Решение б/н О рассмотрении разногласий, возникающих между органами испол... от 21 июля 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

О рассмотрении разногласий, возникающих между

органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими регулирование тарифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса, органами местного самоуправления, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области

 

 

В соответствии с Правилами рассмотрения разногласий, возникающих между органами, осуществляющими регулирование тарифов и надбавок на товары и услуги организаций коммунального комплекса, и организациями коммунального комплекса, утверждёнными постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2007 № 208, на основании заявления ООО «Водоканал Павловского городского поселения» (исх. от 02.02.2017 № 112, вх. от 13.02.2017 рег. № 21635/17), рассмотрев разногласия между ООО «Водоканал Павловского городского поселения» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, Респондент, орган регулирования) по приказу Комитета от 16.12.2016 № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЕ» на 2017-2019 годы, установлено следующее.

Заявитель считает, что утверждённые Комитетом тарифы на регулируемый период (2017 г.) на услуги водоотведения экономически не обоснованы, и в связи с этим просит признать экономически обоснованным размер расходов, подлежащих дополнительному учету при установлении тарифов на регулируемый период, в сумме 28 093,06 тыс. руб., в части следующих статей затрат: «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды», «Расходы на ремонт», «Общехозяйственные расходы», «Нормативная прибыль», «Недополученные доходы за 2013 -2015 гг.», «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», «Цеховые расходы», «Прочие прямые затраты», «Расходы на электроэнергию на технологические нужды», «Расходы на оплату труда основного производственного персонала», «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала».

Также Заявитель оспаривает установленный Комитетом на регулируемый период 2017 год объём принятых сточных вод, то есть натуральный показатель по статье «Объём реализации услуг».

Тарифы на услуги водоотведения регулируются в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон).

В соответствии с пунктом 2 статьи 32 Федерального закона порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 утверждены Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Основы ценообразования).

Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее - Методические указания).

1. По натуральном показателю - объёму принятых сточных вод.

Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.

В соответствии с пунктом 4 Методических указаний расчетный объем отпуска воды, объем принятых сточных вод, оказываемых услуг определяются в соответствии с Приложениями 1, 1.1 к Методическим указаниям на очередной год и каждый год в течение долгосрочного периода регулирования (при установлении тарифов на долгосрочный период регулирования), исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года, в том числе с учетом подключения (технологического присоединения) объектов потребителей к централизованным системам водоснабжения и (или) водоотведения и прекращения подачи воды (приема сточных вод) в отношении объектов потребителей, а также изменения порядка определения количества поданной воды (принятых сточных вод), включая переход от применения расчетных способов определения количества поданной воды (принятых сточных вод) к использованию приборов учета воды (сточных вод).

В соответствии с пунктом 8 Методических указаний расчет объема принятых сточных вод на очередной год осуществляется в соответствии с формулами (1) и (1.1) Методических указаний, с использованием данных о фактическом объеме принимаемых сточных вод и динамики объема принимаемых сточных вод за последние 3 года, а также информации об объеме сточных вод, принимаемых от новых абонентов, объекты которых подключены (планируется подключить) к централизованной системе водоотведения и информации об объеме сточных вод, принимавшемся от абонентов, водоотведение которых прекращено (планируется прекратить).

В заявлении регулируемая организация указывает, что величина объёма принятых сточных вод на 2017 год, установленная оспариваемым решением, составляет 188,65 тыс. куб. м. Величина оказываемых услуг по водоотведению, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 153,88 тыс. куб. м. ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в заявлении о разногласиях указывает, что невозможность увеличения объёма реализации воды, ввиду изношенности водопроводной сети, ведёт и к снижению объёмов принятых сточных вод. Также, по мнению регулируемой организации, снижение объёмов принятых сточных вод обусловлено отсутствием необходимости по водоотведению некоторых юридических лиц.

Орган регулирования в пояснениях, направленных письмами от 17.03.2017 № КТ-1-1299/7-0-1, от 15.05.2017 № КТ-1-2773/7-0-1 (далее – Письменное мнение) принял объемы принятых сточных вод исходя из заявленных регулируемой организацией объемов на 2017 год на уровне 188,65 тыс. куб. м.

