Решение №СП/59964/21 Решение о частичном удовлетворении требований ООО "ВодСнаб" ... от 19 июля 2021 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Региональная энергетическая комиссия Кузбасса

 

ул. Н. Островского, д. 32, г. Кемерово, 650993

delo@recko.ru

 

ООО «ВодСнаб»

 

ул. Шоссейная, д. 14а, г. Юрга, Кемеровская область, 652050

vspr@upravkom.ru

 

Для сведения:

 

Управление Федеральной антимонопольной службы по Кемеровской области

 

ул. Ноградская, д. 5, г. Кемерово, 650000

to42@fas.gov.ru

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена «15» июля 2021 года.

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере водоснабжения и водоотведения № 1, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия ФАС России), в составе:

Председателя Комиссии ФАС России:

Пузыревского С.А. - статс-секретаря — заместителя руководителя ФАС Росссии;

Заместителя председателя Комиссии ФАС России:

Воронина А.С. - начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Членов Комиссии ФАС России:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Иванова А.В. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Макаровой М.О. - начальника отдела методологии инфраструктурных секторов Управления регулирования жилищно-коммунального хозяйства ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев досудебный спор (разногласия) по заявлению ООО «ВодСнаб» (далее — регулируемая организация, Заявитель) (исх. от 16.03.2021 № 294, вх. от 31.03.2021 рег. № 51559/21), возникший с Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения, в присутствии на заседании Комиссии ФАС России (посредством видео-конференц-связи) представителей РЭК, в лице <...........>, а также представителей ООО «ВодСнаб», в лице <...........>,

 

УСТАНОВИЛА:

 

В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, Комиссией ФАС России рассмотрено поступившее заявление (исх. от 16.03.2021 № 294, вх. от 31.03.2021 рег. № 51559/21) о досудебном споре (разногласиях) между ООО «ВодСнаб» (далее – Заявитель, регулируемая организация) и Региональной энергетической комиссией Кузбасса (далее – орган регулирования, РЭК) по вопросу установления цен (тарифов) в сфере водоснабжения на 2021 год.

Приказом РЭК от 17.12.2020 № 667 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «ВодСнаб» (Юргинский городской округ)» установлены действующие тарифы на оказываемые услуги водоснабжения для ООО «ВодСнаб» на долгосрочный период регулирования 2021-2023 годы с применением метода индексации.

Разногласия между ООО «ВодСнаб» и органом регулирования возникли по приказу РЭК от 17.12.2020 № 667 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «ВодСнаб» (Юргинский городской округ)».

Для регулируемой организации ООО «ВодСнаб» 2021 год является первым годом первого долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.

Тариф на оказываемые услуги водоснабжения для ООО «ВодСнаб» на 2021 год установлен РЭК методом индексации в среднем на год в размере 38,62 руб./куб. м. (установлен льготный тариф с 01.01.2021 по 30.06.2021 в размере 20,18 руб./куб. м.), при этом величина необходимой валовой выручки (далее – НВВ), установленная оспариваемым приказом на 2021 год, составляет для ООО «ВодСнаб» по водоснабжению 141 127,40 тыс. руб., объем реализации услуг водоснабжения - 3 654,26 тыс. куб. м.

В направленном в ФАС России заявлении ООО «ВодСнаб» указывает на необходимость дополнительного учета в составе необходимой валовой выручки на 2021 год расходов по статьям «Затраты на покупную электрическую энергию», «Расходы на арендную плату», «Прочие административные расходы» в сфере водоснабжения.

Таким образом, регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) просит признать экономически обоснованной необходимую валовую выручку ООО «ВодСнаб» на 2021 год по водоснабжению в размере 147 215,53 тыс. руб. (сумма разногласий составляет 6 088,13 тыс. руб.).

Регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее – Федеральный закон № 416-ФЗ).

Согласно части 2 статьи 32 Федерального закона № 416-ФЗ порядок формирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливается Основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утверждёнными Правительством Российской Федерации.

Основы ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Основы ценообразования № 406).

Правила регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 (далее – Правила регулирования тарифов № 406).

На основании пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения» приказом Федеральной службы по тарифам от 27.12.2013 № 1746-э утверждены Методические указания по расчету тарифов и надбавок в сфере водоснабжения и водоотведения (далее – Методические указания № 1746-э).

Пунктом 24 Основ ценообразования № 406 установлено, что необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

1. Расходы на арендную плату (арендная плата производственного имущества и земельных участков, непосредственно задействованных в производственных процессах водоснабжения)

В соответствии с пунктом 44 Основ ценообразования № 406 экономически обоснованный размер арендной платы или лизингового платежа определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом. Экономически обоснованный уровень размера арендной платы или лизингового платежа не может превышать размер, установленный в конкурсной документации или документации об аукционе, если арендная плата (лизинговый платеж) являлись критерием конкурса или аукциона на заключение соответствующего договора.

Подпунктом «в» пункта 65 Основ ценообразования № 406 установлено, что неподконтрольные расходы включают в себя расходы на арендную плату и лизинговые платежи, размер которых определяется с учетом требований, предусмотренных пунктом 44 Основ ценообразования № 406.

Органом регулирования расходы по статье «Расходы на арендную плату» учтены в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» на 2021 год на оказываемые услуги водоснабжения в размере 4 492,76 тыс. руб.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях), направленном в адрес ФАС России, просит признать обоснованными расходы по статье «Расходы на арендную плату» по водоснабжению в размере 5 023,29 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий по статье «Расходы на арендную плату» составляет по водоснабжению 530,53 тыс. руб. (5 023,29 тыс. руб. – 4 492,76 тыс. руб.).

В обоснование указанных расходов при осуществлении регулируемой деятельности водоснабжения ООО «ВодСнаб» в рамках тарифной кампании на 2021 год были представлены в орган регулирования следующие обосновывающие материалы:

- расчет арендной платы имущества ООО «ВодСнаб» на 2021 год;

- арендная плата по договорам на 2021 год;

- расчет арендной платы земельных участков на 2021 год;

- договор аренды муниципального имущества № 1863 от 01.12.2019;

- дополнительное соглашение к Договору аренды муниципального имущества № 1863 от 01.12.2019;

- дополнительное соглашение к Договору аренды муниципального имущества № 1863 от 01.12.2019;

- обоснование расчета арендной платы по договору аренды муниципального имущества с ООО «Водснаб» (водоснабжение);

- сопроводительное письмо ООО «Сириус» к отчету об оценке № 073/10-18 от 29.10.2018;

- информация о договоре о закупке товаров, работ, услуг № 54230030215200000250000 (договор № 1863 с КУМИ);

- договор аренды № 1 от 14.04.2018 с ООО «Юргинская теплосетевая компания»;

