транспортирование ТКО: расходы на горюче-смазочные материалы, тыс. руб.

28 526,80

52 754,80

52 754,80

24 228,00

3

Расходы на содержание и обслуживание 4 автомобилей-мусоровозов, приобретенных в 2020 году в лизинг, в том числе:

0

24 911,42

24 004,43

24 004,43

3.1

Расходы на сбор и транспортирование ТКО, тыс. руб.

0

18 618,95

18 618,48

18 618,48

3.2

Лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения ТКО, тыс. руб.

0

4 794,00

4 262,10

4 262,10

3.3

Амортизация, тыс. руб.

0

1 498,47

1 123,85

1 123,85

4

Расходы на сбор и транспортирование ТКО, расходы на аренду транспортных средств, тыс. руб.

0

13 032,00

19 118,80

19 118,80

5

Расходы на оплату труда административного персонала, тыс. руб.

4 234,88

14 801,28

14 784,00

10 549,12

5.1

Отчисления на социальные нужды персонала, в том числе налоги и сборы, тыс. руб.

1 210,08

4 484,79

4 479,55

3 269,47

 

Итого по статьям, тыс. руб.

33 971,76

109 984,29

115 141,58

81 169,82

 

Необходимо отметить, что из заявленного ООО «ТрансЭкоСервис» тарифа в размере 805,91 руб./куб. м. и заявленной НВВ в размере 247 890,28 тыс. руб., величина заявленного объема (массы) твердых коммунальных отходов составляет 307,59 тыс. куб. м.

Тарифы на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами регулируются в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ).

Порядок формирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами устанавливается Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Основы ценообразования № 484).

Правила установления регулируемых тарифов утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484 (далее – Правила № 484).

Приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 утверждены Методические указания по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Методические указания № 1638/16).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества; использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

Согласно пункту 9 Основ ценообразования № 484 регулирование тарифов осуществляется органами регулирования тарифов в соответствии с принципами экономического регулирования в области обращения с отходами, предусмотренными Федеральным законом № 89-ФЗ и Правилами № 484.

Согласно пункту 16 Основ ценообразования № 484 необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

По результатам анализа представленных сторонами обосновывающих материалов Комиссия ФАС России отмечает следующее.

1. Объем (масса) твердых коммунальных отходов.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет объем (массу) твердых коммунальных отходов в размере 325,07 тыс. куб. м. Орган регулирования учитывает указанный показатель в размере 416,46 тыс. куб. м. Таким образом, объем разногласий заявлен со снижением от установленного органом регулирования объема на 91,39 тыс. куб. м.

Органом регулирования в плановом режиме на 2023 год объем ТКО в тарифе регионального оператора учитывается исходя из перевезенных (транспортируемых) ТКО. Регулируемая организация в заявлении указывает на то, что при выставлении счетов потребителям, данный объем не сопоставим с объёмом, выставленным потребителям при формировании платы за оказанные услуги, ввиду заниженных в субъекте РФ нормативов накопления ТКО. В этой связи Заявитель указывает на необходимость учесть объем ТКО при расчете тарифа на ТКО исходя из перевезенных ТКО, с учетом нормативных значений по накоплению ТКО при выставлении счетов (платы) потребителям.

Согласно территориальной схеме обращения с отходами Амурской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 11.11.2022 № 541-ОД (далее – Территориальная схема), муниципальные образования области разделены на 5 кластеров по зонам деятельность региональных операторов.

ООО «ТрансЭкоСервис» наделено статусом регионального оператора по обращению с ТКО во втором кластере, в состав которого входит город Белогорск, Белогорский и Ромненский муниципальные округа, Серышевский и Октябрьский районы.

ООО «ТрансЭкоСервис» не согласен с подходом органа регулирования при расчете тарифа на услуги регионального оператора. В кластере действия регионального оператора ООО «ТрансЭкоСервис» образуется 416,460 тыс. куб. м. Однако, региональный оператор ограничен нормативом накопления отходов при выставлении счетов в объеме 357,765 тыс. куб. м. В связи с чем, ООО «ТрансЭкоСервис» считает целесообразным рассчитывать тариф исходя из объемов образования ТКО на основе данных (динамики) территориальной схемы обращения с ТКО, в размере 325,07 тыс. куб. м., однако необходимую валовую выручку рассчитывать с учетом сбора и транспортирования отходов в размере 416,460 тыс. куб. м, в связи с невозможностью ООО «ТрансЭкоСервис» прекращения вывоза отходов по достижению нормативных показателей.

Заявитель также отмечает, что при установлении тарифов на 2020-2023 гг. органом регулирования применяется разрозненный подход при расчете тарифа регионального оператора в части объема образованных ТКО. Так, в 2020 году объем ТКО определен органом регулирования в соответствии со скорректированными данными территориальной схемы в размере 291,21 тыс. куб. м. В 2021 году ввиду отсутствия фактических данных об объеме ТКО за последний отчетный период, а также ввиду начала осуществления деятельности регионального оператора с 01.04.2019, органом регулирования определен объем в соответствии с территориальной схемой за 2020 год в размере 293,10 тыс. куб. м. В 2022 году в связи с отсутствием весового учета органом регулирования определен объем в соответствии с динамикой данных территориальных схем, содержащих данные об объемах образования ТКО за 2018-2020 гг. в размере 307,59 тыс. куб. м. На 2023 год ввиду отсутствия динамики образования ТКО за последние 3 года органом регулирования определен объем в соответствии с фактическими данными за 2021 год в размере 416,460 тыс. куб. м.