Регулируемой организацией на разногласия представлена сводная таблица по объёмам принятых сточных вод, а также калькуляция себестоимости водоотведения. Иных материалов, форм федерального статистического наблюдения № 22-ЖКХ, 2-ТП (Водхоз), 1-Канализация, подтверждающих фактические объёмы реализации услуг за предыдущие периоды регулирования, на основании которых возможно произвести расчёт объёмов принятых сточных вод, регулируемой организацией в ФАС России на разногласия не представлено.

Органом регулирования представлен расчёт объёмов реализации услуг, выполненный в соответствии с положениями, закреплёнными в Методических указаниях, который подтверждает, что объёмы, принятые при расчёте тарифов на оказываемые услуги водоотведения существенно выше, учтённых органом регулирования для ООО «Водоканал Павловского городского поселения» при установлении тарифов на 2017 год. В этой связи, требования Заявителя в части снижения объёмов принятых сточных вод не подлежат удовлетворению.

2. По статьям «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» и «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды».

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» заявлены ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 242,92 тыс. руб.

Органом регулирования, в свою очередь, по статье «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» учтены затраты в части оказываемых услуг водоотведения в размере 151,88 тыс. руб.

Затраты по статье «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды» заявлены ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в части оказываемых услуг водоотведения в размере 165,37 тыс. руб.

Органом регулирования по статье «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды» учтены средства в части оказываемых услуг водоотведения в размере 103,78 тыс. руб.

Исходя из пояснительной записки к заявлению о разногласиях в регулируемой организации ежегодно не осваиваются средства, учтенные органом регулирования при формировании расходов на электрическую энергию на технологические и общепроизводственные нужды с 2014 по 2016 гг.

Объемы на технологические нужды приняты Комитетом по фактически сложившемуся удельному расходу в регулируемой организации в 2015 году с учётом пропущенных стоков, принятых органом регулирования в производственной программе на 2017 год.

Объемы на общехозяйственные нужды приняты Комитетом на основании сложившихся объемов в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в 2015 году. Организация представила в Комитет договор энергоснабжения от 19.06.2013 № 91463, заключенный между ООО «РКС-энерго» и ООО «Водоканал Павловского городского поселения».

Затраты по статье «Электрическая энергия на технологические нужды» определены Комитетом исходя из вышеуказанного объема электрической энергии на технологические нужды и тарифа, фактически сложившегося за январь-сентябрь 2016 года на основании счетов-фактур, выставленных ООО «РКС-энерго» ООО «Водоканал Павловского городского поселения», путём увеличения тарифа на индекс, рекомендованный Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской Федерации.

В части разногласий по показателю «Удельный расход электроэнергии» ФАС России отмечает, что требования Заявителя не подлежат удовлетворению, так как удельный расход на расчётный период регулирования (2017 год) учтён Комитетом по предложению организации.

На основании вышеизложенного, в условиях отказа в удовлетворении требований ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по объёмам реализации услуг в части оказываемых услуг водоотведения, в условиях ежегодного не освоения средств на электроэнергию, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статьям «Расходы на электроэнергию на технологические нужды» и «Расходы на электроэнергию на общепроизводственные нужды».

3. По статье «Ремонтные расходы».

Величина расходов по данной статье затрат заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в размере 3 604,00 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтена сумма в размере 424,12 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составляет по водоотведению – 3 179,88 тыс. руб.

Регулируемая организация в пояснительной записке к заявлению о разногласиях указывает, что разногласия связаны с высоким износом сетей водоотведения, обновление которых требует затрат в существенно высоком объёме. Указывая в пояснительной записке к заявлению о разногласиях, что в перечень плановых ремонтных работ на 2017 год включен только текущий ремонт, производимый собственными силами. Указанный перечень работ согласован с Администрацией Павловского муниципального образования и арендодателем. Низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у регулируемой организации.

В письменных мнениях орган регулирования обращает внимание на то, что регулируемой организацией по данному виду затрат ежегодно не осваиваются средства, учтенные органом регулирования при формировании расходов на ремонты на 2014-2016 гг. Так, в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» фактические затраты по статье «Ремонтные расходы» сложились в 2014 году в размере 0 руб., в 2015 году - 101,2 тыс. руб., в 2016 году - 0 руб., при установленных органом регулирования в плановом режиме затрат в 2014 году в размере 380,0 тыс. руб., в 2015 году – 380,0 тыс. руб., в 2016 году – 405,0 тыс. руб.

