Письмо №СП/72090/22 Решение по результатам рассмотрения разногласий между ПАО «Р... от 29 июля 2022 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF





ПАО «Россети Ленэнерго»


197227, г. Санкт-Петербург,

ул. Гаккелевская, д. 21, литера А


office@lenenergo.ru


Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области


191311, г. Санкт-Петербург,

ул. Смольного, д. 3, литера А


all.rtk@lenreg.ru

Для сведения:
Ленинградское УФАС России

191124 г. Санкт-Петербург,

ул. Смольного, д. 3

to47@fas.gov.ru








РЕШЕНИЕ


Резолютивная часть решения оглашена «28» июля 2022 г.


Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике № 3, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

Председателя Комиссии:

Пузыревского С.А. - cтатс-секретаря - заместителя руководителя ФАС России;

Членов Комиссии:

Степаненко И.Г. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Волова И.П. - заместителя начальника Управления регионального тарифного регулирования ФАС России;

Бедрина И.В. - заместителя начальника Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Бердникова Д.В. - начальника отдела антимонопольного контроля розничных рынков электроэнергии Управления регулирования электроэнергетики ФАС России;

Новичковой Т.Л. - начальника отдела правовой экспертизы Правового управления ФАС России,

рассмотрев разногласия между ПАО «Россети Ленэнерго» (далее – Заявитель, Общество, регулируемая организация) и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее – Комитет, ЛенРТК Орган регулирования) по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи и.о. заместителя генерального директора по экономике и финансам ПАО «Россети Ленэнерго» Гридина А.В., заместителя генерального директора по правовому и корпоративному управлению ПАО «Россети Ленэнерго» Акимова Л.Ю., директора по тарифообразованию – начальника департамента тарифообразования ПАО «Россети Ленэнерго» Говоровой Т.Ф., директора по правовому обеспечению - начальника департамента ПАО «Россети Ленэнерго» Леонтьевского В.А., начальника управления правового обеспечения реализации услуг ПАО «Россети Ленэнерго» Целикова Д.В., представителя по доверенности ПАО «Россети» Лосевой Е.В., заместителя председателя Комитета – начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии Свиридовой Т.Л., заместителя начальника департамента регулирования тарифов организаций коммунального комплекса и электрической энергии - начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета Ермолаева С.Н., начальника отдела организационно-правового обеспечения Комитета Морозовой Ю.А., заместителя начальника отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета Кузнецова А.В., консультанта отдела регулирования тарифов на электрическую энергию Комитета Стрельца А.В.,


УСТАНОВИЛА:


В соответствии с Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.04.2018 № 533, согласно Регламенту деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденному приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18, ФАС России рассмотрено поступившее заявление (рег. от 24.03.2022 № 53585/22) о споре (разногласиях) между ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области по вопросу установления цен (тарифов) в электроэнергетике.

Приказом Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30.12.2021 № 603-п «Об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Ленинградской области на 2022 год» в отношении Заявителя установлены тарифы на услуги по передаче электрической энергии, а также величина необходимой валовой выручки (далее - НВВ).

НВВ для Заявителя установлена с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования 2021-2025 годы, при этом 2022 год – является вторым годом долгосрочного периода регулирования.

Величина НВВ, установленная оспариваемым приказом, составляет 33 873 046 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую Заявитель считает экономически обоснованной, составляет 39 288 545 тыс. руб.

По мнению Заявителя, Комитет нарушил законодательство Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетики при установлении величины необходимой валовой выручки на 2022 год по следующим статьям разногласий:


тыс. руб.

п/п

Наименование статьи

Утверждено Комитетом

Заявлено в ФАС России

Объем спора

1

Аренда электросетевых активов

1 304

91 260

89 956

2

Амортизация

4 394 689

6 161 008

1 766 319

3

Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению (плановые)

1 026 325

2 192 899

1 166 574

4

Расходы на компенсацию потерь собственникам электросетевых активов

0

790

790

5

Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования

(-) 833 230

0

833 230

6

Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам

(-)774 079

(-)126 267

647 812

7

Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы

0

910 817

910 817


ИТОГО по статьям разногласий

3 815 009

9 230 507

5 415 499

Общая сумма разногласий составляет 5 415 499 тыс. руб.

ФАС России в рамках рассмотрения заявления о рассмотрении спора (разногласий) в области государственного регулирования цен (тарифов) проведен анализ требований Заявителя и доводов сторон, по результатам которого отмечено следующее.

Государственное регулирование цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003 № 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178 «О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в сфере электроэнергетике (далее – Правила регулирования № 1178), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э), Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала, утвержденных Приказом ФСТ России от 30.03.2012 № 228-э (далее – Методические указания № 228-э).

1. Статья разногласий «Аренда электросетевых активов».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов на аренду электросетевых активов на 2022 год в размере 91 260 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 304 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 89 956 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес ФАС России и Комитета следующие документы:

1. Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98;

2. Уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 08.11.2021 № ЛЭ/14-20/239;

3. Письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 17.12.2021 № ЛЭ/14-21/61 «О направлении дополнительных материалов по аренде электросетевого оборудования» с приложениями.

В соответствии с пп. 5 п. 28 Основ ценообразования № 1178 расходы на аренду помещений, аренду транспорта и аренду земельных участков определяются регулирующим органом в соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178, а расходы на аренду объектов электроэнергетики, иных объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов, которые участвуют в процессе снабжения электрической энергией потребителей, - исходя из величины амортизации, налога на имущество и других установленных законодательством Российской Федерации обязательных платежей, связанных с владением имуществом, переданным в аренду.

Как указывает Ленэнерго, в соответствии с уточненным предложением об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям Заявителя на 2022 год от 08.11.2021 № ЛЭ/14-20/239 (далее – уточненная тарифная заявка на 2022 год) плановые расходы на аренду электросетевого имущества составили 205 907 тыс. рублей.

Заявителем в составе заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям Заявителя на 2022 год от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98 (далее – тарифная заявка на 2022 год), уточненной тарифной заявки на 2022 год, а также письмом от 17.12.2021 № ЛЭ/14-21/61 в адрес ЛенРТК были направлены обосновывающие материалы по расходам на аренду электросетевого имущества:

- договоры аренды, в том числе содержащие расчет арендной платы по составляющим, включающий величину амортизационных отчислений и налога на имущество;

- письма, справки, подписанные главным бухгалтером и руководителем/ уполномоченным лицом организации, с подтверждением фактически начисленной амортизации и налога на имущество;

- амортизационные ведомости, налоговые декларации по налогу на имущество, инвентарные карточки учета основных средств и т.д.

Обществом также отмечено, что ЛенРТК обосновывающие материалы, направленные Заявителем, рассмотрены не в полном объеме, или эти материалы были признаны не подтверждающими величину амортизации и налога на имущество.