Так, ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет при расчете единого тарифа по обращению с ТКО на 2023 год применение методики определения объема образования ТКО по аналогии с расчетом на 2022 год на основе данных (динамики) территориальных схем обращения с отходами, содержащих данные об объемах образования ТКО за 2019-2021 гг.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемая организация при расчете объема образования ТКО на 2023 год в противоречие пункту 86 Методических указаний № 1638/16 некорректно рассчитывает заявленный в ФАС России объем образования ТКО.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представлены: выписка из территориальной схемы, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов от 01.11.2017 № 260-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальным отходами, на территории Амурской области на период 2018-2028 гг.», пункт III Количество образующих отходов; выписка из территориальной схемы, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 24.12.2019 № 630-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 гг», пункт 3. Количество образующих отходов; выписка из приложения № 5 к территориальной схеме, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 15.01.2021 № 5-ОД «Об утверждении территориальной схемы обращения, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Амурской области на период 2019-2030 гг.»; Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, размещение отходов производства и потребления за 2021 год Форма № 2-ТП (отходы); 22-ЖКХ (ресурсы). Сведения о работе ресурсоснабжающих организаций в условиях реформы за 2021 год.

Необходимо отметить, что в адрес ФАС России на досудебное рассмотрение спора (разногласий) ООО «ТрансЭкоСервис» не представлены документы, подтверждающие фактические объемы образования ТКО, а именно, статистические данные, в виде формы № 2-ТП (отходы) за 2019-2020 гг., 22-ЖКХ (ресурсы) за 2019-2020 гг., а также отсутствуют акты выполненных работ с оператором по захоронению ТКО «Автосити» и счетов-фактур за 2019-2021 гг.

Орган регулирования отмечает, что при установлении тарифов на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «ТрансЭкоСервис» на 2023 год орган регулирования учитывает фактические данные об объемах образования ТКО, указанные в статистической отчетности по форме № 2-ТП (отходы) за отчетный 2021 год, согласно которому объем ТКО за 2021 год составляет 416,46 тыс. куб. м.

Также орган регулирования отмечает, что в соответствии со стандартами раскрытия информации объем ТКО за 2019-2020 гг. не соответствует данным статистической отчетности, в связи с чем органом регулирования данные объемы не учитываются.

В соответствии с пунктом 14 Методических указаний № 1638/16 расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов на очередной период регулирования (каждый год в течение долгосрочного периода регулирования) определяется в соответствии с Приложениями 2, 3 к Методическим указаниям № 1638/16 на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Расчет единого тарифа регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами, осуществляется по формулам, приведенным в пункте 85 Методических указаний № 1638/16, учитывающим в своем составе в том числе показатели объема (массы) отходов, сбор и транспортирование которых будет осуществлять региональный оператор , и объема (массы) отходов, направляемой (планируемой к направлению) региональным оператором на объект оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами .

Пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величины и , определяются в соответствии с пунктом 86 Методических указаний № 1638/16, согласно которому орган регулирования тарифов учитывает количество отходов и , определяемые на уровне соответствующих фактических объемов и масс за последний отчетный год с учетом динамики изменения количества отходов за последние три года, при условии, что направления транспортирования отходов соответствуют территориальной схеме и не содержат изменений за последние три года. Значения этих параметров подлежат корректировке в случае, если территориальная схема предусматривает изменения баланса образования и обращения с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности регионального оператора, либо такие изменения предусмотрены соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Необходимо отметить, что показатель - среднее изменение количества отходов за 3 года, процентов. В случае отсутствия наблюдений за соответствующие годы, отношение соответствующих объемов отходов определяется равным 1.

Проанализировав указанные нормы во взаимосвязи, Комиссия ФАС России отмечает, что объем (масса) ТКО для расчета единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами подлежит определению в следующем порядке:

- на основании данных о фактической массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов;

- в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы;

- при отсутствии территориальной схемы - исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов и заключенных регулируемой организацией договоров на оказание услуг.

Поскольку региональный оператор ООО «ТрансЭкоСервис» осуществляет деятельность по обращению с ТКО начиная с 01.04.2019, а также в условиях наличия некорректной статистической отчетности за 2020 год, отсутствие сведений о динамике образования в Амурской области ТКО за последние 3 года, органом регулирования при расчете тарифов учитывается количество отходов исходя из фактических данных за 2021 год на основании представленных регулируемой организацией форм статистической отчетности в виде № 22-ЖКХ и № 2-ТП (отходы) за 2021 год, которые также соответствуют данным территориальной схемы обращения с ТКО Амурской области, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов Амурской области от 11.11.2022 № 541-ОД.

По результатам анализа представленных ООО «ТрансЭкоСервис» обосновывающих материалов в адрес ФАС России Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией не представлено полное экономическое обоснование и обосновывающие материалы, в том числе подтверждающие фактические объемы образования ТКО, а именно, статистические данные, в виде формы № 2-ТП (отходы) за 2019-2020 гг., 22-ЖКХ (ресурсы) за 2019-2020 гг., а также отсутствуют акты выполненных работ за 2019-2021 гг., копии актов и счетов-фактур выполненных работ.