Заявленные ООО «Водоканал Павловского городского поселения» расходы по данной статье откорректированы органом регулирования, так как в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее-Правила регулирования) регулируемая организация не подтвердила экономическую обоснованность и целесообразность их учёта в составе данной статьи в регулируемом периоде.

Кроме того, по ремонтным работам, проводимым подрядными организациями, регулируемой организацией не представлены документы, подтверждающие проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Таким образом, затраты по статье «Ремонтные расходы» Комитет определил в части оказываемых услуг водоотведения на уровне предусмотренного в тарифе на 2016 год.

С учётом положений пункта 51 Основ ценообразования при определении расходов регулируемой организации на текущий и капитальный ремонт используются расчетные цены и экономически (технически, технологически) обоснованный объем ремонтных работ, предусмотренный производственной программой регулируемой организации.

Вместе с тем, ФАС России акцентирует внимание на то, что какие-либо обосновывающие материалы, подтверждающие величину заявленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на разногласия требований по статье «Ремонтные расходы» в части оказываемых услуг водоотведения отсутствуют (ежегодный график планово-предупредительного ремонта, перечень мероприятий по капитальному и текущему ремонту, договоры, заключённые в предыдущих периодах регулирования по итогам проведённых конкурсных процедур, акты выполненных работ, дефектные ведомости, акты технического обследования сетей отсутствуют).

На основании вышеизложенного, с учётом ежегодно недоиспользования средств, учтённых при установлении тарифов по данной статье в предыдущих периодах регулирования, в условиях не представления обосновывающих материалов по проведению ремонтов, ФАС России не усматривает признаков нарушения Комитетом требований законодательства Российской Федерации, на основании чего требования Заявителя об увеличении расходов по статье «Ремонтные расходы» в части оказываемых услуг водоотведения не подлежат удовлетворению.

4. По статье «Цеховые расходы».

Величина расходов по данной статье затрат заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по водоотведению в размере 1 065,07 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтена сумма по водоотведению в размере 678,78 тыс. руб. Таким образом, сумма разногласий составляет 386,29 тыс. руб.

Регулируемая организация в пояснительной записке к заявлению о разногласиях указывает, что низкие фактические расходы за период с 2015 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у предприятия. Поясняя, что негативная динамика финансового положения организации приводит к дестабилизации хозяйственной деятельности регулируемой организации, что в свою очередь ведет к невыполнению договорных обязательств по вине ООО «Водоканал Павловского городского поселения» и последующее не заключение новых необходимых договоров для повышения квалификации персонала, привлечению сторонних организаций (на оказание следующих услуг: юридических, информационных, связь, аудит).

В письменных мнениях орган регулирования указывает на то, что фактические данные 2015 года, и данные, заявленные регулируемой организацией в калькуляции по водоотведению разнятся.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих проведение торгов в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», расходы по данной статье откорректированы Респондентом в тарифной заявке, так как в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования, регулируемая организация не подтвердила экономическую обоснованность их включения в необходимой валовой выручке 2017 года. Таким образом, затраты по статье «Цеховые расходы» Комитетом определены на уровне плановых 2016 года, увеличенных на индекс в размере 104,7 %.

С учётом того, что регулируемой организацией не представлен перечень обосновывающих материалов с подтверждением того, что данные расходы были понесены по факту в предыдущих периодах регулирования, а также не представлены договоры по итогам проведения конкурсных процедур, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Цеховые расходы» в части оказываемых услуг водоотведения.

5. По статье «Общехозяйственные расходы».

Величина расходов по данной статье затрат заявлена ООО «Водоканал Павловского городского поселения» по водоотведению в размере 10 332,26 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтена сумма по водоотведению в размере 2 200,00 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составляет по водоотведению 8 132,26 тыс. руб.