Кроме того, Ленэнерго указывает на то, что существуют договоры аренды, предоставление документов по которым не представляется возможным. В частности, письмом от 11.11.2020 № 00-02/3407 АО ЛОЭСК» направлена информация о том, что переданные в аренду Заявителю кабельные наконечники и планшетные зажимы являются частью линий электропередачи и при ведении бухгалтерского учета не могут быть выделены в отдельные основные средства. В связи с этим сформировать бухгалтерские ведомости начисленной амортизации и налоговые декларации с выделением указанного арендованного имущества не представляется возможным.

По мнению Заявителя, экономически обоснованные расходы на аренду электросетевого имущества на 2022 год в соответствии с подпунктом 5 пункта 28 Основ ценообразования № 1178 составляют 91 260 тыс. руб.:





тыс. руб.

п/п

Наименование арендодателя

договора
(проект)

Арендная плата

Подтвержденные амортизация и налог на прибыль

Принято ЛенРТК

Отклонение
ЛенРТК от подтверждено

1

2

3

5

6

7

8 = 6 - 7

1

АО «ЛОЭСК»

00-1659/2014 АДХ/14-16752 от 09.01.2014

52

52

0

-52

2

АО «ЛОЭСК»

00-1660/2014 АДХ/14-16754 от 09.01.2014

3

3

0

-3

3

АО «ЛОЭСК»

00-1661/2014 АДХ/14-16755 от 09.01.2014

3

3

0

-3

4

АО «ЛОЭСК»

00-1662/2014 АДХ/14-16757 от 09.01.2014

13

13

0

-13

5

ГБОУ ЛО «Приозерская школа-интернат»

21-3630 от 26.03.2021

794

794

692

-101

6

АО «ДВЭУК»

18-15519 от 01.01.19

80 405

80 405

0

-80 405

7

ГУП «ИНПРЕДСЕРВИС»

21-933 от 16.07.2021

85

85

85

0

8

ОАО «ЦЕСЛА»

19-7290 от 19.07.19

74

74

0

-74

9

ООО «ТФЗ» ПС-398

А-50/14/14-16648 от 01.12.2014

25 424

9 296

0

-9 296

10

Шатая И.Л.

20-8734 от 29.10.2020

9

9

0

-9

11

ООО УК «Автодор»

21-6130 от 30.07.21

527

527

527

0

 

Итого на 2022 год

 

107 388

91 260

1 304

-89 956

Органом регулирования в отзыве на заявление о разногласиях приведен перечень договоров аренды, не учтенных при расчете планового показателя арендной платы на 2022 год:

1. По договорам аренды с АО «ЛОЭСК» от 09.01.2014 № 00-1659/2014 АДХ/14-16752, от 09.01.2014 № 00-1660/2014 АДХ/14-16754, от 09.01.2014 № 00-1661/2014 АДХ/14-16755, от 09.01.2014 № 00-1662/2014 АДХ/14-16757 ЛенРТК не учтены расходы по арендным платежам, ввиду непредставления обосновывающих документов: амортизационной ведомости, инвентарных карточек, налоговых деклараций;

2. По договору аренды от 19.07.2019 № 19-7290, заключенному с ОАО «ЦЕСЛА», ЛенРТК не учтены расходы по арендным платежам. В информационной справке от ОАО «ЦЕСЛА» сообщается, что балансовая стоимость арендуемого имущества равна 0 руб. Не представлены обосновывающие документы: амортизационная ведомость, инвентарные карточки, налоговые декларации;

3. По договору аренды от 01.12.2014 № А-50/14/14-16648, заключенному с ООО «ТФЗ», ЛенРТК не учтены расходы по арендным платежам. Письмом от 25.11.2021 № 1169 ООО «ТФЗ» сообщило, что не представят документы, обосновывающие стоимость арендной платы. Таким образом, не представлены обосновывающие документы: амортизационная ведомость, инвентарные карточки, налоговые декларации;

4. По договору аренды от 29.10.2020 № 20-8734, заключенному с Шатая И.Л., ЛенРТК не учтены расходы по арендным платежам. Не представлены обосновывающие документы: амортизационная ведомость, инвентарные карточки, налоговые декларации;

5. По договору аренды от 01.01.2019 № 18-15519, заключенному с АО «ДВЭУК» (Ленинградская область), ЛенРТК не учтены расходы по арендным платежам. В качестве обосновывающих документов представлена амортизационная ведомость за 2020 год и расчетная ведомость по налогу на имущество, которая в отсутствии налоговой декларации не может являться обосновывающим документом, подтверждающим расходы по налоговым платежам.

ФАС России отмечает правомерность подхода Органа регулирования при определении расходов на аренду электросетевых активов на основании данных бухгалтерской отчетности арендодателя.

При этом по договору от 26.03.2021 № 21-3630, заключенному с ГБОУ ЛО «Приозерская школа-интернат» ЛенРТК расходы приняты на 101 тыс. руб. ниже, заявленных регулируемой организацией.

В обоснование заявленных требований представлены инвентарная карточка учета нефинансовых активов № 1200005, ведомость начисленной амортизации основных средств, налоговая декларация по налогу на имущество организаций за 2020 год. С учетом остаточной стоимости основных средств, указанной на стр. 008 налоговой декларации, налог на имущество уплачен в отношении трансформаторной подстанции инв. № 11011200005.

Экспертное заключение по определению необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго», относимой на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2022 год (далее – Экспертное заключение на 2022 год), а также отзыв ЛенРТК на заявление ПАО «Россети Ленэнерго» о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере электроэнергетике, направленный письмом исх. от 08.04.2022 № КТ-3-1387/2022 (рег. от 11.04.2022 № 65986-ЭП/22) (далее – Отзыв), а также выписка из протокола заседания правления Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 29.12.2021 № 50 не содержат информации и причин неучета расходов в заявленном размере.

В соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать, в том числе анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов.

Пунктом 28 Правил регулирования № 1178 предусмотрено, что основания, по которым отказано во включении в тарифы отдельных расходов, предложенных организацией, осуществляющей регулируемую деятельность, указываются в протоколе.

Также по данным Заявителя, обосновывающие документы по договору аренды от 01.12.2014 № А-50/14/14-16648, заключенному с ООО «ТФЗ», были представлены в Орган регулирования при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2021 год (для обоснования фактических расходов за 2019 год).

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Аренда электросетевых активов» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ представленных регулируемой организацией обосновывающий документов, соответствующий анализ отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. Экономически обоснованные расходы учесть в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

2. Статья разногласий «Амортизация».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов на амортизацию на 2022 год в размере 6 161 008 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 4 394 689 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 1 766 319 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес ФАС России и Комитета следующие документы:

1. Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98;

2. Уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 08.11.2021 № ЛЭ/14-20/239;

3. Письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 03.12.2021 № ЛЭ/14-21/57 «О направлении дополнительных материалов к заявлению об установлении тарифов на передачу электроэнергии ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год».

В соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета регулируемых цен (тарифов) определяются в соответствии с нормативными правовыми актами, регулирующими отношения в сфере бухгалтерского учета. При расчете налога на прибыль организаций сумма амортизации основных средств определяется в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Расходы на амортизацию основных средств и нематериальных активов для расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или на ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяются на уровне, равном сумме отношений стоимости амортизируемых активов регулируемой организации к сроку полезного использования таких активов, принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании, применяемых в сфере оказания услуг по передаче электрической энергии (объектов электросетевого хозяйства и объектов производственного назначения, в том числе машин и механизмов).

Результаты переоценки основных средств и нематериальных активов, осуществленной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, учитываются при расчете экономически обоснованного размера расходов на амортизацию при условии, что учитываемые в составе необходимой валовой выручки расходы на амортизацию являются источником финансирования мероприятий утвержденной в установленном порядке инвестиционной программы организации.

В случае если ранее учтенные в необходимой валовой выручке расходы на амортизацию, определенные источником финансирования мероприятий инвестиционной программы организации, были компенсированы выручкой от регулируемой деятельности, но не израсходованы в запланированном (учтенном регулирующим органом) размере, то неизрасходованные средства исключаются из необходимой валовой выручки регулируемой организации при расчете и установлении соответствующих тарифов для этой организации на следующий календарный год.

При расчете экономически обоснованного размера амортизации на плановый период регулирования срок полезного использования активов и отнесение этих активов к соответствующей амортизационной группе определяется регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификацией основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 1 января 2002 г. № 1 «О Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы» (далее – Классификатор).

При расчете на плановый период регулирования экономически обоснованного размера амортизации основных средств, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, в составе необходимой валовой выручки учитывается амортизация только по основным средствам, фактически введенным в эксплуатацию за последний отчетный период, за который имеются отчетные данные.

Согласно уточненной тарифной заявке на 2022 год, плановая величина амортизации, по расчету Заявителя, составила 6 161 008 тыс. руб., которая была рассчитана Заявителем в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 исходя из максимального срока полезного использования (далее – СПИ).

В составе материалов к уточненной тарифной заявке на 2022 год Заявителем были представлены пообъектные отчеты о величине фактических амортизационных отчислений за 9 месяцев 2021 года, инвентарные карточки по основным средствам.

По мнению Ленэнерго, при расчете амортизационных отчислений на 2022 год ЛенРТК допущены следующие нарушения пункта 27 Основ ценообразования № 1178:

1. По объектам основных средств, по которым СПИ, установленный Заявителем, превышает максимальный СПИ по Классификатору, ЛенРТК СПИ принят выше Классификатора. По объектам основных средств, по которым СПИ принят Заявителем ниже Классификатора, СПИ принят по Классификатору;

2. ЛенРТК не произведен расчет по объектам основных средств, фактически введенным в сентябре 2021 года, по которым начисление амортизации начинается с 4 квартала 2021 года (в обоснование представлена ведомость амортизации за 9 месяцев 2021 года, в которой содержатся первоначальная стоимость, срок полезного использования и номер амортизационной группы);

3. По объектам основных средств, на которых произведена реконструкция и/или модернизация, ЛенРТК принят вместо оставшегося СПИ полный максимальный СПИ согласно Классификатору.

В соответствии с положениями бухгалтерского законодательства и Учетной политикой Заявителя при линейном методе годовая сумма амортизационных отчислений основного средства после модернизации (реконструкции) определяется исходя из стоимости активов, определенной на основании остаточной стоимости основного средства (с учетом ее увеличения на сумму расходов на модернизацию), и оставшегося срока его полезного использования (с учетом увеличения этого срока после модернизации).

Также Заявителем отмечено, что принятая Органом регулирования величина амортизация в нарушение пункта 32 Основ ценообразования № 1178 ниже амортизации, принятой в качестве источника финансирования инвестиционной программы Заявителя на 2022 год, утвержденной приказом Минэнерго России от 23.12.2021 № 31@.

В направленном Органом регулирования Отзыве отмечено, что в представленной Заявителем амортизационной ведомости за 9 месяцев 2021 года, амортизационные отчисления рассчитаны без учета максимального полезного срока использования. По 2 276 объектам основных средств не указана амортизационная группа, что не позволяет определить достоверный срок полезного использования объекта.

Также указано на то, что в нарушение пункта 27 Основ ценообразования ПАО «Россети Ленэнерго» при расчете амортизационных отчислений не применяется максимальный срок полезного использования по 17 327 из 75 887 объектов основных средств (22,8% от общего количества).

Таким образом, ЛенРТК скорректирована величина амортизационных отчислений с учетом максимального срока полезного использования и с учетом даты окончания начисления амортизационных отчислений: так, не учитывались амортизационные отчисления на 2022 год по полностью самортизированным основным средствам в 2021 году.

ФАС России отмечает, что в качестве обоснования заявленных расходов регулируемая организация должна представлять документы, подтверждающие принятие объектов основных средств к бухгалтерскому учету (инвентарные карточки, выписка со счета 01 «Основные средства»), величину фактически начисленной амортизации по объектам (расчет начисленной амортизации, положение об учетной политике организации, выписка со счета 02 «Амортизация основных средств»).

По результатам анализа представленных обосновывающих материалов и доводов сторон ФАС России отмечает, что ЛенРТК по объектам основных средств, на которых произведена реконструкция и/или модернизация срок полезного использования неправомерно принят полный максимальный, вместо оставшегося (с учетом увеличения этого срока после модернизации).

Также в соответствии с пунктом 27 Основ ценообразования № 1178 при расчете экономически обоснованного размера амортизации срок полезного использования активов должен определяться регулирующими органами в соответствии с максимальными сроками полезного использования, установленными Классификатором.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Амортизация» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет амортизационных отчислений в соответствии с требованиями пункта 27 Основ ценообразования № 1178. Экономически обоснованные расходы учесть в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

3. Статья разногласий «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению (плановые)».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению на 2022 год в размере 2 192 899 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы учтены в размере 1 026 325 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 1 166 574 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес ФАС России и Комитета следующие документы:

1. Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98;

2. Уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 08.11.2021 № ЛЭ/14-20/239;

3. Письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.10.2021 №ЛЭ/14-20/229 «О направлении Заявления на установление ставок платы за технологическое присоединение к электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на территории Ленинградской области на 2022 год с приложением расчетов и полного комплекта обосновывающих первичных документов по реализации каждого мероприятия «последней мили» по технологическому присоединению льготной категории заявителей»;

4. Письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 07.12.2021 № ЛЭ/14-20/265 «О направлении особого мнения к заключению по обоснованию расчета выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области, на 2022 год»;

5. Письмо ПАО «Россети Ленэнерго» от 29.12.2021 № ЛЭ/14-20/291 «О направлении особого мнения к проекту распоряжения ЛенРТК об установлении выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям сетевых организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области, на 2022 год».

