Предписание №СП/87121/23 ПРЕДПИСАНИЕ Агентству по регулированию цен и тарифов Ульянов... от 20 октября 2023 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

ПРЕДПИСАНИЕ

 

19 октября 2023 г. г. Москва

 

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов) (далее — Комиссия ФАС России), рассмотрев материалы внеплановой документарной проверки Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области, в том числе Акт проверки ФАС России от 31.05.2023 № 20/23 (далее – Акт проверки ФАС России), а также возражения в отношении акта проверки, проведенной ФАС России на основании приказа ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023), в ходе которой выявлены нарушения законодательства в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, допущенные Агентством по регулированию цен и тарифов Ульяновской области при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» на 2023 год,

 

УСТАНОВИЛА:

 

Государственное регулирование цен на услуги по передаче электрической энергии осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 26.03.2003
№ 35-ФЗ «Об электроэнергетике» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ), постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178
«О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике», которым утверждены Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Основы ценообразования № 1178) и Правила государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее – Правила № 1178), а также Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 № 20-э/2, Методическими указаниями по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э (далее – Методические указания
№ 421-э), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 17.02.2012 № 98-э (далее – Методические указания № 98-э).

В соответствии с приказом ФАС России от 24.01.2023 № 18/23 (ред. от 22.02.2023) проверка проводилась в отношении установленных на 2023 год тарифов и первого года долгосрочного периода регулирования.

Приказом Агентства по регулированию цен и тарифов Ульяновской области (далее – Агентство, Орган регулирования) от 27.12.2021 № 391-П
«Об установлении долгосрочных параметров регулирования для территориальных сетевых организаций, в отношении которых тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются на основе долгосрочных параметров регулирования деятельности территориальных сетевых организаций, на период 2022-2026 годы» в отношении акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» (далее – Регулируемая организация, АО «УСК») установлены долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 годы с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – НВВ), в том числе базовый уровень подконтрольных расходов в размере 384,49 млн. руб.

НВВ Регулируемой организации без учета оплаты потерь на 2023 год утверждена приказом Агентства от 22.11.2022 № 97-П «Об установлении цен (тарифов) на услуги по передаче электрической энергии на территории Ульяновской области на 2023 год» в размере 629 584,15 тыс. руб.

ФАС России проанализированы материалы тарифных дел 2022 и 2023 годов в разрезе отдельных статей затрат на предмет их экономической обоснованности, в том числе Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии АО «Ульяновская сетевая компания» на 2022-2026 года по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2022 год), Экспертное заключение по определению (корректировке) необходимой валовой выручки на услуги по передаче электрической энергии АО «Ульяновская сетевая компания» на 2023 год по методу долгосрочной индексации необходимой валовой выручки (далее – Экспертное заключение на 2023 год), а также возражения в отношении Акта проверки ФАС России от 10.07.2023 № 73-ИОГВ-17/674исх (рег. от 11.07.2023 № 104806-ЭП/23).

По результатам анализа вышеуказанных материалов установлено следующее.

 

1. Требование к экспертному заключению

В соответствии с пунктом 23 Правил № 1178 экспертное заключение помимо общих мотивированных выводов и рекомендаций должно содержать:

1) оценку достоверности данных, приведенных в предложениях об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

2) оценку финансового состояния организации, осуществляющей регулируемую деятельность;

3) анализ основных технико-экономических показателей за
2 предшествующих года, текущий год и расчетный период регулирования;

4) анализ экономической обоснованности расходов по статьям расходов;

5) анализ экономической обоснованности величины прибыли, необходимой для эффективного функционирования организаций, осуществляющих регулируемую деятельность;

6) сравнительный анализ динамики расходов и величины необходимой прибыли по отношению к предыдущему периоду регулирования;

7) анализ соответствия расчета цен (тарифов) и формы представления предложений нормативно-методическим документам по вопросам регулирования цен (тарифов) и (или) их предельных уровней;

8) анализ соответствия организации критериям отнесения владельцев объектов электросетевого хозяйства к территориальным сетевым организациям.