В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях,  ООО «Водоканал Павловского городского поселения», указывает на перечень затрат, включённых в состав общехозяйственных расходов, а именно затраты на выполнение предписаний надзорных организаций, разработку, утверждение и согласование проектов нормативно-допустимых сбросов, санитарно-защитной зоны, в дополнение поясняя, что низкие фактические расходы за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств у предприятия. В подтверждение вышеуказанных расходов регулируемой организацией представлены в ФАС России на разногласия только перечень подстатей затрат, в котором основным оспариваемыми подстатьями являются командировочные расходы, расходы на оплату труда административно-управленческого персонала, расходы на оплату услуг, выполняемых сторонними организациями, расходы на приобретение сырья и материалов, их хранение, страховые взносы в общей сумме 21 810,98 тыс. руб.

Орган регулирования в письменных мнениях обращает внимание на то, что регулируемая организация в пояснительной записке в расчёте затрат по статье «Общехозяйственные расходы» (в целом по предприятию) Приложение №1 табл.1.16 необоснованно завышает затраты по оплате труда административно-управленческого персонала в размере 15 898,60 тыс. руб., что не соответствует представленному штатному расписанию ООО «Водоканал Павловского городского поселения» (22 человека- штатная численность аппарата управления, 33 122,0 руб.– средняя заработная плата в месяц, фонд оплаты труда составляет в месяц 728,684 руб., в год составляет 8 744,21 тыс. руб.), превышение затрат составляет на сумму 7 154,39 тыс. руб., при этом фактические затраты за 2015 год составили 3 704,74 тыс. руб. в год, что не подтверждает обоснованность заявленных требований.

В части оказываемых услуг на водоотведение орган регулирования обращает внимание на то, что, исходя из данных, представленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в пояснительной записке в «Распределение «Общехозяйственные расходы» по видам деятельности» приложении № 1 табл.1.17, данные по фактическим величинам 2015 года, и данные, заявленными регулируемой организацией в калькуляции разнятся.

При этом, по водоотведению исходя из данных, представленных  регулируемой организацией в пояснительной записке в табл. № 10 не были полностью освоены средства, учтенные Комитетом в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на 2014 - 2016 гг.

А затраты по данной статье в части оказываемых услуг водоотведения Комитетом приняты исходя из ожидаемых затрат регулируемой организацией за 2016 год в размере 2 200,0 тыс. руб. без увеличения расходов на индекс потребительских цен.

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы.

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на общехозяйственные расходы.

ФАС России установлено, что подход, примененный Комитетом при расчёте затрат по статье «Общехозяйственные расходы» в части оказываемых услуг на водоотведение, противоречит требованиям законодательства Российской Федерации, так как ожидаемые расходы 2016 года не отражают затраты фактически сложившегося 2016 года, а также фиксирует, что они учтены без приведения к конкретному 2017 году, то есть не увеличены на индекс.

В связи с чем ФАС России фактические расходы 2015 года в части оказываемых услуг водоотведения увеличены на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской.

По расчёту ФАС России величина затрат по данной статье сложилась на уровне 2 275,30 тыс. руб., тем самым дополнительному учёту подлежит сумма средств в размере 75,3 тыс. руб.

6. По статье «Прочие прямые расходы».

По данной статье затрат ООО «Водоканал Павловского городского поселения» заявлены расходы в общей сумме 3 025,59 тыс. руб. по следующим подстатьям затрат: плата за выбросы, обучение персонала лаборатории, охрана труда, оплата выполненных работ по договорам, вывоз твёрдых бытовых отходов, деротизация, услуги связи, справка гидрометероология, инвентаризация источников выбросов в атмосферу, разработка паспортов опасных отходов, разработка предельно допустимых выбросов в атмосферу, разработка нормативно-допустимых сбросов в водный объект, санитарно-эпидемиологические заключения проекта нормативно-допустимых сбросов, санитарно-эпидемиологические заключения проекта предельно-допустимых выбросов.

Органом регулирования расходы по данной статье учтены в необходимой валовой выручке регулируемой организации 2017 года на уровне 1 550,00 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составила 1 475,59 тыс. руб.