- дополнительное соглашение к Договору аренды № 1 от 14.04.2018 с ООО «Юргинская теплосетевая компания» от 11.10.2018;

- дополнительное соглашение к Договору аренды № 1 от 14.04.2018 с ООО «Юргинская теплосетевая компания» от 11.10.2019;

- дополнительное соглашение к Договору аренды № 1 от 14.04.2018 с ООО «Юргинская теплосетевая компания» от 11.10.2020;

- расчет арендной платы земельных участков к договорам аренды ООО «ЮТСК»;

- уведомление об изменении объекта налогообложения;

- договор аренды № 04/11 от 01.11.2019 с ООО «Хозяйственный комплекс»;

- дополнительное соглашение от 04.03.2020 к Договору аренды № 04/11 от 01.11.2019 с ООО «Хозяйственный комплекс»;

- инвентарные карточки основных средств ООО «Хозяйственный комплекс»;

- уведомление о возможности применения упрощенной системы налогообложения;

- договор аренды муниципального имущества № 1869 от 29.01.2020;

- акт приема-передачи к Договору аренды муниципального имущества № 1869 от 29.01.2020;

- обоснование расчета арендной платы по договору аренды № 1869 от 29.01.2020;

- информация о договоре о закупке товаров, работ, услуг (№ 54230030215200000260000 (договор № 1869 КУМИ);

- договор № 2607 аренды земельного участка от 16.04.2020;

- приложение 3 Расчет арендной платы земельного участка к договору № 2607 от 16.04.2020;

- распоряжение КУМИ № 401 от 14.04.2020 о заключении договора аренды земельного участка.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) просит признать обоснованными расходы по договору аренды имущества Комитета управления муниципальным имуществом г. Юрга (далее – КУМИ) от 01.12.2019 № 1863, относимого к деятельности водоснабжения в размере 2 839,28 тыс. руб. (без НДС), а также расходы по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2607, относимых к деятельности водоснабжения в размере 3,22 тыс. руб. (без НДС).

Органом регулирования учтены расходы в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» на оказываемые услуги водоснабжения по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 01.12.2019 № 1863 в размере 2 308,87 тыс. руб. (без НДС) и расходы по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2607 в размере 3,11 тыс. руб. (без НДС)

Таким образом, сумма разногласий по статье «Расходы на арендную плату» по водоснабжению составляет 530,53 тыс. руб. (530,41 тыс. руб. + 0,115 тыс. руб.), в том числе по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 01.12.2019 № 1863 в размере 530,41 тыс. руб. (2 839,28 тыс. руб. – 2 308,87 тыс. руб.) и по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2607 в размере 0,115 тыс. руб. (3,22 тыс. руб. – 3,11 тыс. руб.).

1.1. Договор аренды имущества КУМИ г. Юрга от 01.12.2019 № 1863

Согласно условиям договора аренды имущества КУМИ г. Юрга от 01.12.2019 № 1863 в аренду переданы 79 объектов (сети водоснабжения), общей балансовой стоимостью 60 767,25 тыс. руб.

Регулируемой организацией произведен расчет арендной платы согласно Методике, утвержденной решением Юргинского городского Совета народных депутатов от 19.04.2016 № 290 «Об утверждении методики расчета арендной платы за пользование объектами движимого имущества инженерными сетями, находящимися в муниципальной собственности Юргинского городского округа».

Размер годовой арендной платы рассчитан регулируемой организацией по формуле:

А = Бс * (Ам/100) * СТр, где:

А – годовая арендная плата в рублях;

Бс – балансовая стоимость имущества в рублях;

Ам – норма амортизационных отчислений %;

СТр – коэффициент, учитывающий величину рентабельности.

Годовая арендная плата по 74 объектам водоснабжения рассчитана регулируемой организацией на уровне 2 606,71 тыс. руб.

А = 52 134,18 тыс. руб. * 5 % * 1,2/1,2 = 2 606,71 тыс. руб. (без НДС).

ФАС России обращает внимание на то, что регулируемой организацией произведен расчет годовой арендной платы 74 объектов водоснабжения с балансовой стоимостью 52 134,18 тыс. руб. в соответствии с вышеуказанной методикой, в то время как расходы на аренду 5 объектов сети водоснабжения (Позиция № 5. Водовод от НФС до точки Д. Позиция № 74. Наружные сети 3 сектор 32 квартал. Позиция № 75. Наружные сети ул. Лазо, ул. Чехова, ул. Южная, ул. Краматораская. Позиция № 77. Водопровод по ул. Исайченко, 9А. Позиция № 78. Наружный водопровод через ж/д пути) определены ООО «ВодСнаб» в соответствии с отчетом ООО «Сириус» об оценке рыночной стоимости объектов от 29.10.2018 № 073/10-18.

Учитывая вышеизложенное, расходы на годовую арендную плату по 5 объектам водоснабжения рассчитаны регулируемой организацией на уровне 232,58 тыс. руб. (23 257,71 руб./мес. * 12/1000/1,2) (без НДС).

Таким образом, регулируемая организация в заявлении о досудебном урегулировании спора (разногласий), направленном в адрес ФАС России, просит учесть расходы на аренду муниципального имущества, понесенные ООО «ВодСнаб» в рамках договора от 01.12.2019 № 1863 по водоснабжению на уровне 2 839,28 тыс. руб. (2 606,71 тыс. руб. + 232,58 тыс. руб.).

Орган регулирования в отзыве на заявление о досудебном споре (разногласиях), направленном письмом в адрес ФАС России (исх. от 12.04.2021 № М-10-64/946-01, вх. от 04.05.2021 № 74238/21), обращает внимание на то, что расчет арендной платы по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 01.12.2019 № 1863, проведенный ООО «ВодСнаб», учитывал часть объектов по балансовой стоимости, а часть объектов по рыночной стоимости.

Также РЭК обращает внимание на то, что при расчете, проведенном ООО «ВодСнаб», учитывалась норма амортизации 5 % для всех объектов без учета года постройки, ввода в эксплуатацию, срока полезного использования, а также коэффициент, учитывающий величину рентабельности, что противоречит пункту 44 Основ ценообразования № 406.

Кроме того, органом регулирования направлено письмо в адрес КУМИ г. Юрги (исх. от 07.12.2021 № М-10-64/4482-01) о необходимости предоставления инвентарных карточек учета объектов основных средств, переданных ООО «ВодСнаб» по договорам аренды, в том числе по договорам аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1869, № 1870, от 01.12.2020 № 1863 (Комиссия ФАС России справочно отмечает, что расходы по договору аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1869 не оспариваются регулируемой организацией в заявлении о досудебном споре).