В соответствии с пунктом 29 Основ ценообразования № 1178 при определении фактических значений расходов (цен) регулирующий орган использует (в порядке очередности, если какой-либо из видов цен не может быть применен по причине отсутствия информации о таких ценах):

установленные на очередной период регулирования цены (тарифы) в случае, если цены (тарифы) на соответствующие товары (услуги) подлежат государственному регулированию;

расходы (цены), установленные в договорах, заключенных в результате проведения торгов;

рыночные цены, сложившиеся на организованных торговых площадках, в том числе биржах, функционирующих на территории Российской Федерации;

рыночные цены, предоставляемые организациями, осуществляющими сбор информации о рыночных ценах, разработку и внедрение специализированных программных средств для исследования рыночных цен, подготовку периодических информационных и аналитических отчетов о рыночных ценах.

При отсутствии указанных данных расчетные значения расходов определяются с использованием официальной статистической информации.

Пунктом 31 Основ ценообразования № 1178 предусмотрено, что при отсутствии нормативов по отдельным статьям расходов допускается использование в расчетах экспертных оценок, основанных на отчетных данных, представляемых организацией, осуществляющей регулируемую деятельность.

ФАС России отмечает, что при определении затрат следует оценивать применяемые компаниями методы закупок, позволяющие осуществить приобретение товаров, работ и услуг по наиболее низкой цене, то есть путем проведения открытых торгов по аукционному принципу. Применяя этот метод, необходимо включать в качестве обоснованной цены приобретения стоимость, которая не может быть выше рыночной цены, сложившейся в соответствующем регионе на данный вид товаров, работ, услуг. Расходы сверх данной цены не могут быть признаны экономически обоснованными расходами и включено в тариф на услуги по передаче электрической энергии.

Особое внимание следует уделить ситуациям закупки у единственного источника и (или) закупки у лиц, являющихся аффилированными, по отношению к приобретателю услуг. Стоимость таких услуг также должна быть не выше рыночной стоимости аналогичных услуг.

В соответствии с пунктом 5 Основ ценообразования № 1178 регулирование цен (тарифов) основывается на принципе обязательности ведения раздельного учета организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, объема продукции (услуг), доходов и расходов на производство, передачу, сбыт электрической энергии и технологическое присоединение к электрическим сетям.

Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона от 26.03.2003 № 35-ФЗ
«Об электроэнергетике» общими принципами организации экономических отношений и основами государственной политики в сфере электроэнергетики является в том числе соблюдение баланса экономических интересов поставщиков и потребителей электрической энергии.

Орган регулирования не должен принимать в расчет величины выше заявленных Регулируемой организацией, в том числе с учетом экономической обоснованности затрат.

 

2. Первый (базовый) год долгосрочного периода регулирования

Базовый уровень подконтрольных расходов 2022 года установлен Органом регулирования в размере 384 488,02 тыс. руб.

Долгосрочные параметры регулирования на 2022-2026 годы утверждены в следующих размерах.

Наименование сетевой организации

Год

Базовый уровень подконтрольных расходов

Индекс эффективности подконтрольных расходов

Коэффициент эластичности подконтрольных расходов по количеству активов

Уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям)

Показатель средней продолжительности прекращения передачи электрической энергии на точку поставки

Показатель средней частоты прекращения передачи электрической энергии на точку поставки

Показатель уровня качества оказываемых услуг

млн. руб.

%

%

%

час

шт.

 

АО «УСК»

2022

384,49

4

75

17,24

0,91280

0,67668

1,00000

2023

X

4

75

17,24

0,89911

0,66653

1,00000

2024

X

4

75

17,24

0,88562

0,65653

1,00000

2025

X

4

75

17,24

0,87234

0,64668

1,00000

2026

X

4

75

17,24

0,85925

0,63698

1,00000

 

  1. 3. Эффективный уровень подконтрольных расходов на 2022 год

Базовый уровень подконтрольных расходов для Регулируемой организации на первый год долгосрочного периода регулирования 2022-2026 годов определен Органом регулирования с применением метода экономически обоснованных расходов и метода сравнения аналогов в размере 384 488,02 тыс. руб.:

70% от уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) в соответствии с Методическими указаниями № 98-э, в размере 399 743,30 тыс. руб.;

30% от значения эффективного уровня операционных, подконтрольных расходов, определенного с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э, в размере 348 892,35 тыс. руб.

В соответствии с пунктом 9 Методических указаний № 421-э для расчета долгосрочных параметров регулирования на очередной долгосрочный период регулирования с применением метода сравнения аналогов в отношении ТСО базовый уровень ОПР ТСО определяется в 70% доле от базового уровня ОПР, рассчитанных в соответствии с Методическими указаниями по регулированию тарифов с применением метода доходности инвестированного капитала или с Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации НВВ, в зависимости от применяемого в отношении ТСО метода регулирования, и 30% доле от базового уровня ОПР для ТСО, рассчитанного в соответствии с Методическими указаниями № 421-э.