В соответствии с требованиями пункта 5 примечаний Приложения № 1 и пункта 4 примечаний Приложения № 3 к Методическим указаниям по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1 (далее - Методические указания № 215-э/1), плановые значения объема максимальной мощности (кВт), длины линий (км) и количества точек учета электрической энергии (мощности) (шт.) определяются на основании фактических средних данных за три предыдущих года (при отсутствии фактических средних данных за три предыдущих года − за два предыдущих года, а в случае отсутствия данных за два года – за предыдущий год).

Регулирование Заявителя в первом долгосрочном периоде 2011-2020 гг. осуществлялось методом доходности инвестированного капитала. В связи с этим расходы на капитальное строительство для льготного технологического присоединения за предшествующий трехлетний период (2018-2020 гг.) к учету в НВВ на передачу электрической энергии Заявителя не предъявлялись, а учитывались в базе инвестированного капитала в соответствии с пунктом 35 Основ ценообразования № 1178 и положениями Методических указаний № 228-э.

Ввиду изменения метода регулирования ПАО «Россети Ленэнерго» при формировании тарифной заявки на 2022 год плановая величина выпадающих доходов по строительству «последней мили» была включена в неподконтрольные расходы в соответствии Методическими указаниями № 98-э.

Выпадающие доходы от технологического присоединения к электрическим сетям Заявителя на 2022 год определены ЛенРТК исходя из анализа сведений за три предшествующих периода (за 2018-2020 гг.), представленных ПАО «Россети Ленэнерго» в формате шаблонов CONNECT.EE.1135.TECH по системе «ЕИАС Мониторинг – АРМ Специалист».

Данный шаблон разработан для формирования ставок, применяемых для расчета платы за технологическое присоединение и расчет выпадающих доходов не предусматривает.

Расчеты размера расходов, связанных с осуществлением технологического присоединения энергопринимающих устройств максимальной мощностью, не превышающей 15 кВт включительно, и не превышающей 150 кВт включительно, не включаемых в состав платы за технологическое присоединение по Ленинградской области, в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1, с указанием физических и стоимостных параметров за 2018-2020 гг. предоставлялись Заявителем в адрес ЛенРТК письмами исх. от 30.10.2019 № ЛЭ/14-20/989, от 30.10.2020 № ЛЭ/14-20/444, от 29.10.2021 № ЛЭ/14-20/229.

Показатели деятельности ПАО «Россети Ленэнерго» по капитальному строительству, в том числе в целях технологического присоединения льготных заявителей, подтверждаются объемом реализации инвестиционной программы по сводным титулам «Технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей максимальной мощностью до 150 кВт» в соответствии с отчетами за 2018-2020 годы, размещенной на официальном сайте по адресу: https://rosseti-lenenergo.ru/about/open-info_about/open-info_about_invest.

В нарушение п. 87 Основ ценообразования № 1178 ЛенРТК не провел анализ данных Заявителя, представленных в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1.

С учетом допущенных нарушений, Органом регулирования необоснованно занижены фактические показатели строительства «последней мили» в целях льготного присоединения на 2022 год:

Объект электросетевого хозяйства

Единица измерения

План

ПАО «Россети Ленэнерго»

на 2022 по Методическим указаниям №215-э/1

Учтено ЛенРТК

на 2022 по шаблону CONNECT.EE.l135.ТЕСН

Отклонение

от предложения

ПАО «Россети Ленэнерго»

По группе до 15 кВт включительно

Воздушные линии

км

298

139

-159

Кабельные линии

км

5

3

-2

Трансформаторные подстанции

кВт

61 451

3 606

-57 845

Средства коммерческого учета электрической энергии (мощности)

шт

4 190

8

-4 282

По группе до 150 кВт включительно

Воздушные линии

км

245

121

-124

Кабельные линии

км

19

14

-5

Трансформаторные подстанции

кВт

120 749

22 652

-98 097

Кроме того, в нарушение Методических указаний № 215-э/1 при расчете выпадающих доходов ЛенРТК применены стандартизированные ставки на 2021 год без учета параметров объектов электросетевого хозяйства (сечение и материал кабеля, материал опоры и другие).

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению (плановые)» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести расчет плановых выпадающих доходов по льготному технологическому присоединению в соответствии с Методическими указаниями № 215-э/1. Экономически обоснованные расходы учесть в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

4. Статья разногласий «Расходы на компенсацию потерь собственникам объектов электросетевых активов».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов на компенсацию потерь собственникам объектов электросетевых активов в размере 790 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы не учтены.

Объем разногласий составляет 790 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес ФАС России и Комитета в составе заявления об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98, договор энергоснабжения от 31.12.2020 № 47290000323267, заключенный между АО «Петербургская сбытовая компания» и ПАО «Россети Ленэнерго» (Д.У.), нормальные схемы электрических соединений, акты приема-передачи электроэнергии (мощности), расчет потерь электрической энергии в соответствии с приказом Минэнерго России от 26.09.2017 № 887, расчет расходов на компенсацию потерь за 2020 год.

В соответствии с подпунктом 10(2) пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в состав прочих расходов, которые учитываются при определении необходимой валовой выручки, включаются расходы, подлежащие компенсации собственникам или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, в соответствии с требованиями пунктов 6, 6(1) и 6(2) Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила недискриминационного доступа № 861).

В соответствии с пунктом 6 Правил недискриминационного доступа № 861 начиная с 1 января 2020 г. фактические расходы собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства, не оказывающего услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в его объектах электросетевого хозяйства в связи с обеспечением перетока электрической энергии в энергопринимающие устройства потребителей электрической энергии, которые присоединены к таким объектам электросетевого хозяйства на основании договора об осуществлении технологического присоединения, заключенного такими собственниками или иными законными владельцами объектов электросетевого хозяйства в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации (далее - объекты электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии), подлежат компенсации территориальной сетевой организацией, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, по заявлению указанного собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства.

Пунктом 6(1) Правил недискриминационного доступа № 861 предусмотрено, что собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства, который имеет намерение получить компенсацию расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, направляет в территориальную сетевую организацию, к электрическим сетям которой присоединены такие объекты электросетевого хозяйства, письменное заявление в произвольной форме способом, позволяющим подтвердить факт и дату его получения территориальной сетевой организацией.

В заявлении указывается:

информация о собственнике или ином законном владельце объектов электросетевого хозяйства:

полное и сокращенное (при наличии) наименование юридического лица, его организационно-правовая форма или фамилия, имя и отчество (при наличии) индивидуального предпринимателя;

идентификационный номер налогоплательщика и код причины постановки юридического лица на учет в налоговом органе;

почтовый адрес;

номер (номера) контактного телефона;

адрес (адреса) электронной почты (при наличии);

местонахождение объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии;

период, за который подлежит выплате компенсация;

размер расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, подлежащих компенсации.

Заявление заверяется подписью ответственного лица и печатью (при наличии).

