Решения по тарифам №31/83409/18 без аннотации от 16 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

Резолютивная часть решения оглашена «14» сентября 2018 г.

Комиссия Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения № 2, утвержденная приказом Федеральной антимонопольной службы от 22.08.2018 № 1178/18 (далее — Комиссия), в составе:

<…>,

рассмотрев досудебный спор по заявлению ООО «БазэлЦемент- Пикалево» (в настоящее время ООО «Пикалевский глиноземный завод») (далее - ООО «ПГЗ», Заявитель) (рег. № 15546/18 от 01.02.2018), возникший с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (далее - далее - Орган регулирования, Комитет, ЛенРТК) по вопросу установления тарифов на тепловую энергию на 2018 год, в присутствии на заседании Комиссии посредством видео-конференц-связи заместителя председателя Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <…>, начальника отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <…>, консультанта отдела регулирования тарифов (цен) в сфере теплоснабжения Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области <…>, заместителя генерального директора ООО «ПГЗ» <…>, финансового директора ООО «ПГЗ» <…>, главного энергетика ООО «ПГЗ» <…>, начальника планово-бюджетного отдела ООО «ПГЗ» <…>,

УСТАНОВИЛА:

в соответствии с положениями Федерального закона от 27.07.2010 № 190- ФЗ «О теплоснабжении», Правилами рассмотрения (урегулирования) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от

  1. № 533, в ФАС России обратилось ООО «Пикалевский глиноземный завод» с заявлением о рассмотрении досудебного спора по вопросу установления цен (тарифов) в сфере теплоснабжения (рег. № 15546/18 от 01.02.2018) с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

Заявление ООО «ПГЗ» рассмотрено в порядке, предусмотренном Регламентом деятельности Федеральной антимонопольной службы по рассмотрению (урегулированию) споров и разногласий, связанных с установлением и (или) применением цен (тарифов), утвержденным приказом ФАС России от 19.06.2018 № 827/18.

Досудебный спор рассмотрен ФАС России на основании представленных Заявителем и Органом регулирования материалов, а также на основании пп. «б» пункта 5 Положения о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2013 № 543.

Спор возник с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области, которым в рамках исполнения своих полномочий по государственному регулированию цен (тарифов) в сфере теплоснабжения приказом от 14.12.2017 № 379-нп «Об установлении тарифов на теплоноситель, поставляемый обществом с ограниченной ответственностью «БазэлЦемент-Пикалево» потребителям на территории Ленинградской области в 2018 году, и о внесении изменений в приказ Комитета по тарифам и ценовой политике Ленинградской области от 30 ноября 2015 года № 343-п «Об установлении долгосрочных параметров регулирования деятельности и тарифов на тепловую энергию на коллекторах источника тепловой энергии общества с ограниченной ответственностью «БазэлЦемент-Пикалево», поставляемую потребителям на территории Ленинградской области, на долгосрочный период регулирования 2016-2018 годов» были скорректированы тарифы на тепловую энергию с коллекторов на 2018 год, установленные ранее методом индексации, 2018 год - третий год долгосрочного периода регулирования 2016-2018 гг.

Тепловая энергия Заявителем производится в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной генерирующей мощностью производства электрической энергии 25 Мегаватт и более.

Величина необходимой валовой выручки, установленная оспариваемым решением на 2018 год, составляет 1 025 697,8 тыс. руб.

Величина необходимой валовой выручки, которую заявитель считает

экономически обоснованной на 2018 год, составляет 1 058 499,1 тыс. руб.

Общая сумма спора составляет 32 801,3 тыс. руб., статьи спора и величина расходов по статьям представлены в таблице 1.

Таблица 1. Статьи разногласий между ООО «ПГЗ» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области.

№ п/п

Наименование статьи, единицы измерения

Величина расходов по статьям

Величина

разногласий

Утверждено Органом регулирования на 2018 год

Заявлено в ФАС России

1.