В ответ на письмо РЭК (исх. от 07.12.2021 № М-10-64/4482-01) КУМИ г. Юрги указывает на то, что для учета объектов казны не предусмотрено ведение инвентарных карточек, объекты имущества в составе казны отражаются в бюджетном учете в стоимостном выражении без ведения инвентарного и аналитического учета объектов имущества.

Также КУМИ г. Юрги в ответ на вышеуказанное письмо представлена выписка из реестра объектов муниципального имущества Юргинского округа по состоянию на 08.12.2020, которая не содержит сведений об остаточной стоимости объектов, передаваемых в аренду.

Таким образом, органом регулирования учтены расходы на арендную плату по договору от 01.12.2019 № 1863 по объектам водоснабжения в размере 2 308,87 тыс. руб. (без НДС) исходя из данных о балансовой стоимости, сроке ввода в эксплуатацию и сроке полезного использования объектов, на основании данных, содержащихся в Приложениях № 1, № 3 к договору от 01.12.2019 № 1863.

Комиссия ФАС России отмечает, что пунктом 44 Основ ценообразования № 406, а также пунктом 29 Методических указаний № 1746-э указано на то, что экономически обоснованный размер арендной платы определяется исходя из принципа возмещения арендодателю (лизингодателю) амортизации, налогов на имущество, в том числе на землю, и других обязательных платежей собственника передаваемого в аренду (лизинг) имущества, связанных с владением указанным имуществом, следовательно, иные принципы определения размера арендной платы не поименованы Основами ценообразования № 406, а также Методическими указаниями № 1746-э.

Таким образом, расчет арендной платы по договору от 01.12.2019 № 1863, проведенный ООО «ВодСнаб» по 74 объектам водоснабжения исходя из нормы амортизации 5 % для всех объектов без учета года постройки, ввода в эксплуатацию, срока полезного использования, а также коэффициента, учитывающий величину рентабельности исходя из рыночной стоимости, не может быть признан экономически обоснованным, в связи с чем, подход органа регулирования в части учета расходов на уровне 2 308,87 тыс. руб. (без НДС) по водоснабжению исходя из требований положений Основ ценообразования № 406, Методических указаний № 1746-э не противоречит требованиям законодательства Российской Федерации.

1.2 Договор аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2607

Разногласия по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2607 возникли в результате того, что в заявлении о досудебном споре (разногласиях) ООО «ВодСнаб» указывает на необходимость применения индекса потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2021 год в размере 1,037 к сумме, обозначенной в договоре, согласно пункту 3.3 договора от 16.04.2020 № 2607.

Комиссия ФАС России обращает особое внимание на то, что регулируемой организацией при расчете вышеуказанных расходов применен некорректный индекс потребительских цен (далее – ИПЦ) на 2021 год в размере 1,037, вместо 1,036 согласно Прогнозу социально-экономического развития Российской Федерации на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, разработанному Министерством экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, ООО «ВодСнаб» в заявлении о досудебном споре указывает на необходимость учета в составе необходимой валовой выручки расходов по договору аренды земельных участков в размере по водоснабжению в размере 3,22 тыс. руб. (3,11 тыс. руб. * 1,037).

Пунктом 3.1 договора аренды от 16.04.2020 № 2607 установлено, что арендная плата составляет 21,76 тыс. руб. в год.

Органом регулирования учтены расходы за аренду земельных участков по договору от 16.04.2020 № 2607 в составе необходимых валовых выручек ООО «ВодСнаб» на 2021 год по водоснабжению в размере 3,11 тыс. руб. Указанные расходы учтены РЭК на основе представленного регулируемой организацией расчета арендной платы к договору от 16.04.2020 № 2607 в полном размере с учетом ИПЦ, действующего на 01.01.2020, исходя из заявки регулируемой организации, представленной в рамках тарифной кампании на 2021 год.

РЭК обращает внимание на то, что согласно п. 2.2.3. договора от 16.04.2020 № 2607 Арендодатель (КУМИ г. Юрги) вправе изменять размер арендной платы на основании решений органов государственной власти. Вместе с тем, РЭК обращает внимание на то, что данных об изменении размера оплаты по договору от 16.04.2020 № 2607 ООО «ВодСнаб» не представлено в составе материалов тарифных дел 2021 года.

Комиссия ФАС России отмечает, что расчет арендной платы земельного участка к договору от 16.04.2020 № 2607, выполненный исходя из ИПЦ, действующего по состоянию на 01.01.2021, представлен в адрес ФАС России в составе обосновывающих материалов к заявлению о досудебном споре (разногласиях), однако, вышеуказанный расчет отсутствует в описи материалов, а также в составе материалов, представленных ООО «ВодСнаб» в адрес РЭК в рамках тарифной кампании на 2021 год.

В этой связи, Комиссия ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных со стороны органа регулирования в части не учета расходов по договору аренды земельных участков по водоснабжению в размере 3,22 тыс. руб.

 

2. Прочие административные расходы. Арендная плата непроизводственных объектов.

Регулируемая организация в заявлении о досудебном споре (разногласиях) просит признать обоснованными расходы по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 29.01.2020 № 1870, относимого к деятельности водоснабжения на уровне 672,35 тыс. руб., расходы по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606, относимых к деятельности водоснабжения на уровне 98,52 тыс. руб.

Органом регулирования отклонены заявленные ООО «ВодСнаб» расходы на оказываемые услуги водоснабжения по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 29.01.2020 № 1870 в полном объеме, а также учтены в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» расходы по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606 в размере 95,00 тыс. руб.

Таким образом, сумма разногласий по статье «Прочие административные расходы» по водоснабжению составляет 675,87 тыс. руб. (672,35 тыс. руб. + 3,52 тыс. руб.), в том числе по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 29.01.2020 № 1870 в размере 672,35 тыс. руб. и по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606 в размере 3,52 тыс. руб. (98,52 тыс. руб. – 95,00 тыс. руб.).

2.1 Договор аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870

Подпунктом «в» пункта 41 Основ ценообразования № 406 установлено, что к административным расходам относится арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Подпунктом 3 пункта 25 Методических указаний № 1746-э установлено, что к административным расходам относится арендная плата, лизинговые платежи, не связанные с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем.

Разногласия по договору аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870 возникли в результате того, что ООО «ВодСнаб» в заявлении о досудебном споре (разногласиях) указывает на необходимость включения в состав необходимых расходов по договору аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870.