Анализ фактических показателей деятельности регионального оператора в отчетном году (i-2) осуществляется органом регулирования тарифов при ежегодной корректировке необходимой валовой выручки и единых тарифов регионального оператора на очередной период регулирования в соответствии с пунктом 92 Методических указаний № 1638/16 по формуле (52), включающей расчет выручки от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемой исходя из фактического объема (массы) транспортированных ТКО в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год.

Дополнительно Комиссия ФАС России отмечает, что законодательством Российской Федерации предусмотрены соответствующие полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональных операторов по обращению с ТКО в части корректировки нормативов накопления ТКО и корректировки территориальных схем в области обращения с отходами производства и потребления.

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что, в случае установления нормативов накопления ТКО, используемых в целях предоставления коммунальной услуги по обращению с ТКО, не отражающих реальный объём потребления ресурса, ресурсоснабжающие организации вправе оспорить утвержденные уполномоченными органами нормативы в судебном порядке.

В случае возникновения выпадающих доходов по независящим от ресурсоснабжающей организации причинам (в т.ч. возникших от фактически вывезенных объёмов ТКО, не учтённых при начислении в соответствии с договорами и в связи с несоответствием нормативов накопления фактически вывезенным объемам ТКО, а также от фактически вывезенных объёмов ТКО, оплата за которые не начислена потребителям), она вправе обратиться в суд с иском о компенсации выпадающих доходов из средств бюджета субъекта Российской Федерации.

На основании вышеизложенного Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований ООО «ТрансЭкоСервис» по натуральным показателям.

2. Расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов: расходы на горюче-смазочные материалы.

Между ООО «ТрансЭкоСервис» и органом регулирования возникли разногласия в части применения органом регулирования индекса потребительских цен, который не соответствует реальному росту цен на горюче-смазочные материалы.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет расходы в размере 52 754,80 тыс. руб. Орган регулирования учитывает расходы в размере 28 526,80 тыс. руб. Таким образом сумма разногласий составила 24 228,0 тыс. руб.

Пунктом 3 статьи 24.8 Федерального закона № 89-ФЗ закреплено, что в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов. Порядок проведения таких торгов, в том числе случаи, когда условия проведения таких торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации также устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.11.2016 № 1133 утверждены «Правила проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора» (далее - Правила № 1133).

Пунктом 1 Правил № 1133 предусмотрено, что они устанавливают порядок проведения торгов, по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора по обращению с ТКО, случаи, при которых цены на услуги по транспортированию ТКО для регионального оператора формируются по результатам торгов, в том числе определяют случаи, когда условия проведения торгов подлежат предварительному согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также порядок такого согласования.

Согласно пункта 3 Правил № 1133 цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора должны формироваться по результатам торгов в следующих случаях:

а) если в зоне деятельности регионального оператора образуется более 30 процентов твердых коммунальных отходов (по массе отходов), образующихся на территории субъекта Российской Федерации;

б) если требование к формированию по результатам торгов цен на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора было установлено при проведении конкурсного отбора регионального оператора и определено в соглашении, заключенном между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и региональным оператором.

Согласно пункту 90(1) Основ ценообразования № 484 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов, в том числе цена предмета аукциона, проводимого в соответствии с Правилами № 1133 по результатам которых формируются цены на услуги по транспортированию твердых коммунальных отходов для регионального оператора, определяются с учетом расстояния транспортирования твердых коммунальных отходов в соответствии с территориальной схемой, утвержденной в установленном порядке, и планируемого количества транспортируемых твердых коммунальных отходов как сумма планируемых на очередной период регулирования:

а) расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного, ремонтного и административно-управленческого персонала, определяемых в том числе с учетом отраслевых тарифных соглашений и официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен;

б) расходов на топливо и горюче-смазочные материалы для транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов;

в) расходов на сырье и материалы для текущего технического обслуживания транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых как сумма расходов по каждому виду сырья и материалов, рассчитанных как произведение плановых (расчетных) цен на сырье и материалы и экономически (технологически, технически) обоснованных объемов потребления сырья и материалов;

г) ремонтных расходов и расходов на техническое обслуживание (за исключением расходов, предусмотренных подпунктом "в") в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, за исключением расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды ремонтного персонала;

д) расходов на амортизацию транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых как сумма отношений стоимости амортизируемых транспортных средств к сроку их полезного использования, соответствующему максимальному сроку полезного использования;

е) расходов на арендную плату и лизинговые платежи в отношении транспортных средств, используемых для транспортирования твердых коммунальных отходов, определяемых исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю амортизации, налогов на имущество и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом;

ж) прочих производственных расходов, размер которых не может превышать 5 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах "а" - "е";

з) административных расходов (за исключением предусмотренных подпунктом "а" расходов на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала и расходов, предусмотренных подпунктом "и"), размер которых не может превышать 10 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах "а" - "ж";

и) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей (в том числе с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, оснащением и обеспечением функционирования аппаратуры спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS);

к) расчетной предпринимательской прибыли организации, осуществляющей транспортирование твердых коммунальных отходов, определяемой в размере 5 процентов суммы расходов, указанных в подпунктах "а" - "з".