Проценты за пользование займом в связи с обязанностью обеспечивать наличие запасов резервного топлива, тыс. руб.

0

1060,7

1060,7

2.

Проценты за пользование займом в связи с дебиторской задолженностью, тыс. руб.

0

11042,3

11042,3

3.

Выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного полезного отпуска над фактическим за 2015-2016 годы, тыс. руб.

0

20698,3

20698,3

Итого

 

0

32801,3

32801,3

Статья «Проценты за пользование займом в связи с обязанностью обеспечивать наличие запасов резервного топлива»

ООО «ПГЗ» в своем заявлении оспаривает невключение Органом регулирования расходов на проценты за пользование займом, связанным с необходимостью создания запаса резервного топлива, и заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье на 2018 год в размере 1 060,7 тыс. руб.

В обоснование своей позиции ООО «ПГЗ» представлены: расчет процентов за пользование кредитом для включения в тарифы на тепловую энергию на 2018 год, договор займа от 30.01.2015 № 17/007/15.

В соответствии с пунктом 73 Основ ценообразования в сфере теплоснабжения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22.10.2012 № 1075 (далее — Основы ценообразования), величина неподконтрольных расходов определяется в соответствии с пунктом 62 настоящего документа и включает величину амортизации основных средств и

расходы на выплаты по договорам займа и кредитным договорам, включая проценты по ним, за исключением расходов на погашение и обслуживание заемных средств, в том числе процентов по займам и кредитам, предусмотренных подпунктом «б» пункта 74 Основ ценообразования. Величина процентов, включаемых в состав неподконтрольных расходов в соответствии с настоящим абзацем, не превышает величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования, в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пп. 5 пункта 2 статьи 4 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении» к полномочиям федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на реализацию государственной политики в сфере теплоснабжения, относится в том числе утверждение нормативов удельного расхода топлива при производстве тепловой энергии источниками тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более (для ценовых зон теплоснабжения утверждаются до окончания переходного периода), а также нормативов запасов топлива на источниках тепловой энергии при производстве электрической и тепловой энергии в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более.

Заявителем не представлено ни в ФАС России, ни в Орган регулирования

приказов об утверждении нормативов запасов топлива для ООО «Пикалевский глиноземный завод», а также документов, подтверждающих создание и использование запасов резервного топлива, расчета затрат по данной статье.

Кроме того, в соответствии с представленным Заявителем договором займа от 30.01.2015 № 17/007/15 целевым направлением займа является осуществление финансовой деятельности, в том числе последующее погашение задолженности по кредитному договору № 98/11 от 04.08.2011, заключенному между ЗАО «БазэлЦемент-Пикалево» (в настоящее время ООО «Пикалевский глиноземный завод») и ОАО Банк ВТБ.

На основании вышеизложенного, ФАС России не усматривает нарушений в действиях Органа регулирования по данной статье затрат, в связи с чем требования Заявителя удовлетворению не подлежат.

Статья «Проценты за пользование займом в связи с дебиторской

задолженно стью »

ООО «ПГЗ» в своем заявлении оспаривает невключение Органом регулирования расходов на проценты за пользование займом, связанным с дебиторской задолженностью АО «Пикалевские тепловые сети», и заявляет требование о признании экономически обоснованными расходов по данной статье в размере 11 042,3 тыс. руб.

В обоснование своей позиции ООО «ПГЗ» представлены: расчет процентов за пользование кредитом для включения в тарифы на тепловую энергию на 2018 год, договор займа от 30.01.2015 № 17/007/15, график оплаты на 2017 год за тепловую энергию АО «Пикалевские тепловые сети», Протокол разногласий к графику оплаты на 2017 год АО «Пикалевские тепловые сети», Протокол согласования разногласий к графику оплаты АО «Пикалевские тепловые сети» на 2017 год, письмо ООО «ПГЗ» в ответ на протокол к согласованию разногласий к графику оплаты на 2017 год АО «Пикалевские тепловые сети».