К заявлению прилагаются следующие обосновывающие материалы:

копии документов, подтверждающих право собственности или иные законные основания владения в отношении объектов электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществлялся переток электрической энергии (при реорганизации юридического лица - передаточные акты), в период, в котором указанный собственник или иной законный владелец объектов электросетевого хозяйства оказывал с их использованием услуги по передаче электрической энергии на территории соответствующего субъекта Российской Федерации, а также период, за который подлежит выплате компенсация;

копии актов об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии. В случае смены собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства дополнительно прилагаются переоформленные документы о технологическом присоединении;

схемы соединений объектов электросетевого хозяйства с обозначением трансформаторных и иных подстанций, а также линий электропередачи, утвержденные руководителем или иным уполномоченным лицом собственника или иного законного владельца объектов электросетевого хозяйства;

расчет объема технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, по фактическим данным в соответствии с методикой расчета технологических потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям в базовом периоде, утвержденной Министерством энергетики Российской Федерации, за период, за который подлежит выплате компенсация. При этом объем технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, учитываемый при определении размера расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии, не может превышать объем потерь электрической энергии, определенный исходя из норматива потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям территориальных сетевых организаций на соответствующем уровне напряжения для соответствующей группы территориальных сетевых организаций, утвержденного Министерством энергетики Российской Федерации.

копии документов, оформленные в рамках исполнения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии на розничном рынке, подтверждающие фактические расходы на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии;

расчет размера расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, подлежащих компенсации, содержащий информацию об объеме таких технологических потерь электрической энергии и цене на электрическую энергию (мощность), примененной в рамках исполнения договора, обеспечивающего продажу электрической энергии на розничном рынке в период, за который выплачивается компенсация. При этом размер расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии, подлежащих компенсации, не может превышать стоимость приобретения собственником или иным законным владельцем объектов электросетевого хозяйства электрической энергии в целях компенсации потерь электрической энергии в таких объектах электросетевого хозяйства у гарантирующего поставщика по договорам энергоснабжения в соответствующих объемах в период, за который выплачивается компенсация, вне зависимости от того, с какими субъектами розничного рынка фактически были заключены договоры, обеспечивающие продажу электрической энергии на розничном рынке.

Заявитель отмечает, что в соответствии с тарифной заявкой на 2022 год на основании приведенного положения в НВВ включена компенсация расходов на приобретение электрической энергии (мощности) в целях компенсации потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, находящихся у ПАО «Россети Ленэнерго» в доверительном управлении, расположенных на территории Ленинградской области за май-декабрь 2020 года в размере 790 тыс. руб. (АО «Петербургская сбытовая компания»).

При этом к тарифной заявке на 2022 были приложены документы, определенные пунктом 6(1) Правил недискриминационного доступа № 861, и необходимые для получения собственником или иным законным владельцам объектов электросетевого хозяйства компенсации расходов на приобретение потерь электрической энергии в объеме технологических потерь электрической энергии, возникших в объектах электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии.

Таким образом, по мнению Ленэнерго, нарушение Органом регулирования норм законодательства при определении расходов на компенсацию потерь собственникам объектов повлекло за собой необоснованное снижение НВВ 2022 года на 790 тыс. руб.

ЛенРТК в отзыве указывает, что ПАО «Россети Ленэнерго» в нарушение требований пункта 6(1) Правил недискриминационного доступа № 861 не представило в Орган регулирования следующие документы:

    1. Заявление от собственника или иного владельца объектов электросетевого хозяйства;

    2. Копии актов об осуществлении технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к объектам электросетевого хозяйства, с использованием которых осуществляется переток электрической энергии.

ФАС России отмечает, что объекты электросетевого хозяйства казны Санкт-Петербурга находятся в доверительном управлении ПАО «Россети Ленэнерго», в этой связи заявление от ПАО «Россети Ленэнерго» как управляющего (далее – Д.У.) не могло быть направлено в адрес ПАО «Россети Ленэнерго» как территориальной сетевой организации.

В договоре энергоснабжения между ПАО «Россети Ленэнерго» и АО «Петербургская сбытовая компания», представленном в адрес ЛенРТК, содержится вся необходимая информация о присоединении потребителей к объектам электросетевого хозяйства, в том числе по точкам учета, подключенных объектах и местах присоединения к сетям ПАО «Россети Ленэнерго», а также о конечных потребителях, присоединенных к сетям ПАО «Россети Ленэнерго» (Д.У.), в отношении которых осуществляется транзит электроэнергии.

В соответствии с п. 34 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 № 442 (далее – Основные положения № 442) потребитель (покупатель), имеющий намерение заключить с гарантирующим поставщиком договор энергоснабжения (купли-продажи (поставки) электрической энергии (мощности)) (далее - заявитель), предоставляет гарантирующему поставщику заявление о заключении соответствующего договора и, если иное не установлено в пунктах 35, 74 и 106 Основных положений № 442, в том числе документы, подтверждающие технологическое присоединение (в том числе и опосредованно) в установленном порядке к объектам электросетевого хозяйства сетевой организации энергопринимающих устройств, о снабжении электрической энергией которых указано в заявлении о заключении договора (не предоставляются в случаях отсутствия таких документов у заявителя в соответствии с пунктом 37 Основных положений № 442).

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Расходы на компенсацию потерь собственникам объектов электросетевых активов» подлежат удовлетворению. Органу регулирования необходимо учесть расходы на компенсацию потерь собственникам объектов электросетевых активов в соответствии с пп. 10(2) пункта 28 Основ ценообразования № 1178 в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

5. Статья разногласий «Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины расходов по данной статье разногласий в размере 0 тыс. руб.

Органом регулирования излишне полученный доход учтен в размере (-) 833 230 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 833 230 тыс. руб.

Как отмечает Заявитель, в рамках проведения тарифной кампании на 2022 год у ЛенРТК не появились дополнительные формы отчетности за 2019 год, а также не изменились фактические показатели, отраженные в отчетности за 2019 год, относительно информации, имеющейся в распоряжении ЛенРТК при регулировании ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 год. Следовательно, у ЛенРТК отсутствовали основания для пересмотра фактических расходов на уплату налога на прибыль за 2019 год при установлении НВВ на 2022 год.

Так, в соответствии с экспертным заключением по определению необходимой валовой выручки ПАО «Россети Ленэнерго», относимой на деятельность по оказанию услуг по передаче электрической энергии по сетям, расположенным на территории Ленинградской области, на 2021 год (далее – Экспертное заключение на 2021 год) при подведении итогов 2019 года при расчете корректировки неподконтрольных расходов на 2021 год ЛенРТК учтен фактический налог на прибыль за 2019 год в размере 1 421 843 тыс. руб. в соответствии с данными налоговой декларации по налогу на прибыль за 2019 год, отнесенный на Ленинградскую область.

В этой связи Заявитель полагает, что подход ЛенРТК к учету расходов на уплату налога на прибыль противоречит пункту 20 Основ ценообразования № 1178, а также не соответствует величине налога, фактически уплаченного в региональный и федеральный бюджеты.