Эффективный уровень операционных, подконтрольных расходов, определенный с использованием метода сравнения аналогов в соответствии с пунктом 10 Методических указаний № 421-э в размере 348 892,35 тыс. руб., установлен исходя из следующих показателей:

- коэффициент изменения рейтинга эффективности ТСО – (-0,01114);

- значение индекса эффективности ОПР ТСО – 0,04;

- индекс потребительских цен 2021 год – 6,0%;

- индекс потребительских цен 2022 год – 4,3%;

- индекс изменения количества активов на 2021 год – 0,01637;

- индекс изменения количества активов на 2022 год – 0,00003;

- коэффициент эластичности операционных, подконтрольных расходов – 0,75.

 

3.1. Подконтрольные расходы, определенные методом экономически обоснованных расходов (затрат)

В Экспертном заключении на 2022 год Органом регулирования величина базового уровня ОПР, рассчитанного методом экономически обоснованных расходов, определена в размере 399 743,30 тыс. руб.

Предложение Регулируемой организации по данной статье затрат на 2022 год составило 428 906,97 тыс. руб.

Фактическая величина подконтрольных расходов за 2020 год сложилась в размере 357 570,14 тыс. Руб.

 

3.1.1. Сырье, материалы, запасные части

Расходы на сырье, материалы, запасные части определены Органом регулирования на 2022 год в размере 35 239,79 тыс. руб., в том числе:

- ГСМ – 9 422,05 тыс. руб.;

- вспомогательные материалы для ремонтно-эксплуатационных нужд (РЭН) – 13 336,71 тыс. руб.;

- приборы, инструменты для РЭН – 1 273,55 тыс. руб.;

- приобретение оргтехники – 1 870,03 тыс. руб.;

- прочие материалы для эксплуатации – 7 982,07 тыс. руб.

Расходы на сырье, материалы, запасные части заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 35 239,79 тыс. руб.

Фактические расходы на сырье, материалы, запасные части за 2020 год составили 33 884,41 тыс. руб.

Агентством расходы по данной статье затрат учтены исходя из карточек 20 и 26 счетов за 2020 год, оборотно-сальдовых ведомостей по счетам 60, 20, 26, 08, 07, 10 за 2020 год, копий договоров поставки, конкурсной документации о проведенных торгах, документов о проведении тендеров на выполнение подрядных и ремонтных работ, реестра закупок товаров и услуг за 2020 год и пр.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил
№ 1178 по статье затрат «Сырье, материалы, запасные части» Агентством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В оборотно-сальдовой ведомости по счету 10 отражены кровать раскладная мягкая Надин, раскладушки ЗМИ, чайники электрические и прочие объекты, обоснованность учета которых в тарифах на услуги по передаче электрической энергии Агентством не подтверждена.

Исходя из принятых Органом регулирования в обоснование оборотно-сальдовых ведомостей следует факт учета в базовом уровне подконтрольных расходов 2022 года расходов на ГСМ и спецодежду, принятых на основании фактических данных за 2020 год в отсутствие сравнения с величиной расходов по нормативам (по распоряжению Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р
«О введении в действие методических рекомендаций «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте» и приказу Минтруда России от 09.12.2014 № 997н «Об утверждении Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работникам сквозных профессий и должностей всех видов экономической деятельности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением» соответственно), а также на мебель и приборы учета в отсутствие анализа периодичности их несения.

ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложилась сумма учтенных расходов, в том числе по подстатьям затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.1.2. Работы и услуги производственного характера

Расходы на работы и услуги производственного характера определены Органом регулирования на 2022 год в размере 109 587,61 тыс. руб.

Расходы на работы и услуги производственного характера заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 109 587,61 тыс. руб.

Фактические расходы на работы и услуги производственного характера за 2020 год составили 105 373,70 тыс. руб.

Органом регулирования по данной статье затрат учтены расходы на обслуживание электросетевого хозяйства (подрядным и хозяйственным способами), метрологические услуги, обслуживание АИИС КУЭ (подрядным и хозяйственным способами), обслуживание автотранспорта, обслуживание климатического и прочего оборудования, прочие услуги производственного характера.