В соответствии с Основами ценообразования предусмотрены следующие основания включения в НВВ расходов, связанных с обслуживанием заемных средств:

  • в случае если регулируемая организация в течение расчетного периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с незапланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом

цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, в том числе вызванного осуществлением расчетов за коммунальную услугу по отоплению равномерно в течение календарного года (пункт 13 Основ ценообразования);

  • расходы, связанные с созданием нормативных запасов топлива, включая расходы по обслуживанию заемных средств, привлекаемых для этих целей (пункт 47 Основ ценообразования);
  • расходы на погашение и обслуживание заемных средств, привлекаемых на реализацию мероприятий инвестиционной программы, в размере, определяемом исходя из срока их возврата, предусмотренного договорами займа и кредитными договорами. При этом размер процентов по таким займам и кредитам, не учитываемый при определении налоговой базы налога на прибыль, определяется с учетом положений пункта 13 Основ ценообразования (пункт 74 Основ ценообразования).

В адрес ФАС России Заявителем не были представлены документы, подтверждающие экономическую обоснованность затрат по данной статье, в том числе расчеты кассовых разрывов, бюджет движения денежных средств, оборотно-сальдовые ведомости.

Дополнительно ФАС России отмечает, что в представленном расчете по данной статье затрат использованы показатели, не соответствующие материалам: задолженность в расчете принята в размере 50 812,4 тыс. руб., в то время как графиком оплаты на 2017 год предусмотрена сумма в размере 10 688,24 тыс. руб.

На основании вышеизложенного, требования Заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

Статья «Выпадающие доходы, связанные с превышением учтенного полезного отпуска над фактическим за 2015-2016 годы»

Заявителем оспариваются выпадающие доходы, связанные с превышением планового полезного отпуска над фактическим за 2015-2016 годы, которые составили 20 698,3 тыс. руб.

Комитетом по ценам и тарифам Ленинградской области расходы по данной статье в необходимой валовой выручке не учтены.

В обоснование своей позиции ООО «ПГЗ» представлены: расчет недополученного дохода для включения в тарифы на тепловую энергию на 2018 год за 2015-2016 годы, форма статистической отчетности 46-ТЭ полезный

отпуск за 2015-2016 годы, статистическая форма № 6-ТП за 2015-2016 годы.

В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования в случае если регулируемая организация ранее понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования при установлении для нее регулируемых цен (тарифов), в том числе расходы, связанные с не запланированным органом регулирования при установлении цен (тарифов) для такой регулируемой организации ростом цен на продукцию, потребляемую регулируемой организацией в течение расчетного периода регулирования, то такие расходы, включая расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, привлекаемых для покрытия недостатка средств, учитываются органом регулирования в составе неподконтрольных расходов в объеме, подтвержденном на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности. При этом расходы, связанные с обслуживанием заемных средств, учитываются в размере фактически понесенных расходов, не превышающем величину, равную ставке рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, увеличенной на 4 процентных пункта.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний по расчету регулируемых цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, утвержденных приказом ФСТ России от 13.06.2013 № 760-э (далее - Методические указания), в случае если по итогам расчетного периода регулирования на основании данных статистической и бухгалтерской отчетности подтверждаются выпадающие доходы по регулируемым видам деятельности, связанные с превышением учтенного при установлении тарифов объема полезного отпуска над фактическим, то средства на компенсацию таких выпадающих доходов учитываются органом регулирования при установлении регулируемых цен (тарифов) для такой регулируемой организации начиная с периода, следующего за периодом, в котором указанные выпадающие доходы были документально подтверждены на основании годовой бухгалтерской и статистической отчетности, но не позднее чем на 3-й расчетный период регулирования, в полном объеме.

По выпадающим доходам 2015 года.