Из пояснительной записки ООО «Водоканал Павловского городского поселения» к заявлению о разногласиях следует, что низкие показатели фактических расходов за период с 2014 по 2016 гг. обусловлены отсутствием финансовых средств в регулируемой организации. Негативная динамика финансового положения организации приводит к дестабилизации хозяйственной деятельности предприятия, что в свою очередь ведет к невыполнению договорных обязательств по вине предприятия и последующее не заключение новых необходимых договоров.

В связи с тем, что средства по статье «Прочие прямые расходы», которые были учтены органом регулирования при формировании тарифов с 2014 по 2016 годы, ежегодно не осваиваются, Комитетом расходы по данной статье откорректированы, так как в соответствии с пунктом 30 Правил регулирования, регулируемая организация не подтвердила экономическую обоснованность их включения в данную статью в регулируемом периоде. Затраты орган регулирования рассчитал исходя из ожидаемых затрат в регулируемой организации за 2016 год.

С учётом того, что ООО «Водоканал Павловского городского поселения» в обоснование прочих прямых расходов представил только таблицу № 1.10 с указанием перечня подстатей и сумм, необходимых к дополнительному учёту, иных материалов, подтверждающих заключение регулируемой организацией договоров на оказание услуг, а также подтверждающих фактические расходы в предыдущих периодах регулирования, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Прочие прямые расходы» в части оказываемых услуг водоотведения.

7. По статьям «Расходы на оплату труда основного производственного персонала» и «Отчисления на социальные нужды основного производственного персонала».

По данным статьям затрат ООО «Водоканал Павловского городского поселения» заявлены расходы по фонду оплаты труда в части оказываемых услуг на водоотведение в размере 6 239,58 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды в части оказываемых услуг на водоотведение - 1 921,79 тыс. руб.

Органом регулирования при установлении тарифов на 2017 год учтены расходы по фонду оплаты труда в части оказываемых услуг на водоотведение в размере 4 474,55 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды в части оказываемых услуг на водоотведение - 1 378,16 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий составляет по фонду оплаты труда в части оказываемых услуг на водоотведение в размере 1 765,03 тыс. руб. и по отчислениям на социальные нужды в части оказываемых услуг на водоотведение в размере 543,63 тыс. руб.

В пояснительной записке, представленной к заявлению о разногласиях, ООО «Водоканал Павловского городского поселения» указывает: при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям. Обращая внимание на то, что в соответствии с Региональным соглашением о минимальной заработной плате в Ленинградской области на 2017 год от 26.12.2016 № 20/С-16, размер минимальной заработной платы с 01.01.2017 установлен на уровне 10 850 рублей.

Таким образом, разногласия по фонду оплаты труда заключаются в несогласии ООО «Водоканал Павловского городского поселения» с плановой средней заработной платой основного производственного персонала, учтённой Комитетом при установлении тарифов на оказываемые услуги водоотведения на 2017 год.

По представленному расчёту регулируемой организации среднемесячная заработная плата основного производственного персонала составляет по водоотведению 15 071 руб., что ниже, как указывает Заявитель, среднего уровня зарплаты по региону.

По утвержденному плану Комитета среднемесячная зарплата основного производственного персонала по водоотведению составила 11 299 руб.

В дополнение регулируемая организация поясняет, что в соответствии со Сценарными условиями за период с 2017 по 2019 гг. заработная плата в целом по экономике увеличится на 3,8 %, а МРОТ на 5 %. И полагает, что в связи с установлением Комитетом низкого уровня заработной платы, ООО «Водоканал Павловского городского поселения» постоянно испытывает трудности из-за высокой текучести кадров, отсутствия квалифицированных специалистов. Ввиду отсутствия прибыли у регулируемой организации, премиальные выплаты сотрудникам предприятия не начисляются. Штат работников недоукомплектован.

Орган регулирования в письменных мнениях указывает следующее.

Исходя из данных, представленных регулируемой организацией в пояснительной записке по «расходам на оплату труда основного производственного персонала» видно, что в 2014-2016 годах ООО «Водоканал Павловского городского поселения» не были полностью освоены средства, которые учтены Комитетом в плановом режиме в тарифе на 2014-2016 гг.

Количество основного производственного персонала в части оказываемых услуг водоотведения принято органом регулирования в полном объеме, согласно фактическим данным, сложившимся в регулируемой организации в 2015 году в количестве 33 человек, а также средней заработной платы, предусмотренной в плане на 2016 год, увеличенной на индекс потребительских цен в размере 104,7 %.