Согласно условиям договора аренды имущества КУМИ г. Юрга от 29.01.2020 № 1870 в аренду переданы: база водопроводно-канализационного хозяйства (далее – база ВКХ) площадью 4 203,4 кв. м. (Административно-бытовой корпус площадью 872,2 кв. м., Здание ремонтной механической мастерской площадью 288,3 кв. м., Здание гаража площадью 1 106,4 кв. м., Гараж для тракторов на ВСО (ВСО – название квартала) площадью 212 кв. м., Промышленно-бытовой корпус площадью 711,2 кв. м., Склад металлический площадью 529,2 кв. м., Здание мойки машин площадью 141,2 кв. м., Здание бытового помещения участка сетей канализации площадью 201,9 кв. м., Мастерская по ремонту оборудования площадью 141 кв. м.), трансформатор ТМ-1, станок токарно-винторезный, подвесное оборудование к баровой машине.

Пунктом 3.1 договора аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870 указано, что арендная плата в год составляет 1 306,81 тыс. руб. (130 681,87 руб./мес. * 12/1,2/1000) (без НДС).

Приложение 1 к экспертным заключениям РЭК об установлении тарифов содержит информацию о сумме арендной плате в месяц, в том числе по объектам, переданным КУМИ г. Юрги ООО «ВодСнаб» в рамках договора аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870.

Таким образом, сумма арендной платы по договору аренды муниципального имущества от 29.01.2020 № 1870 по базе ВКХ составляет 1 175,77 тыс. руб. в год (без НДС), за трансформатор ТМ-1 32,51 тыс. руб. в год (без НДС), за станок токарно-винторезный 40,38 тыс. руб. в год (без НДС), за подвесное оборудование к баровой машине 58,15 тыс. руб. (без НДС).

На основании Приложения 8 к экспертным заключениям органа регулирования ФАС России сделан вывод о том, что доля выручки, получаемой организацией за счет услуг, не относящихся к регулируемым видам деятельности, составляет 2,25 %, а дальнейшее распределение общехозяйственных расходов осуществляется регулируемой организацией в соответствии с пунктом 10.2.7 Учетной политики ООО «ВодСнаб» следующим образом: 41,5 % от выручки без учета нерегулируемых видов деятельности – водоотведение, 58,5 % от выручки без учета нерегулируемых видов деятельности – водоснабжение.

С учетом вышеизложенного, регулируемой организацией заявлены в рамках досудебного урегулирования споров (разногласий) расходы на аренду базы ВКХ в размерах 672,35 тыс. руб. по водоснабжению ((1 175,77 тыс. руб. – 1 175,77 тыс. руб. * 0,0225) * 0,585), что является существом спора (разногласий) по статье «Прочие административные расходы».

Органом регулирования отклонены заявленные ООО «ВодСнаб» расходы по договору аренды имущества КУМИ г. Юрга от 29.01.2020 № 1870 на оказываемые услуги водоснабжения ввиду противоречия пункта 44 Основ ценообразования № 406, отсутствия инвентарных карточек на имущество, передаваемого в аренду, а также отсутствия информации об остаточной стоимости объектов основных средств, информации по году ввода в эксплуатацию объектов основных средств.

Регулируемой организацией представлено в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании 2021 года сопроводительное письмо к Отчету об оценке ООО «Сириус» от 06.11.2018 № 075/10-18, согласно которому оценщиком проведена оценка рыночной ежемесячной арендной платы на владение и пользование муниципальным имуществом, в том числе базы ВКХ, отраженной в заключении о стоимости объектов.

Комиссия ФАС России отмечает, что иных обосновывающих материалов не было представлено в адрес ФАС России, а также в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании 2021 года.

Кроме того, Комиссия ФАС России отмечает, что база ВКХ содержит ряд объектов, которые, в условиях отсутствия подробной информации о назначении вышеуказанных объектов, не представляется возможным отнести к объектам, не связанным с арендой (лизингом) централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения либо объектов, входящих в состав таких систем в соответствии с подпунктом 3 пункта 25 Методических указаний № 1746-э.

Также Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что сопроводительное письмо ООО «Сириус» от 06.11.2018 № 075/10-18 не содержит достаточных сведений, которые позволили бы оценить с точки зрения принципа экономической обоснованности предложенную оценку стоимости арендной платы объектов, без разбивки на входящие в состав базы ВКХ объекты.

Одновременно Комиссия ФАС России обращает внимание на некорректный подход РЭК в части формирования расходов на аренду административных объектов исходя из требований пункта 44 Основ ценообразования № 406.

В этой связи, поскольку пункт 44 Основ ценообразования № 406 распространяет свое действие на объекты, непосредственно связанные с централизованными системами водоснабжения и (или) водоотведения либо объекты, входящие в состав таких систем, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ, запросив у регулируемой организации материалы, подтверждающие факт оплаты регулируемой организацией расходов, понесенных в рамках договора аренды от 29.01.2020 № 1870, в том числе счета-фактуры, а также материалы, подтверждающие необходимость отнесения объектов, находящихся в составе базы водопроводно-канализационного хозяйства, к объектам административного назначения в соответствии с подпунктом 3 пункта 25 Методических указаний № 1746-э, а также органу регулирования необходимо проанализировать стоимость арендной платы аналогичных объектов на территории Кемеровской области, в случае наличия достаточного экономического обоснования со стороны ООО «ВодСнаб», органу регулирования необходимо учесть расходы на арендную плату по статье «Прочие административные расходы» в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» 2021 года в экономически обоснованном размере на уровне, не превышающем заявленные расходы в адрес ФАС России в рамках досудебного урегулирования спора, распределив указанные расходы по видам деятельности согласно требованиям Учетной политики ООО «ВодСнаб».

2.2 Договор аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606

Разногласия по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606 возникли в результате того, что в заявлении о досудебном споре (разногласиях) ООО «ВодСнаб» указывает на необходимость применения к сумме договора ИПЦ на 2021 год в размере 1,037 согласно пункту 3.3 договора от 16.04.2020 № 2606.

Таким образом, ООО «ВодСнаб» в заявлении о досудебном споре указывает на необходимость учета в составе необходимой валовой выручки расходов по договору аренды земельных участков в размере по водоснабжению 98,52 тыс. руб. (95,00 тыс. Руб. * 1,037).

Пунктом 3.1 договора аренды от 16.04.2020 № 2606 установлено, что арендная плата составляет 166,14 тыс. руб. в год.

Комиссия ФАС России справочно отмечает, что пункт 3.3 договора от 16.04.2020 № 2606 не содержит точного указания на необходимость индексации размера арендной платы на ИПЦ.

Органом регулирования учтены расходы за аренду земельных участков по договору от 16.04.2020 № 2606 в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» на 2021 год по водоснабжению в размере 95,00 тыс. руб.

Указанные расходы учтены РЭК на основе представленного регулируемой организацией расчета арендной платы к договору от 16.04.2020 № 2606 в полном размере без учета ИПЦ на 2021 год, поскольку на момент установления тарифов на 2021 год регулируемой организацией представлен расчет арендной платы лишь с учетом ИПЦ на 2020 год.