В соответствии с пунктом 87 Методических указаний № 1638/16 собственные расходы регионального оператора , включают в себя расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов.

В соответствии с пунктом 88 Методических указаний № 1638/16 расходы на транспортирование твердых коммунальных отходов формируются исходя из расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов в соответствии с договорами, заключаемыми региональным оператором с операторами, осуществляющими транспортирование твердых коммунальных отходов, и (или) собственных расходов регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов, осуществляемых региональным оператором, с учетом положений пунктов 12, 14 Основ ценообразования № 484. В соответствии с пунктом 12 Методических указаний № 1638/16 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с привлечением и обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Необходимо отметить, что согласно пункту 14 Основ ценообразования № 484 при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, определенные с учетом следующих данных (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста цен на капитальное строительство; темпы роста заработной платы; г) сведения о расходах на приобретаемые товары (работы, услуги), производимых другими регулируемыми организациями в сопоставимых условиях; д) цены на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе на биржах, функционирующих на территории Российской Федерации; е) данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за 3 предыдущих периода регулирования.

Согласно пункту 15 Основ ценообразования № 484 при определении фактических значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представлены: договор поставки нефтепродуктов № 328-05/21 от 04.06.2021 (дизельное топливо); договор поставки нефтепродуктов № 329-05/21 от 04.06.2021 (АИ 92); договор поставки нефтепродуктов № 595-12/21 от 02.01.2022 (АИ 92); договор поставки нефтепродуктов № 21-02/22 (дизельное топливо); договор поставки нефтепродуктов № 50-05/22 от 30.05.2022 (дизельное топливо); договор поставки нефтепродуктов № 125-12/22 от 13.12.2022 (дизельное топливо); договор поставки нефтепродуктов № 143-12/22 от 26.12.2022 (АИ 92); ОСВ по счету 20 за 2020 год; ОСВ по счету 20 за 2021; среднесменная расчетная потребность в топливе (зимний период); среднесменная расчетная потребность в топливе (летний период); средний расход ГСМ; приказ № 26-ГСМ от 31.03.2021 «О переходе на летние нормы расхода ГСМ»; Приказ № 57-ГСМ от 25.10.2021 «О переходе на зимние нормы расхода ГСМ»; Приказ № 24-ГСМ от 25.04.2022 «О переходе на летние нормы расхода ГСМ».

Заявитель отмечает, что разногласия в указанной части возникли ввиду изменившейся динамики роста цен на дизельное топливо. Таким образом, в 2019 году по итогам проведенных электронных торгов стоимость летнего дизельного топлива имела диапазон цен от 49,36 до 51,13 руб./литр, зимнее дизельное топливо в размере 50,66 руб./литр, бензин АИ 92 в размере 44,10 руб./литр.

В 2020 году стоимость летнего дизельного топлива составляла 50,00 руб./литр, бензина АИ 92 - 44,50 руб./литр, зимнего дизельного топлива по итогам торгов - 48,10 руб./литр. Ввиду повышения цен поставщиком был расторгнут договор на поставку топлива.

В этой связи ООО «ТрансЭкоСервис» продолжил работать по прямым договорам со стоимостью на зимнее дизельное топливо в размере 52,00 руб./литр.

В 2021 году стоимость на бензин АИ 92 составила 47,50 руб./литр, на летнее дизельное топливо составила 52,00 руб./литр. Также ООО «ТрансЭкоСервис» отмечает, что в 2021 году были объявлены аукционы на зимнее дизельное топливо с начальной максимальной ценой в размере 56,00 руб./литр, 58,00 руб./литр, и состоявшийся аукцион с ценой в размере 65,00 руб./литр. Заявитель также указывает на то, что в данный момент стоимость дизельного топлива составляет 74,00 руб./литр (с учетом НДС).

В результате проведенного анализа рынка топлива в Амурской области ФАС России выявлено, что цена средняя цена на бензин АИ 92 за 2022 год составила 49,44 руб./литр (с НДС), средняя цена на дизельное топливо составила 58,91 руб./литр (с НДС). В этой связи, из заявленных регулируемой организацией требований усматриваются факты, подтверждающие увеличение средней цены на топливо свыше темпа плановой (прогнозной) инфляции.

Орган регулирования указывает на то, что ООО «ТрансЭкоСервис» осуществляет транспортирование ТКО как по договорам на транспортирование, так и собственными силами. Транспортирование ТКО собственными силами осуществляется в муниципальных образованиях г. Белогорск, Белогорский и Серышевский районы.

Орган регулирования отмечает, что тарифы по обращению с ТКО установлены на долгосрочный период регулирования 2020-2023 гг., в связи с чем, органом регулирования произведена корректировка расходов на транспортирование на 2023 год с применением уточненных значений ИПЦ согласно формуле 49 Методических указаний № 1638/16.

Расходы на горюче-смазочные материалы на 2020 год определены органом регулирования методом экономически обоснованных расходов исходя из норм расхода горюче-смазочных материалов, утвержденных распоряжением Минтранса России от 14.03.2018 № АМ-23-р и стоимости горюче-смазочных материалов исходя из представленных ООО «ТрансЭкоСервис» коммерческих предложений в размере 50,66 руб./литр.

