Предписание №СП/40217/24 ПРЕДПИСАНИЕ Государственному комитету по ценовой политике Ре... от 13 мая 2024 г.
Текст документа
Сохранить как PDFПРЕДПИСАНИЕ
02 мая 2024 г. г. Москва
Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы проведенного наблюдения за соблюдением Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) (далее – ГКЦ РС (Я), орган регулирования) обязательных требований, в том числе отчет о проведенном наблюдении за соблюдением обязательных требований от 01.12.2023 № 31-32073-С/23 (далее – Отчет), а также возражения в отношении Отчета (письма исх. от 11.12.2023 № 23/02и-2944; рег. от 19.12.2023 № 202150-ЭП/23; исх. от 02.02.2024 № 23/02и-268; рег. от 02.02.2024 № 17250-М/24), в ходе которого выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, допущенные ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для регионального оператора ООО «Профи» (далее - регулируемая организация, региональный оператор) на 2023 год,
УСТАНОВИЛА:
Государственное регулирование цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон № 89-ФЗ), Основами ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Основы ценообразования № 484) и Правилами регулирования тарифов в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами (далее – Правила регулирования № 484), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.05.2016 № 484, и Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов в области обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными приказом ФАС России от 21.11.2016 № 1638/16 (далее – Методические указания № 1638/16).
Пунктом 16 Основ ценообразования № 484 установлено, что необходимая валовая выручка определяется исходя из экономически обоснованных расходов регулируемых организаций, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения показателей эффективности.
Согласно пункту 18 Правил регулирования № 484 экспертное заключение органа регулирования содержит:
а) анализ экономической обоснованности расходов по отдельным статьям (группам расходов) и обоснованности расчета объема отпуска услуг;
б) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования регулируемой организации;
в) сравнительный анализ динамики необходимой валовой выручки, в том числе расходов по отдельным статьям (группам расходов), прибыли регулируемой организации и их величины по отношению к предыдущим периодам регулирования и по отношению к другим регулируемым организациям, осуществляющим деятельность в сопоставимых условиях;
г) обоснование причин и ссылки на правовые нормы, на основании которых орган регулирования принимает решение об исключении из расчета тарифов экономически не обоснованных расходов, учтенных регулируемой организацией в предложении об установлении тарифов;
д) расчеты экономически обоснованных расходов (недополученных доходов) в разрезе статей затрат, а также расчеты необходимой валовой выручки и размера тарифов.
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона № 89-ФЗ основными принципами и приоритетными направлениями государственной политики в области обращения с отходами являются, в том числе, научно обоснованное сочетание экологических и экономических интересов общества в целях обеспечения устойчивого развития общества и использование методов экономического регулирования деятельности в области обращения с отходами в целях уменьшения количества отходов и вовлечения их в хозяйственный оборот.
В соответствии с пунктом 18 Основ ценообразования № 484 тарифы устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема и (или) массы твердых коммунальных отходов. Расчетный объем и (или) масса твердых коммунальных отходов определяются в соответствии с Методическими указаниями на основании данных о фактическом объеме и (или) массе твердых коммунальных отходов за последний отчетный год и данных о динамике образования твердых коммунальных отходов за последние 3 года при наличии соответствующих подтверждающих документов, а в случае отсутствия подтверждающих документов - исходя из данных территориальной схемы или, при ее отсутствии, исходя из нормативов накопления твердых коммунальных отходов.
Постановлениями ГКЦ РС (Я) от 21.04.2022 № 42 и от 17.11.2022 № 223 (ред. от 29.09.2023) установлены предельные единые тарифы на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2022, 2023 гг. на территории Ленской зоны Республика Саха (Якутия).
Из протокола заседания Правления Государственного Комитета по ценовой политике Республики Саха (Якутия) от 17.11.2022 № 136/1-пр следует, что региональным оператором ООО «Профи» не была подана тарифная заявка на 2023 год, в связи с чем НВВ регионального оператора определена ГКЦ РС (Я) из расчета сохранения действующего предельного единого тарифа в соответствии с пунктом 10.1 протокола заседания Межведомственной ценовой комиссии Республики Саха (Якутия) у председателя Правительства Республики Саха (Якутия) по вопросу прогноза тарифов на 2023 год от 12.10.2022 г. № ПР-278-П1 на прогнозный объем твердых коммунальных отходов.
По результатам анализа документов и материалов тарифной кампании ООО «Профи» на 2023 г., в том числе представленного экспертного заключения органа регулирования о проведенной экспертизе экономической обоснованности тарифа на услуги регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2023 год, установлено следующее.