В качестве подтверждающих документов представлены карточки 20 и 26 счетов за 2020 год, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 60, 20, 26, 08, 10 за 2020 г., отчет о выполнении ремонтных работ за 2020 год, копии договоров поставки.

В Экспертном заключении на 2022 год и Возражениях в нарушение пункта 23 Правил № 1178 по статье затрат «Расходы на работы и услуги производственного характера» Агентством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации, в том числе в части предмета и срока действия договоров, а также периодичности их несения в соответствии с положениями пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложилась сумма учтенных расходов, в том числе по подстатьям затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

3.1.3. Другие прочие расходы

Другие прочие расходы определены Органом регулирования на 2022 год в размере 25 002,56 тыс. руб., в том числе:

- услуги связи – 2 053,06 тыс. руб.;

- расходы на охрану и пожарную безопасность – 9 545,12 тыс. руб.;

- расходы на услуги коммунального хозяйства – 2 131,02 тыс. руб.;

- расходы на информационные услуги – 4 382,56 тыс. руб.;

- расходы на консультационные услуги – 3 121,04 тыс. руб.;

- транспортные услуги – 583,70 тыс. руб.;

- расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности – 1 853,70 тыс. руб.;

- расходы на командировки и представительские – 834,53 тыс. руб.;

- расходы на подготовку кадров – 106,58 тыс. руб.;

- другие прочие подконтрольные расходы – 390,99 тыс. руб.

Другие прочие расходы заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 32 110,00 тыс. руб.

Фактические другие прочие расходы за 2020 год составили 23 790,37 тыс. руб.

ФАС России отмечает, что в нарушение пункта 23 Правил
№ 1178 по данной статье затрат Агентством не отражен анализ экономической обоснованности принятых расходов и представленной Регулируемой организацией документации в соответствии с требованиями законодательства, в том числе пунктов 5, 29 Основ ценообразования № 1178.

В материалах тарифного дела 2022 года учтенные Органом регулирования договоры не представлены, в связи с чем не представляется возможным определить, что является их предметом, оценить обоснованность отнесения расходов на вид деятельности «Передача электрической энергии». В Экспертном заключении на 2022 год и Возражениях анализ сроков действия договоров не отражен.

В соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 подконтрольные расходы – расходы, связанные с производством и реализацией продукции (услуг) по регулируемым видам деятельности, за исключением расходов на финансирование капитальных вложений, расходов на амортизацию основных средств и нематериальных активов, расходов на возврат и обслуживание заемных средств, в том числе направленных на финансирование капитальных вложений, расходов, связанных с арендой имущества, используемого для осуществления регулируемой деятельности, лизинговых платежей, расходов на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, а также налогов и сборов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, расходов на оплату нормативных потерь в сетях.

Таким образом, расходы на услуги коммунального хозяйства как расходы на оплату услуг (продукции), оказываемых организациями, осуществляющими регулируемую деятельность, в размере 2 131,02 тыс. руб. подлежат учету в составе неподконтрольных расходов исходя из установленных регулируемых цен (тарифов) и фактических объемов потребления.

В соответствии с оборотно-сальдовой ведомостью, принятой Агентством в обоснование расходов на информационные услуги, Регулируемая организация в 2020 году понесла расходы по договорам с ООО Хэдхантер, АО Интерфакс, ООО Деловая информация и прочим договорам, обязательность отнесения которых на регулируемый вид деятельности не обоснована в Экспертном заключении на 2022 год и Возражениях.

По подстатьям затрат «Консультационные услуги», «Расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности», «Расходы на командировки и представительские» и «Подготовка кадров» отсутствуют расшифровки учтенных расходов и перечень принятых в обоснование материалов Регулируемой организации.

Аналогичное замечание распространяется на подстатью затрат «Другие прочие подконтрольные расходы», по которой, судя по принятой в обоснование оборотно-сальдовой ведомости, также учтены расходы на платежи за выбросы в пределах норм, лицензии, которые в соответствии с пунктом 2 Основ ценообразования № 1178 относятся к неподконтрольным расходам и, как следствие, подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2022 года.

ФАС России отмечает, что представительские расходы не являются обязательными для оказания услуг по передаче электрической энергии и не могут быть учтены в НВВ Регулируемой организации.

В части расходов на платежи СРО необходимо указать на то, что данные расходы не являются необходимыми для осуществления регулируемой деятельности, а их отнесение на деятельность по передаче электрической энергии Органом регулирования не обосновано.