На 2023 год расходы на горюче-смазочные материалы скорректированы органом регулирования с применением уточненного ИПЦ согласно требованиям Методических указаний № 1638/16 по формуле 49. Таким образом, цена дизельного топлива, учтенная органом регулирования при корректировке тарифов на 2023 год, составляет 59,37 руб./литр.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величина индексируется в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, согласно следующим формулам:

 

 

где:

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi+1 - индекс потребительских цен, установленный в прогнозе социально-экономического развития на год (i+1);

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i + 1).

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

где:

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в году i, руб.;

- фактическая величина необходимой валовой выручки регионального оператора в (i-2)-м году, определяемая в соответствии с формулой (43) пункта 85 Методических указаний № 1638/16 с применением фактических значений параметров расчета взамен прогнозных, в том числе с учетом изменений территориальной схемы, руб.;

- выручка от реализации товаров (услуг) по регулируемому виду деятельности в (i-2)-м году, определяемая исходя из фактического объема (массы) твердых коммунальных отходов в (i-2)-м году и тарифов, установленных в соответствии с главой VI Методических указаний № 1638/16 на (i-2)-й год, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с изменением законодательства, не учтенным при установлении тарифов, руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, а также в связи с исключением необоснованно полученных доходов регионального оператора, предусмотренных пунктом 12 Основ ценообразования № 484.

Комиссия ФАС России отмечает, что корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, подразумевает в том числе учет экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Необходимо отметить, что указанные в заявлении ООО «ТрансЭкоСервис» расходы являются плановыми. В связи с чем анализ фактических расходов и доходов ООО «ТрансЭкоСервис» по 2023 году согласно Методическим указаниями № 1638/16 будет проведен органом регулирования при расчете тарифов на 2025 год, отклонения плановых значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов, должны быть учтены посредством корректировки плановой НВВ ООО «ТрансЭкоСервис» исходя из представленных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ТрансЭкоСервис» на разногласия в ФАС России требований в указанной части.

3. Расходы на содержание и обслуживание 4 автомобилей-мусоровозов приобретенные в 2020 году в лизинг.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет расходы на 2023 год в размере 24 004,43 тыс. руб. Органом регулирования не учтены заявленные расходы в полном объеме.

Регулируемая организация отмечает, что в мае 2020 года оператором по обращению с ТКО в одностороннем порядке расторгнут договор на транспортирование ТКО по нескольким маршрутам. В этой связи ООО «ТрансЭкоСервис» приобретена спецтехника у официального дилера ПАО «Камаз» - ООО «Авто Центр Смарагд» путем оформления в лизинг в АО «Сбербанк Лизинг».

ООО «ТрансЭкоСервис» также отмечает, что лизинговая компания определялась по более низкому ценовому предложению на счет наличия у лизингодателя субсидии из федерального бюджета.
Заявитель указывает на то, что основанием для включения указанных расходов является пункт 29 Основ ценообразования № 484, согласно которому, при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования: а) производственных расходов; б) ремонтных расходов; в) административных расходов; г) сбытовых расходов; д) расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов; е) расходов на арендную плату, лизинговые платежи, концессионную плату с учетом особенностей, предусмотренных настоящим документом; ж) расходов, связанных с оплатой налогов, сборов и других обязательных платежей; з) расходов на оплату товаров, работ и услуг других операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами; и) нормативной прибыли; к) расчетной предпринимательской прибыли регулируемой организации; л) расходов на плату за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов.

Пункт 1 части 2 статьи 1 Федерального закона № 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг: государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обращения с твердыми коммунальными отходами, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом следующих особенностей.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными средствами производственного назначения, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю расходов на амортизацию (размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484), налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представлены: пояснительная записка с расчетами на включение в тариф расходов на четыре автомобиля-мусоровоза приобретенных в лизинг; среднемесячная расчетная потребность в топливе для мусоровозов (летний и зимний периоды); ОСВ по счету 20 за 2020-2021 гг.; ОСВ по счету 26 за 2020-2021 гг.; приказ № 73 от 30.12.2021, штатное расписание от 30.12.2021; приказ № 28 от 01.06.2022, штатное расписание от 30.05.2022; положение о премировании рабочих, руководителей, специалистов и служащих общества; положение об оплату труда, руководителей, специалистов и служащих Общества; приказ № 74 от 30.12.2021 г. «Об утверждении бесплатной выдачи смывающих и (или) обезвреживающих средств»; приказ № 69 от 15.12.2021 г. «Об утверждении норм бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и других средств индивидуальной защиты»; типовые нормы бесплатной выдачи спецодежды; договор лизинга № ОВ/Ф-87801-01-01-МП от 22.05.2020; договор купли-продажи № ОВ/Ф-87801-01-01-С-01-МП от 22.05.2020; договор лизинга № ОВ/Ф-87801-02-01-МП от 22.05.2020; договор купли-продажи № ОВ/Ф-87801-02-01-С-01-МП от 22.05.2020; договор лизинга № ОВ/Ф-87801-03-01-МП от 05.10.2020 г.; договор купли-продажи № ОВ/Ф-87801-03-01-С-01-МП от 05.10.2020 г.; договор лизинга № ОВ/Ф-87801-04-01-МП от 05.10.2020 г.; договор купли-продажи № ОВ/Ф-87801-04-01-С-01-МП от 05.10.2020 г.; договор поставки автошин и дисков колесных от 2021.03.05.; ОСВ по счету 02 за 2020-2022 гг.; карточка счета 51 за 2020-2022 гг.