В соответствии с пунктом 20 Основ ценообразования № 1178 в необходимую валовую выручку включается величина налога на прибыль организаций по регулируемому виду деятельности, сформированная по данным бухгалтерского учета за последний истекший период.

При установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии учитывается величина налога на прибыль организаций, которая относится по данным раздельного учета к деятельности по оказанию услуг по передаче электрической энергии и осуществлению технологического присоединения к электрическим сетям.

Для организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности, которые не являются основным видом их деятельности, распределение величины суммы налога на прибыль организаций между регулируемыми и нерегулируемыми видами деятельности производится согласно учетной политике, принятой в организации.

Для организаций, осуществляющих производство (передачу) электрической энергии сторонним потребителям (субабонентам) и для собственного потребления, распределение расходов по указанному виду деятельности между субабонентами и организацией производится пропорционально фактическому отпуску (передаче) электрической энергии.

При установлении платы за технологическое присоединение к электрическим сетям не учитывается налог на прибыль организаций.

В соответствии с Отзывом ЛенРТК, при принятии тарифно-балансового решения на 2021 Комитетом было установлено, что в соответствии с налоговой декларацией ПАО «Россети Ленэнерго» за 2019 год фактический налог на прибыль в бюджет, относимый на Ленинградскую область, составил 1 421 843 тыс. руб. Исходя из указанного фактического налога, ЛенРТК определена корректировка неподконтрольных расходов по налогу на прибыль за 2019 год в размере 820 264 тыс. руб. (1 421 843 – 601 579).

Вместе с тем, Комитетом не было принято во внимание требование пунктов 5, 6 Основ ценообразования № 1178, в соответствии с которыми регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

При установлении регулируемых цен (тарифов) не допускается повторный учет одних и тех же расходов по указанным видам деятельности.

Субъекты электроэнергетики предоставляют для целей государственного регулирования цен (тарифов) данные раздельного учета (в том числе первичного бухгалтерского учета) активов продукции, доходов и расходов по видам деятельности в сфере электроэнергетики.

Порядок ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике утвержден приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585 (далее – Порядок № 585).

В соответствии с Показателями раздельного учета доходов и расходов ПАО «Россети Ленэнерго» за 2019 год (форма 1.3) величина налога на прибыль, относимая на Ленинградскую область, подлежащая учету при установлении тарифов на 2021 год составляет 673 907 тыс. руб., в том числе на услуги по передаче электрической энергии – 519 068 тыс. руб., на технологическое присоединение – 154 839 тыс. руб. Что также отражено в решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21.

По данным ЛенРТК, в составе корректировки неподконтрольных расходов по налогу на прибыль за 2019 год Органом регулирования ошибочно учтены излишние средства в размере 747 936 тыс. руб. (без ИПЦ) (1 421 843 – 673 907).

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 при установлении регулируемых цен (тарифов) регулирующие органы принимают меры, направленные на исключение из расчетов экономически необоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что не усматривает нарушений со стороны ЛенРТК при исключении расходов в размере 833 230 тыс. руб. (747 936 с учетом ИПЦ).

Таким образом, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Излишне полученный доход в соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования» удовлетворению не подлежат.

6. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки НВВ по неподконтрольным расходам за 2020 год в размере (-) 126 267 тыс. руб., в том числе по следующим подстатьям разногласий:

1. Плата за аренду имущества и лизинг за 2020 год;

2. Налог на прибыль за 2020 год.

Органом регулирования данная корректировка учтена в размере (-) 774 079 тыс. руб.

Объем разногласий составляет 647 812 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес органа регулирования и ФАС России и Комитета документы, аналогичные перечню, указанному в пункте 1 настоящего решения.

В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования № 1178 в течение долгосрочного периода регулирования регулирующими органами ежегодно производится корректировка необходимой валовой выручки, устанавливаемой на очередной период регулирования в соответствии с методическими указаниями, предусмотренными пунктами 32 и (или) 38 Основ ценообразования № 1178. По решению регулирующего органа такая корректировка может осуществляться с учетом отклонения фактических значений параметров расчета тарифов по итогам истекшего периода текущего года долгосрочного периода регулирования, за который известны фактические значения параметров расчета тарифов, от планировавшихся значений параметров расчета тарифов, а также изменение плановых показателей на следующие периоды.

Согласно пункту 39 Основ ценообразования № 1178, при изменении метода регулирования тарифов на услуги по передаче электрической энергии на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности сетевых организаций результаты деятельности регулируемой организации за предыдущие годы до изменения метода регулирования тарифов учитываются при определении ежегодной корректировки валовой выручки в порядке, предусмотренном теми методическими указаниями, в соответствии с которыми была установлена необходимая валовая выручка на соответствующий год.

6.1 Подстатья разногласий «Плата за аренду имущества и лизинг за 2020 год».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины данных расходов в сумме 125 905 тыс. руб. по факту 2020 года.

Органом регулирования данные расходы приняты в сумме 601 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 125 304 тыс. руб.

Заявителем в составе тарифной заявки на 2022 год, уточненной тарифной заявки на 2022 год, а также письмом от 17.12.2021 № ЛЭ/14-21/61 в адрес ЛенРТК были направлены обосновывающие материалы по расходам на аренду электросетевого имущества:

- договоры аренды, в том числе содержащие расчет арендной платы по составляющим, включающий величину амортизационных отчислений и налога на имущество;

- письма, справки, подписанные главным бухгалтером и руководителем/ уполномоченным лицом организации, с подтверждением фактически начисленной амортизации и налога на имущество;

- амортизационные ведомости, налоговые декларации по налогу на имущество, инвентарные карточки учета основных средств и т.д.

Обществом также отмечено, что ЛенРТК обосновывающие материалы, направленные Заявителем, рассмотрены не в полном объеме, или эти материалы были признаны не подтверждающими величину амортизации и налога на имущество.

Кроме того, существуют договоры аренды, предоставление указанных документов по которым не представляется возможным. В частности, письмом от 11.11.2020 № 00-02/3407 АО «ЛОЭСК» направлена информация о том, что переданные в аренду Заявителю кабельные наконечники и планшетные зажимы являются частью линий электропередачи и при ведении бухгалтерского учета не могут быть выделены в отдельные основные средства. В связи с этим сформировать бухгалтерские ведомости начисленной амортизации и налоговые декларации с выделением указанного арендованного имущества не представляется возможным.

По мнению Заявителя, экономически обоснованные расходы на аренду электросетевого имущества за 2020 год в соответствии с пп. 5 п.28 Основ ценообразования № 1178 составляют 125 905 тыс. руб.

тыс. руб.