Отчисления на социальные нужды определены органом регулирования исходя из рассчитанного фонда оплаты труда, принятого органом регулирования на 2017 год, в размере 30,8 % (уведомление о размере страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев).

В соответствии с пунктом 22 Основ ценообразования при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из следующих источников информации (в приоритетном порядке): а) цены (тарифы) на потребляемые регулируемой организацией товары (работы, услуги), установленные органом регулирования тарифов, - в случае, если цены (тарифы) на такие товары (работы, услуги) подлежат государственному регулированию; б) цены, установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов; в) прогнозные показатели, определенные в базовом варианте одобренных Правительством Российской Федерации сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период, или (при наличии) следующие прогнозные показатели, определенные в базовом варианте уточненного прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период: прогноз индекса потребительских цен (в среднем за год к предыдущему году); темпы роста цен на природный газ и другие виды топлива; темпы роста цен на электрическую энергию; темпы роста заработной платы.

В соответствии с пунктом 23 Основ ценообразования при определении фактических значений расходов орган регулирования тарифов использует данные бухгалтерской и статистической отчетности регулируемой организации за соответствующий период, а также данные, полученные по результатам мероприятий по контролю.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования в составе производственных расходов учитываются расходы на оплату труда и отчисления на социальные нужды основного производственного персонала.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Методическими указаниями с учетом отраслевых тарифных соглашений, коллективных договоров, заключенных регулируемой организацией, и плановым и (или) фактическим уровнем фонда оплаты труда, сложившимся за последний расчетный период регулирования в регулируемой организации и других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные виды регулируемой деятельности в сопоставимых условиях, а также с учетом прогнозного индекса потребительских цен.

Согласно пункту 17 Методических указаний при определении расходов на оплату труда, включаемых в необходимую валовую выручку, размер фонда оплаты труда определяется в соответствии с Приложениями 2.2, 2.2.1 к Методическим указаниям.

При определении расходов на оплату труда в порядке приоритетности используются следующие сведения: параметры отраслевого тарифного соглашения; параметры трехстороннего соглашения, заключенного представителями работников, работодателей и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации или местного самоуправления (региональное отраслевое соглашение); размер фонда оплаты труда в последнем расчетном периоде регулирования и фондов оплаты труда в других регулируемых организациях, осуществляющих аналогичные регулируемые виды деятельности в сопоставимых условиях, плановое значение индекса потребительских цен; условия коллективного договора; прогнозный индекс потребительских цен.

ФАС России отмечает, что в условиях отсутствия в материалах тарифного дела и на разногласиях ФАС России коллективного договора, в котором закреплены проценты премирования, ФАС России не представляется возможным просчитать фонд оплаты труда в соответствии с требованиями Отраслевого тарифного соглашения в жилищно-коммунальном хозяйстве Российской Федерации на 2017 - 2019 годы. С учётом вышеизложенного, ввиду того, что средняя заработная плата в регионе по информации Федеральной службы статистики достигает 30 000 руб., фонд оплаты труда рассчитан ФАС России исходя из увеличения фактического фонда оплаты труда 2015 года на индексы потребительских цен, рекомендованные Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов, разработанным Министерством экономического развития Российской.

По расчёту ФАС России величины фонда оплаты труда сложились в части оказываемых услуг водоотведения в размере 4 271,39 тыс. руб. Так как сумма, полученная по результатам расчёта ФАС России, сложилась на уровне ниже, учтённой Комитетом при установлении тарифов в части оказываемых услуг водоотведения на 2017 год, Заявителю отказано в удовлетворении требований об увеличении фонда оплаты труда при расчёте тарифов на услуги водоотведения 2017 года.

В связи с тем, что требования об увеличении расходов на отчисления на социальные нужды напрямую связаны с требованиями по увеличению расходов по фонду оплаты труда, требования Заявителя об увеличении затрат по статье «Отчисления на социальные нужды» не подлежат удовлетворению.

8. По статье «Нормативная прибыль».