Наименование муниципального образования |
Период |
Предельный единый тариф, руб./м3 (НДС не облагается) |
НВВ на 2023 год, тыс. руб. |
«Ленский район» Республики Саха (Якутия) |
01.12.2022 - 31.12.2023 |
728,45 |
53 356,62 |
1. Расходы на транспортирование ТКО, учтенные в составе НВВ регионального оператора на 2023 год.
Величины транспортных расходов, учтенных органом регулирования в составе НВВ регионального оператора ООО «Профи» на 2022-2023 гг., представлены в таблице № 1.
Таблица № 1 (тыс. руб.)
2022 год |
28 539,309 |
2023 год |
28 940,967 |
Изменение |
+ 1,41 % |
Разделом VI Методических указаний № 1638/16 предусмотрены особенности формирования единого тарифа на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 91 Методических указаний № 1638/16, если иное не предусмотрено соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами, индексация собственных расходов регионального оператора производится по следующим формулам:
где:
- собственные расходы регионального оператора в году (i+1), руб.;
, - расходы регионального оператора на транспортирование твердых коммунальных отходов соответственно в годах (i + 1), i, руб.;
ИПЦi-1, ИПЦi - индексы потребительских цен, определенные на основании параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации соответственно на (i-1)-й и i-й годы при расчете долгосрочных тарифов;
Средние расстояния транспортирования отходов, учитываемые при расчете тарифов в соответствии с формулой (50) пункта 91 Методических указаний № 1638/16 определяются в соответствии с территориальной схемой.
Корректировка расходов на транспортирование не рассчитывается в случае, если территориальной схемой не предусмотрено изменений схемы потоков транспортирования отходов на соответствующий год.
В соответствии с формулой (50) Методических указаний № 1638/16:
где:
- корректировка расходов на транспортирование отходов в году (i+1);
, - среднее расстояние транспортирования отходов первого плеча (от источника образования или накопления отходов до объекта по обращению с отходами без осуществления сортировки или перегрузки) соответственно в годах (i+1), i, км;
, - среднее расстояние транспортирования отходов второго плеча (от перегрузки или сортировки до объекта, на котором осуществляется обезвреживание или захоронение отходов) соответственно в годах (i+1), i, км;
- коэффициент снижения расходов на транспортирование отходов после сортировки или перегрузки. В случае, если такой коэффициент не определен в соглашении об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами или в территориальной схеме, его значение принимается равным 0,4.
Согласно сведениям, имеющимся в распоряжении ФАС России, учтенные ГКЦ РС (Я) расходы на транспортирование ТКО для ООО «Профи» на 2023 год превышают рассчитанное по формуле (49) Методических указаний № 1638/16 значение на 26 420,00 тыс. руб.
В возражениях на Отчет ГКЦ РС (Я) отметил, что величины транспортных расходов, учтенные органом ГКЦ РС(Я) в составе НВВ регионального оператора ООО «Профи», определены экономически обоснованным методом. Также орган регулирования отметил, что дистанция транспортировки твердых коммунальных отходов регионального оператора ООО «Профи» в едином тарифе 2022 и в 2023 годов составляла 3 км (три населенных пункта - по 1 км). При этом в территориальной схеме в 2022 году дистанция транспортировки ТКО в зоне действия регионального оператора в Ленском районе составляла 36 км. ГКУ Республики Саха (Якутия) «Тарифное агентство» была проведена проверка фактической дистанции в п. Витим, которая составила 1 км вместо 34 км (указанной в территориальной схеме).
Орган регулирования также отмечает, что в едином тарифе ООО «Профи» на 2022 год расходы на транспортирование ГКЦ РС(Я) были рассчитаны по калькуляции по 3 маршрутам на дистанцию до полигона по 1 км всего на 3 км. На 2023 год в целях сохранения единого тарифа для потребителей расходы на транспортирование были скорректированы только на увеличение объема ТКО (отклонение 2023/2022 гг.) в связи с непредставлением заявления со стороны регионального оператора.
В свою очередь ввиду отсутствия документального обоснования и подтверждения сведений органа регулирования в отношении некорректной дистанции, отраженной в территориальной схеме на 2022 год на уровне 34 км, вместо фактической - 1 км, а также в отношении того, что расходы на транспортирование ТКО на 2022 год в размере 28 539,309 тыс. руб. определялись органом регулирования на дистанцию до полигона по 1 км всего на 3 км, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ и представить необходимое экономическое обоснование в указанной части.