Расходы на транспортирование ТКО на 2020 год определены органом регулирования методом экономически обоснованных расходов в том числе: фонд оплаты труда водителей, разнорабочих, цехового персонала (мастер, механик, диспетчер), определен исходя из среднемесяной заработной платы в соответствии с представленным ООО «ТрансЭкоСервис» штатным расписанием и нормативной численностью персонала по категориям работников, определенной в соответствии с утвержденным приказом Минстроя РФ от 06.12.1994 № 13 «Рекомендациями по нормированию труда работников предприятий внешнего благоустройства. Часть 1. Рекомендации по нормированию труда работников предприятий по эксплуатации дорожного, зеленого хозяйства и санитарной очистки городов» с последующей индексацией.

Орган регулирования отмечает, что при транспортировании ООО «ТрансЭкоСервис» ТКО собственными силами, органом регулирования учтено нормативное количество автомобилей-мусоровозов в размере 23 ед., а также расходы на их содержание и обслуживание на период 2020-2023 гг.

Также орган регулирования отмечает, что ООО «ТрансЭкоСервис» дополнительно заявлены на 2023 год расходы на амортизацию автомобилей-мусоровозов, приобретенных по договорам лизинга, заключенных с АО «Сбербанк Лизинг» без проведения конкурсных процедур: от 22.05.2020 № ОВ/Ф-87801-01-01-МП; от 22.05.2020 № ОВ/Ф-87801-02-01-МП; от 05.10.2020 договор лизинга № ОВ/Ф-87801-03-01-МП; договор лизинга от 05.10.2020 № ОВ/Ф-87801-04-01-МП, а также ООО «ТрансЭкоСервис» не представлено документальное подтверждение проведения конкурсных процедур на закупку автомобилей-мусоровозов в количестве 4 шт.

Орган регулирования указывает на то, что в соответствии с положением о закупках товаров, работ, услуг, утвержденным генеральным директором ООО «ТрансЭкоСервис» 01.03.2019, ООО «ТрансЭкоСервис» вправе не проводить конкурсные процедуры при закупке товаров (работ, услуг) стоимостью не более 100 тыс. руб., включая НДС.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величина индексируется в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, согласно следующим формулам:

 

 

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

Комиссия ФАС России отмечает, что корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, подразумевает в том числе учет экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Необходимо отметить, что указанные в заявлении ООО «ТрансЭкоСервис» расходы являются плановыми. В связи с чем анализ фактических расходов и доходов ООО «ТрансЭкоСервис» по 2023 году согласно Методическим указаниями № 1638/16 будет проведен органом регулирования при расчете тарифов на 2025 год, отклонения плановых значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов, должны быть учтены посредством корректировки плановой НВВ ООО «ТрансЭкоСервис» исходя из представленных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ТрансЭкоСервис» на разногласия в ФАС России требований в указанной части.

4. Расходы на сбор и транспортирование твердых коммунальных отходов, расходы на аренду транспортных средств.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет расходы на 2023 год в размере 19 118,80 тыс. руб. Органом регулирования не учтены данные расходы в полном объеме.

В соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 484 расходы на арендную плату в отношении объектов, используемых для обработки, обезвреживания, захоронения и энергетической утилизации твердых коммунальных отходов, определяются органом регулирования тарифов в размере, не превышающем экономически обоснованный размер такой платы, с учетом следующих особенностей.

Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа за имущество, являющееся основными средствами производственного назначения, определяется исходя из принципа возмещения арендодателю или лизингодателю расходов на амортизацию (размер которой определяется в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484), налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду или лизинг имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата или лизинговый платеж являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Заявитель отмечает, что в соответствии с СанПиН 2.1.3684-21 на предприятии разработаны 34 маршрутных графика работы мусоровозной техники, из них 4 маршрута для крупногабаритных отходов на 24 специализированных автомобиля (в том числе 17 арендованных автомобилей).

В период по 2019-2022 гг. аренда специализированной техники осуществлялась по прямым договорам, ввиду неучета органом регулирования затрат на аренду автомобилей. Таким образом, на 2023 год был объявлен аукцион на аренду транспортных средств, который не состоялся, ввиду подачи единственной заявки. По итогам несостоявшегося аукциона был заключен договор аренды на 2023 год с единственным участником ИП Вахмяниным А.Н.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представлены: договор аренды транспортных средств № 138-12/12 от 23.12.2022; протокол рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе (аренда транспортных средств) № 7/1; протокол подведения итогов на участие в аукционе (аренда транспортных средств) № 7/3; договор аренды транспортных средств от 30.12.2020 № 1; договор аренды транспортных средств № 2 от 30.12.2020; договор аренды транспортных средств от 25.12.2021 № 1; договор аренды транспортных средств от 25.12.2021 № 2; сводная таблица по стоимости аренды автомобилей-мусоровозов; сводная таблица по стоимости автомобилей-самосвалов; объявления для сравнения стоимости спец. Техники (руб./час); ОСВ по счету 20 за 2020-2021 гг.