В пояснительной записке к заявлению о разногласиях ООО «Водоканал Павловского городского поселения» указывает на необходимость учёта в составе необходимой валовой выручки 2017 года нормативной прибыли согласно положениям Методических указаний, и выражает требование об учёте нормативной прибыли в части оказываемых услуг водоотведения в размере 2 772,23 тыс. руб.

В письменных мнениях орган регулирования сообщает, что расходы по статье «Нормативная прибыль» не учтены в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года, так как их экономическая обоснованность не подтверждена.

Ввиду отсутствия в материалах дела документального подтверждения заявленных расходов, а также конкретизации, в какой части регулируемой организацией оспариваются затраты (в случае, если оспариваются расходы на капитальные вложения, регулируемой организацией не представлена инвестиционная программа, утверждённая в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в случае если оспариваются расходы на социальные нужды, в подтверждение не представлен коллективный договор, а также расчёты по социальным выплатам с указанием перечня лиц, которым выплаты производились в предыдущих периодах регулирования, в случае, если оспариваются проценты по кредитам не представлен договоры по кредитным линиям, целесообразность привлечения кредитных средств, расчёт кассовых разрывов), ФАС России считает подход органа регулирования по не учёту средств в составе статьи «Нормативная прибыль» не противоречащим требованиям законодательства Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

9. По статье «Недополученные доходы».

При установлении тарифов на услуги водоотведения для ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года регулируемой организацией заявлены расходы на компенсацию недополученных доходов, связанных с фактическим снижением объёмов реализации услуг по сравнению с плановыми объёмами, учтёнными органом регулирования в предыдущих периодах регулирования (2013-2015 гг.). Таким образом, по мнению регулируемой организации, сумма недополученных средств в части оказываемых услуг водоотведения – 7 705,37 тыс. руб. (2013 г. – 1 328,15 тыс. руб., 2014 г. – 2 921,38 тыс. руб., 2015 г. – 3 455,84 тыс. руб.).

Из письменных пояснений Комитета следует, что органом регулирования не приняты в расчёт необходимой валовой выручки ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года недополученные доходы за 2013-2015 гг., так как их величина не была подтверждена данными в предоставленных формах статистической и бухгалтерской отчетности (выявлены расхождения) за рассматриваемый период, а также ввиду недостаточного обоснования снижения объёмов оказания коммунальных услуг.

ФАС России при анализе заявленных ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на разногласия требований выявлено следующее:

- в представленном ООО «Водоканал Павловского городского поселения» расчёте недополученных доходов за 2013-2015 гг. не учитывается экономия по условно-переменным статьям затрат, напрямую зависящая от снижения объёмов реализации услуг, а именно экономия по статьям «Электроэнергия», «Химреагенты» и «Водный налог», которая существенно отражается на величине недополученного дохода. Данные статьи затрат не анализировались регулируемой организацией, однако экономия по данным статьям также прямопропорционально влияет на сумму недополученного дохода);

- одновременно ФАС России обращает внимание на отсутствие в материалах дела, представленных в ФАС России на разногласия, форм статистического федерального наблюдения № 22-ЖКХ «Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций» , № 2-ТП (Водхоз) за предыдущие периоды регулирования, а также оборотно-сальдовых ведомостей по счету 90 за 2013-2015 гг., на основании которых ФАС России может сделать вывод о наличии/отсутствии образования в ООО «Водоканал Павловского городского поселения» недополученных доходов за 2013-2015 гг.

Одновременно ФАС России отмечает, что ООО «Водоканал Павловского городского поселения» недополученные доходы за 2013-2015 гг. (по трем видам регулируемой деятельности (техническое и питьевое водоснабжение, водоотведение) в размере 22 млн. руб. были оспорены в судебном порядке в Арбитражном суде города Санкт-Петербурга и Ленинградской области. Согласно решению Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 15.06.2017 по делу № А56-86888/2016 ООО «Водоканал Павловского городского поселения» отказано в иске в полном объёме.

На основании вышеизложенного, в связи с тем, что ООО «Водоканал Павловского городского поселения» не подтверждён факт образования в регулируемой организации недополученных доходов, Заявителю отказано в удовлетворении требований по статье «Недополученные доходы за 2013-2015 гг.» в части оказываемых услуг водоотведения.