В случае отсутствия соответствующего обоснования экономически необоснованные средства на 2023 год в размере 26 420,00 тыс. руб. подлежат исключению из состава НВВ регионального оператора.
2. Расчетная предпринимательская прибыль.
При установлении предельного единого тарифа ООО «Профи» на 2023 год органом регулирования в составе НВВ регионального оператора была учтена расчетная предпринимательская прибыль в размере 1 211,80 тыс. руб.
Из экспертного заключения на 2023 год следует, что размер РПП определялся ГКЦ РС (Я) из расчета 5 % от расходов на транспортирование ТКО и собственных расходов регионального оператора.
Согласно пункту 90(1) Основ ценообразования № 484 расчетная предпринимательская прибыль регионального оператора определяется в размере 5 % от расходов на транспортирование твердых коммунальных отходов, выполняемых региональным оператором самостоятельно (за исключением расходов на оплату выполняемых сторонними организациями или индивидуальными предпринимателями работ и (или) услуг, связанных с осуществлением деятельности по транспортированию твердых коммунальных отходов), и расходов на заключение и обслуживание договоров с собственниками твердых коммунальных отходов и операторами по обращению с твердыми коммунальными отходами.
При этом из экспертного заключения на 2023 год не представлялось возможным определить, осуществляется ли транспортирование ТКО исключительно собственными силами ООО «Профи», в связи с чем ГКЦ РС (Я) необходимо было представить дополнительные документы в указанной части, что было отмечено в Отчете.
В возражениях на Отчет органом регулирования отражено, что органом регулирования не произведена проверка на предмет соблюдения пункта 90 (1) Основ ценообразования № 484.
ГКЦ РС (Я) также отмечает, что региональным оператором ООО «Профи» производится транспортирование ТКО в том числе по договорам транспортирования, в связи с чем, необоснованно учтенные средства будут исключены из состава НВВ при установлении предельного единого тарифа региональному оператору ООО «Профи» в размере 1 660,67 тыс. руб. на 2024 год.
В свою очередь ГКЦ РС (Я) при установлении тарифа для ООО «Профи» на 2024 год не исключены отраженные в отчете экономически необоснованные денежные средства на РПП за 2023 год в размере 1 660,67 тыс. руб., а произведен дополнительный учет в размере 35,33 тыс. руб.
Однако экономическое обоснование указанных несоответствий отсутствует.
Кроме того, согласно сведениям, представленным ГКЦ РС (Я), тарифная заявка на 2024 год не подавалась, в связи с чем регулируемой организацией не была заявлена к учету сумма в размере 35,33 тыс. руб.
Таким образом, органу регулирования необходимо провести дополнительный анализ в указанной части, исключив экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора.
На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
1. Признать Государственный комитет по ценовой политике Республики Саха (Якутия) нарушившим пункт 16 Основ ценообразования № 484.
2. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 (включительно) устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с ТКО, допущенные Государственным комитетом по ценовой политике Республики Саха (Якутия) при установлении единого тарифа на услугу регионального оператора ООО «Профи» по обращению с твердыми коммунальными отходами на 2023 год, а именно:
- произвести дополнительный анализ и расчет расходов на транспортирование ТКО, а также на расчетную предпринимательскую прибыль, исключив экономически необоснованные денежные средства за 2023 год из состава НВВ регионального оператора, отразив подробный анализ и расшифровку расчетов в экспертном заключении в соответствии с мотивировочной части настоящего предписания, отразив результаты расчета в экспертном заключении согласно пункту 18 Правил регулирования тарифов № 484;
- пересчитать при необходимости взаимозависимые от перечисленных в настоящем пункте статьи затрат.
3. Органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в срок до 01.07.2024 пересмотреть и ввести в действие экономически обоснованный тариф на услугу регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами ООО «Профи» на 2024 год во исполнение пункта 2 резолютивной части настоящего предписания.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
5. Об исполнении настоящего решения органу исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, предусмотренных резолютивной частью настоящего предписания, письменно проинформировать ФАС России, представив надлежащим образом заверенные копии:
- решения органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, принятие которого предписано пунктом 2 резолютивной части настоящего предписания;
- протокола заседания Правления органа исполнительной власти Республики Саха (Якутия) в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами, на котором принималось вышеуказанное решение;
- экспертного заключения по делу об установлении (пересмотре) тарифа на услугу регионального оператора по обращению с ТКО ООО «Профи» на территории Республики Саха (Якутия).
За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Председатель Комиссии ФАС России |
С.А. Пузыревский |
|
|
|
|