РЭК в отзыве на заявление о досудебном споре (разногласиях) обращает внимание на то, что согласно п. 2.2.3. договора от 16.04.2020 № 2606 Арендодатель (КУМИ г. Юрги) вправе изменять размер арендной платы на основании решений органов государственной власти.

Вместе с тем, РЭК обращает внимание на то, что данных об изменении размера оплаты по договору от 16.04.2020 № 2606 ООО «ВодСнаб» не представлено в материалах тарифных дел на 2021 год.

Комиссия ФАС России отмечает, что ООО «ВодСнаб» не представлен в адрес органа регулирования расчет арендной платы земельного участка к договору от 16.04.2020 № 2606 с учетом ИПЦ на 2021 год, действующего на момент 01.01.2021.

В этой связи, Комиссия ФАС России не усматривает нарушений требований законодательства Российской Федерации, допущенных со стороны органа регулирования в части не учета расходов по договору аренды земельных участков от 16.04.2020 № 2606 по водоснабжению на уровне 98,52 тыс. руб.

3. Расходы на электроэнергию на оказываемые услуги холодного водоснабжения

В соответствии с пунктом 48 Основ ценообразования № 406 расходы регулируемой организации на приобретаемые электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду определяются как сумма произведений расчетных экономически (технологически, технически) обоснованных объемов приобретаемых электрической энергии (мощности), тепловой энергии (мощности), других видов холодной воды на соответственно плановые (расчетные) цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), тепловую энергию (мощность), другие виды энергетических ресурсов, холодную воду.

Пунктом 20 Методических указаний № 1746-э указано, что в необходимую валовую выручку регулируемой организации включаются расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в объеме, определенном исходя из удельных расходов на электрическую энергию в расчете на объем воды, в отношении которой осуществляется водоподготовка, и (или) на объем транспортируемой воды (объем сточных вод, подвергающихся очистке, и (или) объем транспортируемых сточных вод), и объема используемой мощности, а также исходя из плановых (расчетных) цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность).

Расходы по данной статье учтены органом регулирования в составе необходимой валовой выручки на оказываемые услуги водоснабжения в размере 31 447,31 тыс. руб.

При этом, по мнению регулируемой организации, экономически обоснованный размер расходов на электрическую энергию на 2021 год составляет 36 329,04 тыс. руб., таким образом, объем разногласий по данной статье - 4 881,73 тыс. руб.

Комиссия ФАС России отмечает, что суть разногласий, указанных в заявлении, заключается в неучете РЭК объемных показателей на уровне, котором регулируемая организация считает экономически обоснованным, а именно: ООО «ВодСнаб» в заявлении о досудебном споре просит признать экономически обоснованным удельный расход электроэнергии в размере 1,8 кВт.ч/куб.м., расходы на электрическую энергию СН 2 в размере 1 877,03 тыс. руб., объем электрической энергии СН 2 в размере 1 218,44 тыс. кВт.ч., расходы на мощность по СН 2 в размере 2 778,69 тыс. руб., годовой объем мощности по СН 2 на уровне 1,63 МВт, расходы на электрическую энергию СН 1 на уровне 9 728,66 тыс. руб., объем электрической энергии СН 1 на уровне 7 566,88 тыс. кВт.ч, расходы на мощность СН 1 в размере 21 944,66 тыс. руб., годовой объем мощности по СН 1 в размере 11,93 МВт.

Согласно отзыву РЭК на заявление о досудебном споре (разногласиях), ООО «ВодСнаб» покупает электроэнергию для объектов водоснабжения, которые ранее находились в распоряжении ООО «Юрга Водтранс», для осуществления регулируемой деятельности.

При этом РЭК также обращает внимание на то, что какие-либо дополнительные объекты, а также новые объекты водоснабжения не подключены к ООО «ВодСнаб» на момент проведения тарифной кампании 2021 года.

Органом регулирования учтены расходы на электрическую энергию СН 2 в размере 1 735,37 тыс. руб. (1 126,48 тыс. кВт.ч * 1,54 руб./кВт.ч), которые в свою очередь сложились в результате произведения объема энергии СН 2 в размере 1 126,48 тыс. кВт.ч и тарифа на энергию в размере 1,54 руб./кВт.ч.

Оспариваемый регулируемой организацией объем электрической энергии СН 2 учтен РЭК в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» в размере 1 126,48 тыс. кВт.ч (1 200,62 тыс. кВт.ч/6 560,23 тыс. куб. м. * 6 155,11 тыс. куб. м.) с учетом отношения фактического объема электрической энергии СН 2 в размере 1 200,62 тыс. кВт.ч к фактическому объему поднятой воды в размере 6 560,23 тыс. куб.м. ранее действовавшей в 2019 году организации ООО «Юрга Водтранс» и произведения планового объема поднятой воды на 2021 год для ООО «ВодСнаб» в размере 6 155,11 тыс. куб. м., таким образом, РЭК учтены расходы на электрическую энергию СН 2 в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» 2021 года в размере 1 735,37 тыс. руб. (1 126,48 тыс. руб. * 1,54 руб./кВт.ч.).

Органом регулирования учтены расходы на электрическую энергию СН 1 в размере 9 116,25 тыс. руб. (7 090,50 тыс. кВт.ч * 1,29 руб./кВт.ч), которые в свою очередь сложились в результате произведения объема энергии СН 1 в размере 7 090,50 тыс. кВт.ч и тарифа на энергию в размере 1,29 руб./кВт.ч.

Оспариваемый регулируемой организацией объем энергии СН 1 учтен РЭК в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» в размере 7 090,50 тыс. кВт.ч (7 557,18 тыс. кВт.ч/6 560,23 тыс. куб. м. * 6 155,11 тыс. куб. м.) с учетом отношения фактического объема электрической энергии СН 1 в размере 7 557,18 тыс. кВт.ч. к фактическому объему поднятой воды в размере 6 560,23 тыс. куб.м. ранее действовавшей в 2019 году организации ООО «Юрга Водтранс» и произведения планового объема поднятой воды на 2021 год для ООО «ВодСнаб» в размере 6 155,11 тыс. куб. м.

Органом регулирования учтены расходы на мощность СН 2 в размере 2 645,48 тыс. руб. (1,55 МВт * 1 704,72 руб./кВт.ч.мес.), которые в свою очередь сложились в результате произведения годового объема мощности по СН 2 в размере 1,55 МВт и тарифа на мощность по СН 2 в размере 1 704,72 руб./кВт.ч.мес.