Орган регулирования отмечает, что на 2023 год ООО «ТрансЭкоСервис» заявлены расходы на аренду транспортных средств в соответствии с договорами:

1) Договор аренды транспортных средства от 30.12.2020 № 1 с ИП Вахмянин А.Н. со стоимостью услуг по договору в размере 10 704,00 тыс. руб. в год;

2) Договор аренды транспортных средства от 30.12.2020 № 2 с ИП Вахмянин А.Н. со стоимостью услуг по договору в размере 1 704,00 тыс. руб. в год;

3) Договор аренды транспортных средства от 25.12.2021 № 1 с ИП Вахмянин А.Н. со стоимостью услуг по договору в размере 10 572,00 тыс. руб. в год;

4) Договор аренды транспортных средства от 25.12.2021 № 2 с ИП Вахмянин А.Н. со стоимостью услуг по договору в размере 1 740,00 тыс. руб. в год.

Также орган регулирования указывает на то, что по запросу органа регулирования в адрес ООО «ТрансЭкоСервис» от 13.09.2022 № 08-04-2165 со стороны ООО «ТрансЭкоСервис» не представлены: расшифровка стоимости арендной платы по договорам аренды транспортных средств, заключенным с ИП Вахмянин А.Н., а также конкурсная документация по данным договорам.

Таким образом, орган регулирования отмечает, что определение экономически обоснованного размера арендной платы в соответствии с пунктом 34 Основ ценообразования № 484 не представляется возможным, в связи с чем расходы на арендную плату транспортных средств исключены органом регулирования в полном объеме.

Комиссия ФАС России отмечает, что поскольку спецтехника, в том числе мусоровозы, погрузчики, самосвалы участвует в непосредственном производственном процессе по обработке, захоронению твердых коммунальных отходов, при расчете указанных затрат необходимо руководствоваться положениями, закрепленными в пункте 35 Основ ценообразования № 484, а именно расходы на арендную плату не должны превышать размер возмещения арендодателю амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду имущества, связанных с владением указанным имуществом.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величина индексируется в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, согласно следующим формулам:

 

 

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

Комиссия ФАС России отмечает, что корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, подразумевает в том числе учет экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Необходимо отметить, что указанные в заявлении ООО «ТрансЭкоСервис» расходы являются плановыми. В связи с чем анализ фактических расходов и доходов ООО «ТрансЭкоСервис» по 2023 году согласно Методическим указаниями № 1638/16 будет проведен органом регулирования при расчете тарифов на 2025 год, отклонения плановых значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов, должны быть учтены посредством корректировки плановой НВВ ООО «ТрансЭкоСервис» исходя из представленных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.

В связи с вышеизложенным, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для удовлетворения заявленных ООО «ТрансЭкоСервис» на разногласия в ФАС России требований в указанной части.

5. Расходы на оплату труда административного персонала, отчисления на социальные нужды персонала, в том числе налоги сборы.

ООО «ТрансЭкоСервис» заявляет расходы в размере 19 263,55 тыс. руб. Органом регулирования учтены расходы в размере 5 444,86 тыс. руб. Таким образом, объем разногласий составил 13 818,59 тыс. руб.

Заявитель выражает несогласие с утвержденной органом регулирования общей численностью административного персонала в размере 8,74 ед.

Согласно подпункту «б» пункта 32 Основ ценообразования № 484 установлено, что расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды административно-управленческого персонала относятся к административным расходам и соответственно включаются в состав необходимой валовой выручки регулируемой организации в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 484.

В соответствии с пунктом 42 Основ ценообразования № 484 при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и планового и (или) фактического уровня фонда оплаты труда, сложившегося за последний период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом официальной статистической информации, предоставляемой или распространяемой субъектами официального статистического учета для соответствующего субъекта Российской Федерации в установленном порядке, о средней заработной плате в регионе по соответствующему виду экономической деятельности с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Пунктом 26 Методических указаний № 1638/16 установлено, что при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложением 5 к Методическим указаниям № 1638/16.

ООО «ТрансЭкоСервис» отмечает, что согласно штатному расписанию административные персонал составляет 22 ед., работающих по факту 18 ед., 4 ед. определены как вакантные места.

В качестве обосновывающих материалов, подтверждающих заявленные требования, в адрес ФАС России ООО «ТрансЭкоСервис» представлены: приказ № 73 от 30.12.2021 «О введении штатного расписания»; штатное расписание от 01.01.2022, приказ № 28 от 01.06.2022 «О введении штатного расписания»; штатное расписание от 30.05.2022; положение о премировании рабочих, руководителей, специалистов и служащих общества; положение об оплате труда, руководителей, специалистов и служащих Общества; ОСВ по счету 26 за 2020-2021 гг.

Комиссия ФАС России отмечает, что в рамках досудебного спора ООО «ТрансЭкоСервис» представлены пояснения о необходимости включения в штат в связи с производственной необходимостью 19 ед. (с указанием единиц и должностных обязанностей).

Орган регулирования отмечает, что на первый год долгосрочного периода регулирования 2020 г. расходы на оплату труда АУП определены органом регулирования в соответствии с утвержденным приказом Госстроя Российской Федерации от 30.04.2000 № 68 «Рекомендации по нормированию труда работников энергетического хозяйства Часть 3. Нормы численность работников коммунальных энергетических предприятий».