ФАС России отмечает что, при анализе калькуляции расходов выявлено, что регулируемая организация не работает с кредиторской и дебиторской задолженностью, а наращивает ее из года в год, что указывает на ошибочное трактование заявленной статьи «Недополученные доходы», а выявление и устранение несанкционированного подключения (пользования) к централизованным сетям предприятия, и утечек на сетях абонентов является прямой обязанностью организации, данные причины не являются не зависящими от регулируемой организации.

10. По статье «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации».

В соответствии с пунктом 78(1) Основ ценообразования расчетная предпринимательская прибыль гарантирующей организации определяется в размере 5 процентов текущих расходов на каждый год долгосрочного периода регулирования, определенных в соответствии с пунктом 76 Основ ценообразования (за исключением расходов на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая возврат сумм основного долга и процентов по ним), и расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов.

При установлении тарифов на услуги водоотведения для ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года регулируемой организацией заявлены расходы на прибыль в части оказываемых услуг водоотведения в размере 1 980,15 тыс. руб., однако, исходя из положений, предусмотренных Основами ценообразования, в состав необходимой валовой выручки включаются нормативная и расчётная предпринимательская прибыль. Расходы по статье «Прибыль» не предусмотрены действующим законодательством Российской Федерации в сфере тарифного регулирования.

Органом регулирования не учтена в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года расчётная предпринимательская прибыль, так как в материалах тарифного дела регулируемой организацией заявлены расходы в общем по статье «Прибыль» без конкретизации по какой конкретно прибыли заявлены средства, также указывая, что все затраты определены Респондентом на уровне, не превышающем средний индекс, который установлен для Ленинградской области в размере 3,8 % со второго полугодия 2017 года, позволяющий обеспечить достижение доступности оплаты услуги потребителями в регулируемый период.

С учётом вышеизложенного, в связи с отсутствием в тарифной заявке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года статьи «Расчётная предпринимательская прибыль гарантирующей организации», Заявителю отказано в удовлетворении требований в части увеличения расходов по вышеуказанной статье затрат.

На основании вышеизложенного, а также учитывая результаты рассмотрения данного вопроса на заседании Комиссии,

п р и к а з ы в а ю:

1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившей пункты 22, 23 Основ ценообразования.

2. Частично удовлетворить требования ООО «Водоканал Павловского городского поселения», указанные в заявлениях о разногласиях, связанных с установлением и применением цен (тарифов) в сфере водоотведения, к Комитету по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

3. Предписать органу регулирования в срок до 01.08.2017 устранить нарушения, допущенные Респондентом при установлении тарифов ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на 2017 год по приказу по Комитета от 16.12.2016 № 309-п «Об установлении тарифов на техническую воду, питьевую воду и водоотведение общества с ограниченной ответственностью «ВОДОКАНАЛ ПАВЛОВСКОГО ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЕ» на 2017-2019 годы» учесть средства, подлежащие дополнительному учёту в необходимой валовой выручке ООО «Водоканал Павловского городского поселения» 2017 года, не учтённые Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по статье «Общехозяйственные расходы» в размере 75,3 тыс. руб.

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения устранить нарушения:

- с 01.08.2017 установить (ввести в действие) тарифы на услуги водоотведения, оказываемые потребителям ООО «Водоканал Павловского городского поселения» на 2017 год, с учётом пункта 3 настоящего решения, и определённого органом регулирования объёма принятых сточных вод.

5. В остальной части отказать в удовлетворении требований ООО «Водоканал Павловского городского поселения».

6. Об исполнении настоящего приказа органу регулирования Ленинградской области в течение 10 рабочих дней с даты принятия указанных в пунктах 3 и 4 настоящего приказа решений проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, принятие которых предписано пунктами 3 и 4 настоящего приказа;

- протокола заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, на котором принимались вышеуказанные решения;

- заключения экспертизы по результатам проверки материалов ООО «Водоканал Павловского городского поселения» для установления тарифов на водоотведение.

7. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на заместителя руководителя ФАС России С.А. Пузыревского.

 

 

Временно исполняющий
обязанности руководителя ФАС России                                                                                                    А.Н. Голомолзин

Связанные организации

Связанные организации не указаны