Оспариваемый регулируемой организацией годовой объем мощности СН 2 учтен РЭК в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» в размере 1,55 МВт (1,65 МВт/6 560,23 тыс. куб. м. * 6 155,11 тыс. куб. м.) с учетом отношения фактического объема мощности по СН 2 в размере 1,65 МВт к фактическому объему поднятой воды в размере 6 560,23 тыс. куб.м. ранее действовавшей в 2019 году организации ООО «Юрга Водтранс» и произведения планового объема поднятой воды на 2021 год для ООО «ВодСнаб» в размере 6 155,11 тыс. куб. м.

Органом регулирования учтены расходы на мощность СН 1 в размере 17 950,21 тыс. руб. (9,76 МВт * 1 839,76 руб./кВт.ч.мес.), которые в свою очередь сложились в результате произведения годового объема мощности по СН 1 в размере 9,76 МВт и тарифа на мощность по СН 1 в размере 1 839,76 руб./кВт.ч.мес.

Оспариваемый регулируемой организацией годовой объем мощности СН 1 учтен РЭК в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» в размере 9,76 МВт (10,40 МВт/6 560,23 тыс. куб. м. * 6 155,11 тыс. куб. м.) с учетом отношения фактического объема мощности по СН 1 в размере 10,40 МВт к фактическому объему поднятой воды в размере 6 560,23 тыс. куб.м. ранее действовавшей в 2019 году организации ООО «Юрга Водтранс» и произведения планового объема поднятой воды на 2021 год для ООО «ВодСнаб» в размере 6 155,11 тыс. куб. м.

Согласно Экспертному заключению органа регулирования в рамках тарифной кампании на 2021 год регулируемой организацией заявлены расходы по статье «Затраты на покупную электрическую энергию» в размере 33 803,27 тыс. руб., объем электроэнергии 8 785,32 тыс. кВт в год, цена на электроэнергию 1,30 руб./кВт*час, в том числе электроэнергия СН 1 в размере 9 729,51 тыс. руб. объем – 7 566,88 тыс. кВт, тариф – 1,29 руб./кВт*час, электроэнергия СН 2 в размере 1 708,47 тыс. руб. объем – 1 218,44 тыс. кВт, тариф – 1,40 руб./кВт*час, заявленная мощность СН-2 в размере 2 932,60 тыс. руб., объем – 1,71 МВт, тариф – 1 714,97 руб./кВт*час, заявленная мощность СН 1 в размере 19 432,70 тыс. руб. объем – 10,50 МВт, тариф – 1 850,73 руб./кВт*час.

В обоснование указанных расходов в регулируемой деятельности водоснабжения ООО «ВодСнаб» в рамках тарифной кампании 2021 года были представлены в орган регулирования следующие обосновывающие материалы:

- расчет затрат на электроэнергию ООО «ВодСнаб» на 2021 год;

- расходы на приобретение электроэнергии по водоснабжению (Приложение 2.1.2);

- прогнозный расчет энергопотребления участков водоснабжения в 2021 году;

- расчет энергопотребления основного технологического оборудования гидроузла в 2021 года (прогноз);

- график работы оборудования ООО «ВодСнаб» н/с гидроузел на 2021 год;

- расчет энергопотребления основного технологического оборудования НФС в 2021 году (прогноз);

- план-график работы оборудования НФС на 2021 год;

- расчет потерь электроэнергии на водоснабжение на 2021 год;

- расчет потребления электроэнергии на электроосвещение на 2021 год;

- свод расходов по электроэнергии ООО «ВодСнаб» за 1 квартал 2020 год по водоснабжению;

- счета фактуры по электроэнергии за 1 квартал 2020 год;

- договор электроснабжения № 585360 от 01.01.2020 с ПАО «Кузбасская энергетическая сбытовая компания»;

- справка об объемах воды, поданной в сеть ООО «ВодСнаб» за 9 месяцев 2020 год;

- свод расходов по электроэнергии ООО «ВодСнаб» за 9 месяцев 2020 года по водоснабжению.

Регулируемая организация указывает на то, что расчет годового объема активной электроэнергии и годового объема мощности на 2021 год не корректно производить на основании удельных расходов электрической энергии в расчете на объем поднятой воды по факту 2019 года ранее действующей организации (ООО «Юрга Водтранс»), в связи с тем, что ООО «ВодСнаб» осуществляет регулируемые виды деятельности на оказываемые услуги водоснабжения и водоотведения с 01.01.2020.

Таким образом, регулируемая организация считает, что у РЭК отсутствовали правовые основания для учета расходов на электрическую энергию исходя из фактических данных предшествующей организации ООО «Юрга Водтранс» за 2019 год.

Кроме того, ООО «ВодСнаб» в заявлении о досудебном урегулировании спора (разногласий) указывает на то, что по итогам тарифного регулирования в 2020 году фактические расходы на электроэнергию за 2020 год превысили величину, утвержденную органом регулирования на 2020 год на 6 871,45 тыс. руб., в связи с чем у регулируемой организации образовалась кредиторская задолженность перед гарантирующим поставщиком электроэнергии ПАО «Кузбассэнергосбыт».

Согласно расчету энергопотребления основного технологического оборудования НФС на 2021 год (стр. 258 обосновывающих материалов к заявлению о досудебном споре), представленному регулируемой организацией в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании на 2021 год, а также в рамках досудебного урегулирования спора в адрес Федеральной антимонопольной службы, при расчетной мощности насосов 1-го подъема Д2000-100-2 № 1, № 2 355,7 кВт (номинальная мощность 800 кВт, производительность насоса 2000 куб.м./час), производительность составит 889,25 куб. м./час (2000 куб. м./час * 355,7 кВт/800 кВт).

С учетом вышеуказанных данных, а также продолжительности работ насосами станции 1-го подъема Д2000-100-2 № 1 в размере 4064 часов, в год будет поднято 3 613,91 тыс. куб. м. воды (889,25 куб.м./час * 4064 часов/1000), продолжительности работ насоса станции 1-го подъема Д2000-100-2 № 2 в размере 4697 часов, в год будет поднято 4 176,81 тыс. куб. м. воды (889,25 куб.м./час * 4697 часов/1000).

Таким образом, сумма объемов поднятой воды насосами № 1 и № 2 станции 1-го подъема согласно представленному расчету ООО «ВодСнаб» составит 7 790,72 тыс. куб. м. (3 613,91 тыс. куб. м. + 4 176,81 тыс. куб. м.), что превышает объем поднятой воды, учтенный органом регулирования при установлении тарифа на 2021 на 1 635,61 тыс. куб. м. (7 790,72 тыс. куб. м. – 6 155,11 тыс. куб. м.), а также объем поднятой воды, заявленный регулируемой организацией в рамках тарифной кампании на 2021 год на 1 446,44 тыс. куб. м. (7 790,72 тыс. куб. м. - 6 344,28 тыс. куб. м.).