ФАС России не представляется возможным определить, каким образом сложилась сумма учтенных расходов, в том числе по подстатьям затрат.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов. Представительские расходы и расходы на платежи СРО подлежат исключению из базового уровня подконтрольных расходов 2022 года. Расходы на услуги коммунального хозяйства в размере в размере 2 131,02 тыс. руб., платежи за выбросы в пределах норм, лицензии Органу регулирования необходимо исключить из базового уровня подконтрольных расходов 2022 года и учесть в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

 

3.1.4. Подконтрольные расходы из прибыли

Подконтрольные расходы из прибыли определены Органом регулирования на 2022 год в размере 3 055,00 тыс. руб.

Подконтрольные расходы из прибыли заявлены Регулируемой организацией на 2022 год в размере 24 928,00 тыс. руб.

Фактические подконтрольные расходы из прибыли за 2020 год составили 3 055,00 тыс. руб.

Расходы по данной статье затрат включают расходы из прибыли на социальное развитие (материальную помощь, предусмотренную коллективным договором).

Агентством расходы по данной статье затрат приняты исходя из фактически сложившихся в 2020 году. При этом в Экспертном заключении на 2022 год и Возражениях не представлена расшифровка учтенных расходов в соответствии с положениями Коллективного договора АО «УСК» на 2020-2022 гг., не указаны размер материальной помощи, основание для ее выплаты и количество сотрудников, которым она полагается.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

4. Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год

Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год определена Органом регулирования в размере 48 445,56 тыс. руб. исходя из следующих компонентов:

- корректировка подконтрольных расходов в связи с изменением планируемых параметров расчета тарифов – 9 786,74 тыс. руб.;

- корректировка неподконтрольных расходов исходя из фактических значений указанного параметра – 27 988,11 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности – 5 133,44 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки регулируемой организации с учетом изменения полезного отпуска электрической энергии и цен на электрическую энергию – 2 338,46 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – 0,00 тыс. руб.;

- корректировка необходимой валовой выручки с учетом надежности и качества услуг – (-6 182,65) тыс. руб.

Агентством корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности рассчитана не в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях Агентством не представлен должный анализ обосновывающих документов, исполнения/неисполнения инвестиционной программы пообъектно, в том числе анализ фактических и плановых показателей из отчета об исполнении предусмотренных ей мероприятий, в соответствии с пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

Учитывая вышеизложенное, корректировка необходимой валовой выручки по доходам от осуществления регулируемой деятельности подлежит пересчету в соответствии с формулой 7.1 пункта 11 Методических указаний № 98-э, корректировка необходимой валовой выручки, осуществляемая в связи с изменением (неисполнением) инвестиционной программы – дополнительному экономическому анализу.

 

5. Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь

Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь на 2023 год учтены Органом регулирования в размере 221 461,28 тыс. Руб.

Тариф покупки определен на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных на официальном сайте Ассоциации НП «Совет рынка» данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), по субъектам Российской Федерации на 2023 год, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования; с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В соответствии с пунктом 81 Основ ценообразования № 1178 стоимость потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, включаемых в тарифы на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, определяется:

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях, не объединенных в ценовые зоны оптового рынка, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую в неценовых зонах оптового рынка, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, и на основании цен на электрическую энергию (мощность), установленных для производителей (поставщиков) электрической энергии - субъектов розничных рынков;

для субъектов Российской Федерации, расположенных в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, для которых Правительством Российской Федерации установлены особенности функционирования оптового и розничных рынков, - на основании индикативных цен на электрическую энергию (мощность) для потребителей, не относящихся к населению и (или) приравненным к нему категориям потребителей, установленных Федеральной антимонопольной службой для соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом доли, указанной в пункте 8 статьи 36 Федерального закона «Об электроэнергетике», по прогнозным рыночным ценам на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемым по субъектам Российской Федерации исходя из официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), а также регулируемых цен (тарифов), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии;

для субъектов Российской Федерации, расположенных на территориях ценовых зон оптового рынка, - на основании прогнозных рыночных цен на электрическую энергию (мощность), продаваемую на оптовом рынке, определяемых по субъектам Российской Федерации с учетом официально опубликованных советом рынка данных о прогнозных свободных (нерегулируемых) ценах на электрическую энергию, цен на электрическую энергию (мощность), установленных для квалифицированных генерирующих объектов, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии, и информации об основных макроэкономических показателях прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, одобренного Правительством Российской Федерации на расчетный период регулирования;

с учетом сбытовой надбавки и величины платы за услуги, оказание которых неразрывно связано с процессом снабжения потребителей электрической энергией и цены (тарифы) на которые подлежат государственному регулированию.