На последующие годы долгосрочного периода расходы определены органом регулирования в соответствии с Методическими указаниями № 1638/16 с применением уточненных значений ИПЦ. В связи с чем, корректировка предельного единого тарифа регионального оператора не предусматривает пересмотр численности административного персонала.

Отчисления на социальные нужды являются расчетным показателем от размера фонда оплаты труда, и учтены органом регулирования при корректировке тарифа в отношении ООО «ТрансЭкоСервис» на 2023 год в размере фактически сложившегося процента страховых выплат за 2021 год в размере 28,57 %.

Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что органом регулирования скорректированы отчисления на социальные нужды на 2023 год в размере фактически сложившегося процента страховых выплат за 2021 год в размере 28,57 %. Однако, необходимо отметить, что согласно разделу IV Методических указаний № 1638/16 предусмотрена индексация собственных расходов (если иное не предусмотрено Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами) по формулам (48, 49,50,51) пункта 91 Методических указаний № 1638/16. Так, при установлении тарифа на 2023 год отчисления на социальные нужды подлежат определению с применением значения ИПЦ в размере 106,0 %.

На основании вышеизложенного подход органа регулирования в части определения отчислений на социальные нужды противоречит положениям Методических указаний № 1638/16.

Пунктом 95 Методических указаний № 1638/16 предусмотрено, что на второй и последующие годы действия соглашения об организации деятельности по обращению с отходами при расчете единого тарифа регионального оператора по обращению с отходами величина индексируется в соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, согласно которому, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующей формуле:

 

Согласно пункту 92 Методических указаний № 1638/16 корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на очередной период регулирования рассчитывается по формуле:

 

Комиссия ФАС России отмечает, что корректировка необходимой валовой выручки регионального оператора в связи с возмещением расходов и недополученных доходов, предусмотренных пунктом 12 Методических указаний № 1638/16, подразумевает в том числе учет экономически обоснованных расходов, не учтенных органом регулирования тарифов при установлении тарифов, или недополученных доходов прошлых периодов регулирования, не позднее чем на третий годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.

Необходимо отметить, что указанные в заявлении ООО «ТрансЭкоСервис» расходы являются плановыми. В связи с чем анализ фактических расходов и доходов ООО «ТрансЭкоСервис» по 2023 году согласно Методическим указаниями № 1638/16 будет проведен органом регулирования при расчете тарифов на 2025 год, отклонения плановых значений, учтенных при установлении тарифов, от фактических значений параметров расчета тарифов, должны быть учтены посредством корректировки плановой НВВ ООО «ТрансЭкоСервис» исходя из представленных материалов, подтверждающих экономическую обоснованность расходов.

Одновременно ввиду неправомерного определения органом регулирования расходов на отчисления на социальные нужды органу регулированию необходимо произвести перерасчет расходов на отчисления на социальные нужды административного персонала, по итогам которого учесть указанные затраты на экономически обоснованном уровне в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

Резюмируя вышеизложенное, руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора (разногласий) между ООО «ТрансЭкоСервис» и Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области (исх. от 15.02.2023 № 341, вх. от 20.02.2023 рег. № 26289/23), Комиссия ФАС России:

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области нарушившим пункт 91 Методических указаний № 1638/16 при установлении тарифов по обращению с твердыми коммунальными отходами приказом Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 24.11.2022 № 122-пр/у «Об установлении (корректировке) предельных тарифов на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год; о внесении изменений в приказ Управления государственного регулирования цен и тарифов Амурской области от 18.12.2019 г. № 167-пр/у».

2. Частично удовлетворить требования ООО «ТрансЭкоСервис», указанные в заявлении о досудебном споре (разногласиях) с Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (исх. от 15.02.2023 № 341, вх. от 20.02.2023 рег. № 26289/23).

3. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.10.2023 устранить нарушения, допущенные Управлением государственного регулирования цен и тарифов Амурской области при установлении тарифа по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «ТрансЭкоСервис» на 2023 год, а именно учесть в составе необходимой валовой выручки ООО «ТрансЭкоСервис» расходы по статье «Отчисления на социальные нужды персонала, в том числе налоги сборы» согласно пункту 5 мотивировочной части настоящего решения.

4. Органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок с 01.10.2023 (включительно) принять и ввести в действие решение об установлении (корректировке) тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами для ООО «ТрансЭкоСервис» в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ, Основ ценообразования № 484 и Методических указаний № 1638/16, во исполнение пункта 3 резолютивной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе НВВ в тарифе в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «ТрансЭкоСервис» на 2023 год, ввиду ограничений, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400, учесть при установлении указанного тарифа для ООО «ТрансЭкоСервис» на 2024 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседаний Правления органа исполнительной власти Амурской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на которых принимались решения во исполнение настоящего решения;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, в которых подробно отражены результаты исполнения настоящего решения в соответствии с пунктом 26 Правил № 406.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований ООО «ТрансЭкоСервис», указанных в заявлении (исх. от 15.02.2023 № 341, вх. от 20.02.2023 рег. № 26289/23).

Связанные организации

Управление государственного регулирования цен и тарифов Амурской области
ИНН 2801138815, ОГРН 1082801011457
ООО "ТрансЭкоСервис"
ИНН 2804014952, ОГРН 1112804001100