Наименование арендодателя

Номер договора
(проект)

Арендная плата

Подтвержденные амортизация и налог на прибыль

Принято ЛенРТК

Отклонение
ЛенРТК от подтверждено

1

2

3

5

6

7

8 = 6 - 7

1

АО «ЛОЭСК»

00-1659/2014 АДХ/14-16752 от 09.01.2014

52

52

0

-52

2

АО «ЛОЭСК»

00-1660/2014 АДХ/14-16754 от 09.01.2014

3

3

0

-3

3

АО «ЛОЭСК»

00-1661/2014 АДХ/14-16755 от 09.01.2014

3

3

0

-3

4

АО «ЛОЭСК»

00-1662/2014 АДХ/14-16757 от 09.01.2014

13

13

0

-13

5

ГБОУ ЛО «Приозерская школа-интернат»

13/15-8797 от 15.02.2016

568

568

568

0

6

АО «ДВЭУК»

18-15519 от 01.01.19

80 407

80 407

0

-80 407

7

ГУП «ИНПРЕДСЕРВИС»

16-15508 от 01.03.2017

33

33

33

0

8

АО «Санкт-Петербургские электрические сети»

19-13069 от 15.10.2019

365

0

0

0

9

АО «Санкт-Петербургские электрические сети»

17-19503 от 29.12.2017

25 240

24 796

0

-24 796

10

ОАО «ЦЕСЛА»

19-7290 от 19.07.19

74

0

0

0

11

АО «Петродворцовая электросеть»

17-19376 от 29.12.2017

11 151

10 734

0

-10 734

12

ООО «ТФЗ»

ПС-398

А-50/14/14-16648 от 01.12.2014

25 424

9 296

0

-9 296

 

Итого за 2020 год

 

143 332

125 905

601

-125 304

Таким образом, по расчету Заявителя, необоснованное исключение ЛенРТК фактических расходов на аренду электросетевого имущества за 2020 год на сумму 125 304 тыс. руб. приводит к снижению НВВ на 2022 год на 138 533 тыс. руб. с учетом ИПЦ на 2021 (6,0%) и 2022 год (4,3%).

Анализ по договорам аренды с АО «ЛОЭСК» от 09.01.2014 № 00-1659/2014 АДХ/14-16752, от 09.01.2014 № 00-1660/2014 АДХ/14-16754, от 09.01.2014 № 00-1661/2014 АДХ/14-16755, от 09.01.2014 № 00-1662/2014 АДХ/14-16757, с ООО «ТФЗ» от 01.12.2014 № А-50/14/14-16648 представлен в разделе 1 настоящего решения.

По договору аренды от 29.12.2017 № 17-19503 с АО «Санкт-Петербургские электрические сети» не были предоставлены инвентарные карточки и налоговая декларация. Договор подписан с обеих сторон работниками ПАО «Россети Ленэнерго», состоящими относительно друг друга в подчинении.

По договору аренды от 29.12.2017 № 17-19376 с АО «Петродворцовая электросеть»: пунктом 5 дополнительного соглашения № 4/20-6378 предусмотрено, что соглашение вступает в силу с момента его государственной регистрации. Представленные в ЛенРТК документы не содержат специальной регистрационной надписи и не могут являться обосновывающими документами в части затрат на аренду электросетевого хозяйства в силу отсутствия информации о вступлении в силу Дополнительного соглашения № 4/20-6378. Договор подписан с обеих сторон работниками ПАО «Россети Ленэнерго», состоящими относительно друг друга в подчинении.

С учетом позиции, изложенной в разделе 1 настоящего решения, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по подстатье разногласий «Плата за аренду имущества и лизинг за 2020 год» подлежат частичному удовлетворению. Органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ представленных регулируемой организацией обосновывающий документов, соответствующий анализ отразить в экспертном заключении в соответствии с пунктом 23 Правил регулирования № 1178. Экономически обоснованные расходы учесть в НВВ ПАО «Россети Ленэнерго».

6.2 Подстатья разногласий «Налог на прибыль за 2020 год».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины фактического налога на прибыль за 2020 год в сумме 1 223 301 тыс. руб.

Органом регулирования данные расходы приняты в сумме 762 657 тыс. руб.

Сумма разногласий составляет 460 644 тыс. руб.

Плановые на 2020 год расходы по налогу на прибыль утверждены в размере 773 183,31 тыс. руб.

В соответствии с налоговой декларацией ПАО «Россети Ленэнерго» за 2020 год фактические платежи по налогу на прибыль в бюджет, относимые на Ленинградскую область, составили 1 223 301 тыс. руб.

Заявителем также отмечено, что распределение налога на прибыль по видам деятельности закреплено в приложении 2-5 к Учетной политике. Так, в связи с формированием отрицательного финансового результата по прочей деятельности Заявителя за 2020 год весь текущий налог на прибыль в размере 1 223 301 тыс. рублей относится на регулируемые виды деятельности.

Как поясняет Орган регулирования, в соответствии с представленными Ленэнерго данными формы 1.3 к Порядку ведения раздельного учета доходов и расходов субъектами естественных монополий в сфере услуг по передаче электрической энергии и оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике, утвержденному приказом Минэнерго России от 13.12.2011 № 585, расходы по налогу на прибыль за 2020 год составили 762 657 тыс. руб., в т.ч. за услуги по передаче электрической энергии 570 608 тыс. руб., за услуги по технологическому присоединению - 192 049 тыс. руб.

Величина корректировки определена в размере -10 526 тыс. руб. (со знаком «минус»), а с учетом ИПЦ на 2021 (6,0%) и 2022 год (4,3%) составила -11 637 тыс. руб.

Аналогичный метод оценки статьи «Налог на прибыль» применен в решении ФАС России от 23.07.2021 № СП/61880/21.

ФАС России отмечает, что не усматривает нарушений со стороны ЛенРТК действующего законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике при определении фактической величины налога на прибыль за 2020 год.

Таким образом, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по подстатье разногласий ««Налог на прибыль за 2020 год»» удовлетворению не подлежат.

7. Статья разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы».

ПАО «Россети Ленэнерго» заявляет о признании экономически обоснованной величины корректировки необходимой валовой выручки в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы в размере 910 817 тыс. руб.

Органом регулирования данная корректировка не учтена.

Объем разногласий составляет 910 817 тыс. руб.

В обоснование требований по данной статье ПАО «Россети Ленэнерго» представило в адрес ФАС России и Комитета следующие документы:

1. Заявление об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год долгосрочного периода регулирования 2021-2025 гг. от 29.04.2021 № ЛЭ/14-20/98;

2. Уточненное предложение об установлении тарифов на услуги по передаче электроэнергии на территории Ленинградской области по электрическим сетям ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год от 08.11.2021 № ЛЭ/14-20/239.

Приказом Минэнерго России от 29 декабря 2020 г. № 31@ «Об утверждении инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» на 2021 – 2025 годы и изменений, вносимых в инвестиционную программу ПАО «Россети Ленэнерго», утвержденную приказом Минэнерго России от 28.12.2015 № 1042, с изменениями, внесенными приказом Минэнерго России от 02.12.2019 № 16@» утверждены изменения, вносимые в утвержденную инвестиционную программу ПАО «Россети Ленэнерго» на 2020 год.