В Экспертном заключении на 2023 год и Возражениях Органом регулирования не представлен расчет цены на покупку потерь электрической энергии в делении по полугодиям 2023 года.

Учитывая вышеизложенное, расходы по данной статье затрат подлежат дополнительному экономическому анализу с последующим исключением выявленных экономически необоснованных расходов.

 

6. Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период

Агентством рассчитаны экономически обоснованные подконтрольные расходы за 2021 год, не учтенные в НВВ Регулируемой организации, в размере 47 287,60
тыс. руб.

В составе указанной суммы Органом регулирования учтены 20 178,21
тыс. руб. как ¼ результата анализа подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период регулирования (2017-2021), по которому имеются фактические данные за полный год, а также 27 109,39 тыс. руб. как разница между учтенными на 2021 год и признанными экономически обоснованными фактическими подконтрольными расходами за 2021 год (355 223,05 тыс. руб. –
328 113,66 тыс. руб.).

Расходы по данной статье затрат не учтены в НВВ на 2023 год в целях недопущения скачков единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

ФАС России отмечает следующее.

При установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов учитываются результаты анализа обоснованности расходов регулируемой организации, понесенных в предыдущем долгосрочном периоде регулирования, и результаты осуществления контрольных мероприятий в целях установления экономически обоснованного уровня затрат, которые подлежат включению в базовый уровень на первый год нового долгосрочного периода регулирования и при расчете показателя в соответствии с формулами, предусмотренными пунктом 11 Методических указаний № 98-э.

В случае выявления превышения фактического уровня расходов по отдельным статьям затрат за каждый год предыдущего долгосрочного периода регулирования над установленной на соответствующий год величиной, регулирующим органам следует провести анализ причин возникновения данного превышения и, если оно обусловлено объективными факторами (связанными с изменениями законодательства, существенным изменением рыночных цен, связанным с текущей экономической обстановкой, и др.), то такие расходы подлежат учету в тарифах в экономически обоснованном размере с учетом индекса потребительских цен в следующем порядке:

при формировании базового уровня операционных (подконтрольных) расходов используются имеющиеся данные за текущий период регулирования (9 месяцев) и годовые показатели за каждый год долгосрочного периода регулирования;

расчет показателя и Вi при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии на первый год очередного долгосрочного периода регулирования выполняется на основании годовых показателей за каждый год долгосрочного периода регулирования, а при установлении (корректировке) тарифов на второй год очередного долгосрочного периода регулирования по результатам анализа годовых значений последнего года предыдущего долгосрочного периода регулирования.

Данная позиция отражена в письме ФАС России от 18.05.2023
№ МШ/48197/22.

В соответствии с пунктом 7 Основ ценообразования № 1178 исключение экономически необоснованных доходов и расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, выявленных в том числе по результатам проверки их хозяйственной деятельности, учет экономически обоснованных расходов организаций, осуществляющих регулируемую деятельность, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования по независящим от организации, осуществляющей регулируемую деятельность, причинам, в целях сглаживания изменения тарифов могут осуществляться в течение периода, в том числе относящегося к разным долгосрочным периодам регулирования, который не может быть более 5 лет. В этом случае распределение исключаемых экономически необоснованных доходов и расходов, учитываемых экономически обоснованных расходов, не учтенных при установлении регулируемых цен (тарифов) на тот период регулирования, в котором они понесены, или доходов, недополученных при осуществлении регулируемой деятельности в этот период регулирования, осуществляется при расчете необходимой валовой выручки соответствующего годового периода регулирования с учетом параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации. Действие положений, установленных настоящим абзацем, не распространяется на территориальные сетевые организации, необходимая валовая выручка которых с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования не превысила 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

АО «УСК» не соответствует требованию пункта 7 Основ ценообразования
№ 1178 в части превышения ее НВВ с учетом расходов на оплату потерь и оплату услуг других территориальных сетевых организаций за 3 последних периода регулирования 10 процентов суммарной необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций, учтенной при установлении единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии.

Как следствие, сглаживание не может быть применено в отношении Регулируемой организации.

ФАС России отмечает, что превышение фактического уровня расходов за 2017-2020 годы над установленными на соответствующие годы величинами подлежало компенсации АО «УСК» не позднее 2022 года, за 2021 год – не позднее 2023 года.