Также Комиссия ФАС России отмечает, что согласно расчету регулируемой организации, при расчетной мощности насоса 2-го подъема Д2000-100-2 № 2 и насоса 2-го подъема Д2000-100 № 3 в размере 363,1 кВт (номинальная мощность 800 кВт, производительность насоса 1950 куб.м./час), производительность составит 885,06 куб. м./час (1950 куб. м./час * 363,1 кВт/800 кВт), при расчетной мощности насоса 2-го подъема Д2000-100-2 № 8 в размере 372,4 кВт (номинальная мощность 800 кВт, производительность насоса 2000 куб.м./час), производительность составит 931 куб.м./час (2000 куб.м./час*372,4 кВт/800 кВт).

С учетом вышеуказанных данных, а также продолжительности работ насосом станции 2-го подъема Д2000-100-2 № 2 в размере 3672 часов, в год будет поднято 3 249,94 тыс. куб. м. воды (885,06 куб.м./час * 3672 часов/1000), продолжительности работ насоса станции 2-го подъема Д2000-100 № 3 в размере 1168 часов, в год будет поднято 1 033,75 тыс. куб. м. воды (885,06 куб.м./час * 1168 часов/1000), продолжительности работ насоса станции 2-го подъема Д2000-100-2 № 8 в размере 3920 часов, в год будет поднято 3 649,52 тыс. куб. м. Воды (931 куб.м./час * 3920 часов/1000).

Таким образом, сумма объемов поднятой воды насосами № 2, № 3 и № 8 станции 2-го подъема согласно представленному расчету ООО «ВодСнаб» составит 7 933,21 тыс. куб. м. (3 249,94 тыс. куб. м. + 1 033,75 тыс. куб. м. + 3 649,52 тыс. куб. м.), что превышает объем поднятой воды, учтенный органом регулирования при установлении тарифа на 2021 на 1 778,1 тыс. куб. м. (7 933,21 тыс. куб. м. – 6 155,11 тыс. куб. м.), а также объем поднятой воды, заявленный регулируемой организацией в рамках тарифной кампании на 2021 год на 1 588,93 тыс. куб. м. (7 933,21 тыс. куб. м. - 6 344,28 тыс. куб. м.).

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание на несоответствие расчетного объема поднятой воды между станциями 1-го подъема и 2-го подъема в размере (7 790,72 тыс. куб. м. – 7 933,21 тыс. куб. м.).

Комиссия ФАС России также обращает внимание на то, что регулируемая организация не оспаривает в заявлении о досудебном споре (разногласиях) объем поднятой воды, в связи с чем, вышеуказанный расчет свидетельствует о наличии противоречивых сведений, представленных регулируемой организацией.

Кроме того, Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что показатель расчетной мощности оборудования, имеющий существенное значение для расчета энергопотребления основного технологического оборудования насосно-фильтровальной станции (далее – НФС), гидроузла, рассчитан регулируемой организацией на основании Методических рекомендаций по определению потребности в электрической энергии на технологические нужды в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, утвержденных Центром муниципальной экономики и права.

При этом Комиссия ФАС России отмечает, что расчетная мощность оборудования рассчитана ООО «ВодСнаб» в том числе с применением коэффициентов полезного действия электродвигателей, насосов, передачи согласно паспортам оборудования с учетом износа.

Также Комиссия ФАС России обращает внимание на то, что техническая документация на оборудование не была представлена ни в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании 2021 года, ни в адрес ФАС России в рамках рассмотрения досудебного спора (разногласий).

Согласно план-графику работы оборудования НФС на 2021 год, продолжительность работы насоса № 1 Д 2000-100-2 станции 1-го подъема в год составляет 4 064 часа.

Продолжительность работы насоса № 1 Д 2000-100-2 в соответствии с план-графиком работ оборудования НФС на 2021 год в апреле заявлена в размере 720 часов, в мае – 744 часа, июне – 720 часов, июле – 136 часов, октябре – 744 часов, ноябре – 256 часов, декабре – 744 часов.

Также согласно план-графику работы оборудования НФС на 2021 год, продолжительность работы насоса № 2 Д 2000-100-2 станции 1-го подъема в год составляет 4 696 часа.

Продолжительность работы насоса № 2 Д 2000-100-2 в соответствии с план-графиком работ оборудования НФС на 2021 год в январе заявлена в размере 744 часов, в феврале – 672 часа, марте – 744 часов, июле – 608 часов, августе – 744 часов, сентябре – 720 часов, ноябре – 464 часов.

Таким образом, с учетом вышеуказанных данных, продолжительность работ насосов № 1, № 2 в день на 2021 год составит в январе 24 часа (744 часа/31 день), феврале – 24 часа (672 часа/28 дней), марте – 24 часа (744 часа/31 день), апреле – 24 часа (720 часов/30 дней), мае – 24 часа (744 часа/31 день), июне – 24 часа (720 часов/30 дней), июле – 24 часа (136 часов/31 день + 608 часов/31 день), августе – 24 часа (744 часа/31 день), сентябре – 24 часа (720 часов/30 дней), октябре – 24 часа (744 часа/31 день), ноябре – 24 часа (256 часов/30 дней + 464 часов/30 дней), декабре – 24 часа (744 часа/31 день).

Вышеуказанный подход в части продолжительности работ оборудования также применен регулируемой организацией для ряда объектов насосной станции 2-го подъема и гидроузла.

Комиссия ФАС России отмечает, что согласно вышеуказанным данным, насосы № 1, № 2 станции 1-го подъема, а также ряд иных объектов станции 2-го подъема и гидроузла работают 24 часа в сутки, что также свидетельствует о противоречивости сведений.

Одновременно ФАС России проведен анализ счетов-фактур, актов приема-передачи электрической энергии (мощности) за январь-декабрь 2020 года, представленных ООО «ВодСнаб» в рамках досудебного урегулирования спора, согласно которым ПАО «Кузбассэнергосбыт» передана электрическая энергия (мощность) на сумму 36 441,13 тыс. руб. (без НДС).

Таким образом, разница между утвержденными РЭК расходами на электрическую энергию (мощность) в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» на 2020 год и фактическими расходами за 2020 год составляет 6 871,80 тыс. руб. (36 441,13 тыс. руб. - 29 569,33 тыс. руб.), о чем свидетельствуют представленные в рамках досудебного спора (разногласий) счета-фактуры за оплату электрической энергии (мощности) за январь-декабрь 2020 года.