В заявлении о разногласиях Ленэнерго, в частности отмечено, что регулирования в отношении Общества в 2020 году осуществлялось с применением метода доходности инвестированного капитала.

Аргументируя заявленные требования, ПАО «Россети Ленэнерго» ссылается на положения пункта 37 Основ ценообразования № 1178. Так, по мнению Заявителя, ограничение фактического финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств в тарифе на передачу электрической энергии противоречит указанному пункту.

Также приведен довод о том, что фактический размер собственных средств на реализацию инвестиционной программы, предусмотренных в необходимой валовой выручке, установленной на очередной год долгосрочного периода регулирования, может объективно отличаться от планового, что обусловлено техническими и экономическими показателями работы организации, фактически складывающимися в каждом году долгосрочного периода регулирования.

Таким образом, из совокупности норм действующего тарифного законодательства, Заявителем сделан вывод о том, что при расчете корректировки, предусматриваемой в тарифах на услуги по передаче электрической энергии на очередной год, необходимо учитывать плановый объем финансирования инвестиционной программы в размере собственных средств, которые запланированы в выручке от оказания услуг по передаче электрической энергии за истекший период, фактический объем финансирования инвестиционной программы – в соответствии с собственными средствами по передаче электрической энергии согласно отчету об исполнении инвестиционной программы.

Органом регулирования отмечено, что расчет корректировки инвестиционной программы произведен в соответствии с пунктом 42 Методических указаний № 228-э, с учетом разъяснений ФАС России от 20.04.2018 № ИА/28440/18, согласно которым действующим законодательством в области государственного регулирования цен (тарифов) не предусмотрена возможность учета органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в необходимой валовой выручке территориальных сетевых организаций расходов на выполнение мероприятий инвестиционных программ в размере, превышающем величину средств, определенных в утвержденной в установленном порядке инвестиционной программе.

С учетом изложенного, по итогам исполнения инвестиционной программы ПАО «Россети Ленэнерго» в 2020 году, корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, по расчету ЛенРТК, составила 0,00 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что фактический объем финансирования инвестиционной программы может отличаться от планового, предусмотренного в утвержденной (скорректированной) инвестиционной программе на начало очередного года в течение долгосрочного периода регулирования, в том числе в связи с технологическим присоединением новых потребителей, досрочным вводом электросетевых объектов, работами по аварийным ситуациям и режимными ограничениями со стороны Системного оператора.

В случае непревышения фактических расходов на реализацию инвестиционного проекта над общей стоимостью инвестиционного проекта в составе утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы, отклонение фактических расходов на реализацию инвестиционной программы в связи с изменением фактических сроков реализации инвестиционных проектов может быть признано экономически обоснованным.

При определении объема фактического финансирования инвестиционной программы допускается возможность отклонения годового объема финансирования по отдельным инвестиционным проектам как в положительную, так и отрицательную сторону от его планового значения в рамках утвержденной (скорректированной) долгосрочной инвестиционной программы по основаниям, изложенным в предыдущем абзаце настоящего решения.

При этом фактические расходы на реализацию инвестиционного проекта не должны превышать объем финансовых потребностей, определенных в соответствии с укрупненными нормативами цены типовых технологических решений капитального строительства объектов электроэнергетики, утверждаемыми Министерством энергетики Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных абзацем 1 пункта 32 Основ ценообразования № 1178.

При расчете корректировки НВВ, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы, при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на очередной период регулирования (год), необходимо учитывать экономически обоснованный фактический объем финансирования инвестиционной программы за счет собственных средств от оказания услуг по передаче электрической энергии в соответствии с источниками финансирования инвестиционной программы, подтвержденный отчетом о реализации инвестиционной программы.

Данная позиция также отражена в письме ФАС России от 18.05.2022 № МШ/48200/22.

На основании вышеизложенного, требования ПАО «Россети Ленэнерго» по статье разногласий «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы» подлежат частичному удовлетворению. ФАС России считает необходимым предписать органу регулирования провести анализ исполнения Ленэнерго утвержденной (скорректированной) инвестиционной программы и пересмотреть расчет корректировки необходимой валовой выручки, осуществляемой в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы за 2020 год.

Учитывая результаты рассмотрения представленных сторонами материалов по существу разногласий между ПАО «Россети Ленэнерго» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, Комиссия


РЕШИЛА:


1. Признать Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области нарушившим пункт 27, пп. 5, 10(2) пункта 28, пункт 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положения Методических указаний по определению выпадающих доходов, связанных с осуществлением технологического присоединения к электрическим сетям, утвержденных приказом ФСТ России от 11.09.2014 № 215-э/1.

2. Частично удовлетворить требования ПАО «Россети Ленэнерго», изложенные в заявлении о разногласиях в области государственного регулирования цен (тарифов) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. от 24.03.2022 № 53585/22).

3. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 произвести расчет расходов (показателей) и отразить в экспертном заключении согласно пункту 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, и мотивировочной части настоящего решения, указав на основании каких документов принималось решение по статьям затрат:

- «Аренда электросетевых активов»;

- «Амортизация»;

- «Выпадающие доходы по льготному технологическому присоединению (плановые)»;

- «Расходы на компенсацию потерь собственникам объектов электросетевых активов»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки по неподконтрольным расходам» (в части подстатьи «Плата за аренду имущества и лизинг за 2020 год»);

- «Корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы».

4. Органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в срок до 01.10.2022 пересмотреть необходимую валовую выручку ПАО «Россети Ленэнерго», индивидуальные и единые (котловые) тарифы на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго» на 2022 год, включив экономически обоснованные расходы, указанные в пункте 3 резолютивной части настоящего решения с учетом непревышения предельных максимальных уровней тарифов на услуги по передаче электрической энергии, установленных на 2022 год.

Экономически обоснованные расходы, невключенные в необходимую валовую выручку 2022 года, подлежат учету при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на 2023 год.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предписанных настоящим решением, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписано настоящим решением;

- протоколов заседания правления органа исполнительной власти Ленинградской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались вышеуказанные решения;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для ПАО «Россети Ленэнерго», в котором отражены результаты исполнения настоящего решения.

6. Отказать в удовлетворении остальной части требований, изложенных в заявлении о разногласиях ПАО «Россети Ленэнерго».



Председатель Комиссии


_________________/

(подпись)


С.А. Пузыревский


Члены Комиссии:


_________________/

(подпись)


И.Г. Степаненко



_________________/

(подпись)


И.П. Волов



_________________/

(подпись)


И.В. Бедрин



_________________/

(подпись)


Д.В. Бердников




_________________/

(подпись)


Т.Л. Новичкова



2022-104981


Связанные организации

Комитет по тарифам и ценовой политике Ленинградской области
ИНН 7825681674, ОГРН 1037843016628
Ленинградское УФАС России
ИНН 7840396953, ОГРН 1089847323026
ПАО «Россети Ленэнерго»
ИНН 7803002209, ОГРН 1027809170300