Учитывая, что Регулируемая организация в 2022 (в соответствии с решением ФАС России от 15.06.2022 № СП/57419/22 АО «УСК» оспаривались только расходы по статье затрат «Прибыль на капитальные вложения», причем в удовлетворении требований было отказано) и 2023 годах не обращалась в ФАС России для рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), расходы по данной статье затрат на 2023 год и последующие периоды регулирования учету не подлежат.

На основании вышеизложенного, по итогам заседания Комиссии Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению вопросов о государственном контроле (надзоре) за реализацией исполнительными органами субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), руководствуясь подпунктом 5.3.2.3 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 331, пунктом 29 Положения о государственном контроле (надзоре) за реализацией органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации полномочий в области регулирования цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Признать Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области нарушившим положения пунктов 2, 5, 7, 29, 81 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, пункт 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, положений Методических указаний по определению базового уровня операционных, подконтрольных расходов территориальных сетевых организаций, необходимых для осуществления регулируемой деятельности, и индекса эффективности операционных, подконтрольных расходов с применением метода сравнения аналогов, утвержденных приказом ФСТ России от 18.03.2015 № 421-э, пункта 11 Методических указаний по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденных приказом ФСТ России от 17.02.2012 № 98-э.

2. Органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике устранить нарушения законодательства Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике:

2.1. Исключить из базового уровня подконтрольных расходов акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» 2022 года расходы по статье затрат «Другие прочие расходы» в части расходов на услуги коммунального хозяйства в размере 2 131,02 тыс. руб., а также в части расходов на платежи за выбросы в пределах норм, лицензии, СРО, представительских расходов.

2.2. Расходы по подстатье затрат «Другие прочие расходы» в части расходов на услуги коммунального хозяйства, платежи за выбросы в пределах норм, лицензии учесть в составе неподконтрольных расходов в экономически обоснованном размере.

2.3. Произвести дополнительный анализ и расчет расходов (показателей), включенных в необходимую валовую выручку акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» на основании мотивировочной части настоящего предписания и отразить соответствующий анализ в Экспертном заключении (с указанием документов и материалов, на основании которых принималось решение, причин учета (неучета) представленных регулируемой организацией документов и расчетов) в соответствии с пунктом 23 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, исключив выявленные экономически необоснованные расходы, по следующим статьям затрат:

- «Сырье материалы, запасные части»;

- «Работы и услуги производственного характера»;

- «Другие прочие расходы»;

- «Подконтрольные расходы из прибыли»;

- «Корректировка необходимой валовой выручки на основе фактических данных за 2021 год»;

- «Расходы на покупную электроэнергию для компенсации потерь»;

- «Анализ подконтрольных расходов за предыдущий долгосрочный период».

3. По результатам исполнения пункта 2 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике пересмотреть базовый уровень подконтрольных расходов акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» 2022 года в соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2011 № 1178, а также величину необходимой валовой выручки акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» в соответствии с положениями Основ ценообразования № 1178, Методических указаний № 98-э.

4. По результатам исполнения пунктов 2, 3 настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике исключить выявленные (неподтвержденные) экономически необоснованные расходы (доходы) при регулировании акционерного общества «Ульяновская сетевая компания» на 2024 год.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для возбуждения административного производства в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

6. Об исполнении настоящего предписания органу исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике в течение 5 рабочих дней с даты принятия решений, указанных в настоящем предписании, письменно проинформировать Федеральную антимонопольную службу, представив надлежащим образом заверенные копии:

- решений органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, принятие которых предписаны настоящим предписанием;

- протоколов заседаний правления органа исполнительной власти Ульяновской области в области государственного регулирования цен (тарифов) в электроэнергетике, на которых принимались решения, предписанные настоящим предписанием;

- экспертных заключений по делу об установлении (пересмотре) тарифов на услуги по передаче электрической энергии для акционерного общества «Ульяновская сетевая компания», в которых отражены результаты исполнения настоящего предписания.

За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа статьей 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

 

 

 

Председатель Комиссии ФАС России

С.А. Пузыревский

 

 

 

 

 

 

 

Связанные организации

Агентство по регулированию цен и тарифов Ульяновской области
ИНН 7325169757, ОГРН 1207300005538
Ульяновское УФАС России
ИНН 7325002331, ОГРН 1027301176902