Предписание №СП/40217/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

02 мая 2024 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ООО «Профи» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).

Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.

Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:

а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;

б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;

в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;

г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;

д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.

Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.

В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.

Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 21.04.2022 № 42 и от 17.11.2022 223 (ред. от 29.09.2023) установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2022, 2023 гг. на территории Ленской зоны Республика Саха (Якутия).

Из протокола заседания Правления Государственного Комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.11.2022 № 136/1-пр следует, что региональным оператором ООО «Профи» не была подана тарифная заявка на 2023 год, в связи с чем НВВ регионального оператора определена ГКЦ РС (Я) из расчета сохранения действующего предельного единого тарифа в соответствии с пунктом 10.1 протокола заседания Межведомственной ценовой комиссии Республики Саха (Якутия) у председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросу прогноза тарифов на 2023 год от 12.10.2022 г. № ПР-278-П1 на прогнозный объем твердых коммунальных отходов.

По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Профи» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2023 год, установлено следующее.

 

 

Наименование муниципального образования

Период

Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается)

НВВ на 2023 год, тыс. руб.

«Ленский район» Республики Саха (Якутия)

01.12.2022 - 31.12.2023

728,45

53 356,62

 

1. Расходы на транспортирование ТКО, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.

Величины транспортных расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «Профи» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.

Таблица № 1 (тыс. руб.)

 

2022 год

28 539,309

2023 год

28 940,967

Изменение

+ 1,41 %

 

Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:

 

 

 

 

 

где:

- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;

, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;

ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;

Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой.

Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.

В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:

 

 

где:

- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);

, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;

, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;

- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.

Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ФАС России, учтенные ГКЦ РС (Я) расходы на транспортирование ТКО для ООО «Профи» на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (49) Методических указаний № 1638/16 значение на 26 420,00 тыс. руб.

В возражениях на Отчет ГКЦ РС (Я) отметил, что величины транспортных расходов, учтенные органом ГКЦ РС(Я) в составе НВВ регионального оператора ООО «Профи», определены экономически обоснованным методом. Также орган регулирования отметил, что дистанция транспортировки твердых коммунальных отходов регионального оператора ООО «Профи» в едином тарифе 2022 и в 2023 годов составляла 3 км (три населенных пункта - по 1 км). При этом в территориальной схеме в 2022 году дистанция транспортировки ТКО в зоне действия регионального оператора в Ленском районе составляла 36 км. ГКУ Республики Саха (Якутия) «Тарифное агентство» была проведена проверка фактической дистанции в п. Витим, которая составила 1 км вместо 34 км (указанной в территориальной схеме).

Орган регулирования также отмечает, что в едином тарифе ООО «Профи» на 2022 год расходы на транспортирование ГКЦ РС(Я) были рассчитаны по калькуляции по 3 маршрутам на дистанцию до полигона по 1 км всего на 3 км. На 2023 год в целях сохранения единого тарифа для потребителей расходы на транспортирование были скорректированы только на увеличение объема ТКО (отклонение 2023/2022 гг.) в связи с непредставлением заявления со стороны регионального оператора.

В свою очередь ввиду отсутствия документального обоснования и подтверждения сведений органа регулирования в отношении некорректной дистанции, отраженной в территориальной схеме на 2022 год на уровне 34 км, вместо фактической - 1 км, а также в отношении того, что расходы на транспортирование ТКО на 2022 год в размере 28 539,309 тыс. руб. определялись органом регулирования на дистанцию до полигона по 1 км всего на 3 км, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ и представить необходимое экономическое обоснование в указанной части.

В случае отсутствия соответствующего обоснования экономически необоснованные средства на 2023 год в размере 26 420,00 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.

2. Расчетная предпринимательская прибыль.

При установлении предельного единого тарифа ООО «Профи» на 2023 год органом регулирования в составе НВВ регионального оператора была учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 1 211,80 тыс. руб.

Из экспертного заключения на 2023 год следует, что размер РПП определялся ГКЦ РС (Я) из расчета 5 % от расходов на транспортирование ТКО и собственных расходов регионального оператора.

Согласно пункту 90(1) Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 % от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.

При этом из экспертного заключения на 2023 год не представлялось возможным определить, осуществляется ли транспортирование ТКО исключительно собственными силами ООО «Профи», в связи с чем ГКЦ РС (Я) необходимо было представить дополнительные документы в указанной части, что было отмечено в Отчете.

В возражениях на Отчет органом регулирования отражено, что органом регулирования не произведена проверка на предмет соблюдения пункта 90 (1) Основ ценообразования № 484.

ГКЦ РС (Я) также отмечает, что региональным оператором ООО «Профи» производится транспортирование ТКО в том числе по договорам транспортирования, в связи с чем, необоснованно учтенные средства будут исключены из состава НВВ при установлении предельного единого тарифа региональному оператору ООО «Профи» в размере 1 660,67 тыс. руб. на 2024 год.

В свою очередь ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для ООО «Профи» на 2024 год не исключены отраженные в отчете экономически необоснованные денежные средства на РПП за 2023 год в размере 1 660,67 тыс. руб., а произведен дополнительный учет в размере 35,33 тыс. руб.

Однако экономическое обоснование указанных несоответствий отсутствует.

Кроме того, согласно сведениям, представленным ГКЦ РС (Я), тарифная заявка на 2024 год не подавалась, в связи с чем регулируемой организацией не была заявлена к учету сумма в размере 35,33 тыс. руб.

Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в указанной части, исключив экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484.

2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Профи» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:

- произвести дополнительный анализ и расчет расходов на транспортирование ТКО, а также на расчетную предпринимательскую прибыль, исключив экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора, отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении в соответствии с мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты расчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;

- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.

3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.

4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;

- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;

- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Профи» на территории Республики Саха (Якутия).

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия)
ИНН 1435117895, ОГРН 1021401061770
Якутское УФАС России
ИНН 1435137122, ОГРН 1031402052153