Важно отметить, что согласно письму ООО «ВодСнаб» от 14.12.2020 № 1249, направленному в адрес органа регулирования в рамках тарифной кампании 2021 года, регулируемая организация указывает на факт превышения фактических расходов на электрическую энергию за 10 месяцев 2020 года над величиной, утвержденной органом регулирования в составе необходимой валовой выручки на 2020 год на 905,25 тыс. руб., согласно счетам-фактурам за оплату электрической энергии (мощности) за январь-октябрь 2020 года сумма расходов составила 30 475,05 тыс. руб. (без НДС).

Согласно счетам-фактурам за оплату электрической энергии (мощности) за ноябрь-декабрь 2020 года, сумма расходов составила 5 966,19 тыс. руб. ((3 787,14 тыс. руб. + 3 372,29 тыс. руб.) / 1,2) (без НДС).

Таким образом, с учетом указанной информации, фактические расходы за полный 2020 год составили 36 441,13 тыс. руб.

В рамках анализа урегулирования досудебного спора выявлена причина резкого повышения объёма электроэнергии ООО «ВодСнаб» в 2020 году. По информации, представленной регулируемой организацией в рамках тарифной кампании 2022 года в пояснительной записке с обоснованием перерасхода электроэнергии в 2020 году на Насосно-фильтровой станции (далее - НФС), выявлено следующее.

Предприятие ООО «ВодСнаб» эксплуатирует здания и сооружения НФС, построенные в 1978 году. Насосное оборудование в машинном зале 1978-2006 гг. выпуска. Колоссальный износ насосного оборудования, а именно повреждения рабочих колес насосных агрегатов по причине абразивного износа, сколов и коррозии, привел к разбалансировке рабочих колес, валы насосных агрегатов подверглись избыточной нагрузке, что привело к выработке посадочных мест для подшипников и сальниковой набивки. В этой связи у электродвигателей возникла потребность в затрачивании большей мощности для подачи воды абонентам (то есть создавать необходимое давление в трубопроводах), в результате потребление электроэнергии значительно увеличилось. Ротор в сборе для насосного агрегата Д-2000-100 изготавливается сторонними организациями только под заказ, срок изготовления занимает 120 дней. Исходя из того, что тарифными источниками не предусматривается приобретение и замена оборудования в отсутствие инвестиционной программы, в июне 2020 года ООО «ВодСнаб» было принято решение восстановить роторы насосных агрегатов хозяйственным способом. В связи с отсутствием финансовой составляющей по причине задолженности за электроэнергию, как указывает ООО «ВодСнаб», изготовление новых валов и ремонт рабочих колес насосных агрегатов не могли быть выполнены регулируемой организацией в краткосрочный срок. В октябре 2020 года на двух насосных агрегатах были установлены два новых ротора, восстановленных собственными силами.

По информации органа регулирования объём потреблённой электроэнергии ООО «ВодСнаб» в 2021 году (за 5 месяцев 2021 года) стабилизировался до уровня 2019 года, о чём свидетельствуют счета-фактуры, представленные со стороны ПАО «Кузбассэнерго», что указывает на отсутствие необходимости пересматривать удельный расход электроэнергии (долгосрочный параметр регулирования) в течение долгосрочного периода регулирования 2021-2023 гг.

Учитывая совокупность вышеизложенных доводов, Комиссия ФАС России не усматривает оснований для признания заявленных ООО «ВодСнаб» требований в части увеличения расходов на электроэнергию экономически обоснованными.

Руководствуясь пунктом 21 Правил рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, а также учитывая положения Федерального закона № 416-ФЗ, Основ ценообразования № 406 и Методических указаний № 1746-э, результаты анализа представленных сторонами материалов по существу досудебного спора между ООО «ВодСнаб» и РЭК (исх. от 16.03.2021 № 294, вх. от 31.03.2021 рег. № 51559/21), Комиссия ФАС России

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса нарушившей пункты 24, 41 Основ ценообразования № 406, пункт 25 Методических указаний № 1746-э при установлении (корректировке) тарифа на услуги питьевого водоснабжения для ООО «ВодСнаб» на 2021 год по приказу Региональной энергетической комиссии Кузбасса 17.12.2020 № 667 «Об утверждении производственной программы в сфере холодного водоснабжения, водоотведения и об установлении тарифов на питьевую воду, водоотведение ООО «ВодСнаб» (Юргинский городской округ)».

2. Частично удовлетворить требования, изложенные в заявлении о досудебном урегулировании спора между ООО «ВодСнаб» и Региональной энергетической комиссии Кузбасса (исх. от 16.03.2021 № 294, вх. от 31.03.2021 рег. № 51559/21).

3. Предписать органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2021, провести дополнительный анализ расходов по статье «Прочие административные расходы», по итогам которого учесть указанные расходы в экономически обоснованном размере в составе необходимой валовой выручки ООО «ВодСнаб» на 2021 год с учетом пункта 2 (подпункта 2.1.) мотивировочной части настоящего решения, а также с учетом соблюдения требований, предусмотренных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2014 № 400.

В случае необходимости средства, неучтенные в составе необходимой валовой выручки и тарифе на водоснабжение ООО «ВодСнаб» 2021 года, учесть при установлении соответствующего тарифа для ООО «ВодСнаб» на 2022 год.

4. Органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в срок до 01.09.2021 принять и ввести в действие решение о пересмотре тарифа на водоснабжение для ООО «ВодСнаб» на 2021 год, при необходимости пересмотрев долгосрочные параметры регулирования тарифа.

5. В остальной части заявленных ООО «ВодСнаб» требований по водоснабжению отказать.

6. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Кемеровской области в области государственного регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в течение 5 рабочих дней со дня принятия решения, предусмотренного пунктом 3 резолютивной части настоящего решения, представить в ФАС России надлежащим образом заверенные копии:

— протокола заседания правления Региональной энергетической комиссии Кузбасса, на котором принимались решения во исполнение настоящего решения;

— приказов о пересмотре (установлении) тарифа на услуги водоснабжения для ООО «ВодСнаб», принятые в рамках исполнения настоящего решения;

— экспертного заключения органа регулирования Региональной энергетической комиссии Кузбасса по результатам пересмотра (установления) тарифов на услуги водоснабжения для ООО «ВодСнаб», в которых отражены результаты исполнения настоящего решения, с приложением смет (калькуляций) по расчету необходимой валовой выручки с указанием всех входящих в нее статей затрат и объемов реализации услуг (в том числе в среднем по году) в формате Excel с функционирующими формулами, по установлению тарифа для ООО «ВодСнаб».

 

 

   

 

 

 

 

 

 

   

 

   

 

 

   

 

   

 

 

 

Связанные организации

УФАС по Кемеровской области
ИНН 4207012419, ОГРН 1034205025799
Региональная энергетическая комиссия Кузбасса
ИНН 4207044509, ОГРН 1144205012808
ООО "ВодСнаб"
ИНН 4230030215, ОГРН 1154230000880