В своем заявлении ООО «ПГЗ» заявляет требование о признании экономически обоснованными недополученных в 2015 году доходов и учете в необходимой валовой выручке на 2018 год в размере 5 638,3 тыс. руб.

Как поясняет Организация, недополученные доходы образовались в связи с превышением планового полезного отпуска (874,19 Гкал) над фактическим (835,74 Гкал).

Органом регулирования расходы по данной статье в НВВ на 2018 год не учтены.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Согласно пункту 50 Методических указаний при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя:

  • объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом;
  • стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.

ФАС России отмечает, что расходы, связанные с результатами деятельности Организации за 2015 год, не относятся к расчетному периоду регулирования на 2018 год.

Кроме того, в Орган регулирования форма № 46-ТЭ за 2015 год, а также расчет недополученного дохода в связи с превышением планового полезного отпуска над фактическим не предоставлялись.

В представленных Заявителем документах отсутствует расшифровка выпадающих доходов, связанных с превышением учтенного объема полезного отпуска над фактическим, по видам деятельности, а также расчет экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

Учитывая изложенное, требования Заявителя являются необоснованными и удовлетворению не подлежат.

По выпадающим доходам 2016 года.

В своем заявлении ООО «ПГЗ» заявляет требование о признании

экономически обоснованными недополученных в 2016 году доходов и учете в необходимой валовой выручке на 2018 год в размере 7 951,2 тыс. руб.

Как поясняет Организация, недополученные доходы образовались в связи с превышением планового полезного отпуска (864,79 тыс. Гкал) над фактическим (803,88 Гкал).

В обоснование своих требований Организацией представлены форма статистической отчетности № 46-ТЭ «Сведения о полезном отпуске (продаже) тепловой энергии отдельным категориям потребителей» за 2016 год, а также расчет расходов.

Органом регулирования расходы по данной статье в НВВ на 2018 год не учтены и было отмечено, что снижение полезного отпуска в 2016 году произошло за счет снижения потребления тепловой энергии на собственные нужды завода.

В соответствии с пунктом 52 Основ ценообразования орган регулирования ежегодно в течение долгосрочного периода регулирования осуществляет корректировку долгосрочного тарифа, ранее установленного на год, следующий за текущим годом, в соответствии с методическими указаниями с учетом отклонения значений параметров регулирования деятельности регулируемой организации за истекший период регулирования от значений таких параметров, учтенных при расчете долгосрочных тарифов, за исключением долгосрочных параметров регулирования. Корректировка осуществляется в соответствии с формулой корректировки необходимой валовой выручки, установленной в методических указаниях.

Согласно пункту 50 Методических указаний при корректировке плановых значений расходов на приобретение энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя:

  • объемы используемых энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя корректируются при наступлении обстоятельств, указанных в пункте 118 Методических указаний, в соответствии с указанным пунктом;
  • стоимость покупки единицы энергетических ресурсов корректируется с учетом уточнения значений, установленных на очередной расчетный период регулирования цен (тарифов) и индексов изменения цен, определенных в прогнозе социально-экономического развития.

ФАС России отмечает, что Заявителем не предоставлялись ни в ФАС России, ни в орган регулирования расшифровка выпадающих доходов, связанных с превышением учтенного объема полезного отпуска над фактическим, по видам деятельности, подтверждающие обосновывающие

документы, а также расчет экономии от снижения потребления энергетических ресурсов, холодной воды и теплоносителя.

На основании анализа представленных ООО «Пикалевский глиноземный завод» и Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области обосновывающих материалов Комиссия

РЕШИЛА:


отказать в удовлетворении требований ООО «Пикалевский глиноземный завод», изложенных в заявлении о рассмотрении досудебного спора в области государственного регулирования цен (тарифов) в сфере теплоснабжения, с Комитетом по тарифам и ценовой политике Ленинградской области (рег. № 15546/18 от 01.02.2018).

Связанные организации

Связанные организации не указаны